VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы и приемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004407
Тема: Методы и приемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     В некоторых учреждениях нравственное воспитание детей сопровождается эстетическим развитием. Считается, что восприятие красоты и добра идет в единстве. Человек, который тянется к прекрасному, никогда не совершит аморального поступка. Школьники эмоционально более открыты, поэтому более тонко воспринимают картины, театральные постановки, аудиосказки, спектакли, раскрывающие нравственные поступки, моральный облик. Театр и литературные произведения позволяют наиболее остро продемонстрировать антисоциальные качества человека. Ребенок чувствует антипатию к отрицательным героям и старается не повторять их ошибок. Педагогу легче решать различные конфликтные ситуации на примерах из литературных произведений.
     В последние годы возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у воспитателей, педагогов, психологов, так как глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в младших классах, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по нравственно-эстетическому воспитанию.
     Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание детей является очень важным этапом на пути формирования общества и личности в целом. Совершенствованиенравственно-эстетическоговоспитания возвышает самого человека, украшает его обыденность и повседневность. На развитие нравственно-эстетического начала большое влияние оказывает характер общественных отношений, а также уровень развития и духовное состояние общества, а главное развития его культуры. Нравственно-эстетическое воспитание является главной частью культуры. В ее основе лежат: эстетическое сознание и эстетические ценности людей, определенные эстетические и нравственные моменты в различных видах деятельности, и конечно, нравственно-эстетическое воспитание. 
     Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.
     Предмет исследования: методы и приемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
     Цель исследования: обосновать значимость использования методов и приемов в воспитании нравственно-эстетических качеств у младших школьников.
     Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть эффективность использования методов и приемов в воспитаниинравственно-эстетическихкачеств у младших школьников.
     Методы исследования:
> теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
> практические: тестирование, анкетирование.
	Гипотеза исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если:
* будет подобрана специальная литература по данному вопросу;
* работа по нравственно-эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной;
* будет использоваться комплексный подход в применении средств, методов и приемов нравственно-эстетического воспитания.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу нравственно-эстетического воспитания младших школьников
   В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
   Проблема нравственного воспитания младших школьников постоянно находится в центре внимания общества, так как, по сути, речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, которому нужны люди не только самостоятельные, гибкие, деловые, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям, способные принимать быстрые и компетентные решения, но и ориентированные на общечеловеческие нравственные ценности.
   Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...
   В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти ... от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».
     Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.
     Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что «нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания».
     Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания».
Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.
     В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»поднимает проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что «в сегодняшней массовой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведений искусства выхолащивается главное – его художественный образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий), умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками, так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода».
     Таким образом, у детей формируется адаптивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.
     О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы на занятиях по мировой художественной культуре».Автор пишет: «В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы «вкладывать» в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний». Автор предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.
     С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [10,414]
     Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературного чтения, музыки, технологии и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.
     Во многих школах существуют факультативы с эстетической и искусствоведческой направленностью: «История города», «Искусствоведение», различные художественные и музыкальные кружки.
Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей.
     Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание, по мнению многих ученых и педагогов, работающих в этой области, нужно начинать как можно раньше. Ведь дети наиболее восприимчивы в раннем возрасте. Раннее воспитание начал нравственно-эстетических качеств поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д.










1.2.Особенности нравственно-эстетического воспитания младших школьников
     Нравственно-эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
     Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
     Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте нравственно-эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
     Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель – самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...». Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот, яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.
     Следующая особенность нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственно-эстетического идеала, то есть образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.[17, 310]  
     Формирование нравственно-эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения – сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», –  отмечает Б.Т. Лихачев. [13, 87]
     Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с нравственно-эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" [6, 189].
     С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [5, 6]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
     Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности нравственно-эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [6, 61].
     Каждый ребёнок мысль развивает своеобразными путями, каждый умён и талантлив по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Очень важно то, чтобы перед детьми не ставилась обязательная задача выучить буквы, научиться читать. На первую ступеньку познания ребёнка должна подниматься их умственная жизнь, которая одухотворялась бы красотой, фантазией, игрой воображения. Дети глубоко запоминают то, что взволновало их чувство, очаровало красотой.
     Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно нравственно-эстетические явления. Задача педагога – воспитать у ребенка способность наслаждаться жизнью, развить нравственно-эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
     Эстетическое образование важно для последующего полноценного развития личности школьника, который делает первые шаги по громадной лестнице образования. Оно призвано развивать художественные вкусы, облагораживает человека. Через нравственно-эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к формированию способностей воспринимать, правило оценивать и творить прекрасное в жизни и в искусстве. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном. Поэтому эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми он руководствуется в эстетических ценностях.
     Способность эмоционально отзываться напрекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое дело – привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью» [2, 75].
     Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка. Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
     Развитие в детях способности восприятия, понимать чувствования человеческой духовной нравственной красоты одновременно с формированием, их собственной эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектичный противоречивый, зависящий от конкретных условий процесс. Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и оценке внешней формы, бросающейся в глаза гармонии.
     «Очень важно, - писал, опираясь на свой опыт В.А. Сухомлинский, - чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребёнком классной дверью. Ребёнок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше» [4, 35].
     Таким образом, младший школьный возраст – это особенный возраст для нравственно эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством нравственно-эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.









ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методы и приемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников
     В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами и приемами воспитания.[17, 330]
     Под методами нравственно-эстетического воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. [17, 330]
     Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса. Классификация методов помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. [17, 331]
     Исходя  из вышесказанного, предлагается система общих методов нравственно-эстетического воспитания:
* методы формирования познания – убеждение (рассказ, беседа, лекция, метод примера);
* методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности – упражнение (приучение, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
* методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.);
     Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода – обучающая. Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-выступление, рассказ-повествования, рассказ-заключение. [14, 486]
     Беседа относится к наиболее старым методам нравственно-эстетического воспитания. Ведущая функция данного метода – побуждающая и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. По назначению выделяются беседы: вводные или организующие; сообщения новых знаний; синтезирующие или закрепляющие; контрольно-коррекционные.[14, 487]
     Метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения. Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение.[15,121]Иллюстрация предполагает показ и восприятия предметов, процессов явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.[14,497]
     Соревнование – это метод, направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.[15,128] Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников.[15,126] Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.[15,131] Познавательная игра (дидактическая) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность. [14,503] Главное назначение этого метода – стимулировать познавательный процесс в развитии нравственно-эстетического воспитания. 
     Таким образом, в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» методов или приемов, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса.
2.2. Средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников
     В условиях современной школы процесс развития и воспитания должен обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности, сочетание которых определяет эффективность формирования нравственно-эстетических качеств личности. Источниками нравственно-эстетического опыта школьников являются как уроки, так и разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Школа накопила большой опыт по нравственно-эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.
     Средства нравственно-эстетического воспитания таковы:
1. Уроки музыки, как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Музыка и пение, обладая большой художественной силой, являются эффективным средством  воспитания нравственно-эстетической личности. В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно-нравственного воспитания. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления»[13;153]. Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
2. Художественная литература, как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Художественная культура, по мнению И.П. Ильинской, отражает нормы, ценности, идеалы, традиции, утвердившиеся в данном обществе. Поэтому её изучение может выступать эффективным средством формирования нравственно-эстетической культуры, поскольку она включает в себя систему базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в художественных образах того или иного народа, отражающих его мировоззрение и понимание [2,  5].Младший школьный возраст является сензитивным для приобщения к культуре своего народа, раскрытия её богатства и красоты. В художественной культуре заложены высокая духовность и нравственность, которые совместно с красотой выступают гарантами нравственно-эстетическоговоспитания.Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не только на ее отдельные стороны. З.Н.Романовская отмечает, что "никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература"
3. Уроки изобразительного искусства, как средство нравственно-эстетического воспитания. Роль уроков изобразительного искусства в системе нравственно-эстетического воспитания младших школьников заключается в том, что средствами образного отражения предметов и явлений действительности являются рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, которые помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои изобразительные способности, творческое воображение, художественный вкус, нравственно-эстетические чувства, учат пониманию прекрасного, воспитанию интереса и любви к искусству. Изучение искусства способствует формированию у учащихся системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к общечеловеческим ценностям. [6, 314] Если рисунки ребёнка однообразны, значит, он ещё не умеет наблюдать, замечать вокруг себя интересное. Как учить ребёнка умению видеть и удивляться, восторгаться и восхищаться даже тем обычным, что есть вокруг нас? Подведите к окну, полюбуйтесь зимним пейзажем, обсудите, как лучше расположить на рисунке то, что он видит. Понаблюдайте в аквариуме рыбок, обратите внимание на то, как они красивы, чем отличаются по цвету и форме. И, может быть, у ребёнка появится желание нарисовать их. Развивать такие способности нужно не только в школе, но и дома.
4. Игра, как средство нравственно-эстетического воспитания. Современные игровая культура далека от совершенства в плане нравственной и эстетической ценности, школа порой не в состоянии предложить учащимся замену безвкусице, играм и игрушкам, далеким от их прямого предназначения, как средства постижения жизни. Вместе с тем, именно в школе, в семье, в процессе познания традиционной игрушки, сопричастности к ее созданию, возможно вхождение личности в культуру своего народа, восприятие тех нравственно-эстетических начал, которые вырабатывались в народе веками, отразились в народной педагогике и не утратили своей значимости в современной жизни. [8, 35]
5. Танцы, как средство нравственно-эстетического воспитания. Сущность нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, формируя эстетическую культуру личности. Занятия танцами являются эффективным средством для улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека, для сохранения и развития его духовного здоровья. Существует возможность и объективная необходимость использования их в борьбе со стрессом, дефицитом положительных эмоций и двигательной активности людей.
   Следовательно, существуют различные средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется с помощью различных  видов самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослыми. Выше указанные средства нравственно-эстетического воспитания влияют как на нравственное и эстетическое воспитание, так общее развитие и воспитания школьника. Данными видами деятельности нужно заниматься с детьми младшего школьного возраста как отдельно одним видом, так и интегрировать их на уроках и на внеклассной и внешкольной деятельности.
   










ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Воспитание начинается именно с младшего школьного возраста, возраст – время, когда закладываются основы нравственно-эстетического воспитания личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения ребенка в деятельность по освоению культурных ценностей. Именно в период обучения в начальной школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой.
     Таким образом, необходимо особо уделить внимание нравственно-эстетической культуре младших школьников, которая рассматривается как процесс нравственно-эстетического воспитания. Для младших школьников нравственные и эстетические ценности неразрывно связаны, поэтому их необходимо рассматривать не в отрыве, а в совокупности. Важно, проводить целенаправленную работу по формированию моральных, этических, эстетических принципов и установок, которые воспитываются долго и кропотливо. 
     Младший школьный возраст – это особенный возраст для нравственно-эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Нравственно-эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие нравственных и эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
     Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетиче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.