- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы налогового планирования на предприятии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001824 |
Тема: | Теоретические основы налогового планирования на предприятии |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...................... 3 РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы налогового планирования на предприятии…………………………………………………………… 1.1. Сущность и содержание налогового планирования…………………….. 1.2. Принципы, этапы и классификация налогового планирования на предприятии…………………………………………………......................... 1.3. Методы и инструменты налогового планирования................................... Выводы к разделу 1………………………………………………...................... РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ФГБУ «ВОЕННОМ САНАТОРИИ «ЯЛТА» МО РФ.................................................. 2.1. Организационно-правовая характеристика ФГБУ «Военного санатория «Ялта» МО РФ................................................................................... 2.2. Анализ системы налогообложения ФГБУ «Военного санатория «Ялта» МО РФ...................................................................................................... 2.3. Анализ финансового состояния и динамики налоговой нагрузки за 2013-2015 гг. в ФГБУ «Военном санатории «Ялта» МО РФ........................... 2.4. Анализ факторов, влияющих на финансовое состояние и налоговую нагрузку в ФГБУ «Военном санатории «Ялта» МО РФ.................................. Выводы к разделу 2………………………………………………...................... РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГБУ «ВОЕННОМ САНАТОРИИ «ЯЛТА» .................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….................... ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………........................ РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1. Сущность и содержание налогового планирования В современных условиях налоговое планирование приобретает исключительную роль в предпринимательской деятельности. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить. Высокая конкуренция требует от хозяйствующих субъектов целесообразной организации налогового учета при условии максимальной оптимизации расходов, составляющих которых являются налоговые платежи. Потребность в налоговом планировании обусловлена также современным налоговым законодательством, которое предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса и места регистрации налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, организационной структуры предприятия. Налоговое планирование оказывает влияние на эффективную деятельность предприятия, позволяет рационально организовать налоговый учет, оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, влиять на рентабельность. В настоящее время не имеется единого подхода к определению налогового планирования. Наряду с налоговым планированием апеллируют такими понятиями, как «налоговый менеджмент», «налоговое маневрирование», «избежание налогов», «оптимизация налогообложения», «уменьшение налогов», «минимизация налогообложения» и т.п. Одним из первых исследователей, изучавших налоговое планирование в России, является Б.А. Рагозин, который обосновал минимизацию выплат НДС при помощи векселей, траста, страховых платежей, возмездной передачи части авторских прав на наукоемкую продукцию [1]. Категорию налогового планирования А.П. Зрелов определяет как налоговую оптимизацию, минимизацию и налоговую логистику [2]. Однако, следует отметить, что во многих литературных источниках понятие минимизации налогов расценивается как незаконное уклонение от уплаты налогов. Налоговое планирование же должно осуществляется исключительно в рамках определенных и разрешенных законодательством. Налоговое планирование, Т.С. Козенова, рассматривает как одно из важных элементов процесса финансового планирования, когда осуществляется предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по итогам общей деятельности и по отношению к конкретному проекту [3]. Автор Т.А. Козенкова под налоговым планированием понимает комплекс плановых мероприятий, нацеленных на повышение финансовых ресурсов предприятия, которые регулируют величину и структуру налоговой базы, влияющих на результативность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству [4]. По мнению А. Трубникова, сущность налогового планирования состоит в том, что каждый субъект налогообложения имеет право применять допустимые законом инструменты, методы и приемы для минимизации налоговых платежей. Исследователь определяет налоговое планирование как планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью максимального уменьшения налоговых обязательств [5, c. 38]. Налоговое планирование, как указывают А.В. Грищенко, Ю.И. Грищенко, является совокупностью планово-аналитических действий налогоплательщика, путем разработки и внедрения различных законных способов и методов уменьшения налоговых платежей, которые направлены на повышение финансовых ресурсов предприятия [6, c. 172]. Ряд авторов С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко под налоговым планированием подразумевают основанный на прогнозных показателях механизм выявления более эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и или перспективу государством и хозяйствующим субъектом [7]. Налоговое планирование, по мнению Т.А. Гусевой, включает в себя право выбора организационно-правовой формы реализации предпринимательской деятельности, режима налогообложения в установленном законодательством порядке, амортизационной и учетной политики и т.д. [8, c. 19]. Возможность применения налогового планирования на предприятии заложена в налоговом законодательстве, которое предопределяет различные налоговые режимы, предполагает различные методы для вычисления налоговой базы и предусматривает для налогоплательщиков разные налоговые льготы. Налоговое планирование также обуславливается заинтересованностью государства в предоставлении налоговых преимуществ с целью стимулирования какой либо из сфер производства, категории налогоплательщиков, управления социально-экономического развития [9]. Правовой основой налогового планирования служат различные правовые институты, которые закреплены в налоговом, гражданском, предпринимательском праве, и в других отраслях законодательства [10]. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. расценивают налоговое планирование как целенаправленные действия налогоплательщиков, позволяющие избежать или в некоторой степени снизить обязательные налоговые платежи [11]. Громов М.А. предлагает налоговое планирование рассматривать как незапрещенное законодательством целенаправленное влияние, которое осуществляется хозяйствующим субъектом на элементы налогов с целью понижения или исключения его индивидуальных или корпоративных налоговых выплат [12]. Оптимизация налогов, как отмечает А.В. Елинский, является правомерным использованием определенного налогового режима с целью приобретения привилегий при уплате налогов, допускаемых действующим законодательством [13]. Границы налоговой оптимизации, согласно Б.В. Церенова, очерчиваются пределами разрешенных законодательством действий налогоплательщика по снижению налоговых обязательств [14]. Одним из наиболее точных определений налогового планирования следует считать определение С.Н. Рюмина, который считает, что налоговое планирование является совокупностью законных целенаправленных мероприятий налогоплательщиков, которые связаны с применением ими определенных приемов и инструментов, а также всех предоставляемых законом преимуществ и освобождений в целях максимальной минимизации налоговых платежей [15]. Налоговое планирование на предприятии следует определить как выбор между разными вариантами методов реализации деятельности и размещения активов, нацеленный на достижение наиболее низкого уровня возникающих при этом налоговых отчислений. Оптимальное планирование должно быть перспективным, потому как большинство решений, принимаемых в пределах проведения сделок, особенно при реализации крупных инвестиционных программ, достаточно дорогостоящие, и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери. Следовательно, налоговое планирование должно базироваться не только на применении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектам налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д. Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации. Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции. Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию [16, c. 140]: - придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера; - свести к минимуму налоговые обязательства; - максимально увеличить прибыль; - разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками; - эффективно руководить денежными потоками; - избегать штрафных санкций. Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями. Таким образом, проанализировав подходы к определению налогового планирования можно подытожить, что налоговое планирование заключается в выборе оптимального построения налогообложения с применением определенных инструментов, методов и приемов в соответствии с законодательством с целью минимизации налоговых платежей и увеличения финансовых ресурсов предприятия. 1.2. Принципы, этапы и классификация налогового планирования на предприятии Налоговое планирование хозяйствующих субъектов является выбором наиболее оптимального сочетания и построения правовых форм деятельности с целью снижения налоговых обязательств в рамках действующего налогового законодательства. Каждый из подходов к проблеме экономии и риска нуждается в применении комплекса специальных мероприятий по маневрированию в налоговой среде и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля невозможна без понимания основных принципов налогового планирования, в число которых входят принцип законности, выгодности, реальности и эффективности, альтернативности, оперативности, понятности и обоснованности [17, c. 115]. Принцип законности состоит в соответствии требованиям действующего законодательства при реализации налогового планирования и является основополагающим в налоговом планировании, так как его соблюдение отделяет мероприятия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов [18]. Принцип выгодности заключается в снижении общих налоговых платежей предприятия в результате использования инструментов налогового планирования. Принцип реальности и эффективности характеризуется применением возможностей, предусмотренных законодательством, и инструментов, доступных для конкретного предприятия, которые обеспечивают налоговую экономию в большем размере, чем затраты, связанные с их применением. Принцип альтернативности состоит в рассмотрении нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее рационального из них применительно к конкретному предприятию. Согласно принципа оперативности осуществляется корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений. Принцип понятности и обоснованности требует, чтобы схема была понятной, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование [19]. Также к принципам налогового планирования С.Ф. Сутырин, А.И. Погорлецкий относят: 1) знание и подробное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация; 2) перспективность, когда предприятие должно предусмотреть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой финансовые потери; 3) предварительный расчет финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации); 4) индивидуальность налогового планирования. Налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов; 5) коллегиальность в принятии решений о методах и формах налоговой оптимизации. Авторы указывают, что процесс налоговой оптимизации – это совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя, регулярный поиск новых оригинальных схем работы предприятия, постоянное изучение специальной литературы, исследование и анализ опыта других предприятий этой сферы и смежных сфер бизнеса; 6) этапность планирования [20, c. 54]. Механизм налогового планирования включает в себя несколько взаимосвязанных между собой этапов. Рассматривая налоговое планирование как определенную последовательность действий, нацеленных на оптимизацию налоговых потоков предприятия Е.Н. Евстигнеев выделяет такие этапы налогового планирования, как стратегическое налоговое планирование, оперативное налоговое планирование, и оценку эффективности налогового планирования [21]. Стратегическое налоговое планирования, по мнению автора, осуществляется до создания предприятия, а также при планировании деятельности на перспективу. На этом этапе устанавливаются цели, задачи деятельности предприятия, выбор организационно-правовой формы, исследуются предусматриваемые законодательством налоговые льготы, создается бухгалтерская и налоговая учетная политика [22]. Оперативное налоговое планирование заключается в составлении календаря налоговых платежей, расчете и управлении налоговыми базами. Суммы налоговых платежей распределяются по срокам их уплаты соответственно установленному законодательству РФ. Контроль за сроками уплаты налоговых обязательств должен производится на основании календаря налоговых платежей [23]. Некоторые исследователи в процесс налогового планирования включают шесть этапов: 1) Принятие решения, когда на основании подготовленной информации руководители осуществляют акт решения; 2) Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в системе подразделений или должностных лиц; 3) Участие в подготовке решения, которое заключается в подготовке возникающих вопросов или информации по поручению должностных лиц, ответственных за подготовку решения; 4) Обязательное согласование на этапе подготовки решения или его принятия; 5) Исполнение решения; 6) Контроль за выполнением решения [24, с. 82.]. Рассматривая налоговое планирование предприятия как функцию управления, А.А. Трушевская, выделяет этапы налогового планирования более детально, представленные в табл. 1 [25, c. 143]. Таблица 1- Этапы налогового планирования Этап управления Этапы налогового планирования Прогнозирование Расчеты и анализ возможных налоговых последствий при развитии бизнеса и изменении его характера Расчеты и анализ возможных налоговых последствий при реализации инвестиционных проектов Построение налоговой модели организации Анализ налогового законодательства, тенденций его развития и возможных воздействий на налоговые выплаты организации Планирование Выбор схем налогообложения Формирование налоговой политики Формирование по всей совокупности налогового плана объектов налогообложения Создание графиков налоговых выплат Организация и координация Уточнение схем налогообложения, внесение корректировок в налоговую политику в связи с внесением изменений в действующее налоговое законодательство Создание оперативных налоговых планов и оперативных графиков налоговых выплат в связи с изменением динамики объектов обложения Сбор и регистрация данных Формирование модели налогового учета организации Создание информационной модели налогового учета Формирование процедур по формированию налоговой отчетности Создание форм налоговых регистров и методики их заполнения Контроль Проверка планируемых и фактических налоговых платежей Контроль соблюдения графика налоговых выплат Контроль своевременности представления в налоговую службу предприятия информации необходимой для реализации поставленных задач Продолжение табл. 1. Анализ Оценка выполняемых расчетов и выявление факторов, которые влияют на показатели налоговой отчетности Выявление причин расхождений между плановыми и фактическими объемами налоговых выплат Выявление и оценка причин несоблюдения графиков налоговых выплат, отклонений от установленного графика представления информации и документов Регулирование Устранение причин расхождений или ошибок в данных налоговой отчетности Устранение причин отклонений от планов, корректировка плановых расчетов Работа с персоналом налоговой службы предприятия с целью обеспечения эффективности налоговой деятельности Уточнение графиков Принятие мер воздействия при выявлении фактов халатности и недобросовестности работников налоговой службы и других служб организации Кроме создания оптимальной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий, обязанностей и требований к участникам процесса планирования налоговых выплат, эффективной деятельности по планированию налогов необходимо наличие материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, формирующихся при составлении ежегодного налогового плана. Материально-технические ресурсы, которые задействованы в процессе налогового планирования, устанавливаются до формирования группы планирования мероприятий по оптимизации налоговой базы, и создаются из двух частей: первая часть включает элементы материально-технической базы, имеющейся в распоряжении тех подразделений организации, работники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть формируется с целью непосредственно функционирования налоговой группы. Для эффективной реализации функций налогового планирования предприятия, основными необходимыми материально-техническими ресурсами должны стать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительной техникой, необходимой для применения статистико-математических методов вычисления вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; применение в работе обширного библиотечного фонда, включающего нормативную, научную, практическую и периодическую литературу; использование баз данных законодательства РФ, которые облегчают поиск нужной документации нормативно-правового характера. Финансовая база предприятия налогового планирования создается исходя из необходимости в реализации мероприятий по налоговой оптимизации. Также руководство организации должно создать политику стимулирования и мотивирования сотрудников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования. С целью развития интеллектуального уровня сотрудников комплекса налогового планирования создается график участия в тематических семинарах, учебных курсах, конференциях, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график должен входить в налоговый план организации. Следовательно, налоговый план организации, как отмечает Д.Н. Тихонов, должен содержать такие разделы, как: 1) календарь налогоплательщика по каждому налогу; 2) список мероприятий по оптимизации налоговых платежей, временные параметры осуществления оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, требуемые для реализации указанных мероприятий; 3) план налоговых выплат с учетом осуществления мероприятий по оптимизации налоговой базы и налоговых льгот по конкретным налогам; 4) план повышения квалификации сотрудников налоговой сферы; 5) иные вопросы [26]. Завершающим этапом постановки налогового планирования является организация деятельности по созданию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, применяемую при обработке налоговых данных. Налоговое планирование, как указывает А.П. Зрелов, предполагает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков: – на первом уровне необходимо изучить налоговые законы и своевременно и правильно уплачивать налоговые выплаты. Для начисления налогов требуется знать перечень всех налогов и сборов, объекты их налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты, а также рассчитать базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести на счет соответствующего источника. При принятии решения для осуществления какой-либо хозяйственной операции следует внимательно изучить законодательное поле и использовать только официальные нормативные документы; – на втором уровне следует оптимально платить налоговые платежи (планировать соотношение доходов и затрат в одном налоговом отрезке времени, избегать дебиторской задолженности), оценивать финансовое положение организации; – на третьем уровне необходимо применять стратегию, которая позволяет минимально выплачивать налоговые обязательства, применяя законные методы понижения налогового давления [27]. Немаловажное значение при организации налогового планирования на предприятии имеет классификация налогового планирования. Налоговое планирование осуществляют граждане – субъекты предпринимательской деятельности и юридические лица. Особенности оптимизации налогообложения юридических лиц во многом зависят от того, к какой сфере деятельности относится организация, где так называемой отраслевой оптимизации присущи свои конкретные методы и инструменты, свойственные конкретному виду деятельности, например торговое предприятия, сервисное, производственное, посредническое, финансово-кредитное и др., а также от размеров самого предприятия. В зависимости от организационной структуры предприятия С.М. Джаарбеков различает индивидуальное и корпоративное налоговое планирование. Преимущество корпоративного налогового планирования состоит в возможности применения гибкой структуры корпорации для перераспределения дохода между соответствующими структурными единицами, входящими в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование осуществляется теми хозяйствующими субъектами, у которых не имеется корпоративной структуры, и которые осуществляют деятельность без создания юридического лица [28, c. 9]. По характеру управленческих решений налоговое планирование подразделяют на: – текущий налоговый контроль, который заключается в ежедневном мониторинге изменения законодательной базы; – контроль правильности расчета и перечисления налоговых платежей, а также анализ причин различных изменений среднестатистических показателей организации; – текущее налоговое планирование состоит в текущей оптимизации налоговых выплат, создании типичных схем хозяйственных операций и осуществлении соглашений; – стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) определяет разработку прогнозов налоговых платежей организации, а также графиков осуществления мероприятий по уменьшению налоговой нагрузки на организацию. В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на: – применении налоговых льгот, что означает полное или частичное освобождение хозяйствующих субъектов от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью; – применении налоговых лазеек – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством; – применении специально разработанных схем оптимизации налоговых выплат, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования. Налоговое планирование может основываться также на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования. В зависимости от действенности хозяйствующих субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно подразделяется на активное и пассивное. Основой пассивного налогового планирования является альтернативная оптимизация. Обозначенная оптимизация становится тогда реальной, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность применения какой-либо из них решает сотрудник организации. Примером пассивного налогового планирования может выступать решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности организации с применением специально созданных оптимизационных схем [29, c. 11]. Налоговое планирование деятельности каждой организации в общем, как и осуществление каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальным и нуждается в предварительном планировании и расчетах. Элементы налогового планирования существуют в деятельности каждого хозяйствующего субъекта, даже если таковое специально не организуется. Каждое вновь создаваемое предприятие решает в какой форме ему осуществлять деятельность, что означает налоговое планирование, потому как, просчитывая расходы, которые связаны с приобретением патента или регистрацией предприятия, оно в одночасье считает и налоги, которые будет выплачивать в бюджет. На крупных предприятиях, по мнению Б. А. Рогозина, следует формировать специальные подразделения налогового планирования. В состав таких отделов целесообразно вводить: – финансистов, разрабатывающих графики налогового планирования и оценивающих их возможную результативность; – бухгалтеров, анализирующих возможности отображения таких графиков в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений бухгалтерского учета; – юристов, которые подготавливают необходимые документы для заключения договоров, а также оценивают графики налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогового, хозяйственного, финансового, гражданского и международного права [30, c. 41]. Когда на предприятии не создается подразделение налогового планирования, к осуществлению планов по оптимизации налоговых обязательств целесообразно привлекать, кроме руководителя организации, бухгалтера, юриста и специалиста по налоговому планированию. Каждый из участников по минимизации налоговых выплат исполняет определенные функции, а именно: – руководитель организации принимает решение относительно целесообразности программы налоговой оптимизации, отдает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий осуществления и ожидаемых результатов налоговой оптимизации; – юрист оценивает правовые аспекты договоров и соответствие их действующему законодательству, согласовывает особенности осуществления договора с контрагентами; – бухгалтер вычисляет финансовые параметры, порядок их отображения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, а также проводит расчет налогов, которые подлежат уплате; – специалист по налоговому планированию анализирует всю информацию, поступившую от руководителя, юриста и бухгалтера и делает вывод относительно возможности и целесообразности осуществления такой программы (рис. 1.) [31]. Рис. 1- Система и виды налогового планирования на предприятии [31] Проанализировав классификации налогового планирования в научной литературе следует отметить, что единого мнения по данному вопросу не имеется. Исходя из различных точек можно утверждать, что налоговое планирование на предприятии более точно можно классифицировать согласно таким видам, как: 1) в зависимости от вида субъекта налогообложения выделяют налоговое планирование некоммерческих и коммерческих предприятий; 2) в зависимости от организационно-правовой формы существуют особенности налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и др.; 3) в зависимости от стадий финансово-производственного цикла организации: на стадии создания организации, в период функционирования организации, в период ликвидации; 4) в зависимости от размера предприятия выделяются особенности налогового планирования на малых, средних и крупных предприятиях; 5) соответственно направленности на перспективу различают стратегическое (перспективное) и текущее (оперативное) налоговое планирование [32]. Исходя из того, что под видом понимается форма классификации или группировочный признак чего-либо объединенного под одним названием соответственно системе классификации, наиболее целесообразной представляется классификация налогового планирования на долгосрочное (перспективное) и текущее. Под долгосрочным планированием следует понимать применение налогоплательщиком таких способов и методов, способствующих понижению его налоговых выплат в течении длительного периода или в течении всей деятельности предприятия. Элементами такого вида планирования могут быть: – выбор более выгодного с точки зрения налогообложения места расположения предприятия, его структурных подразделений и управляющих органов; – выбор организационно-правовой формы предприятия и его организационной структуры (разделение производственных и хозяйственных процессов вплоть до создания для этих целей группы взаимосвязанных самостоятельных предприятий), которая дает возможность максимально снизить налоговые выплаты. Текущее налоговое планирование является совокупностью методов, которые позволяют предприятию снизить налоговые платежи в течении ограниченного периода времени и в каждой конкретной хозяйственной ситуации [33]. При этом, С.М. Рюмин указывает, что элементы текущего налогового планирования носят инициативный и императивный (обязательный) характер. К числу последних можно отнести принятие предприятием учетной политики и выбор варианта налогового учета [34, с. 125]. Таким образом, на эффективность налогового планирования на предприятии значительное влияние оказывает в какой степени руководством учитываются принципы, этапы и классификации налогового планирования. Результативность налогового планирования повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предполагает формирование коллектива сотрудников, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией программ оптимизации налоговых выплат. 1.3. Методы и инструменты налогового планирования Ответом организации на фискальные функции государства должен стать такой способ выплаты налогов, который бы дал возможность уменьшить нагрузку, которая наносится ей вследствие взимания налогов, воспользовавшись для этих целей доступными законом методами. Предприятие имеет право принимать меры, которые направлены на правомерное снижение налоговых платежей. Это положение имеет особое значение в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости» налогоплательщика. В рамках управления финансами организации налоговая деятельность осуществляется как процесс управления налогами. Такое управление заключается в применении методов и инструментов налогового планирования (табл.2) [35, с. 143]. Таблица 2- Методы и инструменты оптимизации налогового планирования Методы налогового планирования Мероприятия Инструменты Текущий внутренний налоговый контроль ежедневный мониторинг нормативно-правовой базы; создание прогнозов по налоговым платежам; контроль правильности и своевременности выполнения налоговых выплат; анализ и изучение причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности - правовые базы данных -использование разъяснений ФНС России -периодическая специальная литература -разъяснения аудитора, юриста, внешнего налогового консультанта Текущее налоговое планирование анализ нормативно-правовой базы, в том числе финансовых, по налоговой тематике; создание прогнозов по налоговым платежам и последствий планируемых схем сделок; создание графика соответствия выполнения налогов и изменения финансовых результатов предприятия; анализ и изучение возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности предприятия и налоговых последствий инноваций -экспертные правовые системы и базы данных по налоговой тематике -составление запросов и обращений в налоговые органы, Министерство финансов РФ и иные государственные органы -периодическая специальная литература -арбитражная и общегражданская судебная практика - разъяснения специализированных консалтинговых организаций Стратегическое налоговое планирование анализ и прогноз делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и возможного ее изменения на планируемый период; создание прогнозов налоговых выплат предприятия учитывая форс-мажорные обстоятельства; варианты схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков; создание графика соответствия по выполнению налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации; обоснование приме-няемых схем с точки зрения налоговых последствий; анализ вариантов и возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности предприятия; оценка эффективности применяемых мер; прогноз риска различных программ действий - экспертные правовые системы и базы данных по налоговой тематике - создание запросов и обращений в налоговые органы, Министерство финансов РФ и иные государственные органы; - периодическая специальная литература; - арбитражная и общегражданская судебная практика; -разъяснения специализированных консалтинговых предприятий В качестве основных методов и инструментов налогового планирования на предприятии М.Г. Муромцева выделяет следующие [36]: 1. Налоговые льготы, предопределяемые налоговым законодатель....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: