VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы применения мульт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016862
Тема: Теоретические основы применения мульт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………3 
     Глава 1. Теоретические основы применения мульт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 
     1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы………………………………………………….6 
1.2 Мульт-терапия как технология социальной реабилитации...…...21 
Выводы по первой главе……………………………………………….35 
     Глава 2. Практическая работа по применению мульт-терапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 
     2.1 Организация исследования и результаты констатирующего эксперимента ….……………………………………………………………....38 
2.2 Реализация проекта и результаты контрольного эксперимента...46 
Выводы по второй главе………………………………………….…....59 Заключение…………………………………………………………….61 
Библиографический список…………………………………………65 
Приложения……………………………………….…………………...72 ВВЕДЕНИЕ 

     По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2016 года в России зарегистрировано 616905 детей-инвалидов. В Челябинской области из 735,8 тысяч проживающих детей 13118 являются детьми-инвалидами [33]. 
     Дети с ограниченными возможностями здоровья являются наиболее неподготовленными к функционированию в обществе. У таких детей наблюдается бедность социальных контактов, в силу своих особенностей они часто неуверенны в себе, застенчивы, нахождение в специализированных учреждениях порождает иждивенчество и  неспособность к самостоятельной жизни.  В большинстве случаев они находятся изолированными от социума, и поэтому имеют значительные затруднения в  адаптации и социализации. На этом пути важнейшую функцию выполняет социальная реабилитация. 
     Акатов Л.И. так определяет понятие социально-реабилитационной деятельности: «Это сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Социальнореабилитационная деятельность -  это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий»[3, 45 с]. 
     Одной из наиболее эффективных технологий социальной реабилитации является арт-терапия. «Арт-терапия – терапия искусством. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания» [3, 38 с]. 
     Мульт-терапия – творческая технология реабилитации и социализации детей, путем создания мультфильмов. Мульт-терапия основывается на том, что воздействуя на творческие способности детей, она дает мощный ресурс, который позволит детям актуализировать психические резервные возможности, формировать на их основе адекватное поведение, активизировать социально значимые качества, почувствовать уверенность в собственных силах, завязать социальные контакты и связи, развить коммуникабельность. 
     Мульт-терапия – это инновационная для нашего региона технология. Несмотря на недостаточную научную разработанность, она уже опытно проверена и является эффективной технологией реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллективная творческая деятельность, в которой оказываются задействованы дети, развивает навыки коммуникации, чувство коллектива, общности достижения целей, тем самым способствуя реабилитации и дальнейшей социализации ребенка. 
     Л.С. Выготский в своих трудах разработал идеи социальной реабилитации и адаптации детей с отклонениями развития посредством игровой, трудовой, учебной и иных видов деятельности.  
     Проблема организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в исследованиях Д.И. Исаева, Л.П. Кузнецова, И.Ю. Левченко,Е.В. 
Моржиной, В.В. Ткачева, Э.К. Наберушкина. 
     В исследованиях И.П. Помещиковой, В.А. Друзя, А.И.  Клименко рассматривается проблема адаптации и социализации детей с особенностями развития. 
     Цель исследования: обосновать и экспериментально исследовать возможности мульт-терапии как технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. 
     Объект исследования: реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. 
     Предмет исследования: мульт-терапия как технология  реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Задачи исследования: 
     1. Изучить детей с ограниченными возможностями здоровья как категорию клиентов социальной работы. 
     2. Выявить особенности мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. 
     3. Разработать проект реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии. 
     4. Апробировать проект реабилитации. 
Методы исследования:  
     1. Теоретические (анализ научнойлитературы, нормативноправовых документов);
     2. Эмпирические (эксперимент, тестирование).
     База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорнодвигательного аппарата) № 4 г.Челябинска» (МБОУ школа-интернат №4). 
     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. 





  Глава 1. Теоретические основы применения мульт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 

1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы 

     Исторически призрению, т.е. защите, социально незащищенных групп населения уделялось большое внимание в России. Особенно выделялась категория «особых» детей.  Во взаимодействии государственных структур и таких «особых» детей историографы выделяют 3 этапа: 
     1. Общинно-приходской этап (период с 18 века до конца 19 века). 
     2. Институализационный этап (период с конца 19 века до 60-90-ых годов 20 века). 
     3. Интеграционный этап (период 60-90-ых годов 20 века по настоящее время) [12, 34 с].  
     Общинно-приходской этап социальной работы в России характеризовался делегированием государственных полномочий по призрению социально незащищенных групп населения (инвалидов, сирот, малоимущих) родовым общинам и религиозным организациям (церкви, монастыри), где данным категориям давали приют, лечение и возможное устройство на служение здесь [12, 38 с].  
     Основоположником государственной системы призрения нуждающихся был Петр I. Он систематизировал категории нуждающихся, ввел меры по борьбе с социальными проблемами. Павел I положил начало государственного попечения над детьми. При Марии Федоровне функционировали «семейные детские дома», где сироты воспитывались в семьях, здесь же проходили подготовку воспитательницы для таких домов. Также в это время создаются различные благотворительные общества, которые осуществляли шефство над больницами и приютами. Александр I вводит систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 
[8, 56 с].
     С начала 20 века в России формируется государственная социальная политика, направленная на поддержку и защиту социально незащищенных групп населения. В тоже время, церковь и община остаются главными субъектами помощи для этой категории населения.
     Институализационный этап в России отличался переходом к централизацизованной социальной работе, т.е. передачи в руки государства, и активной деятельностью благотворительных организаций. Появляются такие филантропические организации как «Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов», «Общество попечения о бедных и больных детях «Синий Крест», «Попечительства Марии Александровны о слепых детях».  К 1917 году при поддержке «Попечительства о слепых» в России были открыты 23 училища для 
слепых детей [45, 186 с] 
     Переломным моментом в развитии социальной работы стала революция 1917 года. В это время «происходит полная передача функций по социальной защите населения в государственные институты» [12, 42 с].  
     Первая половина 20-х годов 20 века характеризовалась разработкой государственной системы социального обеспечения. В 1918 году был образован Всероссийский Фонд Социального Обеспечения. Были созданы такие организации как Всероссийское общество Слепых и Всероссийское общество Глухонемых.  
     Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в СССР  организовывалась по принципу государственного институализма. Для обучения и ухода за «особенными» детьми создавались специализированные учреждения, которые были изолированы от общества. Дети в возрасте до 4 лет с тяжелыми физическими нарушениями находились в Домах Ребенка Министерства 
Здравоохранения СССР. Дети от 4 до 18 лет получали уход в домахинтернатах.  
     Переход к интеграционному этапу в социальной работе совпал с социально-экономическими преобразованиями 1990-х годов. Революционные изменения вызвали взрыв социальных проблем, рост числа беспризорных детей, преступлений несовершеннолетних, подорвали здоровье и сделали инвалидами тысячи детей, так дети находили самоутвеждение в аддиктивных формах поведения (наркомания, токсикомания, алкоголизм). Все это требовало пересмотра мер социальной зашиты и поддержки таких детей. 
     В 1994 году Правительство РФ утвердило основные направления социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья: индексация пенсий, выплата пособий и льгот, развитие социальных служб. Также были приняты законы, направленные на повышение уровня защищенности данной категории населения [45, 201 с]. 
     С 1991 года в России оформляется социальная работа как наука, и начинается профессиональная подготовка специалистов по социальной работе [12, 46 с]. 
     В современной науке к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем [17, 29с]. 
     Наиболее распространенной классификацией нарушения развития является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина [36, 129 с]. Они выделяют шесть групп детей с особенностями развития.  
Первая группа – дети с нарушением слуха. 
     Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.  
     Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. 
     В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет социальные контакты детей и отражается на формировании их личности. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких черт личности как агрессивность, замкнутость, неуверенность в себе, низкая самооценка. 
Вторая группа - дети с нарушением зрения. 
     Принимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих. 
     Потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоциональноволевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладении профессией, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других – в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.  
Третья группа - дети с нарушением речи. 
     Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств предполагает выделение двух групп нарушений: 
– нарушения средств общения; 
– нарушения в применении средств общения. 
     Речевые нарушения у детей могут приводить к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения. Поведение таких детей отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в своих силах. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может проявиться в чувстве неполноценности. 
     Четвертая группа - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. 
     Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. 
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). 
     У таких детей  наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем, с возрастом эта диспропорция обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, так ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания. При нарушениях интеллекта особенности развития личности сочетаются с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. 
Пятая группа - дети с умственной отсталостью. 
     Умственная отсталость - врожд?нная или приобрет?нная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся в  нарушении интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. 
     Дети с умственной отсталостью в большинстве своем не могут контролировать поступки, желания. Многие из них не способны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Им свойственны безынициативность несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям.  
     Шестая группа – дети с искаженным развитием(психопатией, с патологией влечений). Кратко рассмотрим одну из форм искаженного развития – психопатию. Психопатией называют сочетание заостренно выраженных человеческих характеров. Проблема психопатии – проблема эмоций, воли и совести, а не интеллекта. Личность с таким расстройством не может усвоить, что хорошо, что плохо.  
     Учитывая исключительную сложность и многоаспектность названных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, им необходима защита и поддержка со стороны государства, общественных институтов, семьи и др. 
     В Российской Федерации законодательно закреплены права детей с ограниченными возможностями здоровья на защиту и социальное обеспечение. К основным законодательным актам, гарантирующим и регулирующим осуществление социальной защиты данной категории детей относятся:  
     1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).  
     2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223ФЗ (ред. от 28.03.2017). 
     3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. 
     4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О 
государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями). 
     5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция). 
     6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 
29.12.2012 N 273-ФЗ. 
     7. Указ Президента Российской Федерации «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (с изменениями на 31 декабря 2014 года). 
     8. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (с изменениями на 1 июля 2014 года). 
     9. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». 
     10. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 
10.08.2016) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». 
     11. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» 
     12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (с изменениями на 10 сентября 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года). 
     13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июля 2009 г. N 540н «Об утверждении перечня санаторнокурортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторнокурортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». 
     Судя по достаточной разработанности нормативно-правовой базы, можно сделать вывод, что защита детей с особыми нуждами и потребностями является  стратегическим направлением государственной социальной политики.  
     Отсутствие мобильности, гиперопека родителей, зацикленность на лечении, авторитарный климат лечения, ограниченная личная ответственность и отсутствие опыта принятия решений часто приводят к тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья воспринимают себя как менее компетентных и адаптированных к жизнедеятельности. 
     Поскольку эти дети имеют меньше контроля над своей жизнью, они не могут развивать уверенность в себе. Чувство неполноценности и отвержения другими детьми является одной из актуальных проблем для детей с особыми потребностями. Особые потребности - это термин, используемый для описания самых разных детей, живущих с медицинскими, психическими и психическими расстройствами. К ним могут относиться дети с диагнозом «синдром Дауна», «Церебральный паралич» или те, которые относятся к спектру аутизма. Дети, которые попадают под эгиду особых потребностей, имеют много сходных характеристик. Как все дети, они яркие, веселые, творческие и любопытные. Они хотят быть успешными, понятыми, признанными и принятыми. Иногда слаборазвитая коммуникация, проблемы сенсорной интеграции, разрушительное поведение и недостаток внимания могут подорвать способность ребенка учиться и процветать.  Так как детиинвалиды не могут участвовать в социальной жизни наравне с обычными детьми, они могут восприниматься как слабые, беспомощные и зависимые. Принятие особенностей детей-инвалидов помогает им выработать адекватную самооценку. 
     Семья с реб?нком с ограниченными возможностями здоровья - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой связаны с большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения. В такой семье возникает много сложных проблем: экономических, медицинских, профессиональных, психологических, проблем воспитания и ухода за ребенком [41, 134с].  
     Социальный работник выступает посредником между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами социальной защиты. В его функции входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, не в изолированном учреждении, а в семье.  
     А.А. Чернецкая выделяет 5 направлений работы специалиста с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [47,95 с] (Таблица 1). 
Таблица 1 
Направления деятельности специалиста в работе с семьей, воспитывающей 
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 
№ 
Направление деятельности 
Содержание деятельности 
1. 
Непосредственная работа с конкретной семьей 
      1. Патронаж. Социальный работник (или другой специалист), посещая семью: 
      - обращает внимание на внешний вид и окружение 
дома, подъезда, квартиры; 
      - встречаясь с семьей, старается увидеться со всеми членами семьи; 
      - интервьюирует 	родителей 	о 	потребностях, проблемах и ресурсах; 
      - спрашивает о внешкольных занятиях ребенка; 
      - наблюдает за тем, как в семье обращаются с 
ребенком, обучают и развивают его; 
      - демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем 
      2. Консультирование. Социальный работник (или другой специалист): 
      - организует встречи с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье, например со службой миграции; 
      - дает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами 
Продолжение таблицы 1 
2. 
Опосредованная работа с конкретной семьей 
1. Консультирование: 
      - 	информация 	и 	обмен 	комментариями осуществляются 	через 	специально 	организованный дневник, куда родители и специалисты вносят записи, например каждую неделю или две; - контакты по телефону. 
3.  
Непосредственная работа с группой родителей 
      1. Встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение будущих планов. 
      2. Организация 	семинара 	для 	родителей: 
выступления, беседы, ролевые игры, тренировка последующих практических занятий на дому. 
      3. Организация открытого урока или занятия со специалистом:  
      - открытый день или вечер в реабилитационном центре.  
      4. Организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами: 
      - привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей; 
      - помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, на спортивные состязания и др.). 
      5. Интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях. 










Продолжение  
4. 
Опосредованная работа с группой родителей 
      1. Информационный буклет о том, как и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам.  
      2. Подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка. 
      3. Подготовка видеопрограммы для родителей. 
      4. Организация стенда или доски объявлений 
      5. Написание статей для местных журналов или 
газет. 
      6. Подготовка 	учебного 	пособия 	или руководства для родителей. 
5. 
Развитие контактов между семьями 
      1. Помощь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей. 
      2. Помощь родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей 

     Эффективность социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья зависит от ряда условий [17, 61 с]:  
     1. Социальная работа должна быть комплексной и сопровождаться медицинской реабилитацией. Восстановление физических и психических функций организма позволит решать проблемы вхождения ребенка в социальную среду.  
     2. Необходимо организовать индивидуальную среду для каждого ребенка, позволяющую найти ему применение в жизни, интересный для него вид деятельности, друзей, способствующих развитию познавательной, эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной сфер ребенка.  
     3. Повышение компетентности, психолого-педагогической культуры родителей, вооружение их технологиями, методиками развития и социальной адаптации детей с особенностями развития.  
     4. Социальное партнерство и поддержка общественности в любых формах помощи таким детям. 
     Основные направления реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ [29, ст. 9] «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» включают в себя: 
1. Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение. 
2. Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. 
3. Социально-средовую, социально-педагогическую, социальнопсихологическую и социокультурную реабилитацию, социальнобытовую адаптацию. 
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.  
     Социально-педагогическая деятельность ставит своей целью также оказание социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогическая реабилитация решает задачи успешной интеграции ребенка-инвалида в общество с целью обеспечения полноценности и разносторонности процесса социализации, предупреждения развития возможных негативных ситуаций. Можно сказать, что в некотором смысле успех социально-педагогической реабилитации во многом зависит от успеха всех форм реабилитационной помощи. Однако именно социально-педагогическая реабилитация обеспечивает своеобразный итоговый успех всего процесса. В последнее время активное развитие в системе образования получает практика инклюзивного образования  - совместного обучения обычных детей и детей с особенностями развития [10, 84 с]. 
Основные цели ранней социально-педагогической работы в семье:  
1. Мотивация родителей на осуществление поддерживающей деятельности по отношению к ребенку, обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала. 
2. Предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидание родителей относительно ребенка не оправдались.  
3. Приспособление семей, имеющих детей с задержками развития, для максимально эффективного удовлетворения потребностей ребенка. 
     Социальный педагог должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и условиям жизни данной семьи [21, 24 с]. 
     Также Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждена индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) – документ, который содержит комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий. На основании этого документа ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации [29, ст. 11].  
     Важным компонентом комплекса реабилитационных мероприятий является психологическая реабилитация. В психологической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями выделяются три главных аспекта: 
1. Операционно-деятельностный - связан с формированием у детей раннего возраста умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. 
2. Социальный - определяется адекватным взаимодействием ребенка и окружением, вовлечением в дальнейшем в трудовую жизнь. 
3. Личностный - влияет на внутреннее осознание своего состояния и положения в обществе [4, 513 с]. 
     Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью реабилитационного процесса, так как именно оно определяет их дальнейшее место в обществе. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особых условий для получения образования, в том числе в специальных образовательных программах и методах обучения, индивидуальных технических средствах реабилитации. 
     Для подростков с ограниченными возможностями большое значение имеют вопросы профессиональной подготовки. Однако для данной категории характерны незнание и неадекватная оценка своих возможностей, нехватка знаний о профессиях, возможностях трудоустройства, плохая социальная адаптация, отсутствие готовности к труду. С целью оказания помощи в выборе профессии, социальный работник должен направлять подростка на профессиональную консультацию к психологу. Выделяют 4 типа таких консультаций [41, 123 с]: 
     1. Справочно-информационная профессиональная консультация направлена на ознакомление с содержанием профессии. 
     2. Диагностическая консультация позволяет выявить интересы, способности и предположить, в какой профессиональной области подросток смог бы трудиться. 
     3. Медицинская профессиональная консультация помогает определить соответствие состояния физических возможностей подростка выбранному виду профессиональной деятельности. 
     4. Корректирующая профессиональная консультация призвана скорректировать намерения подростка относительно будущей профессиональной деятельности, если это не соответствует его реальным возможностям. 
     Компоненты эффективной деятельности социального работника/педагога [47, 237 с]: 
1. Регулярный контакт. 
2. Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии. 
3. Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей. 
4. Семья — в центре внимания. Внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и всей семье). 
5. Организация групп поддержки, где обсуждают успехи и проблемы. 
     Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и защите в силу своих особенностей.  Для их успешной интеграции и адаптации в социуме нужно приложить немало усилий со стороны всех заинтересованных в этом сторон.  Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода, объединения усилий областных и муниципальных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, образовательных учреждений разных типов, семьи, общественности. 


1.2 Мульт-терапия как технология социальной реабилитации 

     Мульт-терапия принадлежит к одному из видов арт-терапии. Для того чтобы разобраться в сущности мульт-терапии, нужно 
проанализировать и обобщить накопленные знания и опыт в области арттерапии. 
     Впервые термин «арт-терапия» появился в работе британского художника А.Хилла «Изобразительное искусство против болезни» (1945). Находясь в госпитале для лечения туберкулезных больных, он обнаружил, что рисование помогает его выздоровлению. Позже он опробовал этот метод на других пациентах и также заметил, что искусство помогает им отвлечься от болезни и освободиться от психического расстройства, связанного с военными действиями. А. Хилл описывал эффект арт-терапии так:  «Когда  ум (и пальцы) совершенно вовлечены [в процесс творчества] … отпускается творческая энергия в обычно напряженном пациенте», она позволяет пациенту «выстроить сильную защиту против его бед».  
     Американская арт-терапевтическая ассоциация рассматривает арттерапию как вид «лечебного применения изобразительной деятельности в контексте профессиональных отношений арт-терапевта с людьми, имеющими те или иные заболевания, травмы или трудности психической адаптации, либо теми, кто стремится к личному развитию. Благодаря созданию изобразительной продукции и обсуждению образов и процесса их создания, они могут прийти к лучшему пониманию себя и других, справиться с симптомами болезни и стресса или последствиями травмы, развить познавательные навыки и прийти к позитивному, жизнеутверждающему мироощущению» [48]. 
     Российская арт-терапевтическая ассоциация трактует арт-терапию с точки зрения системы. Арт-терапия – это «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [48]. 
     Единого подхода к определению понятия «арт-терапия» нет. Существует множество русскоязычных исследований, в которых арттерапии приписываются не свойственные ей значения. В своей работе мы будем придерживаться определения термина «арт-терапия», которое дает Российская  арт-терапевтическая ассоциация. Оно наиболее полно и содержательно раскрывает сущность понятия. 
     На становление и развитие арт-терапии оказывали огромное влияние известные зарубежные психологические школы: психоанализ З. Фрейда, гуманистическая клиент-центрированная психология Н. Роджерса, гештальт-терапия Дж. Райна. Среди психиатров, внесших заметный вклад в развитие арт-терапии, выделяются В. Моргенталер (Швейцария), Г. Принсхорн (Германия), Л. Нивратил (Австрия), В. Андреоли (Италия), Р. Вольма, Ж. Делей (Франция), И. Харди (Венгрия), А. Якаб, Г. Вилмер, Н. 
Льюис (США) [19, с. 42]. 
     Ведущую роль в развитии отечественной арт-терапии играли психиатры и психотерапевты. В 1970-1980-ые годы вышли три тома научного труда под руководством Э. Бабаяна «Изобразительный язык больных шизофренией». В 1980-е годы начинает развиваться оригинальный отечественный метод клинической психотерапии – терапия творческим самовыражением (Бурно, 1989, 2006) [19, с. 46]. 
     С 1990-х годов начинается этап более активного развития арттерапии в нашей стране (Ионов О. А., 2004; Копытин А.И., 1999, 2001, 2002, 2010, 2011; Хайкин Р.Б, 1992). В этот период арт-терапия становится междисциплинарной, вовлекая представителей разных профессий - психологов, педагогов, художников, социальных работников и социальных педагогов. 
В науке сложились 3 основные формы арт-терапии: 
1. Индивидуальное арт-терапевтическое консультирование – это такой метод работы, при котором на протяжении курса консультаций применяются средства изобразительного искусства в коммуникации клиента и специалиста. 
2. Групповая арт-терапия. 
3. Семейная арт-терапия характеризуется активным применением средств изобразительного искусства, которые позволяют проводить диагностику и коррекцию семейных отношений [22, 93 с]. 
     Арт-терапия располагает большим инструментарием не только универсальных, но и специализированных методов воздействия на клиентов с различными  психическими расстройствами, нарушениями адаптации др. Во многих случаях арт-терапия оказывается наиболее эффективной там, где большинство психологических методов работы неприемлемы, нап.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44