VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Образовательный компонент формирования готовности подростков и молодежи к семейной жизни

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014275
Тема: Образовательный компонент формирования готовности подростков и молодежи к семейной жизни
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет 
им. К.Д. Ушинского» 

Институт педагогики и психологии
Факультет социального управления
Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодёжью 
Специальность (направление) 440302 - «Социальная педагогика»




Курсовая работа 

на тему: «Образовательный компонент формирования готовности подростков и молодежи к семейной жизни»




                          
                                  
                                  Выполнила:
                                  Студентка 4 курса 94149 группы 
                                  Дедюлина Алена Сергеевна
                                  
                                  Научный руководитель:
                                  доктор педагогических наук,
                                  зав.кафедрой СП и ОРМ
                                  Тарханова Ирина Юрьевна
     
Заключение научного руководителя о допуске к защите: ________________
_______________________________
                                
Оценка публичной защиты работы:
________________________________




Ярославль
2018


Содержание
    
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава1.Подготовка подростков и молодежи к семейной жизни как педагогическая проблема…………………………………………………

7
 1.1Понятие готовности к семейной жизни ………………………………..
7
1.2 Сущность педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях среднего образовательного учреждении……………………………….....................................................


18
1.3 Анализ существующих программ подготовки старшеклассников к семейной жизни…………………………………………………………….

26
Глава 2. Анализ проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни…………………………………………………………….

39
2.1Выявление уровня подготовки старшеклассников к семейной жизни………………………………………………………………………..

39
2.2 2.2	Практическая деятельность по реализации программы подготовки старшеклассников к семейной жизни в среднем образовательном учреждении……………………………………………...


53
Заключение…………………………………………………………………
67
Список литературы………………………………………………………..
69
Приложения ………………………………………………………………..
75







Введение
      Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основномусоциальному институту общества.
      На формирование молодого человека как семьянина влияют различные факторы. Среди важнейших социальных институтов, влияющих на этот процесс, выделяются семья, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, а также средства массовой информации и живое, непосредственное общение со сверстниками. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное влияние на ребенка изменяется.
      Неэффективное функционирование института семьи, негативное влияние средств массовой информации, отсутствие целенаправленного педагогического воспитательного воздействия со стороны образовательных учреждений и других социальных институтов снижают значимость семьи в системе ценностей молодежи, формируют неадекватный образ семейной жизни.
      В настоящее время во многом изменились ценностные ориентации и сама система подготовки молодежи к семейной жизни.  В качестве транслятора создаваемого имиджа брака и семьи выступают средства массовой информации.Майя ВикторовнаМедкова исследовала его через описание семей популярных людей: 80% из них состоят в зарегистрированном браке, 57% из всех женатых состоят в первом браке, 43% – в повторном. В качестве причины развода выступают: карьера, новая любовь, ссоры в семье.Развод респондентами не рассматривается кактрагедия, эмоциональное переживание, внимание, скорее, сосредоточено на разделе имущества, поиске адвокатов, планах на будущую жизнь.[37]
      Подобная информация, безусловно, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, что приводит к значительному снижению значимости семейных ценностей у выпускников школ.[12]
      Статистически в России распадается больше половины браков. Так, если сопоставить данные Росстата по количеству заключенных браков и разводов, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков. В прошлом году было заключено всего 985 тыс. браков, при этом было зарегистрировано 608 тыс. разводов.[21]
      Четверть семей в России не зарегистрированы, как подсчитали демографы. Современная молодежь оформляет отношения в полтора раза реже, чем это делали их родители. Изменились и сами семьи: в одних – допускают измены, в других – супруги живут то вместе, то врозь, в третьих – встречаются только на выходные, в четвертых – отказываются заводить детей. [27]
      Сложившаяся ситуация требует поиска новых подходов в решении этой проблемы, вызывает необходимость разработки целостной, многоаспектной, многофункциональной программы подготовки старшеклассников к семейной жизни.
      Подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке на сегодняшний день является серьезной и общегосударственной проблемой, поэтому выбранная нами тема является актуальной и требует решения.
      С одной стороны, вопросы подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям освещаются многими отечественными и зарубежными авторами: А.Н. Волковой.[13], И. В. Власюк, И.В.Гребенниковым[18],Е.И. Зритневой[22], Л.П.Панковой[43],А. К. Дэвисом, А. Кирхгоффоми другими. Однако на сегодняшний день отсутствуют работы, содержащие целостное исследование проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, недостаточно изучена область, анализирующая разнообразные аспекты добрачного поведения молодежи, практически не проводится исследований по разработке диагностического инструментария и методик по проведению занятий, формирующих успешные семейно-брачные отношения. Отсутствует единая, комплексная программа, привлекающая различные социальные институты, ориентированная на развитие у подрастающих поколений мотивационно-ценностного и ответственного отношения к семье и браку.
      Таким образом, актуальны противоречия: между объективной ценностью для общества— крепкой, полноценной семьи с детьми и несформированностью ценностного отношения к браку у подрастающих поколений; между возрастающими потребностями общества в подготовке молодежи к семейной жизни и традиционной образовательной практикой, не предполагающей такой подготовки, и недостаточной разработанностью соответствующих программ и методик.
      Совокупность обозначенных противоречий позволяет сформулировать проблему данного исследования: каким образом необходимо организовать образовательный процесс, чтобы подготовка старшеклассников к семейной жизни была эффективной?
      Решение проблемы исследования составляет ее цель:выявить и обосновать условия эффективности образовательного компонента в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни.
      Объект исследования - процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни в образовательном учреждении
      Предмет исследования – условия эффективности подготовки старшеклассников к семейной жизни в образовательном учреждении
      Цель реализуется решением следующего комплекса задач:
      1) рассмотреть понятие готовности к семейной жизни;
      2) выявить сущность подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях среднего образовательного учреждения;
      3) провести анализ проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни;
      4) провести экспериментальную работу, в ходе которой выявить уровень подготовленности старшеклассников к семейной жизни.
     Гипотеза исследования: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни будет эффективным, если:
     * овладение знаниями, умениями, навыками и формирование качеств, необходимых в брачных отношениях, будут сочетаться с развитием у старшеклассников самосознания и постижения собственных взглядов, которые выступают как средство их личностного роста и формирования;
     * будет разработана особая среда подготовки старшеклассников к семейной жизни, содержание которой адекватно структурным компонентам готовности.
     Теоретическая основа исследования. Большой вклад в изучение проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни внесли работы таких ученых, как: Л.Б. Шнейдер И.В. Дубровина, Е.И. Зритнева, Т.И. Юферева, С.В. Ковалёв, А.М. Прихожан, Н.Н. Обозов, Е.С. Граненкова, С.П. Акутина, И.В. Гребенников.
     В соответствии с целями и задачами данной работы был определен комплекс методов: теоретических – анализ психолого-педагогической литературы, электронных образовательных ресурсов, нормативных и информационно-методических документов, сравнительный анализ и синтез данных, обобщение и систематизация отечественного опыта; эмпирических – наблюдение, беседа,опрос, анкетирование, тестирование.
     
     
     
     
     
     
Глава 1. Подготовка молодежи к семейной жизни как педагогическая проблема

1.1 Понятие готовности к семейной жизни
     
      Изучениеинститута семьи как уникального социокультурного феномена относится к числу сложных и актуальных проблем современности.
      Исследования зарубежных и отечественных ученых в области брачно-семейных отношений говорят о том, что стабильная семья может быть создана лишь при определенной готовности молодых людей к семейной жизни, выделяют различные показатели. Но пока нет единого понятия готовности к семейной жизни, нет четких параметров и методов, позволяющих изучить и измерить индивидуально-психологические характеристики готовности к семейной жизни. Поэтому затронутая тема, по-нашему мнению, заслуживает внимания.
      В соответствии с целью и задачами исследования нашей работы мы изучили и проанализировали литературу по данной теме, где выявили сущность и особенноститаких понятий, как «семья», «брак», «готовность», «готовность к семейной жизни», «формирование готовности молодежи к семейной жизни».
      Стоит отметить, что вопросам изучения полового, семейно-брачного воспитания, а также методикам его осуществления посвящено значительное число работ. Вопросам полового воспитания молодежи большое внимание уделяли Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Наиболее значимые работы принадлежат Я.А. Коменскому, Я. Корчаку, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому. Достаточно глубоко эту проблему рассматривали такие известные педагоги, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они призывали к использованию богатого педагогического наследия народа в подготовке молодежи к браку и семейной жизни, уделяли большое внимание семейным отношениям как основному фактору воспитания семьянина, подчеркивали значимость семьи в обществе.
      Среди современных исследователей можно отметить И.В.Гребенникова, который в своей работе «Основы семейной жизни» раскрывает суть готовности к браку и семейной жизни, излагая методику подготовки обучающихся к семейной жизни.Л.Б.Шнейдер рассматривает понятие «готовность к браку» как интегральную категорию, характеризующуюся многоаспектностью.И.В.Дубровина, Е.И.Зритнева, Т.И.Юферева анализируют факторы, оказывающие влияние на формирование готовности к семейной жизни. Теоретико-прикладные подходы к определению содержания подготовки молодёжи к семейной жизни рассматривали С.В. Ковалёв, Н.Н.Обозови др. ученые.
      В отечественной литературе по психологии и философии выделяется ряд подходов к проблеме подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям[17].
      1. ?еоцентрический подход,сформировавшийся в средние века. В рамках данного расклада индивид рассматривается равно как результат духовного произведения. 
      Представители: Григорий Назианский, Василий Великий, Лука, П.Ф. Каптерев, Р. Кэмпбелл.
      В контексте представленного подхода при подготовке молодежи к созданию семьи утверждается важная роль взаимоотношений между родителями, успех воспитания ставится в прямую зависимость от создания близких и прочных отношений между супругами.
      2. ?атуроцентрический подход: человек выступает как часть природы.
      Представители: Демокрит, Платон, Ж.-Ж.Руссо, З.Фрейд. В ходе этого расклада подготовки молодого поколения к семейной жизни особый интерес уделяется отношениям мамы и детей, значимости матери. Что в последующем влияет на его формирование как опекуна и семьянина.
      3. ?нтропоцентрический подход: человек – уникальная самоценная личность.
      Представители: Дж. Боулби, Э.Эриксон, К.Роджерс. В рамках данного подхода к подготовке к семейной жизни находит отражение основной принцип клиентцентристскойтерапии: человек ответствен за свой выбор и может изменить себя. Раскрытая обстановка в семье содействует независимому самовыражению персоны, развивает у детей способность регулировать актуальные трудности.
      4. Социоцентрический подход: человек выступает как продукт социальной среды.
      Представители: Дж.Локк, А.Адлер, Д.Уотсон, Б.Скиннер. Таким образом, с данным направлением связаны два центральных принципа развития семьи: отказ от борьбы за власть и учет потребностей членов семьи.
      В современной науке отсутствует общеустановленное понятия семьи. Так, по мнению Б. В. Соловьева, «семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основаннуюна браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию» [18]
      С.Ю.Грачева говорит о том, что «семья – сплав любви: супружеской, родительской, детской».
      А.Г.?арчев определяет семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».
      В нашей работе мы будем придерживаться определения семьи, данного А.Г.Харчевым, так как предыдущие исследователи рассматривают семью как социальный институт, где она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством. А.?арчев выделяет и такие важные черты социально-правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, взаимопомощью, хотя он рассматривает семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы.
      Обратимся теперь к понятию брака.
      В.А.Скрипелов определяет его следующим образом: «Брак – договор (соглашение, союз) мужчины и женщины, заключаемый в определенной форме и влекущий за собой определенные юридические последствия» 
      Т.М.Наумова говорит о том, что «брак – социальный институт, основанный на совокупности социальных норм, санкционирующих отношения полов, а также взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования семейной группы».
      И.Ю.Королёв рассматривал нормы, обязанности и права, связанные с браком. Одни из них носят юридический характер и регламентируются в России Семейным кодексом. Другие нормы, обязанности и права – неюридического характера – регулируются моралью, обычаями и традициями.
      Так, ключевым в определении «брака», предложенном В.А. Скрипеловым, является понятие договор, где упускаются из виду нормы, обязанности и права, без которых не может существовать брачный союз. И.Ю.Королёв, наоборот, акцентирует свое внимание больше на юридической стороне этих составляющих брака.
      Мы в нашей работе будем придерживаться определения «брака», данного Т.М.Наумовой, так как оно, по-нашему мнению, более точно отражает суть рассматриваемого процесса.
      Рассмотрев такие понятия, как «семья» и «брак», можно заметить их взаимосвязь, поэтому в литературе они нередко используются как синонимы. Однако между ними есть и различия. Во-первых, они возникли в разные исторические периоды. Следует отметить, что слово «брак» происходит от русского «брать» [55]. Институт брака прошел определенные стадии развития – от полигамии к единобрачию.
      А.Г.?арчев в своих работах утверждает[59], что семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, в то же время предъявляет к нему немало требований. 
      Понятие «готовность» анализировалась в исследованиях, посвященных вопросам общей психологической готовности человека к труду (В.В. Сериков, А.А.Смирнов); рассматривающих процесс формирования готовности личности к отдельным видам деятельности (П.К.Анохин, А.Э. Голубева, И.А. Крупнов, А.Р. Лурия); к профессиональной педагогической деятельности (С.А.Николаенко, В.А.Сластенин, Р.Г.Шакирова, А.И.Щербаков и др.)Анализ работ по проблеме готовности к определенным видам деятельности показывает, что исследователи данный феномен рассматривают как необходимое условие, как возможность и способность субъекта эффективно включаться в соответствующую деятельность. Кроме этого, в содержание готовности личности к деятельности выделены как деятельностная, так и психологическая составляющая. Поэтому рассмотрение готовности в исследованиях осуществляется в рамках функционального и личностного аспекта. Функциональная готовность понимается как совокупность определенных знаний, необходимых для выполнения определенной деятельности, и навыков, которые формируются на ее основе, что способствует успешному включению в эту деятельность. Готовность личности рассматривается как сложное, стабильное интегративное качество личности, структура которого включает в себя ряд компонентов, таких как мотивационные, информативные, операционные и т. Д. Кроме того, учитывая системный характер профессиональной готовности, исследователи выделили характеристики таких как долгосрочные и ситуационные подсистемы. Кроме этого, В.А.Сластенин [54]выделяет ситуативную (временную) готовность, включающую мотивационно-ценностный и операционально-действенный компоненты.
      В числе факторов, определяющих стабильность молодых семей, подчеркивается готовность молодых людей к вступлению в брак. Г.М. Андреева считает, что стабильность брака и семейных отношений зависит от степени готовности к браку. Последнее понимается как система социально-психологических установок личности, которая определяет эмоционально-позитивное отношение к семейному образу жизни, ценности брака.Как отмечает Л.Б. Шнейдер [63], готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:
      1. ?ормирование определенного нравственного комплекса;
      2. Способность проявлять самопожертвование к партнеру;
      3. Качества, связанные с проникновением во внутренний мир человека - эмпатический комплекс;
      4. Высокая эстетическая культура чувств и поведения человека;
      5. Способность разрешать конфликты конструктивным образом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
      С точки зрения Е.И. Зритневой, готовность человека к браку и семейным отношениям определяется как социально-психологическое образование, которое объединяет признание ценностей социального института семьи, личный смысл знаний и навыков в области семейной психологии, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики и межличностное общение в семье.
      Структурными компонентами готовности молодежи к брачно-семейным отношениям являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий. Содержание когнитивного компонента составляет система знаний и представлений о предназначении брака, его роли в человеческом обществе и в жизни каждой отдельной личности; об особенностях брачных и добрачных отношений; о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром. Сущность мотивационного элемента содержит аргументы подбора супружеского партнёра. Операциональный элемент – концепция умений контактировать и взаимодействовать с учётом гендерных отличительных черт партнёра.Содержание эмоциональной составляющей состоит из эмпатических способностей, выражающихся в осознании важности, ценности другого человека, в активном сочувствии (представляющем и понимающем психологическое состояние другого, сочувствующего ему и готовности помочь), имея умение чувствовать другого человека. Суть поведенческого компонента заключается в выражении партнерства как главной стратегии действий в крайне противоречивых моментах.
      Очевидно, что содержание готовности к семье и браку представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности.
      Таким образом, готовность человека к семейно-брачным отношениям заключается не только в наличии знаний, навыков, но и в сложном многогранном образовании личности, которое служит условием успешного выполнения разнообразных семейных мероприятий, таких как избирательная деятельность, которая позволяет человеку стать счастливым семейным человеком.Под формированием готовности молодых людей к семейной жизни мы подразумеваем процесс развития таких личностных качеств потенциально успешного семьянина, как: 
      * активная жизненная позиция;
      * наличие навыков многообразного межличностного взаимодействия;
      * открытость социальному опыту;
      * сформированность устойчивой системы ценностей.
      Именно определение формирования готовности к семейной жизни как целенаправленного процесса позволяет охарактеризовать системность и комплексность этого понятия, раскрыть его основные характеристики, а именно: целенаправленность, протяженность во времени, многоаспектность.
      Формирование готовности молодежи к браку является важной социальной задачей, связанной с реализацией комплекса мероприятий с участием широкого круга специалистов (психологов, учителей, родителей, кураторов, социальных педагогов и т. д.). Наиболее подходящим средством является специальная программа, направленная на создание компетенций, необходимых обучающимся для семейной жизни[6].
      Самым важным в этих взаимодействиях является не только влияние на учащегося, но и его реакция, которая также меняется, развивается. Все это нельзя игнорировать, организуя работу с молодежью.
      Мы рассматриваем готовность к семейной жизни как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности в человеке является источником его личной и социальной нестабильности.
      Исходя из вышесказанного, были выделены следующие критерии готовности молодого человека к семейной жизни:
      * осознание ценности семьи и брака;
      * наличие собственных представлений о семейной жизни, согласующихся с существующей социально-нормативной системой;
      * определенность ролевой позиции личности в отношении будущего брака.
      Эти критерии, по нашему мнению, определяют содержание подготовки подростков к семейной жизни в интегрированном образовательном процессе. При этом особую роль в подготовке молодежи к браку мы отводим социальному педагогу как специалисту, наиболее компетентному в области сопровождения социального становления обучающегося.
      В ходе нашего исследования были определены и сформулированы следующие принципы формирования готовности старшеклассников к семейной жизни:
      — принцип дифференцированного подхода к организации процесса подготовки учащихся к семейной жизни (процесс подготовки ориентируется на возрастные, половые, социальные и индивидуально-личностные особенности включенных в него юношеского возраста);
      — субъектность включения молодых людей в процесс их подготовки к семейной жизни (сосредоточить внимание на разработке отражающей позиции участников, активное включение в предлагаемые мероприятия);
      — принцип создания эмоционально положительной атмосферы в процессе подготовки (необходимость обеспечения комфортного самочувствия молодого человека в процессе формирования его готовности к семейной жизни, отрицание директивного вмешательства в личную жизнь, построение взаимодействия на основе этических норм);
      — принцип сотворения условий для самореализации молодежи в процессе подготовки (создание условий для реализации социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений участников процесса, удовлетворение от общения со сверстниками, наличие положительных эмоций в процессе совместной деятельности);
      — принцип ориентации подготовки на интересы и потребности старшеклассников (необходимость изучения этих интересов и потребностей, организация различных видов деятельности, в которых этот потенциал может быть реализован).
      В практике организации процесса обучения старшеклассников будущей семейной жизни вышеуказанные принципы должны осуществляться косвенно, то есть с учетом социальной ситуации развития и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, являющихся объектом профессиональной деятельности.С учетом сказанного выше содержание процесса формирования готовности старшеклассников к семейной жизни может включать в себя ряд взаимосвязанных направлений[18]:
      1. Инф?рмаци?нн?е направление:информирование молодых людей о нормативных положениях о брачных отношениях, семейных функциях, динамике семейных отношений и вероятных проблемах сотрудничества, возникающих на разных этапах, а также о организациях, оказывающих психологическую и консультационную помощь семье. В рамках этого направления формирования готовности учеников средней школы к семейной жизни мы предлагаем наряду с классическими лекционными формами информирования использовать изучение опыта родительской семьи, проектной деятельности образовательных, решение. Эти формы организации работы, на наш взгляд, позволяют нам проявлять интерес к изучаемой области, создавать позитивную мотивацию для включения в процесс подготовки к семейной жизни и активизировать субъективное положение подростков.
      2. Ценностн?-аксиологическ?е направление: формирование ценностей культуры семьи, быта и здорового существования обществе. Основной формой организации работы в этой области являются дискуссии, поскольку заявленные трудности связаны с жизненными принципами и личными волнениями участников. Обсуждение может побудить человека подумать, изменить или пересмотреть свои настройки. ?ри формировании ценностной сферы мы предлагаем использовать и этические дилеммы, решение которых всегда затрагивает эмоциональную сферу подростка, а, следовательно, способствует интериоризации нравственных норм.
      2. Личностн?-ф?рмирующее направление: ф?рмирование свойств и качеств личности, нужных для ее успешной самореализации в семейной сфере, моделирование личностного образа семьянина в согласовании с общечеловеческими идеалами и реалиями сегодняшнего времени. ? качестве основных форм организации работы здесь мы выделяем моделирование и проигрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки и позитивного образа «Я», рефлексивной позиции участников.
      3. ?ренинг?вое направление: отработка механизмов семейно-ролевого поведения, формирование стратегий семейного взаимодействия. ?ренинг?вая форма групповой работы строится на активности самих участников и имеет ряд преимуществ. ?ренинг относится к типу активного ?бучения, н? при эт?м имеет черты к?нсультационной группы, чт?обусл?влен?выс?к?й значимостью пр?блемы для участников. Раб?та в группах призвана ?казать участникам помощь в исследовании и решении психологических проблем; изучении псих?логических осн?в общения; развитии сам?сознания с целью сам?изменения и к?ррекции поведения; содействие личностному р?сту и сам?развитию.
      Таким образом, подготовка к семейной жизни - это комплекс комплексных взаимодействий молодежи с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, средствами культуры и массовой информации, в результате чего происходит осознание особенностей брака и семейных отношений, развитие соответствующих чувств, формирование идей, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
      
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.2 Сущность подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях среднего образовательного учреждения

      Становление готовности обучающихся старшего звена к семейной жизни является одной из составляющих процесса взросления и их личностного роста, условием стабилизации будущих супружеских отношений и общества в целом. Осмысливая основу становления готовности старшеклассников к семейной жизни, можно определить ее как формирование ценностного содержания представления о семье.
      Система образования в решении данной проблемы должна занимать основное место, так как она обладает рядом преимуществ по сравнению с другими социальными системами: располагает педагогическими кадрами, специальными временными, материальными ресурсами. Образовательные учреждения могут проводить систематическую целенаправленную подготовку обучающихся к семейной жизни с помощью учебной и внеучебной работы, деятельности различных неформальных объединений, а также путем оказания помощи семье, формирования общественного мнения взрослых и подрастающего поколения о высочайшей ценности семьи для общества и для каждого человека в отдельности.
      Выбор старшего школьного возраста для формирования ценностей семьи и семейных отношений обусловлен тем, что этот возраст – время активного мировоззренческого самоопределения и поиска смысла жизни. Старший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания ценностного отношения к семье, которое включает в себя определенные знания о ценностях семьи, личностную заинтересованность в создании семейных отношений, стремление к идеалу поведения, проявляющего это ценностное отношение. Поэтому недостаточная подготовка старшеклассников к созданию семьи, сохранению жизнеспособности этого небольшого коллектива является одним из факторов, ведущих к дестабилизации супружеских отношений.
      Однако, при всей незаменимости семейного воспитания для более эффективной подготовки подрастающего поколения к семейной жизни требуется педагогически грамотная, профессиональная помощь.
      На наш взгляд, эффективным в формировании готовности старшеклассников к семейной жизни в учебном заведении будет осуществление процесса педагогического сопровождения как компонента образовательной деятельности, основанного на личностно-деятельностном и диалогическом подходах.
      Личностно-деятельностный подход, по сути, характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Он предполагает усвоение знания, основанного на опыте социального взаимодействия. Реализация данного подхода в процессе социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни подразумевает следующее: 
      * культивирование специалистами системы сопровождения собственной позиции молодого человека в различных ситуациях социального взаимодействия, включая сферу семейно-брачных отношений;
      * постановка молодого человека в ситуации выбора;
      * обращение педагогов к личностным смыслам молодого человека в социальной деятельности;
      * активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия;
      * ориентация на задачи возрастного развития личности старшеклассника в процессе сопровождения.
      Основой диалогического подхода является смещение авторитарного и манипулятивного воздействий в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие определяется отношением равноправия субъектов и взаимное личностное признание. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог.
      Семья, по признанию ученых – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.
      Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На разных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиям [24]
      Осознаниеличностью жизненных ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям – помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения.
      Таким образом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у старших учащихся и тем самым формировать общую готовность к семейной жизни.
      При этом становление готовности рассматривается, с одной стороны, как внешний процесс организации деятельности учащихся, а с другой – как внутриличностный процесс формирования готовности к семейной жизни.
      В своем исследовании Т.М. ?фанасьеварассматривает воспитательную и просветительскую концепцию учебного заведения каксильный механизм, вследствии которого актуализируется мотивация, потребности, личностные и духовные силы учащихся, воля для осознания ценностей будущей взрослой жизни. [7]
      Суть обучения старшеклассников для семейной жизни заключается в привлечении учителей к таким стимуляционным механизмам, действия которых приведут к эффективному ответу на внутренние индивидуальные проявления каждого человека. Предоставление студентам положительного опыта, на основании которого они будут подтверждены в ценности семейной жизни. Работа педагогов должна быть ориентирована на создание ситуаций точечного взаимодействия с учащимися, при которых процесс личностного становления будет иметь личностно-ориентированный характер и будет протекать самостоятельно. 
      Исходя из вышесказанного, процесс подготовки старших учащихся к семейной жизни – это система помогающих действий педагога в логике актуализации рефлексии учащимся ценности .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%