VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы изучения нарушений воспитания в семье

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008603
Тема: Теоретические основы изучения нарушений воспитания в семье
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



Интерес психологов к проблемам семьи и отношению родителей и детей в последние десятилетия в психологической науке, а особенно практике, усилился. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе представлены теоретические концепции, эмпирические данные, раскрывающие влияние семьи на развитие личности ребенка (влияние социального интеллекта родителей, физического наказания на эмоциональное развитие детей, семейного окружения и др.), специфику детско-родительских отношений в онтогенезе, в том числе материнско-детских, семейных ценностей, онтогенез родительства и др.; рассматриваются вопросы оказания психологической помощи различным семьям, в том числе многодетным, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающим приёмных детей и т. п. 

Анализ теоретико-эмпирических исследований позволяет констатировать, что большинство авторов признают значимость семейного окружения (пространства семьи) в развитии личности ребёнка, суверенности его психологического пространства, содержание которого и определяется, прежде всего, отношением родителей к детям. Под психологическим пространством личности понимается субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни и включающий комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки).  

Психологическое пространство личности человека подвижно, динамично и может расширяться, оставаться стабильным и развиваться. Основным условием, которое влияет на формирование и развитие суверенности психологического пространства личности является семья и такие её характеристики как: полная или неполная по составу, количество детей в семье, их порядок рождения и стиль воспитания в семье. В современных исследованиях границ, видов, измерений психологического пространства, оснований формирования пространства отношений личности со значимыми и психологически близкими людьми есть ещё целый ряд вопросов, которые заслуживают дальнейшего изучения. Например, недостаточно изучено психологическое пространство личности в разных типах семей, психологические границы и психологическая дистанция в семьях (с разным количеством детей) между детьми и родителями. Подобные исследования позволят преодолеть ряд противоречий, в том числе, противоречия между потребностью современного общества в человеке, осознающем своё место и роль в нём, готового к активному взаимодействию, преобразованию себя и окружающей действительности и пониманием психологической суверенности как готовности учитывать потребности, точки зрения, опыт людей, включенных в этот процесс, а также разработанностью психологического сопровождения процесса формирования психологической суверенности в семье.

Цель исследования изучить особенности воспитания в семьях с разным количеством детей. 

Предмет исследования – нарушения воспитания в семьях с разным количеством детей. 

Объект – особенности воспитания в семьях с разным количеством детей. 

Задачи:

1.	Изучить сущность понятия «семья»;

2.	Раскрыть особенности воспитания в семьях с разным количеством детей;

3.	Эмпирически изучить особенности воспитания в семьях с разным количеством детей. 

Гипотезы в семьях с большим количеством детей, дети растут более заботливыми и любящими, а в семьях с одним ребенком любовь и забота редко проявляются. 

Базой для исследования послужил МДОУ Детский сад “Белочка” ст.Кослан. В исследовании участвовало 30 семей с разным количеством детей. 

?

1.	Теоретические основы изучения нарушений воспитания в семье

1.1 Семья, как социальный институт



Семья – это небольшая группа, которая основана на браке или же кровном родстве, члены которой связаны единством обстановки, обоюдной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются набор норм, наказаний и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие меж супругами, детьми и родителями и детей друг с другом. 

Семья - важный институт социализации подрастающих поколений. Она является индивидуальной средой жизни и становления подростков, юношей, качество которой ориентируется некоторыми характеристиками определенной семьи. К ним относятся: 

1.	Демографический - конструкция семьи (большая, охватывая иных членов семьи, или же нуклеарная, включающая только детей и родителей;

- абсолютная или же неполная;

- однодетная, или же многодетная).

2.	Социально–культурный - образовательная степень родителей, их роль в жизни общества.

3.	Социально-финансовый - имущественные свойства и занятость взрослых на работе.

4.	Технико-гигиенический - обстоятельства проживания, оборудованность жилья, особенности жизни.

Современная семья очень значимо выделяется от семьи минувших лет не только другой финансовой функцией, но и - что для нас ещё значимее - коренной переменой своих эмоционально-психических функций. Отношения родителей и детей за последние десятки лет изменяются, становясь, все больше эмоционально-психическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности, так как для наибольшего числа людей как раз дети становятся одной из ключевых ценностей жизни. Но это, как ни феноменально, не упрощает жизнь, а только усложняет ее. Этому есть свои причины. Можно назвать некоторые из них:  

Во-первых, большее число семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; дедушек и бабушек, прочие родственники, как правило, живут порознь. В итоге родители не могут ежедневно пользоваться опытом и помощью предшествующего поколения, да и применимость сего навыка часто проблематична. Так пропало многообразие, вносимое в межличностные отношения предками, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении обычного деления «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и небольших городов) сведен к минимальному количеству. Увеличился статус женщины в связи со ставшей обычной ее руководящим значением в семье (в бытовом хозяйстве) и внедомашней занятостью. 

В-третьих, в связи с тем, что отношения супругов все больше ориентируются мерой и глубиной их привычки друг к другу, постольку быстро увеличивается их степень ожиданий по отношению к друг другу, воплотить в жизнь которые почти не могут из-за обычаев культуры и собственных персональных особенностей.

В-четвертых, труднее и проблематичнее стали отношения отцов и детей. Дети рано получают более высокую степень образования, они могут проводить огромную часть свободного времени за пределами семьи. Это время они заполняют занятиями, принятыми между сверстников, и вдали не всякий раз переживают оп поводу поощрения их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сейчас часто не работает - на замену ему нужно призывать авторитет личности самих родителей. 

Одним из основных институтов социализации является семья. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. Изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Важное место в системе гражданского общества занимает социальный институт семьи, который можно рассматривать как качественное состояние общественного организма, производимое социальными действиями индивидов в рамках особой культуры.  

В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья. Семья — важнейший институт социализации личности, воспитания здорового образа жизни. Именно в семье получают первый опыт взаимодействия с обществом. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.   В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация — это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».  

Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья.

Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

В современной науке существует множество подходов к определению понятия «Семья». Однако, в самом общем виде можно сказать, что «Семья - это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой».  

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью.

Как считает С. Ю. Головин, «личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения».  

Что же касается определения понятия «Социализация», то сам этот термин в настоящее время понимают неоднозначно.

Так, в психологическом словаре, например, дают такое определение: «Социализация - эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».  

По мнению Н. В. Губина, под социализацией принято понимать «процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к общественному.

Процесс социализации происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности человеком. Практически все, что происходит в жизни человека можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Определяющая роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. 

 Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут».  

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение, к основным формам которого обычно принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т. д.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает человека к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения, формируя в конечном итоге зрелую, социально-компетентную личность.



?

1.2 Особенности воспитания в семьях с разным количеством детей



По мнению Т.В. Андреевой, главным фактором состава семьи, влияющим на развитие ребенка, является число взрослых членов семьи, воспитывающих ребенка, точнее, соотношение числа взрослых и количества детей в семье, определяющее, какой уровень внимания взрослых достается каждому ребенку.   Чем больше взрослых людей занимаются с ребенком, тем больший опыт приобретает ребенок, и тем, как правило, интенсивнее осуществляется его развитие.

Кроме того, «в исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к людям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами».  Таким образом, количество взрослых людей в семье ребенка определяет развитие его коммуникативных и нравственных качеств.

В современных семьях наиболее распространена однодетность. Единственному ребенку в семье достается, как правило, больше внимания, чем каждому из двоих или более детей в семьях с несколькими детьми, поэтому, с одной стороны, единственный ребенок оказывается в условиях, более благоприятных для развития. Результаты исследований подтверждают, что единственные дети в семье обычно хорошо учатся в школе, обладают более высокоразвитым интеллектом и стремлением к самосовершенствованию, непринужденно чувствуют себя наедине с собой и имеют высокий уровень самооценки.

С другой стороны, единственный ребенок «долго находится под контролем матери и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, потом единственный ребенок как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом или сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками».  При этом неблагоприятные последствия для ребенка порождает не столько однодетность семьи как таковая, сколько характерный для таких семей тип воспитания («кумир семьи»).

Дети из многодетных семей характеризуются, как правило, более низкой самооценкой, чаще болеют, испытывают материальные и жилищные затруднения, более подвержены влиянию асоциальных факторов и т.п., что случается значительно реже с единственными детьми в семье. Однако социализация детей из многодетных семей имеет и положительные стороны, такие как:

- Раннее приобщение подростков из многодетных семей к труду в связи с их включением в работу по дому;

- Привязанность между братьями и сестрами;

- Обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру старших братьев (сестер) и заботе о младших и опыту повседневного общения на равных с братьями и сестрами;

- Воспитание в семейном коллективе в условиях, более близких, чем существование единственного ребенка в семье, к дальнейшей взрослой жизни с ее необходимостью учитывать интересы других людей, взаимодействовать на равных, заботиться о слабых и т.п.

Различия личностных особенностей детей из многодетных и малодетных семей подробно описаны Н.В. Плисенко: «В малодетных семьях дети более уверены в себе, тогда как в многодетных дети более заботливы, лучше воспитаны и более ответственны, менее зависимы и менее властны. Маленькие семьи создают худшие условия для воспитания у детей независимости и способности к оказанию помощи. Развитие в многодетных семьях более гармонично, потому что родители меньше вмешиваются во взаимоотношение детей. … По мнению Кошоновой М.Р., у дошкольников из многодетных семей формируется более точная, полная и разностороннее представление о себе, чем у их ровесников из малодетных семей. … Дошкольники из многодетных семей имеют возможность видеть свое «отражение» сразу нескольких различных «зеркалах». Они корректируют представление о своих возможностях путем учета оценок партнеров разных возрастов, сопоставления своих успехов с успехами детей разных возрастов. Дошкольники из многодетных семей могут рассказать о себе в 1,5-2 раза больше, чем дошкольники из однодетных семей. Расширение контактов с другими детьми усиливает критичность в отношении к себе уже с пятилетнего возраста».  Таким образом, в малодетных семьях и в семьях с одним ребенком предоставляются лучшие условия для интеллектуального развития, а в многодетных семьях – для развития положительных личностных качеств детей.

Наличие сиблингов (братьев и сестер) в семье способствует развитию у детей коммуникативных навыков, поскольку дети проводят намного больше времени, взаимодействуя со своими братьями и сестрами, чем с родителями. Сиблинги «предоставляют детям такой контекст для общения, который не может быть достигнут с родителями, – взаимоотношения на равных».   Кроме того, «предельная откровенность между сиблингами позволяет испытать взлеты и падения человеческих отношений на базальном уровне. Сиблинги могут быть беззаветно преданы друг другу, а могут презирать друг друга и/или развивать отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Хотя родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, которое приводит к ссорам и дракам, сиблингов обычно связывают сильная привязанность и дружба … для них не проходит бесследно жизнь бок о бок с равными себе по положению (дети одной семьи) и в то же время не равными по ряду других качеств: возрасту, росту, полу, знаниям, уму, внешней привлекательности и т.д. – людьми. Действительно, очень важно то, что братья и сестры помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, то подбивая друг друга на какие-то действия, то от чего-то удерживая». 

В России 60% семей воспитывают единственного ребёнка в семье. В обществе распространено мнение, что один ребёнок в семье вырастает избалованным ребёнком. Это утверждение не всегда верное. Но, его развитие и жизнь, конечно же, проходят не так, как у других детей, у которых есть братья и сёстры.

Ещё сто лет назад один ребёнок в семье был редкостью и с того времени в нашем обществе закрепилось устойчивое мнение, что единственный ребёнок - эгоист, избалованный и не приспособленный к жизни.

Многие из этих утверждений подтвердил своими выводами австрийский психолог Альфред Адлер в 1920-ом году. Он утверждал, что единственным детям в семье присущи проблемы в общении. Кроме того, психическое развитие детей дошкольников, у которых нет ни братьев, ни сестёр, "затормаживается" на том моменте, что все бегают вокруг них и весь мир вращается для них.

Через 30 лет, французский психоаналитик Франсуаза Долто сделала вывод, что единственный ребёнок в семье может быть успешным в получении образования, но, что касается общественной жизни, то к ней такие дети совершенно неприспособленны, т.к., в большинстве своём, они плохо контактируют с окружающими.

Всё-таки, это достаточно сложное испытание - быть единственным объектом любви своих родителей. Родители сосредотачивают все своё внимание и свою любовь к ребёнку на нём. Как сделать, чтобы особые привилегии единственного ребёнка не сослужили ему плохую службу в дальнейшей жизни? Это будет зависеть от поведения и отношения самих родителей.

В большинстве семей один ребёнок растёт с чувством сильной защищённости в кругу семьи. Он знает, что родители живут и любят только его. Что может быть прекраснее в детстве? Но, по мнению детского психоаналитика Анны Скавитиной, чувствуя себя всемогущими и непобедимыми в семье, за её пределами единственные дети чувствуют себя неуверенными и боятся, что у них ничего не получится, т.к. они не ощущают привычной поддержки родителей.

Если эти страхи и неуверенность сохранятся и во взрослом возрасте, то они могут сильно осложнить жизнь, став сильным препятствием и на психологическом и на социальном уровне.

Очень многие родители превращают свою гиперопеку в глобальный контроль. Они контролируют каждый шаг ребёнка, независимо от того, где он находится. Самим детям такое внимание неприятно и им неловко перед окружающими. Кроме того, такие дети, как правило, не любят командные виды спорта. Т.е. те виды, где требуется тесное взаимодействие с другими детьми.

У одного ребёнка в семье может возникнуть иллюзия равенства с родителями. Например, если ребёнок - девочка, то она одета как мама, походка тоже одинаковая с мамой и болтают они без умолку, как две лучшие подруги. Что интересно, зачастую сама мама в таком случае воспринимают ребёнка как равного, говоря: "Это моя младшая сестрёнка". А эта девочка говорит: "Моя самая лучшая подруга - это моя мама". Т.е. в таких семьях разделение на родителей и детей весьма и весьма условное. Но нужны ли и будут ли полезны такие отношения детям?

У каждого ребёнка должны быть друзья, с которыми можно общаться, играть, ходить в гости друг к другу. Если родители в семье исполняют роль друзей, то кто будет исполнять роль родителей? По мнению детского психолога Александра Венгера, ребёнку необходимо видеть в родителях примеры взрослого поведения и отношения к жизни.

Конечно, единственный ребёнок в семье раньше проходит путь психологического созревания, участвуя в делах взрослых. Но, с другой стороны, раннее психологическое взросление может стать чрезмерной нагрузкой для ребёнка. Если же ребёнок живёт в неполной семье (чаще всего с мамой), то положение становится ещё сложнее. 

Какие могут ожидать такого ребёнка проблемы в будущем? Если ребёнок - мальчик, то он будет держаться за маму даже во взрослом возрасте. Как говорит Анна Скавитина, в такой ситуации мальчик, фактически, женат на маме с рождения. Естественно, свою счастливую семью ему создать будет сложно. Ведь ни одна женщина не сможет сравниться с его мамой. 

У девочек могут быть проблемы иного рода. Став похожей на маму, девочка становится, своего рода, зеркалом своей матери. По мнению Анны Скавитиной, в подростковом возрасте такие дочь и мать становятся настоящими соперницами. Чтобы обрести независимость и освободиться от опеки матери, девочка-подросток не может найти другого пути, кроме открытого конфликта в семье.

Очень часто родители стремятся отдать пораньше в школу своего единственного ребёнка, т.к. такие дети, как мы говорили ранее, психологически развиваются раньше и могут быть очень успешны в обучении. Но не стоит этого делать. Ведь, как мы отмечали ранее, эти дети тяжелее контактируют с окружающими. Школа - это новый уровень отношений и для единственного ребёнка это может стать сложным испытанием, тем более, что он будет самым младшим в классе.

Почему же многие пары предпочитают родить только одного ребёнка? Возможно, это связано со здоровьем женщины или мужчины в семье. А, возможно, кто-то, вступая в повторный брак и родив первого ребёнка в семье, не хотят больше детей, т.к. у них есть ещё дети от прошлых браков. Большинство родителей просто боятся рожать второго ребёнка, или им просто лень. Ведь нужно нести ответственность за него. И много времени уходит на уход ха ним и его воспитание.

Должны ли родители объяснять единственному ребёнку, почему они решили, что у него не будет братьев и сестёр? Да, обсудить с ними этот момент будет правильно. Особенно, если ребёнок сам спрашивает об этом. Такой разговор успокоит его и расставит всё по местам. Ведь часто такие дети хотят быть идеалом для своих мамы и папы.

В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Поэтому родителям, планирующим появление второго ребенка, необходимо помнить, что его рождение для первенца событие скорее драматичное, чем радостное. Ведь роль старшего в такой ситуации резко меняется и требования к нему возрастают. Младший же лишен «травмирующего» опыта – он находится в центре внимания, им умиляются, ему многое и чаще прощается по сравнению со старшим. 

Проблемы в налаживании добрых взаимоотношений между братьями и сестрами могут возникнуть и при воспитании в семье троих детей. Причем в более ущемленном положении оказываются средние дети. Они вынуждены отказаться от роли «милого малыша», так и не насладившись вдоволь статусом любимчика семьи, и поставлены перед необходимостью постоянно соперничать как с более сильным и умелым старшим, так и с беспомощным и зависимым младшим. Не меньше вопросов возникает у родителей и при воспитании в семье 4-х и более детей. И самой распространенная проблема, которую приходится разрешать матерям и отцам, – это ревность старших к младшим (или наоборот), появление конфликтов, ссор и даже драк. 

Зачастую в популярной литературе можно встретить информацию о том, что на отношения между детьми влияют их возрастная разница, половые различия, личностные особенности, тип темперамента. Все это, безусловно, имеет значение, но в основном для социальных ролей сестер и братьев, которые они будут исполнять в своих будущих семьях. Результаты исследований психологов второй половины ХХ века однозначно доказали, что проявление в отношениях детей заботы друг о друге или вражды зависит, прежде всего, от родителей, степени их участия в воспитании и отношения к каждому конкретному ребенку. 

Некоторые специалисты высказывают мнение, что конкуренция и соперничество проявляются намного мягче среди детей в случаях существенной (7–10 лет) разницы в возрасте между ними, а также если дети разного пола. Однако еще раз подчеркнем, что дети любого возраста чувствуют себя в некоторой степени беззащитными и могут преодолеть это состояние, только добиваясь любви родителей. Поэтому соперничество между ними в борьбе за эту любовь неизбежно. 

Усилить постоянно присутствующую напряженность во взаимоотношениях братьев и сестер могут частые болезни одного из детей. Родители, озабоченные постоянным недомоганием ребенка, проявляют к нему повышенное внимание и, следовательно, меньшее к остальным. Способствуют возникновению конфликтов и ситуации, когда мама и/или отец автоматически «записывают» во взрослые старшего ребенка, постоянно требуют от него понимания и помощи или сравнивают «хорошего» маленького с «плохим» старшим. 

В связи с этим каждый современный родитель, обдумывая варианты поведения с разновозрастными детьми в семье, должен ответить на вопрос: «Что самое важное в жизни его сына и дочери? В чем каждый ребенок нуждается больше всего?» Специалисты в такой ситуации часто подсказывают родителям ответ – главное для детей любовь мамы и папы. Но возникает другой вопрос, как выражать эту любовь, чтобы дети, с одной стороны, были уверены в теплом и ласковом отношении к ним, а с другой – не выросли самовлюбленными эгоистами? 

При рождении третьего ребёнка в семье, она уже считается многодетной. И у воспитания трёх детей в семье есть свои особенности. Воспитание троих детей в семье и положение каждого ребёнка в ней, во многом, зависит от того, кто из родителей играет ведущую роль в семье, т.е., кто является общепризнанным авторитетом и фактическим главой семьи - мужчина или женщина.

Положение ребёнка в семье с тремя детьми.

Когда рождается первый ребёнок в семье, он, автоматически, становится центром внимания отца и матери. Родители в кругу семьи общаются только с ним и друг с другом, ведь больше никого нет. Когда рождается второй ребёнок в семье, то он отбирает львиную долю внимания родителей. Старший ребёнок может ревновать к младшему и начинает бороться за внимание родителей. Нередко в такой борьбе дети становятся агрессивными.

Когда рождается третий ребёнок в семье, то уже он, в свою очередь, забирает почти все внимание родителей у среднего ребёнка, таким образом "свергая его с престола". И тут уже средний ребёнок начинает ревновать к младшему. В таких случаях часто старший и младший дети могут объединяться в своеобразный союз против среднего. И родителям не стоит упускать из виду подобные ситуации. Конечно, далеко не всегда события развиваются именно таким образом, но, достаточно часто. 

Соперничество между тремя детьми в семье.

Итак, средний ребёнок среди трёх детей в семье чаще всего находится в трудной ситуации. Потому что, зачастую, у него нет преимуществ старшего ребёнка, в силу возраста, и нет внимания родителей, как у младшего. И в своём соперничестве между детьми он может наиболее упорно отстаивать своё мнение, производя впечатление капризного и упрямого ребёнка.

Сложнее всего дело обстоит в случае, если средний ребёнок - единственный сын или, наоборот, единственная дочь в семье. И тут, опять же, во многом всё будет зависеть от того, какой из родителей играет ведущую роль в семье. И это сильно будет влиять на поведение детей в семье, особенно на поведение среднего ребёнка.

Положение среднего ребёнка при ведущей роли матери в семье.

Если ведущую роль играет женщина в семье, то её единственная дочь, будучи средним ребёнком, постарается "взять на вооружение" поведение матери и перенять её манеры, чтобы выделиться между двумя своими братьями и играть главную роль сначала в родительской семье, а потом и в своей собственной.

Если же средний ребёнок из троих детей в семье - единственный мальчик, а его мать является фактическим главой семьи, то он с детства привыкнет к женской линии поведения, и будет считать нормальным своё подчинение матери и старшей сестре. Этой же линии поведения он может продолжать придерживаться и в своей собственной семье, подсознательно выбирая для себя властную, уверенную девушку.

Но так бывает не всегда. В подобной ситуации, когда мать имеет решающее влияние в семье, то единственный средний сын и его отец могут объединиться вместе и поддерживать друг друга во всех вопросах для того, чтобы уменьшить роль матери в семье и повысить своё влияние. Сын - для того, чтобы повысить влияние среди двух сестёр, а отец - чтобы повысить своё влияние в семье, в целом. Мужская солидарность подобным образом проявляется достаточно часто.

Положение среднего ребёнка при ведущей роли отца в семье.

Если глава в семье мужчина, и средний ребёнок в семье - его единственный сын, то мальчик будет стремиться к мужской линии поведения, стремясь играть ведущую роль среди сестёр, подобно тому, как его отец играет ведущую роль в семье. И на фоне своих сестёр, чаще всего, такой мальчик вырастет настоящим мужчиной, воплощающим в себе мужскую линию поведения.

Если средний ребёнок из троих детей в семье - девочка, то она, для того, чтобы добиться большего влияния среди братьев, будет стремиться подражать отцу и станет перенимать мужскую линию поведения. При условии, что отец является лидером в семье. Такая девочка становится девочкой-сорванцом, а-ля Пеппи Длинный чулок, стремясь стать лидером между двумя братьями.

Если у вас в семье 3 ребёнка, то, возможно, их поведение будет развиваться по одному из вышеперечисленных сценариев. А, возможно, и нет. Эти сценарии - одни из самых распространённых, но не единственные. Возможно, ваши дети пойдут по другому пути, стремясь завоевать лидерство. А, возможно, и по одному из вышеперечисленных, но это будет не так ярко выражено, как мы описали........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%