- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы проведения административного раследования таможенными органами
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015839 |
Тема: | Теоретические основы проведения административного раследования таможенными органами |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 9 1.1. Понятие и сущность административного расследования 9 1.2. Анализ законодательства в сфере административного расследования за нарушение таможенных правил 15 1.3. Таможенные органы как субъекты административного расследования 22 ГЛАВА 2. ОСОБЕННСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 29 2.1. Доказывание и доказательства при осуществлении административного расследования 29 2.2. Особенности проведения экспертизы при осуществлении административного расследования 41 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ 50 3.1. Совершенствование межведомственного и международного взаимодействия по линии административных правонарушений 50 3.2. Совершенствование информационно-технической составляющей правоохранительной деятельности ОАР 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77 ВВЕДЕНИЕ Либерализация внешнеэкономической деятельности, административного и уголовного законодательства, упрощение таможенных формальностей, сокращение контрольных функций на границе, создание зон свободной торговли, интеграция международной торговли и проявление трансграничности усиливают экономическое развитие государств, но вместе с этим создаются предпосылки для нарушения действующего российского законодательства, угрожающего экономической безопасности государства. Цель выпускной квалификационной работы – выработка предложений, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности отдела административных расследований. Для решения заданной цели были поставлены следующие задачи: 1. Охарактеризовать понятие и сущность административного расследования. 2. Охарактеризовать таможенные органы как субъекты административного расследования. 3. Проанализировать доказательную базу административного расследования. 4. Проанализировать особенности проведения экспертизы при осуществлении административного расследования. 5. Предложить совершенствование межведомственного и международного взаимодействия по линии административных правонарушений. 6. Совершенствование информационно-технической составляющей правоохранительной деятельности ОАР. Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с нормативно-правовым закреплением деятельности отдела административного расследования как правоохранительного органа. Предметом выпускной квалификационной работы являются содержащиеся в законодательстве материальные и процессуальные нормы, устанавливающие содержание правоохранительной деятельности отдела административных расследований. Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод познания, логический метод, исторический метод, статистический метод, метод системного анализа и другие. Теоретическая база работы представлена литературой таких ученых-теоретиков как Бахрах Д. Н., Габричидзе Б. Н., Зарубина Н. Н., Кима Н. И., Косициной Л. А., Мигачева Е. В., Мустафиной С. А., Панова А. Б., Пятиковой Е. А. и других ученых. Практическая значимость исследования связана с возможностью применения результатов исследования в законотворческой, судебной и таможенной практике. Основными нормативно-правовыми источниками при написании выпускной квалификационной работы стали Таможенный кодекс ЕАЭС, КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, федеральные законы о службе в таможенных органах, о таможенном регулировании и другие. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 1.1. Понятие и сущность административного расследования В настоящее время правовую основу функционирования таможенных органов и правоохранительной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, международные акты, такие как Конвенции и нормы ВТО, Таможенный Кодекс ЕАЭС, КОАП РФ, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные приказы ФТС России. Конституция РФ1 является важным источником права, определяющим дальнейшее развитие страны с учетом основных демократических принципов, которые в ней прописаны. В соответствии со статьей 71 Конституции, в Российской Федерации осуществляется таможенное регулирование. В соответствии со ст. 74 Конституции РФ на территории РФ предусмотрена свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В редких случаях могут быть введены ограничены, если это связано с вопросами безопасности, защиты и охраны жизни, здоровья, природных ресурсов и культурных ценностей. В целях поддержания конституционных основ в сфере предотвращения и пресечения правонарушений в таможенной сфере большое значение уделяется КоАП РФ. Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)2 по праву можно назвать единым кодифицированным нормативно-правовым актом, раскрывающим понятие и содержание административного правонарушения, ответственности за него, назначение соответствующего наказания, порядок производства и применения мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении. Стоит отметить, что в рассматриваемой кодексе отсутствует раскрытое толкование такого понятия как «административное расследование», что, в свою очередь, не позволяет в полной мере прийти к единообразному трактаванию применения данного института в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Его правовая регламентация в настоящее время решается комплексом нормативных предписаний, среди которых основное место занимает статья 28.7 КоАП РФ. Кроме указанной нормы, отдельные положения административного расследования также регулируются в абзаце 2 ч. 3 ст. 23.1, п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 3 ст. 28.5, ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ. Однако рассматриваемые выше нормы – это нормы процедурного характера, а не нормы-дефиниции. Попытка восполнить пробел законодателя в определении «административного расследования» была предпринята на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ3, в соответствии с которым под административным расследованием понимается комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, указанных в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ лиц, которые направлены на установление всех обстоятельств АП, их соответствующую фиксацию, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Для проведения административного расследования необходимы реальные действия, направленные на получение необходимых документов и сведений, с учетом экспертного заключения, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц. Стоит отметить, что процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному, не являются административным расследованием. Если рассматривать институт «административное расследование» как относительно обособленную группу юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные с установлением и фиксацией фактических обстоятельств совершения отдельных категорий административных правонарушений, и требующих значительных временных затрат, то его можно рассматривать как часть административно-правового института производства по делам об административных правонарушениях, входящего в состав отрасли административного (административно-процессуального) права. Административное расследование может рассматриваться не просто как перечень процессуальных действий, регламентированных правовыми нормами, но и как обозначение группы таких норм. Анализ законодательства об административных правонарушениях показывает, что административное расследование как комплекс процессуальных действий является составной частью производства по делам об административных правонарушениях. Наряду с этим из теоретических источников известно, что производство по делам об административных правонарушениях совместно с другими административными производствами в области административной юрисдикционной деятельности входит в так называемый административно-юрисдикционный процесс. В рамках указанного процесса выделяют несколько административных производств, при этом производство по делам об административных правонарушениях выделяется своей наибольшей процессуальной характеристикой и систематизацией в кодифицированном акте – КоАП РФ. В зависимости от научных подходов в структуре административно- правового процесса производство по делам об административных правонарушениях может являться элементом 3-го или 4-го уровня: 1) административный процесс ? административно-юрисдикционный процесс ? производство по делам об административных правонарушениях; 2) административный процесс ? правоприменительный процесс ? производство по применению мер принуждения ? производство по делам об административных правонарушениях. Поскольку административное расследование является обособленной частью производства по делам об административных правонарушениях, объединяющих ряд нормативных предписаний, и законодатель связывает отдельные составы административных правонарушений с возможностью его проведения, следует полагать закономерным относительное обособление соответствующей группы норм. Административное расследование, с точки зрения его нормативно- правового закрепления, характеризуется наличием определенной группы норм, регулирующих обособленную группу общественных отношений в области производства по отдельным делам об административных правонарушениях, в том числе и в области таможенного дела. Следует заключить, что административное расследование, осуществляемое по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, в том виде, в каком оно в настоящее время существует, с позиций системы права можно рассматривать в качестве правового подинститута (субинститута). При этом нормативные предписания указанного субинститута, по мнению автора, составляют не только правовые нормы КоАП РФ, но и содержащиеся в соответствующих ведомственных правовых актах, детализирующих процесс административного расследования в той или иной сфере охраняемых общественных отношений. Выделение административного расследования в правовой подинститут позволяет комплексно, всесторонне регулировать, упорядочивать соответствующий вид общественных отношений. Определение административного расследования как правового подинститута создает предпосылки, во-первых, для изменения отношения к нему законодателя, то есть дальнейшую детализацию правовых норм и их выделение в отдельную главу КоАП РФ, а во-вторых, дает толчок для более глубокого изучения административного расследования со стороны научных деятелей и юристов. Одновременно с этим административное расследование можно рассматривать в качестве отдельной процедуры, которая по целям и задачам подчинена производству по делам об административных правонарушениях. С позиций деления административно-юрисдикционного процесса на производства возможно построение следующей логической цепочки: административно-юрисдикционный процесс ?производство по делам об административных правонарушениях ? административное расследование. Административное расследование может также рассматриваться как комплекс фактических действий уполномоченных должностных лиц в рамках производства по делу об АП, требующих значительных временных затрат. Данное определение характеризует не форму, а содержательную сторону этого правового явления. Составляющими элементами административного расследования будут процессуальные действия, в том числе, требующие значительных временных затрат, в том числе на проведение экспертизы. В отношении проведения экспертизы КоАП РФ содержит специальные статьи, регламентирующие основания и порядок ее назначения и проведения, а в отношении иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, каких-либо специальных предписаний не имеется, в частности: – направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ); – фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ); – истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ); – осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ); – изъятие вещей и документов (ст. 27.10 и 27.11 КоАП РФ) и другие. Следующим признаком определения административного расследования может быть его трактовка как отдельной процессуальной формы, включающей в себя особую систему последовательно совершаемых процессуальных действий и принимаемых по их результатам правовых актов специально уполномоченными на то должностными лицами, в рамках производства по делам об административных правонарушениях. В данном случае административное расследование следует понимать как предусмотренный правовыми нормами специальный правовой режим осуществления процессуальных действий по наиболее сложным категориям дел об административных правонарушениях. Совокупность способов реализации властных полномочий при решении вопросов привлечения к административной ответственности с привлечением более широкого круга участников производства по делу об административном правонарушении (эксперты, специалисты, свидетели и другие). Учитывая то, что административное расследование является составной частью производства по делам об административных правонарушениях, детерминированной особой процессуальной формой, то следует заключить, что административное расследование как вид юридической практики также протекает в относительно обособленной процессуальной форме. Однако понятие, состав, иные аспекты регламентации процессуальной формы применительно к административному расследованию как составной части производства по делам об административных правонарушениях и административного процесса детально не разработаны (в отличие от процессуальной формы иных видов юридического процесса). Характеризуя правовую сущность процессуальной формы административного расследования, следует отметить, что она включает в себя следующие ее составляющие элементы: – основания ее проведения; – порядок принятия решения о проведении административного расследования; – место проведения; – срок проведения; – порядок оформления результатов. Административное расследование не может предусматривать решение задачи выявления административного правонарушения и тем самым не направлено на поиск возможных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении – данная задача решается в рамках других процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти, например в ходе таможенного контроля. Необходимость проведения административного расследования обусловлена требованием объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях. Объектом административного расследования является совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению и являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены ст. 26.1 КоАП РФ. Изложенный в этой норме перечень конкретизируется в соответствии с отдельным составом правонарушения. В качестве отдельного признака, характеризующего административное расследование следует также признать целенаправленную интеллектуально-аналитическую деятельность лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Исходя из рассматриваемых признаков административного расследования, толкования Пленума Верховного суда, анализа КоАП РФ, можно прийти к выводу, что административное расследование можно представить в качестве регламентированного нормами административного (административно-процессуального) права вида целенаправленной интеллектуально- аналитической деятельности, которая реализуется с целью моделирования наиболее полной характеристики совершенного административного правонарушения или достижения иных целей расследования. 1.2. Анализ законодательства в сфере административного расследования за нарушение таможенных правил В настоящее время в рамках ЕАЭС и Российской Федерации создана объемная нормативная база, определяющая и раскрывающая институт административного расследования для установления ответственности за нарушение таможенного законодательства. Данная нормативная правовая база представлена как международным уровнем, так и национальным. Одним из важнейших стандартов управления международной торговлей является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)4. В данной конвенции особое значение уделяется институту взаимной административной помощи, в рамках которой одна таможенная администрация поручает другой совершить действия, направленные на предупреждение, расследование и пресечение таможенных правонарушений. Согласно Стандартному Правилу № 2, национальное законодательство определяет таможенные правонарушения и оговаривает условия, при которых они могут расследоваться, устанавливаться и, при необходимости, являться объектом административного урегулирования. Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ5 Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции, тем самым взяв на себя обязательства, содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур и с этой целью соблюдать в соответствии с положениями Конвенции, содержащиеся в ней стандарты и основополагающие принципы. Важным международным документом, регламентирующим деятельность института административного расследования, является новый Таможенный кодекс ЕАЭС6, вступивший в действие с 01.01.2018 года. На основании статьи 354 ТК ЕАЭС таможенные органы наделены функциями ведения административного процесса (осуществления производства) по делам об административных правонарушениях и привлечения лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов. По своим задачам административный процесс связан с реализацией властных полномочий субъектами исполнительной власти, установлением порядка принятия решений в сфере государственного управления и их исполнения, решением индивидуальных дел с помощью процессуальных норм, оформления промежуточных и окончательных результатов в процессуальных документах. В рамках международного сотрудничества Российская Федерация и другие члены ЕАЭС осуществляют взаимодействие на основе Международной конвенции в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений7. Вместе с тем, как отмечается в Конвенции, взаимное вышеуказанное содействие не распространяется на просьбы об аресте лиц или взимании пошлин, налогов, сборов, штрафов и других денежных средств от имени другого государства. На базе данной Конвенции было также заключено Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах»8 между всеми государствами, входящими в состав СНГ. Кроме того, между государствами-членами Таможенного союза были подписаны двусторонние нормативные документы по данной тематике. На основании Международного договора «Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза»9, административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству той Стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности. Таким образом, данный принцип позволяет своевременно принимать меры по пресечению административных правонарушений в области таможенного дела на основании своего национального законодательства (государства, на территории которого было выявлено нарушение). Рассматривая национальное законодательство, стоит отметить, что в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»10 в ч. 8 ст. 12 определено, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил). КоАП РФ посвящает отдельную главу правонарушениям в области таможенного дела. В главе 16 КоАП РФ предусмотрено 24 статьи и 44 состава за нарушение таможенных правил. ФТС России осуществляет правоохранительную задачу на местах. Существует большое количество ведомственных нормативных правовых актов, касающихся применения норм административного и таможенного права таможенными органами. В соответствии с Приказом ФТС России от 02.12.2014 № 234411 вопросами составления административных протоколов и функциями задержаниями уполномочен определенный перечень должностных лиц таможенных органов. На основании Письма ФТС России от 28.04.2007 № 01-06/16201 «О направлении методических рекомендаций»12 разработан единый порядок приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы Российской Федерации информации, указывающей на наличие события административного правонарушения. На основания Распоряжения ФТС России от 21.02.2007 № 56-р13 был разработан порядок организации взаимодействия подразделений таможенных органов при реализации части 1 статьи 20.25 КоАП России (уклонение от исполнения административного наказания), применяемой в случаях неуплаты в установленный срок административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения в сфере таможенного дела. На основании Письма ФТС РФ от 30.12.2011 № 05-107/6536414 даются разъяснения по вопросам исполнения судебных актов по конфискации предметов административного правонарушения. На основании Приказа ФТС России от 24.04.2007 № 52415 дела об административных правонарушениях подлежат представлению для регистрации в учетно-регистрационные подразделения таможенных органов либо при их отсутствии в подразделения административных расследований. В приказе ФТС Приказ ФТС России РФ от 26.03.2009 № 56016 вводится определенный порядок действий должностных лиц таможенных органов при продлении сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях. В настоящее время с учетом полномочий, предоставленных ч. 9 ст. 27.10 КоАП РФ, издан приказ ФТС России от 18.12.2006 № 1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях»17, утверждающий одноименную Инструкцию, которая детально регламентирует порядок хранения, а также организацию работы по изъятию, учету и передаче таможенными органами вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях. Положения многих разъяснительных документов были инкорпорированы в текст указанной Инструкции. Большое значение в правоприменительной практике по вопросам административной ответственности отводится судебным актам. Большинство российских ученых-правоведов полагает, что акты судебной власти (включая акты высших судебных инстанций) не являются нормативными правовыми актами, а только актами официального толкования. Однако судебные акты высших судов оказывают «прямое влияние» на правоприменительную практику должностных лиц таможенных органов не только при рассмотрении ими каких-либо дел, вынесении решений, осуществлении иных должностных функций, но и при подаче заявлений в суд, в частности об обжаловании судебного решения, отменившего постановление таможенного органа. Так, например, действуя в роли заявителя таможенный орган должен руководствоваться кроме нормативных правовых актов судебными актами высших судов. В противном случае, даже несмотря на явную правомерность действий должностного лица таможенного органа, суд, основываясь на судебном акте высшего суда, может отказать в принятии заявления по причинам нарушения процессуальных норм заявителем. Такая ситуация затянет процесс осуществления должностным лицом таможенного органа своих законных полномочий или просто не позволит ему их осуществить. Примером такого влияния можно рассмотреть Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»18, согласно которому судам общей юрисдикции было дано разъяснение, что при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ, необходимо различать количественные и качественные характеристики товара, являющегося предметом правонарушения. При этом отсутствие в таможенной декларации сведений о количестве такого товара (его части либо в целом) составляет содержание недекларирования. Напротив, недостоверное декларирование проявляется при отсутствии признаков недекларирования, когда количество товара заявлено полностью, однако в таможенной декларации имеются недостоверные сведения о качественных характеристиках товара, учитываемых при исчислении таможенных платежей, следствием чего становится возможным необоснованное освобождение лиц от уплаты таможенных пошлин или занижение их размера. Руководствуясь Постановлением, Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 519, стоит отметить, что согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание, поэтому при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления. Таким образом, в настоящее время сформирована полноценная система нормативно-правовых актов, регламентирующих и определяющих институт административного расследования в сфере совершения таможенных правонарушений. Данная система базируется на принципах и терминах, заложенных в международных конвенциях по вопросам административной и уголовной ответственности, положениях ТК ЕАЭС, федеральных законах и ведомственных нормативно-правовых актах. Созданная нормативно-правовая система формирует условия для полноценного функционирования данного института, закладывая основы для дальнейшей гармонизации и институционального совершенствования. 1.3. Таможенные органы как субъекты административного расследования Уяснение сущности и содержания административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела невозможно без исследования правового положения таможенных органов как субъектов административного расследования20. Каждая стадия производства по делам об административных правонарушениях предполагает наличие действий субъектов, совершаемых на данной стадии, и их полномочий (прав и обязанностей). Законодательство об административных правонарушениях предъявляет особые требования к организации и проведению административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, именно поэтому представляется важным анализ современного организационного обеспечения процесса административного расследования дел об административных правонарушениях в области таможенного дела21. Правовое положение таможенных органов как субъектов административного расследования представляет собой совокупность правовых норм, определяющих иерархию и полномочия звеньев системы таможенных органов, их должностных лиц, которые участвуют в проведении административного расследования. Под субъектом административного расследования следует понимать должностное лицо органа исполнительной власти, уполномоченное законодательством об административной ответственности и/или принятыми в соответствии с ним подзаконными ведомственными нормативными правовыми актами осуществлять процессуальные действия в рамках административного расследования. В настоящее время различные функции в сфере административных расследований выполняют одноименные подразделения таможенных органов различного уровня, которые, осуществляя закрепленную за ними компетенцию, вступают в вертикальные взаимосвязи между собой и горизонтальные взаимосвязи с другими подразделениями того таможенного органа, в структуре которого они находятся. Также они имеют внешние взаимосвязи с иными правоохранительными органами, органами государственной власти, юридическими и физическими лицами22. Система подразделений административных расследований таможенных органов имеет следующие уровни: 1. На уровне ФТС России – Управление таможенных расследований и дознания23. 2. На уровне региональных таможенных управлений – оперативные таможни, в которых имеются отделы организации административных расследований и отделы административных расследований, исполнения, поручений по уголовным делам и делам об АП24. 3. На уровне таможен – отделы административных расследований25. 4. На уровне таможенных постов – отделения административных расследований. Указанная структура и система взаимоотношений подразделений административных расследований находятся в стадии непрерывного совершенствования. Характер этой структуры и взаимосвязей определяется основной функцией подразделений административных расследований – осуществлением производства по делам об административных правонарушениях. На федеральном уровне главным звеном сфере административных расследований в системе таможенных органов является Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, которое через свои структурные подразделения и нижестоящие таможенные органы осуществляет комплекс правоохранительных функций. Производство по делам об административном правонарушении и проведение соответствующего административного расследования им присуща в настоящее время в меньшей степени, хотя соответствующие правомочия имеются26. В соответствии с Положением об УТРД, предусмотрены 34 функции, из них 23 в той или иной степени касаются производства по делам об административных правонарушениях, а 8 – только указанного направления деятельности. Согласно данным УТРД, в 2017 году таможенными органами возбуждено порядка 120 тысяч дел об АП, что в процентном соотношении на 48,5% больше аналогичного показателя годом ранее. Наибольшее количество дел об АП возбуждено в соответствии с главой 16 КОАП РФ – 74,5 тысяч дел. Основными видами наказаний по административным делам стали административные штрафы, конфискация орудий совершения и/или предметов АП, предупреждения, административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП, обязательные работы, административный арест. Средним звеном в системе организации административных расследований являются оперативные таможни, которые имеют в своей структуре отделы административных расследований и отделы организации административных расследований. Оперативные таможни осуществляют административное расследование по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, а также организуют производство по делам об административных правонарушениях в таможенных органах региона. Оперативные таможни располагают широким арсеналом контрольных полномочий по делам об административных правонарушениях и более всего по делам об административных правонарушениях, отнесенным к категории особой важности27. Отдел организации административных расследований в составе оперативной таможни (ООАР) является структурным подразделением оперативной таможни, осуществляющим организацию возбуждения дел об административных правонарушениях, проведения по ним административного расследования и рассмотрения таких дел. Рассматривая Северо-Западный регион, стоит отметить, что Северо-Западная оперативная таможня в 2017 году возбудила порядка 20 тысяч дел об АП, что в процентном отношении на 16% больше, чем годом ранее. Лидерами по заведению дел об АП стали Выборгская, Санкт-Петербургская и Балтийская таможни. По наиболее общественно опасным составам возбуждено порядка 12 тысяч дел об АП. Наибольшее количество дел об АП данной категории в 2017 году возбуждено в Выборгской, Карельской, Псковской таможнях. Всего за 2017 год таможнями СЗТУ назначено наказаний по 19714 делам об АП на сумму более 20 миллиардов рублей, что в процентном отношении на 17% больше, чем годом ранее28. Нижестоящими звеньями системы подразделений административных расследований являются отделы административных расследований таможен и отделения административных расследований таможенных постов. Отделы административных расследований таможен и отделения административных расследований таможенных постов осуществляют ведение производства по делам об административных правонарушениях и осуществляют координационные функции в отношении других подразделений соответствующего таможенного органа при осуществлении ими тех или иных процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении. Стоит отметить, что административное расследование – факультативная стадия производства по делу об административном правонарушении в рамках которой осуществляются выявление обстоятельств дела, фиксация доказательств, предварительная квалификация деяния. Особенность ее заключается в удлиненных сроках, а также в более широких процессуальных полномочиях должностного лица, уполномоченного составлять протокол по делу об административном правонарушении в случае вынесения определения о проведении административного расследования. В то же время, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в рамках компетенции таможенных органов – не требует участия лица, привлеченного к ответственности, поскольку в большинстве случаев исполнением, постановлений таможенных органов непосредственно занимаются: судебные приставы-исполнители с соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве»29. Кроме того, согласно существующим теоретическим представлениям, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях не является частью производства по этим делам. Для отраслевых подразделений таможенных органов всех уровней (таможенного оформления и таможенного контроля, таможенных платежей и других) возбуждение дел об административных правонарушениях не является их специализированной функцией. В то же время деятельность ОАР носит комплексный характер, поскольку это не только возбуждение дела, но и применение мер обеспечения производства по делу, направление всевозможных запросов, исполнение запросов и поручений, составление протокола об административном правонарушении (которым по сути дела должно заканчиваться администр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: