- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы изучения лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015858 |
Тема: | Теоретические основы изучения лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку |
Содержание
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку 1.1. Становление и развитие краеведения Башкортостана Отчий край, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно и слово «Родина». Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают его с семьёй, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально значимой деятельности. Без знания своего собственного региона невозможны выбор и осуществление человеком культуросообразного образа жизни. Вот почему о необходимости изучать окружающую жизнь, родной язык, использовать местный материал в воспитании и обучении юных писали Ян Амос Коменский, А. Дистервег, М.В. Ломоносов, Д.Д. Семёнов, другие зарубежные и отечественные педагоги, писатели, общественные деятели. К.Д. Ушинский отмечал, что «поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». И как бы мы сегодня ни относились к значительной работе по осуществлению регионального подхода к школьному образованию, приходится признать: мы далеко не в полной мере осознаём значимость педагогического опыта отечественной школы ХIХ – начала ХХ веков в решении рассматриваемой проблемы. Совершим экскурс в прошлое. В ХIХ веке, когда развивающаяся буржуазная Россия искала новые внутренние объекты для приложения капитала, возник интерес к познанию своей страны (отечества). Конкретное выражение этого интереса вылилось в движение, названное «отечествоведение» (отечество – страна, в которой человек родился). Центром его стало создание в 1845 году Русского географического общества, которое добилось больших результатов в изучении России. На основе «отечествоведения» возникло «родиноведение», как движение, преследующее те же цели, но в расчёте на малую территорию. Д.Д. Семёнов написал первое краеведческое пособие для средних школ «Уроки географии» (1864), где дал обоснование необходимости активного познания местного края силами учителя и учащихся. Огромное влияние на развитие родиноведческого направления оказали труды К.Д. Ушинского. Учебный предмет «родиноведение» (дословно: знание места, где ты родился) преподавался в школах с 1872 года. С 1914 года в педагогическое обращение входит термин «краеведение» (буквально означающий – знание природы, истории и др. отдельных местностей страны, т.е. краёв). В советское время краеведение получило дальнейшее развитие. Так, в Постановлении ЦК ВКП(б) от 25.10.1935 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» указывалось на необходимость введения элементов краеведения в построении основных предметов школы. «Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальной культуры народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементов краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т.д.). Н.К. Крупская рассматривала краеведение как средство всестороннего развития ребёнка, она писала: «Наша школа должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книги жизни. Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности… Он должен быть в сущности краеведом». Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений в походах и экскурсиях под руководством учителя. В конце 90-х гг. ХХ века предпринимаются попытки введения специальных краеведческих предметов в системе общего образования. Так, в Москве с 1996 года введён спецкурс «Москвоведение» для учащихся школ столицы. Аналогичные курсы введены в Омске, Рязани, Санкт-Петербурге и других субъектах Российской Федерации. В Республике Башкортостан был также введён курс, который носит название «Уфаведение». Рассмотрим становление и развитие краеведения Башкортостана. Научное краеведение зародилось здесь, так же как и в России в целом, в 30-х годах XVIII в. Начало было положено благодаря деятельности Оренбургской экспедиции Академии наук: именно тогда появилась первая карта Южного Урала, были собраны и опубликованы историко-этнографические и иные материалы о Башкирии. Больше других в этом направлении сделал для изучения края выдающийся исследователь П.И. Рычков: наиболее известна его книга «Топография Оренбургской губернии», которая является едва ли не первым в России фундаментальным комплексным краеведческим сочинением. А сам автор был избран первым членом-корреспондентом РАН. Особый этап исследований на территории Башкирии связан с упоминавшейся Академической экспедицией, в результате которой впервые были обследованы и описаны многие реки и пещеры края, гора Янгантау, оставлены ценные сведения о городах Уфе, Табынске, Бирске и др. Экспедиционное изучение Южного Урала продолжалось, и в 1829 г., в частности, состоялась экспедиция известнейшего немецкого ученого-натуралиста А. Гумбольдта. В первой половине XIX в. проявили себя как разносторонние исследователи и местные краеведы – Я.В. Ханыков, Э.А. Эверсманн, В.М. Черемшанский и др. Их стараниями преобладавшее до сих пор естественно-научное изучение Башкирии дополнили работы по ее истории, экономике, культуре. Богатейший краеведческий материал публиковался в газете «Оренбургские губернские ведомости» (с 1838 г.). Существенно повысился уровень местного краеведения с созданием ряда организаций и обществ, регулярно занимавшихся краеведческими исследованиями: это, прежде всего, Статистический комитет губернского земства (1864 г.), Уфимский губернский краеведческий музей (1864 г.), Оренбургское отделение Русского географического общества (1867 г.), Оренбургская ученая архивная комиссия (1887 г.). Последняя, например, работая на добровольных началах, насчитывала до 140 членов, занималась археологией, историей, этнографией Башкирии, издала 35 выпусков своих трудов. Наибольший след в краеведении той поры оставили Р.Г. Игнатьев, начавший археологическое изучение Уфимской губернии, плодотворно занимавшийся историей Башкирии, башкирских восстаний, опубликовавший первую работу о Салавате Юлаеве; Н.А. Гурвич, один из инициаторов создания краеведческого музея, автор многих публикаций по экономической и демографической статистике, географии и этнографии края; М.И. Уметбаев, поэт-просветитель, первый исследователь-краевед из башкир, и др., а позже – С.И. Руденко и С.Г. Рыбаков. Быт, обычаи и традиции башкир отражены в произведениях С.Т. Аксакова, В.И. Даля, Ф.Д. Нефедова, Н.В. Ремезова, Н.А. Крашенинникова и других русских писателей. Итогом становления и определенной зрелости краеведения Башкирии явилось создание в Уфе в 1908 г. Общества по изучению местного края, которое возглавил педагог, ученый и общественный деятель В.И. Филоненко (подобные краеведческие общественные объединения возникали по всей России). В послереволюционный период местное краеведение переживало характерный для всей страны подъем. В 1922 г. при Академцентре Наркомпроса БАССР создается общество по изучению Башкирии, куда входили М. Гафури, Д. Юлтый, М. Бурангулов и др. Возглавил общество Ш.Х. Сюнчелей, известный своими трудами по этнографии башкир и школьному краеведению. Массовое краеведческое движение получило организационное оформление в 1927 г. на I Всебашкирской конференции краеведов, избравшей Башкирское областное бюро краеведения (местный орган ЦБК), которое координировало в масштабах республики работу краеведческих кружков, секций, обществ. Эти организации в 20-х годах издавали журналы, альманахи «Краеведческий сборник», «Знание», «Башкирский край». Значительное развитие получило краеведение в школе, направлявшееся школьными секциями областного бюро и Башкирского центрального музея. В 30-40-е годы краеведческие общества в их прежнем виде прекратили свою деятельность. В этот период краеведение сохранялось в основном благодаря усилиям отдельных энтузиастов. С середины ХХ в. получило развитие краеведение, связанное с задачами охраны природы и культурно-исторического наследия. Его научно-методическими центрами выступали Республиканский краеведческий музей (ныне – Национальный музей РБ), краеведческие отделы публичных библиотек. Возрождение краеведения в республике связано с именами и деятельностью Н.Н. Барсова, П.Ф. Ищерикова, Г.Ф. и З.И. Гудковых, М.Г. Рахимкулова, В.А. Скачилова, Ю.А. Узикова, Ф.Д. Ахмеровой и др. С 1989 г. действует Общество краеведов РБ, которое ежегодно организует научно-краеведческие конференции, семинары, издает по их материалам сборники научных работ и книги, проводит традиционные (с 1991 г.) авторитетные «Барсовские краеведческие чтения» (названные по имени известного краеведа). Плодотворные исследования ведет основанное в 1992 г. Уфимское городское общество краеведов им. Ф. Ахмеровой (инициатора его создания). Успешно реализуется программа «Возвращаем забытые имена». Итоги этих поисков отражены, в частности, в краеведческом альманахе «Судеб связующая нить». Яркий представитель этого общества Г.А. Бельская возглавила секцию «Ф.И. Шаляпин» при Комитете РБ по делам ЮНЕСКО, создала Уфимское отделение Межрегионального Шаляпинского центра. С конца ХХ в. окончательно сформировалась и убедительно заявила о себе такая самостоятельная отрасль краеведения, как уфаведение. Оно уже имеет солидную библиографию благодаря работам Р.Г. Ганеева, Г.Ф. и З.И. Гудковых, В.Н. Буравцова, Ю.А. Узикова, С.Г. Синенко, И.В. Нигматуллиной и др. На этой основе стало возможным в ряде учебных заведений города ввести новый предмет «Уфаведение» в рамках регионального образовательного компонента. Освоение специальной программы развивает у учащихся уважение к историко-культурному наследию Уфы, её истории и значению в жизни республики и страны, воспитывает любовь к родным местам. Это ещё одно свидетельство возрастающей роли краеведения в современном Башкортостане. Что касается природы края, то всесторонние, комплексные знания о нём могут быть получены только в результате изучения великого множества объектов краеведения. Их необходимо систематизировать, объединить в группы. Первой из них является природа местного края – объект природного краеведения. Оно включает ряд базовых характеристик. 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности. Геологическое строение края обусловлено его тектонической структурой. С последней тесно связаны формы рельефа – как крупные (горные системы, равнины), так и меньшие по размерам. Геологическая история региона объясняет наличие (или же отсутствие) полезных ископаемых. 2. Гидрологические условия. Краеведческое изучение охватывает все виды природных вод: реки, озера, водохранилища, источники (ключи) и др. Оно включает данные обо всей озерно-речной системе края, ее особенностях. 3. Климатические условия. Климат рассматривается как характерный для данной местности многолетний режим погоды. Он является результатом взаимодействия трех климатообразующих факторов: радиационного, циркуляционного, подстилающей поверхности. На основе их действия выясняется общий климатический характер местности – продолжительность времен года, весенние и осенние заморозки, самые жаркие и холодные дни; число ясных, пасмурных и дождливых дней; количество атмосферных осадков; господствующие ветры и др. 4. Почвенный покров как один из базовых элементов природного краеведения. От него зависит растительность края, с ней связан животный мир. Изучаются характеристика и структура почв, возможности их хозяйственного использования. 5. Растительность – одна из важнейших характеристик края. Здесь необходимо знание местной флоры. Отмечаются наиболее распространенные растения и особо – реликты, эндемики. Отдельными объектами изучения выступают леса, луга, степи, растительность водоемов. 6. Животный мир также требует пристального внимания краеведа. Он предстает как фауна края, в которой устанавливается, какие животные являются типичными для данных природных условий, а какие эндемичными или реликтовыми. Всё это даёт полное представление о живой природе края. Особо выделяется как объект краеведения населения края. Его полная характеристика включает численность жителей, динамику населения (темпы роста или убыли), его плотность и степень заселенности края, естественное движение населения (рождаемость, смертность) и миграцию, которая также изменяет население края (механический прирост или убыль). Чрезвычайно важна и социально-демографическая структура населения. Населенные пункты определяют формы расселения людей. Они делятся на поселения городского типа и сельского типа. Любое поселение отличается от других своей историей, географическим положением, экономикой, застройкой и т.д. Первейшей задачей краеведческого изучения поселения и является раскрытие его своеобразия, характерных особенностей. История и культура как объекты краеведческой деятельности – это один из самых объемных и значительных объектов краеведения, имеющих неоценимое познавательное и воспитательное значение. Краеведение вообще невозможно без исторического подхода. Историческое краеведение – область прикладной истории и характеризуется локальностью изучаемых процессов, событий. Однако этот материал по хронологическому размаху, как правило, столь же велик, сколько существует человеческое общество на данной территории. Конкретными объектами краеведения являются памятники истории и культуры, представляющие научную, художественную ценность. Виды памятников, находящихся под охраной государства: памятники истории (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся людей и др.); памятники археологии (городища, места захоронений и др.); этнографические памятники (все, что отражает этнические и культурно-бытовые процессы различных народов); памятники градостроительства и архитектуры; документальные памятники. Объектами краеведения служат и все виды искусства – литература, живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство. Художественную культуру края составляют: народное декоративно-прикладное искусство, профессиональное искусство, литературное творчество, произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика), архитектура. Сведения об объектах краеведения можно найти в самых различных источниках. Они и дают разнообразную информацию о крае. Источников (как и объектов) существует множество. Их объединяют в 3 группы: письменные, устные, вещественные. Письменные источники подразделяются на: Печатные как основной источник краеведческих сведений – различные книги, периодика, научная и художественная литература, мемуары, публицистика, справочные издания, в т.ч. многочисленные энциклопедии, словари, путеводители, адресные и памятные книги и т.д. Статистические с важнейшими данными о крае – материалы переписей населения, статистические ежегодники по народному хозяйству в целом и по отраслям, а также по территориям, дореволюционные издания земской статистики и др. Картографические, без которых невозможны исследования края – карты общегеографические и специализированные (физико-географические, включая рельеф, полезные ископаемые, почвы, климат, растительность и др.), социально-географические (население, промышленность, транспорт, с/х зоны, политико-административное деление и иные), исторические. Архивные источники – документальные материалы системы государственных архивов РФ с единым государственным архивным фондом в центральных и местных архивных учреждениях; особенно много дают краеведу местные архивы, к примеру, в Башкортостане – Центральный государственный исторический архив РБ, насчитывающий до 900 тыс. единиц хранения, начиная с последней четверти XVIII в., и Государственный архив общественных организаций РБ. Сведения об объектах краеведения можно найти в самых различных источниках. Они и дают разнообразную информацию о крае. Источников (как и объектов) существует множество. Их объединяют в 3 группы: письменные, устные, вещественные. Устные источники включают в себя: – фольклор, в основном предания, сказания, былины, эпосы с историческим содержанием, которые о многом могут рассказать краеведу; – воспоминания, рассказы ныне живущих местных жителей, среди которых много интересов, людей, сохранивших сведения о последних десятилетиях истории своего села, города, предприятия и т.д., о событиях с их личным участием; – географические названия, которые изучает топонимика, появляются в различные времена, живут веками и тысячелетиями и дают ценную информацию о развитии данной местности, ее природы, экономики, социальной жизни и т.д.; – собственные имена, фамилии, прозвища людей, которые изучает антропонимика, также содержат информацию о крае, поскольку в них отражается история страны и региона; антропонимика помогает выявить родословную человека, принадлежность к этнической и социальной группе, исторический период его жизни и т.п.; имена говорят о миграции населения, помогают датировать письменные памятники и др. Сведения об объектах краеведения можно найти в самых различных источниках. Они и дают разнообразную информацию о крае. Источников (как и объектов) существует множество. Их объединяют в 3 группы: письменные, устные, вещественные. Вещественные источники: – археологические памятники (являясь объектами исторического краеведения, они одновременно предстают и как источники уникальной информации об образе жизни далеких предков, их занятиях, орудиях труда, вооружении и т.д.); – этнографические материалы; – памятники природы: отдельные участки природы с их растительным и животным миром, объявленные заповедниками, заказниками, национальными парками; отдельные элементы природы, имеющие особое научное и культурное значение (пещеры, геологические обнажения, водопады, озера и др.); – памятники истории и культуры несут огромную информацию, совмещая в себе две функции: они являются объектами краеведческой деятельности и выступают как источники информации; сюда же относятся произведения искусства как художественная летопись своего времени, памятники архитектуры как каменная летопись истории и др. Всё это – овеществленная память народа, позволяющая знать минувшее. 1.2. Лингвокраеведческий подход в обучении русскому языку Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков. Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счёт коммуникативного и культурологического аспектов. В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта. До настоящего времени вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку. В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы. Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России. Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ. На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создаёт условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса. В настоящее время разработаны или разрабатываются региональные стандарты в разных областях и республиках нашей страны. Сложились даже определённые технологии разработки. Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о её истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18]. Было предложено следующее содержание регионального компонента курса русского языка. Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определённой местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, учёных и т.п. Определяя место регионального компонента в лингвистическом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики республики Башкортостан проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: «Говоры башкирского края», «Топонимы Уфы», «Топонимия Башкирии», «Языковые особенности фольклора республики Башкортостан». Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определённости. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным. 1.3. Лингвокраеведение как направление учебной деятельности в школе В целях оптимизации процесса обучения родному языку и достижения большей эффективности усвоения лингвистического материала учителю необходимо подходить к отбору лексического и грамматического материала строго с учётом темы уроков. Рассмотрение лингвокультуроведческих понятий невозможно без обращения к социокультурным условиям жизни общества. «Культуроведческий аспект формируется в школе под несомненным воздействием лингвистики и социолингвистики» [Быстрова: 2004, 134]. Лингвокраеведение – раздел лингвистики, который изучает языковую ситуацию края, региона в тесной связи с его историей и современным укладом жизни [Быстрова: 2004, 134]. В методическом аспекте под лингвокраеведением понимают ознакомление школьников с региональными языковыми особенностями, т.е. с региональной лексикой и фразеологией, ономастикой, речевым этикетом, фольклором, творчеством местных писателей и поэтов. Идея использования местного языкового материала в практике школьного обучения русскому языку гармонично сливается с таким понятием, как «региональный компонент языкового образования». Традиционно основу лингвокраеведения представляют русские народные говоры и ономастика. Долгое время приоритетом лингвокраеведения было изучение местных говоров. Считалось, что региональная диалектология – самый благодатный материал, который может показать специфику народной речи региона или населённого пункта. В настоящее время содержание лингвокраеведения расширилось и стало определяться особенностями существования языка/языков в пределах того или иного региона. Языковая жизнь отдельно взятого региона проявляется в разных формах функционирования языка: территориальных (говоры) и социальных диалектах (например, региональный вариант молодёжного дискурса), региолекте как форме устно-речевого общения посёлков и малых городов, сложившихся формах билингвизма, региональных топонимических системах и т.д. Рассматривая язык как одну из форм проявления национальной культуры, можно говорить о разных аспектах регионального существования языка, изучение которых может дать то или иное представление о языковом пространстве региона. Следует отметить, что в данном случае языковое пространство соотносится с языковой ситуацией, под которой понимается «совокупность языковых образований, обслуживающих некоторый социум (этнос или полиэтническую общность) в границах определённого региона, политико-территориального объединения или государства» [Мечковская 2000: 29]. Отсюда лингвокраеведение можно представить в широком смысле как науку о региональном культурно-языковом пространстве. Это пространство определяет региональную языковую ситуацию и имеет неоднородную и многокомпонентную структуру. В настоящее время лингвокраеведение активно развивается в научных исследованиях и вузовском образовании, однако школьный опыт лингвокраеведческой работы представлен крайне мало. Между тем, школьное лингвокраеведение является необходимой частью филологического образования, формирующей социокультурную компетенцию учащихся. Важно подчеркнуть, что методисты рассматривают краеведческий принцип как самостоятельный, полнокровный принцип обучения, который отвечает всем педагогическим требованиям и нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины. Традиционная основа школьного курса – структурно-семантический аспект изучения языка, необходимый для формирования языковой компетенции, дополняется за счёт коммуникативного и культурологического аспектов, формирующих соответственно коммуникативную и культуроведческую компетенции. Культурологический аспект, в свою очередь, реализуется за счёт национально-регионального компонента в структуре государственного образовательного стандарта по русскому языку. В преподавании лингвокраеведения можно выделить два аспекта: историко-культурный (диалектный) и социокультурный. Историко-культурный аспект представляет знакомство с языковой культурой (диалектная лексика и фразеология, историческая ономастика, язык фольклора и др.). Социокультурный аспект реализуется через обращение к разговорной речи местных жителей, специальной лексике профессий, наиболее характерных для региона, молодежному жаргону, языковым особенностям произведений местных писателей, языку местных СМИ и др. Лингвокраеведческая работа формирует у учащихся лингвокраеведческую компетенцию – разновидность культуроведческой или социокультурной компетенции; систему знаний о локальной культуре, извлечённых из языковых единиц, обладающих регионально-культурной коннотацией, а также совокупность лингвокраеведческих умений, позволяющих осуществлять речевую деятельность применительно к культурному пространству края, региона или города. Изучение курса лингвистического краеведения позволит учащимся углубить, помимо культуроведческой, другие виды компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную. Как мы полагаем, учащиеся, освоив программу, получат более четкое представление об иерархическом устройстве единого национального языка, его развитии и функционировании, о сферах использования форм языка; глубже осознают необходимость совершенствовать свою речь; углубят знания об истории и культуре родного языка. Кроме того, стоит отметить, что объединяя лингвистическую теорию с повседневной практикой ученика, региональный компонент позволяет вывести урок на производство, в краеведческий музей, местные библиотеки, писательские объединения, т.е. сделать его живым и интересным не только для будущего филолога. В целом краеведение в школе охватывает большой круг вопросов: изучение природы и хозяйства, а также истории и этнографии, фольклора, литературы, особенностей речи, географических названий и любых других аспектов местности. На наш взгляд, краеведческая работа способствует глубокому пониманию изученных в школе материалов, приучает учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Как уже было отмечено, традиционно объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как развитых в прежнее время, так и существующих теперь. Наиболее часто в лингвистическом краеведении возникают проблемы, выдвигаются гипотезы относительно происхождения того или иного географического названия. Здесь многое проясняют сведения из истории и географии. Работа по изучению происхождения географических названий как раздел краеведения не получила пока широкого распространения, хотя должна занимать явно не последнее место в изучении своего края. Данный раздел языкознания (топонимика) изучается сейчас только на уроках русского языка, но не выделяется в отдельный курс. Названия окружают человека – в раннем детстве, он узнает названия своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор расширяется и человек оперирует все большим количеством названий. В сферу лингвистического краеведения входит изучение диалектной лексики, выявление истории слов и фразеологических оборотов, связанных с географическими названиями данного края, с событиями и людьми, давшими жизнь новым словам и оборотам (краеведческая этимология), наблюдение различных случаев использования местных языковых особенностей в художественной литературе. ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2.1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка Созданная концепция образовательной области «Филология» для 12-летней школы предполагает выделение регионального, школьного и ученического компонентов содержания обучения, а это значит, что местный, лингвокраеведческий материал может и должен занять своё достойное место, как на уроках родного языка, так и на уроках русского языка. Язык – одна из наиболее ярких и самобытных проявлений национального духа, национального мировоззрения и национальных традиций. Как мы уже отмечали, современная лингводидактика ориентирована на составление и реализацию программ местной региональной значимости, на изучение языковой ситуации в регионах и использование лингвокраеведческого материала в практике школьного преподавания. Проблеме использования лингвокраеведческого материала в процессе изучения родного языка посвящены работы И.И. Жиленковой, Н.В. Коротковой, Г.Ф. Ковалёва, С.И. Львовой, Л.К. Лыжовой, Л.И. Ляпиной, Т.В. Майоровой, В.А. Магина, Н.Т. Узденовой и др., в которых рассматриваются различные аспекты лингвокраеведческой работы с учащимися. В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное. Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении. Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса – воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает? Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело черту между этим спором и подтвердило: школа и воспитывает и обучает. В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Целью воспитания является «обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала». [Программа развития воспитания в системе образования РФ. 2000:71]. Из многочисленных задач программы можно выделить наиболее существенную для нашей работы: – формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учёта территориальных, социокультурных и национальных особенностей. Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изуче....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: