- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы организации учебного занятия в форме деловой игры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004563 |
Тема: | Теоретические основы организации учебного занятия в форме деловой игры |
Содержание
Содержание Введение………………………………………………………………....………. 3 Глава 1. Теоретические основы организации учебного занятия в форме деловой игры……………………………………………………..……………… 7 1.1. Деловая игра как форма организации учебного занятия по обществознанию: особенности, структура, классификация, функции………. 7 1.2. Технология подготовки и проведения учебной деловой игры…………... 18 Глава 2. Методические основы организации учебных занятий по обществознанию в 11 классе в форме деловой игры по темам раздела «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» …………… 23 2.1. Психолого-педагогические принципы организации уроков в 11 классе в форме деловой игры…………………………………………………………….. 23 2.2. Особенности изучения раздела «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» в курсе обществознания: цели, задачи, содержание………………………………………………………………………. 31 2.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в форме деловой игры по темам раздела «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» в курсе обществознания в 11 классе……………………………………………………………………………... 31 Заключение…………………………………………………………………......... 41 Список источников и литературы…………………………………………….... 45 Приложение……………………………………………………………………… 49 Введение Актуальность темы исследования. В последнее время деловые игры широко используются на производстве, в экономике, социальной работе, системе управления, образовании. С целью совершенствования системы образования педагогическая наука занимается разработкой новых форм организации обучения, способствующих активизации учебной деятельности. К числу таких форм относится деловая игра. Хотя изучение игровых методов сегодня становится объектом внимания многих специалистов, вопрос исследования условий применения деловых игр при рассмотрении конкретных правовых тем в школе представляется недостаточно изученным. Тем ни менее, игровая форма обучения является удачным и эффективным средством обучения, так как в ходе использования деловой игры развивается активность, гибкость мышления, прочность памяти, мотивация к учению, стремление к саморазвитию и пр. Объектом исследования является процесс обучения обществознанию. Предмет исследования – технология подготовки и проведения учебных занятий в форме деловой игры по теме «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» в курсе обществознания в 11 классе. Целью исследования является изучение возможности деловой игры как формы организации учебного занятия по обществознанию в 11 классе при изучении темы «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс». Задачи исследования: 1) изучить литературу по теории вопроса и проанализировать существующие подходы к определению понятия «деловая игра»; 2) изучить технологию подготовки и проведения учебной деловой игры и обозначить ее функции в организации урока обществознания; 3) рассмотреть психолого-педагогические принципы организации уроков в 11 классе в форме деловой игры; 4) проанализировать дидактический потенциал раздела «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» в курсе обществознания в аспекте изучения темы; 5) предложить методические рекомендации по организации учебных занятий в форме деловой игры по темам раздела «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» в курсе обществознания в 11 классе. Гипотеза исследования. Использование деловой игры как формы учебного занятия по теме «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» в курсе обществознания разнообразит организацию учебного процесса. Степень изученности темы. Первые разработки деловой игры принадлежат М.М. Бирштейну (1932 г.). В 1938 г. деловая игра была запрещена. В 1960–е гг. к ней вновь возрождается интерес, вызванный американскими разработками первых деловых игр в 1956 г. (Ч. Абт, Ф. Грей, Г. Дюпюи, Р. Дьюк и др.). Разработкой условий использования деловых игр в обучении педагогике занимались Б.Т. Лихачев, Л.С. Выготский, Г.К. Селевко, В.Я. Платов и др. В работах Г.С. Абрамовой, В.А. Степановича, И.В. Кулешовой, В.Г. Алапьевой деловая игра рассматривается как форма и метод обучения учащихся, с помощью которых моделируется профессиональная деятельность, развивается любознательность. Л.С. Выготский, В.Я. Платов, Д.Б. Эльконин в научных трудах о значении психологии игры утверждали, что деловая игра является педагогическим средством и активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и формирует профессиональные умения и навыки. Е.А. Хруцкий высказывал идею использования деловой игры с целью развития не только профессиональных умений и навыков, но и творческого мышления, умения решать для новые задачи. Проблемы организации учебных занятий в форме деловой игры рассматриваются в работах М.А. Доможировой, Г.А. Гришенковой, М.Д. Поляковой, Е.Л.Шабалиной и др. Вопросы использования деловой игры при изучении правовых тем на уроках обществознания изучены не достаточно подробно. Отдельные аспекты осуществления и совершенствования гражданского процессуального и арбитражного права обсуждались многими учеными-процессуалистами, в частности, в работах «Актуальные вопросы гражданского процессуального права» М.А. Викут, «Гражданско-процессуальные эффекты новых обстоятельств» А.И. Зайцева, «Значение принципа состязательности в судебном доказывании» А.Г. Коваленко, «О структуре гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений» М.М. Зубович, «Процессуально-правовая ответственность в современном законодательстве России» Г.А. Борисова и др. В работе использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации обучения в форме деловой игры, методы описания, сравнения, систематизации. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятия «деловая игра» и разработке методических рекомендаций по работе с нормативно-правовыми актами на уроках обществознания в 11 классе по теме «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» на примере проекта урока «Судебное разбирательство». Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты в виде методических разработок уроков, методических рекомендаций могут быть использованы в практике преподавания обществознания в 11 классе в рамках темы «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс». Структура работы состоит из введения, двух глав включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы организации учебного занятия в форме деловой игры 1.1. Деловая игра как форма организации учебного занятия по обществознанию: особенности, структура, классификация, функции В понимании термина «интерактивное обучение» существуют множество мнений различных авторов. Например, С.Б. Ступина выделяет два основных подхода к трактовке интерактивного обучения. В первом случае понятие интерактивного обучения представлено как учебный процесс с использованием ресурсов Интернета и компьютерных сетей. Современные компьютерные технологии позволяют вести интерактивный диалог (устный или письменный) с партнером, делая возможным активный обмен сообщениями в режиме реального времени. Компьютерные программы обеспечивают непрерывное взаимодействие пользователя с компьютером, позволяя управлять скоростью изучения материала, возвращаться на уже пройденные этапы, то есть управлять ходом обучения. Во втором случае интерактивное обучение предусматривает три интерпретации: – «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; – «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; – «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знания добываются в совместной деятельности через общение». Интерактивным обучением решаются три основные задачи: учебно-познавательная; социально-ориентированная; коммуникационно-развивающая. Интерактивное обучение основано на следующих принципах: – взаимодействие участников процесса через общение; – кооперация и сотрудничество в малых группах; – ролевая деятельность всех участников процесса; – организация процесса обучения через тренинги. Роль учителя при такого рода форме обучения сводится к функции помощника или как к одному из источников информации. Главным субъектом деятельности выступает не отдельный ученик, а группа учеников, которые взаимодействуют между собой, стимулируя и активизируя друг друга. Интерактивное обучение меняет задачи учителя в учебной деятельности. Они сводятся к следующим действиям: 1) оказание помощи ученикам в обмене информацией, облегчая ее восприятие и усвоение; 2) определение различных точек зрения, соединяя теорию и практику; 3) обращение к личному опыту учеников и его взаимообогащение; 4) поддержке активной деятельности учеников, через поощрение их творчества и самостоятельности. Задачей интерактивного обучения является организация интерактивного процесса. Под интерактивным процессом подразумевается взаимодействие и взаимовлияние участников педагогического процесса, в основе которого лежит личный опыт каждого из них. Главной целью интерактивного взаимодействия является повышение качества поведения и учебной деятельности участников педагогического процесса. Организация интерактивного процесса направлена на организацию свободы выбора, мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексии. Реализация интерактивного обучения и интерактивного процесса осуществляется при помощи интерактивных технологий, форм и методов. Смысловое понятие «интерактивные методы» ввел С.С. Кашлев. В понятии «интеракции» он выделяет два слагаемых «интер» – между; «акция» – усиленная деятельность, и трактует это понятие как усиленную деятельность между кем-либо. Таким образом, под интерактивными методами он понимает способы взаимодействия учителя и учеников, направленные на организацию оптимальных условий своего развития. Интерактивное педагогическое взаимодействие – это процесс, когда учитель ставит в позицию субъекта образовательной деятельности ученика. Его характеризует высокая интенсивность общения участников, их коммуникация, обмен деятельностью, смена и разнообразие видов деятельности и их форм, целенаправленная рефлексия участников. Реализация интерактивных методов основана не на деятельности учителя, а на деятельности ученика. Преподаватель уступает свою активность детям и создает условия для их инициативы в познавательной деятельности. Его роль в передаче готовых знаний отпадает и на первое место выходит функция источника информации и функция помощника в организации самостоятельной познавательной деятельности, побуждающей к самостоятельному решению поставленных проблем. В интерактивных методах для повышения активности учеников сочетаются уже принятые организационные формы педагогического взаимодействия, такие как фронтальная, групповая, индивидуальная. Далее руководствуясь мнением С.Б. Ступиной, формы и методы интерактивного обучения можно поделить на дискуссионные, игровые и тренинговые. К дискуссионным формам и методам она относит: диалог, дискуссию, разбор и анализ ситуаций и др. К игровым формам и методам надо отнести различные виды игр: дидактические, творческие, деловые, ролевые и т.д. Тренинговые формы объединяют в себя различные тренинги, основанные на дискуссионных и игровых методах обучения». Рассмотрим одну из форм интерактивного обучения – деловую игру. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география и т.д. Деловая игра как метод активного обучения имеет свою специфику по отношению к другим активным методам обучения и отличается от традиционных методов обучения. Разработкой условий использования деловых игр в обучении педагогике занимались Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко и др. В работах Г.С. Абрамовой, В.А. Степановича, И.В. Кулешовой, В.Г. Алапьевой деловая игра рассматривается как форма и метод обучения учащихся, с помощью которых моделируется профессиональная деятельность, развивается любознательность». Г.С. Абрамова считает, что деловая игра предназначена для отработки профессиональных умений и навыков: «В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов». М.Д. Полякова в статье о применении деловых игр в процессе обучения рассматривает мнения психологов Л.С. Выготского, В.Я. Платова, Д.Б. Эльконина, которые в научных трудах о значении психологии игры утверждали, что деловая игра является педагогическим средством и активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и формирует профессиональные умения и навыки. Е.А. Хруцкий высказывал идею использования деловой игры с целью развития не только профессиональных умений и навыков, но и творческого мышления, умения решать для новые задачи. В образовании принято деление игр на деловые и ролевые. В первом случае обучающие «играют» самих себя, проявляя творчество в ходе решения учебных задач или разбора учебной ситуации, определяют собственную позицию и высказываются по поставленному проблемному вопросу. Цель использования такой игры – развитие навыков профессии. Ролевая игра предполагает «вживание» в определенную роль, высказывание собственного мнения, которое может не совпадать и даже быть противоположным собственному мнению ученика, но соотносится с ролью заданного персонажа. Деловая игра – «соревнование или состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социальное содержание), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия». Ролевая игра – «игра, главная цель которой подвести учащихся к определенным обобщениям и выводам на уроке на основе эмоциональных переживаний, испытанных школьниками, исполняющими в процессе игры различные роли. Разновидностью ролевых игр могут быть: игры-драматизации в сочетании с эмоциональной рефлексией, моделирование в сочетании с состязательностью и др.». Разница между ролевой и деловой игрой заключается в том, что в первом случае обучающийся понимает, что его действия определяются выбранной ролью и отличаются от его мнения, а во втором случае участник «играет себя», совершает поступки в виртуальной, смоделированной ситуации, но «по-настоящему. Деловая игра включает в себя следующие элементы: имитация (действие по правилам в ситуации; подражание поведению других с целью знакомства с аспектами этого поведения), ролевой элемент (роли обучающихся); игровые предметы (замена условными предметами реальных), деловой элемент (деловые отношения между участниками по решению задачи), моделирование (создание ситуации, выработка участниками строгих правил и условий, создание и изучение реально существующих в природе и обществе моделей). В настоящее время существует значительное количество различных классификаций деловых игр. Н.П. Аникеева дает следующую классификацию игр «в зависимости от функций деловые игры делят на три группы: – Учебные (применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности). – Производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.)». – Исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.). Рассмотрим структуру деловой игры, которою выделил Е.А. Хруцкий. Структура деловой игры: «1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью. Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу. 2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах. Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников. Оказывает помощь. 3 этап – межгрупповая дискуссия. Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы». В научной литературе существует большое количество классификаций деловых игр. Например, классификация деловых игр, предложенная Л.В. Ежовой содержит в основе несколько критериев: «По времени проведения: – без ограничения времени; – с ограничением времени; – игры, проходящие в реальное время; – игры, где время сжато. По оценке деятельности: – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует. По конечному результату: – жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; – свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. По конечной цели: - обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; - констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; - поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения. По методологии проведения: - луночные игры - любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; - ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; - групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»); - имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление» - для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» - для обучения менеджеров по продажам и т.д.); - организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность; - инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации; - ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб». В приведенной классификации есть некоторые неточности, например, в пятом пункте салонная и ролевая игра рассматриваются как виды деловых игр, однако, исследователи видят различия в этих видах игр. В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и другие критерии: – «наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством); – уровень проблемности (первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации; второй уровень характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов); – степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки); – длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры, длящиеся несколько дней) и т.п.; – характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж); – характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия – способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ) и т.д.». Н.П. Аникеева дает следующую классификацию игр «в зависимости от функций деловые игры делят на три группы: – Учебные (применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности). – Производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.). – Исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.)». Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Ю.С. Арутюнов к достоинствам деловых игр относит то, что они позволяют: – «рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса); – освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем; – работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений; – ориентации в нестандартных ситуациях; – концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; – развивать взаимопонимание между участниками игры» . По мнению автора, недостатки деловых игр заключаются в сложности подготовки; отсутствии единых критериев оценки и сравнения результата с действительностью; отсутствие строгого плана игры. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д. В учебном процессе она используется для решения не только игровых или профессиональных задач, но одновременно с целью обучения и воспитания участников. Деловая игра как форма обучения является разновидностью интерактивных форм обучения, что на современном этапе развития образовательной системы играет значительную роль в процессе перехода к качественному изучению материала. Данная форма помогает учителю и учащимся с интересом выдавать и усваивать учебный материал, подходить к этому процессу с творческой стороны. Деловая игра требует разработки методических рекомендации для ее подготовки и проведения в конкретных педагогических условиях, в том числе при изучении правовых вопросов в курсе обществознания. Таким образом, в современном понимании деловая игра – это активная форма обучения, при которой одновременно участвует учебная группа в целом, каждому обучающемуся отводится определенная задача. Специфика деловой игры ставит учащихся в условия, когда они вынуждены высказывать свои суждения и задавать вопросы по теме, что позволяет проверить уровень теоретической и практической подготовки обучающихся. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения. 1.2. Технология подготовки и проведения учебной деловой игры При конструировании игры разрабатывается ее модель, ставится цель игры, задачи, сценарий, ход игры, определяются роли и функции игроков. Цели деловой игры: - дидактические цели (квалификационные характеристики специалиста, сформулированные в терминах знаний, умений и навыков, опыт общения). - воспитательные цели (овладение социальными нормами, выработка положительных установок на восприятие нового и пр.). - игровые цели (мотивация участников к профессиональной деятельности). Сценарий игры состоит из предмета, проблемной ситуации, способов генерирования событий в игре, последовательности игры, взаимодействия игроков, характера двуплановости. Комплект ролей и функции игроков различны: – роли в игре заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально создаются для отражения определенных должностных позиций; – ролевая структура должна отражать разность интересов игроков; – описание роли должно включать: перечень ролей и формируемых групп; функции игроков; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, – характеризующие личностные качества игроков; – оптимальное количество участников игры – 30 человек; в рабочей группе – 5-7 человек. Деловая игра проводится по определенным правилам, под которыми понимают ограничения в поведении и проявлении интересов игроков, которые отражают закономерности реальных производственных процессов и явления и учебно-игровой деятельности. Предметом оценивания на занятии в форме деловой игры может выступать индивидуальный результат и групповой результат. Средством оценивания могут выступать баллы, экспертные решения, оценки. Деловая игра имеет свое методическое обеспечение: 1. Исходная информация об игре (ее проспект). 2. Методические рекомендации по подготовке и проведению игры (как общие по всей игре, так и по отдельным этапам, операциям). 3. Набор различных форм документации, необходимой для выполнения и фиксации учащихся всех действий в игре (различают: реальные документы и игровые). Исследователи предлагают выделять следующие этапы подготовки и проведения деловой игры по правовой теме: подготовка, проведение, подведение итогов. Подготовка – важный первый этап проведения деловой игры. Именно здесь должны быть созданы все условия для ее успешного проведения и завершения. Приступить к подготовке лучше заблаговременно, в интервале двух недель. При подготовке деловой игры необходимо в первую очередь: - правильно подобрать фабулу дела, в которой спорный вопрос еще не обсуждался учащимися; - отбирая дело, необходимо учесть количественный состав группы учащихся, в которой проводится игра; - для деловой игры лучше взять такое дело, в котором каждому учащемуся отводится роль (судьи, истца, ответчика, защитника, свидетелей и т.д.). - подбор фабулы должен осуществляться учителем и учащимися совместно, это позволит им активно включиться в деловую игру и «перенестись в зал судебного заседания». - учащиеся самостоятельно должны разработать заявления, исковые документы и прочую документацию, связанную с судебным производством, это добавит большей самостоятельности в проведении деловой игры. - распределение «ролей» между обучающимися. При этом на одну «роль» адвоката, прокурора, представителя общественности и трудовых коллективов можно назначить двух человек, что не помешает ходу деловой игры. Подготовительный период включает в себя также «предъявление иска» и «подготовку гражданского дела к судебному разбирательству». Написать «исковое заявление» и предъявить его в «суд» обязан «истец» с помощью «адвоката», возражения на иск излагаются «ответчиком» и «адвокатом» с его стороны. Подготовку дела к «судебному разбирательству» проводит «судья». Все «процессуальные» действия при возбуждении дела и его подготовке к судебному разбирательству должны совершаться строго в соответствии с нормами ГПК РФ. Эти действия проводятся учащимися во внеурочное время. На уроках обсуждаются итоги их работы в этих двух стадиях. Второй этап игры — основной. Само проведение игры является основным этапом занятия, организованного в форме деловой игры. На этом этапе формируются умения и навыки, решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Во время организации занятия важно точно в соответствии ходом проведения судебного процесса смоделировать ситуации, что поможет учащимся изучить учебный материал, и усвоить основные понятия процессуального права. Этот этап связан с рассмотрением и разрешением дела. Е.Л.Шабалина рекомендует, что «разбирательство дела лучше проводить в специально оборудованном зале судебного заседания, оснащенном видеозаписью. Наличие видеозаписи дисциплинирует школьников, дает возможность в любой момент, остановив игру, воспроизвести и обсудить с ними нужный фрагмент деловой игры, позволяет участникам процесса увидеть себя «в деле» и лучше понять допущенные ошибки». Деловая игра должна проводиться в обстановке и условиях приближенных к разбирательству гражданских дел в судах и строго в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона. Вместе с тем в игре необходимы условности. Например, «только условно можно приостановить производство по делу, отложить разбирательство дела. Условно должны совершаться и другие процессуальные действия: удаление «свидетелей» из зала судебного заседания, отводы «составу суда», передача дела в другой суд для рассмотрения по существу и др. Совершение необходимых условных процессуальных действий в деловой игре обязательно. Несовершение условного процессуального действия, которое по обстоятельствам дела участник игры обязан был совершить, должно расцениваться как ошибка». Руководит «судебным заседанием» учащийся, выступающий в роли «председательствующего». До «судебного заседания» с этим учеником учителю необходимо побеседовать, помочь ему в решении трудных вопросов. Председательствующий обязан не только внимательно следить за ходом деловой игры, но и фиксировать для себя совершение (несовершение) участниками всех процессуальных действий. Ни в коем случае не должна упускаться из виду и этика общения участников процесса. По просьбе преподавателя в конце каждой части судебного заседания может быть объявлен перерыв. В обсуждении должны участвовать все. Главное в обсуждении – выявить ошибки и уяснить причины их совершения. Например, при обсуждении подготовительной части судебного заседания особое внимание следует обратить на работу суда. При разборе же прений участников процесса оно должно быть сосредоточено на выступлениях адвокатов, прокурора. Выявленные ошибки, допущенные судом и лицами, участвующими в деле, могут быть исправлены только в соответствии с процессуальными нормами. Вынесением «судебного» решения по делу заканчивается деловая игра. Третий этап игры – поведение итогов. Специальное время должно быть отведено для подведения итогов работы участников деловой игры. Обсуждается работа каждого, отмечаются положительные моменты, недостатки. Работа «суда» и других участников процесса оценивается не только с точки зрения соблюдения (несоблюдения) ими процессуальных норм, но и с точки зрения соблюдения норм судебной, адвокатской этики. В заключение оценку работы учащихся дает преподаватель. Глава 2. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в форме деловой игры по темам раздела «Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс» в курсе обществознания в 11 классе 2.1. Психолого-педагогические принципы организации уроков в 11 классе в форме деловой игры В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г., определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании. Школа определила задачи, направленные на обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка: 1. Образовательная задача: научить учащихся самостоятельно применять полученные знания при выборе профессионального маршрута; 2. Задача социализации и адаптации личности учащихся: усвоение норм и правил поведения в микрогруппе, ролевых функций коллективе, нарушение эмоционально-волевой сферы; 3.Задача предупреждение возникновения проблем развития. Важнейшей задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. При использовании интерактивных форм обучения учителю важно помнить о психологических особенностях учащихся. Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности – учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 10-11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации. Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины». Основной задачей учителя в этот период – предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается, если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке. В это время формируется индивидуальный стиль деятельности. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки. Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества. Старшеклассники проявляют интерес к такой форме обучения, при которой учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве достоинств интерактивных методов и инновационных форм занятий выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более ре....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: