VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные проблемы воспитания младшего школьника в семье

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012383
Тема: Современные проблемы воспитания младшего школьника в семье
Содержание
       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
     
     «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.А.ДОБРОЛЮБОВА» 
     
     Факультет английского языка
     Кафедра педагогики и психологии
     
     
     Оганесян Анастасия Аветисовна
     
      Современные проблемы воспитания младшего школьника в семье
     
     
     Выпускная квалификационная работа
     Направление подготовки:– Педагогическое образование 
     Профиль подготовки: Иностранный язык
       Квалификация: бакалавр
     
     

     Нижний Новгород 
     2018
Оглавление

Введение	4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ	9
1.1. Исторический аспект семейного воспитания на основе трудов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Б. Спока	9
1.2. Семья: основные функции	13
1.3. Семейное воспитание в аспекте задач и возрастных особенностей воспитанников	24
1.3. Современные проблемы семейного воспитания	31
Выводы по первой главе	40
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ	42
2.1.  Роль взаимодействия семьи и школы в решении вопросов воспитания	42
2.2 Формы сотрудничества школы с родителями	48
2.3. Организация педагогического просвещения родителей в школе	52
Вывод по второй главе	59
Заключение	61
Библиографический список	64



Введение
     
     Семейное воспитание – вечная проблема общества. На сегодняшний день проблема влияния семейного воспитания на формирование личности и успешность развития ребёнка не утратила, а наоборот, приобрела особую актуальность. Семья традиционно является главным институтом воспитания. В ней закладываются основы личности ребёнка, его отношение к себе и окружающему миру. Семья дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, об общественных и семейных ценностях. В семье формируются моральные представления и нравственные принципы. От того, как проходит процесс воспитания в семье, зависит успешность вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
     На каждом этапе общественного развития, особенно сейчас, когда в мире происходят такие стремительные изменения, эта проблема приобретает новые черты. К примеру, сравнивая предшествующее десятилетие с сегодняшним днём, мы уже можем заметить большую разницу в направленности воспитания и образования – это переход от идеологии свободы к идеологии патриотизма. Разные периоды, даже с незначительным интервалом, дают новые повороты и новый взгляд на проблему. 
     С одной стороны, бытует мнение, что происходящие политические, социальные, экономические и культурные изменения в обществе оказывают отрицательное воздействие на демографическую ситуацию, и семья, как социальный институт, значительно утрачивает свою ценность. Однако существует и обратная точка зрения, что на данный момент просматривается очевидная тенденция возврата к семейным ценностям, но таким образом, чтобы они не вступали в противоречие со стремлением современного человека, в том числе и современного родителя, участвовать в социальной жизни. То есть происходит объединение новых социальных реалий с традиционными семейными ценностями. Человек стремится быть активным, успешным, стремится участвовать во всём, стремится состояться и реализоваться в самых разных социальных аспектах жизни и одновременно желает сохранить семью в её первозданном виде и назначении; семью, где семейные традиции и обычаи определяют внутренний уклад семьи, где женщина выполняет роль хранительницы домашнего очага и воспитательницы детей, и т.п. Такие ценности педагогически более значимы для воспитания ребёнка. Однако в этом и состоит проблема современного воспитания – в трудности связи роли родителя как социально активного члена общества с его родительскими обязанностями.
     Тем не менее, несмотря на все проблемы современного общества, необходимо осознавать важность семьи, ее роль в развитии молодого поколения. «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» [41].
     В данной работе мы рассматриваем период младшего школьного возраста, так как в связи с началом обучения ребёнка в школе это наиболее важный период в процессе воспитания, связанный со значительными изменениями в его жизни, требующий от родителей наибольшего внимания, понимания и участия.
     Роль семьи, особенно на этапе младшего школьного возраста, является существенным фактором социализации ребёнка. Воздействие семьи определяется, прежде всего, её педагогической культурой. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В. Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии [59, c. 217-220].
     Над проблемой семейного воспитания в истории педагогики работали многие ученые (Байков Ф. Я., Васильева Э. В., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., Азаров Ю. П., Шеляг Т. В., Гуров В. Н.  и др.) и педагоги (Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.). Данная проблема актуальна и для государства, которое оказывает помощь семье посредством различных социальных программ. Нельзя не сказать и о помощи общества через различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и т.д. Но наиболее важным помощником семьи является школа. По сути, школа для ребёнка становится вторым домом. Тем не менее, школа не может заменить ребёнку родительского влияния. Поэтому необходимо педагогически направить и усилить положительные внешкольные влияния, объединить усилия школы и семьи для развития гармоничной и успешной личности, а также по возможности предотвратить отрицательные влияния на личность ребенка.
     В данной работе рассмотрены такие вопросы, как семья и её функции, сущность семейного воспитания, его задачи и роль в развитии ребенка, а также проблемы семейного воспитания в младшем школьном возрасте.
     Цель исследования: выявление современных проблем семейного воспитания младшего школьника на основе обобщения научно-педагогической информации о педагогической функции семьи и взаимодействии семьи и школы в деле воспитания ребенка.   
     Объект исследования: семейное воспитание как элемент целостной системы воспитания ребёнка. 
     Предмет исследования: теоретико-практические основы семейного воспитания младшего школьника. 
     Гипотеза исследования состоит в предположении, что успешная реализация педагогической функции семьи в плане воспитания младшего школьника возможна, если  соблюдаются следующие условия:
      - учет исторической преемственности в области теории и практики семейного воспитания;
     - учет возрастных особенностей младшего школьника в семейном воспитании;
     - обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младшего школьника.    
     В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования в  исследовании поставлены задачи:
* проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы семейного воспитания;
* рассмотреть основные функции семьи и задачи семейного воспитания;
* проанализировать особенности младшего школьного возраста;
* выявить основные проблемы семейного воспитания на современном этапе развития общества;
* обосновать сотрудничество семьи и школы как фактор успешной реализации педагогической функции семьи; 
* рассмотреть формы взаимодействия семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей.
     Для решения поставленных задач был применён комплекс методов:   теоретический анализ научной литературы по теме исследования, обобщение  научных представлений о семейном воспитании, анализ особенностей младшего школьного возраста, проектирование содержания программы педагогического просвещения родителей на диагностической основе.  
     Теоретической основой исследования явились научные положения о семье как педагогической системе и семейном воспитании как подсистеме целостной системы воспитания ребенка; принцип исторической преемственности в вопросе семейного воспитания (П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
     Теоретическую значимость исследования мы видим в обобщении научно-педагогической информации о специфике и проблематике семейного воспитания на современном этапе, а также поиске возможных путей их  решения через взаимодействие семьи и школы.
     Практическая значимость исследования состоит в разработке варианта содержания диагностики проблем семейного воспитания младшего школьника на основе анкетирования родителей и программы педагогического просвещения родителей. 
      Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы системы семейного воспитания. В частности, исследуется исторический аспект, функции семьи, задачи, а также проблемы семейного воспитания с учётом особенностей младшего школьного возраста. Вторая глава посвящена практическому педагогическому аспекту жизнедеятельности семьи, а именно – рассмотрению вопроса о роли взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. В заключении представлены общие выводы  по теме исследования. 
     
      

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Исторический аспект семейного воспитания на основе трудов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Б. Спока
     Проблемой воспитания в семье занимались многие учёные, философы и педагоги, результаты исследований которых и поныне используются в педагогике. Рассмотрим  наиболее существенные положения из них.
     Огромный вклад в развитие научной педагогики XIX века внес К.Д. Ушинский. Основным его достижением в изучении и развитии педагогической теории, является идея народности образования. Его учение о роли родного языка имело огромное влияние на систему образования последующих поколений. Не менее важное место в работах Ушинского занимает проблема семейного воспитания. По мнению Ушинского, семья является наиболее естественной средой воспитания и обучения, так как в процессе её жизнедеятельности естественным образом формируется личность ребёнка посредством приобретения знаний, умений, навыков, привычек, ценностей. Важную роль в этом процессе играет пример семейного окружения ребёнка. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить в своих детях полезных для общества граждан; одно из священнейших прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание» [2, с.608]. Поэтому большое значение имеют личностные качества родителей, уровень их культуры и образования, их поведение и стиль жизни, моральные ценности, которые они передают своим детям. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер»» [56, с.64-65] 
     Ушинский подчёркивал необходимость педагогического образования родителей, сознательного и даже профессионального подхода к воспитанию детей. В особенности Константин Дмитриевич указывал на важность полного и всестороннего образования матери ребёнка. Уделяя матери главную роль в воспитании, Ушинский говорил о том, что мать – это не только воспитательница, но и учительница своих детей.
     Выдающимся педагогом был и гениальный русский писатель XIX века Л.Н. Толстой. Одной из главных его заслуг является открытие школы в имении Ясная Поляна для крестьянских детей.
     Лев Николаевич считал воспитание главной обязанностью родителей, при этом существенную роль он отводил внутрисемейным отношениям. Только при наличии таких факторов как взаимоуважение, взаимопонимание, внимание и терпимость друг к другу, можно говорить о возможности правильного и качественного воспитания. Нельзя представить процесс воспитания без общения. Только через общение и собственный пример ребёнку прививаются ценности. Поэтому так важно нравственное воспитание самих родителей. «Воспитание  есть  воздействие  на  сердце  тех,  кого   мы   воспитываем», - писал Л.Н. Толстой. «Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам  дурен» [55, с.511]. Ещё два века назад писатель говорил о такой актуальной на сегодня проблеме как качество предоставляемой ребёнку информации. Современные СМИ часто манипулируют людьми посредством ложной информации, и задача родителей состоит в том, чтобы оградить своих детей от пагубного воздействия. В своих работах Толстой также отмечает роль трудового воспитания в формировании таких качеств как самостоятельность и ответственность, необходимых для успешной реализации личности ребёнка в обществе.
     Не менее известны работы А.С. Макаренко, а именно «Книга для родителей», в которой основное внимание уделено родительскому авторитету, который, по его словам, нужно ещё  и заслужить. Строго осуждал Макаренко нетребовательность, балование, подкуп и безотказность, которые ведут к развращению личности. Любовь родителей должна быть требовательной, только так можно вырастить ответственного, отзывчивого и совестливого человека [28].
     А.С. Макаренко считал, что формирование личности ребёнка, его качеств, характера, мировоззрения, ценностных ориентаций происходит под влиянием семейного уклада: «Истинная сущность воспитательной работы… заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» [27, с. 64].
     Среди условий семейного воспитания Макаренко выделял наличие полной крепкой дружной семьи, где царит любовь и взаимоуважение. Более того, Макаренко подмечал, что в семьях с несколькими детьми в детях воспитывается чувство взаимопомощи, они учатся жить в коллективе, учатся слушать других и уважать чужое мнение, тогда как в семьях, где ребёнок воспитывается один, он чаще всего вырастает эгоистом.
     Нельзя не сказать и о таком выдающемся советском педагоге-новаторе, как В.А. Сухомлинский, также посветившем свои труды изучению родительской педагогики. Воспитание детей Сухомлинский считал главным смыслом и целью семейной жизни. В своей книге «Сердце отдаю детям» он представил свои гуманистические идеи воспитания духовно богатой, гармоничной и счастливой личности [53]. О воспитании он писал, что это «многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [52, c. 9]. 
     Воспитание должно строиться на любви, добре, доверии, сотрудничестве, свободе выбора. Василий Александрович утверждал, что если ребёнок растёт в атмосфере любви, добра и понимания, то нет никакой необходимости его наказывать. Суть воспитания Сухомлинский видел в общении с детьми, без которого невозможно достичь взаимопонимания.
     Заслуга В.А.Сухомлинского состоит ещё и в том, что он развил и внедрил идею сотрудничества семьи и школы. Основную педагогическую ответственность за воспитание ребенка Сухомлинский возлагал на родителей. Поэтому школьное обучение и воспитание должно производиться совместными усилиями с родителями. Важно, чтобы в предъявляемых ребёнку требованиях и устанавливаемых ценностных ориентирах не было противоречий между семьёй и школой, иначе они утратят свой авторитет.
     Выдающийся врач и педагог П. Ф. Лесгафт в своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» изложил научные основы семейного воспитания детей, установил связь между типом и характером ребенка и условиями его семейной жизни, показал важность сочетания свободы деятельности детей и разумного руководства, любви и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей [24].
     Лесгафт утверждал, что правильное воспитание ребёнка требует изучения его психических и физических особенностей. В связи с этим П.Ф. Лесгафт разработал научную систему физического воспитания, важнейшим принципом которого считал его единство с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. Особую роль Лесгафт отводил подвижным играм, которые способствуют не только физическому развитию, но и нравственному и умственному, а также формируют характер.
     В семье, считал Лесгафт, складывается тип личности ребёнка, усваиваются обычаи, привычки, ценности, таким образом, семья имеет существенное влияние на будущую жизнь человека. К сожалению, очень часто неправильное семейное воспитание уродует личность ребенка, формирует отрицательные типы детей (лицемерные, честолюбивые, забитые, угнетенные и др.). По его мнению, «ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями». Поэтому задачей родителей является создание благоприятных условий, позволяющих детям свободно и гармонично развиваться и способствующих формированию таких ценных качеств как впечатлительность, самостоятельность, отзывчивость, честность, интерес к познанию и т. п.
     Ещё одной выдающейся личностью в сфере семейной педагогики и воспитания ребенка является знаменитый американский педиатр и педагог Бенджамин Спок, который известен всему миру своими книгами — «Ребенок и уход за ним» и «Разговор с матерью». Его труды оказали существенное влияние на  представления о практике воспитания ребенка в семье.
     Будучи яростным противником войны и сторонником демократии, он совершил своеобразный переворот в семейном воспитании, обозначив решительный переход от авторитаризма к гуманизму и демократической педагогике. В своих работах Бенджамин Спок вёл речь о главных проблемах воспитания, которые, так или иначе, являются и проблемами государства и всего общества в целом. Он проводил прямую связь между педагогикой и политикой.
     В книге «Ребенок и уход за ним» Спок писал о том, что больше всего на свете детям нужна любовь преданных родителей; что те дети, которые стали преступниками, страдали не от недостатка наказаний, а от недостатка любви в семье; что ребенок — это личность [49]. В то же время он отводит руководящую роль авторитету родителей и дисциплине. «Суть дисциплины — это любовь, которую ребенок испытывает к родителям» [48, с.12].
     
1.2. Семья: основные функции
     Рассмотрение публикаций, посвященных характеристике семьи  как системе показывает, что семья – это социальный институт, или так называемая ячейка общества, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины, целью которого является рождение и воспитание детей. Семья является необходимой средой для успешного физического, психологического и умственного развития человека, а также для его социализации в обществе. 
     Семейная среда является уникальной и незаменимой для ребёнка, так как она имеет особое значение, которое выражается в генетической и психологической зависимости между её членами. Исследования подтверждают, что развитие ребёнка в семье значительно отличается от развития вне таковой, отражаясь на психическом, эмоциональном и интеллектуальном уровне.
     В семье человек лучше всего усваивает социальные нормы, правила, ценности, знания, умения, навыки. Таким образом, семья должна помочь человеку самоутвердиться и самореализоваться в обществе. Следовательно, социальный институт семьи имеет ряд функций, которые удовлетворяют потребности как своих членов, так и всего общества в целом. «Cемья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, влияет на формирование психологического пола ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность» [40, c. 35].
     В зависимости от области изучения семьи, существуют различные классификации её функций. В данной работе мы рассмотрим наиболее общие из них, это: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, коммуникативная, психотерапевтическая, функция первичной социализации, организация досуга и отдыха. Все эти функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
     На первом месте обычно стоит репродуктивная функция, так как она является базовой. Данная функция заключается в продолжении человеческого рода, то есть она отвечает обыкновенному человеческому инстинкту сохранения своего вида. Тем не менее, репродуктивная функция рассматривается не только на примитивном физиологическом уровне, так как человечеству важно не только количественное, но и качественное воспроизводство населения. То есть семья отвечает также и за физическое и за культурное развитие нового поколения. Несмотря на свою базовость, репродуктивная функция представляет собой объект для многочисленных дискуссий в современном мире. Проблема, в первую очередь, состоит в демографической ситуации, особенно в нашей стране. По данным Росстата динамика роста населения за последнее время упала, в то время как смертность увеличилась. Только за январь-февраль 2016 года убыль населения составила примерно 35,5 тысяч человек [57]. Это говорит о том, что репродуктивная функция семьи не восполняет человеческих потерь. Но для этого имеются свои причины, а именно, сказывается экономическая ситуация в стране, снижение качества жизни  и здоровья населения, девальвация традиционных семейных ценностей и т.д. В последнее время растёт число семей, в которых есть только один ребёнок. Такая тенденция не компенсирует даже естественную убыль населения. Связано это с разрушением народных ценностей, изменением устоев общества. Раньше трудно было представить себе семью, где растёт, по крайней мере, меньше, чем двое детей. Дети всегда были радостью в доме, и чем их больше, тем лучше. Однако сегодня отношение к детям весьма изменилось. Дети зачастую считаются проблемой, обузой, тяжёлым испытанием. Рождение детей всё чаще планируется, родители заранее рассчитывают время и денежные расходы, поэтому этот момент откладывается получением образования, построением карьеры, накоплением капитала, улучшением жилищных условий и т.д. Поэтому родители редко заводят больше одного ребёнка. Зато ему уделяют больше внимания, сил и средств, чтобы он ни в чём не нуждался и полноценно развивался. 
     Среди причин сложившейся демографической ситуации стоит назвать и преобладание городского образа жизни. Большинство людей стремятся в крупные города, так как там больше перспектив на хорошее образование и хорошо оплачиваемую работу, в то время как сёла и деревни приходят в запустение. А ведь именно в сельской местности, где ритм жизни медленнее,   природные условия лучше, обычно живут многодетные семьи. 
     Рост городского населения влечёт за собой повышение уровня культуры людей, увеличение их потребностей, производственную занятость, что также отражается на динамике роста населения. При расширении возможностей растут и запросы людей, в том числе и их требования друг к другу. Более сложными стали взаимоотношения в семье. Если раньше брак часто основывался на экономической зависимости, то сегодня он приобрел более нравственный характер, отчего нередко такой союз является непрочным. Вступление женщин в равные права с мужчинами в какой-то мере тоже имеет негативные последствия. Имея возможность работать и зарабатывать, женщины стали независимыми, и расторгнуть брак или не выходить замуж вообще теперь не представляется серьёзной проблемой.
     Однако среди социологов и демографов существует и другое мнение о причине падения рождаемости. Дело в том, что раньше, когда медицина была ещё не настолько хорошо развита, наблюдалась довольно высокая детская смертность [19]. Это было вполне естественным явлением. Поэтому, хотя и не осознавая того, родители заводили несколько детей, чтобы таким образом «компенсировать» смертность. Для восполнения численности было необходимо как минимум 5-7 детей в каждой семье, а теперь только 2-3. Отсюда следует, что снижение детской смертности привело за собой сокращение рождаемости. 
      Вместе с этим произошли изменения и в структуре семей. Старые многопоколенные семьи сменились малыми, или нуклеарными, состоящими в основном из двух поколений, то есть родителей и их детей. Объясняется это стремлением поколений к независимости, самостоятельности, отделению и уединению. 
     Несмотря на все изменения, общество всё равно заинтересовано в повышении уровня рождаемости. Демографические исследования показывают, что для восполнения человеческого рода наличие даже двоих детей в семье недостаточно. Ведь не каждый из них в дальнейшем произведёт на свет потомство. Учеными подсчитано, что численность населения, состоящего из семей с двумя детьми, сокращается в среднем на треть каждые тридцать лет. Поэтому в идеале каждая семья должна иметь как минимум по три ребёнка, чтобы не только воспроизводить, но и способствовать росту населения. Но, к сожалению, не все родители готовы растить столько детей. Возникает противоречие, решить которое можно только общими усилиями государства, общества и семьи. 
     Итак, семья – это необходимое условие продолжения человеческого рода, хотя она не всегда достаточно выполняет эту функцию.  И обуславливается это рядом факторов, исходящих не только от самой семьи, но и от общества в целом. 
     Как уже говорилось выше, одним из этих факторов, обуславливающих создание семьи, выступает экономическое положение. Из этого вытекает хозяйственно-экономическая функция семьи. Семья участвует в экономическом развитии государства и общества, является активным производителем и потребителем, имеет собственный бюджет, ведёт хозяйство. 
     Данная функция проявляется в наличии экономических связей между членами семьи, взаимопомощи и поддержке при возникновении экономических трудностей. Это значит, что муж и жена имеют общий бюджет, вкладываемый в развитие жизнедеятельности семьи, в обеспечение потомства, которое зависит от средств родителей, до момента возможности самообеспечения. 
     Влияние хозяйственно-экономической функции на отношения между членами семьи может быть как положительным, так и отрицательным. Справедливое распределение ролей и обязанностей между супругами и детьми, как правило, способствует укреплению положительных супружеских отношений,  а также является важной составляющей трудового и нравственного воспитания подрастающего поколения. В случае же неравномерного разделения домашних обязанностей в семейном коллективе, к примеру, когда все дела выполняет жена, муж играет роль «патриарха», а дети являются только потребителями, влияние на всех членов семьи, конечно, будет негативным.
     Отсюда следует такая проблема как главенство в семье. В зависимости от того, кому принадлежит право лидерства и управления, семьи делятся на патриархальные и матриархальные. За последнее время, как результат развития феминизма, возросло количество семей, в которых главой является женщина. Она и главный кормилец семьи, в её руках сосредоточен семейный бюджет, она распределяет обязанности и отвечает за досуг. Но при этом она не может ни заменить детям отца, ни в полной мере выполнять своих основных функций, а именно уход за детьми и их воспитание. С тенденцией женщин строить карьеру и зарабатывать деньги, утрачивается их роль хранительницы домашнего очага, что влечёт за собой нарушение психологического равновесия в семье. Положительным моментом является то, что большая часть семей всё-таки в равномерно распределяют обязанности и обеспечивают равное участие мужа и жены в управлении домашними делами. При этом стоит отметить, что это равенство должно быть справедливым, то есть каждый берёт на себя обязанности в меру своей компетентности. Это имеет большое значение для подрастающего поколения, так как мать и отец являются примерами мужчины и женщины, которые закладываются в сознании ребёнка и формируют его представление о семейном строе и обществе в целом.
     Учёные-социологи придают большое значение коммуникативной функции семьи. Она заключается в удовлетворении потребности всех членов семьи в общении и взаимном культурно-духовном обогащении. От характера взаимоотношений в семье, её психологического климата зависит психическое здоровье человека, его моральные ценности и духовная культура. Компонентами коммуникативной функции являются: посредничество родителей между своими детьми и окружающим миром, информацией о нём, поступающей через СМИ, а также искусство и литературу; влияние, оказываемое семьёй на контакты её членов с природой и её восприятие; создание условий общения членов семьи между собой и с окружающими людьми.
     Коммуникативная функция тесно связана с воспитательной, поэтому от того, насколько хорошо выполняется эта функция, зависит успешность воспитательного процесса. В качестве ещё одного компонента коммуникативной функции можно также выделить создание в семье позитивного психологического климата, что вполне оправдано, так как общение это во многом процесс психологический, и от него зависит общая атмосфера в коллективе. 
     Стоит также сказать и о важности организации в семье досуга и отдыха. Досуг – это то свободное время, которое необходимо каждому человеку для восстановления душевных и физических сил, а также духовного  и культурного обогащения. Досуг имеет большое значение для семьи в целом, так как он объединяет деятельность всех её членов, создаёт общие интересы и условия для общения. Поэтому очень важно правильно распределять дела и обязанности, чтобы выделять свободное время на общий отдых и досуг. Существует множество вариантов проведения досуга, позволяющих разнообразить деятельность человека. В данном случае формы семейного досуга включают в себя: просмотр телепрограмм, мультфильмов и кинофильмов; чтение книг, газет, журналов; походы в музеи, театры, кинотеатры, кафе, парки;  встречи с друзьями  и родственниками; туристические поездки, экскурсии, походы; занятия спортом; посещение, организация и участие в культурно-массовых и праздничных мероприятиях. При таком многообразии форм проведения досуга, нельзя ограничиваться только одной из них, так как для поддержания сил и интереса (особенно у детей) необходимо разнообразие и частая смена деятельности.
     Немаловажную роль играет и эмоционально-психотерапевтическая функция. Суть её заключается в том, что семейный круг - это то место, где человеку должно быть хорошо, где его должны понимать, поддерживать и принимать таким, какой он есть. Человек должен получать эмоциональное удовлетворение в семье. В противном случае, могут появиться психические проблемы и поведенческие трудности. В современном мире, полном негатива, раздражителей, опасностей, и других факторов, разрушающих ауру индивида, человеку, особенно неопытному, порой очень трудно справиться с этим грузом психологических проблем, взваливающихся на его нервную систему. И поэтому чаще всего, он несёт всё это в дом, где ожидает понимания и сочувствия. Семья должна обеспечить каждому её члену эмоциональную поддержку, психологическую защиту, психотерапевтическую помощь, а также духовное развитие личности. «Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему» [45, с.351]. Таким образом, здоровая и дружная семья становится надёжной опорой и убежищем в жизни человека. 
     Семья для ребёнка – это ещё и микромодель общества. Через семью ребёнок перенимает общественные нормы, правила поведения, ценности, познаёт людей и устройство человеческого мира. Такая функция семьи называется функцией социализации. 
     «Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни» [30, c. 270-271].
     «Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк» [1, с.23].
     Ценноcти и атмоcфера cемьи определяют и то, наcколько она cтановится cредой cаморазвития и ареной cамореализации ее членов, возможные аcпекты и cпособы того и другого [42, c. 312-315].
     Таким образом, семья закладывает основы формирования личности ребёнка, передаёт ему социальный опыт. В семье ребёнок проходит первичную социализацию, которая позволяет ему в дальнейшем успешно войти в общество и стать полноценным его членом. 
     «Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить её психологическую функцию, т. к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества» [15, с.133].
     В основе психологического функционирования семьи лежат такие индивидуальные потребности человека, удовлетворение которых практически невозможно вне семьи.
     «Сегодня наблюдается широкое распространение нарушений психического развития детей, получивших в последнее время название антропогений» [46]. Это нарушения психического и личностного развития ребенка, обусловленные влиянием так называемых значимых взрослых, то есть родителей. Такое негативное влияние объясняется, в первую очередь, духовно-нравственным нездоровьем самих родителей. Их нездоровый и распущенный образ жизни, безнравственные ценности имеют свойство передаваться детям. Результатом определённого отношения к ребёнку взрослых становится также  и формирование его самооценки. 
     «Как отмечает В.В. Столин, с момента своего рождения ребенок включен в сложную систему отношений с другими людьми и постепенно становится объектом и субъектом различных видов деятельности и общественных отношений, поэтому становление самооценки находится в зависимости от мнений, суждений и оценок окружающих. На это также указывает А. И. Липкина: не выявлена связь между самооценкой ребенка и количеством времени, проводимого с родителями, главное — не сколько, а как общаются родители и ребенок. Исходные формы самооценки являются прямым отражением оценки взрослого»  [39, c. 150].
     И наконец, обратимся к функции, о которой главным образом поставлен вопрос в данной работе – это воспитательная функция семьи. Она подразумевает под собой два аспекта. Один из них включает в себя формирование и развитие личности всех членов семьи, включая передачу и обмен опытом, усвоение со.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44