VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы и исследовать отношение к собственной внешности у подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012054
Тема: Теоретические основы и исследовать отношение к собственной внешности у подростков
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОЙ ВНЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………..

Исследования отношения к собственной внешности в отечественной  и зарубежной психологии ………

Отношение к внешности как психологический феномен………19

Отношение к собственной внешности  в школьном подростковом возрасте……………………………………………………………….31

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ……………………………………..……………….

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОЙ ВНЕШНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.

Организация и методики исследования отношения к собственной внешности у школьников подросткового возраста……………....41

Программа социально-педагогической деятельности по формированию положительного отношения к собственной внешности у школьников подросткового возраста……………..

Рекомендации по формированию адекватной самооценки и положительного отношения к собственной внешности…………

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ…………………………………….…………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………................... 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…61 

ПРИЛОЖЕНИЯ...…………… ………………………………………..66









Введение

	Наиболее обсуждаемым в современных средствах массовой информации  данных считается проблема, связанная с распространенностью негативного образа внешности. Но пока не существует четкого и общепринятого определения негативного образа внешности, и, как правило, под этим понимается неудовлетворенность собственным телом. В психологических и социологических работах последних лет авторы констатируют появление тенденции роста внимания общества к вопросам достижения и поддержания конкретных стереотипов физической привлекательности.В особенности, интересен тот факт, что в социальном сознании такие понятия, как «красота», «внешний вид» преобладают над духовно-нравственными качествами и приобретают все большее внимание. Как результат, специалисты зафиксировали распространение в современном обществе, а особенно у подростков, проблемы неудовлетворенности своей внешностью, связанные  со стремлением соответствовать современным представлениям о физической привлекательности и зачастую невозможностью достижения желаемых параметров. Самым тревожным фактом является то, что вследствие необоснованного и чрезмерного воздействия на тело у многих молодых людей возникают проблемы со здоровьем.

Необходимо отметить, что незначительные расхождения между реальными и идеальными физическими параметрами являются для личности в целом полезными, так как стимулируют к развитию, к работе над собой (занятия спортом, поддержание физической формы в состоянии «нормы») [19]. Но в настоящий период у нынешних молодых людей зачастую появляется именно  чрезмерная обеспокоенность своим внешним видом, что проявляется в  широкомасштабном стремлении изменить себя. 

Особый интерес психологов и врачей к вопросам удовлетворенности людей собственной внешностью связан с возникновением распространением нервной анорексии и бигорексии. Распространение данных заболеваний приняло масштабы эпидемии преимущественно подростков в западных индустриальных странах. Данное утверждение на современном этапе развития справедливо и для России. У подростков , страдающих данным заболеванием, выявлено наличие негативного отношения к себе, выражающегося через истязание собственного тела. В качестве одной из причин возникновения подобных заболеваний исследователи выделяют стремление соответствовать недостижимым социальным представлениям о красоте тела. 

Актуальностьданной темы определяется значимостью изучение отношения к своей внешности у подростков. Человеку необходимо  позитивно  и адекватно относиться к своему внешнему виду, ведь это определяет его самоотношение, взаимодействие с людьми. Отношение к внешности не должно вносить дополнительных, субъективно обусловленных трудностей в процесс развития личности. Общаясь, взаимодействуя, люди, так или иначе, влияют друг на друга. В современном индустриальном обществе, в условиях совершенствования технологий массовых коммуникаций и интенсивного развития индустрии красоты, активно пропагандируются идеи о превосходстве красивых людей над некрасивыми, навязываются нереалистичные шаблоны, стандарты и убеждения в том, что успех, во всех его проявлениях, напрямую зависит от внешнего облика. Это вынуждает современных людей, а особенно подростков  предъявлять к своей внешности все большее количество требований, в связи с чем растет процент неудовлетворенных собственным внешним видом людей.

	Последствия неудовлетворенности внешностью  могут выражаться как в незначительных колебаниях настроения, так и в серьезных патологиях, таких как нарушение пищевого поведения, зависимости, депрессии, заметно снижающие качество жизни современных людей, которым зачастую требуется психологическая помощь. У  подростка  это является источником психологических проблем разного уровня. Не принимая свою внешность, подростки могут совершать изнурительные физические упражнения, соблюдать строгие диеты, чрезмерно пользоваться косметикой, утягивающий одеждой, делать пластические операции, что негативно сказывается на его самочувствии и впоследствии на психологическом и физическом здоровье.

В связи с этим актуальность исследования феномена отношения к внешности не вызывает сомнений, что подтверждается его активным изучением как отечественными, так и западными специалистами, в основном, в области социальной и клинической психологии.

Восприятие телесной внешности и отношение к ней оказывают значительное влияние на эмоциональную и межличностную сферы жизни, и, в целом, задают динамику протекания объективных жизненных процессов.

Объектисследования– внешность как психологический феномен.

Предмет - особенности и проблемы отношения к собственной внешности у подростков.

Цельработы–проанализировать теоретические основы и  исследовать отношение к собственной внешности у подростков.

В качестве гипотезывыдвинуто следующее предположение:

Целенаправленная деятельность социального педагога по коррекции отношения к собственной внешности у подростков будет эффективна, если в процессе ее реализации будет осуществляется комплексная программа, которая будет способствовать формированию положительного отношения к своей внешности.

Задачи:

		Осуществить анализ зарубежных и отечественных подходов к пониманию отношения к внешности; 

		Рассмотреть понятие внешность как психологический феномен;

		Изучить отношение к собственной внешности в подростковом возрасте;

	4.      Составить и апробировать программу работы социального педагога по коррекции отношения к собственной внешности и проанализировать динамику результатов ее исследования.

	В качестве методов исследования использовались: теоретические методы (анализ научной литературы по проблеме); эмпирические методы (наблюдение); тестирование («Методика изучения самооценки» С.А. Будасси, «Тест  изучения самооценки» В.В. Столина, опросник « Удовлетворенность собственной внешностью», Бланк оценки внешности ).

	Практическая значимость проекта: разработанную программу по формированию положительного отношения к собственной внешности у школьников подросткового возраста и рекомендации по работе с ними могут использовать в своей коррекционной работе с детьми социальные педагоги, психологи и классные руководители в образовательных учреждениях.

		Опытно - экспериментальной базойявляется МОУ Гимназия №10 города Егорьевск, 8 «А» класс в количестве 22 человек, из них 9 мальчиков и 13 девочек в возрасте 14-15 лет.

	Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей отношения к внешности

1.1 Исследование самоотношения в отечественной и зарубежной психологии

Личность - системообразование, не толькообладающее определенным статусом в системе социальных отношений и установочным отношением к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием - подструктурой самоотношения.

Отношение к себе определяется также как эмоциональный компонент самосознания. Отношение личности к собственной внешности  как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично.                Теоретические основы понимания отношения к собственной внешности как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие "эмоционально-ценностное самоотношение" [22, с. 43]. Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как особый вид эмоционального переживания, в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она "открывает" относительно самой себя. Переживание при этом понимается как внутренняя, развивающаяся основа, способ, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений к себе. Оно может происходить как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и в "инактуальной форме", когда эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не возникшее устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция". Отношение к собственной внешности является один из основных компонентов самоотношения.

В отечественной психологии исследование феномена отношения к собственной внешности  человека было положено в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, И.С. Кона, И.И. Чесноковой  [37, с. 76].  Но так как в исследованиях встречаются терминологические и содержательные отличия, то единого подхода к рассматриваемой проблеме найдено не было.

Для описания данного феномена в отечественной литературе используются, такие понятия, как «глобальная самооценка», «самоуважение», «самопринятие», «эмоционально-ценностное отношение к себе», собственно «самоотношение», «аутосимпатия», «эмоциональный компонент самооценки» и т.д. как синонимы. Для англоязычной литературы характерно использование таких терминов, как self-regard (самоотношение), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-feeling (самочувствие), attitude (любовь к себе), self-respect (самоуважение), self-acceptance (самопринятие), selfattitude (самоотношение, установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) и др. Проблема активно изучается в психологии со времен У. Джемса. За эти почти полтора века по данной теме накоплено большое количество теоретического и эмпирического материала.

Если говорить о различиях в понимании данного феномена, то, согласно проведенному А.М. Колышко теоретическому анализу литературы по данной теме, в психологии принято выделять четыре подхода [24, с. 69].

В рамках первого подхода отношение к внешности это установочное образование или его эмоциональный компонент. В зарубежной психологии большая часть исследований в данной области посвящена изучению «самооценки» как аффективной составляющей Я-концепции. 

Я-концепцию следует понимать как совокупность установок «на себя» и выделить в ней три элемента: самооценку, как аффективную оценку представления индивида о себе, которая возникает в силу того, что когнитивная составляющая установки на себя («образ Я») не безразлична человеку и вызывает в нем определенные эмоции. Ведь предметом осмысления  и оценивания могут быть различные личностные проявления (тело, способности, черты характера и т.д.). Авторы выделяют систему частных самооценок, которые определенным образом объединяются в обобщенное переживание по поводу «образа Я» – относительно устойчивую самооценку (self-esteem). Вопрос о том, каким образом частные самооценки  интегрируются в обобщенную оценку себя, остается спорным. 

Более распространено представление о самооценке как о взвешенной сумме частных самооценок (С. Хартер, М. Розенберг, С. Куперсмит и др.). Несмотря на многочисленные попытки разработать адекватную модель взвешивания, авторы так и не получили достаточно убедительного эмпирического подтверждения своим гипотезам, в результате чего был сделан вывод о том, что глобальная самооценка и интегральная самооценка, полученная взвешиванием частных самооценок – разные психологические конструкты [16, c. 134 ].

	отечественной литературе отношение к собственной внешности как установка представлено в теории установки Д.Н. Узнадзе. Основываясь на теоретических положениях первой концепции, он определяет отношение к себе как «самоуважение». Самоуважение, как личное ценностное  суждение, выраженное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают, в какой мере индивид считает себя значительным, привлекательным [9, c. 191].

	наиболее разработанным в рамках теории Д.Н. Узнадзе считается подход автора Н.И. Сарджвеладзе, который понимает это как отношение субъекта к ситуации удовлетворения некой потребности, направленное на себя. Здесь отношение к собственной внешности является подклассом социальной установки и, наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, определяет, в первую очередь, диспозиции личности, то есть предрасположенность к определенному взаимодействию с социумом и своему месту в нем.

Представители второго подхода понимают отношение к собственной внешности как черту личности. В зарубежной психологии, в рамках данной концепции, отношение к себе рассматривается как своеобразная личностная черта, мало изменяющаяся с течением времени. В основе ее устойчивости лежит потребность в сохранении позитивного отношения к себе. В целом, понимается как «обобщенное одномерное образование, отражающее более-менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к своей внешности » [24, c.131]. В отечественной психологии данный подход был реализован А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым в рамках разработанной ими теории отношений  [24, c 64 ]. Авторы понимают отношение к внешности как степень осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как источника социальной активности,привлекательности. То есть они, в отличие от зарубежных исследователей, рассматривают данный конструкт как сложное когнитивно-аффективное образование, состоящее из двух компонентов: «категориального Я» (рациональное отношение к себе как к субъекту социальной активности) и «рефлексивного Я» (переживания и оценк значимости собственного «Я» как субъекта социальной активности), которые, взаимодействуя с потребностями и мотивами, участвуют в процессе саморегуляции личности.

 Таким образом, представители первых двух подходов делают акцент на участии феномена отношение к собственной внешности в саморегуляции личности. 

Представители третьего подхода – исследователи в отечественной психологии – рассматривают отношение к собственной внешности как аффективную составляющую самосознания, то есть как эмоциональное отношение личности к тому, что она знает о себе. Данная концепция, в некоторой степени, перекликается с теоретическими положениями первого из рассмотренных нами подходов.

Основы данного представления об отношении к себе были заложены И.И. Чесноковой, которая, введя термин «эмоционально-ценностное самоотношение», определила его как вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Такое отношение к внешности может быть представлено как в виде непосредственной эмоциональной реакции, так и в виде оценочного суждения как эмоциональной реакции, пережитой ранее. Формирование этого, согласно данной концепции, происходит двумя путями: на первой стадии в системе «Я-другой» благодаря сравнению себя с другими людьми, на более зрелой стадии – в системе «Я-Я» благодаря внутреннему диалогу  сравнения себя настоящего с собой прошлым [37, c.56].

Наиболее актуальной для настоящего времени является концепция, предложенная отечественными авторами – В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым – в конце прошлого столетия, которая основана на идеях А.Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности и, в первую очередь, на представлении о личностном смысле как одной из основных образующих сознания [22, c 78 ]. Согласно рассматриваемой концепции, отношение к собственной внешности следует понимать как «непосредственную представленность в сознании личностного смысла «Я», Здесь отношение человека к себе будет зависеть от того, является ли его «Я» препятствием на пути к его самореализации или же способствует ей.

В данном случае отношение к собственной внешности – это целостная личностная система, которая обеспечивает переживание смысла «Я». То, как именно социум оказывает влияние на содержание и структуру отношения личности к себе, было исследовано Л.Я. Гозманом, который пришел к следующим выводам. Во-первых, социальная ситуация, в которой происходит развитие личности, влияет на иерархию мотивов и деятельностей, по отношению к которым происходит осмысление своего «Я». Во-вторых, именно социальный контекст, историческое время и социальное окружение определяют тот тезаурус эмоций, в рамках которого человек испытывает эмоциональные переживания к другим и к себе [30, c.98].

Таким образом, авторы данной концепции опровергают понимание отношение к собственной внешности как совокупности эмоциональных реакций на знания человека о себе. Они полагают, что отношение к себе выражает личностный смысл «Я» для субъекта через устойчивые оценки и чувства, определяющие степень соответствия «Я» субъекта его смыслообразующим мотивам и идеалам , которые задает социальная ситуация его развития. 

Помимо существования различий в понимании природы феномена «самоотношение», спорным является и вопрос о его размерности. Авторы, рассматривающие данный феномен как степень положительного или отрицательного отношения индивида к себе (самоотношение как глобальная самооценка, как личностная черта), воспринимают его как одномерное образование. Во многих исследованиях имплицитно предполагается, что самоотношение одномерно, поскольку в них говорится о высокой или низкой самооценке, высоком или низком самоуважении. Данный подход не получил эмпирического подтверждения и был подвержен критике как в отечественной, так и в зарубежной литературе [16].

По утверждению В.В. Столина, сложность объекта («Я») предполагает и сложность отношения к нему [36, c. 54]. Солидарные с его позицией авторы объясняют многомерность самоотношения многоплановостью и глубиной жизненных отношений личности  и выделяют в его структуре, как минимум, две составляющих: «оценочную» и «эмоционально-ценностную». В исследованиях И.И. Чесноковой это «оценочные суждения» и «непосредственная эмоциональная реакция», у Е.И. Соколовой – «социально-компаративная оценка» и «удовлетворенность». Н.И. Сарджвеладзе говорит о когнитивном и аффективном компонентах самоотношения, К. Роджерс – о самооценке и самопринятии, С. Гордон – о самоуважении и самосимпатии и т.д. В целом, «оценочная составляющая» представлена такими понятиями, как «самоуважение», «чувство компетентности», «самооценка», а эмоциональная – «аутосимпатией», «самопринятием» [27].

Рассматриваемые составляющие отношения к себе во многом различны: по содержанию, по принципу формирования, по вкладу в саморегуляцию личности,по типу психологических защит,используемых для поддержания позитивного отношения к себе. Являясь компонентами одной системы, оценочная и эмоциональная составляющие имеют и некоторые общие черты. Так, обе они биполярны. Поэтому при более детальной разработке структуры отношения к себе многие авторы выделяют следующие его компоненты: позитивное оценочное самоотношение (самоуважение), позитивное эмоциональное самоотношение (аутосимпатия), а также самоуничижение как результат интеграции отрицательных полюсов этих двух составляющих. 

Кроме того, и оценочный, и эмоциональный компонент, в свою очередь, также являются сложными образованиями и включают в себя несколько модальностей. Так, согласно результатам эмпирического исследования С.Р. Пантилеева, самоуважение (оценочный компонент) представляет собой интеграцию «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения», аутосимпатия (эмоциональный компонент) – «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности», а самоуничижение (как интеграция отрицательных полюсов двух компонентов) – «самообвинения» и «внутренней конфликтности» [9, c.78].

В.В.Столин предлагает рассматривать данное понятие как трехкомпонентную структуру с тремя измерениями: «уважение-неуважение» как оценочный компонент («самоуважение»), «симпатия-антипатия» как безоценочная эмоция расположенности/нерасположенности к себе («аутосимпатия»), «близость-отдаленность» как переживание внутренней межличностной дистанции («самоинтерес»). В совокупности, эти компоненты образуют эмоциональное пространство, в котором разворачиваются «деятельность» действий-установок – внутренних действий в отношении своего «Я». Эти действия, характеризующиеся эмоциональным тоном и предметным содержанием, представляют собой специфическую активность субъекта в адрес своего «Я», которая, по сути, и описывает специфику отношения личности к себе и своему внешнему виду.

Те авторы (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и др.), которые рассматривают феномен отношения к внешности как сложный конструкт, подчеркивают, что его составляющие, образуя единую систему, не существуют изолированно друг от друга, а «вступают» в различные взаимосвязи, которые можно описать с помощью трех характеристик. [36]

Первая – компоненты в единой системе. Данную характеристику можно графически представить в виде прямой, на одном полюсе которой – сцепленность, монолитность компонентов самоотношения, на другом – размытость связей, их несбалансированность. Для зрелого отношения к себе характерны баланс и упорядоченность связей между его компонентами. Сцепленность компонентов характерна для «хрупкого» самоотношения, в том смысле, что изменение модальности одного из компонентов приводит к изменению модальностей других и дисгармоничному отношению к себе в целом [28, с. 210].

Вторая характеристика взаимосвязи компонентов отношения к себе – их дифференцированность, которую С.Р. Пантилеев понимает, как «разделенность» позитивных и негативных, оценочных и эмоциональных модальностей самоотношения. Позитивные и негативные модальности должны быть «отделены» друг друга, для того чтобы индивид смог защищать себя от отрицательных эмоций и поддерживать положительный уровень самоотношения. Если такая дифференцированность существует, то, согласно В.В. Столину, отсутствие самопохвалы не означает присутствие самообвинения, то есть, снижение симпатии не приведет к повышению антипатии в отношении индивида к себе [36, с. 98].

	Третья характеристика взаимосвязи компонентов – их противопоставленность друг другу, показателем которой является наличие отрицательной корреляции между эмоциональными и оценочными компонентами, конфликтами мотивов, конфликтности самоотношения .

В. Сванн предположил, что сохранение постоянства самоотношения происходит на его когнитивном уровне, стремление повысить самооценку – на аффективном. Для того чтобы обозначить всю совокупность механизмов защиты отношения индивида к себе, вне зависимости от того, на что они направлены, Е.Т. Соколова предложила использовать понятие «стиль защиты», который определила как относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внутренних и внешних «психотехнических» действий, нацеленных на «снятие» конфликта в сфере самосознания таким образом, чтобы обеспечить сохранение (частичное или полное) позитивной установки в адрес «Я» [34, c.134].

В первую очередь, исследователи обращают внимание на генерирование средств защиты отношения к внешности в процессе внутреннего диалога, в частности, в диалоге «Я» и противоположного ему по характеристиками «не-Я». Здесь главную роль играет, чаще всего, неосознанное сравнение себя с непохожим другим. Так, критика «не-Я» (непохожего на меня партнера) позволяет сохранять симпатию к себе и снижать уровень негативных переживаний благодаря оправданию своих несовершенств в сравнении с гораздо большими несовершенствами другого по принципу «чем хуже не-Я, тем лучше Я». В этом случае, по мнению Е.Т. Соколовой, человек сохраняет позитивное отношение к себе без каких-либо усилий и не стремится к самоизменению и совершенствованию [34, c. 88].

Второй вариант по сохранению позитивного отношения к внешности– это приписывание достойных черт партнера, обладание которыми невозможно в силу слабости/болезни/моральных принципов «Я», что как бы снимает с человека ответственность за его несовершенства, оправдывает его в своих глазах и глазах других. 

Наконец, третий механизм защиты – самоутверждение, приукрашивание «Я», что приводит к заглушению неблагоприятных для индивида оценочных суждений, но зачастую, впоследствии, вводит его самого в заблуждение.

Г. Каплан описал тактику, названную им «тактикой обесценивания». Суть ее в том, что человек стремится критиковать себя, но рассматривает эту критичность как позитивную значимую черту своей личности (например, как «честность перед самим собой»). Тем самым он сохраняет самоуважение, поскольку, несмотря на присутствие некой отрицательной черты, индивид делает для себя акцент на присутствии «самокритичности» как более значимого качества в субъективной иерархии ценностей [9].

Избирательность восприятия как механизм защиты проявляется в искажении получаемой информации, опыта, отрицании некоторых чувств и желаний и т.д., что, в конечном итоге, приводит к искажению образа «Я», но позволяет сохранить позитивное самоотношение. Е.Т. Соколова назвала исследованный ею механизм искажения восприятия «когнитивным подтверждением аффективного отношения», цель которого – устранить диссонанс в структуре самосознания личности. [35 c. 98].

Тогда каким образом самоотношение может адекватно выражать отношение к внешности и давать неискаженную оценку? С.Р. Пантилеев предполагает, что, во-первых, такую оценку дает система устойчивых чувств и эмоциональных переживаний (которые и составляют эмоционально-ценностное самоотношение), которые «прорываются» сквозь защитный слой и выступают «как отношение к себе как другому» [17, c.43]. Во-вторых, по мнению А.У. Хараша, раскрыть смысловой слой, скрываемый системой самооценок как от партнера, так и от себя, возможно путем «произвольного отказа от защиты, через самораскрытие, основным содержанием которого является переход к стратегии доверительного диалога с другим» [17, c.39].

Наконец, отношение к себе, своей внешности нуждается в защите, что проявляется в стремлении сохранить позитивное отношение (либо имеющийся уровень самоотношения), в связи с чем у индивида вырабатывается собственный стиль защиты, которые«действуют» как во внутреннем плане сознания (в ходе аутокоммуникации), так и в социальном поведении индивида, в его взаимодействии с другими людьми.

 Что включает в себя понятие внешность? Из чего же складывается внешность (образ) человека?  Мы предположили что ее составляют не только анатомические признаки, но также имидж и индивидуальный стиль. Рассмотрим эти понятия. «Имидж» - (англ. image от лат. imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоциональное воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, достижения успеха и т. п. Это не врожденное качество человека , а приобретенное, созданное, сформированное. Изначально каждому человеку присущ его индивидуальный стиль, а не имидж.  «Стиль» (лат . stilus, stylus, от греч. stylos - палочка) -  в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла или дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте. Если это значение слова «стиль» применяем   к понятию «индивидуальный стиль», то получим: каждый человек с рождения имеет некую собственную индивидуальность, которая с течением времени может слегка видоизменяться. Но стержень остается на протяжении всей жизни вместе с человеком. «Проявление» именно этого индивидуального стержня можно увидеть в неизменных чертах лица человека, которые делают его неповторимым и непохожим на других. Индивидуальный стиль  можно  также определить, как умение преподнести собственную внешность с выигрышной для себя стороны, это определенная манера одеваться и подбирать аксессуары, а так же сложившиеся поведенческие особенности.Грамотно и гармонично  подобранный образ психологически и эмоционально правильно воздействует на окружающих, что позволяет достигать поставленные цели значительно легче.



1.2 Отношение к внешности как психологический феномен

Подтверждения  заинтересованности  людей к своей внешности были найдены еще в культуре древних племен Африки. Несмотря на данный факт, исследования внешности как психологического феномена возникли сравнительно недавно, так как большее внимание уделялось другим объектам изучения в психологии. Н. Рамси утверждает, что многие авторы до сих пор не готовы принять тот факт, что внешность человека и отношение к ней оказывают существенное  влияние на нашу жизнь [23, c.139]. Лишь с середины 20 века в психологии началось изучение «телесного опыта», внешности, различных ее проявлений и феномена отношения к внешности.

Данное понятие описывают такие термины как «физическое Я», «самоотношение», «телесность», «самооценка внешности» и др.  Следует отметить, что зачастую данные понятия употребляются как синонимы, другие же категорически расходятся по смыслу. В процессе анализа и изучения литературы по данной теме, мы пришли к выводу, что  феномен отношения к внешности наиболее сходен к понятию «телесного образа» и будем акцентировать на этом внимание. Что касается понятия «отношение» в составе формулировки исследуемой темы, то необходимо рассмотреть его отдельно, прежде чем перейти к самому исследованию. 

«Отношение» в психологии понимают как субъективную сторону отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Более всего данная  категория разработана в рамках «психологии отношений». Ее основателем является А.Ф. Лазурский, который рассматривал это как фактор личности. [10, c.76].В рамках данного подхода, отношение к своей внешности как психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности, интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, ответов на него. Нас же интересует отношение к такому объекту действительности, как собственная внешность человека. Но прежде чем перейти к анализу исследований, посвященных данному феномену, кратко охарактеризуем основные направления изучения телесного опыта в психологии, которое началось с клинических исследований влияния тела на психическую жизнь индивида.

В рамках первого направления тело рассматривают как «хранилище» Я, обладающее определенными субъективными границами. Чувство обособленности себя от окружающего мира было названо «границами образа Я». Cтепень определенности этих границ обусловлена тем, насколько четкими, понятными были установки и ожидания в отношениях ребенка со значимыми для него взрослыми. В рамках данного направления были найдены устойчивые связи между степенью определенности границ и некоторыми психофизиологическими (например, местом локализации психосоматических симптомов) и личностными (степень автономности, гибкости/ригидности в отношениях с окружающими, заинтересованности в контактах с другими людьми) особенностями.

Второе направление исследований, проводимых в рамках клинической психологии, рассматривало  тело  человека как носитель символического значения. В эмпирических исследованиях психосоматических заболеваний, значимости определенных частей тела обнаружено, что индивиды с выраженном интересом к одним и тем же частям тела обладают схожими личностными особенностями. Это объясняется существованием символических значений некоторых участков тела, которые отражают определенные внутриличностные конфликты и защиты. Например: стерический симптом больного как некоторый «иконический знак» — способ коммуникации между больным и другим человеком. Больные истерией бессознательно используют свое тело как средство коммуникации, для передачи сообщения, которое невозможно выразить обычным способом. Таким образом их тело, внешний вид  приобретают коммуникативную функцию.

Особое место в психологии телесного занимает телесно-ориентированная терапия, поскольку это, пожалуй, единственное направление, в котором тело является не столько объектом изучения, сколько непосредственным объектом воздействия. Человек здесь – единое целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой [16]. Поэтому тело, являясь кратчайшим путем к бессознательному, играет роль своеобразного проводника, посредством которого можно «лечить дух».

В отечественной науке исследования «телесного» также положили начало формированию отдельной дисциплины – психологии телесности, которая, дополняет область научного знания о сознании. Методологической основой данного направления стала культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой, все, с чем человек имеет дело, в том числе, и тело, дано ему в культурно преобразованном виде, в соответствии с культурными и историческими тенденциями текущего времени. По мнению представителей данного направления, тело, само по себе, не может стать объектом психологического исследования, поскольку в нем параллельно с психическими процессами протекают и другие, зато таким объектом может стать «телесность» [3].

Таким образом, психология телесности сосредоточена на изучении «социального», «одухотворенного тела», его влияния на жизнь человека, в частности, на возникновение внутриличностных конфликтов, конверсионных и психосоматических расстройств и т.д.   

В современной психологии выделяют три основных направления исследований феномена внешности: особенности восприятия внешности другими людьми (суждения, выносимые на основе внешности и влияние различных аспектов внешности на поведение других), психологию физических недостатков и, наконец, исследование телесного образа, понимаемого, в широком смысле, как самовосприятие внешности.

Нас более всего интересует третье направление, в рамках которого и принято изучать отношение к собственной внешности. Тем не менее, осветим кратко и два других, поскольку они в той или иной степени все же затрагивают изучение данного феномена.

Таких образом, исследования особенностей восприятия внешности в зарубежной психологии носят эмпирический характер и сосредоточены, в основном, на изучении влияния привлекательности/непривлекательности одних людей на их восприятие и отношение к ним других.

 В отечественной психологии данная проблема более всего освящена, пожалуй, социально-психологическим направлением, а именно, «психологией экспрессивного поведения», и сосредоточена, в большей степени, на исслед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44