VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы организации внеклассной работы по математике в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007929
Тема: Формы организации внеклассной работы по математике в начальной школе
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Кафедра предметных технологий начального и дошкольного образования







Формы организации внеклассной работы по математике в начальной школе

Курсовая работа



 Направление 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»,

 Профиль « Психология и педагогика начального образования»



Выполнила: студентка 33 группы

заочной формы обучения

	Лозовик
Марина Владимировна

	___________________

(подпись)



Научный руководитель:

к.п.н., доцент 

Коробейникова
Наталья Алексеевна



__________________

(подпись)





Омск, 2015


Содержание



Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах

1.1 Особенности и значения  внеклассной работы по математике в 1-4 классах…………………………………………………………………………5

1.2 Формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах…………………………………………………………….9

Глава 2.Организация внеклассной работы по математике в начальной школе

2.1 Внеклассные занятия по математике в начальных классах…………..15

2.2 Планирование кружковых занятий по математике в 1-3 классах…….18

Заключение…………………………………………………………………...23

Список литературы ………………………………………………………….24

Приложение…………………………………………………………………..27


Введение



 Актуальность исследования. Важнейшей проблемой теоретической и практической современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. Развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обучении. По данным многих авторов (Н.В. Вайзман, Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя отставание в обучении.

Именно в период начального обучения встает вопрос  развития элементарных математических представлений. В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Главное не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения данного предмета, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков, таких факторов, как содержание самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Важно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому необходимо уделять внимание внеклассной работе в младших классах.

Учащиеся начальных классов нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.

Внеклассная работа по математике способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, она развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников. Главной целью внеклассных занятий является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

В своей  курсовой работе выделяю следующие задачи:

1. Изучить учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальной школе.

2. Изучить особенности и формы внеклассной работы по математике в начальной школе.

3.Описать опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе. 

Объект: процесс обучения математике.

Предмет: формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах.

Цель: Теоретически обосновать опыт использования внеклассной работы по математике в начальных классах.




Глава 1. Содержание различных форм внеклассной работы 
по математике в начальных классах



1.1 Особенности и значение внеклассной работы по математике
 в 1-4 классах



Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков. 

По мнению авторов методических пособий по внеклассной работе по математике в 1-4 классах, раннее проведение дополнительных занятий или углубленное изучение дисциплины, являлось бы неэффективным [10, 25]. Они указывают, что наиболее естественной и проверенной формой дофакультативной подготовки в этот период, соответствующей возрастным особенностям и возможностям детей, является внеклассная работа. 

Действительно, проводить внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. И поэтому основными целями внеклассной работы должны стать: развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе [24, 67]. 

В настоящее время к большому сожалению, нет достаточно опыта организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками; почти нет современных пособий, адресованных учителям начальной школы, которые учитывали бы изменения в учебном плане, а имеющиеся не внедряются в школьные программы [ 22, 75].

Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у человека интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математики - это основное, но не единственное средство развития математической инициативы. Активно содействуют математическому развитию и внеучебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению), основным из которых является внеклассная работа по математике в школе [22, 77].

Внеклассная работа по математике имеет следующее значение.

Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: внимание, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи, воображения.

Математика  формирует  творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр.

Некоторые из видов внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.

Внеклассная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи.

В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.

В математике внеклассная работа играет главное значение т.к она содействует развитию математических способностей школьников [24, 45].

Особенности внеклассной работы заключаются в следующем:

Некоторая произвольность выбора тематики занятий, они не регламентированы по содержанию, но материал, предъявляемый детям, должен соответствовать наличным у них знаниям, умениям и навыкам.

Разнообразие  видов и форм работы с учащимися.

Особый занимательный материал, широкое использование игровых форм и элементов соревнования.

Занятия не регламентированы по времени, на одну и ту же тему отводится сравнительно небольшое учебное время.

Занятия проводятся в группах, количество человек в которых не регламентировано, так же как и их возраст [22, 78].

При организации проведения внеклассных занятий по математике,  при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: 

Наглядности

Сознательности и активности учащихся

Научности

Должен осуществляться и индивидуальный подход. 

Внеклассная работа в начальных классах имеет свои дополнительные особенности. Одной из них недостаточно развитый, и не сформировавшийся  еще неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих участие в данной работе. Вместе с тем, что именно на этом этапе у учащихся такой интерес может и должен начать формироваться. Конечно, результаты успешных занятий математикой часто не зависят от срока начала внеклассной работы. Математическая одаренность или способности конкретного человека развиваются в любом возрасте, лишь бы были благоприятны для этого условия. При этом необходимо учитывать, что многообразие математических теорий и их приложений требуют способностей разного характера. 

 Чтобы определить, какие  способности могут развиваться у данного учащегося, ему полезно принять участие в самой разнообразной математической деятельности. Конечно, для проверки способностей детей на разном материале нужно много учебного времени. Необходимо учитывать  такие особенности младших школьников, как обязательность, исполнительность, которые позволяют учителю еще до “озорного” возраста 5-7 классов заинтересовать учащихся предметом. Без внимания учителя к организации внеклассной работы в начальном звене многие учащиеся никогда не придут в математику.

Все выше сказанные обстоятельства подсказывают еще одну особенность проведения внеклассных занятий по математике в самом юном возрасте на занятия надо приглашать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы. Внеклассная работа по математике в 1- 4 должна быть массовой [24, 88].

Одной из особенностей проведения внеклассной работы в начальной школе является особое внимание учителя к поощрению учащихся. В младших классах очень важно не пропустить  ни один успех школьников в их дополнительной математической деятельности. В доброжелательности учителя, умении удивляться, казалось бы, самым незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся.

Учителю очень важно внимательно следить за настроением учащихся во время занятий, должен стремиться к наибольшему эффекту развития у учащихся веры в свои силы. Это свойство важно воспитывать на ранних ступенях обучения, так как это первый росток творческой, исследовательской работы, который ведет к развитию интереса к предмету. Весь материал необходимо предлагать в игровой форме, потому что возрастные особенности младшего школьника предрассположенны к игре. При работе необходимо учитывать и другие особенности учеников этого возраста. Дети, как правило, очень любят посильные индивидуальные поручения, учеников интересует также и соревновательный мотив. Кроме того, в проведении внеклассной работы необходимо также опираться на любовь учащихся этого возраста к сказкам и различным интересным, веселым историям [24, 98].

Таким образом, рассмотрев значение и особенности внеклассной работы по математике, можно сделать вывод, что внеклассной работой по математике следует заниматься с младшего школьного возраста, так как она позволяет привить интерес к предмету, развивать творческие и математические способности, компоненты которых формируются наиболее активно именно в этом возрасте.



1.2 Формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах



Внеклассная работа по математике зарождается на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам), это собственно упражнения для внеклассных занятий. Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в классе при всех учащихся. Именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и внеклассных занятий.



Внеклассная работа с учащимися под своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. Ее основные формы:

групповые занятия после уроков;

кружковые занятия;

вечера и сборы;

математические олимпиады;

добровольные зачеты;

часы и минуты занимательной арифметики;

математические игры;

написание математических сказок и сочинений;

математические уголки;

математические стенгазеты;

математические выставки и прочее [22, 75].



Следует указывать на то, что внеклассная работа по математике в начальных классах  очень важное педагогическое средство. Оно может принести пользу, но только у  невнимательно педагога эта работа может обратиться против учащихся, отпугивая их от занятий математикой, оказывая вредное влияние на здоровье детей. Поэтому, вовсе нет необходимости заставлять каждого ученика решать упражнения,   запланированные учителем. Пусть дети решают столько задач, сколько могут. 

Этого будет достаточно для постепенного математического развития каждого учащегося в отдельности и всего класса в целом.

 Формы внеклассной работы по математике в начальных классах.



1.Кружковые занятия.

Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся и тому подобное. При этом желательно учащимся предоставлять больше инициативы, давать им больше возможностей высказывать собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда ошибочные рассуждения и их опровержения, тренировка в “разговоре” на математические темы дает учащимся больше пользы, чем изложение учителем готовых решений. Ребята нуждаются в развитии собственной инициативы, своего личного подхода к решению данной задачи. Важно поощрять различные способы решения задач, не стремиться навязывать свое решение. Вместе с тем, учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика занятий и методы работы в кружке были разнообразной. Ценность содержания внеклассной работы и определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Но основной отличительной особенностью кружковой работы является принцип добровольности вовлечения в работу.

На кружковых занятиях школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать. Нецелесообразно на занятиях кружка проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача кружковой работы - развитие творческого подхода, повышение уровня математической подготовки, но не сообщение учащимся определенных математических фактов, подлежащих обязательному усвоению. Учитель на занятиях не должен стеснять инициативы и находчивости учащихся в поисках решения задачи, облегчения вычислений. Кроме того, для занятий необходимо подбирать такие задания, которые представляют собой развитие типовых задач, предусмотренных или непредусмотренных программой.

К занятию учителю необходимо готовиться. Следует обдумывать план каждого занятия кружка, учитывая разнообразие методов работы с учащимися. Включать в этот план отдельные фрагменты бесед учителя, рассказов, выступлений учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересными решениями задач, сообщениями о самостоятельных “исследованиях” и так далее. Это поможет обобщению опыта внеклассной работы, систематическому улучшению ее организации и методики [5, 24].



2.Математические игры.

Большую роль на внеклассных занятиях по математике играют игры, главным образом дидактические. Основная их ценность в том, что они возбуждают интерес детей, усиливают эффект самого обучения. Создание игровых ситуаций приводит к тому, что дети увлечены игрой и незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы внеклассной работы по математике эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой: праздничное оформление класса, красочные оригинальные газеты, красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, наконец, стройность мыслей при решении логических задач. Игра так же содействует воспитанию дисциплинированности, так как проводится по правилам.

Чтобы игра была наиболее эффективной, необходимо, чтобы учитель тоже включался в игру. Но не следует забывать, что игра - это не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Поэтому математическая сторона должна выдвигаться на передний план. Однако при проведении математических игр учителю необходимо соблюдать некоторые правила. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, доступными.

Игра не должна вызывать слишком бурной реакции детей.

Дидактический материал должен быть прост в изготовлении и удобен в использовании.

Если игра предполагает соревнование команд, то должен быть контроль и открытый учет результатов.

Дети должны активно участвовать в игре, а не бездействовать в длительном ожидании.

Легкие игры должны чередоваться с более трудными. 

В конце должна быть проведена наиболее легкая и живая игра.

Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала должен соблюдаться принцип от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. 

Подвижные игры должны чередоваться со спокойными [11,55].

Игровой характер проведения внеклассных занятий по математике должен иметь определенную меру.

Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане должны оказаться умственные задания, для решения которых в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Надо предоставлять детям возможность высказаться.

В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание, а после игры сделан вывод.

Что касается подбора игр, то здесь учителю предоставляется полная свобода, ведь, как говорил Б.А. Кордемский: ”Любая игра является математической, если ее исход может быть предопределен предварительным теоретическим анализом ”[12, 23]. При подборе игр учителю необходимо продумывать следующие моменты:

- цель игры;

- количество участвующих;

- необходимые материалы и пособия;

- как ознакомить детей с правилами игры в минимальные сроки;

- длительность игры (игра не должна быть “затянутой”, чтобы дети захотели вернуться к ней);

- как обеспечить наиболее полное участие детей в игре;

- как организовать наблюдение за детьми в процессе игры, чтобы понять интересна ли она им;

- как можно использовать основу игры с другим математическим материалом;

- какие выводы должны сделать дети после игры [26, 69].

Кроме того, математические игры могут быть настольными и подвижными. В первом случае материал для нее могут изготовить сами дети на уроках труда или рисования (например, математическое лото). 

        Таким образом, формы внеклассной работы по математике очень разнообразны. Педагогу, проводящему внеклассную работу систематически, можно их комбинировать.






Глава 2. Организация внеклассной работы по математике
 в начальных классах



2.1 Внеклассные занятия по математике в начальных классах



Групповые занятия после уроков чаще называют внеклассными занятиями по математике. Их отличительной особенностью является то, что они имеют наибольшее сходство с обычным школьным уроком. По существу они и являются школьными уроками, в основе которых лежат интересные истории, путешествия, соревнования, то есть это уроки, которые проходят в игровой атмосфере. Внеклассные занятия близки к урокам тем, что используемый на занятиях математический материал - это материал школьной программы, может быть немного усложненный и расширенный.

Целью таких занятий может являться закрепление пройденного школьного материала, проверка знаний, умений и навыков учащихся, расширение и обогащение пройденного материала. 

 Игровая атмосфера на занятиях позволяет развивать познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. 

При разработке занятий надо учитывать , чтобы задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения, эмоциональность, непринужденность, занимательность [24, 98].

На занятиях-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас детей, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное детям интересно заниматься, они не отвлекаются, стремятся поскорей выполнить задание, чтобы продолжить так понравившееся путешествие. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

В качестве примера приведу разработку игры-путешествия, цель которой закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через разряд.(См.Приложение №1)

Внеклассные занятия по математике могут проводиться и вне учебного материала, то есть не зависеть от имеющихся у детей на данный момент учебных умений и навыков. Интересными внеклассные занятия может сделать исторический материал, положенный в их основу. Известный французский математик, философ, физик, Ж.А. Пуанкаре отмечал, что при выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета [16, 45]. Чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, чтобы она не казалась им скучной, сухой, труднопреодолимой наукой, целесообразно в систему внеклассных занятий включать элементы истории математики. Осуществление принципа исторического подхода дает возможность уяснить, что процесс познания есть исторический процесс, понять связь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика.

Ознакомление учащихся с историей математики как раз и надо проводить на внеклассных занятиях, которые будут способствовать развитию познавательных интересов к математике; углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Необходимо начинать такую работу с 2 класса и проводить систематически. Содержание, объем и стиль изложения вопросов из истории математики должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть различной: это и краткая беседа, и лаконичная справка, это решение задачи и экскурс, доклад одного из учеников или театральная миниатюра, показ фрагмента диафильма или разъяснение рисунка [16,78].

Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизмы умственного развития младших школьников, А.В. Запорожец отмечает, что не следует бояться преподнести ученикам что-то более сложное, взятое из будущего материала. Им было установлено, что умственное развитие осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития учеников, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут функционировать. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию» [9,  249], оно придает уроку развивающий характер и вызывает активную умственную деятельность учащихся.

Тематика таких внеклассных занятий должна соответствовать порядку ознакомления школьников с различными математическими фактами и понятиями в школьном курсе. Так, после прохождения темы «Меры длины», на внеклассных занятиях происходит углубление знаний по теме в процессе проведения бесед и практических упражнений по измерению длины отрезков старинными способами. В доступной форме осуществляется знакомство детей с происхождением различных единиц измерения.

Аналогичная работа возможна при изучении темы «Меры времени». Краткие сведения о происхождении часов, некоторых единиц измерения времени, о зарождении календаря и путях его совершенствования, можно на занятии и раскрыть взаимосвязь мер времени с природными явлениями.

Не менее интересные сведения могут получить школьники и в ходе изучения темы «Многозначные числа». Беседы о том, как люди научились вести счет, записывать числа, выполнять с ними операции обязательно вызовут интерес у детей. 

Таким образом, создается возможность систематически сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся, прививать интерес к изучаемому предмету.





2.2 Планирование кружковых занятий по математике в начальных классах



Математический кружок – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися. Он является основной формой внеурочной деятельности по математике. 

В начальной школе математика служит ключевым предметом. Она обеспечит прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

Много задач стоит перед начальной школой. Учащиеся начальных классов имеют маленький словарный запас и всевозможные речевые нарушения, и ещё слабый, тихий невыразительный голос, а также невнятное произношение слов, поэтому на занятиях кружка нужно развивать математическую речь учащихся.

Основными целями проведения кружковых занятий являются:

привитие интереса учащимися к математике;

углубление и расширение знаний по математике;

развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

воспитание настойчивости, инициативы.

В работе представлено примерное тематическое планирование кружковых занятий с 1 по 3 класс, который при планировании кружковой работы опирался на методическое пособие В.П. Труднева [24 ].

1 класс

Занятие 1. 1.Занимательная задача на сложение. 2.Упражнение на проверку знания нумерации. 3.Загадки. 4.Игра «Весёлый счёт».

Занятие 2. 1. Упражнения в измерении на глаз. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадки. 6.Игра «Задумай число» (в основе a+x=b, x+a=b).

Занятие 3. 1.Упражнение на сравнение фигур. 2.Ребусы. 3.Задача в стихах. 4.Задача-смекалка. 5.Загадка. 6.Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

Занятие 4. 1.Игра «Задумай число» (в основе вычитание числа из суммы вида: (x+a) – x=a). 2.Задача в стихах на разностное сравнение. 3.Задача-смекалка. 4.Занимательный квадрат. 5.Задача-шутка. 6.Загадка. 7.Игра «Узнай на какой парте флажок» (на нахождение уменьшаемого).

Занятие 5. Выпуск математической газеты. 2.Логическая игра «Какая математическая фигура исчезла?».

Занятие 6.1.Итоги работы кружка. 2.Выставка лучших работ учеников. 3.Математические игры.



2 класс.

Занятие 1. 1.Ребусы. 2.Знимательные задачи на сложение. 3.Упражнения на знание нумерации. 4.Задача-смекалка. 5.Задача-шутка. 6.Загадки. 7.Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).

Занятие 2. 1.Ребусы. 2.Задачи в стихах на сложение. 3.Анализ геометрических фигур. 4.Задача-смекалка. 5.Задача-шутка. 6.Загадки. 7.Игра «Число добавляй, а сам не зевай!».

Занятие 3. 1.Танграм. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка на изменение разности. 4.Загадка. 5.Игра «Задумай число».

Занятие 4.1.Выпуск математической газеты. 2.Игра «Не собьюсь».

Занятие 5. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача в стихах. 3.Логические упражнения с отношениями «больше», «меньше», «равно». 4.Задача-шутка. 5.Игра «Таблицу знаю».

Занятие 6. 1.Ребусы. 2.Задача в стихах на сложение. 3.Логические упражнения на сравнение фигур. 4.Задача-смекалка. 5.Задача-шутка. 

6.Загадка. 7.Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». 

Занятие 7. 1.Таблица умножения на пальцах. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «Телефон».

Занятие 8. 1.Выпуск математической газеты. 2.Игры.

Занятие 9. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача на вычисление времени. 3.Задача-шутка. 4.Задача-смекалка. 5.Загадка на меры времени. 6.Игра «Волшебный циферблат».

Занятие10. 1.Выставка лучших работ учеников. 2.Игры. 3.Подведение итогов работы кружка.

3 - 4 класс.

Занятие 1. 1.Ребусы. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Загадка. 5.Игра «Таблицу знаю».

Занятие 2. 1.Числа-великаны. 2.Коллективный счёт. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «Знай свой разряд».

Занятие3. 1.Логическая задача на сравнение фигур. 2.Задача в стихах. 3.Наглядная алгебра. 4.Логическая задача. 5.Задача-шутка. 6.Загадка. 7.Игра «У кого какая цифра?».

Занятие 4. 1.Выпуск математической газеты. 2.Игры.

Занятие 5. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача на движение. 3.Логическое упражнение на усвоение смысла «одновременно». 4.Задача в стихах. 5.Задача-смекалка. 6.Загадка. 7.Игра «Удивительный квадрат».

Занятие 6. 1.Ребусы. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка (нахождение целого на доле). 4.Задача о встречных поездах. 5.Задача-шутка. 6.Загадка. 7.Игра «Молодцы и хитрецы».

Занятие 7. 1.Сценка о С.В.Ковалевской. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «Задумай число по формуле 

(x3): x + 7 = 10».

Занятие 8. 1.Выпуск математической газеты. 2.Игры.

Занятие 9. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 

4.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «На 40 больше и на 40 меньше».

Занятие 10. 1.Итоги работы кружка. 2.Выставка лучших работ учеников. 3.Игры.

Подобная система занятий может быть взята за основу, однако каждому учителю можно усовершенствовать и перестроить эту систему в соответствии с особенностями своих учеников.

Приведём пример математической игры на развитие пространственного воображения, которую можно использовать на кружковых занятиях в 1 классе.

Для неё потребуется набор моделей плоских геометрических фигур(например: равносторонние треугольники, разрезанные на два равных прямоугольных треугольника с катетами, равными сторонами прямоугольника), на каждую пару игроков лист бумаги и карандаш. Участники игры разбиваются на пары. Каждая пара получает одинаковый набор фигур. У них одна и та же задача: составить из имеющихся фигур как можно быстрее и больше различных геометрических фигур и зарисовать их. При этом один игрок складывает фигуры, а другой зарисовывает их.

Получив фигуры, игроки по сигналу руководителя приступают к выполнению задания. Когда отдельные пары заканчивают работу, руководитель даёт команду: «Стоп! Положить карандаши!» и оценивает успехи каждой пары, быстро просматривая сделанные чертежи.

Выигрывает та пара, у которой больше составленных и зарисованных фигур.

На итоговых кружковых занятиях целесообразно применять математическую игру, включающую несколько заданий, объединённых одним сюжетом.

Приведём один пример такой игры «Плывём к Робинзону Крузо» (См.Приложение №2).

Цель: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100 (устные вычисления).

Планируя кружковые занятия по математике в начальных классах учителю следует помнить, что в основе кружковой работы лежит принцип добровольности. А так же следует учитывать основные требования к программе кружка:

1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

2) использование занимательности;

3) использование исторического материала;

4) решение нестандартных, олимпиадных задач;

5) учет желаний учащихся;

6) особенности школы;

7) наличие необходимой литературы у учителя.

Таким образом, если учитель, будет использовать в своей практике такую форму организации внеклассной работы по математике как кружок, то он будет  формировать  важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, так же у детей вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.








Заключение



Анализ литературы по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальных классах показал, что внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике.

Изучив учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике, учитывая особенности, можно сделать выводы.

Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.

Внеклассная работа имеет некоторые особенности, которые учителю необходимо учитывать, чтобы эффективность проводимой им работы была максимальной.

Формы внеклассной работы по математике очень разнообразны, учителю, проводящему внеклассную работу систематически, можно их комбинировать.

Познакомившись с опытом работы учителей начальных классов, нами описан опыт организации внеклассной работы в начальной школе. А именно внеклассные занятия и кружковые занятия по математике. Эти формы внеклассной работы, действительно, обладают огромными потенциальными возможностями, способствуют глубокому и прочному овладению изучаемым материалом.

Таким образом, использование внеклассной работы по математике позволяет привить интерес учащихся к предмету, углубить и расширить знания, повысить математическую культуру.





Список литературы

1. Арутюнян Е.,  Моя первая энциклопедия. Математика. М.,-2007.-

2. Власова И.С.,  Дидактические игры как средство повышения эффективности урока математики// Начальная школа.- 2009.- №12.-43 с.

3. Волина В.В.,  Праздник числа. М.,1993

4. Газман О. С., Харитонова Н.Е., В школу с игрой. М., 1991

5.Голованова А.С.,  Математические кружки // Начальная школа. -1999, №6 С.24-26

6. Данилова В.Г.,  Вне.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44