- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы организации творческой деятельности детей, в условиях коррекционной школы 8 вида.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001011 |
Тема: | Теоретические основы организации творческой деятельности детей, в условиях коррекционной школы 8 вида. |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Одним из главнейших ресурсов социальнойадаптации детей,с выраженными нарушениями интеллекта (относящихся к категории 8 вида),является творческая деятельность. Так как она, активизирует процесс социализации,и самореализации личности.Никакая другая деятельность,не способствует настолько,максимальному раскрытию, скрытого потенциала и личностных качеств ребенка. В первую очередь развитию эстетических и художественных способностей, а также творческих умений, навыков и способности действовать самостоятельно. Это достигается за счет реализации креативного и образовательного потенциала творческой деятельности. А также совокупности учебного и вне учебного времени. Деятельность образовательной системы выполняет в основном, функции социализации. Между тем, культурно-досуговая деятельность, наиболее полно обеспечивает процесс самореализацииличности.Включение детей в сферу организации творческой деятельности,сегодня основывается на принципах добровольности и осознанности.Определяющим фактором является желание,а не принуждение,в широком спектре выбора хобби и занятий по интересам. Внимательное изучение и учет потребностей детей,ориентирование на их личность и индивидуальность, обеспечение систематического взаимодействия с внешкольными учреждениями, всей культурно-досуговой средой в целом, становится определяющим фактором внеурочной воспитывающей деятельности.Игнорирование ориентирования на личные интересы и предпочтения детей, в плане выбора творческих занятий. Зачастую приводило к так называемому «рассасыванию»детских общественных организацийв школах,что лишний раз подтверждало бесперспективность детских объединений,создаваемых взрослыми без учета реальных интересов детей. Так как, в данной сфере главнейшим принципом является добровольное участие.Велико комплексное воздействие на детей школьных кружков и студий, дающих им основы сценического искусства,вокала,хореографии,навыки работы с литературными источниками,и просто развитие коммуникабельности. К сожалению, нельзя сказать,что вышеперечисленные формы организации воспитывающей деятельности получили достаточно широкое распространение.«Значительная часть учащихся (среди старшеклассников–49%)1ими не охвачено.Особенно острым является дефицит форм приобщения учащихся к общей культуре,значимость которого подчеркнута в Законе Российской Федерации об образовании.В нем показано,насколько важен сегодня взгляд на школу в ее культурообразующей функции,культурологический подход к ее воспитывающей деятельности.Поэтому так актуальна задача интеграции учащихся в системы мировой и национальных культур применительно к Москве – разработка методов выводов ребят в исторические сформировавшуюся социокультурную среду столичного мегаполиса,в котором они живут,формирование у них навыков культурной самореализации.2Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений в развитиии социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.Среди общих требований к содержанию образования особо подчеркивается,что содержание дополнительного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации,на развитие гражданского общества и на укрепление и совершенствование правового государства.Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы(ступени обучения) картины мира;адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;интеграцию личности в системе мировой и национальных культур.Степень научной разработанности исследования. До сих пор механизмы и формы социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями так и не стали предметом специальных педагогических исследований. Влияет на это инерция традиций коррекционной педагогики. Стремление сформировать оптимальные педагогические концепции с ориентацией на здоровье, но при этом рассматривая здоровье, лишь с точки зрения его физической составляющей, не учитывая развитие духовно-нравственных качеств личности. В имеющихся на данный момент, исследованиях в целостной проблематике коррекционной педагогики самым важным параметром является психофизиологический уровень, определяющийся наследственными и биологическими составляющими, в то время как, личностно-смысловой и индивидуально-психологический уровни, обусловленные социальными условиями,а также качеством обучения и воспитания, практически не подвергаются анализу. Таким образом, современный подход, к данному вопросу не исчерпывает всю полноту проблем, социально-культурной интеграции детей инвалидов, в общество. В нем отражается преимущественно негативный пласт видения социальной сущности ребенка. Проблема же, рассматриваемой категории детей не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. Аспект проблемы социально-культурнойинтеграции детей,относящихся к категории 8 вида,не достаточно широко разрабатывался в специальной литературе, во многом в следствии ложного виденья самодостаточности методологии и методов коррекционной педагогики. Также существует проблематика трактовки культурно-досуговой деятельности, преимущественно как средства рекреации и недооценке ее социализирующих функций.Потенциальные возможности влияния культурно-досуговой деятельности сводятся, преимущественно, к рекреации, а ее содержание составляют развлекательные мероприятия. Но даже эти усеченные возможности культурно-досуговой деятельности не всегда можно реализовать на практике, в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и нарушений у детей. Что безусловно, мешает многим из них принимать участие в обычных развлечениях и мероприятиях. Проблема заключается также в недоступности контакта школ с культурно-досуговыми учреждениями, в несоответствии содержания их деятельности возможностям восприятия детей, не соответствии запросам и интересам, в отсутствии развивающих и адаптирующих форм (образовательных, спортивных, ролевых, игровых, арттерапевтических и т.д.).» . Проблемное поле данного исследования, обуславливается противоречиями между: - наличием кризисной социально-демографической ситуации в стране, обусловленной значительным увеличением детей с нарушениями интеллекта в составе населения; - недостаточной разработанностью общей теории в специальной литературе; -необходимостью проведения эффективного досуга с детьми данной категории, позволяющего раскрыть их потенциал; -потребностьюобеспечить детям оптимальные условия для рекреации, развлечений, эмоционально-психологической стабилизации личности -отсутствием целенаправленных социально-культурных технологий, способствующих реализации их на практике -наличием социально-интеграционных, терапевтических и реабилитационных потенциальных ресурсов культурно-досуговой деятельности. Актуальность выше перечисленных проблем, а также наличие ряда противоречий обусловили задачу: Дать теоретическое обоснование,процессу формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы 8 вида посредством, технологий организации творческой деятельности. Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования. Объект исследования –технологии организации творческой деятельности Предмет исследования – процесс формирования социально-культурных основ детей с ограниченными возможностями посредством технологий организации творческой деятельности. Гипотеза исследования заключается в предположении, что наиболее эффективно процесс формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями, относящихся к категории 8 вида. В рамках коррекционной школы, будет реализовываться при выполнении следующих задач: -наличия разработанной модели взаимодействия участников воспитательного процесса; - наличие морального и психологического ресурса,учитываемого при реализации технологий творческой деятельности; - при стимулировании социальной активности детей с ограниченными возможностями, наличия у них сформированного интереса к различным формам и средствам проведения досуга; - при соответствии уровня их культурных запросов и потребностей; - поиска новых технологий формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы 8 вида; Глава 1.1. Теоретические основы организации творческой деятельности детей, в условиях коррекционной школы 8 вида. Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности - саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире.(Э. Фромм) Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки школьного воспитания и образования. Первичной становится, задача взаимодействия ребенка с внешней средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека. Рассмотрение данной задачи, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.Развитие творческих способностей и потенциалов школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а творчески и свободно мыслящие люди. Возможно ли это в рамках такого учебного заведения, как коррекционная школа 8 вида? Учеными доказано что, дети с особыми образовательными потребностями, развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом. Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания, у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством в дальнейшем, а также развить способность к креативному мышлению. В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются предпочтения к тому или иному роду деятельности. Мотивирование к обучениюи само обучение различным видам досуговой деятельности именно в этот период жизни является прекрасной основой для социальной адаптации детей и подростков с нарушением интеллекта в обществе.Тем не менее необходимо учитывать, что, дети,относящиеся к категории «8 вида», обладают ограниченными,как правило, способностями в творческой деятельности, это связано, как правило,с нарушением определенных психических функций ребенка. Но и в данной категории детей, нередко попадаются настоящие самородки. В ходе работы, мне доводилось лично принимать участие (как педагогу) и присутствовать на ежегодном конкурсе «Надежда», для детей с ограниченными возможностями. Среди участников, так же были и дети с выраженными нарушениями интеллекта. На многих присутствующих, выступление этих детей произвело сильное психологическое воздействие, и не смотря на ограниченность интеллекта, дети прекрасно взаимодействовали с публикой. Они были способны чувствовать настроения аудитории, несмотря на то, что не всегда были способны проанализировать и дать оценку происходящему. Из этого следует, что творческая деятельность, понятие настолько широкое, что нельзя дать однозначную оценку, проявлений тех или иных творческих способностей у рассматриваемой категории детей.3Под способностями человека понимают индивидуальные устойчивые склонности(особенности)души к тому или иному предмету или виду деятельности. Хорошо известно, что при одинаковых условиях одни люди справляются более легко и успешно с тем или иным заданием. И более того, существуют такие виды деятельности (предметы, науки, направления), которыми одни люди просто не в состоянии овладеть или овладевают с большим трудом, другие же, напротив, легко справляются (к примеру,музыка, живопись, математика, хореография). Безусловно,все виды способностей базируются на интеллекте человека , но обусловлены не только интеллектом , но и иными ,неопознанными еще причинами. В народе прямо говорят в каких-то случаях: «Это у него от Бога», подразумевая особую, заложенную в своей глубинной изначальной природе восприимчивость человека к той или иной специфической деятельности. Как правило, у более развитых в интеллектуальном плане людей шире спектр различных способностей. Но даже самые высокоразвитые и всесторонне образованные люди не охватывают все способности, присущие человеку. При высокой степени и качестве выраженности той или иной способности говорят об одаренности, а в сочетании с успешной работой по максимальной реализации дарования имеют место феномены, известные как «гениальность». Впрочем,здесь всегда присутствуют компоненты условности, субъективности, сравнительности. Тем не менее, немало случаев, отличающихся безусловностью и общепризнанностью. Современные авторы выделяют различное колличество способностей. Интересна классификация видов способностей человека Анатолия Гармаева, где описывается 15 основных способностей:интеллектуальная, музыкальная, изобразительная, зодческая, лингвистическая, животноводческая, растениеводческая, ремесленная, техническая, пластическая, педагогическая, врачевательская ,организаторская, ораторская и классификационная. Возвращаясь к заглавной тематике теоретических основ организации творческой деятельности детей, в условиях коррекционной школы 8 вида. Имеет место, обширно рассмотреть, каждое понятие в отдельности, опираясь на научные источники, и знания передовых мыслителей последних веков. Безусловно главным понятием, требующим рассмотрения, является-творчество.Что же такое творчество? Для начала проанализируем несколько определений творчества. Аристотель считал, что творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого - приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся, наконец, в человеке. Творчество заложено в каждом человеке природой, с самого детства. Дети любят сочинять, придумывать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество увядает, если к нему не проявляют должного интереса, со сторон окружающих. Если бы деятельность человека ограничивалась одним только воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.В словаре В.Даля (Толковый словарь живого великорусского языка). Понятие творчества описано следующим образом: «творить что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Творить умом, созидать научно или художественно. Производить, делать, исполнять, чинить. Всякое творенье ведает Творца.» Народное творчество (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (Современный Энциклопедический Словарь). Творчество - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев). Творчество- деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности (Большой Энциклопедический Словарь).Творчество– деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума (Культурология. Краткий словарь). «Творчество– психический процесс создания новых ценностей, являющийся продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий). Творчество– деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).Творчество– уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.). В переносном смысле творением, творчествомназывают всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. (Краткая философская энциклопедия).Творчество– совокупность способностей, позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).4Появление невероятно большого количества определений и их несогласованность свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области.Академик Владимир Васильевич Шаронов выделял следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами. А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений. Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации. В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах. Имеющиеся в литературе определения творчества позволяют сформулировать общие его признаки и положения. Прежде всего, главной характерной чертой творчества, является принципиальная новизнаи уникальность конечного продукта. Творчество можно охарактеризовать по следующим признакам субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, – после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»). Субъективно- индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно-коллективное (народное творчество),родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря общему когнитивному сознанию. Творческое мышление – это поиск принципиально новых решений, выход за рамки привычной системы. Существуют два принципиальных постулата в теории творчества, поддерживаемые подавляющим числом исследователей. Первое – с точки зрения академика А. Д. Александрова, творчество есть специфическая видовая особенность человека, самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. Второе: творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой, считает академик В. В. Шаронов. Судя по усредненному определению творчества, шимпанзе Келлера, вставляющие одну палку в другую и достающие при помощи нее фрукты, тоже занимались творчеством, относительно своего вида. Данное наблюдение свидетельствует, о наличии творческих способностей не только у людей, но и у животных.Творчество - это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведение животных (Большой психологический словарь. общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко). Считается, что продукт творчества, возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества, полученного продукта. Не случайно, в частности, именно пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни – таковыми являются,как правило, переходные периоды (В. В. Шаронов). Основной проблемой трактовки понятия творчества является то, что даже в толковом словаре русского языка, где дается, обширное, казалось бы, определение творчества, нет ни одного случая использования термина «творчество» по назначению. В 90% случаев слово «творчество» трактуется в словаре как описание жизнедеятельности человека, чью работу общество признало социально-желательной. Например: «…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского)». В 99 случаях из 100 слово «творчество» используется как обозначение трансформации отношения общества к продуктутворчества. На данный момент, существует 4 основных категории, определения понятия «творчество» .1–Бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы.2–Творчество как создание новых материальных и духовных ценностей.3–Творчество как деятельность и творчество как продукт деятельности. Неоднозначность данного определения, вытекает как суть природы самого творчества. Как видно из столь обширного описания, большинство определений характеризуют творчество как деятельность, а при использовании термина «творчество», подразумевается продукт определенной деятельности. Следующее понятие, которое требует рассмотрения–это понятие «дети». А также, дети, непосредственно относящиеся к рассматриваемой нами категории, обучающиеся в коррекционной школе «8 вида». Для началаотдельно рассмотрим понятие «дети».Согласно общепринятому определению, дети – это лица, не достигшие совершеннолетия. Период детства подразделяется на следующие возрасты: младенческий - до 1 года, преддошкольный (ясельный) - от 1 года до 3 лет, дошкольный - от 3 до 7 лет, младший школьный - от 7 до 12 лет, средний школьный - от 12 до 14 лет, старший школьный - от 14 до 17 лет. В гражданском и семейном праве термин «дети» применяется также в отношении лиц, не достигших установленного законом возраста совершеннолетия. В соответствии с законом полная дееспособность у граждан наступает с достижением ими совершеннолетия - 18 лет. Несовершеннолетние детилибо полностью недееспособны (до 15 лет), либо обладают частичной дееспособностью (в возрасте от 15 до 18 лет). Для реализации прав детей в возрасте от 15 до 18 лет может быть учреждено попечительство, в возрасте до 15 лет - опека. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних дети, т. е. осуществляют их права и обязанности без каких-либо специальных полномочий. Некоторые личные права несовершеннолетние дети могут реализовать только сами: например, усыновление ребёнка старше 10 лет производится, как правило, с его согласия, так же, как и присвоение ему новых фамилии и отчества, изменение имени при усыновлении. Дети, обучающиеся в коррекционной школе «8 вида» нуждаются в особой классификации. Для определения данной категории детей, наиболее подойдет классификация, разработанная известным дефектологом М.С.Певзнером.«Основная форма нарушения,характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. Клинические исследования показывают, что у этой категории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена, не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности , сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют её решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом.Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Причинами умственной отсталости могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные эндо - и экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода. Умственно отсталые дети неоднородны по клинике заболевания. Выделяют детей олигофренов(если поражение имело место до 2-3 лет) и дементных детей (если поражение - на более поздних стадиях развития).Эти дети обучаются в специальных образовательных коррекционных школах VIII вида.» Дети страдающие слабоумием, или иначе говоря слабоумные дети. Одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.Эти дети обладают сниженным интеллектом, из-за чего испытывают различные трудности в обучении. Они требуют пристального внимания, так как испытывают так же, особые нужды.На данный моментпо данным ученых, такие дети составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные ученые зачастую указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка. В отечественной практике коррекционной педагогики, а также, в специальной психологии, для данной категории детей общепринятым считается термин «умственная отсталость».Данное понятие охватывает различные категории детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Данные процессы создают у детей,различные отклонения, проявляющиеся с различной интенсивностью. Особенно резко и отчетливо, это прослеживается в познавательной деятельности. Большинство умственно отсталых детей составляют дети–олигофрены, с поражением главных систем мозга, что является основным фактором недоразвития психики. Это проявляется уже на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, как правило, до становления речи. Степень проявленности данного дефекта, и особенно в раннем возрасте,сильно зависит от тяжести данного недуга, от фактора вредности, нанесенной ребенку, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее сказываются его последствия. Поэтомусамые глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внутриутробном периоде своего развития. И это вполне очевидно. Ведь в таком случае, срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным. Олигофрения характеризуется, органической недостаточностью мозгаи, носит не усугубляющийся характер– это безусловно дает основания для оптимистического прогноза, относительно дальнейшего развития ребенка.Зачастую,после перенесенной вредности,ребенок может,оказаться,относительно здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, останавливаются. Ребенок может иметь потенциальные возможности и при благоприятных условиях и грамотном педагогическом воздействии, реализовать их. Ребенок может быть способен к дальнейшему психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети-олигофрены, являются основным контингентом воспитанников специальных детских садов для детей с поражениями центральной нервной системыа, также специальных коррекционных школ 8 вида.Данная категория детей, разносторонне изучена в педагогическом и психологическом аспектах, поскольку исследования обширно проводятся в этих образовательных учреждениях. Понятие «олигофрения» во многих странах не принято. В России данный термин принят для общего использования, так как русские дефектологи, считают принципиально важным, отделить группу детей данной категории как перспективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду, от тех, чье пребывание в специальном образовательном учреждении, хоть и является полезным, однако менее результативно. Крайне редко встречается умственная отсталость у детей 2-хлет. В этом случае она характеризуется таким понятием, как «деменция» или слабоумие. В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга, возникают после довольно длительно протекавшего, в течение 2-5 лет и более, нормального развития ребенка. Данное заболевание, является следствием органических нарушений мозга или травм.Оно носит, как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом, заболевание обычно прогрессирует. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятном психологическом и психологическом климате, можно добиться некоторого замедления этого процесса.5 К олигофренам, не имеют отношения дети, страдающие текущими, усугубляющимися со временемзаболеваниями, которые,обусловлены наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети относятся к категориислабоумных и постепенно деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их заболевание, с возрастом становится, резко выраженным. Иногда, имеющееся у ребенка слабоумие,обостряется дополнительными психическими заболеваниями, к которым может относиться эпилепсия, шизофрении и схожие по симптоматике. При таком ходе болезни,существенно затрудняется процесс воспитания и обучения. Успехи таких детей и развитиепознавательной деятельности, а также, результативность их вхождения в социальную среду, в большой мере зависят от протеканияболезни. Зачастую, непредсказуемы стадии ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагогов. Далее актуально, для более детальногорассмотрения, понятие творческой деятельности детей,в рамках культурно-досуговой деятельности. Досуг – является совокупностью различных видов занятий. Досуг определяется как деятельность, осуществляемая при наличии свободного времени. В результате этой деятельности, как правило происходит развитие личностных качеств человека. Досуговая сфера направлена на удовлетворение духовных, физических и социально-значимых потребностей. Культурно-досуговая деятельность, предполагает смену роли и статуса человека. Это свободная деятельность основанная на сугубо личных интересах и предпочтениях. «Культурно-досуговая деятельность-целенаправленный процесс созданий условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности. Перцептивно-коммуникативный процесс, определяющий потребности и интересы,способствующий усвоению,сохранению,производству и распространению,духовных и материальных ценностей в сфере досуга. .Здесьнаблюдаются наборы разрозненных функциональных зон,внутри которых осуществляется досуговая ,профессиональная,полупрофессиональная или непрофессиональная деятельность.В историческом и современном аспектах, отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности(театр,концертный зал,картинная галерея) и в некоем неорганизованном пространстве.Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу,а не является самоцелью.В этом смысле актуальными являются слова П.А.Флоренского : «Предпосылка деятельности,все равно,будь то искусство изобразительное или искусство словесное,есть реальность.Мы должны ощущать подлинное существование того,с чем соприкасаемся,что бы стало возможной культурная деятельность,в плотную признаваемая как потребная и ценная ;без этой предпосылки реализма наша деятельность представляется либо внешнеполезной в достижении некоторых ближайших корыстей,либо внешне развлекательной,забавной искусственным наполнением времени»(Флоренский П.А итоги //эстетические ценности в системе культуры.-М.,1986.-С.-122-123).»6 Культурно-досуговую деятельность, естьпроцесс приобщения к культуре,выражающий себя в материальной и духовной форме. Она функционирует в природной и социальной среде, развивается по особым законам и представляет собой определенные ценности,образцы, сформировавшиеся в нашем обществе,зафиксированные и передаваемые последующим поколениям, в качестве результата. «Формы методы и средства культурно-досуговой деятельности, присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно ввиде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания,обусловленной общим социокультурным контекстом современности. Приобщение и участие в культурно-досуговой деятельности является необходимым условием, обретения человеком свободы,поскольку становится инструментов, проявления человека себя в социуме,через различные формы.Подлинно сущностное виденье мира открывается перед личностью,когда она осознает,что самый прочный фундамент,который связывает прошлое и будущее народа, -уклад жизни.Базовая система социальных связей,национальный,семейный и профессиональный уклады-это та невидимая нить,которая соединяет поколения содержит в себе механизм социальной стабильности.»7 Понятие "культурно-досуговая деятельность", сформировалось в научном обороте сравнительно недавно, лишь к началу 80-х гг. Его формулирование, как научного тезиса, стало логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга.В следствии потребности к определению его сущности, как одного из видов человеческой деятельности. Интенсивная формулировка и разработка понятия и концепции досуга, началась в 50-60-х гг. Этому способствовало сокращение в середине 30-х гг рабочего дня в определенных западных странах и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения. Так же большим стимулом, послужило бурное развитие в послевоенные годы средств массовой информации. Появилось телевидение, радио. Это в корне поменяло традиционные представления людей, о досуге и его формах. А также о проведении свободного времени, за пределами профессионального труда. В рамках данной концепции понятие "досуг" чаще всего рассматривается в категориях и определениях "рабочего", "внерабочего" и "свободного времени". Человеческая деятельность, в данном контексте, является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве определенной формы проведения времени на уровне общественного б....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях взаимоотношения семьи и школы
- Определить и проверить на практике способы развития творческой деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения окружающего мира
- Теоретические основы организации сестринского процесса в стационарных условиях при раке легкого