VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы изучения понятия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016884
Тема: Теоретические основы изучения понятия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
Глава 1. Теоретические основы изучения понятия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы

     Дети – будущее любого государства, существующего на Планете, они станут тем фундаментом, на который будут опираться ныне живущие взрослые. Именно поэтому весь мир стремится к сохранению каждой детской жизни, стремится развивать детскую инфраструктуру, систему образования и здравоохранения. Не является исключением и Российская Федерация. 
     Существует определенная группа детей, нуждающихся в особой заботе государства – это дети с ограниченными возможностями здоровья. В Словаре основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями под редакцией Л.Г. Гусляковой человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным» [1]. Как считает Е.Р. Ярская-Смирнова, человек становится лицом с ограниченными возможностями тогда, когда его внешний вид, поведение, состояние здоровья не соответствуют системе норм, принятых в том социуме, к которому он принадлежит.
     Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с физическими и (или) психическими недостатками, которые имеют ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [4]. 
     По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [4]. 
     Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: 
    а) недуг – это любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции; 
    б) ограниченные  возможности - любое ограничение или потеря способности (по причине дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
    в) инвалидность (недееспособность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, которое препятствует или ограничивает выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов). 
     Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении долгого времени, например, по причине воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие хронического заболевания. Недостаток, нарушения могут устраняться (либо полностью, либо частично) медицинскими и психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
     Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» выделяется не только в теории и практике социальной работы, но и определяется на законодательном уровне. Так, согласно федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. [2]
     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выделяет такую категорию как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. [3]
     Исходя из вышеуказанных определений можно сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения в развитии не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
     В настоящее время единых принципов классификации категорий детей с ограниченными возможностями здоровья не существует. М.А.Власовой и М.С.Певзнер были выделены следующие группы детей с отклонениями в развитии:
     1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);
     2) дети с задержкой психического развития;
3) дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
4) дети с психопатическими формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);
     5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия.). [5] 
     Т.В. Егорова предлагает более обобщенную классификацию, в основе которой заложена группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); 
- сенсорные нарушения (слух, зрение);
- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения) [4]
     Наиболее распространенной является классификация нарушений развития, предложенная В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым. Они выделяют шесть групп детей с особенностями развития [6].
     Первая группа – это дети с нарушением слуха.
     Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, которая затрудняет речевое развитие.
     Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.
     Нарушение слуха напрямую влияет на формирование речи и косвенно – памяти и мышления. Особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь, также важными становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. [11]
     Вторая группа – это дети с нарушением зрения.
     Слабовидящие – дети, которые обладают остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции.
     Слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение. У детей с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятие, что снижает возможности развития мышления, речи, воображения, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. Полная или частичная потеря зрения приводит к перестройке работы других анализаторных систем: у полностью незрячих детей зрительные функции замещаются работой тактильного и кинестетического анализатора, у частично зрячих ведущим анализатором остается зрение. Речь также выполняет компенсаторную функцию, с ее помощью дети могут получить представление о многих предметах и явлениях.
     Третья группа – дети с нарушением речи.
Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств предполагает выделение двух групп нарушений: нарушения средств общения (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи), нарушения в применении средств общения (заикания). У детей с нарушением речи наблюдается недостаточность коммуникативной способности, что усложняет процесс учебной коммуникации, речевого взаимодействия в процессе совместной игровой, учебной, трудовой деятельности. Трудности коммуникации могут способствовать нарушению адаптации. [11]
     Четвертая группа – это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
     Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, нередко приводящее к инвалидности ребёнка. Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Развитие личности у детей с церебральным параличом – диспропорционально. Это проявляется в сочетании нормального интеллектуального развития с неуверенностью в себе, несамостоятельностью и повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем, с возрастом эта диспропорция обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, так ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания. При нарушениях интеллекта особенности развития личности сочетаются с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью.
     Пятая группа – это дети с умственной отсталостью.
     Умственная отсталость – это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, которая проявляется в нарушении интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. В большинстве своем, дети с умственной отсталостью не способны контролировать свои поступки и желания, подчинять свое поведение требованиям, предъявляемым им родителями, воспитателями, учителями, детским коллективом. Поведение таких «особенных» детей обычно не соответствует общепринятым правилам и нормам, им не свойственны такие качества, как инициативность, самостоятельность, высокий уровень мотивации к учебной, трудовой и даже игровой деятельности. Какие-либо препятствия или неудачи ставят их обычно в затруднительное положение, с которым самостоятельно они справиться не могут.
     Шестая группа – это дети с искаженным развитием (психопатией, с патологией влечений). Кратко рассмотрим одну из форм искаженного развития – психопатию. Психопатией называют сочетание заостренно выраженных человеческих характеров. Проблема психопатии – проблема эмоций, воли и совести, а не интеллекта. Личность с такими расстройствами не может усвоить, что хорошо, а что плохо [6].
     Исходя из вышеупомянутых классификаций можно выделить основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми, безусловно, сталкиваются представители каждой из выделенных групп.
     Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество. [8]
     Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья является отсутствие специальных законов и нормативных актов, которые устанавливали бы ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование [8]. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, которые связаны с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии разных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики России. [9].
     Специалисты, которые работают с людьми с ограниченными возможностями, выделяют следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с особенным ребенком и сам ребенок в нашей стране):
     1) социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;
     2) при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;
     3) выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
     4) трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;
     5) отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
     6) сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа "инвалид - бесполезный" и т.п.);
     7) отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики. [10]
     К сожалению, барьеры, о которых упомянуто выше – это лишь малая часть тех проблем, с которыми люди с ограниченными возможностями встречаются повседневно. Учитывая исключительную сложность и многогранность названных проблем, мы понимаем, что этим детям необходима защита, помощь и поддержка со стороны государства, общественных институтов и, в приоритете, семьи. 
     Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом. В Российской Федерации законодательно закреплены права детей с ограниченными возможностями здоровья на защиту и социальное обеспечение. К основным законодательным актам, гарантирующим и регулирующим осуществление социальной защиты данной категории детей относятся: 
     1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 
     2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223- ФЗ (ред. от 28.03.2017). 
     3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. 
     4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями). 
     5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция). 
     6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 
     7. Указ Президента Российской Федерации «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (с изменениями на 31 декабря 2014 года). 
     8. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (с изменениями на 1 июля 2014 года). 
     9. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». 
     10. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». 
     11. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»
     12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (с изменениями на 10 сентября 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года). 
     13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июля 2009 г. N 540н «Об утверждении перечня санаторно- курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно- курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи».
     14. Закон Челябинской области от 29.11. 2001 г. N 54-ЗО "Об охране и защите прав детей в Челябинской области".
     15. Закон Челябинской области от 28.01. 2010 года № 528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
     Достаточная разработанность нормативно-правовой базы говорит о том, что защита детей с особыми нуждами и потребностями, а также семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.
     Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это особая семья, в которой возникает много сложных проблем, о них мы частично говорили ранее, но следует подчеркнуть, что помимо экономических, медицинских, профессиональных, психологических, проблем воспитания и ухода за ребенком, выделяют также нарушение социальных связей семьи, неадекватное восприятие ребенка: либо «непринятие» диагноза, либо занижение возможностей ребенка. Зачастую сама семья с этими трудностями справиться не может. Помощь квалифицированных психологов, медиков, педагогов, дефектологов, а также социальных работников позволяет решить часть проблем.  В целом работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предполагает несколько направлений: 
- диагностику внутрисемейных отношений и типа семейного воспитания; 
- повышение педагогической культуры родителей в сфере психолого- физиологических особенностей, медицинских, педагогических, психологических методов и форм коррекции развития детей, выбора оптимальных средств, методов семейного воспитания, улучшения психоэмоциональных отношений в семье; 
- коррекцию взаимоотношений между детьми и родителями; 
- организацию взаимодействия социальных, медицинских работников, психологов, социальных педагогов, педагогов-предметников с родителями для определения индивидуального пути развития каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии; 
- разработку индивидуальных программ социальной работы с учетом особенностей развития ребенка и особенностей семьи; 
- трудовое воспитание в семье.[11]
     Социальный работник выступает посредником между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами социальной защиты. В его функции входят организация юридической, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, которая должна оказываться в естественном окружении ребенка, не в изолированном учреждении, а в семье.
     А.А. Чернецкая выделяет пять направлений работы специалиста с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [12] (Таблица 1).
     Таблица 1
     Направления деятельности специалиста в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
№
Направление деятельности
Содержание деятельности
1.
Непосредственная работа с конкретной семьей
1. Патронаж. Социальный работник посещая семью:
- обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры;
- встречаясь с семьей, старается увидеться со всеми членами семьи;
- интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
- спрашивает о внешкольных занятиях ребенка;
- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
- демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем
2. Консультирование. Социальный работник:
- организует встречи с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье, например со службой миграции;
- дает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами
2. 
Опосредованная работа с конкретной семьей
1. Консультирование:
- информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и специалисты вносят записи, например каждую неделю или две;
- контакты по телефону.
3.
Непосредственная работа с группой родителей
1. Встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение будущих планов.
2. Организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, тренировка последующих практических занятий на дому.
3. Организация открытого урока или занятия со специалистом: открытый день или вечер в реабилитационном центре.
4. Организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами:
- привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;
- помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, на спортивные состязания и др.).
5. Интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4.
Опосредованная работа с группой родителей
1. Информационный буклет о том, как и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам. 
2. Подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка. 
3. Подготовка видеопрограммы для родителей. 
4. Организация стенда или доски объявлений 
5. Написание статей для местных журналов или газет. 
6. Подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
5.
Развитие контактов между семьями
1. Помощь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей. 
2. Помощь родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей
     
     Эффективность социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья зависит от ряда условий [11]: 
     1. Социальная работа должна быть комплексной и сопровождаться медицинской реабилитацией. Восстановление физических и психических функций организма позволит решать проблемы вхождения ребенка в социальную среду. 
     2. Необходимо организовать индивидуальную среду для каждого ребенка, позволяющую найти ему применение в жизни, интересный для него вид деятельности, друзей, способствующих развитию познавательной, эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной сфер ребенка. 
     3. Повышение компетентности, психолого-педагогической культуры родителей, вооружение их технологиями, методиками развития и социальной адаптации детей с особенностями развития. 
     4. Социальное партнерство и поддержка общественности в любых формах помощи таким детям.
     Исходя из вышесказанного социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть эффективной лишь при комплексном подходе, обеспечивающем все основные сферы жизнедеятельности: семью, труд, быт, досуг, общение. Обеспечить такой подход возможно при объединении усилий медиков, психологов, педагогов, управленцев.
     На уровне нормативно-правовой базы государства определены основные направления реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: 
     1. Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
     2. Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. 
     3. Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию. 
     4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт [13].
      Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья является важной частью реабилитационного процесса, ведь именно оно определяет их дальнейшее место в обществе. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особых условий для получения образования, в том числе в специальных образовательных программах и методах обучения, индивидуальных технических средствах реабилитации.
     Итак, ограничение возможностей является причиной возникновения социальных, экономических, законодательных и иных барьеров, которые не позволяют ребенку быть интегрированным в социум и принимать активное участие в жизни семьи и общества на таких же основаниях, как и все остальные. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам детей, которые имеют инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью [14].
     Таким образом, у детей с ограниченными возможностями здоровья выделяют свои специфичные проблемы и законы развития, именно поэтому они нуждаются в особой поддержке и защите государства. Для успешной интеграции и адаптации в социуме детей с особенностями нужно приложить усилия не только конкретного ребенка и его семьи, необходимо взаимодействие всех общественных институтов. Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода, объединения усилий со стороны областных и муниципальных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, образовательных учреждений разных типов, семьи, общественности.
     
     
     1.2. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная проблема
     
     Социальная адаптация – сложный и многогранный процесс. Изначально, понятие «адаптация» было заимствовано из биологических наук и означало приспособление живого организма к изменяющимся внешним условиям среды. Философское осмысление процессов приспособления позволило считать адаптацию всеобщим свойством живой материи, в том числе и человека. Дальнейшее развитие наук привело к тому, что это понятие стали широко использовать в психологии и социологии [15].
     В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в следующих направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева. Социально-психологические аспекты – предмет исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной. Труды этих ученых, в совокупности, имеют важное теоретическое, практическое и методологическое значение, раскрывают перспективы развития человека в социальной практике [18].
     Не смотря на обширный круг ученых, занимающихся изучением проблем адаптации индивидов, а также различных ее аспектов, в науке отсутствует единство в толковании понятия «социальная адаптация».
     В «Педагогическом словаре» приводятся следующие значения данного понятия: адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоение ребенка новых для него ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения - родителей, учителей, сверстников, других людей, всего общества [16].
     Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат [20]. 
     Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа. 
     Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. 
     Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет [17].
      По мнению И.Г.Зайнышева социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого индивид приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды [18]. 
     Таким образом социальная адаптация – это сложный, многогранный процесс, охватывающий различные аспекты функционирования индивида. Полная социальная адаптация включает управленческую, экономическую, бытовую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Рассмотрим их более подробно:
- управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности. Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
- экономическая адаптация. Это процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений между индивидами.
- бытовая адаптация. процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально- средовых условиях и приспособления к ним, создание конкретной бытовой среды жизнедеятельности.
- педагогическая адаптация.  Это процесс приспособления к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностей индивида. Адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных и наследственных факторов.
- психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации. В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия.
- профессиональная адаптация. Это процесс приспособления человека к виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной профессиональной деятельности. Успех данного вида адаптации зависит от склонности индивида к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда, правильно организованной профессиональной ориентации подростков в системе школьного образования [18].
     Адаптация включает множество понятий: от естественного опыта приспособления живого организма к условиям среды до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. 
     Социальная адаптация, как технология является основополагающей в социальной работе. Это сложный и многоуровневый процесс, посредством которого достигаются определенные цели и задачи социальной работы. Она описывает, с одной стороны, процессы взаимодействия клиента с социальной средой, а с другой стороны, расценивается как определенный результат социальной работы, который, в свою очередь, является критерием ее эффективности [19].
     Социальная адаптация предполагает постепенное усвоение культурных ценностей, социальных норм и ролей, а также овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде [21].
     А.А. Реан выделяет три стратегии адаптационного процесса: один – связан с активным влиянием на внешнюю среду, ее освоение и приспособление к себе, другой – с изменением собственной личности, коррекцией собственных социальных установок, поведенческих стереотипов, третий – вероятностно- комбинированный, объединяющий два вышеназванных [23].
     Стратегии адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов, субъектной позиции, психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей, что во многом определяет способность человека встраиваться или не встраиваться в социальную среду. Человек, не способный найти свое место в обществе и полноценно функционировать в нем, имеет большую вероятность стать клиентом социальной работы, поскольку конформное поведение, пассивное принятие ценностей, норм, установок социальной среды без самоизменения, самокоррекции, саморазвития, приводит к дезадаптации, т.е. к неуспешности внешней деятельности и состоянию психоэмоционального напряжения и дискомфорта.
     В качестве желаемого результата процесса адаптации в социальной работе отмечаются приспособление, интеграция, достижение оптимального состояния, самоактуализация, в которых отражается понимание сути самого процесса адаптации, т.е. через конечную цель процесса даётся его определение. Так, в контексте проблем таких категорий клиентов, как лица девиантного поведения, беспризорники, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, дети-сироты основная цель процесса социальной адаптации рассматривается как приспособление, которое достигается через усвоение социальных норм и правил поведения и овладение новыми способами деятельности. Если речь идет о таких категориях клиентов, как мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, то на первый план выходит интеграция. Целью адаптации лиц с ограниченными возможностями является достижение оптимального физического и психического состояния. Адаптация молодых людей к семье, рождению и воспитанию ребенка может рассматриваться с позиции самоактуализации.
     Выделяется несколько моделей социальной адаптации (Р. Мертон). Если лич- ность разделяет цели культуры, в которой она живет, осуществляет их легальными, рекомендуемыми средствами, то реализуется конформная модель адаптации. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но реализует их нетрадиционными способами. Если личность не признает цели и ценности собственного общества, но соблюдает «правила игры», нормы поведения, принятые данным обществом, то речь идет о модели социальной адаптации, называемой ритуализмом. Эйскепизмом (отстранение, уход от социальной реальности) называется модель социальной адаптации, при которой личность не принимает целей и ценностей общества и социально одобряемых средств их достижения. В данном случае речь идет о «параллельном существовании» человека и о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44