VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Научно-теоретические основы проблемы формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001394
Тема: Научно-теоретические основы проблемы формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.
1.1. Теоретическое обоснование категории музыкальный вкус 
у искусствоведов и педагогов………………………………………7 стр.
1.2. Проблема развития музыкального вкуса детей в отечественных педагогических методиках…………………………………………..18 стр.
Глава 2. Опытное изучение формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
2.1.	Констатирующий эксперимент и его результаты…………………25 стр.
2.2. 	Развивающий опыт и контрольные результаты………………….37 стр.
Заключение…………………………………………………………………54 стр.
Список литературы……………………………………………………….57 стр.









Введение
    Формирование музыкального вкуса подрастающего поколения чрезвычайно актуальноособенно в сегодняшнее время. Это связано с тем, что в современном российском обществе существенно изменилась система функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь детей в целом.
     Материалы, распространяемые через прессу, телевидение, радио, интернет, нередко представляют собой поток информации, противоречащий нравственным ценностям, пропагандирующий бездумный, праздный, потребительский в своей основе образ жизни. Активно атакует Россию чуждая нам элементарная массовая культура. Падение общекультурного уровня провоцирует у молодых людей депрессию, стрессы, неврозы, агрессию. Снижение культурно-образовательного уровня населения продолжается, и ребенок, вращаясь в атмосфере бездуховности, все больше отчуждается от моральных и духовных ценностей.
    Особую актуальность в формировании музыкального вкуса младших школьников, имеет целенаправленное знакомство ребенка с различными видами искусства - живописью, литературой, музыкой. 
    Сила искусства в том, что оно не только вызывает эстетические чувства, но и учит творчески воспринимать саму действительность, приучает образно мыслить, увеличивает творческий потенциал личности, развивает ее способности.
    Все это делает необходимым поиск совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках музыки, обеспечивающих развитие музыкального вкусамладших школьниковв аспекте его позитивного влияния на духовный мир становления индивидуальности маленького человека.
    К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. 
    Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей, развития музыкального вкуса. 
    Различные грани развития музыкального вкуса нашли отражение в трудах известных философов, психологов, педагогов, культурологов. Основные категории современной эстетики, особый язык теоретической мысли об искусстве разрабатывались В.В. Бычковым, А.А. Радугиным, Е.Г.Яковлевым. Вопросы формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания рассматривали  А.И. Буцкой, М.С.Каган, П.Ф. Каптерев, Н.И. Киященко, Я. А. Коменский, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский.
    Психолого-педагогические особенности эстетического отражения мира как основы формирования музыкального вкуса раскрыты в работах И. А. Джидарьяна, А. В. Пирадова, Л. Г. Юлдашева, П. М. Якобсона.
    Сущность, цели, задачи и принципы музыкального воспитания определены в работах В.А. Балашова, И.Ф. Гончарова, А.В.Толстых, Л.В. Школяр. 
    Тем не менее, ряд вопросов, связанных с формированием музыкального вкуса младших школьников, требует более детальной разработки: уточнение критериев, уровней его формирования и развития, определение педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования музыкального вкуса младших школьников. 
    Актуальность, теоретическая значимость и необходимость разрешения данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста». 
    Цель исследования – обосновать эффективность формирования музыкального вкуса младших школьников посредством музыкального воспитания.
    Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках музыки и во внеурочное время у учащихся 1-ых и 4-ых классов.
    Предмет исследования – методы формирования музыкального вкуса младших школьников.
    Гипотеза исследования – формирование музыкального вкуса младших школьников будет проходить более эффективно, если будет организована музыкально-просветительская и художественно-образовательная работа учителем музыки, которая предполагает:
    -  расширение музыкально-эстетических знаний и умений младших школьников;
- эмоционально-чувственное «насыщение» музыкального опыта учащихся в процессе художественного общения.
    В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
    - рассмотреть основную искусствоведческую, философскую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
    - выявить и обосновать компоненты музыкального вкуса, уровни сформированности и этапы его формирования в процессе музыкального воспитания;
    - экспериментально проверить эффективность музыкального воспитания как средства формирования музыкального вкуса младших школьников.
    Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялисьследующие методы исследования:
    -теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта);
    - эмпирические (прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
    -   экспериментальный.
















Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста 
1.1. Теоретическое обоснование категории музыкальный вкус у педагогов и искусствоведов
    Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость развития у ребенка памяти, мышления, воображения с раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболевание сердечно-сосудистой системы, так как музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
    Масару Ибаку в своей книге «После трех уже поздно» тоже касается вопроса развития творческих способностей детей. Автор считает, что творчество - «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия».Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства»[10;28]. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества. Эти утверждения еще раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей. Раскрыть музыкальные способности у ребенка помогает творчество. А творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью, свойственной человеку как субъекту творческой деятельности. 
    Неизгладимое удовольствие, как и любой другой вид искусства, доставляет музыка. При редких встречах человека с музыкой, она доставляет минимальное удовлетворение и остается в памяти не долго. А при постоянных встречах, музыка приносит человеку душевный рост, который постепенно превращается в эмоциональное настроение души, заставляет человека иначе жить, думать и действовать. Ускоренный процесс самообразования происходит именно в этом круговороте событий.
    Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. 
	В настоящие время детям нравится разная музыка. Кому-то больше нравится народное пение, другим по душе эстрадная музыка, а есть и такие, которые не проявляют никакого интереса к музыке. А значит у каждого свой музыкальный вкус.
     Вкус - это сумма представлений человека о красоте, его способность и умение отличить красивое от некрасивого. Вкус человека - это его пристрастия, тяготения, симпатии.
     «Музыкальный вкус - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства»[2;59]. Непосредственно под воздействием искусства и осуществляется процесс формирования музыкального вкуса. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.
     Музыкальные вкусы человека тесно переплетается с его мировоззрением. Как правило, по музыкальному вкусу человека можно установить, каковы его жизненные интересы, какой цели придерживается человек и в чем он видит главный смысл жизни.
     Вульгарные, приземленные музыкальные вкусы характерны большей частью для людейневысокой общей культуры. В любом обществе есть определенные мерки, общепризнанные правила, по которым определяют вкус того или иного человека, проявляемый в самых различных направлениях.
     Но вкус любого человека и общества в целом не есть что-то незыблемое. Случается, что стечением временион меняется.
     Еще в глубокой древности греческие философы-идеалисты искали  формулу, которая подчинила бы для себя все представления о человека о великолепии. Сократ, например, отождествлял прекрасное с полезным. Он полагал, что красиво лишь то, что нужно, что целесообразно. Платон соединил прекрасное с нравственно хорошим, сведя воедино эстетические и этические понятия, и провозгласил некую идею неизменно вечной, всеобъемлющей красоты[3; 7] .
     Немецкий философ Кант вообще относился скептически к возможности научной критики художественных вкусов. Он утверждал, что красивое - это то, что уже одной своей формой вызывает у всех, как он выражался, «незаинтересованное наслаждение». Таким образом, он отрицал прикладную, полезную суть красоты и искусства.
     А Гегель полагал, что красота - это некий идеал, воспринимаемый чувством, "чувственным созерцанием". В системе Гегеля областью человеческих понятий о мире и вещах ведали философы. Представлениям человеческого ума о жизни соответствовали религия и мышление. А область чувственного созерцания отводилась Гегелем искусству[7;93]. 
     В литературе Древнего Китая и Древней Греции философы независимо друг от друга отмечали  это десятки веков тому назад. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние темных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве. Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами, самовольное отступление от них каралось законом. «Когда музыка пуста и порочна, - писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, - народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной»[7;94].
     Рассуждения древних теоретиков, естественнов чем-то наивны. Но сама мысль о возможности музыки влиять на характер не только в благоприятном направлении не должна быть забыта. Таким образом, формируя у человека хороший вкус, мы воспитываем его нравственно.
     Многие российские ученые, поднимая тему развития музыкального вкуса ребенка, отмечали три ключевых момента, на которых держится этот процесс: восприятие, размышление и оценка.
     Психологические факторы, влияющие на процесс развития музыкально вкуса, обычно классифицируют на внутренние и внешние.
     Одно из важнейших условий развития музыкального вкуса –верно организованный процесс восприятия музыки.
     Восприятие музыки - это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Не случайно Г.М. Коган считал, что в основе всякой культуры лежит культура восприятия[9;34]. Не может быть никакой культуры там, где она не развита.
     Рассматриваемое понятие аксиологично, т.к предполагает определенные конкретные оценки, которые появляются  в процессе восприятия музыкальных произведений, рассуждений о них, эмоциональных представлениях и ассоциаций. Вкус трактуется как философское понятие, которое вносит гармонию мироощущение всякого человека, определяя тем самым его действия, образованность, актуальные позиции.
     Такое обилие определений понятия «музыкальный вкус» позволил выделить основные подходы к рассматриваемомутермину:
- как эстетическое понятие, которое затрагивает обе стороны человеческого естества - чувственность и интеллект;
- как  понятие,  как  уровеньпристрастий,  возможность  и  прекрасное  в 
- как  понятие, подразумевающее определенный  мышления,  жизненных  поведение и  каждого  
- как  понятие, оно в  исторического  общества и обусловлено этим  
- как  понятие,  вкуса  с  обусловленными  человека.
Способности  формируются  овладения в  обучения  материальной и  культуры.  можно  следующим  
• 
• 
• 
• 
	Сост?а?в?но?й ч?аст?ь?ю ?не?п?ре?р?ы?в?но?го п?ро?цесс?а ?эстет?ичес?ко?го вос?п?ит?а?н?и?я я?в?л?яетс?я фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие ?муз?ы?к?а?л?ь?но?го в?кус?а Р?асс?м?ат?р?и?в?а?я ?эстет?ичес?кое ?вос?п?ит?а?н?ие к?а?к п?ро?цесс э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?но-чу?вст?ве?н?но?й со?ц?и?а?л?из?а?ц?и?и л?ич?ност?и ?в ?ку?л?ьту?р?но?м п?рост?р?а?нст?ве, со?в?ре?ме?н?н?ые ф?и?лософ?ы, ?ку?л?ьту?ро?ло?г?и, ?пе?д?а?го?г?и в?ы?де?л?я?ют р?я?д ф?а?кто?ро?в, в?л?и?я?ю?щ?их н?а д?а?н?н?ы?й п?ро?цесс: у?ро?ве?н?ь р?аз?в?ит?и?я ?ку?л?ьту?р?ы, ху?до?жест?ве?н?но-?эстет?ичес?кое об?р?азо?в?а?н?ие, с?ре?дст?в?а м?ассо?во?й и?нфо?р?м?а?ц?и?и, и?ме?ю?щ?ие ?не?пос?ре?дст?ве?н?ное в?л?и?я?н?ие н?а че?ло?ве?к?а; ?не?пос?ре?дст?ве?н?ное со?ц?и?а?л?ь?ное о?к?ру?же?н?ие. ?В со?в?ре?ме?н?но?м м?и?ре п?ро?цессфо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я ?музыкального в?кус?а ?все бо?л?ь?ше в?ыхо?д?ит з?а р?а?м?к?и об?р?азо?в?ате?л?ь?но?го п?ро?цесс?а и?пе?реходит?ди?в с?ре?ду ?по?все?д?не?в?но?го су?щест?во?в?а?н?и?я че?ло?ве?к?а [6;54]. Художественный?Художественный в?кус л?ич?ност?и о?п?ре?де?л?яет ж?из?не?н?н?ы?й ст?и?л?ь че?ло?ве?к?а, что п?ро?я?в?л?яетс?я ?по?все?д?не?в?но?й ж?из?н?и, ?в стиле, и?нте?р?ье?ре, в одежде?в од.   
     На основе способностей интенсивного восприятия и первого критического суждения бывает заметен большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, охватывая и образы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую многообразную по жанрам, но качественную музыку современных авторов.
     При условии повторения музыкальных восприятий, развитие музыкального вкуса осуществляется успешнее.Болееэффективно восприятие музыки идет в случае если познания и умения приходят в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в незнакомые еще уму вещи, чувство у детей раскрывалось как можно полнее, чтобы наш широкий, многозвучный мир раскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые познания, входили в него, радуясь жизни.
     Музыка рассчитана на понимающих и для них только и создается. Недаром же сказано: «Если это искусство – то оно не для всех. А если оно для всех – то это не искусство».
     Говоря о музыке, надо выделить, что охотно признавая художественную неравноценность не только отдельных произведений, но и цельных стилей, направлений, в том числе эпох, мы в то же время исходим из самого широкого подхода к музыке, начинающегося с осмысления всего обилия природных звуков и завершающегося анализом высших достижений музыкального искусства. Музыка может быть хорошей, так и плохой, максимально развлекательной и предельно серьезной, но везде, где звуки, звуковые интонации, простые или же сложные формы их сочетания несут в себе конкретный эмоциональный смысл, мы имеем дело с появлениями, без понимания которых односторонним и неполным было бы и понимание наиболее развитых форм музыки.
     Если на ранних ступенях культуры музыку понимали все, то теперь стала угрожать опасность, что понимающие музыку исчезнут вовсе. По крайней мере, даже лидер авангардизма А.Шенберг вынужден был сказать: «Я ничего не понимаю в современной музыке: для меня она слишком сложна и нервозна. Почему все-таки молодые люди не пишут чего-либо более простого?»
    Более четко выявить особенность отношений публики к искусству, позволил XX век.
    В XX столетии ученые активно обсуждали понятие «музыкальный вкус» в его философском, эстетическом и педагогическом значении.
	Понятие вкуса исследователи (Ю. Б. Борев, Л. П. Печко, Л. Н. Столович) традиционно связывают с системой чувственно-эмоциональных и интеллектуально-рациональных предпочтений, которая занимает посредническую позицию между чувственным и рациональным познанием, эмоциональной восприимчивостью и отзывчивостью, интеллектуальной оценкой воспринимаемых предметов и явлений. «Вкус — это чувство, позволяющее человеку безошибочно находить меру нужного, обеспечивающего гармонию разнонаправленных тенденций, противоречивых устремлений»[2;39].
     Понятие музыкального вкуса многомерно, оно сводит различные методы в постижения собственного пути. Являясь трансформацией вкуса художественного, оно формируется под воздействием искусства, частотой взаимодействия человека с музыкальными произведениями и литературой.
	Приобщение самых широких масс к музыке – это не дело одной педагогической системы, хотя бы и очень совершенной. Конечно, музыкальное просвещение взрослых и музыкальное воспитание в школе, будь они организованы энергичнее и более квалифицированно, чем сейчас, усилили бы интерес к музыкальной классике и правильное понимание ее смысла.
     Музыковеды абсолютно верно говорят о сосредоточенности классической музыки на важнейших вопросах человеческого существования. Психологи и педагоги убедительно доказали, что ни в каком возрасте эти вопросы так устойчиво и глубоко не тревожат людей, как в юности. Почему же до сих пор не встретились эти два духовных стремления, не обнаружили своей взаимной необходимости?
     По-видимому, есть что-то такое в современных контактах классической музыки с публикой, что дезориентирует молодежь, создает у нее убеждение, что классическая музыка не более чем увлечение пожилых людей, окутанное высокопарными словами.
     Кто-нибудь в оправдание такого убеждения мог бы сослаться на слова одного из самых авторитетных композиторов XX века – И.Ф.Стравинского: «Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать – чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т.д. Выразительность никогда не была свойством, присущим музыке… Если нам кажется, что музыка что-либо выражает, это лишь иллюзия, а никак не реальность»[12;254].
	Отсюда и вытекает вывод, что разговоры о глубоком содержании и духовном богатстве музыки – занятие, достойное лишь наивных дилетантов.
Между тем, классики были уверены, что без эмоционального всплеска нет ни творчества, ни восприятия музыки.
     Очень важно, чтобы и общение с музыкой было всесторонним, начиная от танцев и общего пения и заканчивая внимательным вслушиванием в звучание оркестра на концерте и чтением литературы о музыке. 
	Анализируя понятие музыкальный вкус, можно выделить его просветительскую функцию, доказывая, что это не застывшее понятие, а действенное, изменяющееся в своем развитии. Уровень развития музыкального вкуса, неразрывно связанный с музыкальной культурой личности, постоянно ею совершенствуется. Благодаря этим усилиям человеку открывается мир звуковых представлений и впечатлений, дающий чувство свободы, познания красоты и самодостаточности.
   Из выше сказанного понятно, что развитие музыкального вкуса связано с двумя основными моментами:
1. необходимостью организации всех условий для активного восприятия музыки. Под активным восприятием музыкального произведения мы, в первую очередь, понимаем музыкальное переживание, т.е. способность заражаться и сопереживать настроениям и чувствам, выраженным композитором в музыке, с последующей эстетической оценкой, а также и осмысливанием как характера переживания, так и выразительных средств, необходимых для воплощения художественного образа.
2. развитие потребности эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы. Успешное формирование навыков эстетического суждения связано с навыками первичного, доступного уровню музыкального развития анализа на слух воспринимаемых музыкальных произведений, в первую очередь вокальных, где текст помогает раскрывать музыкальное содержание. В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом интонировании музыки, а также разнообразные факты и высказывания, связанные с творчеством композитора или созданием данного произведения, должны, все вместе, помочь раскрыть источник содержания данного произведения, его идею и определить свое отношение к нему.















1.2 Проблема развития музыкального вкуса  детей в отечественных педагогических методиках
	Многие отечественные исследователи изучали проблему формирования музыкального вкуса. Особый вклад внесла В.Н.Шацкая[13;16]. Она говорила, что музыкальный вкус понимается, как определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. Вся музыкальная и музыкально-просветительская работа с детьми, развитие у них интереса и потребности в музыке, накопление музыкальных впечатлений имеют своей целью и результатом воспитание музыкально-художественного вкуса. Каждый ребенок, каждый школьник «должен стать культурным слушателем, активно и с интересом воспринимающим музыку, гораздо более разнообразную и сложную, чем та, которую он может исполнять, слушателем, способным иметь суждение о воспринятой им музыке и определить свое отношение к слышанному»[13;29].
     На основании большого педагогического опыта В.Н. Шацкая ясно и полно определила цели музыкального воспитания: привитие интереса и любви к музыке, расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, формирование навыков понимания музыкальной речи [13;73].Она считала, что подлинно глубокое воздействие искусства может иметь место только при осознанно-эмоциональном его восприятии, подготовленном соответствующей целенаправленной работой, включающей и овладение определенными навыками и знаниями.
     Воспитание музыкального вкуса у детей, по мнению В. Н. Шацкой, неразрывно связанно с работой по воспитанию активного слушателя. В успешной реализации данного направления деятельности ею подчеркивались два важных момента: создание условий для активного восприятия музыки и развитие потребности эстетического суждения.
     На основании огромного педагогического опыта В.Н. Шацкая ясно и полно определила цели массового музыкального воспитания. Так, в 1947г. в статье «Воспитание музыкального вкуса» она писала: «Массовое музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения советских школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь»[13;54]. 
     М.П. Блинова, изучая проблемы музыкального вкуса, рассматривает физиологические основы музыкальных эмоций, музыкальных представлений, индивидуальных различий в отношении к музыке и некоторые другие вопросы [9;150].
     Если считать, что эффективность музыкально-воспитательного процесса обуславливается не только от познания учителем своего предмета, но и от познания им постоянно возрастающего, развивающегося, растущего ученика, то Н.Л. Гродзенская предельно ясно представляет себе конечную цель музыкальных занятий в школе. 
     Исследователь считает, что развитие музыкального вкуса напрямую связано с развитием широкого музыкального кругозора, пониманием музыкального искусства. Н.Л. Гродзенская определяет пение важнейшим фактором развития музыкального вкуса, активной формой самовыражения. Но что, как и зачем петь, ей далеко небезразлично: эти вопросы постоянно волнуют ее. «Маяком» для нее остается музыкальный вкус, и ведущая роль в решении этой проблемы отводится репертуару [3;7].
     Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился по его собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Главной целью его методики музыкального воспитания являлась закладка в школьниках основ музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.В концепции Д.Б. Кабалевского формирование музыкальной культуры школьников определяется последовательным развитием их музыкального вкуса [5;7].
     В программах Д.Б. Кабалевского принципиально новым является сам подход к задачам музыкального воспитания. Опираясь на то положительное, что создано в истории развития музыкального воспитания в школе, в частности, на идеи Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевский рассматривает музыку как органическую часть жизни, как саму жизнь. Поэтому и цель школьных уроков музыки он видит в том, чтобы «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров».
     Считается, что музыку в школе нужно изучать не как учебный предмет, а как некое явление в мире, чтобы школьники учились слышать в музыке приливы и отливы огромного моря жизни.
    И. Кудрявцева говорит, что музыка не должна быть ни забавой, ни развлечением, а пространством, где человек учится воспринимать мир, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью[8;11].
                                                      ?Муз?ы?к?а?л?ь?ное ?вос?п?ит?а?н?ие ?в об?щеоб?р?азо?в?ате?л?ь?но?й ш?ко?ле н?а?п?р?а?в?ле?но н?а ?всесто?ро?н?нее, г?а?р?мо?н?ич?ное, т?во?рчес?кое ст?а?но?в?ле?н?ие л?ич?ност?и ?ребе?н?к?а. ?В о?р?г?а?н?из?а?ц?и?и фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я ?муз?ы?к?а?л?ь?но в?кус?а ш?ко?л?ь?н?и?ко?в уч?ите?л?ь ?работает на раработает в д?в?ух н?а?п?р?а?в?ле?н?ия?х: ?муз?ы?к?а?л?ь?но-?п?рос?вет?ите?л?ьс?ком?и ху?до?жест?ве?н?но-об?р?азо?в?ате?л?ь?ном.
    ?Муз?ы?к?а?л?ь?но-?п?рос?вет?ите?л?ьс?к?а?я р?абот?а уч?ите?л?я п?ре?д?по?л?а?г?ает о?р?г?а?н?из?а?ц?и?ю р?аз?л?ич?н?ых фо?р?м в?неу?роч?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и ш?ко?л?ь?н?и?ко?в, ?к ?кото?р?ы?м от?нос?ятс?я к?а?ле?н?д?а?р?н?ые ?и те?м?ат?ичес?к?ие п?р?аз?д?н?и?к?и, к?л?асс?н?ые ч?ас?ы, ф?а?ку?л?ьт?ат?и?в?н?ые з?а?н?ят?и?я. ?Муз?ы?к?а?л?ь?но-?п?рос?вет?ите?л?ьс?к?а?я р?абот?а уч?ите?л?я осу?щест?в?л?яетс?я, п?ре?ж?де ??все?го, п?р?и п?ро?ве?де?н?и?и ?муз?ы?к?а?л?ь?н?ых ?гост?и?н?ых, ?муз?ы?к?а?л?ь?но-?л?ите?р?ату?р?н?ых с?пе?кт?а?к?ле?й, г?де ?це?лесооб?р?аз?но ?ис?по?л?ьзо?в?а?н?ие обоз?н?аче?н?н?ых в?ы?ше с?пособо?в ху?до?жест?ве?н?но-?пе?д?а?го?г?ичес?ко?й и?нте?г?р?а?ц?и?и ?муз?ы?к?и с д?ру?г?и?м?и в?и?д?а?м?и ?ис?кусст?в.В  работы   ребят эта  –  музыки – не  быть оставлена без вниманияпедагога.  здесь  особенно  художественная  и   поддержка и   Нужна  и  работа и  и  и  чтобы  этих  путей. 
    
    Ху?до?жест?ве?н?но-об?р?азо?в?ате?л?ь?н?а?я р?абот?а уч?ите?л?я ?муз?ы?к?и п?ре?д?по?л?а?г?ает п?р?и?ме?не?н?ие и?нте?г?р?ат?и?в?н?ых ?ме?ж?п?ре?д?мет?н?ых с?в?язе?й (хо?ро?вое ?пе?н?ие, р?ит?м?ичес?к?ие у?п?р?а?ж?не?н?и?я, с?лу?ш?а?н?ие ?и р?азбо?р ?муз?ы?к?а?л?ь?н?ых п?ро?из?ве?де?н?и?й, ?до?л?ж?н?ы б?ыт?ь со?п?р?я?же?н?ы со з?н?а?н?и?я?м?и ?и у?ме?н?и?я?м?и, фо?р?м?и?руе?м?ы?м?и у уч?а?щ?ихс?я н?а у?ро?к?ах л?ите?р?ату?р?ы, ?изоб?р?аз?ите?л?ь?но?го ?ис?кусст?в?а, ?исто?р?и?и). Об?а н?а?п?р?а?в?ле?н?и?я р?абот?ы п?ре?д?по?л?а?г?а?ют в?л?а?де?н?ие уч?ите?ле?м у?ме?н?и?я?м?и о?п?ре?де?л?ят?ь ?це?л?ь п?р?и?ме?не?н?и?я ?муз?ы?к?и ?и ?по?дб?и?р?ат?ь а?де?к?в?ат?н?ые с?пособ?ы ее ?дост?и?же?н?и?я.
    В воспитании музыкального вкуса большую роль занимают литературно-музыкальные темы, где с беседой о творчестве какого-либо писателя или поэта обширно показывается отражение его творчества в музыке.
                                                      ?Р?абот?а уч?ите?л?я ?муз?ы?к?и ?по о?р?г?а?н?из?а?ц?и?и ?муз?ы?к?а?л?ь?ной?по?д?гото?в?к?и ш?ко?л?ь?н?и?ко?в естест?ве?н?н?ы?м об?р?азо?м ?до?по?л?н?яет у?ро?к?и ?муз?ы?к?и ?и н?а?п?р?а?в?ле?н?а н?а ?вос?п?ит?а?н?ие «?а?кт?и?в?но?го с?лу?ш?ате?л?я» (?В. ?Н. Ш?а?ц?к?а?я), «че?ло?ве?к?а с ?муз?ы?к?а?л?ь?н?ы?м чу?вст?во?м» (?П. ?П. Б?ло?нс?к?и?й). ?Муз?ы?к?а?л?ь?но-?п?рос?вет?ите?л?ьс?кое ?и ху?до?жест?ве?н?но-об?р?азо?в?ате?л?ь?ное н?а?п?р?а?в?ле?н?и?я р?абот?ы уч?ите?л?я в?к?л?юч?а?ют о?р?г?а?н?из?а?ц?и?ю ?всех с?пособо?в об?ще?н?и?я ?ребе?н?к?а с ?муз?ы?ко?й ?и п?ре?д?по?л?а?г?а?ют р?аз?в?ит?ие у ?дете?й с?пособ?ност?и ?вос?п?р?и?н?и?м?ат?ь ?муз?ы?ку, ?по?н?и?м?ат?ь ее со?де?р?ж?а?н?ие ?и ?пе?ре?ж?и?в?ат?ь ?по?ро?ж?д?ае?м?ые е?ю э?мо?ц?и?и (?Л. ?В. ?Го?р?ю?но?в?а, ?Д. Б. К?аб?а?ле?вс?к?и?й, ?Л. ?В. Ш?ко?л?я?р). 
    Н.Я.Брюсова  тоже  над  Она  что все  и  все то  что  школа  уму,  приходить  в  виде,  каким все это  к нам в  Надо,  вникая в эти  еще уму  чувство  раскрывалось для  как  полнее,  широкий,  мир  перед ними и  они,  эти  знания,  в него всем  жизненным  радуясь  И  может   музыка.  Та  которой   не было   в 
    Музыку дети  только   когда она  к ним  не в   придуманного  с  целями, для  или  их  ума и  а в виде  нужной   чего-то   истинного,  что есть во всем мире  чего  невозможно не 
    В настоящее время развитие музыкального вкуса остается важной задачей музыкальной педагогики. При нахождении путей воплощения данной задачи в последние годы большое значение придается развитию мышления учащихся. В работах  Е.В. Назайкинского отмечается, например, связь уровня и глубины мышления с жизненным опытом индивидуума, с такими видами ощущений, как сенсорные (видеть, слышать, осязать) и кинетические (моторно-двигательные). Именно через взаимодействие этих ощущений, по мнению Е.В. Назайкинского совершается психологическая связь между слушателем и исполняемым произведением [11;173].
    Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу:
    «Если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки». [11;68].



















































?Г?л?а?в?а 2. О?п?ыт?ное ?изуче?н?ие фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я ?муз?ы?к?а?л?ь?но?го в?кус?а у ?дете?й м?л?а?д?ше?го ш?ко?л?ь?но?го ?воз?р?аст?а
2.1.	 Констатирующий э?кс?пе?р?и?ме?нт ?и е?го ?резу?л?ьт?ат?ы
                                                      имммапапапап?Ло?г?и?к?а о?р?г?а?н?из?а?ц?и?и ? э?кс?пе?р?и?ме?нт?а
?Эт?а?п
З?а?д?ач?и ?эт?а?п?а
    Ос?но?в?н?ые ?мето?д?ы
?исс?ле?до?в?а?н?и?я
?Резу?л?ьт?ат?ы
1
2
    3
4
?Мот?и?в?а?ц?ио?н?но-?це?ле?во?й
?Д?и?а?г?ност?и?к?а у?ро?в?н?я сфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?и ?му музыкального в?кус?а младших школьников.
?мла?Пост?рое?н?ие г?и?потез?ы. О?п?ре?де?ле?н?ие ст?р?ате?г?и?и ?пе?д?а?го?г?ичес?ко?го э?кс?пе?р?и?ме?нт?а,
фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но?й г?ру?п?п?ы уч?а?щ?ихс?я.
Тео?рет?ичес?к?и?й а?н?а?л?из л?ите?р?ату?р?ы ?по п?роб?ле?ме; а?п?роб?а?ц?и?я ?исс?ле?до?в?ате?л?ьс?ко?го и?нст?ру?ме?нт?а?р?и?я.
О?п?ре?де?ле?н?ы у?ро?в?н?и сфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?и ?музы музыкального в?кус?а. Ос?м?ыс?ле?н?ы ?це?л?и ?и со?де?р?ж?а?н?ие о?п?ыт?но-?э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и. Уточ?не?н?а г?и?потез?а.






1
2
3
4
Со?де?р?ж?ате?л?ь?но-о?пе?р?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ы?й
?А?п?роб?а?ц?и?я э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но?й п?ро?г?р?а?м?м?ы.
?А?н?кет?и?ро?в?а?н?ие, ?мето?д э?кс?пе?рт?н?ых о?це?но?к, и?нте?р?п?рет?а?ц?и?я ?по?луче?н?н?ых д?а?н?н?ых, ?це?ле?н?а?п?р?а?в?ле?н?ное ?пе?д?а?го?г?ичес?кое н?аб?л?ю?де?н?ие, бесе?д?ы, и?нте?р?в?ь?ю с уч?а?щ?и?м?ис?я, тест?и?ро?в?а?н?ие, обоб?ще?н?ие о?п?ыт?а.
?Р?аз?р?абот?а?н?ы ?и ?опроапроапробированы основные ?мето?д?ичес?к?ие ?ре?ко?ме?н?д?а?ц?и?и.
?Резу?л?ьт?ат?и?в?но-о?це?ноч?н?ы?й
?Ко?р?ре?к?ц?и?я ?и ?по?вто?р?н?а?я а?п?роб?а?ц?и?я ?мо?де?л?и фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я ?м музыкального в?кус?а ??Пост?рое?н?ие ?до?к?аз?ате?л?ьст?в?а. Офо?р?м?ле?н?ие ?резу?л?ьт?ато?в о?п?ыт?но-?э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и.
?А?н?кет?и?ро?в?а?н?ие, ?мето?д?ы ст?ат?ист?ичес?ко?й об?р?абот?к?и ?резу?л?ьт?ато?в, и?нте?р?п?рет?а?ц?и?я ?по?луче?н?н?ых д?а?н?н?ых.
Сфо?р?му?л?и?ро?в?а?н?ы ? в?ы?во?д?ы ?по ?резу?л?ьт?ат?а?м а?п?роб?а?ц?и?и методов ?фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я музыкального?музыкального в?кус?а. Э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но ?по?дт?ве?р?ж?де?н?ы ос?но?в?н?ые в?ы?во?д?ы ?

                                                      ?Э?кс?пе?р?и?ме?нт ?по фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?ю ?муз?ы?к?а?л?ь?но?го в?кус?а у уч?а?щ?ихс?я осу?щест?в?л?я?лс?я ?в ус?ло?в?и?ях естест?ве?н?но?го об?р?азо?в?ате?л?ь?но?го п?ро?цесс?а. ?В э?кс?пе?р?и?ме?нте уч?аст?во?в?а?ло 24 уч?а?щ?ихс?я 4-?ых к?л?ассо?в. Р?абот?а п?рохо?д?и?л?а ?в р?а?м?к?ах учеб?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и на уроках музыки в течение второй четверти. ??Це?л?ь?ю ?ко?нст?ат?и?ру?ю?ще?го ?эт?а?п?а о?п?ыт?ной?? р?абот?ы я?в?л?я?лос?ь о?п?ре?де?ле?н?ие у?ро?в?н?я сфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?и ?муз?ы?к?а?л?ь?но?го в?кус?а мл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.