VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002310
Тема: Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц	6
1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц	6
1.2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ	15
1.3. Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц	25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	30

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ НДФЛ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ
2.1. Зарубежный опыт распределения НДФЛ между бюджетами
2.2. Распределение НДФЛ между бюджетами разных уровней в Российской Федерации
2.3. Анализ поступления НДФЛ в бюджеты разных уровней
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НДФЛ И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ
3.1. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц
3.2. Совершенствование системы распределения НДФЛ между бюджетами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ








ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. В настоящее время налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, уплачиваемым с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы и является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов бюджетной системы.
     В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. Однако на основании Бюджетного кодекса РФ данный налог не остаётся в федеральном бюджете, а в полной мере распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
     Такое распределение имеет большое значение для социально-экономического развития нашего государства. Региональные и муниципальные бюджеты в бюджетной системе страны составляют ее финансовый фундамент: около 70% всех бюджетных расходов на социальную сферу и 50% расходов на народное хозяйство приходится именно на эти бюджеты. 
     Очевидно, что самостоятельность бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований предполагает наличие собственных источников финансовых ресурсов, которыми органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться и нести за их рациональное и эффективное использование полную ответственность.
     Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является наиболее значимым из всех налоговых для местных и региональных бюджетов и выполняет первостепенную бюджетообразующую роль. В то же время изменения, которые  были недавно внесены в Бюджетный кодекс и вступят в силу в 2014 году, могут существенно изменить указанную ситуацию. 
     Вследствие этого актуальным представляется исследование существующей в настоящее время роли налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов различных уровней, а также изменение его значения со следующего отчетного периода.
     Целью данного исследования является анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную сферу и проблемы его распределения между бюджетами разных уровней.
     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
     * дать характеристику экономической сущности налога на доходы физических лиц;
     * рассмотреть особенности исчисления налоговой базы и вычетов по  налогу на доходы физических лиц;
     * проанализировать зарубежный опыт распределения НДФЛ между бюджетами; 
     * исследовать порядок распределения НДФЛ между бюджетами различных уровней в Российской Федерации;
     * предложить направления совершенствования системы распределения НДФЛ между бюджетами.
     Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является налог на доходы физических лиц.
     Предметом исследования является налог на доходы физических лиц как статья доходов бюджетов различных уровней.
     Нормативную основу данного исследования составляет Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, а также принятые в соответствии с ними законодательные и нормативные документы.
     Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов как Е.М. Ашмарина, А.В. Аронов, Е.Ю. Грачева, Н.В. Еремина, Т.А .Кадыров, Н.Н. Косаренко, Д.Е. Лапов, М.Н. Лукьянова, Е.В. Петрова, Б.К. Рамазанова, Ю.Г. Тюрина и другие. В работе также использовались комментарии к налоговому законодательству, материалы периодической печати, тематические интернет-ресурсы, а также информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
     Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектический и формально-логический методы, а также методы исторического, сравнительного и системного анализа и обобщения.
     Структура работы. Выпускная квалификационная состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
     Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, рассмотрены цель и задачи, нормативная, теоретическая и методологическая основа исследования.
     В первой главе рассматриваются теоретические основы налогообложения доходов физических лиц, в частности – экономическая сущность налога на доходы физических лиц, особенности определения налоговой базы по НДФЛ, а также порядок применения вычетов по исследуемому налогу.
     Во второй главе производится анализ роли НДФЛ в формировании бюджетов, в частности анализируется зарубежный опыт распределения налога на доходы граждан между бюджетами, особенности распределения НДФЛ между бюджетами разных уровней в Российской Федерации, а также производится анализ поступления НДФЛ в бюджеты разных уровней
     В третьей главе разрабатываются мероприятия по совершенствованию НДФЛ и его распределения между бюджетами.
     В заключении приводятся общие выводы и предложения по вышеизложенной проблематике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
     В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации1, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налог – один из  основных понятий финансовой науки, является первым и основным видом обязательных платежей, взимаемых государством с  юридических и  физических лиц на  основе специального налогового законодательства.
     Определение налога приведено в п.1 ст.8 Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ)2, где под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в  форме отчуждения принадлежащих им на  праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».
     В зависимости от категории налогоплательщика все налоги подразделяются на налоги с физических и с юридических лиц. Под физическим лицом в данном случае понимается гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием.
     В соответствии с положениями ст.18 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)3, физические лица вправе иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Для целей налогообложения производится классификация физических лиц по статусу и участию в экономической деятельности (см. рис.1).

Рис.1. Классификация физических лиц для целей налогообложения
     
     В соответствии с п.2 ст.207 НК РФ налоговый резидент – это физическое лицо, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее 6 мес.) обучения или лечения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, на морских месторождениях углеводородного сырья.
     Налоговыми резидентами РФ также признаются сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющие работу за границей и все российские военнослужащие.
     Нерезидентами являются все лица, которые не являются резидентами данного государства. Нерезиденты действуют в одном государстве, но постоянно зарегистрированы и проживают в другом. В стране пребывания налогообложению обычно подлежат только имущество и доходы, полученные из источников, расположенных на территории данной страны.
     Дата прибытия и дата выезда с территории Российской Федерации устанавливаются по отметкам пограничного контроля. День отъезда – включается, а день приезда не включается в срок пребывания на территории Российской Федерации.4
     Под термином «индивидуальный предприниматель» понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или деятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2 ст.11 НК РФ).
     Правовой статус индивидуального предпринимателя имеет двойственную природу – на экономическом пространстве он выступает как хозяйствующий субъект и как физическое лицо. Таким образом, к нему одновременно применимы нормы законодательства о физических лицах (например, в части обязанности уплачивать налог на доходы физических лиц), а также нормы гражданского законодательства, касающиеся субъектов предпринимательской деятельности.
     Обычные физические лица не осуществляют предпринимательской деятельности и имеют иные источники дохода (доход от сдачи имущества в аренду, заработную плату и т.п.).
     Приведенная классификация физических лиц имеет огромное значение для целей текущего исследования, поскольку порядок взимания налогов в России и зарубежных странах непосредственно зависит от категории физического лица.
     Как указывает М.С. Власова, налоги с физических лиц представляют собой индивидуально-безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций5.
     Налоги с физических лиц как неотложные платежи, взимаемые государством на основе действующего налогового законодательства, выражают необходимость налогоплательщиков участвовать в  формировании финансовых ресурсов государства.
     Выполняя фискальную функцию, налоги с физических лиц одновременно позволяют реализовывать цели социально-экономической политики государства, в число которых входят:
     1) Обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего общее образование и медицинское обслуживание; 
     2) Предоставление максимально эффективной защиты социально уязвимым гражданам и домохозяйствам, не имеющим возможностей для самостоятельного разрешения социальных проблем и потому объективно нуждающимся во всесторонней государственной поддержке;
     3) Формирование для трудоспособного населения благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, комфортное жилье, достойный уровень жизни в приклонном возрасте;
     4) Формирование в социально-культурной сфере институтов, обеспечивающих возможность для максимальной мобилизации средств организаций и населения, эффективного применения указанных средств, и на данной основе – обеспечение более высокого качества и возможностей свободного выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
     Налогообложение физических лиц осуществляется в соответствии с определенными принципами (см.рис.2). 
     Принцип налогообложения – первоначальное, основополагающее положение, заложенное в базу налоговой системы любого государства. Часть данных принципов нормативно закреплена, часть других – выводится посредством толкования налогового законодательства научной доктриной или судом. Отдельные принципы имеют межотраслевой или общеотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

     Рис.2. Принципы налогообложения физических лиц
         
     Рассмотрим принципы налогообложения физических лиц подробнее. 
     Принцип справедливости налогообложения предполагает, что налогообложение должно удовлетворять понятию справедливости. Идея справедливости воплощается во всем комплексе принципов налогообложения, находя проявления во всеобщности, равенстве, и в определенности, соразмерности, а также иных правовых основах налогообложения. 
     По умолчанию налогообложение несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку подразумевает изъятие части законно принадлежащего ему имущества. Соответственно, справедливость в этом контексте  находит проявление в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.
     Принцип законности налогообложения подразумевает верховенство закона, обязательное выполнение каждым субъектом (как налогоплательщиками, так и налоговыми органами и другими субъектами) актов налогового законодательства.
     Принцип всеобщности и равенства налогообложения подразумевает, что действующие правовые нормы выступает всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Правовые требования должны быть всеобщими и равными для всех налогоплательщиков. Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает запрет устанавливать какие-либо налоговые льготы индивидуального характера.
     Принцип равного налогового бремени подразумевает экономическое равенство плательщиков. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равноправие должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
     Принцип соразмерности налогообложения подразумевает принятие во внимание фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
      Соразмерность налогообложения включает: 
* требование пропорциональности: при установлении налогов принимается во внимание фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
* требование обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
* требование допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав, в т.ч. права на свободное предпринимательство.
     Налоги с физических лиц являются прямыми налогами, т.е. они уплачиваются самим налогоплательщиком и не могут быть переложены на других лиц. Формирование эффективной системы налогообложения физических лиц является одной из важнейших задач финансовой политики любого государства.
     Важнейшим видом налогов с физических лиц является налог на их доходы. 
     Под доходами физических лиц понимаются денежные средства или материальные ценности, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. Налоги на доходы обычных физических лиц исчисляются в процентах от совокупного дохода физических лиц. Доходы индивидуальных предпринимателей облагаются налогами по различным системам налогообложения.
     Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) появился в общемировой практике давно, и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения – Великобритания, которая ввела этот налог как временную меру в период наполеоновских войн, хотя окончательно подоходный налог утвердился в английской налоговой практике только в 1842 г. В других странах он функционирует с конца XIX – начала XX века.
     Сегодня налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, уплачиваемым с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы и является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов бюджетной системы.
     Налог на доходы физических лиц эластичен, и поэтому отражает изменения в экономической среде. К тому же доход коррелирует, хотя и не абсолютно, с потреблением. Таким образом, подоходный налог дополняет НДС, предоставляя дополнительный инструмент для общего портфеля доходов государства.
     Налоги на доходы физических лиц исчисляются в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. При этом существует два основных вида налоговых ставок, используемых при налогообложении доходов физических лиц: пропорциональная и прогрессивная. 
     Суть пропорциональной ставки подоходного налога заключается в том, что налог взимается в одинаковой доле, независимо от размера дохода. Такой вид налога на доходы физических лиц применяется в Российской Федерации (ставка налога – 13%), Грузии (ставка налога – 20%), Чехии (ставка налога – 13%), Латвии (ставка налога – 24%) и других странах бывшего восточного блока.
     Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц характеризуется повышением эффективной налоговой ставки в зависимости от роста уровня облагаемого дохода. Прогрессивное налогообложение используется в большинстве развитых стран мира – Германии, Франции, Италии, Великобритании, США, Японии и т.д.
     В поддержку прогрессивного налогообложения можно привести и тот факт, что предельная полезность дохода снижается по мере увеличения его размеров, что делает менее болезненным изъятие большего налога у людей с высокими доходами по сравнению с теми, кто имеет низкие доходы6.
     Налоговая база по налогу на доходы физических лиц рассчитывается по шедулярной и глобальной системе. При шедулярном подходе налоговая база дифференцируется по источникам дохода (шедулам), а при глобальном подходе все виды доходов (от трудовой, предпринимательской деятельности, сдачи имущества в аренду, участия в уставном капитале организаций) суммируются, и налог на доходы рассчитывается как процент от совокупного дохода физического лица.
     Большое значение при формировании налога на доходы физических лиц имеют различного рода вычеты. В развитых странах вычеты предоставляются всем налогоплательщикам на равноправной основе, пропорционально предельной ставке подоходного налога. Наиболее типичными примерами вычетов из налогооблагаемой базы являются вычеты сумм процентов по кредитам, медицинских расходов, расходов на образование, расходов на благотворительность, деловых расходов, взносов и отчислений в пенсионные и фонды социального страхования, сумм потерь от краж и стихийных бедствий, сумм налогов, уплаченных в бюджеты других уровней власти.
     Основная проблема, с которой сталкивается государство при применении подоходного налогообложении, заключается в необходимости выбора между достижением максимальной экономической эффективности и достижением социальной справедливости. 
     Как было доказано более 50 лет назад известным американским экономистом Артуром Лаффером, при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот и преференций) эффективность налоговой системы вначале повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. Данная зависимость выражается в кривой Лаффера (см.рис.3).
     

Рис.3. Кривая Лаффера7
     
     На уровне m размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет. Политика максимальных налогов сталкивается с сопротивлением со стороны налогоплательщиков, которые скрывают налоговую базу, тем самым развивая «теневую экономику».
     Потери бюджетной системы вследствие нерационального установления налоговой нагрузки становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков ликвидируется, другая их часть находит различные пути минимизации подлежащих уплате налогов, как законные, так и незаконные. В дальнейшем для восстановления объема поступлений при снижении налогового бремени требуются годы, так как налогоплательщики, нашедшие реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия, уже не будут платить налоги в полном объеме.
     Определение оптимального уровня налогообложения, таким образом, включает в себя установление такой прогрессии НДФЛ, которая обеспечивает максимально возможное общественное благосостояние, то есть минимальные чистые потери общества от налогообложения.
     
     
1.2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ
     Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные физическим лицом как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды. При этом различного рода удержания доходов, в том числе и по решению суда, не уменьшают налоговую базу (п.1 ст.210 НК РФ).
     При получении доходов в денежной форме налоговая база определяется как сумма полученных доходов за налоговый период. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст.217 НК РФ ряд доходов (государственные пособия, пенсии, компенсационные выплаты, алименты, стипендии и др.) не подлежит налогообложению. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки.
     В некоторых случаях налогоплательщик получает доходы в натуральной форме. Как правило, к данной категории доходов относятся:
     * оплата за него организациями или ИП товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     * полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
     Порядок определения налоговой базы с доходов в натуральной форме регламентируется положениями ст.211 НК РФ. Согласно п.1 ст.211 НК РФ, при получении налогоплательщиком дохода от организаций и ИП натуральной форме в виде товаров, работ, услуг, иного имущества, налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из их рыночных цен.
     При этом, цены определяются в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ. На основании п.1 ст.105.3 НК РФ, рыночными ценами считаются те цены на товары (работы, услуги), которые применяются в сделках между сторонами, не являющимися взаимозависимыми.
     Наряду с доходом в денежной и натуральной форме налогообложению НДФЛ также подлежит также доход в форме материальной выгоды. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды устанавливаются статьей 212 НК РФ. В соответствии с положениями НК РФ, налоговая выгода возникает у физического лица в следующих трех случаях:
     1) При возникновении экономии на процентах за пользование заемными или кредитными средствами, полученными от юридических лиц или ИП за исключением материальной выгоды, полученной:
     * от банков, расположенных на территории РФ, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода;
     * от экономии на процентах за пользование заемными средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение жилья и земельных участков под строительство на территории РФ;
     * от экономии на процентах за пользование заемными средствами, предоставленными банками, в целях рефинансирования займов и кредитов, полученных на новое строительство либо приобретение жилья и земельных участков под строительство на территории РФ.
     2) При приобретении товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
     3) При приобретении ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.
     Налоговая база при возникновении экономии на процентах за пользование заемными или кредитными средствами рассчитывается как:
     * превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования8, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
     * превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. 
     Дата фактического получения дохода определяется при получении дохода: 
     * в денежной форме – день выплаты дохода (перечисления дохода на счет третьих лиц по поручению налогоплательщика); 
     * в натуральной форме – день передачи; 
     * в виде материальной выгоды – день уплаты процентов по заемным кредитным средствам, день приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг; 
     * в виде оплаты труда – последний день месяца, за который начислен доход за выполненные трудовые обязанности. 9
     Налоговая база по НДФЛ уменьшается на сумму налоговых вычетов.
     Налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения10.
     Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить на сумму налогового вычета. Вычеты нельзя применить к доходам, которые облагаются НДФЛ по другим ставкам.
     На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (см.рис.4).

     Рис.4. Виды налоговых вычетов по НДФЛ
     
     Рассмотрим каждый из перечисленных вычетов подробнее.
     Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц и имеют фиксированный размер для каждой категории льготников: 3000, 1400, 500 руб. (п. п. 1 – 4 ст. 218 НК РФ).
     Вычет в размере 3000 руб. предоставляется лицам, пострадавшим или принимавшим участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, участвовавших в других работах, связанных с радиацией, а также инвалидам ВОВ и пострадавшим при исполнении обязанностей военной службы.
     Право на ежемесячный вычет в размере 500 руб. имеют участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда, бывшие узники концлагерей и гетто, инвалиды I и II групп, родители и супруги погибших военнослужащих и т.д.
     Наиболее распространенным стандартным вычетом является вычет на детей, который распространяется за каждый месяц налогового периода  на родителя, супруга родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
     * 1 400 рублей – на первого ребенка; 
     * 1 400 рублей – на второго ребенка; 
     * 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 
     * 3 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. 
     Налоговый вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. 
     Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
     Вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280000 рублей. Стандартные налоговые вычеты предоставляют налоговые агенты, выплачивающие доходы физическим лицам (п. 1 ст. 226 НК РФ).
     Проанализируем порядок расчета стандартного налогового вычета на детей на конкретном примере (см.табл.1).
     Таблица 1
Пример расчета стандартного налогового вычета на детей
Показа-тель
Месяц
Итого

янв
фев
март
апр
май
июнь
июль
авг
сен
окт
ноя
дек

Заработ-ная плата, тыс.руб.
42
42
42
42
42
42
42
42
42
42
42
42
504
Доход нараст-
ающим итогом, тыс.руб.
42
84
126
168
210
252
294
336
378
420
462
504
Х
Коли-чество детей
2 несовершеннолетних ребенка
Вычеты, тыс.руб.
2,8
2,8
2,8
2,8
2,8
2,8
0
0
0
0
0
0
16,8
НДФЛ, руб.
5096
5096
5096
5096
5096
5096
5460
5460
5460
5460
5460
5460
63336
     
     Социальные налоговые вычеты предоставляются в соответствии с пунктом 1 статьи 219 Налогового кодекса по следующим основаниям:
     * по расходам на благотворительность (не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде);
     * по расходам на свое обучение (не более 120 000 руб.) и на обучение детей (не более 50 000 руб.);
     * по расходам на лечение и приобретение медикаментов (не более 120 000 руб., кроме дорогостоящего лечения, для которого это ограничение не действует);
     * по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование (не более 120 000 руб.);
     * по расходам на накопительную часть трудовой пенсии (не более 120 000 руб.).
     Социальные налоговые вычеты (кроме вычета на благотворительность) предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
     Процедуру расчета социального вычета рассмотрим на конкретном примере. Гражданин Иванов А.А. зарабатывал в 2012 году 50 тыс. рублей в месяц и за год заплатил НДФЛ в сумме 78 тыс. руб. В 2012 году Иванов А.А. оплатил свое заочное обучение в ВУЗе в размере 80 тыс. руб. 
     В данном случае, сумма вычета за обучение составляет 80 тыс. руб., т.е. вернуть можно 80 тыс. руб. ? 13% = 10 400 рублей. Так как Иванов заплатил НДФЛ на сумму более 10 400 рублей и сумма налогового вычета меньше максимальной (120 тыс. руб.), то он сможет получить вычет в полном объеме, т.е. 10 400 рублей.
     Таким набором оснований социальные налоговые вычеты существенно отличаются от стандартных, которые предоставляются с целью достижения определенной социальной справедливости в отношении малоимущих слоев населения и имеют фиксированные ставки.
     Еще одной отличительной особенностью социальных налоговых вычетов является то, что их может получить только сам налогоплательщик – физическое лицо, обратившись в налоговую инспекцию по месту жительства. Работодатель не может предоставить социальные налоговые вычеты на основании заявления работника, имеющего на это право. 
     Встречаются ситуации, когда социальные налоговые вычеты работнику предоставляет работодатель на основании заявления. Мотивируется это тем, что работник имеет право на получение такого вычета и в бухгалтерию юридического лица – работодателя им представлены документы, подтверждающие факт понесенных расходов и их соответствие требованиям статьи 219 Налогового кодекса.
     Однако наличие оснований для получения социального налогового вычета не означает нарушение процедуры его получения. В данном случае у организации возникают риски предъявления претензий со стороны налоговых органов в незаконном уменьшении суммы уплачиваемого НДФЛ и, как следствие, наложение штрафных санкций.
     Характерной особенностью социальных налоговых вычетов является то, что вычеты предоставляются в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, то есть тех доходов, которые работодатель выплачивает работнику. На иные доходы, полученные налогоплательщиками, социальные налоговые вычеты не распространяются. Кроме того, воспользоваться правом на получение социальных налоговых вычетов могут только те налогоплательщики, которые признаются налоговыми резидентами РФ.
     Важной особенностью социального налогового вычета за обучение является то, что не полностью использованный за текущий год вычет нельзя переносить на последующие налоговые периоды. Данное правило устанавливается письмом ФНС РФ от 01.12.2005 г. № 04-2-03/186@11. Это является характерной особенностью социального налогового вычета и отличает его от других категорий налоговых вычетов, неиспользованные суммы которых можно переносить на другие периоды.
     Как уже отмечалось выше, социальные налоговые вычеты предоставляются физическим лицам – налогоплательщикам только налоговыми инспекциями по месту жительства (месту регистрации) на основании их личного заявления. Указанные заявления подаются вместе с налоговыми декларациями по форме № 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671)12, с приложением обосновывающих документов, подтверждающих факт и законность понесенных расходов.
     Обосновывающие документы на получение социального налогового вычета должны быть выписаны на того налогоплательщика, который произвел оплату. Это является позицией Федеральной налоговой службы, изложенной в письме от 31.08.2006 г. № САЭ-6-04/876@, в котором указано, что социальный налоговый вычет предоставляется только тому из родителей, который и произвел расходы. Налоговые инспекции при этом исходят из факта заполнения платежных документов на определенное физическое лицо.
     После подачи заявления с приложением налоговой декларации по форме 2-НДФЛ и подтверждающих документов налоговым органом проводится камеральная проверка оснований для получения налогового вычета в течение трех месяцев (ст. 88 НК РФ). 
     Если налоговый орган не нашел оснований для отказа или повторного рассмотрения оснований для предоставления социального налогового вычета, то в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса в течение месяца с момента завершения камеральной проверки налогоплательщику предоставляется социальный налоговый вычет.
     Имущественные налоговые вычеты подразделяются на два вида:
* имущественный налоговый вычет при приобретении имущества;
* имущественный налоговый вычет при продаже имущества.
     Имущественный налоговый вычет при приобретении имущества включает в себя три составляющие и предоставляется: 
      1) по расходам на новое строительство или приобретение на территории РФ жилья, а также земельных участков под жилье;
      2) по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам). При этом займы (кредиты) должны быть получены от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованы на новое строительство или приобретение жилья или земельных участков;
      3) по расходам на погашение процентов по кредитам, полученным для рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов) на строительство или приобретение жилья, а также земельных участков. Такие кредиты должны быть предоставлены банками, находящимися на территории РФ.
     Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, однако его размер не может превышать 2 000 000 руб. 
     Рассматриваемый налоговый вычет может быть использован на.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.