VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы исследования проблем социальной поддержки и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015421
Тема: Теоретические основы исследования проблем социальной поддержки и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
     Содержание.
Ведение…………...………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблем социальной поддержки и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы………………….………7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика людей с ограниченными возможностями здоровья (опорно-двигательный аппарат 32-35 лет)………23
1.3. Особенности социальной поддержки и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья………………..……………………36
Глава 2. Практическое исследование проблемы социальной поддержки у людей с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Диагностика особенностей социальной поддержки и адаптации молодёжи с ограниченными возможностями здоровья……..………………..44
2.2. Методики социальной поддержки и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья………….……………………….…69
2.3. Рекомендации специалистам по социальной работе, работающим с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (опорно-двигательная система)…………………………………………………………..77
Заключение……………………………….……………………………………....80
Список литературы……………………….……………………………………...87
Приложение……………………………….……………………………………...93

     Введение.
     В России обостряется проблема инвалидности, в частности и молодого поколения. Согласно статистике отмечен стремительный рост молодых инвалидов – за последние четыре года их количество в РФ увеличилось на 12,8%. Общая численность людей с ограниченными возможностями здоровья в 2017 году в РФ достигла примерно 12.6 млн. человек.
     Уровень социальной поддержки и адаптации абсолютно всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья не достаточно высокий, несмотря на то, что государство уже сделало немало шагов в этом направлении и в целом социальное обеспечение людей  с ограниченными  возможностями здоровья улучшилось.
     В укладе современного общества есть много противоречий интересам людей с ограниченными возможностями здоровья – не зависимо от пола или возраста лица, имеющего инвалидность. Всевозможные барьеры, выстроенные обществом, сломать гораздо сложнее, чем преодолеть трудности, связанные с физическим препятствием самого человека  с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому есть острая необходимость развития культурных ценностей гражданского общества таких, как уважение человеческого достоинства, толерантность, гуманизм, равенство прав каждого гражданина страны.
     Развитие социальной сферы в России и в мире благоприятно сказывается на развитии общества в целом. Но, многие граждане с ограниченными возможностями здоровья лишены простых жизненных радостей, которые доступны здоровым людям. Поэтому без поддержки им трудно адаптироваться в окружающем мире.
     Инвалидность оформляют лицам, имеющим нарушения здоровья, при которых существуют препятствия или ограничения в деятельности. Инвалидность – это проблема личности, государства и общества в целом. Такие люди особо нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих, в человеческом сочувствии и равном отношении к себе, как к согражданам.
     В условиях перехода к новым экономическим отношениям, когда кризисные явления в экономике страны оказывают негативное влияние на социальную среду, граждане с ограниченными возможностями здоровья стали одной из самых социально-незащищенных категорий населения.
     Государство, как и общество, всегда стремится оказать поддержку и рациональную помощь лицам, оказавшимся в особо сложном положении. Содействие основывается на комплексе постоянных и долговременных социальных, экономических, правовых, организационных, медико-психологических мер и обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни.
     Надлежащие условия жизни, возможность трудовой деятельности, доступ к системе здравоохранения и образования, к системе социального обеспечения и обслуживания является правом каждого гражданина в современном мире. Исходя из этого, главной целью государства является повышение уровня и качества жизни населения, создание условий и возможностей для всестороннего развития личности. Права человека описаны в действующей Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
     Политикой государства определены социальная поддержка и социальная защита людей – развивается система социальных служб, установлены государственные пособия, пенсии и иные гарантии социальной защиты граждан. В целом, в российском государстве есть социальная поддержка и социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями и пожилых людей.
     В рамках мировой политики проводятся мероприятия по социальной поддержке. День третье декабря провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН «Международным днём инвалидов». Основная задача проведения подобных мероприятий направлено на привлечение внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями, защиту их достоинства, прав и благополучия, на освещение обществу тех преимуществ, которые оно получает от участия людей с ограниченными возможностями в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
     Цель у всех социальных мероприятий самая гуманная – привлечь внимание государственных и коммерческих структур, простых граждан к проблемам людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
     В Российской Федерации организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья. Человек со статусом инвалида может получать определенные социальные льготы и пособия. Но для полноценной реализации поставленной задачи и всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо разработать и внедрить систему эффективной социальной поддержки и адаптации, включающей социальные, медицинские, педагогические, психологические разделы их реабилитации, позволяющие равноправно инвалидам входить в общество здоровых людей.
     Актуальность темы исследования: в нашем современном обществе есть проблемы в получении социальной поддержки и социальной адаптации у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
     Противоречие: в Российской Федерации существует социальная поддержка и социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, но она не всегда компетентно реализуется.
     Проблема: особенности социальной поддержки и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
     Решения данной проблемы составляют цель нашего исследования.
     Объект: молодёжь с ограниченными возможностями здоровья.
     Предмет: особенности социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.
     Гипотеза исследования заключается в предположении того, что социальная поддержка  и адаптация  молодых людей с ограниченными возможностями здоровья - это последовательность действий по социальной работе, основанных на законах и актах. При оказании социальной поддержки  важен профессиональный уровень специалиста, его умение найти индивидуальный подход и оказать адресную помощь человеку с ограниченными возможностями здоровья – помощь в адаптации, стимулированию личностных ресурсов и его выходу из трудной жизненной ситуации.
     Задачи:
     1. Теоретические основы социальной поддержки и социальной адаптации.
     2. Дать существенную характеристику молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (опорно-двигательный аппарат, 32,35 лет).
     3. Выявить и обосновать особенности социальной поддержки и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
     Глава 1. 
Теоретические основы исследования проблем социальной поддержки и адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы.
     В общественно-политической практике Российской Федерации понятие «социальная поддержка» появилось еще в начале 90-х годов ХХ века с принятием указа Президента РФ от 26 декабря 1991 года № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». Вступление в силу данного указа сделало возможным создание республиканского и территориального фондов социальной поддержки населения, средства которого органы социальной защиты населения направляли на оказание материальной помощи нуждающимся в ней (лицам, имеющим среднедушевой совокупный доход ниже установленного прожиточного минимума), а так же для улучшения социального обслуживания. В своей работе фонды социальной поддержки основываются на помощи, являющейся дополнительным источником финансирования мероприятий по социальной защите.
     Научная  литература  по  рассматриваемой  нами  проблеме  не  достаточно представлена  теми,  кто  исследовал  социальную  поддержку  молодёжи  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Среди  зарубежных  исследователей  можно  назвать работы Крауза,  Кобба.  Каселла  и  Хирша.  Среди  отечественных  исследователей  этой  проблемой  занимались  Аверина У.А,  Акатов Л.И, Добровольская Т.А,  Манько Ю.В, Ярская –Смирнова Е.Р, Холостова Е.И.
     
     Не смотря на развитие различных направлений социальной помощи, единого определения термина «социальная поддержка» до сих пор нет. В современном обществе сложились следующие формулировки: 
> Социальная поддержка – это система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (отсутствие возможности вести привычную и полноценную трудовую деятельность, учащиеся и др.), путем предоставления им необходимой информации, обучения, финансовых средств, кредитов, права защиты и введения иных льгот. В целом, оказание помощи гражданам в сложном положении и есть социальная поддержка.[74]
> Социальная поддержка – это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы людей по изменению своего материального и имущественного положения. Часто социальная поддержка реализуется, как нематериальный информационный ресурс (содействие в обучении, поиске работы, получении новой профессии, трудоустройстве, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).[63]
     В литературе встречается сравнение социальной поддержки с социальным/материальным обеспечением и социальной помощью. Объясняется это тем, что социальная поддержка может проявляться в различных формах: в денежной (сходство с обеспечением), в натуральной (сходство с помощью). Тем временем, у тезиса «социальная поддержка» есть основательные отличия, как от «социального обеспечения», так и от «социальной помощи».
     
     Социальная поддержка проявляется как комплекс материальных и нематериальных мер, предоставляемых отдельным категориям граждан, с целью улучшения их уровня и качества жизни. Конечно, социальная поддержка может быть рассмотрена и как деятельность различных независимых субъектов по предоставлению этих мер.
     Субъектами социальной поддержки являются общественные организации и хозяйствующие субъекты, государственные (федеральные и региональные) и муниципальные органы исполнительной власти. 
     Меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном эквиваленте, в отличие от социального обеспечения, не являются основным и единственным источником средств существования для людей, нуждающихся в содействии. Существенное отличие социальной поддержки от социальной помощи заключается в том, что социальная помощь носит, как правило, разовый характер или осуществляется с определенной периодичностью (1 раз в 6 мес. – материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, студентам, работникам организаций). В тоже время, меры социальной поддержки могут предоставляться на постоянной основе, пожизненно, до момента утраты необходимого статуса.[58] 
     Социальная поддержка граждан в субъектах РФ реализуется в полном объеме с 1 января 2005 года, после вступления в силу федерального закона о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки, то есть с момента вступления в силу ФЗ № 122, получившего название «О монетизации льгот».
     Социальная поддержка в более простом изложении – это прямая помощь в трудных жизненных ситуациях. 
     Социальная поддержка с позиции социальной помощи – это целый комплекс мер государства, который реализуется государственными организациями, а также общественными, благотворительными и коммерческими структурами. Социальная поддержка включает в себя следующий комплекс социальных услуг: медико-социальные, социально-экономические, социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические и иные виды помощи гражданам.[46]
     Социальная поддержка имеет свой отличительный признак. Он заключён во временном или частичном характере, а также в активном участии самого нуждающегося при решении поставленных задач, в использовании элементов самоподдержки. 
     Социальная поддержка описывается во многих источниках. Рассмотрев и изучив иностранные источники можно сделать вывод, что существуют типологии форм поддержки, позволяющие говорить о согласии в шести формах поддержки: эмоциональной, руководящей, основанной на обратной связи, социализирующей, инструментальной и материальной.
     Есть основания предполагать, что социальная поддержка связана с психологическим благополучием, так как оно несет в себе положительные эмоции, одобрение и стабильность в жизни. Психологическое благополучие служит своеобразным мостом при дипрессии, оно придает уверенность и позволяет справляться с проблемами. Не смотря на то, что большая часть исследований социальной поддержки носит корреляционный характер и не устанавливает причинно-следственные связи, есть предположения, что она позитивно влияет на благополучие человека. Так, если социальная поддержка семьи, друзей, соседей оказывается полезна при психологических, физических или материальных трудностях, то она является фактором, снижающим негативные переживания. 
     Приведем заключения и описание методик зарубежных ученых, занимающихся проблемами людей, попавших в трудные жизненные ситуации.
     Крауз (Krause 2007) сформировал короткую методику желаемой или фактически полученной поддержки пожилых людей. Хотя эмоциональная и информационная шкалы поддержки сходны, инструментальная поддержка направлена на типичные потребности пожилых людей, такие как помощь с посещением магазина, перемещением в транспорте, и домашней работой. Крауз вдобавок включил три дополнительных пункта, выявляющие воспринятую доступность эмоциональной, материальной и информационной поддержки. Это дало возможность ему определить, что вера в доступность поддержки, оказала большее влияние на придание смысла жизни пожилых людей, чем общеобязательная помощь социального работника.
     Кассел (1976 г.) встроил концепцию социальной поддержки в теорию государственного здравоохранения в качестве средства разъяснения различий в заболеваниях, которые, как считалось, были связаны со стрессами. Его волновал вопрос, почему одни люди более устойчивы к стрессам, чем другие. Идея социальной поддержки, как фактора предотвращения и облегчения заболеваний, показалась ему резонной. Он выявил, что люди, так же как и животные, перенесшие стресс в компании себе подобных, сталкиваются с гораздо менее тяжелыми последствиями, чем те, которые оказались в изоляции. На этом основании Кассел предположил, что социальная поддержка может являться защитным фактором, ослабляющим воздействие стрессов на человека.
     Кобб (1976 г.) основывался на концепции Кассела и развил ее, констатировав, что само по себе присутствие другого человека – это ещё не социальная поддержка. Он заострил внимание на необходимости обмена “информацией”, выделив три разновидности подобных обменов:
> информация, подводящая индивидуума к мысли, что он любим и о нем заботятся (эмоциональная поддержка);
> информация, указывающая на то, что индивидуума высоко оценивают и ценят (поддержка достоинства);
> информация, подтверждающая, что индивидуум принадлежит к единому коллективу, объединенному общими связями и обязательствами. 
     Кобб утверждал, что у людей, переживающих глубокие потрясения, без подобной социальной поддержки, многократно возрастает угроза депрессии. Он пришел к заключению, что человеческие отношения и социальная поддержка защищают индивидуума от последствий стресса. Кобб считал, что социальная поддержка действует на протяжении всей жизни человека, включая самые различные её отрезки, в том числе периоды безработицы, серьезных заболеваний и тяжелых утрат. Кобб привел многочисленные и разноплановые примеры, выводы, методики изучения и результаты, убедительно свидетельствующие о том, что социальная поддержка для человека является защитой от внешнего негатива.
     По Коббу, социальная поддержка повышает сопротивляемость индивидуума (способность управления окружающей средой) и облегчает его адаптацию к новым условиям (самосовершенствование в интересах гармонии с окружающей средой). Вместе с тем он предупредил, что большинство исследований ориентировано на конкретные стресс-факторы в ущерб обобщению совокупных показателей влияния социальной поддержки на человека, в частности в случаях хронического или травматического стресса.
     Хирш (1980 г.) описал пять составляющих элементов социальной поддержки: 
> эмоциональная поддержка, заключающаяся в заботе, любви, комфорте, симпатии, привязанности;
> поощрение, заключающееся в высоких оценках и комплиментах – это степень, в которой индивидуум чувствует себя вдохновленным поддержкой других людей, он ощущает мужество и готовность одержать победу; 
> совет, сводящийся к информации, полезной для решения стоящих перед индивидом проблем, и степень, в которой индивидуум чувствует себя информированным;
> общение, заключающееся во времени, проведенным с тем, кто готов оказать поддержку, и степень, в которой индивидуум не чувствует себя одиноким;
> доступная помощь, заключается в денежной помощи или помощи по дому и определяется степенью, в которой индивидуум чувствует облегчение от бремени забот.
     Хаус (1981 г.) предложил для рассмотрения социальной поддержки в контексте производственных стрессов другую схему:
> эмоциональная: привязанность, забота, любовь, доверие, чувство или демонстрация озабоченности; 
> поощрительная: информация, имеющая отношение к самооценке, «подпитка со стороны» сведениями, способствующими самоутверждению;
> информационная: предложения, советы, сведения полезные для решения проблем;
> практическая: прямая помощь в виде денег, времени и затрат труда.
     Социальная поддержка может иметь прямой или основной эффект, являясь барьером на пути воздействия стресс-факторов. Социальная поддержка способна предоставить необходимую информацию или обеспечить подпитку советом и делом для преодоления стресс-фактора. На индивидуальное самовосприятие личности может оказать влияние принадлежность к группе, которая способна помочь укреплению уверенности в себе, ощущения владения ситуацией и наличия необходимых навыков для того, чтобы контролировать развитие событий в окружающей среде. Это вписывается в теорию персонального контроля как основного регулятора последствий стресса, принадлежащую Бандуре (1986 г.). Здесь предусматривается минимум социальной поддержки для поддержания здоровья и повышение уровня этой поддержки выше минимального уровня не столь важно. 
     Исследования взаимосвязи и взаимозависимости социальной поддержки и производственных стрессов показывают на то, что успешное преодоление последних возможно лишь в случае эффективного использования системы поддержки (Коэн и Ахер, 1980 г.). Успешный опыт преодоления стрессов указывает на необходимость использования как формальных, так и неформальных средств социальной поддержки в борьбе со стрессами.
     Одним из основных социально-экономических прав человека является право на социальную помощь. Это право закреплено рядом международных актов, в том числе в статье 26 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1996 года. Также, в Конституции Российской Федерации говорится, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях установленных законом». Все перечисленные законодательные акты закрепляют за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
     Государством создана целая система социальной защиты населения для исполнения своего долга по поддержке граждан. Данная система включает в себя определенный круг обязательств перед гражданами, таких как: выплата пособий, компенсаций, пенсий, оказание медицинских и других социальных услуг. В том числе, представители государственной структуры руководят созданием финансовой базы и специализированных организационных структур, которые необходимы для реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение. Все предпринимаемые действия государством можно назвать мерами социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

     В Конституции Российской Федерации определено право граждан России на социальную помощь, которая включает пенсионное обеспечение. Пенсия является денежным пособием, получаемым гражданином в различных случаях:
     1. по инвалидности;
     2. по случаю потери кормильца;
     3. по возрасту.
     В данной работе анализируем поддержку молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому нужно подробнее рассмотреть предоставление пенсии по инвалидности. Нормативно-правовой базой этого вида помощи являются:
1. Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30/11/2001 года;
2. Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 30/11/2001года.
     Разновидности пенсий по инвалидности:
     1. социальная пенсия по инвалидности;
     2. пенсия по инвалидности военнослужащим;
     3. трудовая пенсия по инвалидности.
     В случае установления инвалидности органами медико-социальной экспертизы и при наличии у гражданина с ограниченными возможностями здоровья трудового (страхового) стажа назначается трудовая пенсия по инвалидности.
     Срок назначения пенсии определяется сроком установления инвалидности медико-социальной службой. При продлении инвалидности пенсия также продлевается. По достижению установленного пенсионного возраста человеком с ограниченными возможностями здоровья – ему назначается пенсия по возрасту.
     Расчет размера трудовой пенсии по инвалидности определен государством и производится в соответствии со ст. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
     Существует еще один не маловажный вид социальной помощи молодым людям с ограниченными возможностями здоровья – это система льгот. Социальные льготы – это права и определенные преимущества для отдельных категорий граждан, которые не имеют возможности реализовать правовую норму по независящим от них причинам. Социальные льготы предусмотрены так же для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.[48]
     Льготы классифицируются:
     1. по содержанию (наименование льготы);
     2. по субъектам (категории льготников);
     3. по источникам финансирования и другим признакам.
     Имея широкий спектр социальной поддержки, определенный государством, размер материальной поддержки не велик. Люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из нуждающихся категорий населения. Все установленные для них государством льготы отражены в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
     Государство гарантирует материальное обеспечение людям с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статье 27 ФЗ «О социальной защите инвалидов» выдача материальных средств инвалидам включает в себя денежные выплаты по различным категориям (пенсии, пособия, страховые выплаты, различные компенсации). Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалида права на получение выплат других видов, если у него есть основания для получения предусмотренных выплат. 
     Создание условий для нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями подразумевает и беспрепятственный доступ к необходимой информации, доступ к объектам социальной инфраструктуры.[39]
     Право инвалида на получение необходимой информации гарантирует статья 14 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В рамках этого закона государством принимаются меры по поддержанию базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих литературу для инвалидов, а также студий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск специализированной аудио и видео-продукции. 
     Гражданам с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в специализированном уходе и помощи, за счет служб социальной защиты предоставляются медицинские и бытовые услуги, как в стационарных учреждениях, так и на дому. В стационарном учреждении социального обслуживания, условия пребывания инвалида должны соответствовать качеству жизни  человека, обеспечивать возможность реализации прав и законных интересов людей с ограниченными возможностями здоровья.[37]
     Многие молодые люди с ограниченными возможностями здоровья трудоспособны, у них есть желание приносить пользу обществу. В этом случае, государство дает гарантии на оказание содействия в трудоустройстве. Обеспечение таким гражданам возможности участия в общественно полезном труде в соответствии с состоянием здоровья, опытом, квалификацией, профессиональными навыками, является важнейшей формой их социальной поддержки и реализацией возможностей самого человека.
     Активное вовлечение в социальную среду молодежи с ограниченными возможностями здоровья называется социальной адаптацией. Каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, нуждается в социальной адаптации.
     Теоретической основой проблемы эффективности адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья являются:
> во-первых, их личностные особенности,
> во-вторых, основные субъекты, обеспечивающие социальную адаптацию молодых людей с ограниченными  возможностями  здоровья,
> в-третьих, важность принципа субъект-субъектного подхода в применении технологий социально-педагогической поддержки.
     Специфика социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).
     Основными целями применения личностных особенностей выступают:
> преодоление состояния беспомощности;
> помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;
> формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;
> восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.
     Личностные особенности каждого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, требуют разработки индивидуальной программы реабилитации. Существуют следующие виды реабилитации: медицинская, психолого-педагогическая, профессиональная и социальная. [47]
     Основные задачи профессиональной адаптации – это вернуть молодому человеку с ограниченными возможностями здоровья самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно, или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянии здоровья и желании в выборе профессии, при соответствующих условиях труда молодые люди с ограниченными возможностями здоровья способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков и отрицательно влияет на состояние здоровья. Как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи – ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы и, как результат, появляется депрессия.
     Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социальной адаптации включает:
> специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;
> помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
> разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ограниченными возможностями здоровья.[82]
     Для оказания социальной адаптации существуют социальные службы. Они призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ограниченными возможностями здоровья в социуме. С другой стороны – профилактика инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.
     Основные цели, на достижение которых направлен процесс социальной адаптации:
> выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;
> уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;
> сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
     Другими словами, социальная адаптация направлена на приспособление к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, обучение пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения.
     Проанализировав специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что сам процесс организации социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. 
     Важнейшими условиями достижения целей социальной адаптации являются, с одной стороны внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. А с другой стороны, формирование субъектной позиции у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к процессу преодоления трудностей, и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе. Эффективности социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья способствует гармония, взаимодополнение этих двух процессов. 
     Проблема социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе требует разработки новых технологий работы. Они должны обеспечить внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей. Они должны сформировать положительную субъектную позицию у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к процессу преодоления трудностей и стремлению к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе.
     Проблема социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья – это проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей. Данная проблема приобрела в последнее время особую важность и в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами.[46]
     Среди условий, обеспечивающих повышение эффективной социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, мы выделили две группы:
> К первой отнесли объективные условия, которые требуют ментальных и законодательных изменений в обществе. 
> Ко второй – субъективные условия, реализация которых возможна и целесообразна на локальном уровне социального учреждения.
     Назрела необходимость выработки стратегии государства по вопросам социальной адаптации. Нужны новые, эффективные, инновационные механизмы взаимодействия структур государственной власти с работающими специалистами в социальной сфере. Требуется новая и эффективная на современном этапе поддержка молодёжных инициатив в области работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья.
     
     1.2. Психолого-педагогическая характеристика людей с ограниченными возможностями здоровья (опорно-двигательный аппарат, 32-35 лет).
     Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личностной (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей. Исходя из этого определения, понятие «инвалид» следует относить не столько к субъектам жизнедеятельности, сколько рассматривать его как социальное явление, а именно результат взаимодействия психофизических ограничений и барьеров социального характера.[21]
     В научной литературе часто под «людьми с ограниченными возможностями здоровья» принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
     В Словаре по социальной работе «человек с ограниченными возможностями здоровья» определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».
     В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант 3-х звеньевой шкалы ограниченных возможностей:
1) недуг – понимается любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
2) ограниченные возможности – это любое ограничение, полная или частичная потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
3) недееспособность (инвалидность) – считается любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).
     Из вышеизложенного следует, что инвалидность это состояние организма человека, характеризующееся постоянной или длительной утратой трудоспособности, или ее значительным ограничением. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
     Возможные причины инвалидности:
1) общее заболевание;
2) профессиональное заболевание;
3) трудовое увечье;
4) инвалидность с детства;
5) ранение (контузия, увечье) полученное при исполнении обязанностей военной службы, либо не связанное с обязанностями военной службы.
     Определены категории людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, к категории «молодые инвалиды» относятся граждане в возрасте 14 — 35 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм.[15] 
     В .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44