VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015405
Тема: Теоретические основы организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ	5
1.1. Смысл понятия «учебная мотивация», анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования	5
1.2. Уровни учебной мотивации. Причины ее спада, методы формирования	9
1.3. Смысл понятия «внеклассная работа». Основные виды, формы внеклассной работы по математике	13
1.4. Роль внеклассной работы в развитии учебной мотивации по математике младших школьников	17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1	21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ	24
2.1. Организация внеклассной работы и методические аспекты ее проведения	24
2.2. Методы исследования учебной мотивации младших школьников	27
2.3. Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов	39
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2	37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	41
ПРИЛОЖЕНИЯ	47


ВВЕДЕНИЕ

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенного количества  знаний, но и на развитие личности. Опора на богатейший опыт российской  школы, сохранение лучших традиций отечественного естественно-математического образования является важным условием для повышения качества общего математического образования.
     Актуальность.
     Древняя пословица гласит: ”Смертельный грех учителя – быть скучным”. Ученик доставляет педагогу огорчения и хлопоты ,занимаясь из-под палки. Совсем иначе обстоят дела, если ребята мотивированы на учение. Отношение младших школьников к учебным предметам зависит от таких основных факторов: методики преподавания этого предмета, особенностей изучаемого предмета, индивидуальных особенностей, мотивации для его изучения. 
      Как и по отношению ко всем предметам, к математике учащиеся также относятся по-разному. Можно выделить три категории учащихся: I категория - интересуется математикой, проявляет к ней повышенный интерес, II категория - выполняет все требования, касающееся ее изучения без проявления особого интереса, III категория-  не любит математику, считает ее скучной и сухой наукой. Такое разделение детей происходит уже с первого класса. Поэтому, одним детям изучение математики дается с большим трудом, другие добиваются удовлетворительных результатов, а третьи усваивают математические знания легко и проявляют интерес к углубленному изучению предмета. Все это подводит педагога к необходимости индивидуализировать методику обучения математики, использовать,  в том числе и внеклассную работу.
     Внеурочная  работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Способствует значительному повышению мотивации к ее изучению. При помощи внеурочных математических занятий можно углубить знания детей, развивать исследовательские навыки и логическое мышление, эрудицию, сообщать интересные факты, касающиеся истории математики, способствовать привитию вкуса к самостоятельному изучению математической литературы.
Объект исследования: внеклассная работа.
Цель: исследовать особенности развития учебной мотивации по математике в начальной школе посредством влияния внеклассной работы.
Предмет исследования: эффективность методик организации внеурочной деятельности, направленной на развитие учебной мотивации младших школьников к математике.
Задачи исследования:
* Раскрыть понятия  «мотив», «мотивация», «учебная мотивация»;
* выделить уровни учебной мотивации, понять причины ее спада;
* раскрыть понятие «внеклассная работа»;
* познакомиться в видами и формами внеклассной работы по математике;
* выявить роль внеклассной работы по математике в развитии учебной мотивации младших школьников;
* ознакомиться с организацией внеклассной работы и методическими аспектами ее проведения;
* экспериментально исследовать влияние внеклассной работы на повышение мотивации младших школьников к изучению математики.
Гипотеза: систематическое и целенаправленное проведение внеклассной работы по математике в начальной школе будет  способствовать  повышению уровня учебной мотивации учащихся.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы; анализ организации и проведения внеклассной работы по математике в начальных классах.
     2. Эмпирические: Наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, основную часть, заключение, список литературных источников. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 
1.1 Смысл понятия «учебная мотивация», анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
Со слов доктора психологических наук, Зимней И.А,  мотивация – это «запускной механизм» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение, познание.  
Мотивация является одним  из главных условий достижения целей в некоторой области. С ее помощью поведение человека становится целенаправленным. Не одно десятилетие педагоги и психологи изучали сложность и многоаспектность этой проблемы. А. Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» впервые ввел термин «мотивация», который вошел в психологию для объяснения поведенческих причин животных и человека.
     По мнению Леонтьева А.Н., мотивация является внутренней психологической характеристикой личности, находящей выражение во внешних проявлениях, отношении человека к различным видам деятельности, окружающему миру [1]. 
     Божович Л.И. придерживается мнения, что мотивация является состоянием личности, которое определяет степень направленности и активности действий человека в конкретной ситуации. Мотив является причиной, поводом, объективной необходимостью сделать что-либо, побуждением к некоторому действию [2].
     Отечественная психология рассматривает мотивацию в качестве внутренней характеристики личности как субъекта деятельности, первого обязательного компонента учебной деятельности. В психологии определена структура мотивации. Она включает в себя следующие структурные элементы:
* цели – направленность активности ученика;
* переживания - регуляторы поведения ученика, влияющие на структурные элементы мотивации;
* мотивы – причины, влияющие на выбор направленности поведения;
* потребности – источники активности ученика.
     В толковом словаре С.И. Ожегова термин «мотив» трактуется так: 
1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. 
2. Довод в пользу чего-нибудь [3]. 
     Узнадзе Д. Н. определяет мотивацию как «период, предшествующий волевому акту» [6]. Рубинштейн С. Л. определяет ее как «детерминацию, реализующуюся через психику». Для него мотивация ?«опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Человек вплетен в контекст действительности через свою мотивацию» [7].
     Д. Макклелланд предложил диспозиционный подход к исследованию мотивации [8]. По его мнению, существуют четыре мотивационные системы: аффилиация, мотивация власти, достижения и избегания. Первые три показывают на степень развития социальных мотивов человека, а четвертая система отражает потребность в безопасности, тесно взаимодействуя с тремя первыми. Таким образом, четвертая мотивационная система оказывает влияние на предыдущие три. При индивидуально-психологических предпосылках или в случае неправильного воспитания любой социальный мотив может выглядеть несколько «искаженно». Например, мотив власти - избегание ответственности; мотив аффилиации - страхе отвержения, мотив достижения - избегание неудачи.
     В своей книге "Личность" Г. Олпорт предложил идею личностного подхода к мотивации человека. Он рассматривает самореализацию личности как первопричину поведения человека [9].
     Э. Даффи в своей теории мотивации описывает поведение через его интенсивность (внутреннее возбуждение и активность) и направленность (подход, общая линия поведения). Для определения мотивации нужно определить её направление и активность.
     Сложная система мотивации разработана Д. Берлайном. Согласно ей ответы организма определяются потребностью. Однако потребность по Берлайну находится в тесной связи с потенциалом возбуждения первичных структур. Поэтому можно сделать вывод, что его теория является физиологичной [10].
Учебная мотивация является частным случаем мотивации, включенной в учебную деятельность. Она определяется следующими факторами:
* учебным заведением, осуществляющим учебную деятельность, системой образования; 
* организацией процесса обучения;
* личностными особенностями ученика (возрастом, самооценкой, способностями, взаимодействием с другими детьми и т.д.);
* личностными особенностями учителя, в частности его отношением  к учащемся ,работе;
* спецификой предмета [5].
     Учебная мотивация системна. Она динамична, направлена ,устойчива. Работы Божович Л.И. показывают, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, в которой могут доминировать как внутренние мотивы, связанные с содержанием и выполнением этой деятельности, так и широкие социальные мотивы, вызванные потребностью ребенка занять некоторую позицию в системе общественных отношений. С возрастом развиваются взаимодействующие потребности и мотивы, изменяются ведущие доминирующие потребности и их иерархизация.
      «...Мотивация учения состоит из постоянно изменяющихся и вступающих в новые взаимоотношения побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его цели, мотивы, интересы и эмоции). В связи с этим, становление мотивации является не просто возрастанием положительного или усугублением отрицательного отношения к учению, а стоящим за ним усложнением структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними» [4]. Поэтому, анализируя мотивацию учебной деятельности нужно не ограничиваться определением доминирующего побудителя (мотивом), но и обращать внимание на всю структуру мотивационной сферы человека. Маркова А.К. подчеркивает ее иерархичность. Она включает: потребность в учении, мотив учения ,смысл учения, цель, эмоции, интерес и отношение.
     Многие ученые занимались исследованием проблем мотивации учения. Так формированием мотивации учения занимались А. К. Маркова, В. И. Василовский, Г. И. Щукина, Ю. Н. Кулюткин, B.C. Ильин, Р. А. Жданов, Г. С. Сухобская.
     Формировать учебную мотивацию значит решать вопросы воспитания личности. Часто актуализирующиеся, характерные учебные мотивы становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Так в процессе учебной деятельности формируются увлеченность, активность,  ответственное отношение к труду взрослого человека. 
     Сегодня основным направлением реформирования профессиональной и  общеобразовательной школы является стратегическая программа совершенствования образования. Она ставит перед школой ряд важнейших задач. В первую очередь необходимо обеспечение единства обучения и воспитания для повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема формирования мотивации становится особо значимой, т.к. мотивация ? одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.
1.2. Уровни учебной мотивации. Причины ее спада, методы формирования.
Маркова А. К. определила уровни развития мотивации учения: 
     1. Негативное отношение к учению. Доминирующими являются мотивы избегания неприятностей, наказания, Собственные неудачи школьники видят во внешних причинах. Присутствует неудовлетворенность педагогом и собой, неуверенность в себе.
     2. Нейтральное. Интерес к внешним результатам учения неустойчив. Присутствуют неуверенность, скука.
     3. Положительное, ситуативное, но аморфное. Широкий познавательный мотив присутствует как интерес к отметке и результату учения. Неустойчивость мотивов. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. 
     4. Положительное. Познавательные мотивы присутствуют в виде интереса к способам добычи знаний.
     5. Активное, творческое. Осознание соотношения своих целей и мотивов. Мотивы самообразования, их самостоятельность. 
     6. Личностное, ответственное, активное. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты коллективной деятельности [4].
     Перечисленные уровни мотивации демонстрируют направленность процесса формирования мотивов. Не стоит полагать, что достижение высоких уровней предполагает прохождение всех низких. Много учеников изначально имеют положительную познавательную мотивацию без прохождения уровней отрицательной при определенной организации учебной деятельности. Однако, если у учащегося сформировалась отрицательная мотивация, задачей педагога является ее обнаружение и поиск способов коррекции.
     Проблема школьной неуспеваемости и низкой школьной мотивации – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость формируется из ряда причин: непсихологического характера ( семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей), так и психологического характера (недостатки в познавательной и мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся).
     Рассмотрим причины, приводящие к тому, что ребёнок не хочет учиться:
* Несформированность позиции ученика.
* Заниженная самооценка.
* Внутреннее стрессовое состояние.
* Трудности в усвоении материала.
* Трудности в семье.
* Особенности развития «Я-концепции».
* Низкий уровень самоконтроля.
* Адаптационный стресс [13].
     У ребенка должен быть интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности. Главная составляющая успешной учёбы – это уверенность в себе и собственных силах. Ребенка нужно направить на достижение успеха, поселить в нем настрой на возможность положительного результата своей деятельности. Ребёнок будет учиться лучше, если у него будет ярко выражена потребность в самовыражении. 
     Часто негативное отношение к школе и обучению в целом формируется по причине неадекватных родительских ожиданий, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Бывает, что негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками. 
     При отсутствии желания учиться необходимо, предпринять меры. Можно обратиться к психологу, он выяснит причину школьной дезадаптации. Поможет родителю и ребёнку определить приоритеты дальнейшей учёбы.
     По мнению Подласого И.П., для формирования полноценной учебной мотивации младших школьников необходимо обеспечение таких условий: использовать интересный лично-ориентированный материал, использовать разнообразные методы и приемы обучения, помогать и поддерживать при возникновении сложностей, воспитывать ответственность к учебному труду, заботиться об удовлетворении потребностей учащихся, организовать коллективную деятельность детей и совместное общение, поддерживать инициативы детей, поощрять стремление выполнить задание повышенного уровня сложности, гуманно и ровно относиться к различным категориям учащихся, поощрять стремление к самосовершенствованию и саморазвитию  [12].
     Выделяют различные методы развития мотивации учения младшего школьника. К ним относят следующие методы:
     1) «Дидактические игры». Представляют собой специально созданные ситуации, которые моделируют реальность. Задача учащихся, найти выход из них. Основная цель метода – это стимулирование процесса познания.
     2) «Ситуация успеха». Это организованное целенаправленное сочетание условий, которое дает возможность достигнуть ощутимых результатов в деятельности. 
     Выделяют три типа успеха: 
* предвосхищаемый. Он не может появиться на пустом месте. В основу его ожидания могут быть положены как обоснованные надежды, так и надежда  на  чудо; 
* констатируемый. Служит для фиксации достижений. С его помощью младшие школьники получают возможность ощутить собственные возможности, пережить радость признания; 
* обобщающий. Способствует возникновению состояния уверенности, защищенности, опоры на собственные силы. Однако остается вероятность переоценивания своих возможностей.
     3) «Соревнование». Является методом, который направляет естественную потребность ребят к соперничеству на воспитание свойств, нужных обществу и человеку. В соревновании учащиеся начальной школы развивают нравственные, эстетические и физические качества, осваивают опыт поведения в обществе. Особенно значимы  соревнования для слабоуспевающих учащихся. Благодаря  сравнению собственных результатов с достижениями сверстников у них появляются стимулы для роста. Они начинают прикладывать больше усилий.
     3) «Метод проектов». В начальной школе ему отводится особое место. В основе проектной деятельности лежит  развитие творческого мышления, освоение элементарных приемов совместного выполнения проекта, умения ориентироваться в мире информации и самостоятельно добывать недостающие знания, выявить и решить проблему. Результат проектной деятельности учащихся начальной школы может быть представлен такими проектами: поделка, сочинение сказки, рассказа, книжка, тематический тест, презентация, коллаж и т.д.
     4) «Проблемная ситуация». Во время использования этого метода школьники не получают знаний в готовом виде. Если на занятии нет возможности подвести детей к открытию нового, то педагог создает ситуацию поиска путем постановки задач поискового характера, проблемных вопросов [14]. 
     Существуют следующие типы проблемных вопросов:
* установление сходства/различия;
* вопросы-противоречия;
* установление причинно-следственных связей.
Проблемные вопросы можно использовать на различных этапах урока. Поиск ответов на них – шаг к глубокому осмыслению проблемы.
     Отметка также играет весомую роль в становлении мотивации учащихся начальной школы. Младшие школьники еще плохо представляют себе ее объективную роль. Только некоторые из них устанавливают связь между уровнем знаний и отметкой. Поэтому, необходимо оценивать деятельность учащегося так, чтобы он рассматривал её в качестве показателя собственных знаний и умений.
     Делаем вывод, что учитель должен постоянно изучать учебные и поведенческие мотивы учащихся. Он должен владеть методами и приемами повышения познавательного интереса обучающегося. Только грамотный их выбор, а также обоснованное сочетание с учетом методических особенностей будут способствовать становлению мотивации учения младших школьников.
1.3. Смысл понятия «внеклассная работа». Основные виды, формы внеклассной работы по математике.
     Педагоги, методисты, ученые на протяжении многих десятилетий изучали методику организации и проведения внеклассной работы. Доказательством этого является множество определений этого понятия в методической литературе. Многие авторы придерживаются мнения, что внеклассная работа представляет собой процесс обучения и воспитания, проводимый педагогом и учащимися добровольно, сверх учебного плана и программы обучения во внеурочное время, с учетом интересов ее участников, являясь неотъемлемой частью процесса воспитания [15].
     Внеклассная работа ? это целенаправленные и организованные занятия с учениками, которые проводятся школой с целью развития индивидуальных способностей, углубления и расширения знаний, умений, навыков, а также как для организации разумного отдыха учащихся [14].
     Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности. Это деятельность по интересам учащихся, она не является обязательной. И в этом есть большой плюс: у обучающихся появляется опора положительной мотивации — свобода выбора.
     По мнению Душиной И.В., внеклассная работа является  составной частью процесса обучения и воспитания. Её сущность определяется деятельностью учащихся вне урока при такой ее организации, что инициатива и творчество детей выходят на первый план.
     Бахчиева О.А. считает, что внеклассная работа -  это составная часть процесса обучения и воспитания, определяющая деятельность младших школьников вне урока при направляющей и организующей роли педагога.
     Внеурочная и внеклассная работа  является составной частью школьного процесса обучения и воспитания, одной из форм организации свободного времени учеников. Ее формы, методы, направления во многом схожи с дополнительным образованием детей. Чаще всего в школах организуют предметные кружки, научные сообщества, художественные и творческие кружки, спортивные, технические секции и др. [16].
     Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения. При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.
     На современном этапе внеклассная (внеурочная) работа преимущественно понимается как деятельность, организуемая с группой обучающихся или классом, вне урока с целью удовлетворить потребности школьников в содержательном досуге (вечера, праздники, дискотеки, походы и т.д.), участия в общественно полезной деятельности и самоуправлении, детских общественных объединениях и организациях. Благодаря этой работе учителя могут выявить у ребят интересы и их потенциальные возможности, а также оказать помощь в их реализации [17].
     Л. М. Панчешникова полагает, что роль внеклассной работы по предмету для современной школы огромна. Благодаря ее проведению у детей формируются активность, способность к саморазвитию, инициативность,  самовоспитание, самообразование, творчество и другие качества личности. Поэтому, с одной стороны внеклассная работа является педагогической системой, обладающей закономерностями функционирования и целостными свойствами, а с другой стороны - неотъемлемой частью отечественной образовательной системы. Именно, исходя из этого, центральной проблемой методики внеклассной работы являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
     С помощью проведения внеклассной работы по математике можно определить:
     1. Степень заинтересованности в ней учащихся и педагога.
     2. Степень совпадения их интересов.
     3. Направленность внеклассной работы.
     4. Место внеклассной работы по математике в школьной жизни.
     Взаимосвязь классных и внеклассных занятий может осуществляться в двух формах: опережающей  развивающей и. Развивающая форма предусматривает такое изложение программного материала на уроке, при котором у учащихся возникает потребность в более глубоком изучении данного вопроса на внеклассных занятиях. Знания, полученные на внеклассных занятиях, помогут более осознанному условию содержания последующих уроков. При опережающей форме тема изучается сначала на внеклассных занятиях, а затем на уроках, что позволяет расширить знания по данному вопросу на последующих внеклассных занятиях.
     Внеклассную работу по математике можно классифицировать по различным критериям. К примеру, Колягин Ю.М. выделяет два ее вида:
     1. Работа с отстающими по предмету учениками, т.е. по сути дополнительные занятия по математике.
     2. Работа с учениками, интересующимися математикой [18].
     Выделить ещё и третий вид внеклассной работы:
     3. Работа с учениками по развитию интереса к математике.
     Главная цель проводимой работы первого вида ? это устранение пробелов знаний и предупреждение неуспеваемости. Существует мнение, что если проводится такая работа, то это является следствием неправильной организации работы на уроке. Такая работа должна носить индивидуальный характер и наличие целеустремленности и  такта у педагога.
     Цели проводимой внеклассной работы второго вида могут быть весьма разнообразными и зависеть от интересов учащихся, знаний и квалификации педагога. Так, можно, например, развивать представления младших школьников о практическом использовании математики, воспитывать культуру математического мышления, обучать основам проведения исследования, углублять знания по программному материалу и т.д.
     Похожие цели может иметь и третий вид внеклассной работы по математике. Однако здесь главной задачей является развитие интереса к изучению предмета в зависимости от возможностей сформированной группы.
     Наиболее подходящими формами внеклассной работы по математике в начальной школе являются следующие: кружки, математические экскурсии, дискуссии, викторины, олимпиады, конкурсы, неделя математики, изготовление математических моделей. Иногда бывает сложно отделить одну внеклассную форму работы от другой из-за того, что их элементы часто пересекаются и включаются друг в друга. К примеру, можно использовать соревнования, доклады, конкурсы на математическом вечере.
1.4. Роль внеклассной работы в развитии учебной мотивации по математике младших школьников.
Педагог может усадить детей за парты, добившись требуемой дисциплины, но без внутренней мотивации и пробуждения интереса к изучению предмета, усвоения знаний не произойдёт. Будет создаваться лишь видимость учебной деятельности [20]. 
     В современных школах учащиеся слабо мотивированы к учебе. И по мере перехода из класса в класс она еще более снижается. Этому есть множество причин: программный материал отдален от потребностей учеников и от жизни, программы часто перегружены и т.д.
     Формирование мотивации не означает, что нужно заложить готовые цели и мотивы в головы ученикам.А наоборот, необходимо поставить учащегося в такие условия, которые бы способствовали стимулированию его активности, тогда желаемые цели и мотивы будут развиваться с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений младших школьников.
     Считается , что внеклассная работа по математике является творческим пространством педагога. Здесь он может раскрыть собственные математические «пристрастия» и способности своих учеников. В случае создания ситуации успеха можно открыть огромный исследовательский и интеллектуальный потенциал. Однако занимательность учения не лишает его характера серьёзного труда, который требует проявления усилий и воли. По нашему мнению, одной из причин низкой успеваемости по данному  предмету – является слабый интерес к математике многих ребят. Только продуманная система внеурочных занятий позволит повысить интерес школьников к учёбе [19].
     Познавательные интересы и умение учиться будет развиваться у ребенка в том случае, если он будет владеть школьными навыками не хуже сверстников. Поэтому, учебный процесс нужно перестроить таким образом, чтобы в его основе была совместная деятельность учеников и педагога, а также активная деятельность самих учащихся. Таким образом, сформировать мотивацию означает, прежде всего, создать условия для появления внутренних побуждений к учению.
     Устойчивый интерес к учебе у младших школьников появляется через проведение нестандартных уроков:путешествий,викторин,игр, исследований, встреч, сюжетных уроков, защиты творческих заданий, привлечение сказочных героев и т.д. Чередование и применение разнообразных форм и приёмов формирования мотивации на разных этапах урока укрепляет желание детей получать знания [20].
     Младшие школьники могут успешно учиться, ориентируясь на мнение родителей и оценку педагога. Ценность же знаний как таковых ими осознается слабо. Младшие школьники более стремятся порадовать своими успехами взрослого, не огорчать его. Для первоклассника значение слова "учиться" связано не только с приобретением знаний, но и  с желанием играть и общаться со сверстниками. Именно так и происходит становление мотивации в этом возрасте [21].
     Для младших школьников внеурочная деятельность является способом научиться тому, чему нельзя научиться на уроке, поиска и пробы себя. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно  повышают активность  и работоспособность детей, способствуют их психологической разрядке, снятию  стресса, органичному включению  в мир человеческих отношений, следовательно, эффективности обучения. На уроке невозможно ответить на все вопросы учащихся. Внеурочная работа, дополняя учебную, и является тем действенным средством, которое стимулирует активность учеников в поиске знаний, помогает полнее удовлетворить свои интересы [21].
     Приемы и формы проведения внеклассных занятий, используемые на этих занятиях, должны соответствовать  ряду требований:
     1. Отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Внеклассная работа строится на добровольных началах и обычно проводиться после уроков. Для этого, чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассным занятиям  необходимо проводить их в необычной форме.
     2. Занятия должны быть разнообразными. Чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность.
     3. Удовлетворять интересы учащихся различных категорий. Внеклассная работа должна привлекать. Проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, но для учеников, не проявляющих интереса к предмету.  Благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы, рассчитанной на то, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, такие ученики станут больше уделять внимания математике.
4.Задания выбираются с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводиться внеклассное мероприятие [22].
Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеклассные занятия по математике будет посещать небольшое количество учеников или вообще перестанут посещать. У учащихся, которые занимаются математикой только на уроках, нет  возможности испытать и осознать притягательные стороны математики. Ее возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбить предмет. Поэтому при организации внеклассной работы важно не только задумываться над ее содержанием, но и, обязательно, над методикой проведения, формой.
     С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. Все чаще понижается интерес у учеников к такому предмету как математика.  Предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одной из таких форм является математическая игра.
     Основной целью применения математической игры на внеклассных занятиях по математике является,развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр. В зависимости от выбранного вида математической игры, перечислим её цели:  развитие мышления, мотивация учебной деятельности,   углубление теоретических знаний,  контроль знаний, приобретение новых знаний, умений и навыков,  формирование адекватной самооценки,  развитие волевых качеств,  общение со сверстниками,  воспитание сотрудничества и коллективизма  и др. 
     Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, следовательно, и к математике в целом. Способствуют активизации учебной деятельности. Обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что математическая игра как форма внеклассной работы применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения[22].
     





ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
     Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двух значениях: как система факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
     Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [11].
     Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое или неосознаваемое им вообще [4].
     Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность [5].
     Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [4]. 
     Проблема низкой школьной мотивации и школьной неуспеваемости, одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Школьная неуспеваемость наступает в следствии причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, уровень образования родителей, педагогическая запущенность), так и психологического характера (индивидуально-психологические особенности учащихся, недостатки в познавательной и мотивационной сферах).
     Были рассмотрены причины, которые влияют на желание  ребёнок  учиться:
     1. Несформированность позиции ученика.
     2. Заниженная самооценка.
     3. Внутреннее стрессовое состояние.
     4. Трудности в усвоении материала.
     5. Трудности в семье.
     6. Особенности развития «Я-концепции».
     7. Низкий уровень самоконтроля.
     8. Адаптационный стресс [13].
     Внеурочная (внеклассная)работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом или группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
     Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике. О них весьма подробно рассказано в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.
     1. Работа с учащимися, отстающими от других,т.е. дополнительные занятия по математике.
     2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике [18].
Так же можно выделить третий вид работы.
     3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Существуют следующие формы внеурочной деятельности:
* проектная деятельность
* деловые игры
* предметные недели
*  научно-исследовательская деятельность
* участие в предметных олимпиадах
*  выпуск тематических газет,
* создание клубов знатоков,
* проведение викторин и тематических вечеров по предмету
* беседы, конференции
* продуктивные (инновационные) игры,
* эксперименты, наблюдения,
* групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ,
* коллективные путешествия,
* посещение объектов с исследовательской целью.
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44