- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы исследования досуговой деятельности молодежи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002336 |
Тема: | Теоретические основы исследования досуговой деятельности молодежи |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Теоретические основы исследования досуговой деятельности молодежи 5 1.1 Досуговая деятельность молодежи: понятие, виды, особенности 5 1.2 Роль досуговых учреждений в социализации молодежи 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, обозначившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большогочислабезработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных методов формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его трудовую деятельность, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходит снятие интенсивных физических и психических нагрузок. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его добровольностью выбора различных форм, доступностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и пассивную, производственную и игровую. Для большей части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социо-культурногообъединения и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали наследием, заурядным атрибутом образа жизни молодежи. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее интересными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов и предпочтений молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Изменения деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, новые концепции учреждений культуры, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга. Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям. Объект – молодежь (от 14 до 30 - 35 лет). Предмет –Приоритетные направления досуговой деятельности молодежи. где знак препинания в конце предложения?подумай! Цель –выяснить, что такое досуговая деятельность и определить роль досуговых учреждений в социализации молодежи где знак препинания в конце предложения?а где про организацию? Задачи : 1. Раскрыть понятие досуговой деятельности, его виды и особенности. 2. Выявить роль досуговых учреждений в социализации молодежи. Гипотеза –мы предполагаем, что студенты СФ ЗабГУ уделяют досугу большое количество времени, причём их досуг организован и проходит в стенах университета ЗабГУ. структура работы, методы? значимость? ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ 1.1 Досуговая деятельность молодежи: понятие, виды, особенности Понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д. В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: в современной семье каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей. Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей всех этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры – шестьдесят тысяч.1 Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий. В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией. Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей. Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей. Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг – это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил. Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда – и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности. Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности – от спортивных команд до кинообществ – с целью реализации своих досуговых потребностей. Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи – динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации. В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д. Наиболее вернойявляется толкование досуга как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и – в рамках последнего –свободное время. Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями. В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени. Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время –это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры –весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д. Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй – потребительский, третий (высший) – творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения. Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции. Досуг – это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (произюдительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре. Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности. Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении. Досуг – это часть внерабочего времени, остающаяся у человека после выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.). Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, связанных между собой: самообразование, культурное общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два направления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых. Если неорганизованный отдых – нерегулируемое во времени и пространстве использование свободного (досугового) времени с не определенными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых – планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп– круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др. В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом непосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный – в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода – все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени. Главное условие досуга – поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение. Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется. Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой. На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др. Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др. Что касается определения досуговой деятельности, то она направлена на активность, отвечающая потребностям и мотивам человека. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения. Досуговая деятельность подразделяется на потребление и производство услуг индустрии досуга, осуществляемые как дома, так и в культурно-досуговых учреждениях, индивидуально и в группах. Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из базовых видов деятельности наряду с игровой, учебной и трудовой, сделал В. Воловик, который выделил следующие специфические особенности досуговой деятельности: 1. основным структурным элементом любой деятельности есть ее действительный мотив –потребность личности в процессе этой деятельности, а следствием – его осуществления; 2. она может быть разнообразна по своей сути; 3. в отличие от других видов деятельности, цель и содержание которых находятся внутри этой деятельности, цель и содержание досуговой деятельности выбираются человеком в зависимости от его морального развития и культурного уровня; Досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть запертой в системе узко сгруппированных ценностей и приобретать характер социально возражающий, асоциальный. Критерием определения уровней досуговой деятельности, за В. Воловиком, выступает отношение субъекта этой деятельности к ее процессу, активное или пассивное. На этом основании им выделяются уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, социальная активность. Данные уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный и образовательный процесс путем целенаправленной планомерной и систематической организации досуговой деятельности путем подъема ее на более высокий уровень развития. Досуговая деятельность отличается от других видов жизнедеятельности человека тем, что осуществляется в соответствии с потребностями индивида, с целью получения удовольствия, развлечения, отдыха, разнообразить жизнь. Выбор определенного вида досуговой деятельности предопределяется его индивидуальной и социальной ценностью в глазах личности, а содержательное наполнение досуговых занятий отражает цели и задачи, которые она ставит перед собой: приобретение знаний и навыков, выработка норм поведения, усвоение культурных ценностей, овладение различными сферами общественной деятельности. В своих исследованиях Э.В. Соколоввыделяет следующие виды досуговой деятельности, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на такие группы. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил человека (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.) Вторая группа– с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр передач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.). Третья – с развитием духовных сил и способностей с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность в общении (кружковая работа, клубне объединения, праздники, дискотеки, др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой деятельностью (конкурс, смотры, турпоходы и др.). Таким образом, из вышесказанного можно заключить просто обрати внимание что изменила текст, так красивее)) , что досуг используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования как часть социального времени личности, группы или общества в целом, главным условием которого является удовлетворение своего внутреннего состояния. Что касается досуговой деятельности, то она направлена определенную активность, отвечающую потребностям и мотивам человека. 1.2 роль досуговых учреждений в социализации молодежи Чего это с маленькой буквы -то?? Рассмотрение изменений, произошедших в пространстве молодежного досуга, необходимо начать с описания роли этой сферы жизнедеятельности в процессе социализации молодого поколения. С этой целью мы выдвигаем задачу раскрыть представление о досуге как факторе и сфере социализации молодежи. Итак, социализация представляет собой процесс становления личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, формирования ценностных ориентации, определенной системы знаний, норм, образцов поведения, что является необходимым для успешного функционирования личности в данном обществе. Трансляторами такого социального опыта являются институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. На каждой стадии социализации существуют особые институты, которые носят название агентов социализации – это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Новые социальные реалии требуют новых подходов к решению проблемы приобщения личности к культуре, в особенности эта проблема становится актуальной «в период общественных ломок», когда «значительно усиливаются различия соответствующих представлений о личности, о жизненных ценностях у взрослых и подрастающих поколений, что крайне осложняет все процессы, связанные с их вступлением в жизнь». Трансформация основных институтов, традиционно исполняющих роль социализации (семья, образование), общей сложностью социокультурной ситуации, обусловливают отклонения . Отечественные социологи активно исследуют многие конкретные проблемы трансформирующегося российского общества. Наряду с изменениями в социальной структуре, ценностных ориентациях, значительное внимание уделяется и изменениям в статусе и функциях социальных институтов. На основании анализа таких исследований мы можем судить о роли социальных институтов образования, семьи, религии в процессе социализации молодежи на современном этапе развития общества. Результаты исследований указывают на существование в молодежной среде противоположных тенденций социализации: одна (пока преобладающая) несет в себе все позитивные жизненные ориентации (стремление продуктивно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы), другая (в настоящее время актуализируется) – связана с потребительством и развлечениями. На наш взгляд, вторая обозначенная тенденция во многом обусловливается теми ценностными ориентациями, стереотипами поведения, которые формируются в условиях возрастающей роли негативных проявлений досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. В такой ситуации становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличении влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения и пр.) в процессе социализации молодого поколения. В качестве причин таких тенденций можно указать на то, что у части молодежи невозможность достижения идеалов в рамках существующих условий общественной жизни порождает неучастие в жизни общества. К этому можно только добавить, что это осуществляется чаще всего в досуг, как сферу, в определенной степени, свободную от контроля. Рассмотрение противоречий, проявляющихся в процессе социализации молодежи, дает возможность проанализировать общую ситуацию, условия, в которых происходит формирование личности молодого человека, а также факторы, усилившие в сложившейся ситуации свое влияние. Традиционно главную роль в социализации личности играл институт семьи. Кризис этого социального института дает основания делать выводы об изменениях межпоколенной трансляции социальных норм, ценностных ориентации, способов и форм социального поведения. Во многом это объясняется тем, что в ситуации социальной трансформации опыт родителей уже недостаточен для обеспечения адаптационных процессов в новых условиях, а их консерватизм порой затрудняет процесс самоопределения молодых людей. Они поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора модели поведения, что является одним из факторов, усиливающих различия между поколениями. Об этом свидетельствуют, к примеру, данные исследований российской молодежи В.Т. Лисовского. Автор отмечает, что в ходе одного из социологических исследований 68% молодых респондентов и 72% их родителей сказали, что не понимают друг друга, а на вопрос: «Не хотели бы Вы в общих чертах повторить жизнь своих родителей?» 68% респондентов дали отрицательный ответ. Исследователи делают выводы о том, что молодые люди все чаще перестают ощущать авторитет своих менее адаптированных к новым условиям родителей, неспособных передавать своим детям адекватный образ новой социальной реальности, который они сами вынуждены формировать и корректировать. Следующий институт социализации, ослабивший свои позиции средимолодого поколения – образования, функции которого определяются общечеловеческими потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных людьми знаний и навыков от поколения к поколению. Роль всей системы образования в социализации определяется единством взаимосвязанных структурных элементов этой системы – обучения и воспитания. Однако отмечающийся исследователями кризис института образования, определяет сложности в реализации этой задачи. Так, например, С. Иваненков в монографии «Проблемы социализации современной молодежи» приводит такие результаты социологических исследований: 82% молодежи отрицает участие школы в формировании их этических идеалов, мировоззрения; 81% отмечает, что школа практически не сыграла никакой роли в формировании их интеллекта; 87% считает школу абсолютно непричастной к определению их профессионального выбора. Подобные результаты, подобны предыдущему, свидетельствуют о том, что в настоящее время былые воспитательные структуры в системе профессионального образования молодежи разрушены, что явилось реакцией на идеологизированность прежней системы воспитания. Сегодня уже вполне очевидно, что система образования как институт социализации во многом утратила свои позиции и влияние на формирование личности. Эта ситуация в полной мере осознается и самими педагогами, работниками образования. Подтверждением этому могут служить попытки департамента образования Московской области через принудительный характер организации свободного времени учеников вернуть школе былое воздействие на детей и подростков, усилить ее воспитательные позиции, оградить от влияния улицы. С этой целью с сентября настоящего года в ряде московских школ проводится эксперимент, который заключается в том, что ученики каждый день после окончания уроков остаются в школе до вечера для обязательного посещения разнообразных секций и кружков. Вопрос об эффективности подобных мер остается пока открытым, и со временем практика покажет степень целесообразности их применения. Однако уже сейчас очевидно одно: система образования и семья как институты социализации не вполне соответствуют требованиям преемственности таких ценностей, путей достижения значимых целей, которые смогли бы обеспечить реализацию потребностей современной молодежи. В последнее время в качестве особого института воспитания молодежи выступает церковь. Религиозные организации всех конфессий активизировали свою деятельность, в том числе и в отношении воспитания молодежи. Однако их усилия пока не дают заметных результатов, несмотря на прекращение гонений и запретов, существовавших в нашей стране в условиях господства атеистической идеологии. Повышенный интерес некоторых категорий молодежи к религии оказывается в предметном поле нашего исследования в связи с возможностью рассмотрения такого вида активности молодежи в качестве формы культурно-досуговой деятельности. В наше время такое направление исследований уже начинает разрабатываться учеными. Во многом это связано с тем, что в своем стремлении оказывать влияние на различные стороны светской жизни, Епархиальное управление через священнослужителей активно влияет на молодежь. У большинства приходов есть воскресные школы, издается духовная литература, создаются реабилитационные центры для тех, кто пристрастился к наркотикам. К подобным мероприятиям необходимо также добавить организацию религиозными объединениями летних лагерей отдыха для детей и молодежи. В определенной степени, признание неспособности нынешней системы образования выполнять те функции воспитания, прежде всего нравственного, которые традиционно ею выполнялись, иными словами – признание кризиса системы образования. Возможно, с углублением демократических преобразований в российском обществе роль церкви как института воспитания молодежи будет возрастать, но в настоящее время функции воспитания церкви пока еще не играют заметной роли в обществе. Это подтверждают исследования доверия религиозным организациям. В условиях демократизации общественной жизни, активизации деятельности религиозных организаций, некоторые категории молодежи стали проявлять интерес к религии. Особым образом, реализуясь в пространстве свободного времени и незанятого досуга, этот интерес может приобретать такие формы, которые (наряду с возможно позитивной ролью религиозного воспитания и образования) пагубно скажутся на становлении личности молодого человека. В настоящее время начинает активизироваться деятельность молодежных организаций. Они являются, прежде всего, механизмом реализации молодежных инициатив, выражения мнения, социализации, обучения и проведения досуга. Наиболее значимы среди них те организации, которые ставят своей целью решение социальных задач – многочисленные парламентские молодежные организации, молодежные организации политических партий, «традиционные» (бывшие пионерские) – в частности, Российский союз молодежи, Союз молодежных организаций и др. В годы советской власти комсомольская организация, имевшая свои структуры практически во всех территориально-производственных сферах, оказывала весьма эффективное воспитательное воздействие на всю социально-возрастную группу молодежи. Комсомол активно проводил в жизнь политику партии, формируя личность молодого человека в соответствии с директивами партии. К сожалению, в настоящее время молодежные организации не оказывают заметного влияния на воспитание молодого поколения. А ведь они могут выступать действенным институтом воспитания и проведения в жизнь молодежной политики при условии их частичного финансирования со стороны государства, а также при соответствующей координации их деятельности. При этом воспитательная работа должна проводиться с учетом интересов и склонностей тех групп молодежи, которые входят в соответствующие организации. Причины низкой эффективности деятельности молодежных организаций во многом объясняются низким уровнем их популярности среди молодежи. Это подтверждают результаты исследований, которые свидетельствуют и о том, что молодое поколение не рассматривает их в качестве эффективных механизмов разрешения существующих проблем. В качестве причин фактической недееспособности молодежных организаций И.Л. Пивень выделяет следующее: во-первых, многообразие форм деятельности молодежных организаций (участие в демонстрациях и митингах; организация заседаний, фестивалей, праздников и других форм коллективных мероприятий; распространение рекламной продукции, проведение опросов; формирование учебных центров и пр.) отвечает в среднем одной пятой части заявленных целей; во-вторых, показатель успешности и эффективности деятельности молодежных организаций во многом снижают недостаточная организация мероприятий, нехватка умений и средств; в-третьих, необязательность членства, отсутствие конкретных выгод и результатов деятельности, неопределенность целей, неясность задач, отсутствие механизма взыскания ответственности, свободный вход и выход из организации снижают мотивацию конкретного члена организации и делают творческие подходы и инициативу ненужными. Итак, на данный момент молодежные организации, с одной стороны, не усиливают потенциал молодежи, с другой, – не имеют в своем арсенале средств и методов, с помощью которых они могли бы заинтересовать широкие слои молодежи, чтобы посредством вовлечения в свою деятельность в пространстве свободного времени и досуга реализовать социализирующие функции. На основании описанной ситуации можно сделать вывод о том, что сегодня во многом утратили свои позиции тр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: