VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социологический анализ предпочтений молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012854
Тема: Социологический анализ предпочтений молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности
Содержание
      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
      УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
      «МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
      
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА




	
Социологический анализ предпочтений молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности





Выполнила студентка
Некозакова Олеся Алексеевна
39.03.01 Социология,
профиль общий,
очная форма обучения


Научный руководитель:
Шарова Е.Н., канд.социол.наук, доцент кафедры Философии и социальных наук

Консультант:Васильева В.Н., профессор, д-р социол.наук, профессор кафедры Философии и социальных наук










Мурманск
2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	7
1.1 Понятие, сожержание и функции досуга	7
1.2 Структура культурно-досуговой деятельности	19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	28
2.1 Специфика и содержание проведения досуга молодежи	28
2.2 Анализ предпочтений молодежи г. Мурманска в сфере культурно-досуговой деятельности (по результатам эмпирического исследования)	34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа социологического исследования	57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Логическая структура анкеты	62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Одномерные распределения по вопросам анкеты	64

ВВЕДЕНИЕ
     Aктуaльнocть иccледoвaния. В течение последних десятилетий в России произошли радикальные изменения всех сторон жизни общества, явившиеся причиной возникновения целого ряда острых проблем, отдельное место среди которых занимают проблемы молодежи как особой социально-демографической группы. Наиболее выражено проявляются последствия этих трансформаций в сфере культурно-досугоговой деятельности. Трансформация российского общества в целом сопровождается глубокими изменениями в сфере культурно-досугового, рекреационного обслуживания населения. Кроме того, именно в пространстве досуговой деятельности наиболее четко проявляются изменения общественного сознания, связанные с формированием новой системы ценностных ориентаций, разрушением традиционных норм и ценностей. Данное состояние общественного развития, которое исследователи с полным основанием называют состоянием социальной неопределенности, характеризуется тем, что, социализация молодежи, приобретает здесь отклоняющийся характер, размываются устойчивые жизненные представления и ориентиры молодежи, снижается- уровень культуры ее досуга.
     Помимо этого состояние социальной неопределенности характеризуется возникновением ряда негативных тенденций в сфере досуга молодежи, связанных с возникновением настроений бессмысленности существования, криминализацией досуга, проявляющихся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. В то же время для части молодежи характерно доминирование гедонистической направленности в рамках их досуговой деятельности, что предполагает ориентацию на получение в свободное время исключительно удовольствий и развлечений. Для многих людей в российском обществе досуг по существу, оборачивается иллюзией свободного времяпрепровождения, хотя в действительности он является регламентированным в соответствии с навязанными средствами массовой информации стандартными образцами. В ситуации, когда эти образцы являются недостижимыми для большей части населения страны и молодежи в частности, возникают дополнительные противоречия между потребностями молодых людей в сфере досуга и объективными возможностями реализации этих потребностей.
     Культурно-досуговая деятельность молодежи, предпочтительные ее формы, оказывают существенное влияние на становление их ценностных ориентаций, интеграцию в различные сферы общественной жизни. Следует отметить, что именно досуг в настоящее время оформился в качестве основной сферы вторичной социализации современной молодежи. Во многом это обусловлено тем, что традиционные институты социализации, образование и семья, не выполняют в полном объеме свою функцию социализации.
     Степень научной разработанности проблемы исследования. Рассмотрение культурно-досуговой деятельности российской молодежи вписывается в контекст общей теории досуга, которая традиционно является одной из приоритетных областей современной социологии. В западной социологической науке проблемы досуга изучаются уже достаточно давно и за последние несколько десятилетий здесь были проведены многочисленные и разнообразные крупные исследования досуговой деятельности различных категорий населения. Среди англоязычных социологов, занимавшихся проблемами досуга, можно отметить С. Де-Гразия, М. и Э: Неймейеров, Т. Веблена и др. 
     В отличие от западной науки, отечественная социология не характеризуется наличием многочисленных направлений в исследовании проблем досуга. Однако досуг все же становился объектом изучения различных направлений как советской, так и современной российской социологии. Значительный вклад в научный социологический анализ досуга внесли такие отечественные ученые как Баранов А. В., Гордон, Г. П., Патрушев В. Д., Филиппов О. В и другие. 
     Таким образом, современной социологической наукой накоплен некоторый опыт изучения отдельных аспектов досуговой деятельности различных социальных групп. Однако, рекреационный потенциал Севера России, в частности Мурманской области, практически не изучен, обобщающие работы, которые освещают досуговую деятельность молодежи, практически отсутствуют, что определяет актуальность выбранной темы исследования. 
     Объект исследования: культурно-досуговая деятельность.
     Предмет исследования: предпочтения молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности.
     Цель исследования: проанализировать предпочтения молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности.
     Задачи исследования:
     * рассмотреть понятие, содержание и функции досуга;
     * изучить структуру культурно-досуговой деятельности;
     * проанализировать специфику и содержание молодежного досуга;
     * провести анализ предпочтений молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности, на примере молодежи г. Мурманска.
     Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов, таких как Б.Л. Грушина, Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовского, М. Каплана, Т. Кэндо, Г.П. Орлова, С.Г. Струмилина и др., в  которых рассматриваются теоретические и концептуальные рамки исследования культурно-досуговой деятельности.
     Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования предпочтений сдудентов в сфере культурно-досуговой деятельности. Социологическое исследование проводилось в рамках количественной стратегии методом электронного анкетирования.
     Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения, списка литературы, содержащего 29 источников, и трех приложений.
     Во введении дано обоснование актуальности проведенного дипломного исследования, выделены объект и предмет работы, определены цели и задачи, представлены теоретические основы работы и эмпирическая база исследования.
     В первой главе дана характеристика досуга и рассмотрены его содержание и функции. Во второй главе изучена специфика и содержание досуга молодежи, и приводятся результаты проведенного социологического исследования. 
     В заключении бакалаврской работы подведены  итоги исследования, сформулированы основные выводы.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, сожержание и функции досуга
     Социологический анализ проблемы досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с предметом деятельности,  поскольку понятие «досуг», включающее в себя  пространство отдыха  молодежи, требует разъяснения в связи с разным пониманием содержания свободного времени и досуга, так как существуют   разные определения по этой проблеме в научной литературе. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо рассмотреть, прежде всего, вопрос, связанный с историей использования этого термина1.
     Слово «досуг»,  употребляющееся  в русском языке уже в XV веке, выражало «свободное время», а в данном определении  появилось только в начале XX века. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягаемость», «досягаемость»,  означающих  буквально возможность что-то сделать, «дотянуться». «Досуг» - это достижение, требующее определенной работы и времени, в зависимости от этого  досуг трактовали как время, когда чего-то можно достичь.
     Таким образом, исходя из этимологии понятия «досуг», его нельзя отождествлять с праздностью. В русской пословице говорится: «не учи безделью - учи рукоделию», именно здесь заложено совмещения работы и отдыха, развлечений, определяющих ценность пространства свободного времени, досуга.
     А. Шопенгауэр, являющийся представителем  общественной мысли Нового времени, назвал досуг венцом человеческого бытия, делающего человека полноправным владельцем своего «я». Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей непосредственно связано со свободным временем.
     Так, Маркс,  определивший руководящие ценности идеального общества, писал: «свободное время – это досуг и время для высшей деятельности, делает тем, кто им владеет, в любом предмете, и этот предмет его и должен затем в непосредственном процессе производства»2.
     Другими словами, выделив в этом выражении Маркс два важных структурных элемента в свободное время:
     1) отдых, выполняющий функции восстановления (отдых, развлечения, семья и общение);
     2) более возвышенную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей).
     В  этих трактовках, представленных  видными представителями передовой мысли разных эпох, заложено понимание свободного времени и досуга как важного фактора свободного времени в жизни личности и общества в целом.
     Но чтобы обеспечить  досуг в жизни большинства занятого населения в обществе, необходим ряд условий. Т. Г Киселева и А. Д. Красильников3 отмечает следующие два:
     * во-первых, общество должно прекратить контролировать организацию досуга посредством общих ритуальных обязательств, для этого часть досуга не должна подпадать под категорию коллективного обязательного ритуала, она должна стать  неотъемлемой потребностью и  заботой о каждом человеке;
     * во-вторых, деятельность, зарабатывающую на жизнь, должна быть организована таким образом, чтобы ее можно было легко отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.
     Эти два условия, необходимых для досуга, характерны для образа жизни людей в индустриальных и постиндустриальных обществах, в которых досуг и работа, досуг и учеба становятся четко разделенными, регламентированными. Это такой тип общества, где путем увеличения производительности и интенсивности труда, можно обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска 4.
     Понятие «досуг», «свободное время» в Российской социологии рассматривалось в работах Б. А. Грушина5, А. В. Неценко6, Г. П. Орлов7, В. Н. Пименова8, в их трудах достаточно полное раскрытие терминов «досуг» и «свободное время».
     В Российской социологической энциклопедии термины «досуг» и «свободное время» определены так: «свободное время» характеризуется как часть времени суток, свободное от работы в государственном секторе и связанное с этим время удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» – часть свободного времени, оба они направлены на удовлетворение  потребности в развлечениях и общении9 .
     Как уже говорилось выше, обозначенные нами, в силу ряда обстоятельств, понятие «свободное время», а «досуг» исследователи трактуют по-разному. 
     В связи с этим возникает необходимость проанализировать некоторые из них. Г. А. Пруденский10,  прежде всего, отмечает по вопросу содержания свободного времени, чью точку зрения мы разделяем,  что в этих понятиях существуют разительные отличия. По его мнению,  разграничивая рабочее и нерабочее времени, он приводит такие доводы: «свободное время - это только та часть нерабочего времени, которая уходит на отдых, учебу, самообразование, занятия художественной самодеятельностью, общественную деятельность, воспитание детей».
     Хотя во многих концепциях социологии досуга, понятия досуга и свободного времени практически сливаются, такие взгляды характерны для  Западной школы социологии досуга. Но эта позиция, на наш взгляд, неприемлема, хотя такое смысловое сочетание двух разных определений отчасти понятно: досуг – это форма отдыха,  однако первое понятие двойственное: оно может обозначать период свободного от работы (занятости) времени и одновременно период отдыха человека.
     Г. Орлов, развивая позицию К. Маркса, определяет досуг как «комплекс занятий в свободное от работы время, с помощью которых удовлетворяются непосредственно физические, умственные и духовные потребности», преимущественно рекреационного характера, а «более возвышенную деятельность» - как «комплекс свободных занятий как цель, в которой наиболее эффективно совершенствуется личность».
     С этой точкой зрения, на наш взгляд,  можно согласиться в понимании: что здесь подразумевается деятельность, составляющая досуг,  или же деятельность «высшей активности», выступающая как самоцель.
     3. Браун11, зарубежный ученый и социолог, считает, что  существует «плохое» свободное временя,  включающее в промежуток времени отдыха и время вынужденного ухода с работы в связи с безработицей, болезнью и т. д. Но если такая трата времени связана с переходом к другой деятельности (религиозной, культурной, политической), то её можно считать  «нормальной деятельностью».
     Таким образом, можно сказать, что в литературе существуют субъективные представления о категории свободного времени. На наш взгляд, правильнее рассматривать свободное время как часть внерабочего времени, понимая его  не как все нерабочее время, а только ту его часть, тратящуюся на обучение (кроме обязательного образования), самообразование, на творческие поиски, досуг, общественную работу и т.д., т. е. время, используемое  человеком  по своему усмотрению.
     В своей работе мы будем исходить из следующего понимания досуга и свободного времени, выделяя эти понятия.
     Свободное время - часть временного бюджета личности, освобожденной от непреложных временных затрат, от обязательной работы, неотложных семейных, социальных обязанностей, бытовых забот, а также необходимой физиологической активности (сон, еда).
     Досуг - часть свободного времени, совокупность действий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не из-за материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, досуг может включать в себя возможности для самосовершенствования и развития.
     Исходя из этого,  культурный досуг – часть культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим, что такое культурно-досуговая деятельность. 
     Это, прежде всего, целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора субъектом деятельности, основанной на перцептивно-коммуникативном процессе, определяемом его потребностями и интересами,  и способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга 12.
     Анализ интерпретаций досуга позволил обоснованно сформулировать следующие определения. Свободное время - часть временного бюджета личности, освобожденной от непреложных временных затрат, обязательной работы, неотложных семейных, социальных обязанностей, бытовых забот, а также необходимой физиологической активности, досуг же  часть свободного времени, состоящая из комплекса мероприятий, выполняющих функцию восстановления физической и умственной силы человека; определяющаяся как деятельность ради удовольствия, развлечения, самосовершенствования или иных целей по собственному выбору, а не из-за материальной необходимости. 
     Учёными в структуре свободного и досугового времени изучаются определенные виды времяпрепровождения (по мнению социологов, их несколько сотен), различающиеся  по своему содержанию и функциям.
     Мы будем обращаться к конкретным видам досуговой деятельности: деятельность, связанной с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективного и развлечений; деятельность, связанная с отдыхом и развлечением (физически активный (в том числе физической культуры и спорта, не связанных с профессиональной деятельностью) и пассивному отдыху, общению, развлечению в компании, пустому времяпрепровождению, прогулкам, антикультурным мероприятиям (пьянство, азартные игры) и творческая деятельность, никоем образом не связанная с профессиональной деятельностью (любительская работа по различным ремеслам и др).
     В исследовательской практике предпринимаются попытки классифицировать различные виды деятельности, которыми люди занимаются на досуге, в свободное от работы время, для этого имеется ряд конкретных категорий: виды деятельности, связанные с работой; непрерывное образование; надомный труд; организационная работа; воспитание детей; социальные развлечения; шоппинг; личные потребности и т.д.).
     Для характеристики досуга исследователи выделяют его типы, отличающиеся  друг от друга объемом (продолжительностью); содержанием (типичным набором досуговых класса); активным, активным или пассивным характером; планированием или спонтанностью, пространственной локализацией (дома или вне дома досуга, связанные с перемещением); особенностями круга общения; индивидуальным, групповым или массовым характером занятий; соотношением отдыха, развития и разрушительные функции.
     Изучение и развитие типологий свободного времени и досуга –свидетельство зрелости  в исследованиях этой области, а теоретические конструкции обобщения разного качественного уровня организации и определения. 
     Рассмотрим некоторые типологии свободного времени и досуга.
     Канадский ученый Р. А. Стеббинс13 делит досуг на "нормальный" (льготы сразу и самостоятельно, не требуя специальной подготовки) и «серьезный» (устойчивые любительские или участниковые занятия, подменяющие работу, за счет удовлетворения общих интересов с любой группой для обеспечения вовлеченности в социальный мир.
     В его исследованиях отмечено, если «обычный досуг» не требует специальной подготовки, то «серьезный досуг» означает наличие набора отличительных качеств, специальных навыков, знаний, через которые осуществляется самореализация, самовыражение, духовный рост, обновление идентичности.
     Такое разделение досуга представляет для нас интерес в связи с возможностью рассмотрения не только степени активности и конкретных видов досуга, как для «нормального», так и «серьезного» досуга, но и тех претензий для  реализации человеком.
     Одним из примеров обобщения деятельности в свободное время является типология, предложенная отечественным исследователем В. Н. Пименова14, отражающая характер влияния основных видов деятельности на формирование всесторонне гармонично развитой личности. В связи с этим все классы в свободное время являются тремя основными типами:
     1) культурно-творческий тип (общая черта-создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей);
     2) культурно-потребительский тип (общая черта-потребление духовных ценностей);
     3) рекреационный тип (совмещает разные виды воссоздания и развлечений).
     Данная типология в основном соответствует дифференциации свободного времени для высшего уровня досуга и выше, следует заметить, что культурно-творческие и культурно-потребительские типы характеризуют более высокую активность в свободное время, а рекреационный тип выражает досуговую активность.
     Один из вариантов типологии досуга, характеризующий культурную активность различных социальных групп население, предлагают Г. В. Осипов и Я. П. Коваленко15, определяющие  различают типы деятельности:
     - участие в современных формах культурного досуга и стремление к расширению такого участия; 
     - неучастие в современных формах досуга и акцент на такое участие;
     - участием в современных формах культурного досуга и отсутствие ориентации на его расширение;
     - неучастием в современных формах культурного досуга и отсутствие ориентации на участие в них.
     Данная типология представляет собой пересечение культурного досуга и отношения к ним.
     А. С. Пашков16 по результатам исследования свободного времени граждан приходит к выводу, что основным параметром, определяющим характер и содержание свободного времени, является стадия жизненного цикла, или «социальный возраст», выделяя два вида досуга граждан: «молодежный досуг» (досуг несемейной молодежи не старше 25 лет, характеризующийся большим объемом, высокой пространственной мобильностью, интенсивностью общения) и наиболее распространенный – «информационно-домашний», характерный для семьи граждан с детьми, и организованный преимущественно в семейном кругу. 
     Все остальные различия в свободном времени, по мнению исследователя, не образуют самостоятельных типов, а скорее являются вариациями двух основных видов досуга.
     Безусловно, рассмотренные варианты классификаций заслуживают должного внимания, но они не единственно возможные и не отражают всего многообразия подходов к обобщению и анализу социологической информации исследования социально-культурной деятельности на досуге.
     Но, несмотря на все попытки, до сих пор нет всеобъемлющей и в то же время системы классификации видов деятельности на досуге.
     На примере приведенных выше типологий досуговой деятельности можно заметить, что нередко основой теоретического осмысления является характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения. 
     Предпримем попытку уточнить  понятие «культура досуга». Досуг является одним из важнейших направлений жизни человека, культура досуга является неотъемлемой частью культуры общества, общей культуры личности, в связи с эти,  как справедливо отмечают исследователи, способность направлять свою деятельность в часы досуга во многом зависит от социального благополучия человека, его удовлетворенности своим свободным временем.
     Тогда культура досуга– это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая обладание им личностными свойствами, позволяющими содержательно и полезно проводить свободное время. Мышление, характер, организация, потребности и интересы, навыки, вкусы, жизненные цели, желания,  являющиеся личным, индивидуальным и субъективным аспектом культуры досуга. Другими словами, это набор ценностных ориентаций и форм поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время .
     В научной литературе определение культуры досуга в социологическом аспекте в большей степени отражено А. И. Вишняком, В. И. Тарасенко17, Е. И. Добринской, И. С. Соколовым18, Л. И. Михайловой19, Б. Г. Мосалем20 и др.
     На основе анализа и обобщения предлагаемых определений понятия «культура досуга» в нашей работе мы будем исходить из следующего определения этого понятия: культура, досуг, будучи качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, методов и результатов, представляет собой набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также  готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время21.
     Из вышесказанного следует, что культура досуга характеризуется, прежде всего, теми видами деятельности, которые человек предпочитает в часы досуга.
     Как мы уже отмечали, различные виды и формы досуга различаются по своим функциям, адресованными определённой деятельности, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции достаточно разнообразны, и в самых общих чертах можно выделить: во - первых, рекреацию (рекреацию, восстановление физической и умственной энергии); во-вторых, развитие (физическое, интеллектуальное, художественное и нравственное развитие личности); в-третьих, деструктивное (явления анти-серьезное поведение, азартные игры, злоупотребление алкоголем, просто «ничего не делая»).
     Поскольку существуют виды досуга и «антикультурные» свойства (наряду с творческой деятельностью, развлечениями или просто пассивным отдыхом), становится понятно, что не все занятия в свободное время равноценны, зависят от отношения индивида и его возможностей в бюджете времени и образа жизни человека, исходя из того, что хочет для себя человек,  может быть конструктивным или деструктивным.
     Рассматривая функции и роль досуга в структуре свободного времени, нельзя не согласиться с точкой зрения зарубежных исследователей А. Фернхема и П. Хейвена22, подтвердивших на расширенном фактологическом, экспериментальном и теоретическом материале, что досуг предоставляет множество вариантов удовлетворения разнообразных психологических потребностей: от наслаждения природой, снижения стресса, устранения физического стресса до социального признания, развития навыков и поиска интересных стимулов, теряющий иногда  чувство времени. Полностью погруженный в любимое занятие, человек забывает обо всем, его внимание сосредоточено на более узкой, но более интересной для него области, и это источник приятных ощущений.
     Таким образом, исследование раскрывает все многообразие функций досугового пространства: от отдыха и развлечений до развития и самореализации, что, на наш взгляд, является достаточно полным описанием.
     Объем, структура, содержание или способ проведения, а также другие параметры, характеризующие пространство свободного времени и досуга, определяются рядом факторов, выявленных учеными в результате численных исследований данной сферы человеческой деятельности, делящихся на общие (неспецифические) и специфические.
     Общие (неспецифические) факторы,  включающие в себя состав населения по полу и возрасту, размер семьи, доход на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество государственных услуг, оказываемых населению, образование и т. д., достаточно важны в жизни каждого человека.
     Другая группа факторов имеет решающее влияние на фонд, макро-и микроструктуры, содержащее очень продуктивное и свободное время, включая бюджеты социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам, в первую очередь, относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности образа жизни населения. Культурная среда определяет его контакты: шире социальная и социально-профессиональная структура поселения, разнообразнее его культурная среда, а идеалы жизни прямо или косвенно зависят от культурной и социальной атмосферы местности.
     Учет общих и специфических факторов очень важен, прежде всего, для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору социальной деятельности человека, нравственному становлению личности. Эта работа должна быть структурирована по-разному в каждом регионе на основе структуры бюджета времени.
     Помимо общих и специфических факторов структура свободного времени, потребности и ориентации в сфере досуга обусловлено рядом факторов, которые условно подразделяются на объективные (внешние, независимые от человека) и субъективные (внутренние, личностные).
     В большей или меньшей степени анализ факторов относится ко всем исследованиям, направленным на изучение пространства свободного времени или досуга, в связи с чем имеется богатый фактологический материал, позволяющий рассмотреть характер их влияния на примерах.
     Функции досуга, зависящие от деятельности в пространстве, которой отдается предпочтение, нельзя сводить к отдыху, следует говорить о различных функциях досуга: от досуга и развлечений до развития и самореализации.
     Таким образом, досуг выступает структурным элементом свободного времени, его содержание наполнено мероприятиями, позволяющими не только преодолеть стресс и усталость, но и развить духовные и физические качества, основанные на потребностях личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизни. 
     Главной особенностью, отличающей досуг от свободного времени, является возможность выбора деятельности исходя из своих интересов и духовно-нравственных предпочтений: Человек свободен распоряжаться досугом по своему усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.
     Досуг характеризуется множеством структурных и функциональных характеристик, различный набор которых формирует виды досуга,  содержащих тесное взаимопроникновение для реализации основных социальных функций досуга, имеющих первостепенное значение в процессе создания необходимых условий для развития и саморазвития личности.
     
     
     1.2 Структура культурно-досуговой деятельности
     Современная культура достигла определенной степени развития, когда ее последующее движение вперед стало полностью зависеть от сложности человеческого развития.
     Деятельность учреждений культуры в настоящее время приобретает особую актуальность именно организацией досуга населения, обеспечивающей  широкий диапазон и универсальность содержания культурно-досуговой деятельности, создавая условия для развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.
     Культурно-досуговая деятельность формируется каждый раз в процессе интенсивного развития социально-производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека и является одним из важнейших средств реализации основных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, бывают моменты трансформации, познания и оценки, такое определение заложено в исследованиях В. Ю. Суртаева23 .
     Профессор Н. Ф. Максютин24 отмечает, что культурно-досуговая деятельность - это процесс создания, распространения и приумножения духовных ценностей, являющаяся специализированной подсистемой духовной и культурной жизни общества, функционально объединяющей общественные институты, признанные обеспечивающими распространение духовно-культурных ценностей, стимулируют активное и творческое развитие людей в досуговой индустрии к формированию гармонично развитой, творчески активной личности.
     Культурно-досуговой деятельность имеют свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности. По мнению социологов, процесс функционирования культурно-досуговой деятельности представляет собой взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации, проходящих через присвоение индивиду социальной сущности с одной стороны,  и развитие его индивидуального образа жизни, способствующего развитию  и соответствию его естественным наклонностям и потребностям.
     Структура культурно-досуговой деятельности включает в себя несколько важных составляющих:
      * задействованы культурно-исторические, художественные, духовные ценности, а также культурные ценности;
* природный ландшафт, комплексов;
      * технические средства, сопутствующие хозяйственные товары, материальные ресурсы: субъекты и объекты деятельности, без которых вышеупомянутые компоненты не были бы актуальны.
     Эти структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый социально-экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу общества и конкретного человека.
      Рассмотрим их более подробно.
     В досуге участвуют культурные, исторические и художественные ценности, находящиеся в музеях (тематические выставки, картины, старинные костюмы и др.), расположенные в исторических зонах (архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых центров и др.). В большинстве стран этот комплекс культурных, исторических и художественных ценностей является национальным или мировым наследием и охраняется государством. Кроме этого, существуют ценности регионального, местного или конкретного импорта, в которых потребители также заинтересованы.
     Большую роль в осуществлении досуга играют предметы и товары культурного назначения: книги, компакт-диски и видеокассеты, предметы коллекционирования и сувенирная продукция и др., необходимые  участниками досуга для личного пользования, чтобы, обратившись к ним в свободное время, получить удовлетворение своих потребностей. Однако большая часть культурных ценностей может поставляться учреждениями культуры: библиотеками, музеями, центрами досуга.
     Ещё ряд факторов: расположение центров, хранящих культурные, исторические и художественные ценности, а также производство и продажа культурных ценностей являются важными элементами инфраструктуры отдыха конкретного города, страны или региона мира, природный ландшафт, флора и фауна как составляющие досуга. 
     В современном досуге населения развитых стран эти составляющие становятся чрезвычайно важными, желающих проникнуть в чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат особенно много. 
     В разных странах, особенно в тех, которые привлекают большие потоки туристов, специально отведенных и охраняемых крупных чистых зон: рекреационные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заповедники, парки (национальные, аквапарки). В некоторых населенных пунктах, и особенно в городах, выделяются местные рекреационные пространства: зеленые насаждения, городские сады, парки и парки, зоны отдыха, развлекательные зоны.
     Досуг, создающий зоны общения человека с растительным и животным миром – сфера деятельности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных компаний, занимающихся разведением и продажей домашних животных, комнатных растений.
     В настоящее время природные компоненты ландшафтной среды, растительный и животный мир часто внедряются в помещения объектов досуга и развлекательных центров:  используются декоративные растения, бассейны или аквариумы с рыбами, клетки с поющими птицами и даже клетки с рептилиями.
     Кроме этого, материально-технические средства, сопутствующие товары и материальные ресурсы культурного назначения. К ним относятся материальные сооружения и сооружения, технические устройства, специальное оборудование, товары и материальные ресурсы повседневного спроса, сопутствующие культурно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44