- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение влияние гражданско-патриотического воспитания детей в семье
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012015 |
Тема: | Изучение влияние гражданско-патриотического воспитания детей в семье |
Содержание
6 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...... 3 ГЛАВА I. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ…………………………………...................................... 7 1.1 Понятие гражданско-патриотического воспитания ………………. 7 1.2 Особенности гражданско-патриотического воспитания ….............. 16 1.3 Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей…….. 23 ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ ………. 32 2.1 Анализ передового педагогического опыта по проблеме исследования…………………………………………………………… 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………............... 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 37 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 39 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В современных условиях в нашей стране постепенно снижается воздействие воспитания на человека российского искусства, образования, культуры. В сознании общества наблюдается утрата российского патриотизма, проявление негативных качеств таких, как, нетерпимость, равнодушие, индивидуализм, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, снижается престижность военной и государственной службы. Первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание в то время было направлено на воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представлялась высшей ценностью. В VIII-XIX веках под патриотическим воспитанием понимали воспитание полезных для государства граждан. Данная тема поднималась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина, Н.П. Огарева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других выдающихся отечественных педагогов и философов. Русский религиозный философ И.А. Ильин поднимает вопрос национально-патриотического воспитания, отвечающего существенным качествам народа, направленное на развитие национально-значимых черт личности. Национально-патриотическое воспитание, по мнению И.А. Ильина, должно быть связано с религиозным пониманием, которое приобщает национально-патриотические чувства к категории высших ценностей. Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в XX веке. Во времена Советского государства патриотизм был тесно связан с политической идеологией, т.к. его основу составляет отношение к государству, к нации, к другим странам. В педагогике советского периода вопросам воспитания патриотизма были посвящены работы А.А. Аронова, М.С. Джунусова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, А.С. Миловидова П.Е. Сапегина, Н.Н. Седовой, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Фарфоровского и др. В настоящее время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Галанин, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов, Н. Мазыкина, В.Ю. Микрюков, А.И. Попова, Ю.В. Савин, Е.С. Троицкий и другие ученые. Патриотическое воспитание представляет собой неотъемлемую часть воспитательного процесса. По мнению С.Е. Матушкина, оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, но обладает относительной самостоятельностью. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента РФ В.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики. В настоящее время, для развития и процветания Российской Федерации, необходимо чтобы каждый человек с самого раннего возраста воспитывался семьёй в духе патриотизма, уважения к своему государству для чего необходимо прививать любовь к Отчизне и историческому прошлому своей Родины. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач государства, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [5]. Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитание, как целостный процесс, заложенный в основу воспитательной работы в семье. В семье, как основном институте воспитания ребенка, работа по патриотическому воспитанию важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества; повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам [4,6,7]. На современном этапе эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь только в семье дети получают первые уроки гражданственности. Тема данной курсовой работы: «Гражданско-патриотическое воспитание детей в семье». На основе темы была выявлена проблема исследования: каково влияние семьи на гражданско-патриотического воспитания детей. Объект: процесс гражданско-патриотическое воспитания в семье. Предмет: гражданско-патриотическое воспитание детей в семье. Целью данной работы является изучение влияние гражданско-патриотического воспитания детей в семье. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: Изучить и проанализировать литературу о влиянии гражданско-патриотического воспитания детей в семье; Изучить особенности гражданско-патриотического воспитания детей; Выявить влияние гражданско-патриотического воспитания детей в семье; Организовать и провести эмпирическое исследование; Выполнить анализ результатов исследования. Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по заявленному исследованию; Структура работы: курсовая работа состоит из введения; двух глав, списка использованной литературы и приложения. Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы при проведении просветительской, профилактической, а также коррекционной работы с родителями с целью оптимизации семейного общения, и как следствие, повышение влияния гражданско-патриотического воспитания детей. Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. ГЛАВА I. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Понятие гражданско-патриотического воспитания Гражданско-патриотическое воспитание это одно из наиболее важных направлений духовно-нравственного воспитания. Рассмотрим понятие и сущность гражданско – патриотического воспитания. Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности [8]. Раскрывая сущность воспитания патриота-гражданина в своих педагогических трудах, А.С. Макаренко говорил о личности, способной подчинить свои интересы коллективному делу, способной на производительный труд на благо Отечества [19]. Патриотизм - любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям [20]. В словаре В.И. Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [16]. В переводе с греческого патриотизм означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм проявляется как активная позиция личности, готовность к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству и сопричастность с его культурой, историей, ценностями народа и достижениями. Одним из системообразующих компонентов, которые определяют развитость мировоззренческой культуры личности и является патриотическое воспитание. Говоря о патриотическом воспитании, стоит обратиться к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы», в которой это понятие рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Именно патриотическое воспитание является основой формирования гражданственности и менталитета человека. “Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы [12]. Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой [21]. Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта. Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [5]. Гражданско-патриотическое воспитание - формирование у молодого поколения и у самих себя патриотизма, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность семьи по формированию у ребенка высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [3]. Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Следовательно, гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с иными нормативно-правовыми актами. Здесь важно, чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений [3]. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Сухомлинский В.А. говорил о том, что, чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. В младшем школьном возрасте у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь приоритетной задачей является формирование социально – культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты. Формирование понятий мужество, отвага, дружба [6]. Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма. Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с самого раннего детства, необходимо в младшем школьном возрасте вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий» [2]. Дальнейшая задача – расширение представления о социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы. Дети среднего возраста еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Система ценностей, ориентированных на усвоение: патриотизм как отношение к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека, расширение представления о государственной символике, формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих. Особое значение придаётся изучению государственных символов Российской Федерации. Затем формирование патриотизма идёт через воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. Мы с вами родились и живём на древней российской земле. Поэтому нам всем необходимо знать и уважать традиции, многовековую историю и богатое культурное наследие. В истории имеются даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад не только, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, реализовать себя как личность и индивидуальность, выбрать профессию. Психолого-педагогические компоненты патриотизма: 1. Мотивационный 2. Эмоционаьный 3. Волевой 4. Интеллектуальный Мотивационный компонент патриотизма Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. Мотивация самореализации – высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, потребности самореализации себя. Принципы в формировании мотивационного компонента патриотизма. - систематичности и последовательности; -Сознательности, активности ребенка; -уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью; -опоры на положительные качества ребенка; -включения в деятельность. Интеллектуальный компонент патриотизма Функции интеллектуального компонента патриотизма: 1. Мировоззренческая 2. Методологическая 3. Коммуникативная 4. Регулятивная 5. Ценностная Гражданско-патриотическое направление патриотического воспитания включает в себя гражданское образование и гражданское воспитание. Гражданское образование – это общественно-государственная, социально-ориентированная система непрерывного обучения и воспитания. Целью гражданского образования можно считать формирование гражданских качеств на основе новых знаний, умений и ценностей, способствующих личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, а также представлять и защищать свои права и интересы уважая интересы и права других людей. Гражданское воспитание – это направление воспитательной деятельности, связанное с формированием общественной роли личности. Система гражданского воспитания включает в себя цели, содержание и формы гражданского воспитания. Цели гражданского воспитания делятся: Образовательные ценности; Воспитательные ценности; Развивающие ценности: К образовательным ценностям относятся коммуникативные умения, которые позволяют культурно вести диалог и дискуссии. Воспитательные цели гражданского воспитания, реализуются в деятельности, так как в ней происходит формирование высоких морально-гражданских качеств. Развивающие цели позволяют личности самостоятельно выделить определенный факт из потока информации, цепи событий, осмыслить каждое событие с позиций нового гражданского мышления. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской жизненной позиции личности, гражданского самоопределения. Это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, убежденность и терпимость. Гражданское воспитание должно строится на принципах открытости для творческого использования, субъектной позиции детей и воспитания через социально значимую деятельность. В условиях семьи патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей; уважение к атрибутам государственности страны. Целенаправленная и систематическая работа способствует повышению интереса и мотивации у детей, любви к дому, истории семьи, города, Родины. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание детьми сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у ребенка крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Патриотизм и гражданственность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм и гражданственность проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу - нравственная основа жизнеспособности общества. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его результат. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями и в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность - два теснейшим образом взаимосвязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития. Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское воспитание постепенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств равенства и братства, единства, дружбы, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности – все эти качества объединяют народы. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер. Семья со своими традициями и отношениями здесь играет главную роль [1]. 1.2 Особенности гражданско-патриотического воспитания детей Воспитание детей в современном российском обществе, где происходит экономическое и политическое реформирование, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Социально-экономические инновации, период становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию подрастающих поколений. Эти процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию цивилизованного, экономически развитого, суверенного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, этических и морально-психологических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Гражданско-патриотическое воспитание, предполагает формирование и развитие личности ребенка. Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной деятельности, относится больше к мировоззренческому содержанию и долгосрочным целям системы патриотического воспитания. Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное [18]. Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду. Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций. Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности. Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни. Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе. Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь. Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности. Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста [23]. В гражданском воспитании могут использоваться различные подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и т.д. Каждый из них акцентирует тот или иной аспект гражданского воспитания. Но как самостоятельное направление воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание требует особого, целостного и комплексного подхода к реализации его целей и задач. Подход должен обеспечивать следующие параметры воспитательного процесса: – направленность воспитания на решение крупных общественных задач, связанных с укрепление единства российского общества и формированием общероссийской патриотической идентичности; – приоритетность формирования гражданских ценностей и идеалов гражданственности, социальной солидарности, ответственности; – интегративность содержания по отношению к формированию и развитию личности и ориентирам ее коллективистского самоопределения. Необходимо выработать такой подход, который учитывал бы общие задачи патриотического воспитания граждан РФ, специфику общественно-воспитательной среды, индивидуальные особенности учащихся (интересы, опыт, жизненные ориентации, способность и готовность к коллективной работе), стимулировал бы развитие воспитательных систем в направлении активного коллективообразования и соответствующей организации окружающей социальной среды. Учесть эти условия гражданско-патриотического воспитания можно выдвинуть на первый план формирование единого образовательно-воспитательного пространства (интеграцию воспитательной системы и социальной среды) школы, локального сообщества, города, региона. С точки зрения форм и методов воспитания это означает необходимость интегрированного подхода к разнообразным воспитательным воздействиям, управления этими воздействиями в организуемой социальной среде. Дети должны быть окружены сетью социальных и культурных проектов, объединений детей и взрослых, социальных и культурных коммуникаций. В единое целое в таком случае объединяются собственно воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует процессы коллективообразования, совместная деятельность педагогов, детей, молодежи. Интегративный подход предполагает: – объединение воспитательных систем отдельных школ, других образовательных учреждений на локальном, муниципальном, региональном уровнях. Пространство может быть построено вокруг одной школы или группы школ, выступающих инициаторами совместной воспитательной деятельности, или путем объединения на основе договора всех образовательных учреждений района; – предварительное изучение локальной социальной среды, ее образовательного и воспитательного потенциала, потребностей и интересов потенциальных участников общего воспитательного пространства – школ, учреждений дополнительного образования, центре социальной и психологической помощи, детских и молодежных формальных и неформальных объединений, педагогов, родителей, детей и т.д.; – гибкая организации воспитательного пространства как «сверху» (по инициативе территориальных органов управления), так и «снизу» – по инициативе детей и молодежи (клубы, объединения по интересам, социальные проекты); – консолидация образовательного пространства вокруг общей, социально-значимой цели, способной объединить всех его участников, мотивировать их творческую, солидарную, ответственную деятельность; – использование разнообразных социально-коммуникативных возможностей, предоставляемых воспитательным пространством, – деятельности образующих его коллективов, смены и активной реализации социальных ролей, диалога с представителями различных поколений, общих событий и т.д. – для воспитания гражданских качеств личности. Каждый из названных подходов акцентирует внимание на том или ином аспекте гражданского воспитания. Но как целостное направление воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание требует целостного и комплексного полхода к решению его целей и задач. В построении гражданского образования одним из ведущих подходов признан компетентностный подход. Гражданская компетентность личности предполагает наличие ряда сформированных компетенций. Термин компетенции (ключевые компетенции) относительно недавно появился в отечественной педагогической науке и остается во многом спорным. Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать знания/умения в конкретной ситуации. Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам. Таким образом, компетенция – это нечто иное, чем просто знания и умения, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент. Необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению ситуаций того или иного вида. Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания; повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма [9]. Таким образом, формируя систему патриотического воспитания, необходимо учитывать «обратные связи» между этой системой и обществом. Значение проявлений активности общества, культуры, общественного и личного самосознания настолько велико, что их нельзя отнести к разряду «дополнительных условий» или внешних влияний среды. Общественные устремления нельзя назвать и просто факторами или компонентами патриотического воспитания. Они являются основанием патриотического воспитания – основанием, коренящимся в потребностях человека в совместной социальной деятельности и коллективистском самоопределении, в существовании нравственного порядка в обществе, в ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: