VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы проблемы влияния игры на гендерную социализацию детей старшего дошкольного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001588
Тема: Теоретические основы проблемы влияния игры на гендерную социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния игры на гендерную социализацию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...8
1.1. Понятие гендер и гендерная социализация в современной психологии…………………………………………..………………………...8
1.2. Особенности гендерной социализации в дошкольном возрасте………………………………………………………..……...............13
1.3. Нарушение гендерной идентичности в дошкольном возрасте………………………………………………………………….……17
1.4. Роль игры в гендерном развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………………….……19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ГЕНДЕРНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……33
2.1. Анализ уровня гендерной социализации у детей старшего дошкольного возраста….………………………….………………………...33
2.2. Формирование гендерной социализации у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры……………………………………45
2.3 Результаты исследования работы в формировании гендерной социализации у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры…...............................................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………….…………………...59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…………64


Объем работы очень маленький. Нужно дополнять




ВВЕДЕНИЕ
     Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
     Актуальность исследования. Усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, т.е. процесс гендерной социализации - неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности. Чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности [7].
     Одной из приоритетных задач государственной политики является поддержка традиционной российской семьи. Однако, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужеcтвление женщин. Стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. 
     На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
     Необходимость позитивной социализации ребёнка отражена в ФГОС ДО. В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму указывается, что «Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста».Где сноска?
     На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также то, как ребенок усвоит гендерную культуру общества, или другими словами, как пройдёт его гендерная социализация.
     Проблема гендерного воспитания и гендерной социализации волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.Среди современных отечественных исследований, посвященных начальным стадиям половой социализации, генезису гендерной идентичности, выделяются работы В.В. Абраменковой, А.И. Захарова, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, Т.А. Репиной, А.А.Чекалиной.
     В настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации современной семьи; предпринимаются попытки разработки концепций гендерного образования детей дошкольного возраста (И.С. Клецина, Е.А.Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева), что предполагает актуальность на научно-теоретическом уровне.
     Содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению, исследователей С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной,Л.Г. Таранниковой, и др. приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки ? нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
     Первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. 
     В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить.
     В игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием игры с учетом особенностей мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.В чем проблема работы?Противоречие?
     Цель дипломной работы – изучить роль влияния игры на гендерную социализацию детей старшего дошкольного возрастаи на основе проведенного исследования, разработать предложения по улучшению гендерной социализации у детей в процессе игры.
     Объект исследования - гендерная социализация детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования –влияние игры на гендерную социализацию детей старшего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования заключается в предположении, что гендерная социализация детей старшего дошкольного возраста может быть успешной, если будут использоваться игры, дифференцированные в соответствии с полом ребенка, педагог будет учитывать их направленность на мальчиков и девочек.
     Задачи исследования:
     1. Изучить психолого-педагогические основы проблемы гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста;
     2. Описать особенности гендерной социализации в дошкольном возрасте;
     3. Выявить нарушениягендерной социализации в дошкольном возрасте;
     4. Провести экспериментальное исследование по определению влияния игры на гендерную социализацию детей дошкольного возраста;
     5. Составить консультативный материал для родителей с целью формирования компетентности в вопросах гендерного развития детей.
     Методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение, тестирование, педагогическийэксперимент, обработка данных.
     Практическая значимость: практическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что её выводы и рекомендации могут быть использованы в программах дошкольных учреждений.
     Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.









ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ГЕНДЕРНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данном параграфе очень много материала по зарубежным исследованиям и совсем МАЛО по исследованиям отечественных авторовНужно дополнять и нужно не просто перечисление работ а анализ.

1.1. Понятие гендер и гендерная социализация в современной психологии
     Введение самого термина «гендер» связано с именем Р.Столлера1968г.Феминистские антропологи1972 г.изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в 30-е годы прошлого века известный американский специалист в области антропологии М. Мид. В 1972 году появляется ставшая довольно быстро знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией М. Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» в последующем вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что они ассоциируются с природным, а не социальным[3, 151].
     Одной из первых работ, в которой появилось довольно четко проговоренное различие понятий «пол» и «гендер», стала работа Г. Рабин. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате она пришла к выводу, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуру гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется «...пологендерная система как набор соглашений». Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой - концентрация материального и символического капитала в руках отцов.
     Н.И.Абубакирова решает проблему разведения понятий «пол» и «гендер» с помощью лингвистического анализа: «гендер» обозначает некое социальное отношение, а не биологический пол. С помощью понятия «гендер» исследователь пытается уйти от биологической характеристики пола и указать на то, что существуют мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. Н.И.Абубакирова считает, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение различий мужчин и женщин [2,123].
     Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [47].
     Далее следует упомянуть работу психолога Р. Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер», где она предложила использовать слово «sex» только по отношению к специальным биологическим аспектам человека, а термин «гендер» только при обсуждении социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин.
     Следующей важной для становления гендерной теории работой была книга А. Рич «Материнство как опыт и институт». В результате она приходит к выводу, что гендер - своеобразная система, взаимосвязанная с другими властными (стратификационными) категориями. Таким образом, гендер у нее становится частью сложной сети властных компонентов.
     Проблема пола возникает вместе с человеком и по-разному прослеживается во всех культурах разных эпох.
     Так, в архаических обществах с допроизводящей экономикой, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в землевладельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т. п.) получает более высокую оценку. В истории разных культур известны также случаи, когда детей определенного пола просто умерщвляли при рождении. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 века сохранялась традиция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было в отличие от девочек выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины и эскимосы наоборот, избавлялись от девочек, так как считали, что мужчин должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповым интересом и мифологическими представлениями.
     Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средств массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов, (например, стереотипы в СМИ, традиции, обычаи, право и т.д.).
     Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. М. Мид показала, как по-разному в изученных ею обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Более того, представления о мужском и женском очень вариативны. Так, М. Мид отмечала: «Если же качества темперамента, которые мы считаем женственными - то есть пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям - могут быть представлены как мужской образец в одном племени, а в другом не принимаются как большинством женщин, так и большинством мужчин, то у нас нет никаких оснований считать такие аспекты поведения обусловленными биологическим полом»[32, 87].
     Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик людей позволяет сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие «гендер», обозначающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.Кто это написал? Где фамилии? Сноски?
     Итак, гендер - это совокупность социальных репрезентаций, культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Для более корректного определения соотнесения человека и пола, можно отметить, что пол и есть только гендер, т. е. то, что стало полом в процессе его социализации.
     Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли. И длится всю последующую жизнь.
     Гендерная социализация - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т.д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».
     Сегодня все большее число ученых считают, что основную роль в формировании социального, психологического пола и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Причем пол психический, социальный, который усваивается прижизненно, играет большую роль, чем пол биологический.
     Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических гендерных различий и гендерной дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются «гендерная идентичность» и «гендерная роль». 
     Основное положение теории личности заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации. Социализация продолжается в течение всей жизни. Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно, а позже – гораздо более осознанно и творчески. Гендерная идентичность (сущность которой заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола) создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, – в ходе гендерной социализации. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида [42].
     Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, комфортность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. В дальнейшем ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.
     Наборы содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются гендерными ролями.
     Гендерная роль - одна из социальных ролей человека. Как указывает И.С. Кон, гендерная роль - это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Исследования последних лет И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович и другие показали, что гендерная роль - это целый комплекс ролей (полоролевой репертуар); каждая роль имеет свои нормативные предписания, свои модели поведения, отличающиеся от требований и социальных ожиданий других ролей этого репертуара.
     Правомерно говорить и о разных видах гендерной социализации: профессиональной, семейной. Многоаспектность гендерной социализации предполагает и наличие многих социальных институтов, оказывающих влияние на этот процесс через так называемых агентов социализации, состав которых на разных стадиях социализации различен, так же как различны степень их влияния и значимость[30, 15].
     Таким образом, гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, а в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре относительно мужчин и женщин, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и фемининности.



























1.2. Особенности гендерной социализации в дошкольном возрасте
     Первичная гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда запускаются социальные механизмы, которые впоследствии будут влиять на формирование гендерной идентичности взрослого человека. Процесс становления гендерной идентичности можно представить, как следующие друг за другом этапы. При этом можно отметить, что современные исследователи расходятся в их количестве и содержании. 
     Ш.Берн выделяет четыре стадии становления гендерной идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу); гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя); дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе).Где сноска?
     С. Томпсон выделяет в раннем развитии гендерной роли три этапа: 
     1) ребенок узнает, что существует два пола; 
     2) он включает себя в одну из этих категорий; 
     3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения [6].
     Большинство ученых соглашаются с тем, что мальчики и девочки в процессе воспитания подвергаются разному обращению, что получило название дифференцирующей социализации [8].
     Л. Попова, исследуя процесс гендерной социализации, больше внимания уделяет становлению и содержанию гендерных стереотипов. Она отмечает, что в верхний уровень иерархии ценностей у мальчиков входит «уверенность в себе», понимаема как свобода от внутренних противоречий и сомнений. 
     В период от рождения до трех лет происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. 
     В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил-ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны.
     В данный период важно создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала). В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Давать ребенку имя обдуманно. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации). Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии сих полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек - с помощью слухового анализатора [16, 74].Это как?
     Ребенок от трех до четырех лет различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.
     Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по-разному: ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).
     У детей в возрасте от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества, и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. 
     К пяти - шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.
     В данный период необходимо вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение[16, 15]. 
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Вывод?
     


1.3. Нарушение гендерной идентичности в дошкольном возрасте
На некоторых страницах нет ни фамилий ни сносок. Параграф нужно начинать с вводных фраз. Параграф очень маленький его нужно дополнять!!!!
     Гендерная идентичность – один из основных структурных элементов личности, тесно связанный со всеми ее сферами: когнитивной, эмоциональной, волевой. Поэтому, нарушение в сознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребенка.
     Присвоение и принятие маскулинных (мужественных) и фемининных (женственных) черт происходит под влиянием культуры, типа государства (высокоразвитое или отсталое), исторического времени общества (например, войны), в котором растет ребенок. Нарушения данного механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их проявлений биологическому полу.
     Такие нарушения могут возникать при неправильном воспитании, когда, например, родители очень хотели мальчика ? родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения.Психологи отмечают также изменения в гендерной идентификации под влиянием таких социальных явлений, как мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения, характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.
     В.Е. Каган считает, что об несформированности гендерной идентификации свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:
1) предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;
2) стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
3) активно выраженное желание изменить свои пол и имя;
4) рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;
5) стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.
     Расстройство гендерной идентичности является серьёзнейшей психологической проблемой личности. Это состояние, когда человек не может полностью осознать свой статус женщины или мужчины и в связи этими испытывает острую неудовлетворённость.
     У детей расстройство гендерной идентичности проявляется в возрасте, начиная с четырёх лет, при котором появляется неоднократное предпочтение одежды противоположного пола. Мальчики воспроизводят женский костюм, а девочки настаивают на мужских стереотипах в одежде. Вероятны стойкие фантазии и ролевые игры, где выбирается роль человека другого пола. У детей нарушение также может проявляться в следующем: мальчик думает, что его пенис или яички отвратительны (лучше было бы не иметь пенис), отказывается от мужской роли в играх и от стереотипных игрушек для мальчиков, участвует в играх и мероприятиях для девочек, отказывается от мочеиспускания в стоячем положении.
     Когда уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдалось расстройство половой идентификации – глубокое нарушение чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Оно представляет собой постоянное желание принадлежать к полу, противоположному биологическому, в сочетании с выраженным отказом от поведения, признаков одежды, присущих своему полу. В дошкольном возрасте это не лечат, а только наблюдают за проявлениями данной патологии.
     Нарушения гендерной идентичности у детей и подростков отличаются от подобных нарушений у взрослых тем, что в детском возрасте имеют место быстрые и драматические процессы развития (физического, психологического). Нарушения гендерной идентичности у детей – сложные явления. Ребенок может переживать расхождение между фенотипической отнесенностью к тому или иному полу – и субъективным переживанием гендерной идентичности. Диагноз «нарушение гендерной идентичности» чаще ставят мальчикам, чем девочкам.




























1.4. Роль игры в гендерном развитии детей дошкольного возраста
     В развитии детей огромная роль принадлежит игре. Игра, выступая ведущим видом деятельности дошкольников, обусловливает психологические новообразования данного возраста, среди которых и половая идентичность. При всём разнообразии сюжетов игр за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность человека и отношения людей в обществе. В игре дошкольник проигрывает весь доступный ему спектр социальных ролей, среди которых и гендерные роли. Если профессиональные роли более или менее диффузны в игре ребёнка, то гендерные роли закрепляются однозначно. В игре магазин продавцом могут быть и мальчик, и девочка, но в игре в семью папой будет только мальчик, а мамой - однозначно девочка. Более того, роли детей в игровой семье распределяются не по сюжету, а относительно пола играющих детей.
     В игровой деятельности детей содержательно отражаются результаты взаимодействия с родителями и другими взрослыми, которые становятся почвой для присвоения социальных ролей. Взрослый вообще для ребёнка является зрелым представителем данной культуры, способствует формированию у него субъективной социальности, чувства принадлежности к социальному миру, чувства "мы". От взрослого ребёнок получает внешнюю обратную связь в форме порицания и одобрения, поощрения и наказания. Обратная связь охватывает все формы жизнедеятельности ребёнка. Это способствует формированию у него чувства идентичности внутри конкретной культуры. Матери создают эмоциональные предпосылки к взаимодействию с людьми в данной культуре. Отцы оказывают влияние на усвоение формальных норм и требований со стороны социального окружения. Личностные особенности детей закрепляются при соотнесении себя с полом родителя и путём реализации в игре и общении принятых во взаимодействии со взрослыми гендерных стереотипов при условии поощрения со стороны взрослого.
     Сюжетно-ролевая игра способствует и дифференциации поло-ролевых стереотипов. Мальчики проявляют себя физически активными, отважными, сильными. Девочки демонстрируют мягкость, отзывчивость, кокетливость. Проявляются половые предпочтения не только в сюжетах, но и в использовании в игре атрибутов, символов, игрушек. Мальчики 3-4 года выбирают оружие, детские инструменты, конструктор, девочки играют с куклами, кукольной мебелью и кухонными принадлежностями [31].
     Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола влияют на выбор партнёра по игре и общению. Как правило, игровое объединение включает в себя детей одного пола. Девочки играют в сюжетно-ролевую игру "Дочки-матери", мальчики - в "Матросов". 
     Сюжетно-ролевая игра для дошкольника - способ познания мира, поэтому объединение детей в игровую группу связывается с их различными интересами. У девочек проявляется больший интерес к установлению межличностных отношений, в центре их внимания - человек и сфера его непосредственного бытия. У мальчиков - деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач, предметам и явлениям, порой весьма далёким от того, что входит в круг их жизнедеятельности. Вероятно, это объясняет то, что у девочек имеются лучшие знания о себе, они уделяют больше внимания своей внешности, особенностям внешности и поведения окружающих, к внутреннему миру, обнаруживают большую чуткость. У представителей мужского пола более выражена склонность отвлекаться на.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44