- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Логопедическая работа по развитию интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007986 |
Тема: | Логопедическая работа по развитию интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» Институт психологии, педагогики и социальной работы Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Выпускная квалификационная работа допущена к защите и.о. заведующего кафедрой к. психол. наук, доцент ___________ Т.М. Беспалова (подпись) «_____»_________________20__г. Выпускная квалификационная работа Тема: Логопедическая работа по развитию интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль): «Логопедия» Выполнил студент 4261 ____________ Павленок Ю.А группа (подпись) ФИО Научный руководитель: ____________ Беспалова Т.М (подпись) ФИО Рязань 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ…………………..5 Общее представление о стертой дизартрии в трудах отечественных ученых………………………………………………………………………5 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе………………….12 Особенности интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией……………………………………………………………...….21 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ………………………………...….28 2.1 Организация и методика исследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией…………………...…..28 2.2 Результаты констатирующего эксперимента……………………………51 ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ…………………………………………………….67 3.1 Формирующий этап экспериментального исследования……………….67 3.2 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования……………………………………………………………………..83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….90 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......93 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. В настоящее время в системе дошкольного и школьного образования создаются условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено увеличением количества детей с разнообразными патологиями развития. Одно из первых мест в этом списке занимают нарушения речи, среди которых достаточно распространена легкая форма дизартрии (стёртая дизартрия). При стёртой дизартрии нарушен просодический компонент речи, в частности страдает такое сложное и целостное явление, как интонация. На современном этапе научного знания возрастает интерес к вопросу нарушения интонационной стороны речи у детей, страдающих стёртой дизартрией. Значение интонации в жизни человека неоспоримо. С помощью интонационной выразительности дети овладевают коммуникативными навыками, учатся передавать свое эмоциональное настроение, отношение к окружающему их миру. Свойственные стертой дизартрии расстройства интонационной выразительности речи, совокупно с нарушениями звукопроизношения, представляют собой ведущую роль в структуре речевого дефекта. Они негативно сказываются на формировании всех компонентов речевой системы, на образовании коммуникативных навыков у детей, ослабляют продуктивность речевой коммуникации. Формирование языкового умения у дошкольников реализовывается только посредством речевой коммуникации, что обусловлено необходимостью принимать во внимание значение интонационной выразительности в развитии восприятия и воспроизведения ее средств, осуществлении коммуникативной функции речи. Таким образом, целью дипломной работы является определение эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы с детьми со стёртой дизартрией. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы формирования интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией. 2. Подобрать и описать методики исследования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией 3. Исследовать особенности интонационной стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии. 4. Провести логопедическую работу по коррекции интонационной стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и оценить ее эффективность. Объект – коррекционно-логопедическая работа по развитию интонационной стороны речи с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Предмет - коррекция интонационной стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией. Гипотезой является предположение, что коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией будет эффективной при реализации следующих направлений: формирование восприятия и понимания основного тона высказывания, формирование восприятия и понимания темпа речи, формирование восприятия ударения, формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса, формирование восприятия и оценки изменения тембра голоса. База исследования. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении МДОУ №8 д/с «Колокольчик» п. Дивово Рязанской области, Рыбновского района. В исследовании приняли участие 10 детей (7 мальчиков, 3 девочки) со стертой дизартрией, составивших экспериментальную группу, и 10 детей (3 мальчика и 7 девочек) без речевой патологии, вошедших в контрольную группу. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 1.1Общее представление о стертой дизартрии в трудах отечественных ученых В настоящее время одно из первых мест среди наиболее распространенных нарушений речи занимает легкая степень дизартрии. Она возникает в результате минимальных органических поражений нервной системы и выражается нарушениями в фонетической и просодической системах речи. В работах таких отечественных ученых, как Г.В. Гуровец, Р.И. Мартыновой, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой и др. отмечается, что легкая степень дизартрии по своим проявлениям схожа со сложной дислалией. Впервые вопрос о нарушениях звукопроизношения, требующих длительной коррекционной работы, поднял Г.Г Гуцман во второй половине XIX века. Г. Г. Гуцман в своих трудах описывал речевые расстройства, имеющие в своей основе такие симптомы как «смытость», вялость, неточность артикуляции. Он указывал, что расстройства артикуляторных движений определяются поражением мышц губ, языка или нёба [6]. Панченко И.И выявила расстройства звукопроизношения, возникающие вследствие невыраженного нарушения иннервации мышц артикуляторного аппарата [55]. Токарева О.А отмечает, что легкая степень дизартрии проявляется в стойких нарушениях звукопроизношения, схожих по своей структуре с проявлениями дислалии, но более трудно поддающихся коррекционной логопедической работе. Автор обращает внимание на то, что процесс произношения нарушается из-за неточности движений артикуляторных органов, объясняя это явление негрубыми парезами отдельных мышц артикуляционного аппарата. О.А Токаревой был предложен термин «стёртая дизартрия» [76] . Давыдова в своих работах указывает на основной признак стертой дизартрии – нечеткость, смазанность артикуляции, резко проявляющуюся в спонтанной речи ребенка. Л. В. Лопатина говорит о стертой дизартрии, как о нарушении процессов артикуляции, мелодико-интонационной стороны речи, голоса, мимики, дикции. Автор утверждает, что при стертой дизартрии проявляются все симптомы дизартрии, но в более легкой форме[47]. Стертая дизартрия характеризуется фонетическими и просодическими нарушениями речи. К неречевым проявлениям относят нарушения двигательной и рефлекторной сферы, неврологическую симптоматику, недостаточность артикуляторной моторики. Также к неречевой симптоматике относятся гиперсаливация (повышенное слюноотделение), трудности в пережевывании твердой пищи, повышение глоточного рефлекса. Этиология стертой дизартрии обуславливается причинами органического характера, которые отрицательно влияют на становление мозговых структур в различные периоды онтогенеза. Так, анамнестические данные детей, страдающих стертой дизартрией, показывают такие отклонения во внутриутробном развитии плода, как гипоксия плода, тяжелый токсикоз матери во время беременности, перенесенные матерью инфекционные заболевания и т.д. В натальный период отрицательно сказываются затяжные или стремительные роды, родовые травмы новорожденного, асфиксия ребенка и др. Также негативно влияют инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит и др.), травмы головы в период раннего развития. Не исключаются вредоносные причины социального характера (алкоголизм родителей, педагогическая запущенность ребенка и т.д.) По исследованиям Л.В Лопатиной в 61% случаев стертая дизартрия вызвана комплексом негативных факторов [47] . А. Куссмауль в своих трудах указывал, что артикуляция, как двигательный акт, связанна не только с наружным речевым аппаратом, но и с периферическими отделами нервной системы. Движением артикуляторных органов управляет двигательный анализатор. Он воспринимает, анализирует и синтезирует раздражители, идущие от органов артикуляции в кору головного мозга. Затем в речедвигательной зоне головного мозга происходит разделение и организация последовательности артикуляторных движений. Далее нервные импульсы отправляются к соответствующей группе мышц, приводя их в нужное движение. Дизартрия на разных уровнях характеризуется нарушением передачи нервных импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В периоде раннего развития ребенка эти нарушения выражаются в следующих особенностях [6]: - в период новорожденности отмечаются трудности в грудном вскармливании: дети поздно прикладываются к груди, сосут грудь вяло, часто срыгивают, страдают поперхиванием; - в преддошкольный период развития речи у детей могут задерживаться гуление, лепет. Первые слова появляются с задержкой, иногда к 2,5 годам. При последующем формировании речи нарушается произношение многих звуков. У детей, страдающих стертой дизартрией, проявляются признаки (расстройство произвольных движений артикуляционного аппарата). Артикуляторная апраксия обусловлена неполноценностью кинестетических ощущений в мышцах артикуляторного аппарата. Возникающие вследствие артикуляторной апраксии нарушения звукопроизношения, выделяются следующими специфическими особенностями: - близкие по месту артикуляции звуки могут искажаться и заменяются; - нарушение звукопроизношения не имеет постоянного характера, т.е. в разных условиях дошкольник может произносить звук как безошибочно, так и неверно. У детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии страдает функция лицевого нерва по центральному типу, нарушается работа языкоглоточного, глазодвигательного и подъязычного нервов. Нарушение координации, присутствие гиперкинезов, гипотония или дистония мышц артикуляторного аппарата оценивается как мозжечковая и гиперкинетическая формы стертой дизартрии. Неполный объем движений артикуляторного аппарата при отсутствии очаговой микросимптоматики говорит о стертой форме корковой дизартрии. Достаточно часто встречаются дети со смешанной формой стертой дизартрии [74]. Е.Н. Винарская и А.М. Пулатов впервые попытались классифицировать стертую дизартрию. Ими была определена легкая степень псевдобульбарной дизартрии, при которой гиперкинезы сочетаются со спастическими параличами и усиливаются во время спонтанной речи. Вследствие этого речь становится замедленной, напряженной. В ее характеристику включаются такие компоненты, как невыразительность и монотонность, слова произносятся невнятно[18]. Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская определили типологию дисфункций речи в зависимости от неврологического анамнеза, нарушений двигательных функций, и фонематического и общего развития при стертой дизартрии. Они выделили следующие категории, относящиеся к стертой форме дизартрии: - к первой категории относятся дети, имеющие недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые были вызваны локальной недоразвитостью некоторых двигательных функций артикуляторного аппарата. Такие дети имеют стертую псевдобульбарную дизартрию; - ко второй категории относятся дети имеющие слабость, вялость артикуляционной мускулатуры, возникающей вследствие стертой псевдобульбарной дизартрии; - к третьей категории относятся дети, страдающие стертой формой корковой дизартрии и обладающие клиническими проявлениями расстройства звукопроизношения, которое возникает вследствие трудностей в совершении произвольных движений артикуляторного аппарата; - в четвертую категорию входят дети с различными формами моторной недостаточности. Эти дети имеют диффузную форму стертой дизартрии. Корнев попытался классифицировать стертую дизартрию, используя нейролингвистический и нейропсихологический аспекты. Он выделил три формы стертой дизартрии: - дисфонетическую диспраксию, возникающую вследствие нарушения функции первого уровня организации праксиса; - дисфонологическую диспраксию, продиктованную патологией развития второго уровня; - вербальную диспраксию, возникающую вследствие нарушения функции высшего, третьего уровня организации праксиса речи [6]. Несмотря на то, что дети со стертой дизартрией не имеют выраженных параличей и парезов, их движения характеризуются общей моторной неловкостью, дискоординацией. У таких детей наблюдаются трудности при самообслуживании, страдает ловкость и точность движений, наблюдаются незначительные отклонения в интеллектуальной деятельности, проявляющиеся снижением умственной выносливости, незначительными расстройствами внимания и памяти. Коррекционная работа с детьми, страдающими стертой дизартрией обязана содержать в себе не только коррекционно-логопедическую составляющую, но и медицинскую терапию и психолого-педагогическую поддержку. Программа коррекционной работы по преодолению стертой дизартрии должна содержать: 1. Создание установки на коррекцию звукопроизношения у ребенка. 2. Формирование правильного уклада артикуляционных позиций: - формирование верных и точных мимических, артикуляционных движений; - формирование достаточной амплитуды произвольных движений рта, мимики лица, артикуляционного аппарата; - усовершенствование двигательной активности артикуляционных движений; - формирование выносливости артикуляционных мышц. 3. Борьба с симптоматикой спастического пареза артикуляторного аппарата: - устранение гиперсаливации; - устранение гипертонуса, гипотонуса мышц артикуляторного аппарата посредством логопедического массажа, коррекционной артикуляционной гимнастики. 4. Формирование физиологически верного речевого дыхания. 5. Развитие просодической стороны речи: - формирование восприятия и понимания основного тона высказывания; - развитие восприятия, оценки и воспроизведения темпа речи; - развитие восприятия и изменения громкости голоса; - нормализация тембра голоса; - развитие работоспособности мышц голосового отдела; - узнавание и воспроизведение словесного и логического ударения. 6. Нормализация звукопроизношения: - исправление артикуляций искаженных звуков; - закрепление четкого произношения звуков всех групп; 7. Формирование собственного контроля над речью у ребенка. В настоящее время доказано, что дети, имеющие стертую форму дизартрии, характеризуются не только нарушениями устной речи, но и патологиями в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи [33] . Таким образом, стертая дизартрия является сложным и тяжело поддающимся коррекционной логопедической работе нарушением речи. При стертой дизартрии страдает не только звукопроизношение, но и интонационная выразительность речи, что влечет за собой нарушения всех компонентов речи, и как следствие препятствует гармоничному развитию личности ребенка. 1.2 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе Шахнарович А.М. отмечает, что онтогенез речевой деятельности является сложнейшим процессом, имеющим различные, парадоксальные пути развития [72], и интонационная сторона речи занимает в этом процессе далеко не последнее место. Интонация играет одну из важнейших ролей в реализации коммуникативной функции речи, именно с ее помощью человек может не только передать свое эмоциональное настроение, богатство и разнообразие информации, но и воспринимать эмоциональные оттенки речи других людей и, на основе этого восприятия, реагировать соответствующим образом. Казаковская В.В. в своих работах отмечает, что в процессе диалога на интонацию приходится 93% энергии воздействия. Интонация - это совокупность просодических средств, которые обладают языковыми функциями и осуществляют организацию и членение речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения[61]. Организация и членение речевого потока с помощью интонации осуществляется на различных уровнях. Так интонационно целостный текст делится на фоноабзацы, из них выделяются фразы, а они в свою очередь разделяются на синтагмы (отрезки высказывания, объединенные интонационным и смысловым значением). Единицы членения могут быть оформлены различными способами, что создает условия для передачи информации, играющей важную коммуникативную роль. Н.Д. Светозарова к функциям интонации относит: передачу эмоционального смысла высказывания и его оттенков; отображение уровня связи между фоноабзацами, фразами и синтагмами; формирование и деление речевого высказывания на смысловые единицы; оформление высказывания; передачу отношений между компонентами интонационных единиц [61]. О.С Ахманова в понятие «интонация» включает такие просодические компоненты как мелодику, логическое ударение, ритм, интенсивность, темп, тембр и пауза. Мелодика - это компонент интонации, который является главнейшим ее средством и обслуживает различные ее функции. Мелодика, как модификация частоты основного тона голоса во времени, создает отличные друг от друга по свойствам структуры (мелодические рисунки). Задаются эти рисунки языком и, в пределах закономерности языка, они могут видоизменяться. По мнению З.В. Савковой, благодаря мелодическим рисункам, хранящимся в нашей памяти, происходит восприятие, осмысление и оценка речи собеседника [58]. В отечественной литературе мелодика рассматривается как суперсегментная единица речи. Она выступает в речевом потоке совместно с линейными, сегментными единицами, наслаиваясь на них. На характер использования мелодики влияет много факторов: эмоциональное состояние говорящего, его установка, ситуация, в которой произносится речь, и многое другое. На протяжении отрезка высказывания мелодика голоса достаточно изменяется. Если в начале синтагмы величина основного тона голоса находится в среднем ее значении, то по мере высказывания она повышается, а к завершению синтагмы понижается. Характеристика мелодики заключает в себя следующие компоненты: максимальная и минимальная частоты, а также их мелодический диапазон; скорость изменения мелодики и интервалы между отдельными мелодическими компонентами[14]. Одной из характеристик мелодики является тональный контур. Под этим понятием подразумевается направление движения основного тона речевого высказывания на всей его длительности. Функцией тонального контура принято считать отображение таких значений, как логических, эмоционально-экспрессивных и синтаксических [68]. Так, для завершения фразы, человек использует нисходящий тон, и, наоборот, при вопросительной интонации и незавершенности речевого высказывания, используется восходящий тон. Восходящий тон высказывания подводит собеседника к важной информации, сама же информация произносится с нисходящей мелодикой. Ровным тоном произносится вспомогательная информация [65]. Логическое ударение, как произвольное выделение одного из компонентов высказывания, при перемещении меняет смысловой акцент высказывания. Обычно это выделение реализовывается при помощи наращивания интенсивности, но в единичных случаях реализация может добиваться и уменьшением силы звучания (шепот на фоне ровного тона приводит к такому же результату выразительности, как и увеличение интенсивности). Логическое ударение указывает на смысловое значение отдельных понятий в речевом потоке. Оно не зависит от синтаксической структуры языка, порядка слов во фразе, и может выражать разнообразные смысловые контексты, выделяя любое слово или ритмическую группу в высказывании. Логическое ударение обусловлено коммуникативной ситуацией и может иметь вопросительную, утвердительную, восклицательную либо побудительную формы. Ритм это фонетическое явление, характеризующееся чередованием следующих компонентов: границ интонационного фразового членения, ударных и безударных слогов, восходящей и нисходящей мелодики и др. Н.В. Черемисина-Ениколопова объясняет речевой ритм с физиологической точки зрения. В качестве физиологического фундамента ритма речи автор рассматривает дыхательный ритм. Ритм речи выполняет коммуникативную функцию и управляется интеллектуально. Н.В. Черемисина-Ениколопова отмечает, что для речевого ритма характерна иерархичность, которую можно представить следующим образом: слоговой, словесный и синтагменный ритм. Автор отмечает, что слоговой ритм имеет физиологический базис, обусловленный тем, что при произнесении слога происходит толчок выдыхаемого воздуха. Слоговой ритм не имеет смысловой нагрузки. Словесный ритм, наоборот, обусловлен когнитивно, но не имеет физиологической базы. Основным речевым ритмом, зависящим от физиологической основы и интеллектуального базиса, является синтагменный ритм. На этом уровне дыхательный ритм совместно с интеллектуальной основой координирует ритм разговорной речи, который будет индивидуален для каждого человека. Он будет зависеть от особенностей дыхательных ритмов, возраста, пола, эмоциональной, физической и психической составляющих говорящего человека[69]. Темп речи оказывает влияние на разделения текста по функциональным и стилистическим параметрам. Он определяется количеством произнесенных слов в определенный отрезок времени. На скорость произнесения текста влияют особенности синтагматического членения, скорость произношения слов, ритмика самого текста, характер паузирования. Н.Д. Светозарова, Н.И. Гейльман в своих трудах указывают, что изменение темпа также обусловлено и интонацией. Так, для вопросительного высказывания характерно ускорение темпа, в повествовательном же предложении отмечается его замедление. О.С. Родионова, отмечает, что от темпа речи зависит стиль произношения, а также членение текста на фразы и синтагмы. В настоящее время тембр голоса характеризуется с акустической точки зрения, как окраска звучания, которая придает речи разнообразные эмоционально-выразительные окраски [76]. Как акустическая характеристика тембр обусловлен силой и частотой колебаний голосовых складок, формируется при помощи звучания основного и добавочных тонов – обертонов. При этом частота обертонов, как правило, в разы выше частоты основного тона. Обертоны возникают посредством колебания голосовых складок, как по всей своей длине, так и отдельных их частей. В зависимости от количества обертонов и их силы, каждому голосу придается свой индивидуальный тембр. На тембр голоса большое воздействие оказывают движения мягкого неба, щек, мышц глотки, языка, а также движение надгортанника, губ, гортани, а также работа дыхательных мышц [78]. Пауза является одним из наглядных компонентов интонации. Она служит для выражения связи между высказываниями и членения высказывания на интонационно-смысловые отрезки[61]. Таким образом, все вышеперечисленные компоненты интонации выполняют определенную смысловую функцию. Так, степень важности синтагм и высказываний выражается с помощью темпа. Мелодика играет одну из важных ролей, с одной стороны, она имеет способность сочетаться со всеми компонентами интонации, с другой – занять их место. Интонационной стороной речи дети овладевают наиболее рано. Ее овладение ребенком в онтогенезе обусловлено определенными закономерностями и имеет свои особенности. Ушакова Т.Н. утверждает, что становление интонационной стороны речи начинается еще внутриутробно. Уже в этих условиях плод слышит интонацию говорящего, при недостаточной различимости самих слов. На ранних этапах речевого развития первым выражением интонации считается крик и плач ребенка. М.Е. Хватцев отмечает, что крики ребенка отличаются друг от друга в зависимости от его потребностей [67]. Необходимо отметить, что в период новорожденности, интонация крика ребенка отличается своей ограниченностью. Е.В. Лаврова в своих трудах связывает эту ограниченность с несформированностью функций нервно-мышечного аппарата гортани и дыхания [35]. Уже к концу 1-го мес. жизни физиологические параметры голоса ребенка меняются: увеличивается объем легких и резонаторных полостей, вследствие чего возрастает интенсивность голоса и продолжительность фонации, расширяется звуковысотный диапазон голоса. В течение следующего месяца продолжительность крика ребенка удлиняется, он становится более модулированным, мелодия крика становится более интонированной. В процессе исследования проведенного Р.В. Тонковой-Ямпольской и Т.Я Чертюк, было установлено, что на стадии гуления ребенок начинает овладевать интонационной стороной речи. Хватцев М.Е указывает, что в этот период происходит разделение слуховых, кинестетических и тактильных раздражителей, у ребенка образуются новые звуковые связи[67]. В этом возрасте многочисленные звуки, произносимые ребенком, приобретают широкое разнообразие. Гуление приобретает более отчетливую интонационную окраску, оно становится способом общения с взрослыми. Сами по себе звуки гуления не имеют смысловой нагрузки, они обусловлены необходимостью общения. Уже к четырем месяцам ребенок по-разному реагирует на интонацию взрослого. Ребенок начинает бессознательно воспроизводить интонацию взрослого, высота его голоса приобретает разнообразность[49]. В период лепета вокализация ребенка поддается качественным изменениям. Ребенок научается группировать слоги в отрезки посредством их интонационных форм. Е.И. Исенина утверждает, что в лепете ребенка проявляются интонационные рисунки, свойственные родному языку[30]. Воспринимая родную речь на слух, ребёнок постепенно научается отображать характерные черты ритма родного языка. В 7-8 месяцев основным носителем информации для ребенка является интонация, сопровождающая те или иные звуки. Так, результаты исследования Ф.И. Фрадкиной показали, что ребенок этого возраста усваивает не значение высказывания, а его интонационный смысл. К 9 месяцам лепет преобразовывается, интонация приобретает разнообразные оттенки. Е.Ф.Архипова утверждает, что к 11 месяцам у ребенка формируется начальная стадия ударения [5]. В результате общения с взрослым у ребенка появляется осознанность в использовании интонации. В связи с недостаточной сформированностью резонаторной системы, голос ребенка этого возраста более тихий и высокий, чем у взрослого. 11-12 месяцев жизни ребенка характеризуются произношением первых слов. В условиях общения со взрослым малыш постигает и осознанно использует такие средства выразительности речи, как ударение, мелодику, интенсивность голоса. На этом этапе, из-за физиологически укороченных голосовых складок, ребенок не имеет возможности изменять высоту и громкость собственного голоса. Голосовые складки малыша отличаются небольшой амплитудой колебания, что обусловливает более тихий и высокий голос, чем у взрослого. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. Н.Х. Швачкин указывал, что первые ритмические высказывания ребенка обладают хореическим ритмом. Это происходит не случайно, ведь на первом году жизни малыш чаще всего слышит слова, имеющие структуру хорея. По мере развития речи, интонация для ребенка приобретает служебный характер, уступая место семантическому значению слов [75]. Уже в возрасте 1 года 8 месяцев ребенок научается целенаправленно использовать ту или иную интонацию. В результате исследования, проводимого Т.Л. Ионовой (Фридман), выяснилось, что дети в возрасте до двух лет используют такие виды интонации, как интонацию убеждения и выразительную интонацию. На этом этапе развития ребенок активно использует словесное и логическое ударения. В возрасте двух-трех лет дети четко разделяют интонационные рисунки. С их помощью ребенок выражает свое эмоциональное отношение к ситуации (возбуждение, раздражение и т.д.). Н.И. Лепская считает, что первой языковой интонацией, которая появляется в 2 года – 2 года 3 мес, является интонация волеизъявления. Интонация утверждения и перечисления возникает у детей в возрастном периоде от 2 лет 4 мес. до 3-х лет. Вопросительная интонация формируется на основе удивления в возрасте 3-х – 4х лет. Восклицательная интонация усваивается ребенком последней [38]. Результаты исследования, проведенного М.В. Гординой и Н.Ю. Вахтиной, показали, что компоненты интонации усваиваются неодновременно. Так, мелодическая часть интонации постигается детьми самой первой, но до четырех лет имеет свои особенности: движение тона в процессе высказывания имеет неровности, сужен частотный диапазон, что не свойственно речи взрослого человека. Темп речи у детей до четырех лет более замедлен, чем у взрослых[17] . Различные типы интонации, по мнению О.И. Яровенко, усваиваются в возрасте четырех лет. В этот период речевое высказывание детей характеризуется сформированным мелодическим оформлением, схожим с оформлением взрослого человека. На этом этапе речевого развития ребёнок научается шёпотной речи. Высказывание становится более плавным, уменьшается количество ненужных пауз и повторов слов. Дошкольник овладевает интонационной выразительностью повествовательного высказывания по подражанию. К пяти годам возможности интонационной стороны речи считаются сформированными[79]. Дети в возрасте 5 лет обладают способностью изменять высоту и силу голоса в зависимости от смысла высказывания, умеют использовать шепотную речь в определенных ситуациях. Они широко и осознанно пользуются интонационными средствами в своей речи. С помощью интонации достаточно точно передают свои мысли, умеют выразительно читать художественные произведения и понимают смысл, заложенный в произведение автором. Дети старшего дошкольного возраста обладают навыками самостоятельного и сознательного выражения собственных чувств при чтении стихотворений. В собственной речи дети умеют передавать полный спектр эмоционального состояния, например радость, печаль, удивление и др. В возрасте 6-ти лет они пользуются умеренной громкостью голоса, но, в зависимости от ситуации, способны изменять силу голоса, то есть умеют сопоставлять громкость своего голоса с расстоянием до слушателя, особенностями высказывания. 1.3 Особенности интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией Дети, страдающие стертой дизартрией, отличаются расстройством как звукопроизносительного, так и интонационного направления речи. В основе дефекта стертой дизартрии находятся минимальные дисфункции иннервации голосового, артикуляторного и дыхательного аппаратов. Все эти дисфункции обнаруживаются у детей только при углубленном исследовании врача невролога. К речевым проявлениям стертой дизартрии относятся нарушения фонематического слуха и звукопроизношения, а также несформированность интонационной системы. Речь таких детей характеризуется монотонностью и маловыразительностью, наблюдаются расстройства темпа речи (замедленный или ускоренный темп), голос слабый, незвучный, а тембр речи чаще всего бывает низким. Л.В Лопатина в своих трудах определяет тесную согласованную работу составляющих фонетической стороны речи: звукопроизношения и интонации. Все компоненты интонации, участвующие в образовании оформления речевого высказывания (громкость голоса, ритм, интенсивность и т.д.), играют значимую роль в установлении его семантического содержания, помогают выявить позицию человека, относящуюся к содержанию высказывания. У детей, страдающих стертой дизартрией, дисфункции интонационной системы сказываются на отчетливости речи, ее ясности и четкости, а также на эмоциональных контурах речи [45]. Л.И. Белякова указывает, что у детей со стертой дизартрией голос достаточно часто имеет назализованный оттенок, характеризуется хриплостью, ослабленностью. Темп речи чаще ускорен, но встречаются и случаи замедления темпа. Такие дети имеют некоторую аритмию связного высказывания, слоговая структура слова нередко отличается своей несформированностью. У этих детей плохо развивается повествовательная интонация. Их речь характеризуется обилием необоснованных паузирований, отсутствием пауз между фразами. Автор указывает, что, не смотря на то, что гуление и лепет у детей со стертой дизартрией появляются в рамках онтогенетической нормы, они отличаются недо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы изучения фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией.
- Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием
- Логопедическая работа по коррекции произношения сонорных звуков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи