- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы изучения проблемы развития наблюдательности учащихся среднего школьного возраста при организации и рисовании натурных постановок
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012265 |
Тема: | Теоретические основы изучения проблемы развития наблюдательности учащихся среднего школьного возраста при организации и рисовании натурных постановок |
Содержание
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития наблюдательности учащихся среднего школьного возраста при организации и рисовании натурных постановок 1.1 Процесс развития наблюдательности школьников среднего возраста в процессе рисования натурных постановок как психолого-педагогическая проблема. Проблема развития наблюдательности учащихся среднего школьного возраста является одной из самых актуальных и многоплановых проблем в теории обучения рисованию натюрморта. В существующей методической литературе по изобразительному искусству достаточно основательно исследуются различные стороны проблемы развития творческих способностей учащихся, обстоятельно разрабатываются многочисленные методические рекомендации по развитию у школьников умений и навыков рисования, вместе с тем проблема формирования целенаправленного восприятия натуры у учащихся до сих пор остается достаточно актуальной. Наблюдательность является необходимой составляющей для занятий изобразительным искусством и обязательным условием эффективной работы во всех сферах творчества. Психолого-педагогическая наука рассматривает наблюдательность как необходимое качество личности в процессе обучения. Важнейшие психологические аспекты этой проблемы отражены в трудах известных ученых Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А.В. Запорожца, В.Я. Зинченко, C.JL Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др.[3,28,29,58]. Б.Г. Ананьев исследовал наблюдательность как психическое свойство личности, закладывающее основы для практической работы по ее развитию. Художественное творчество, с его точки зрения, является великолепным доказательством того, что «наблюдение есть известная целенаправленная деятельность, организующая чувственные восприятия в соответствии с известными интеллектуальными задачами» [2,64]. Любой вид изобразительного искусства основывается на деятельности наблюдателя. Сама специфика изобразительного творчества требует от художника накопления богатства впечатлений, разнообразных наблюдений. Именно эта ее сторона и определяет педагогическую значимость уроков изобразительного искусства в формировании такого важного для человеческой деятельности психического свойства, как наблюдательность. Проблемами взаимосвязи восприятия и творчества занимались видные отечественные ученые В.П. Зинченко, Б.С. Мейлах, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон [29,64,71]. В частности Б.М. Теплов утверждал, что художественная деятельность в любых ее формах требует развития наблюдательности. «В этом одна из сторон его (художественного воспитания) общевоспитательного и общеобразовательного значения: воспитывая умение «видеть» и «слышать» искусство создает предпосылки для расширения и углубления познания мира» [64,97]. Наблюдение и наблюдательность считаются важнейшими элементами научной деятельности. Наблюдение - это и способ познания мира, и, метод научного исследования. Изучением этого процесса вплотную занимались ученые еще в XIX веке. Наблюдательность как способность представляет собой продукт целенаправленного наблюдения и формируется лишь при условии активного восприятия действительности, проявляясь, по определению психологов, в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. В работах П.Я. Гальперина, JI.B. Занкова, Н.А. Менчинской, Н.Д. Богоявленского, Е.Н. Кабановой-Меллер на основе обширного экспериментального материала было доказано, что важнейшим условием сознательного усвоения знаний в учебном процессе является формирование наглядного образа, что между чувственным образом и понятийными знаниями существуют сложные отношения [45,27]. Так, Н.А. Менчинская, занимаясь изучением психологии процессов счета и вычислительных операций, пришла к выводу, что первой ступенью в овладении этими процессами является организация восприятия конкретных вещей и предметов, что, «прежде чем ребенок научится мыслить отношения между числами, нужно, чтобы он их наблюдал» [45,219]. Все это представляет ценный теоретический материал для методики обучения рисованию натюрморта. Еще в 1950-е годы известный ученый и практик Н.Н. Волков рассматривает восприятие как центральную проблему психологии изобразительной деятельности. Главную проблему методики обучения автор видит в сложности формирования у ребенка способности «видения» натуры: «Достаточно только начать преподавать рисунок, чтобы главная проблема методики преподавания рисунка стала очевидной — научить видеть. Как держать кисть, как расположить краски на палитре — это не проблема для педагога. Большая часть таких технических указаний дается попутно, но как научить видеть - это не просто и главное» [18,163]. В педагогической науке наблюдательность рассматривается в качестве важнейшего свойства личности во всех видах человеческой деятельности. Большое теоретическое и практическое значение имеют работы отечественных педагогов, которые изучали роль наблюдательности в изобразительном творчестве детей (Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, B.C. Мухина, Г.Т. Овсепян, А.С. Щербаков) [30,35,37,69]. Так, Е.И. Игнатьев довольно подробно проанализировал возрастные особенности наблюдения у школьников, а также роль наблюдений в развитии детского рисунка. B.C. Кузин провел исследование «быстрого» восприятия у школьников в процессе рисования с натуры и выявил его значение в быстром и качественном схватывании сущности предметов. По мнению Б.В. Иогансона, «большинство людей видят вещи крайне неточно, они совсем не замечают в вещах многих подробностей, даже таких, которые бросаются в глаза. Цель обычного видения состоит большей частью в том, чтобы узнать вещи, которые находятся перед глазами, или ознакомиться с некоторыми их свойствами, необходимыми для деятельности человека. При этом, большинство людей даже и не подозревает, насколько неточно они знают формы и цвета вещей» [32,22]. В методической литературе по изобразительному искусству (Е.Е. Рожкова, B.C.Кузин, Е.В. Шорохов, Н.Н. Ростовцев и др.) большое внимание уделяется вопросам развития визуального восприятия, которое не может быть эффективным без развитой наблюдательности. Например, В.Г. Волков в своем диссертационном исследовании обстоятельно анализирует вопросы организации наблюдений школьников на уроках рисования, что позволяет достаточно обосновано нарабатывать учебные задания на занятиях живописи [19,263]. Данные в области возрастной психологии доказывают, что подростковый возраст особо благоприятен для развития наблюдательности средствами изобразительной деятельности. Ребенок в этом возрасте готов целенаправленно, систематически наблюдать, может управлять своим произвольным восприятием и вниманием. Исследования психологов А.К. Марковой, B.C. Мухиной, С.В. Филиной подтверждают тот факт, что средний подростковый возраст является сензитивным для развития и совершенствования наблюдательности, а также для формирования умений и навыков изображения. Перед подростками (6-й - 8-й класс) стоит довольно сложная задача творческого осмысления действительности, решить которую невозможно, не владея определенными изобразительными умениями и не обладая развитой наблюдательностью. Следовательно, максимальное использование сензитив-ности учащихся 6-х — 8-х классов к развитию зрительной системы посредством наблюдения позволит затем достаточно эффективно осваивать закономерности изображения натюрморта. Важность наблюдения в процессе обучения изобразительному искусству, как целенаправленного восприятия и формирования на его основе наблюдательности, достаточно убедительно обоснована в методической литературе, но вместе с тем методика формирования и развития этой способности для учащихся 6-х — 8-х классов требует дополнительных исследований. Наблюдательность - важнейшее психическое свойство человека, имеющее разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психических явлений. Наблюдательность не является врожденной способностью и формируется в процессе многократных целенаправленных наблюдений [30,12]. Наблюдательность представляет собою способность «присматривать-ся» к явлениям жизни, «подмечать» в них типичные для целого ряда явлений черты, видеть внутренние стороны явлений, что совершенно необходимо в любой познавательной деятельности [52,176]. Развитая наблюдательность является важнейшим условием достижения успехов в учебной деятельности. Именно поэтому, проблема развития наблюдательности школьников - одна из основных в ряду проблем образования и воспитания личности. Наблюдение в педагогике рассматривается в качестве важнейшего средства учения. Наблюдательность, формируемая в процессе изобразительной деятельности, отличается от обыденной, житейской, поскольку всегда направлена на решение конкретных задач изображения, образно организована, эмоциональна. С ее помощью успешно осуществляется взаимосвязь восприятия натуры с процессом ее изображения [18,163]. Но, несмотря на специфические особенности наблюдательности, формируемые на уроках рисования, вместе с тем развиваются и другие ее стороны, что позволяет говорить о том, что обыденная наблюдательность в процессе создания натюрморта перестраивается, переходит на качественно иной уровень и из узко специальной вырастает до способности, необходимой каждому человеку . Подростковый возраст, в отличие от младшего школьного, является наиболее благоприятным для развития наблюдательности посредством целенаправленного обучения изобразительному искусству. Изобразительная деятельность в среднем подростковом возрасте все еще является одним из важных видов детской деятельности и выражает определенные уровни психического развития ребенка. Исследования в области возрастной психологии доказывают, что средний подростковый возраст (6-й - 8-й классы) является сензитивным для развития наблюдательности с использованием «взрослых» методов в учебной работе [15,136]. В качестве основных принципов развития наблюдательности школьников на уроках изобразительного искусства можно считать: формирование замысла изображения; взаимодействие задач длительного и краткосрочного рисования натюрморта, основанного на целенаправленном наблюдении действительности; посильное решение композиционных задач. Поскольку наблюдательность - многогранная способность, базирующаяся на ощущении и восприятии, связанная с различными психическими процессами, такими как мышление, память, воображение, то и развитие этой способности должно основываться на активизации всех этих процессов[17,54]. В качестве основных критериев исследуемой способности следует выделить: - композиционность изображения (выбор формата, выбор точки и уровня зрения, наличие смыслового центра, применение основных композиционных закономерностей, наличие образов представления и воображения, новизна композиционного решения); - передача особенностей формы предмета (решение пропорциональных, тоновых отношений, светотеневых градаций объемной формы); - передача пространственных отношений (умение передавать изменения видимой формы предметов и цвето-тоновых отношений в пространстве); - колористическое решение (гармоничность цветовых отношений, использование ритма цвета для передачи образа, цветовой акцент). Эффективность развития наблюдательности подростков обеспечивается в учебном процессе, основанном на планомерном, последовательном и целенаправленном наблюдении натуры [59,100]. Развитие наблюдательности подростков предполагает особую организацию учебного процесса, в которую входит создание соответствующей мотивации, формирование эмоционального отношения к наблюдаемому, обучение школьников способам наблюдения, основанным на творческом поиске, а также организация самоконтроля учащихся за ходом усвоения новых знаний, умений, навыков через обучение приемам саморегуляции учебной деятельности. Таким образом, развитию наблюдательности в процессе создания натюрморта необходимо уделять первостепенное внимание, поскольку наблюдательность является важнейшим условием всякого обучения и творческого развития. 1.2 Творческие подходы мастеров в процессе работы над натурными постановками живописными материалами Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, – передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Существуют различные типы натюрмортов: натюрморт из гипсовых геометрических тел; натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете; натюрморт из предметов, близких по цвету; натюрморт из предметов контрастных по цвету; натюрморт из темных предметов; натюрморт из белых предметов; натюрморт в интерьере; натюрморт на пленэре [8,29]. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии. Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко. Существует несколько видов натюрмортов: сюжетно-тематический; учебный; учебно-творческий; творческий. Натюрморты различают: по колориту, теплый или холодный; по цвету, сближенные или контрастные; по освещенности, прямое освещение, боковое, против света; по месту расположения, натюрморт в интерьере, в пейзаже; по времени исполнения, краткосрочный или длительный [12,92]. Сюжетно – тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Учебный натюрморт носит также название академический. Он отличается строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе. Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств - основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре. Искусство натюрморта имеет свою историю свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада. Его развитие тесно связано с общим поступательным движением изобразительного искусства. Большое влияние на него оказывали крупнейшие мастера живописи. Это влияние шло по линии общего воздействия на характер и стилевые особенности натюрморта [1,13]. Так, близкие творческие контакты с П.Рубенсом наложили яркую печать на все творчество Снейдерса Ф., определив, вместе с тем, и его стилевые особенности - сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Ф. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте». Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII в.. Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах. Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в., где он достиг своего наивысшего расцвета в творчестве таких художников, как П.Клас, Г.Виллем, А.Бейерен, И.Фейт, произведения которых украшают многие крупнейшие музеи мира. Творчество этих мастеров развивалось под благотворительным влиянием искусства эпохи Возрождения [16,560]. Методы и приемы изображения, разрабатываемые в жанре сюжетно-тематической картины, портрета, переносились в область натюрморта. Именно здесь вырабатывается основной тип натюрморта с четким трехплановым членением пространства, с ясно выраженным композиционным центром. По классической схеме построения центр композиции картины помещается на среднем плане; передний план заполняется дополнительными мелкими предметами, служащими вводом в изображение. Роль третьего плана выполняет фон, который надлежало писать в виде нейтрального пространства. Разрабатываемые в голландском искусстве художественные принципы во многом предопредели дальнейшее развитие натюрморта. Его основными качествами были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность. Для создания своих произведений художники избирали предметы, используемые в повседневном быту, однако составляли их с большим вкусом, стремясь достичь гармонии и изящества всей группы. Излюбленными мотивами изображения у голландских мастеров были «завтраки» с небольшим набором предметов. С большим мастерством и изяществом передавался материал предметов - стекло, металл, керамика. В проработке формы использовались приемы многослойной живописи- прописи, лессировки, позволяющие добиваться предметной убедительности изображения [26,16]. Другой важной особенностью голландского натюрморта следует считать то, что художники сумели наполнить его смысловым содержанием. В любом натюрморте этих мастеров раскрывается неразрывная связь человека с окружающим миром. Во всем этом проявляется здоровое оптимистическое восприятие жизни, искреннее желание показать, как щедра природа, как трудолюбив и талантлив человек. Наиболее полно это радостное ощущение жизни проявилось в творчестве Ф. Снейдерса. Он пишет большие монументальные полотна, предназначенные для парадных дворцовых помещений. Широко известны его картины «Рыбная», «Фруктовая», «Овощная». Строгая продуманность композиции в работах художника сочетается с декоративностью живописи, насыщенностью колорита [12,192]. Это уже не скромные «завтраки», которые пишут А.Бейерен или П.Класс, а произведения, созданные воображением и фантазией художника. Так же, как и в других картинах голландских художников, в натюрмортах Ф. Снейдера большое внимание уделено проработке рисунка и передаче материальности предмета. Однако при тщательности проработки формы он не утрачивает цельность художественного образа. До сих пор натюрморты Ф. Снейдерса радуют нас реалистичным изображением. В XVII в. складываются главные черты натюрмортного жанра. В нем работают такие видные мастера живописи, как Х. Рембрант, Ф. Сурбаран, А. Переда.Всех их объединяет общее стремление - показать гармонию мира вещей, окружающих человека, красоту их форм и материала. Сформулированные в практической деятельности художников задачи искусства натюрморта существовали и в дальнейшем, но решение их не повторяло прошлого опыта, а осуществлялось новыми средствами в соответствии с новыми требованиями времени [48,154]. Значительный вклад в развитие натюрморта внес французский художник XVII в Ж.-Б. Шарден, вошедший в историю мировой живописи как мастер бытовой жанровой картины. Свои натюрморты он пишет с предметов скромного домашнего обихода, привнося в них большую одухотворенность и простоту композиции. Замечательными образцами этого типа натюрморта являются «Медный бак», « Натюрморт с коробкой, трубкой и кувшином». Простота и классическая ясность композиции отличает и натюрморты, объединенные под общим названием «Атрибуты искусства». Характерным для живописи Ж.-Б. Шардена является совершенство и разнообразие приемов, используемых для передачи материала предметов в их неразрывной связи со световоздушной средой. Развивая принципы реалистического искусства, Ж.-Б. Шарден вместе с тонким колористическим видением натуры внес в натюрморт и ту особую одухотворенность, которая составляет отличительную особенность искусства этого мастера. Но не всегда и не у всех художников задача раскрытия социального содержания жизни посредством «говорящих вещей» была главной в создании произведения. Менялись вкусы, эстетические представления, менялось и отношение к окружающей действительности [23,53].Художники стали подмечать в окружающей жизни иные качества материального мира. Важной проблемой становится среда, в которой находится предмет, передача света, воздуха, образа природы. Начиная с середины XIX в. сильное влияние на судьбы искусства стал оказывать импрессионизм. Старым академическим традициям, которые к этому времени выродились в крайне условные формы салонного искусства, импрессионисты противопоставили свое понимание живописи. К. Моне, А.Сислей и другие художники обратились в своем творчестве непосредственно к работе над природными мотивами, ставили и решали проблему создания живописного изображения спектрально чистыми красками [18,192]. Их главной заботой было воспроизведение на картине быстро меняющегося состояния природы; сам же предмет изображения с его объективными свойствами утратил былое значение, как бы растворился в световоздушной среде. Живописная система импрессионизма, получившая наиболее полное развитие в пейзаже, неизбежно затрагивала и область натюрморта. И здесь художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передать не сами свойства предмета, а мимолетную игру световых и цветовых пятен на его поверхности. Этим объясняется резкое снижение интереса к содержательной стороне искусства, к объективной оценке действительности [4,26]. Следует отметить, безусловно положительную роль, которую сыграл импрессионизм в искусстве. За счет обогащения цветовой палитры художники значительно расширили свои живописные возможности, активно используя в создании художественного произведения цвет, его изобразительные и психологические свойства [24,224]. Однако развитие жанра натюрморта следует видеть не в русле общего движения импрессионизма, а скорее на пути преодоления его узких мест, связанных, в частности, с разрушением объемной формы. Известной реакцией на разрушение формы импрессионистами явилось искусство П.Сезанна, много работавшего как в области пейзажа, так и в области натюрморта. Испытав в начале пути сильное влияние импрессионистов, П.Сезанн пришел к логическому отрицанию их метода. В создаваемых им многочисленных натюрмортах зрелого периода, он стремился найти пути и средства передачи объективных свойств предмета – объема, материала, цветовой устойчивости в его характеристике [70,79]. Для решения поставленных задач художник использует в основном выразительные возможности цвета, главным образом закон цветовых контрастов. Метод П.Сезанна основан на точном определении планов, составляющих конструкцию объема, где каждый цвет-мазок должен выражать изгиб, поворот формы в соответствии с количеством полученных световых лучей. В таком аналитическом подходе к изображению натуры состоит главная положительная особенность живописи художника. Несмотря на его рационализм в создании живописной формы, стремление к передаче пластики объема предмета, его материальной сущности остается главным мотивом в работе над натюрмортом. В лучших своих произведениях мастер обнаруживает глубокое понимание задач реалистического искусства, достигая вершин живописного мастерства [66,116]. Другую ветвь французского натюрморта, резко расходившуюся как с методом импрессионистов, так и с творческими устремлениями П.Сезанна представляет искусство А.Матисса. Основу его составляет декоративно-плоскостное видение художника. Натюрморт воспринимается им как система плоских цветовых пятен, где предметы как бы проецируясь на плоскость, обозначаются четко очерченными силуэтами. Если П.Сезанн использует цвет в целях построения объема на плоскости, то А.Матисс, напротив, решительно отказывается от изображения объема. Разрушение объема сопровождается нарочитой деформацией рисунка. Живописные интересы А.Матисса не шли дальше нарядно оформленной композиции. В конце XIX вначале XX в. художественная культура Западной Европы, а вслед за ней и России сделала резкий крен в сторону субъективных поисков в области формальных средств живописи. Крайним выражением этих устремлений был такие направления как кубизм, фовизм, супрематизм. К жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с формой, цветом и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморт выполняется и в строгой реалистической манере, и в декоративной, и в манере кубизма [68,24]. Изображение прекрасного мира вещей увлекало многих художников. В русском искусстве П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, К.Петров – Водкин, Ю.Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и, кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, на картине Ю.Пименова «Ожидание» (1959г.) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле подчеркивают тоскливость ожидания. В ином типе натюрморта вещи говорят, прежде всего о себе, предлагают полюбоваться красотой их форм, цвета, фактуры. Например, полотно И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» словно передает аромат свежеиспеченного хлеба. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи [31,400]. В сложном процессе поисков «нового» плодотворным было то, что наряду с бесплодным экспериментаторством в сферу поисков новых средств живописи вовлекались здоровые творческие силы. Наиболее творческие, талантливые из них, отдав дань формальным экспериментам, становились на твердую почву реализма и создавали яркие по содержанию и форме художественные произведения. На этой почве выросло, развилось замечательное искусство натюрморта в России, лучшими представителями которого были К.Коровин, И.Грабарь, а также художники, упомянутые выше. Имена К.Коровина, И.Грабаря часто упоминаются, когда говорят о русской ветви французского импрессионизма. Живопись К. Коровина во всем ее объеме - пейзаж, портрет, натюрморт несет в себе живое, непосредственное чувство общения с натурой [50,148]. Цвет в его работах чрезвычайно подвижный, живо передает состояние натуры. Налицо все черты пленэрной живописи с ее изменчивым, сложным переливом тончайших полутонов. Однако в его искусстве есть нечто, что позволяет говорить об углублении реалистической линии в русской живописи. Об этом свидетельствуют его работы: «Розы и фиалки», «Гвоздики и фиалки в белой вазе». Вдохновляющим началом творчества К. Коровина всегда оставалась натура во всем богатстве ее проявлений. Темами его натюрмортов служат природные формы: цветы, фрукты, овощи, рыба, все, что несет в себе живое дыхание жизни. Он пишет их в различной обстановке и каждый раз обнаруживает удивительно цельное, оптимистическое восприятие мира. Ему свойствен редкий дар извлекать из палитры такие сочетания цветовых оттенков, которыми он мастерски передает красоту и нежность хрупких цветов, сложные состояния освещения. При этом показываемые им предметы не утрачивают своей материальной конкретности: рисунка, контура, объема [51,120]. Развивая по существу принципы пленэрной живописи, предложенные импрессионистами, К. Коровин оставался вполне самостоятельным в оценке природной формы: движение цвета в среде строило изображение предмета. Следует отметить и другую важную черту искусства К. Коровина – его стремление к картинному видению. Натюрмортам этого мастера присуща строгость, продуманность композиции. Всегда в натюрморте имеется центр композиции, через который мы воспринимаем все богатство живописной среды. Такое же стремление преодолеть ограниченность метода импрессионистов характерно для работ И.Грабаря. В своих лучших работах, созданных в 1905 – 1907г., он развивает идею материальности предметного мира. К числу этих работ принадлежат «Хризантемы», «Неприбранный стол». Значительная роль в расширении возможностей натюрморта принадлежит художникам, входившим в объединение «Бубновый валет»- И.Машкову, П.Кончаловскому, А.Лентулову, А.Куприну. Пройдя сложный путь поисков в области живописной формы, они пришли в советское искусство сложившимися мастерами. Их творческие устремления были направлены на то, чтобы активно участвовать в строительстве новой жизни. Революция открыла перед ними широкие возможности, дала живой, идейный материал для воплощения в искусстве. Ряд натюрмортов, написанных в этот период, свидетельствуют о формировании нового содержания в натюрмортах [32,504]. Тема строительства социализма прочно входит в искусство. Так, в натюрморте «Селедка», написанного К. Петровым – Водкиным в 1919г., наметилась главная линия творчества художника: правдиво, без прикрас, рассказать о событиях современной жизни суровым языком правды. В том же 1919г. И.Машков пишет «Натюрморт с самоваром»- своеобразный образ-представление, навеянный революционными преобразованиями в стране. Художник стремится найти эстетическую ценность в предметах индустриального общества. Проходит время, положение в стране стабилизируется. Люди охвачены трудовым порывом, оптимизмом. Переживают подъем и художники. И.Машков пишет в это время свои лучшие натюрморты: «Снедь московская. Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь» и другие, в которых стремится выразить все привлекательные стороны продуктов, по которым истосковались люди. В натюрмортах 20-30г. Проявились лучшие черты таланта И. Машкова: реализм изобразительного языка, полнота выражения темы, чуткость наблюдения современной жизни [46,61]. Таким же цельным, заинтересованным отношением к миру окружающей действительности отмечено творчество П.Кончаловского. В довольно большом наследии встречаются натюрморты небольших размеров, «Зеленая рюмка», и большие монументальные полотна, «Натюрморт с окном». В творчестве советских художников старшего поколения натюрморт обрел черты самостоятельного жанра, который и по содержанию, и по художественной форме занял равноправное со всеми другими жанрами положение в искусстве. Натюрморт встал вровень с сюжетной картиной, где поднимались темы большого идейного содержания [21,68]. В последующем развитии натюрморт значительно пополнился новыми темами, интересными стилевыми особенностями. В нем находят отражение характерные черты современной жизни, достижения науки и техники. Стремление полнее выразить тему заставляет художников создавать циклы живописных работ, например, Ю.Пименов- серии полотен «Вещи каждого дня», «Вещи людей», «Старые и новые вещи». В последние десятилетия в жанре натюрморта начинают работать многие молодые художники. Современные выставки показывают не только массовость жанра, но и широкий охват тем. Не порывая связи с современной действительностью, художники обращаются к опыту истории искусства, внимательно изучают смежные жанры. Другим источником является изучение произведений народного творчества, изучение опыта предшествующих поколений. В течение долгого времени развивался натюрморт как жанр изобразительного искусства. Не всегда он сопутствовал общему ходу развития изоискусства. Натюрморт переживал подъемы, а иногда совсем сходил со сцены. К настоящему времени у натюрморта как вида изоискусства сформировались свои характерные черты и особенности. В разное время художники делали акцент на разные темы натюрморта, применяли различные технические приемы. Анализ этих произведений на уроках изобразительного искусства способствует развитию наблюдательности у учащихся. 1.3 Методика организации натурных постановок натюрморта как средство развития наблюдательности школьников среднего возраста. При развитии наблюдательности в процессе организации натурных постановок и работы с натуры мы предлагаем опираться на ведущие педагогически методы и приемы. Так, например, известный советский педагог Ю.К Бабанский предложил классификацию методов обучения: 1.Методы организации учебно-познавательной деятельности. 2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. 3.Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения [7,58]. Этот подход позволяет раскрыть роль методов обучения в завершенном цикле процесса обучения: планировании деятельности, ее организации, стимулировании и контроле результатов. В первой группе методов в зависимости от доминирующего вида передачи и восприятия учебной информации можно выделить: - методы словесной передачи и слухового восприятия (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой); - методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация, наблюдения явлений в действительности или их изображение); - методы практической передачи и тактильного, кинестезического восприятия (репродуктивные упражнения, лабораторно-опытная и творческая работа); - методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания – индуктивный и дедуктивный методы; - методы управления непосредственного или опосредованного (самостоятельная работа); - степени творческой самостоятельности - методы организации репродуктивной и методы организации поисковой деятельности. Методы стимулирования и мотивации также делятся на подгруппы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности в учении: создание ситуаций занимательности, познавательные игры, дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха у отстающих школьников, предъявление требований, поощрение. Группа методов контроля и самоконтроля в процессе обучения охватывает теоретическую и учебно-практическую подготовку, художественно-творческую деятельность, эффективность репродуктивной или поисковой деятельности. К этой группе относятся: методы устного, письменного, лабораторного, программированного и непрограммированного контроля. Для передачи учебной информации при обучении изобразительному искусству применяются рассказ, объяснение, инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения. Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Наблюдение является целенаправленным восприятием реального мира, предмета или явления в естественном окружении [30,13]. Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире [59,100]. Благодаря этому методу формируется одно из важнейших качеств личности, характеризующих ее познавательную сферу, - наблюдательность. Развитие наблюдательности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений. В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в школьном возрасте является формирование представления об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приемов обучения [3,106]. Наглядно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические аспекты изучения особенностей развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
- Научно-теоретические основы проблемы формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
- Теоретические основы изучения лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку