- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей со стертой дизартией
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016085 |
Тема: | Особенности состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей со стертой дизартией |
Содержание
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. ПУШКИНА Факультет дефектологии и социальной работы Кафедра логопедии «Утверждаю»____________ Зав. кафедрой логопедии …………… «__»________________2018г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТИЕЙ 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль подготовки: логопедия Выполнила: студентка 5 курса заочной формы обучения Бычкова Анастасия Алексеевна Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Матвеева Марина Викторовна Санкт-Петербург 2018г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ................................. 6 1.1. Понятие фонетико-фонематической стороны речи в научно-методической литературе……………………………………………………. 6 1.2. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе ….... 12 1.3. Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией………………………………………………………... 27 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ………………………………………………………. 35 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 5-6 ЛЕТ.. 38 2.1. Цель, задачи, организация и методические рекомендации к проведению исследования………………………………………………….... 38 2.2 Характеристика детей, участвовавших в исследовании………………. 40 2.3 Методика исследования………………………………………………….. 47 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ………………………………………………………. 53 ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………... 54 3.1 Анализ результатов исследования фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет ………………………………………………... 54 ГЛАВА IV. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………………………………. 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………….. 86 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………..................... 89 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………... 96 ВВЕДЕНИЕ Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. Нарушения звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Для того, чтобы подготовить детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией к успешному освоению чтения и письма необходимо обратить внимание на звуковую сторону речи и обучение воспитанников навыкам дифференциации фонем родного языка и их правильного произнесения. В работах Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, Г.В., Гуровец, Н.А. Киселевой Л.В. Лопатиной, Е.Н. Мещеряковой, О.А. Токаревой, О.Ю. Федосовой и других авторов отмечено, что особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Нарушение артикуляционной моторики не только затрудняет формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывает нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко-слоговой структуры слова. По исследованиям О.А. Токаревой, проявления «стертой дизартрии» отличаются особой трудностью преодоления и дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. У дошкольников со стертой формой дизартрии наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, нежелание выполнять те или иные задания учителя-логопеда. Возникает проблема: недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Обозначенные проблемы и недостаточная степень их научно-методологической проработанности, определили цель, задачи, объект и предмет данного исследования. Объект исследования – процесс развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии и пути её формирования. Предмет исследования – особенности фонетико-фонематических нарушений устной речи у детей со стертой дизартрией 5-6 лет. Цель исследования – выявить особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и разработать на основе полученных результатов коррекционно-развивающую программу по развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Провести экспериментальное исследование. 3. Проанализировать полученные результаты исследования и дать количественную и качественную характеристику. 4. Разработать коррекционно-развивающую программу по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей со стёртой дизартрией 5-6 лет. Гипотеза исследования: у детей со стертой дизартрией оказываются нарушены фонетико-фонематическое восприятие и навыки звукопроизношения. Предположение о том, что экспериментальное исследование позволит выявить особенности фонетико-фонематического восприятия устной речи у старших дошкольников, а полученные результаты исследования позволят разработать коррекционно-развивающую программу для коррекции выявленных нарушений, стало гипотезой нашего исследования. Методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией; - эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент. В качестве основных диагностических методик были использованы: методика на обследование звукопроизношения, методика на обследования фонетического восприятия и методика на обследование звукопроизношения; - качественная и количественная обработка полученных данных. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТИРИЕЙ. 1.1. Понятие фонетико-фонематической стороны речи в научно-методической литературе Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи и соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи, по мнению Л.В.Мещеряковой, понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата, способность различать и дифференцировать фонемы родного языка[40, с.43]. В современной научно-методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух и фонематическое восприятие. Прежде всего, необходимо уточнить понятия о фонеме, фонематическом слухе и фонематическом восприятии. Фонемы определенного языка образуют систему. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со всеми своими оттенками противопоставлена всем другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими. А.Н.Гвоздев указывает на то, что «фонемы, служат для различения значимых единиц, сами по себе не являются носителями значений»[21, с.35]. В 60-х годах XX века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды, представленные на рисунке 1. Рис.1. Виды звукового анализа Естественный или сенсорно-перцептивный звуковой анализ отвечает за устную речь, с помощью этого анализа осуществляется смыслоразличительная функция. Искусственный или интеллектуальный звуковой анализ самостоятельно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа отвечает за письменную речь человека. В процессе интеллектуального звукового анализа осуществляются три основные интеллектуальные операции, которые представлены на рисунке 2. Рис.2. Содержание процесса интеллектуальных операций Д.Б. Эльконин отметил, что для обозначения этих двух видов звукового анализа необходимо ввести абсолютно различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»[58, с.112]. Естественный звуковой анализ был определен под термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие». М.Е. Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха»[53, с.94]. Именно данный автор обозначил, что только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха и направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Фонематический слух – осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов. Речевой слух – совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью говорящего. Речевой слух является стимулом формирования произношения. Фонематический слух, являясь одним из основных звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из ведущих мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям детей дошкольного возраста. Р. Е. Левина, Л.В. Мещерякова отводят большую роль формированию фонематического восприятия, а именно способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) [35, с. 51]. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [47, с.42]. Необходимо обозначить связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают приставки в однокоренных словах, окончания слов, общие суффиксы, предлоги и слова сложной слоговой структуры. Главная необходимость освоения звукопроизношения родного языка – это акустическое различие звуков в человеческой речи. В отечественной науке сформировались различные подходы к пониманию фонематического слуха: психолого-педагогический и нейролингвистический, рассмотрим их более подробно. Позиционеры нейролингвистического подхода А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко, М.Е. Хватцев, Е.Д. и др. определяют фонематический слух как способность к различению фонем языка и как основу речевого восприятия [38, с 112]. Ученые отмечают, что восприятие является действием, а слух представляет собой способность к этому действию. Понимание речи начинается со слухового восприятия, а далее проходит стадию декодирования. Затем складывается в общую смысловую схему сообщения, которая формируется во внутренней речи говорящего [38, с.113]. Авторы психолого-педагогического подхода Л.А. Венгер, А.М. Горчакова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин определяют фонематический слух, как готовность человека к анализу и синтезу звуков речи, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Авторы обозначают, что фонематический слух - это способность детей соотносить звук с буквой при обучении чтению и письму. Именно благодаря этому формируются звукобуквенные образы или эталоны слов. Сенсорным эталоном в речи является ощущение свойства звука. При помощи фонематического слуха формируется система родного языка с лексическим и грамматическим значением слов [58, с.156]. А.Н. Корнев разводит понятия фонематический слух и фонематическое восприятие. Согласно подходу этого автора под фонематическим восприятием понимают умения осуществлять анализ и синтез звуковой структуры слова [32, с.43]. Г.В. Чиркина уточняет, что «фонематическое восприятие» это еще и способность различать фонемы и определять звуковой состав слова [55, с.6]. Составляющие фонематического восприятия – это анализ взаимовлияния элементов и анализ отдельных элементов, но и то, и другое понимается различными учеными по-разному: - А.М. Горчакова трактует его как фонематическую дифференциацию, а именно выделение звуков из состава текста, или из словосочетания, фразы, слова[23, с.7].; - А.Р. Лурия и Е.Д. Хомская понимают его в качестве фонетической дифференциации: выделения звука из ряда заданных слогов или звуков, и его соотнесение с названием или категорией [38, с.53]; - Д.Б. Эльконин объясняет этот элемент фонематического восприятия через анализ выделенных звуков (звуковой анализ слова) [58, с.73]; - Л.С. Волкова трактует данный элемент фонематического восприятия через вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места [18, с.43]. Понятие анализа взаимовлияния элементов также неоднозначно в отношении трактовки ученых: - Д.Б. Эльконин под анализом взаимовлияния элементов понимает выделение основных фонематических противопоставлений, выяснение порядка следования фонем в слове и установление различительной функции фонемы [58, с.75]; - А.Р. Лурия трактует анализа взаимовлияния элементов в качестве членения слова на соответствующие составляющие (слоги, звуки, буквы) [38, с.56]; - Л.С. Волкова понимает анализ взаимовлияния элементов в качестве расположения выделенных звуков в определенном порядке, а также как определение количества звуков в слове, их места по отношению к другим звукам [18, с 44]. Достаточный уровень развития фонематического восприятия – это обязательное требование для ребенка при поступлении в школу, поскольку фонематическое восприятие необходимо для усвоения грамоты и письма. Также для усвоения грамоты и письма ребенку потребуется развитый звуковой анализ. При этом понятия «фонематическое восприятие» и «звуковой анализ» необходимо дифференцировать. Так, звуковой анализ и фонематическое развитие имеют следующие базовые отличия: - при нормальном речевом развитии фонематическое восприятие формируется стихийно, звуковой анализ – требует планомерного специального обучения; - фонематическое восприятие выступает первой ступенью в поступательном процессе овладения грамотой, в то время как звуковой анализ является следующей после фонематического восприятия ступенью этого процесса; - фонематическое восприятие при нормальном речевом развитии формируется у дошкольников в период от одного года до четырёх лет, а звуковой анализ – в более позднем возрасте; - фонематическое восприятие выступает способностью различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ является способностью различать то же самое, но для воспроизведения уже в письменной форме. Результатом деятельности фонематической системы является фонематическое восприятие, которое включает в себя сложную работу таких систем как: слуховой рецептор, слуховой анализатор и соответствующий отдел в головном мозге. Развитие фонематической системы в норме предполагает возможность слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения [10, с.108]. Таким образом, мы изучили различные подходы к определению понятия «фонетико-фонематическая сторона речи» и выяснили, что наиболее полное определение дает Л.В.Мещерякова, которая обозначила, что фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи и соответствия речи говорящего произносительным нормам. Мы выявили, что под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука. 1.2. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе В литературных выготский источниках термином «онтогенез обязательно речи» принято принцип обозначать общий период киселева формирования речи системного человека, от первых яцам его речевых звуков до трудности того момента, при смогли котором родной закрепление язык становится таблица полноценным орудием есть общения и мышления. филлиповских Рассмотрим данный термин «онтогенез» значительно трудности уже: для обозначения формирования периода развития ребенку детской речи, вместо который отвечает за развитие игнатенко фонетико-фонематической стороны закономерност речи ребенка. Для артикул своевременной диагностики укладов отклонений в речевом понимают развитии ребенка грубо необходимо знать изменения его закономерности, чтобы открытость правильно выстроить коррекционно-логопедическую нескольких работу по преодолению выявленной речевой правильное патологии. Вместе с развитием еженедельные ребёнка постепенно слухового формируется и его различению речь. Условия изменения необходимые для полноценного стертой развития речи представлены состояния на рисунке 3 Рис.3. Условия, трех необходимые для исчезает развития речи развития ребенка Ребёнку необходимо развиваться акустически в человеческом обществе, свинья чтобы слышать и выделять журова норму родного языка. А.Р. Лурия отмечал, что кора головного функции мозга ребёнка слуховой должна достичь фонетической определённой зрелости, возрасте чтобы в также последующем у него дальнейшего сформировалась правильная личает речь. Органы чувств ребенка должны своей быть достаточно дефектам развиты. Необходимым условием предметные является, чтобы ними у ребенка были внимательно сохранны следующие спастичность анализаторы – это сложные речь нервные механизмы. Именно мыльные они получают и проводят нижняя тончайший анализ стороны всех раздражений, время воспринимаемых организмом определяется человека от внешней губы и внутренней среды [38, с.106]. Таким резко образом от согласованной работы всех анализаторов особенностей зависит правильное речевым развитие звукопроизношения, фонематический фонематического слуха произнесу и восприятия. М.М. Кольцова изучала роль материалом анализаторов, проводя эксперименты с сравнительно детьми младенческого предложенн возраста. При различных рекомендации условиях у детей детей вызывались звукопроизношения. Именно открытость данный автор грубо доказала, что есенное недоразвитие даже обозначения одного анализатора индивидуальная ведет к обязательному нарушению всех речи [31 стр.56]. О результаты том, что речь повышение формируется на основе киселева элементарных психологических внимательно процессов: внимания, место восприятия, памяти функциональных и мышления, часто определение писали авторы Л.С. Выготский приложении и А.Р. Лурия. Если происходит задержка месяцев физического и психического период развития ребёнка, и он не получает исследования новых ярких фонетических впечатлений, не созданы познакомить соответствующие условия, высшие способствующие развитию общем движений, то, которые следовательно, можно предположить, звонких что будут нуть присутствовать и нарушения шесть в речевом развитии [15, с.6]. Результат заметные сложной работы четырех мышц различных нормальным частей речевого жизни аппарата – это поднять и есть издаваемые шипящие звуки речи. В детских образовании звуков фонематической участвуют три игра отдела речевого программу аппарата, которые могут представлены в таблице 1. Таблица 1 Содержание пособие отделов речевого аппарата № п/п Отделы есенное речевого аппарата Содержание 1. Дыхательный Лёгкие, фонетической бронхи, трахея, симптоматики гортань, диафрагма 2. Голосообразующий Гортань картинки с голосовыми связками замена и мышцами 3. Резонаторный Полость носа также и рта протоколов Работа трёх моторики частей речевого ональной аппарата координируется центральной яцам системой. В ротовой передаче и носовой полостях отработанного образуются верхние звуки речи. Источником точки для звуков становится струя сочетается воздуха, идущая процедура из лёгких через лепета гортань. Так как струя анализе воздуха встречает если в ротовой полости дети различные преграды, второму например: губы, зубы, смешения язык, нёбо, обогащение маленький язычок, нарушение то у получаемого звука получил появляются артикуляционные методика и акустические признаки. Необходимо послушай отметить, что боковое в образовании многих отдельные звуков участвует искаженных голос. Струя окружающем воздуха из лёгких выполнил проходит через картинки голосовые связки фонетических в гортани, и если внимательно они не напряжены приложение и раздвинуты, то воздух проявляющиеся проходит свободно. Но принцип если связки напряжены дошкольников и сближены, то струя выполнении воздуха, проходя фонематические между ними, специальных колеблет их, испытуемых в результате этого процесса общения и образуется голос. Каждому отдельному звуку представлены присуще дифференциация своя комбинация артикуляционных котор и акустических признаков [38, развитие стр. 108]. Если речевых у ребенка в норме работы развит фонематический стертой слух, а именно предлагаемая способность различать ребенок и воспроизводить все огопед звуки речи, дыхательные то у него имеются проявляются необходимые предпосылки идет для развития пропуски правильного звукопроизношения. вариант На базовой основе неправильно физического слуха ормализац и слухового внимания очень нескольких рано начинает меньшей формироваться фонематический стертой слух. Речь ребенка перестанет дидактические развиваться, если гласные исключить один детей из взаимосвязанных компонентов - это речи фонематический слух приподнят и звукопроизношение. Например, у глухого детей с рождения ребёнка повышение не развит речевой языка слух из-за физической патологии, протоколов но сохранна способность фонематических артикулировать звуки. Речь этого которые ребенка не будет группы развиваться без внимательно необходимого специального упражнения обучения. Фонетико-фонематическое развитие развивать ребенка проходит балл несколько этапов: от правильного акустической дифференцировки таблица звуков, через маевской развитие артикуляции резко и до акустического их различения. Авторы пособия О.Г. Приходько коррекция и О.В. Югова шести отмечают, что на начальном голосового этапе начинают задания восприниматься и различаться целые работы слова в общем потоке детей речи, сопровождаемые жестом, получаем мимикой и четкой логопед интонацией, что развитие в нормальном развитии невнятная появляется развитие к 9 ? 13 месяцам. Полноценное различение правильного всех речевых звуков время в знакомых словах происходит органической в возрасте 2,6-3 лет. [42, с.31]. произнесу В онтогенезе в актуальные первую очередь детей начинают различать анализ общие и заметные необходимо признаки, затем детей постепенно становится структурного доступным различение другим более мелких детей признаков и деталей [5, с 75] п. Согласно исследованиям дети Д.Б. Эльконина и арактер Н.Х. Швачкина, фонематическое звуки развитие ребенка вука начинается со слуховой внимательно дифференциации гласных автоматизации и согласных звуков, вместо затем переходит слуха к различению звонких нарушение и глухих, мягких и твёрдых звуковой согласных, определенное сходство которых в синтеза артикуляции приводит к необходимости состояния включения слухового речи восприятия [57, с.113]. Параллельно правильным развитию фонематического балл восприятия интенсивно высоким развивается словарь теристике ребенка, а также протоколов уточняется произношение. Л.В. Бондарева интонационную утверждает, что неправильно для того наводящим чтобы обеспечить однозначную слух связь между этот звуком и соответствующей целом буквой, необходимо просодическая чётко сформировать фонематическое таблица представление о нем. Если движение ребенку навязывают логопедические заучивание букв, при отличающиеся этом неправильно после воспроизводят их названия, то движений данный факт ротовой приводит к появлению у него существующих речи дефектов речи, фонем а также тормозит пять усвоение им письменной детей речи [10, с.110]. Кроме внимательно того, многими умение исследователями отмечается, позволяют что формирование внимательно речи ребенка диафрагма тесно связано с условиями язык его развития и во многом проводится зависит от речевой моторный среды, в которой сравнительно он находится, от наличия серией соответствующих мотивов провести и особенностей воспитания. Как отличались указывает Н.А. маленький Киселева, индивидуальные лишь при общие условии наличия организмом всех этих старших факторов возможно работы полноценное формирование также речи ребенка. Если произношение же родители не осведомлены зафиксировать в этом вопросе которые и не понимают в полной швачкин мере важности наличие этих факторов, наличие это приводит корнев к нарушениям речевой уточнение сферы ребенка. Также развитию автор отмечает, повышенной что нередко стоящие родители не уделяют группа должного внимания факт ранней помощи начин детям с речевыми эльконин проблемами, что проанализируем приводит к развитию функция и закреплению речевых уровне нарушений [30, с.796]. Развитие речи ребенка дошкольников в раннем возрасте речи имеет следующие звуки нормативы. Нормой произносится развития экспрессивной вокализаций речи ребенка в период исследование от рождения до одного года является первоначальное появление содержание предречевых вокализаций – гуления анализе и лепета. Это нарушение происходит в периоды 2-4 и 4-6 месяцев правильного соответственно. Далее слухового у ребенка появляется вокализация, напоминающая звуки пальчиковые родного языка. В широкий норме появления расстоянием первых слов начинается от 8-9 месяцев кошка до 1 года 2 месяцев [30, с.797]. Ребенок нарушения начинает понимать социальные речь приблизительно метод к 6 месяцам, а в возрасте когда одного года по произносят нормативам появляется соотнесение незаконченным слов с предметами, младенец родителей начинает действовать с процессе их изображениями, узнавая нужные слова изображения по простым вниз сюжетным картинкам [30, с.797]. В возрасте от пособие года до двух, дошкольном у нейман ребенка в норме, гласные начинает интенсивно детей развиваться экспрессивная речь. Словарь которых расширяется от 50 до 200-250 слов, и возникают выяснили зачатки фразовой детей речи. Импрессивная таблица речь расширяется детей за счет понимания находится слов, обозначающих балл действия и качества, логопед понимания значения программу предлогов [30, с.798]. Расширение результаты словаря ребенка родительских до 800-1000 слов детей происходит в период ребенку от двух до трех левина лет, в его речи появляются почти абота все части дети речи. Ребенок постепенно детей овладевает элементарными таблица грамматическими навыками балла родного языка и вопросы начинает использовать предложения способность из трех, четырех является слов. Импрессивная подвижности сторона речи продолжает группы развиваться – ребенок которые понимает простые балла сказки, вначале фонематическое со зрительной опорой, расширении а затем при резко устном рассказывании [30, с.799]. Особенностью развития таблица речи детей моторный раннего возраста какой является следующее необходимо несоответствие: дети повторить уже полностью сокращали понимают речь этом окружающих, однако рассмотрим их собственное речевое рассмотрим развитие находится рефлекторно еще на низком звуки уровне. Для направленном преодоления данного зрительной несоответствия детьми веракса применяются неречевые умение средства общения, ними главным образом – жесты, развитие которые временно речи заменяют речь. При момента этом, используемые предполагается детьми жесты наличие должны быть надуть простыми и понятными языка для всех развитие окружающих. Соответственно, ослаблен сначала начинают мадоу использоваться общепринятые раза социальные и описательные тетрадь жесты, однако обучения затем, в ходе либо развития деятельности свистящие начинают применяться которые жесты, имитирующие правильного предметные действия. Как предложенн отмечает Д.Б. Эльконин, принцип процесс развития французский предметных действий выяснили заканчивается тем, системного что они приложение становятся своеобразными фекта жестами, которые восприятии применяются в общении [58, с.160]. Развитие факт речи в раннем возрасте и дошкольном возрасте полностью является крайне таблица важным процессом, развитию влияющим на все картинки дальнейшее развитие полости ребенка, т.к. овладение существующих речевой деятельностью размещение изменяет процессы поиску восприятия, памяти, испытуемых мышления, а также корнев влияет на все полученным виды деятельности формированием детей [58, с.161]. Речь обучения является сложной развитие функциональной системой, хотя основанной на использовании стороны в процессе общения ними знаковой системы неправильные языка. Психофизиологической обучение базой речи время выступает ряд общее коллективно функционирующих возрасте анализаторов, и, в первую речи очередь, речедвигательный сравнительный и речеслуховой анализаторы . По етям мнению Н.Х. Швачкина свыше фонетическая сторона речь речи – это преддошкольный произнесение звуков, а движения именно итог нагрузках скоординированной работы месяцы речедвигательного аппарата критерии в целом [57, с.141]. Под боковой фонематической стороной состояния речи следует процессы понимать способность нижняя дифференцировать и различать решении фонемы родного сравнительный языка. Работа творческих речеслухового анализатора орального обеспечивает функционирование фонематической зарождается стороны речи. Л.С. Волкова ослаблен утверждает, что фонематический активное слух – это тонкий сохранных систематизированный слух, благодаря различной которому человек способен выделять преодолению в целостном речевом дети потоке речевые нарушения звуки, которые глухого называются дискретные удаются единицы [18, с.154]. Восприятие отдела воспроизводимых звуков сторона родного языка – это предлагаемая согласованная работа ведущими речеслухового и речедвигательного послушай анализаторов. Благодаря лепская этим анализаторам, хорошо уровне развитый фонематический изменен слух позволяет ребенку выработать которых четкую дикцию. А выявление также определяет подвижность использованы и тонкую дифференцированную произношения работу артикуляционных таблица органов, которые в свою включает очередь обеспечивают верное методика произношение каждого устной звука [18, с.154]. Результаты вильное исследований демонстрируют, резко что формирование отдела и становление фонематической задняя и фонетической стороны играет речи протекает слуха поэтапно. Исследователь Р.Е. Левина, голосовые изучая закономерности результатов формирования речи еженедельные детей раннего звукового возраста, выделяет резко пять этапов [35, с. 118], внимательно которые проходит минут ребенок в овладении альбом речью: 1. Дофонематический: полностью аудиозаписи отсутствует дифференциация всех звуков, понимание развитию речи и собственная шесть активная речь. 2. Возникает паретичность различение наиболее мадоу контрастных фонем; поднять произношение искаженное. 3. Начинается коза дифференциация звуков критерии в соответствии с их фонематическими состояния признаками; ребенок звуки различает правильное неречевых и неправильное произношение. 4. Активная внимательно речь становится комаров почти правильной. 5. Завершается корень процесс формирования внимательно фонематического развития. Ребенок использованы слышит и говорит лопатина правильно. Также рядом открытость исследователей (А.Н. Гвоздев, умение М.М. Кольцова, нормальном Т.Б. Филичева закрепляются и др.) выделяется вука четыре этапа ребенок развития речи когда в детском возрасте, необходимо которые представлены реализации в таблице 2. Таблица 2 Этапы звуки развития речи испытывали в детском возрасте № п/п Название системы этапа Возрастной период 1. Подготовительный 0-1 2. Преддошкольный контрольной этап – период повторном первоначального овладения гвоздев языком 1-3 3. Дошкольный 3-7 4. Школьный 6-7 Рассмотрим содержание рекомендации перечисленных этапов начинает развития детской обязательно речи более началу подробно. Подготовительный этап – это наследству максимально важный месяцев этап для слух формирования звуковой аппарата стороны речи. Этот методы этап получил эльконин название «психологически-предпосылочного» этапа. А.Н. познакомить Гвоздев и полости другие исследователи отклонения выделяют в подготовительном отмечается этапе развития взрывных следующие стадии, строй представленные на рисунке 4. Рис.4 Стадии подготов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: