VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы финансового планирования и контроля на предприятии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002339
Тема: Теоретические основы финансового планирования и контроля на предприятии
Содержание
     Содержание
     
Введение
1. Теоретические основы финансового планирования и контроля на предприятии 
1.1 Сущность финансового планирования
1.2 Перспективное финансовое планирование
1.3 Текущее финансовое планирование
1.4 Оперативное финансовое планирование
1.5 Сущность и значение финансового контроля
2. Анализ планирования и контроля финансовой деятельности предприятия ООО «Лобненский Водоканал»
2.1 Краткая характеристика ООО «Лобненский Водоканал»
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Состояние финансового планирования и контроля на ООО «Лобненский Водоканал»
3. Основные направления совершенствования финансового планирования и контроля на предприятии
Выводы и предложения
Список использованной литературы
     
     
Введение
     финансовое планирование контроль
     Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств предприятия. 
     В условиях рыночной экономики новые условия хозяйствования предприятий предполагают самостоятельное планирование всей деятельности, т. е. без постоянного контроля вышестоящей организации.
     Постепенный переход экономики России от централизованно-плановой к рыночной заставляет по новому относиться к организации управления и контроля предприятия. 
     В рыночной экономике планирование финансовой деятельности предприятия – это инструмент, используемый практически во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает каким образом спланировать деятельность, чтобы решить тактические задачи и достичь в намеченные сроки основной стратегической цели – получить и повысить прибыльность работы. Бизнес-план может подсказать: пути роста предприятия, завоевание новых позиций на рынке, где оно функционирует, получение инвестиций и кредитных ресурсов; эффективные идеи составления перспективных планов своего развития, разработки концепции производства новых товаров и услуг, выбора рациональных способов их реализации. Может предостеречь от неверных действий и поможет разобраться в актуальности данного бизнеса в данное время и на данном рынке. (25, с.3)
     Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что планирование финансовой деятельности предприятия представляет собой прежде всего решение таких вопросов, стоящих перед предприятием, как оценка его текущего состояния, выявление сильных и слабых сторон его деятельности, формирование целей на планируемый период.
     В современных условиях рыночной экономики России планирование финансовой деятельности особенно актуально. Предприятиям необходимо предвидение результатов и последствий хозяйственной деятельности. По мере стабилизации ситуации в экономике возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики.
     Итак, в рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
     Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин, наиболее важными из которых являются: неопределенность внешней (рыночной) среды, возможность слияния или поглощения другой фирмой, возможность монопольного установления цены реализации продукции, контрактные отношения. (17, с.254)
     Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
     При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всем областях коммерческой деятельности и для различных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовится, обойти потенциальные трудности и опасности.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть сущность, задачи и процесс разработки финансового планирования на примере реально действующего предприятия ООО «Лобненский Водоканал»,  раскрыть теоретические основы финансового планирования и контроля на предприятии, описать сущность и значение финансового планирования и контроля в условиях современной российской действительности. 
     Задача дипломной работы – ближе познакомиться с методикой финансового планирования и контроля предприятия. 
           Вторая глава дипломной работы представляет собой анализ планирования и контроля финансовой деятельности предприятия ООО «Лобненский Водоканал». 
     В третьей главе дипломной работы мы постараемся рассмотреть основные направления совершенствования финансового планирования и контроля на предприятии. 
     Актуальность темы данной дипломной работы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от централизованной модели экономики к рыночным отношениям. 
     Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. 
     
     
1. Теоретические основы финансового планирования и контроля на предприятии
     
     1.1 Сущность финансового планирования
     
     Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов и их источников.
     Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.
     Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятия вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.(9, с.287)
     Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов, ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.
     Сложившаяся уже за последние десятилетия система финансового планирования в организациях имеет целый ряд серьезных недостатков.
     1. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
     2. Планирование сегодня – процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.
     3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.
     4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры.
     5. На предприятиях, как правило отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.
     6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности. 
     7.  Существующая система планирования не позволяет проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке.
     Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
     На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие предприятия чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие - будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо. 
     Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
     Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.(17, с.255)
     Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами производственный план предприятия; он оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
     Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами производственного плана: производство продукции и услуг, научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления, повышение эффективности производства, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, прибыль и рентабельность, экономическое стимулирование и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта и посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
     В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.
     Первый этап имеет важное значение для финансового планирования, так как содержит данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служит основой для составления прогноза этих документов. 
     Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких, как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
     На третьем этапе происходит уточнение показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
     На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.(17, с. 257)
     Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
     Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное. 
     Основываясь на вышеизложенном, можно выделить основные задачи финансового планирования: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной и финансовой деятельности; определение путей эффективного вложения капитала, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
     Таким образом, значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно: воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
     Подводя итог, можно сказать что финансовое планирование – это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия на ближайшее и отдаленное время. (9, с. 287)
     
     1.2 Перспективное финансовое планирование
     
     Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия.
     Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. 
     Однако такой временный интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. 
     Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия.
     Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия.
     Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
     Важным моментом при разработке финансовой стратегии является определение периода ее реализации. 
     На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.
     Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.
     Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвиденье возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
     Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.
     Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса.
     Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем реализации продукции. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Как правило, прогнозы объемов реализации составляются на три года. Годовые прогнозы объемов реализации разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы реализации, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.(17, с.258)
     Прогнозы реализации выражаются как в денежных, так и в физических единицах. И в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. 
     При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки – объем – прибыль». 
     Метод «издержки – объем – прибыль» называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точке безубыточности. На практике для предприятия, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит.
     Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом. Процесс нахождения точки безубыточности можно проследить с помощью рисунка. 
     Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая закономерность. С ростом цен на производимую продукцию минимальный объем производства (Qкр) соответствующий точке безубыточности (К), уменьшается, а при снижении цены — возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства.(17, с. 265)
     Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. Понятие «баланс» означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их поступления.
     В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств — текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская задолженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период.
     В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.
     Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.
     При планируемом росте объема реализации активы предприятия должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей.
     Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.
     Прогноз движения денежных средств является финансовым документом, получающим в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.
     С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит — проверить будущую ликвидность предприятия.
     После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия, суть которой заключается в следующем:
     • определение источников долгосрочного финансирования;
     • формирование структуры и затрат капитала;
     • выбор способов наращивания долгосрочного капитала. 
     Таким образом, перспективное финансовое планирование на предприятии – это точное предвидение и программирование на текущий период и на перспективу хода производственно процесса и его результатов по этапам. 
     
     1.3 Текущее финансовое планирование
     
     Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
     Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели предприятия. 
     Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом.
     Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.
     План прибылей и убытков. Разработку финансового плана целесообразно начинать с плана прибылей и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема реализации, можно рассчитать необходимое количество финансовых ресурсов. Этот документ показывает обобщенные результаты текущей хозяйственной деятельности. Анализ соотношения доходов с расходами позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Еще одна функция, выполняемая эти документом — расчет плановых величин различных налоговых выплат и дивидендов.
     Разработка плана прибылей и убытков происходит в несколько этапов.
     На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли.
     На втором этапе определяется сумма затрат, которая может быть рассчитана двумя способами:
     • традиционным;
     • планированием затрат по центрам ответственности. 
     При первом способе (традиционном) на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы (в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату труда и накладные расходы. 
     В современных условиях все большее распространение получает процесс планирования затрат по центрам ответственности.
     Центром ответственности является каждое подразделение предприятия, руководитель которого несет непосредственную ответственность за издержки данного подразделения. Этот способ позволяет осуществить эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.
     Контроль и регулирование осуществляются на основе данных о конкретных планах выполнения производства товаров (работ, услуг) в конкретном центре ответственности. Эти плановые величины называются элементами затрат (или линейными элементами).
     На третьем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем планируемом году в результате изменения: себестоимости сравнимой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капитальных вложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией). 
     Для оценки воздействия этих факторов на прошлогоднюю выручку может использоваться метод статистического анализа.
     На этапе составления годового финансового плана устанавливается соответствие возможностей предприятия по оказанию услуг со спросом и предложением на рынке. 
     Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразней задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана.
     Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. 
     План движения денежных средств можно составить двумя методами: прямым и косвенным.	Он отражает притоки и оттоки денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, которые предполагается получить в течение года или квартала. 
     Следует иметь в виду, что налог на добавленную стоимость и акцизы в плане движения денежных средств не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли.
     С помощью плана движения денежных средств предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Благодаря плану движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. 
     План считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. 
     Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
     Обычно текущее планирование баланса начинается с планирования активов.
     Данные об изменении материальных активов берутся из перспективного плана, финансовых активов — из долгосрочного плана финансирования. Из программ производства, снабжения, продаж определяются размеры запасов. Другие статьи нормируемых оборотных средств планируются на основании прошлого;
     опыта и в соответствии с финансовым планом. Основой для планирования стоимости основных средств являются инвестиционные проекты. 
     В пассиве баланса изменение собственного капитала рассчитывают исходя из возможности увеличения (уменьшения) капитала на момент составления плана и изменения резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством и учредительными документами. Объем необходимого заемного капитала получают как разницу между активом баланса и собственным капиталом. (19, с. 340)
     Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков. Необходимо произвести перегруппировку статей актива и пассива планового баланса на основании использования денежных средств (левая часть) и их происхождения (правая часть) по ниже приведенной схеме:
     
Таблица 1.3.1
      Формирование баланса
      
Использование денежных средств
Источники денежных средств
Увеличение актива
Уменьшение актива
1. Инвестиции в основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения 
2. Прирост оборотных средств 
II. Уменьшение пассива 
1. Погашение кредитов, займов 
2. Сокращение собственного капитала: распределение прибыли в фонд потребления, выплата дивидендов, процентов по облигациям, убытки 
1. В области основных средств
2. В области оборотных средств 

II. Увеличение пассива 
1. Получение кредитов и займов 
2. Эмиссия облигаций
3. Увеличение собственного капитала: эмиссия новых акций, повышение резервов из фондов прибыли
     
     Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения системы бюджетов предприятий. Система бюджетов включает следующие функциональные бюджеты: бюджет фонда оплаты труда, бюджет материальных затрат, бюджет потребления энергии, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджет погашения кредитов, налоговый бюджет.
     Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия и является основой построения документов: плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств и планового баланса.
     По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия. При этом план является результатом планирования, в то время как отчет о фактических величинах показывает реальное положение предприятия, что необходимо ее руководству для выработки решений.(17, с.278)
     В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. При его проведении особое внимание следует уделить следующим моментам: выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это; определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов; наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года для обоснования их исходного уровня. (9, с.295)
     В заключении можно дать определение текущего планирования как разработки и корректировки плана, обоснования, конкретизации и описания деятельности предприятия на текущий период.
     
     1.4 Оперативное финансовое планирование
     
     В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
     Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
     Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана. 
     При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, поскольку бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия, об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и т.д.
     В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
     1. Организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия.
     2. Формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков.
     3. Ежедневный учет изменений в информационной базе.
     4. Анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению.
     5. Расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств.
     6. Расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия. 
     7. Анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
     Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление платежного календаря на месяц с подекадной разбивкой. Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
     В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств (как в наличной, так и безналичной форме) должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.
     Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря служат: планы, составленные на предприятии, например план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений т.п.; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработанной платы; внутренние приказы.
     Процесс составления платежного календаря можно разделить на шесть этапов.
      
     
      
     
      Рис. 1.4.1 Процесс составления платежного календаря
     
     Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые целесообразно, иметь в качестве страхового запаса, а также для прогнозируемых заранее выгодных инвестиций. 	Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями (вместе с переходящим остатком средств на счетах) означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть непервоочередн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%