- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы изучения фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001424 |
Тема: | Теоретические основы изучения фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией. |
Содержание
Введение Основным средством и способом коммуникации для человека является речь. Накопление информации и дальнейшая социализация в общественевозможна без овладения родным языком, который является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, так как именно период раннего детства предоставляет возможность овладения речью. Если к 5-6 годам человек не достигнетопределенного уровняусвоения родного языка, то этот путь, как правило, не может быть успешно им пройден на более поздних этапахразвития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Одним из видов расстройства речи является стертая дизартрия. Она встречается очень часто в коррекционно – логопедической практике. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений речи является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей с дизартрией отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Стёртая форма дизартрии,как особый вид речевого расстройства, стала выделяться в логопедии сравнительно недавно: в 50 - 60-х годах XX века. «Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга»[45]. Впервые термин - стёртая дизартрия -употребила О.В.Токарева. По её мнению, «дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.»[61] Позже М.П. Давыдова предложиладругое, более уточнённое определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры».[17] У детей со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Нарушения произношения проявляются следующим образом: - нарушение звукопроизношения, характеризуется одинаковым видом искажений различных групп звуков; - нарушения звукопроизношения, характеризуются различным видом искажений звуков; - искажение и отсутствие различных групп звуков; - искажения и замены различных групп звуков. Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов. По мнению многих авторов, «нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией выражаются в искажениях и в смешениях, в заменах и в пропусках звуков.При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам».[44]. Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Нарушение артикуляционной моторики не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звукослоговой структуры слова. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Увеличение роста числа детей с нарушением фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР), обусловленное стёртой дизартрией, свидетельствует о том, что выбранная мною тема является актуальной и значимой в настоящее время. Цель исследования – определение эффективных методов и приёмов логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией в системе коррекционного воздействия. Объект исследования:речевая деятельность детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Предмет исследования: средства и способы оптимизации процесса коррекции ФФНР у дошкольников со стёртой формой дизартрии. Гипотеза: развитие у детей со стёртой дизартрией фонематического слухаспособствует более эффективному усвоению ими лексико – грамматического строя речи, благотворно влияет на уровень подготовкитаких детей к обучению в общеобразовательной школе и является одним из способов профилактикинарушений письменной речи. В соответствии с целью и гипотезой исследования мною были поставлены следующие задачи: - изучение логопедической, психологической, медицинской и лингвистической литературы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников; - изучение этиологии, патогенеза, классификации, характеристики основных форм дизартрии; - изучение методических аспектов проблемы формирования фонетико-фонематической стороны речи; - изучение состояния и особенностей ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии (констатирующий эксперимент); - разработка, теоретическое обоснование и апробация модели коррекции ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии (формирующий эксперимент); - анализ эффективности применения модели по коррекции ФФНР у дошкольников со стёртой дизартрией (контрольный эксперимент). Мною были выбраны следующие методы исследования:: - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития лексической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией (теоретические); - наблюдение, беседа, диагностика (теоретические). - качественная и количественная обработка полученных данных (аналитические). Глава I.Теоретические основы изучения фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией 1.1 Формирование фонетико-фонематическихфункцийу дошкольников в онтогенезе Формированиефонетико-фонематическихфункций речи человека в соответствии с произносительными нормамиданного языкаявляются показателем общей культуры речи. Фонетическая сторона речи – это произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата, в который входят периферический, проводниковый и центральный отделы коры головного мозга. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, которыйсостоит из: - дыхательного аппарата, обеспечивающего энергетическую основу речи (диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, гортани); - голосообразовательного аппарата, обеспечивающего образование звука (гортани с голосовыми складками); - артикуляционного аппарата, преобразующего звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовой и носовой полостей). Проводниковый отдел объединяет: - три пары черепно-мозговых нервов (языко-глоточный, возвратный, подъязычно-язычный), - подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре. В центральный отдел входят: - теменной отдел коры головного мозга, в котором анализируется информация о расположении органов речедвигательного аппарата в момент говорения, - лобный отдел, или центр Брока, который программирует и контролируетосуществляемыеречевым аппаратом движения. Под фонетико - фонематической стороной речи - понимают способность различать и разграничиватьзвуки родного языка. Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.[1] Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.[7] В овладении речью немаловажная рольпринадлежит слуху. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность.Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека. Система фонем (от греч. phone — звук) — это тоже сенсорные эталоны, без овладения которыми невозможно овладение смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи.Важное значение для формирования речи, становления второй сигнальной системы ребенка имеет интенсивное развитие функции слухового анализатора. Дифференцированное слуховое восприятие фонем является необходимым условием их правильного произношения. Несформированность фонематического слуха или слухоречевой памяти может стать одной из причин дислексии (трудности в овладении чтением), дисграфии (трудности в овладении письмом), дизартрии. Если дифференцировочные условные связи в области слухового анализатора формируются медленно, то это приводит к задержке формирования речи, а значит, и задержке умственного развития.Таким образом, голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги - появляются у ребёнка одновременно с развитием слуха. Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления. В.К. Орфинская в 1960 году определила и раскрыла функции фонематической системы, а именно: - смыслоразличительную функцию (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла); - слухопроизносительную дифференциацию фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно); - фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы. [65] Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом отделе головного мозга и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и звуков речи. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Ж. Ж. Руссо писал, что дети слышат разговор с самого рождения, что с ними разговаривают раньше, чем они могут понимать сказанное и, тем более, отвечать на голоса. Поэтому нельзя даже быть уверенным, что эти звуки воспринимаются в начале их ухом также отчетливо, как нашим. [38] Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни младенца. Первая реакция на звук проявляется у малыша расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. [72] Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос мамы или близкого человека, который с ним постоянно находится: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу второго месяца жизни малыш начинает определять направление звука, поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазами. В возрасте от 3 до 6 месяцев основную смысловую нагрузку несет интонация. В это время у ребенка развивается способность различать интонации в голосе людей и выражать свои чувства: на ласковое обращение – малыш оживляется, при резких, громких звуках – он плачет. В последующие месяцы первого года жизни у детей отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Они начинают более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико - мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. [16] Нормально развивающийся ребенок уже к 2 годам способен различать все тонкости родной речи, понимать, и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска). Так формируется фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает различать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. [59] Нельзя не отметить, что формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие звуков данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия, поступающих в кору мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. [62] При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. [2] По данным В.К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с четырех – пяти лет), а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет). Фонематический синтез – это осмысленный процесс соединения частей в целое. Фонематические представления – это способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений. [65] А. Н. Гвоздев отмечает, что хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться.[13] И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить место заданного звука в слове или их количество вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. В поэтапном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховогоразличения далёких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших особенностей отдельных звуков (глухих – звонких или твёрдых – мягких согласных). Сходство артикуляции таких звуков заставляет ребёнка сосредоточить слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустическогоразличения звуков, затем вступает артикуляция и, наконец, процесс различения согласных звуков завершается акустическойдифференциацией. [67] В норме развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит поэтапно. В первые месяцы после рождения у ребенка активно развиваются все анализаторы: слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический. Человек рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период подготовки, прежде чем младенец сможет произнести членораздельные звуки речи. [12] Первыми звуками, которые ребёнок произносит, является крик –результат подкорковой стволовой оборонительной реакции – скоординированная синергия (однонаправленное движение, сокращение) гладкой и поперечно – полосатой мускулатуры. Он пока не является ни речевой, ни голосовой реакцией, так как является врожденным компонентом оборонительного комплекса реакций.Не разбивается на отдельные звуковые элементы отдаленно напоминают гласные звукокомплексы -[аоэ].Начиная с третьего месяца большинство матерей различают крик боли, крик голода, крик удовольствия. Уже в первые месяцы жизни выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. Период гуления (2-6 месяцев) у детей совпадает с активизацией их общей моторики, а именно:у ребенка появляются ощупывающие движения, он оказывается в состоянии отводить большой палец, направлять руки к объекту и осуществлять его произвольный захват под контролем зрения. [15, 73] У младенца, находящегося в состоянии эмоционального возбуждения, поток осязательных раздражений от сокращающихся мышц поступает в центральную нервную систему на определенный интервал времени раньше, чем соответствующие аутослуховые (исходящие от себя) и аутозрительные раздражения, что и закладывает тот базальный компонент второй сигнальной системы речи, о котором говорил И.П. Павлов. Те звукокомплексы из внешней среды, двигательные подтверждения которых у ребенка имеются, он не только правильно слышит, но и начинает подражательно воспроизводить.В этот период ребенок начинает осваивать совокупность гласных звуков, которая начинается с освоения широкого гласного [а], а спустя некоторое время ребенок осваивает систему из трех гласных [а, и, у]. [10] В центральной нервной системе появляются образцы «перворечи», звукокомплексов. Когда сложились собственные тактильно(осязание)-кинетико(движение)-кинестетические(положение) и аутослуховые (исходящие от себя)комплексы, ребенок начинает узнавать такие же комплексы в речи взрослых Узнанные звукокомплексы начинают ребенком интенсивно повторяться на основе подражания. Те звукокомплексы, которые ребенок случайно не артикулировал, не закладываются в базу для «перворечи», и, следовательно, в речи взрослых ребенок их не слышит и не пробует повторять. В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования. [46] В дальнейшем путем подражания малыш перенимает постепенно все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику и интонацию. В 5-6 месяцев у ребенка появляются сочетания губных и гласных звуков [бааа, мааа], а также язычных звуков [тааа, лааа], которые затем сменятся цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом [тя-тя-тя] и т.п., затем - цепи со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом [те-тя-те] и т.п., и наконец, появляются (к 1 году) цепи из сегментов с меняющимся шумовым началом [ма-ля, да-ля, па-на, па-на-на, a-мa-на] и т.п. Ребенок овладевает структурой открытого слога, который является основной структурной единицей русской речи. В период от 9 до 18 месяцев («период лепетных псевдослов», по определению Винарской Е.Н.) происходит начальный этап речевого развития ребенка. Для этого периода характерно интенсивное формирование артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук. [29] Первые слова в фонетическом отношении элементарно просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые [ба-ба, ма-ма, би-би] и т.п., что напоминает повторение слогов в лепете. Постепенно ребенок выделяет из слова ударный слог, который характеризуется динамическим напряжением и занимает в большинстве случаев начальную позицию. Количество произносимых звуков увеличивается постепенно. Овладение звуками речи происходит в определенной последовательности: губные звуки появляются раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речевого аппарата намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные. Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом: * к первому году - появляются смычки органов артикуляции; * к полутора годам - появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель); * после трех лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка; * к пяти годам - появляется возможность вибрации кончика языка.[23] Как видно, развитие звукопроизношения у детей в норме в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов. Появлению первых слов ребенка предшествуют крик, гуление и лепет. На начальном этапе своего развития речь ребенка несовершенна и полнится дефектами произношения. Однако, при нормальном развитии ребенка и полноценном речевом окружении эти дефекты постепенно исчезают, и звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной к 4 – 5 годам жизни. В основе артикуляции звуков лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. У детей со стертой дизартрией вследствие ограниченной подвижности губ и языка выполнение этих артикуляционных движений вызывает еще большие трудности, чем у детей с нормальным речевым развитием. Таким образом, в онтогенезе развитие и становление фонетико-фонематической стороны речи происходит поэтапно. Ребенок упражняется путём подражания в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций. Унего отрабатываются интонационные, темповые и мелодические структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Овладение звуковым строемязыка происходит в определенной последовательности: губные звуки формируются раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Формирование же правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия, поступающих в кору головного мозга слуховых и тактильно-кинетико-кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. 1.2. Дизартрия: симптомы, причины, классификация. Характеристика основных видов. В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение). Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее? Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола головного мозга, ответственных за артикуляцию. Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений задне - лобных и подкорковых отделов мозга. Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна. Продолговатый отдел мозга, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах кислородное голодание. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу его ослабленным мышцам. Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств, это отражено в работах Л.Б. Литвака (1959) и Е.Н. Винарской (1973), которая впервые провела комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных. Изучение природы дизартрии нашло известное отражение в практике отечественной логопедии. В учебнике О.В. Правдиной (1969) понятие дизартрия, определяется уже с неврологических позиций, представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. В работе И.И. Панченко делается серьезная попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с детским церебральным параличом и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом плане, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Дизартрия - дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленном параличом или парезом речевой мускулатуры. Для дизартрии характерна невнятная, недостаточно членораздельная речь. Большинством авторов признается, что, помимо расстройств артикуляции, дизартрия проявляется в нарушениях речевого дыхания и голосообразования, а, следовательно, и в изменениях речевой просодии (мелодики речи). Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. А значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической. Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее преодолению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур. В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом: * Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание - к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание. * На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков. При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре. Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями: * искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции * нарушение звукопроизношения не постоянно, т.е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно Речь детей с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта. Нарушение артикуляционной моторики у детей с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный. Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной. Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных. Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций). Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии. Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Причины (этиология) дизартрии разнообразны.В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет). Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии: - гипоксия плода; - токсикозы беременности; - резус-конфликт; - соматические болезни матери; - травмы при родах; - патологическое течение родов; - асфиксия новорожденного; - гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха); - недоношенность. Причины нарушения речи в раннем детстве: - перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит); - гидроцефалия; - тяжелые интоксикации; - гнойный отит среднего уха; - черепно-мозговая травма. При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении - трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти. Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки. Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении - ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении. Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении - возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону. Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания. Патогенез(механизм зарождения и развития болезни)дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. Нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи является ведущим дефектом при дизартрии. Нарушения касаются всего двигательного аппарата речи. Нарушения артикуляции центрального происхождения проявляются не только при произношении отдельных звуков, которые неправильно выговариваются ребенком, но и характеризуются нарушениями всего процесса речеобразования, т.к. причиной их возникновения является поражение различных структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру. В основу неврологической классификациидизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают: - бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Особенности состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей со стертой дизартией
- Логопедическая работа по развитию интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
- Теоретические основы формирования лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий