VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Концепция интеграции в общество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007003
Тема: Концепция интеграции в общество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





1.1. Концепция интеграции в общество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях







     Проблема интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, поскольку сегодня таких людей довольно много. 

     Лица с ограниченными возможностями здоровья - это люди, имеющие недостатки в физиологическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными недостатками и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. 

     В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается более полное определение инвалидности. 

     Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

     Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. 

     Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

     Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, неспособен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

     К категории «молодые инвалиды» относятся граждане в возрасте 14 — 30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений.

     Раньше статистика инвалидов не имела большого значения. Теперь она ведется очень тщательно. Статистика позволяет не только подсчитать количество людей с ограниченными возможностями, но и дает информацию об их жизни, трудностях, потребностях. В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью в 2017 году составляет около 15 млн. человек. В Ленинградской области, как и в Российской Федерации, отмечается ежегодное увеличение количества инвалидов.

     Для раскрытия цели нашего исследования необходимо рассмотреть концептуальных основы интеграции инвалидов в общество.

    Интеграция базируется на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как возможно больше приближенными к нормальным условиям жизни общества.

     Деятельность государства и общества, нацеленная на помощь интеграции инвалидов, по-прежнему отстает от международных стандартов и недостаточно реагирует на острые общественные проблемы инвалидов.

     Интеграция – это процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека; интеграция инвалидов в общество – это процесс, включающий четыре компонента:

социально-аксиологический, ? в обществе признаются единые ценности, определяющие представления и установки индивидов, как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых;

организационно-правовой, ? процесс интеграции строится на основе законодательства, утверждающего равные права граждан;

пространственная организация жизнедеятельности ? для интеграции инвалидов в общество конструируется универсальный дизайн, объекты которого могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости их специальной адаптации для нужд отдельных категорий потребителей;

межличностные отношения ? происходит интериоризация признания достоинства личности и ее равных прав, независимо от факторов физического или психического здоровья.

     Социальная интеграция инвалидов в обществе представляет собой процесс восстановления разрушенных связей инвалида и общества, обеспечивающий его включенность в главные сферы жизнедеятельности – труд, отдых, досуг, быт.

     Д.В. Зайцев дает следующее определение социальной интеграции: «Социальная интеграция личности - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности»

     Одна из ведущих задач, стоящих перед Российской Федерацией, – формирование среды, содействующей улучшению жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. 

     В последнее время изменился подход к инвалидам, доминирует представление о том, что эта проблема касается не определенного круга людей, а всего общества в целом. Инвалидность не должна становиться преградой для полноценной жизни. Самые серьезные проблемы инвалидности связаны с появлением социальных барьеров, не позволяющих инвалидам подключиться к жизни общества. Есть базисные необходимости людей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворение которых приведет к высококачественному улучшению их жизни. Это потребности в передвижении, общении, свободном доступе к объектам культуры, образовании, в возможности трудиться, в комфортных бытовых условиях, в финансовой поддержке и психологической помощи. Исключительно важную роль играет эмоциональный барьер, который является двусторонним. Это, с одной стороны, непродуктивные и обидные эмоциональные реакции окружающих по отношению к инвалиду – любопытство, неловкость и даже порой насмешки. С другой – отрицательные эмоции человека с ограниченными возможностями здоровья – например, чрезмерная жалость к себе, недоброжелательное отношение к окружающим, ожидание гиперопеки. Все это сильно затрудняет процесс взаимоотношений инвалида с социальной средой. 

     Таким образом, взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Отношения инвалидов и здоровых людей – основной момент социальной интеграции, и ее важнейшим условием выступает внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. 

     Известно, что инвалиды, даже обладая всеми потенциальными возможностями для участия в жизни общества, не могут или не желают их реализовать, потому что здоровые не хотят общаться с ними, а работодатели не хотят принять на работу (понятно, что, если предприниматель настроен по отношению к инвалидам негативно, он будет платить штрафы, но не принимать их на работу). Получается, что любые меры по интеграции инвалидов в обществе, не подготовленные психологически, не достигнут цели и будут неэффективными. 

     Данные социально-психологических исследований о социальной дистанции общения показали следующее. Здоровые люди предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных», то есть предпочитаются ситуации «инвалид – сосед по дому», «инвалид – коллега». А вот ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывают негативное отношение («инвалид – сосед по квартире»), равно как и ситуации, где у инвалида более высокий статус («инвалид – начальник», «инвалид – представитель органов власти»). При этом наиболее негативные установки характерны для молодых людей. Идею социальной адаптации и интеграции инвалидов на словах поддерживают большинство населения страны. Но реальное отношение к ним можно назвать двойственным: с одной стороны, инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону в отношении здоровья, с другой – как лишенные многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним. 

     Одним из главных показателей социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. И здесь исключительно велика роль возможности трудиться. Доказано, что у работающих инвалидов самооценка намного выше, и взгляды на жизнь оптимистичнее, чем у безработных. Это связано как с лучшим материальным положением работающих инвалидов, так и с их большей социальной адаптацией, возможностью общения с другими людьми. 

     До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, практически нет доступного транспорта, а у работодателей нередко сохраняется множество стереотипов по отношению к людям с ограниченными возможностями. В силу этих факторов молодые инвалиды страдают от изоляции, низкой самооценки и сталкиваются с препятствиями, которые мешают им участвовать в социальной и экономической жизни общества.

     Да и сами инвалиды зачастую страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда начинают трудиться, часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и нежелания обратиться за помощью. Потеря работы для инвалида более страшна, чем для здорового человека. Малейшие изменения уровня материального благополучия, связанные с потерей работы, приводят к панике и сильному стрессу.

     Отметим, что помощь человеку с ограниченными возможностями в интеграции не менее чем для него самого, важна для общества в целом. Каждый человек должен знать, что он в случае потери здоровья не будет выброшен из общественной жизни, а получит поддержку и помощь. 

     В 1995 г. в России принят федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в стране – обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации личных, экономических, политических и других прав и свобод. 

     А с 1 января 2016 г. вступил в силу новый закон – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» № 419-ФЗ. В нем немало нововведений, которые касаются изменения порядка установления инвалидности, создания федерального реестра инвалидов и т. д.

     Исключительно важное значение, имеют положения закона о формировании безбарьерной среды – необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Инвалиды, имеющие стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, получат право на бесплатное сопровождение на территории объектов инженерной и транспортной инфраструктур – дорогах, аэропортах, причалах, вокзалах и т. д. У инвалидов должна быть возможность беспрепятственного пользования городскими, пригородными и междугородними электричками, а также беспрепятственный доступ к местам отдыха и предоставляемым в них услугам. Речь идет об оборудовании их пандусами, дублировании информационных табличек на шрифте Брайля, предоставлении бесплатного сопровождающего и т. д. Все эти требования распространяются в обязательном порядке только на те объекты, которые с 1 января 2016 года будут введены в эксплуатацию впервые или после реконструкции либо модернизации. Однако собственники уже существующих объектов все равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно.

     Концепция интеграции, как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин «интеграция» рассматривается либо относительно локальной проблемы (интеграция инвалидов с нарушением движений в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития и т.п.), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция — включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединение в целое ранее разнородных частей и элементов)

     Малофеев Н.Н. и Шматко Н.Д. дают характеристику базовых моделей интеграции: постоянной полной, постоянной неполной, постоянной частичной, временной, частичной и эпизодической.
     Исследователи (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова и др.) отмечают, что в России развиваются две формы интеграции: социальная и педагогическая.

     Социальная интеграция в общество предполагает социальную адаптацию инвалида с ограниченными возможности здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую интегрируется.

     Наличие проблемы интеграции  в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для лиц с ограничениями жизнедеятельности.

     Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает одностороннее узостью и узостью. Следуя ему невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быта не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом активным участником этого процесса.

     Второй подход предполагает, кроме подготовки инвалидов к вхождению в общество, также и подготовку самого общества к принятию таких лиц. Одна из серьезных проблем, которая затрудняет осуществление подлинной интеграции, заключается в том, что общество смотрит на инвалида как неполноценного и ущербного, а закрепленное в опыте инвалида подобное отношение формирует негативную установку к себе и к миру. Принятие интеграции социальным окружением, каждым человеком – это длительный процесс воспитания всего общества. Это взращивание с раннего детства нового поколения, для которого интеграция станет частью мировоззрения. Наше исследование подтверждает необходимость целенаправленной социально-педагогической работы по формированию адекватного отношения к инвалиду со стороны социального окружения и подготовки самого инвалида к выполнению социальных функций посредством взаимодействия инвалида и социума, изменение отношения социальной среды и общественных установок. Привлечение общественности, межведомственных, государственных структур к решению проблем инвалидов становится возможным благодаря социальному партнерству.

     Педагогическая интеграция на современном этапе выражается в многообразных формах совместного обучения и воспитания инвалидов.

     Интеграция инвалидов в социум зависит от эффективности процесса социально-педагогической реабилитации, поскольку в процессе социально-педагогической реабилитации немаловажно, для того, чтобы у инвалида произошли изменения в восприятии самого себя и окружающей действительности. В связи с этим  инвалид учится чувствовать себя равноправным членом общества и вырабатывает качества терпимости и толерантности. Комплексная реабилитация инвалида, подразумевается как концепция медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на частичное или полное восстановление жизнедеятельности инвалида.






1.2. Социально-педагогическая деятельность в системе социальной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья







     На сегодняшний день молодые люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее не защищенной социальной категории населения. Интеграция в общество данной категории лиц предполагает предоставление им не только прав, но и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни. Для достижения результата в развитии данного направления государство разрабатывает программы социальной реабилитации.

     Понятие социальная реабилитация характеризует в обобщенном виде это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

     Целью социальной реабилитации является приспособление, адаптация к социальной реальности с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в окружающей среде и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости.  

     Социальная реабилитация инвалида представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. В неё входят социальная адаптация и социально-средовая ориентация. Система социальной адаптации включает в себя производственную, бытовую и досуговую адаптацию. Производственная адаптация — важнейший фактор социальной адаптации, при котором в индивиде наряду с профессиональными умениями и навыками постоянно мобилизуются социально-психологические стороны развития. Бытовая адаптация решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных на восстановление нормальной жизнедеятельности инвалида, и охватывает различные отношения, складывающиеся в его социальном окружении. Досуговая адаптация предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства.  

     Любой вид социальной реабилитации требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной деятельности со стороны органов социальной работы различного профиля, предназначенных для помощи человеку в адаптационном процессе. Поэтому возрастает роль специалистов по социальной работе различных служб помощи населению, призванных использовать свою профессиональную компетенцию для содействия в восстановлении позитивных взаимоотношений человека с социальной средой. 

     Актуальной задачей современной социальной политики является поиск механизмов координации деятельности учреждений, задействованных в процессе социальной реабилитации граждан с ограничениями жизнедеятельности. Нужна эффективная, слаженная система социальной помощи, обеспечивающая реализацию установленных законодательством мероприятий и поиск новых форм организации работы, в том числе социокультурной, социально-психологической, отвечающей потребностям инвалидов и способствующей восстановлению активной жизненной позиции. Важно способствовать тому, чтобы клиенты помогали себе, чтобы инвалид имел возможность рассмотреть свою компетенцию и способности, поверить в собственные силы, научиться самоконтролю и позитивной самооценке, управлять собой и своими общественными ролями. 

     Социально-педагогическая деятельность является составным элементом государственной социальной политики. Социально-педагогическая деятельность — это способ реализации социальной политики, а социальная политика государства — это базис, ориентир для организации социально-педагогической деятельности и для формирования социальной сферы в целом.

     Л. А. Беляева и М.А. Беляева, рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды - с другой».

     Социально-педагогическая деятельность для России является относительно новым видом профессиональной деятельности. Профессия «социальный педагог» насчитывает немногим более пятнадцати лет. После ее официального признания в вузах России начали создаваться факультеты социальной педагогики для профессиональной подготовки специалистов. 

     Понятие «социально-педагогическое» возникло от интеграции педагогической науки и социологии как науки о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества, знания о социуме, о социализации.

     От «психологического» «социально-педагогическое» отличается активной направленностью на использование потенциальных возможностей социума с помощью организованной системы мероприятий, в которые включается искомая личность. Здесь осуществляется воздействие окружающей среды, вызывающей у личности желание действовать так, а не иначе.

     Социально-педагогический компонент опирается на педагогические теоретические основы, но предполагает использование возможностей психологии для организации целенаправленного воздействия на внутренний мир личности путем создания для этого необходимых условий. Последние формируются на основе знаний закономерностей изменения и развития психики личности, ее индивидуально-психологических особенностей или психологии социальной группы. В этом смысле здесь продолжается работа, начатая на уровне «психологического», поэтому она (в отличие от чисто педагогического воздействия) носит более мягкий (психологический) характер воздействия на личность. Этим объясняется приоритет охранно-защитной функции в социально-педагогической деятельности специалиста и феномен профессии социального педагога, проявляющийся у многих в стремлении к психологическому знанию и повышении роли психологического знания в деятельности социального педагога. Тем не менее, социальный педагог остается педагогом, по сути, по предназначению и специалистом, умеющим организовать набор мероприятий для реализации необходимых условий формирования новых целесообразных качеств личности, оказавшейся в трудной для нее ситуации, включить в них саму личность и организовать ее активное в них участие.

      В наше время в России основу организационных форм оказания социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения (специализированные детские сады и школы-интернаты), психоневрологические дома-интернаты, специализированные профессионально-технические училища, дома ребенка. 

     Однако в последние годы очевидно обозначились тенденции к улучшению имеющегося положения, характеризуемые в первую очередь позитивными изменениями социального отношения к данному вопросу, а также совершенствованием организационных форм уже существующих структур и созданием инновационных форм учреждений, наиболее соответствующих социальному заказу и современным условиям организации социально-педагогической деятельности. Пока это только начало переходного периода. Но прогрессивные тенденции явно обозначились в современной социальной политике России и с каждым годом получают все большее развитие.









1.3. Особенности социально-педагогической деятельности с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного учреждения.







     Вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об  основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которым регламентировано правовое положение граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, также закреплено право на получение ими социальных услуг.

     Согласно требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

     Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

     Существует следующая классификация стационарных учреждений социального обслуживания.

     В зависимости от категории обслуживаемых выделяются: 

стационарные учреждения общего типа;

психоневрологические стационарные учреждения;

специальные стационарные учреждения.

     По возрасту обслуживаемых: 

стационарные учреждения для детей-инвалидов;

стационарные учреждения для инвалидов;

стационарные учреждения для граждан пожилого возраста;

стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов.

     До 1991 года в Ленинградской области было 11 государственных учреждений социального обслуживания. 

     За период с 1991 года в области функционировали один центр социального обслуживания (в г. Кириши), один центр социальной помощи семье и детям (в г. Выборг), два центра реабилитации детей-инвалидов (в Кингисеппском и Выборгском районах), сорок шесть отделений социальной помощи на дому, то в 2016 году система социального обслуживания населения Ленинградской области включает в себя 74 учреждения социального обслуживания, в том числе – 16 государственных, 35 муниципальных учреждений, 23 негосударственных организации.

     Численность получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания в 2015 году составила 45151 человек.

     В последние годы выявилась возрастающая потребность молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации, а, следовательно, в реабилитационных учреждениях. Одним из них является психоневрологический интернат.

     Психоневрологические интернаты входят в общую систему психиатрической помощи в Российской Федерации и одновременно являются учреждениями социальной защиты населения.

     Психоневрологический интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе. В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие основную задачу по приёму и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

     В нынешней ситуaции, которую хaрaктеризуют ухудшaющееся положение физического и психического здоровья молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, снижение социального воспитания личности в социуме, увеличивается необходимость в социально-педагогической деятельности в условиях психоневрологического интерната.

     В психоневрологическом интернате выделяют три категории больных:

     Больные шизофренией с выраженным дефектом психики - больные, утратившие в результате болезни коммуникативные функции, социальные связи и профессиональные навыки. Участие в трудовых процессах для этой категории имеет цель реадаптации, восстановление утраченных функций и адаптации в новых условиях психоневрологического интерната; важное значение имеет дифференцированный подход с учётом степени нарушенных и сохранившихся функций, уровня сохранности профессиональных и трудовых навыков инвалидов. В связи с этим возрастает роль индивидуальных программ реабилитации, ИПР должна стать стержнем реабилитационной работы.

     Умственно отсталые лица - их клинико-психологические особенности требуют, совершено иного реабилитационного подхода по сравнению с больными шизофренией. На протяжении всего реабилитационного процесса также важны индивидуальные программы реабилитации, которые позволяют проследить динамику развития психики и моторики умственно отсталых лиц, рост их социальных связей и трудовых навыков.

     Больные эпилепсией, органической и сенильной деменцией - несмотря на различия нозологической принадлежности этих заболеваний, общим для них, являются интеллектуально-мнестические расстройства, которые определяются грубым органическим процессом головного мозга. Реабилитационная работа с такими больными строится таким образом, чтобы имеющийся дефект не отражался на результатах деятельности клиентов. Для них необходимо предусмотреть такие виды труда, которые не ориентированы на память, внимание. Выполнение работ стереотипного характера, в которых участвует моторика, а действия совершаются в рамках привычных в жизни больного движений, поможет решить реабилитационную задачу.

     Проблема интеграции в общество молодых людей, находящихся в пределах возрастной категории 23-30 лет и имеющих нарушения в ментальной сфере, представляет собой важную задачу психоневрологических интернатов. Для ее решения, в силу сложности нарушений психофизического развития данной категории клиентов, необходим комплекс реабилитационных мероприятий медико-социального, психологического, профориентационного, физкультурно-адаптивного, социокультурного и интегративного характера. Организация комплексной социальной реабилитации молодых людей с ментальными нарушениями, проживающими в условиях психоневрологического интерната, представляет собой главное условие социально-педагогической деятельности, которая должна организовываться профессиональными специалистами. 

     Социальная реабилитация молодых людей с ментальными нарушениями конечной целью имеет формирование у них социальных компетенций для включения по возможности в активную жизнедеятельность и способность к самостоятельному проживанию вне психоневрологического интерната. Такой подход является альтернативным общепринятому восприятию данной категории клиентов как нуждающихся в постоянном врачебном контроле и не способных к социальной адаптации и независимой жизни. Современные исследования М. В. Филиппова, П. С. Федорова, М. В. Пчелкина, Л. В. Виноградова, С. Ю. Громова и др. подтверждают, что в сфере социальной работы существует положительный опыт интеграции молодых инвалидов с ментальными нарушениями, проживающими в условиях психоневрологических интернатов, в общество. Однако этот опыт требует особого анализа и осмысления для определения и внедрения в деятельность реабилитационных учреждений позитивных практик.

     У молодых людей с ментальными нарушениями наблюдается социальный инфантилизм, недостаточная самостоятельность, низкий уровень развития коммуникативных навыков, недоразвитый уровень саморегуляции поведенческих и эмоциональных реакций на те или иные ситуации или события, стихийная подчиняемость различным, в том числе и дурным влияниям. Большой проблемой является то, что они считают, что социально-бытовые, трудовые, социально-культурные навыки, которые им стараются привить в условиях психоневрологического интерната, им не нужны. 

     Мы полагаем, что эти проблемы обусловлены не только психофизическими нарушениям и отрицательным опытом жизни молодых людей до поступления их в интернат, но и недостатками в режимной организации жизнедеятельности клиентов психоневрологического интерната, регламентированностью и  однообразием распорядка дня, отсутствием «свободных зон личностного развития» пациента, скудностью  форм и содержания межличностного общения. 

     Для преодоления указанных недостатков необходимо в систему психоневрологических интернатов включить социально-педагогическую деятельность как индивидуализированной, помогающей, ориентированной на развитие у клиентов социальных компетенций, отвечающих современным требованиям.

     То, насколько качественно будут сформированы в период нахождения клиента в психоневрологическом интернате навыки социальной адаптации, и будет определять его возможности к самостоятельной жизни в социуме. 

     Если рассматривать психоневрологический интернат в качестве государственного института комплексной реабилитации инвалидов, то логично отметить, что он обладает социализирующим потенциалом, который необходимо использовать для развития, прежде всего у молодых инвалидов, способностей, необходимых для социальной адаптации к самостоятельной жизни. Для решения столь сложной и многомерной задачи представляется крайне необходимым введение в штат интерната должность социального педагога.

     Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;

создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

     Таким образом, участие социального педагога в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников



Выводы по первой главе



     Теоретический анализ проблемы интеграции в общество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-педагогической деятельности позволяет сделать ряд выводов.

     Анализ научной литературы показал, что проблема актуальна, так как инвалидность в Российской Федерации определяется значительным количеством людей, имеющих признаки ограничений жизнедеятельности, а также неуклонным ростом числа молодых инвалидов за последние годы. Оказание помощи инвалидам является одной из приоритетных задач социальной политики государств во всем мире. 

     Особую актуальность имеет проблема интеграции инвалидов в общество. Под интеграцией в общество человека с ограниченными возможностями здоровья сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

     Представление «социальная интеграция» следует определять с одной стороны как совокупность социально-экономических, психологических, медицинских мероприятий, способствующих быстрому и наиболее полному восстановлению здоровья людей с ограниченными возможностями и возвр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44