- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы изучения условий возникновения конфликтных ситуаций у подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002348 |
Тема: | Теоретические основы изучения условий возникновения конфликтных ситуаций у подростков |
Содержание
Оглавление Введение ………………………………………………………………………. . 3 Глава 1. Теоретические основы изучения условий возникновения конфликтных ситуаций у подростков. 1.1. Понятие «подростковый возраст» в психологии. 1.2. Понятие «конфликт» и особенности его протекания. 1.3. Особенности поведения подростков в конфликтной ситуации. Глава 2. Особенности возникновения конфликтов в семейной жизни подростков. 2.1. Основные причины возникновения конфликтов у подростков. 2.2. Особенности протекания конфликтов у подростков в условиях современной семьи. 2.3. Основные направления психологической работы по снижению конфликтных ситуаций между подростками и членами его семьи. Заключение Список используемой литературы Введение Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Эта часть взросление считается одной из самых сложных стадий в жизни человека. Актуальность темы. До 17 века подростковый возраст не рассматривали как проблемную стадию формирования личности и не выделяли в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство вступало в мир взрослых, и начинали свой самостоятельный и сложный путь. В 20 век ученые изучили особенности подросткового возраста с разных сторон, и можно было предположить, что никакой загадки в мире подростков не осталось. Однако основная загадка данного возраста состоит в том, что человек, находящийся в переходе из детского возраста во взрослый, сам познает этот мир, получает индивидуальный, неповторимый опыт, открывает для себя свой внутренний мир и формирует свое собственное мировоззрение. Обратив внимание на свой внутренний мир, и начиная его «изучать», человек инстинктивно старается защитить и уберечь его. По его мнению, понять его самого и его внутренний мир может только сверстник-подросток, но никак не взрослый человек. Отсюда и вытекает проблема конфликтов в самых разных проявлениях и формах. На сегодняшний день изучение психологических особенностей подросткового возраста очень развито. Издается множество книг, публикуется большое количество статей, изучаются теории и гипотезы. Проблемное состояние этого периода связано с двумя переходными моментами в жизни подростка: психофизиологическим – половое созревание и изменение организма, и социальным – переход из детства во взрослую жизнь. Если просмотреть статистические данные на 2013, 2014 и 2015 года, можно заметить значительный рост подросткового суицида (за последние годы показатель увеличился на 35-37%), который возникает из-за непонимания со стороны родителей, учителей, из-за ссор со сверстниками и из-за неразделенной первой любви. Так же увеличился процент подростковой преступности, на 2015 год показатель вырос на 5%. Проанализировав данные за последние года, мы можем заключить, что увеличение негативных явлений идет из-за неблагоприятной обстановки дома, а так же в школе, или в любой другой среде подростковой жизни. С проблемой конфликтов мы сталкиваемся каждый день в нашей обычной, повседневной жизни. В школе, на улице, дома. Конфликты привычны для нашей жизни. Это стало нормально и естественно для нас. Существует мнение, что конфликт – основной двигатель прогресса. И сущность конфликта состоит в том, что он позволяет поставить вопрос ребром, заставляет задуматься, и во время его разрешения может произойти некий скачок, который в более спокойной обстановке был бы невозможен, при котором что-то новое выходит наружу. Но не стоит забывать, что конфликт может нести и негативную функцию, об этом более подробно будет описываться в первом параграфе первой главы. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis - возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Подросток, как представитель отдельной субкультуры, со своими правилами, нормами поведения, стилем одежды, музыкальными предпочтениями, языком, символическими атрибутами и ритуалами каждый день сталкивается с непониманием его натуры со стороны окружающего мира, что и приводит к возникновению самых разных конфликтных ситуаций. Степень разработанности проблемы. Изучением данной проблемы занимались многие выдающиеся европейские и американские психологи, врачи, психотерапевты - Э.Эриксон, Г.Ньюфелд, Г.Матэ и пр., а так же наши отечественные ученые – Д.В. Эльконин, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и многие другие. Объект – конфликты в подростковом возрасте. Предмет – причины возникновения и особенности протекания конфликтов у подростков в сфере современной семьи. Цель курсовой работы – изучить специфику конфликтов в подростковом возрасте. Задачи курсовой работы: 1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме; 2. Изучить понятия «подростковый возраст» в психологии; 3. Изучить психологические особенности поведения подростков; 4. Изучить понятие «конфликт» в психологии, особенности его протекания. 5. Проанализировать условия возникновения конфликтов в подростковом возрасте; 6. Изучить и описать методы и методики изучения возникновения конфликтов в подростковой среде; Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы и заключение. Глава 1. Теоретические основы изучения условий возникновения конфликтных ситуаций у подростков 1.1. Понятие «подростковый возраст» в психологии Переход ребенка из детства во взрослость считается одним из самых сложных и ответственных процессов формирования личности. Наряду с физиологическими изменениями организма, у ребенка начинают формироваться отношения с взрослыми и сверстниками. Закладываются и развиваются определенные навыки общения и поведения в различных ситуациях. Увеличивается уровень интеллекта и способностей. Появляется осознание таких понятий, как нравственность и безнравственность. В этот период подросток, движимый желанием познать самого себя, выразить свое внутреннее «Я», утвердить свою позицию в обществе, начинает ревностно познавать окружающий его мир, пытается узнать, увидеть, попробовать что-то новое. Проанализировав мнения разных ученых, относительно временных рамок данного возраста, нельзя точно сказать, когда именно начинается этот сложный и ответственный период. Например, советский психолог Л.С. Выгодский выделял подростковый возраст с 14-18 лет. По мнению другого ученого, немецкого философа-педагога Э.Шпрангера, подростковый возраст имел следующие границы: у юношей он начинался с 14-21 года, у девушек с 13-19 лет. По Эриксону данный возраст начинался с 15 лет и заканчивался в 20. А так же, по мнению Л.Ф. Обуховой, доктора психологических наук и профессора МГУ И МГППУ, подростковый возраст длится почти десятилетие, начиная с 11 до 20 лет. «Подростковый возраст – это один из самых существенных периодов в индивидуальном развитии человека. Подростковый период С. Холл называл периодом «бури и натиска». По его мнению, подростковый возраст характерен двойственностью и парадоксальностью. В этом возрасте имеют место большое количество стрессов и конфликтов, в нем значительную роль играют нестабильность, энтузиазм и смятение». К наиболее важным новообразованиям этого возраста относят переход на новый уровень самопознания, изменение внутреннего образа Я, Я-концепции. Происходит существенный скачок развития рефлексии. С помощью нее подросток стремиться познать свое внутренне Я, свои особенности характера, свои возможности. Старается проанализировать свои поступки и поступки своих сверстников. Пытается сравнить себя с другими людьми, что говорит о неустойчивости самооценки. В этот период у подростка формируется потребность в социальной ответственности, ответственности за себя и за общественное дело. Подросток нацеливается на общение, и в первую очередь со сверстниками. В своих трудах Д.Б. Эльконин утверждал, что общение со сверстниками является для подростка ведущей деятельностью. Согласно другому мнению, советского педагога-психолога Д.И. Фельдштейна, который предполагал, что в качестве ведущей деятельности подростка является потребность подростка занять определенное место в обществе. Другим важным изменением в подростковом возрасте считается стремление самоутвердиться. Самоутверждение у подростка происходит в стремлении утвердить свою личность в системе общества и отношений в нем. И, по мнению Д.И. Фельдштейна, процесс самоутверждения неразрывно связан с процессом социализации. Подростков рассматривают как отдельную социально-психологическую группу со своими нормами, ценностями, со своей субкультурой и со своими правилами. И для подростка чувство принадлежности к какой-либо группе очень важно, это оказывает довольно большую роль на формирование его личности. Таким образом, отличительной чертой подросткового возраста являются самопознание, самовыражение, самоутверждение. Стараясь познать самого себя, выразить свое внутренне «Я», и найти свое место в обществе, подросток сталкивается с рядом проблем и именно в эти моменты могут образовываться конфликты. 1.2. Понятие конфликта и особенности его протекания Конфликты играют существенную роль в жизни подростка, как и в любом другом возрасте, конфликты могут быть как с позитивными, так и негативными вариантами исхода. Малейшие проблемы или затруднения в отношениях подростков между собой будут иметь негативные последствия в виде тяжелых внутренних переживаний, а так же дальнейшего формирования личности подростка в целом. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, позиций и мнений. В психологическом словаре понятие конфликта определяется как «трудно разреши мое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями». При этом в качестве его форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. «Под конфликтом понимается наиболее острый способ раз решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» - такое определение давали А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в своих научных трудах. По мнению другого отечественного исследователя конфликта, российского ученого, Б.И. Хасана, понятие конфликт имеет следующее определение: «Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет». После анализа разных определений может сложиться впечатление, что конфликт носит исключительно негативный характер и выполняет лишь разрушительную, деструктивную функцию. Однако стоит признать ошибкой такое мнение и сказать, что социальный конфликт, являясь ярким выражением противоречия и несогласия сторон, сам является противоречивым процессом и это приводит нас к выводу, что конфликт выполняет не только деструктивную функцию, но и конструктивную. Обе функции могут проявляться в одном и том же конфликте, только лишь на разных этапах его протекания. Негативная роль конфликта может играть на одной стадии развития, в один конкретных ситуациях, позитивная - на другой стадии, в другой конкретной ситуации. Анализируя деструктивную функцию конфликта, стоит отметить тот факт, что эти функции довольно разнообразны. Во время внутриличностного конфликта, данная функция может привести к состоянию внутреннего психологического дискомфорта, который может повлечь за собой различные негативные последствия, самым крайним случаем будет разрушение личности. В группе конфликт может нарушить систему общения, коммуникации, между людьми. Подвергнуть ослаблению единство группы, снизить сплоченность или же привести к полному разъединению в группе. Так же деструктивная функция конфликта аналогичным образом проявляется в межгрупповых взаимоотношениях. Что же касается конструктивной функции конфликта, здесь так же стоит упомянуть о ее многообразности. Существует мнение, что конфликт – это основной двигатель прогресса. Во всех видах конфликта это может проявляться довольно четко. Во время протекания внутриличностного конфликта, вышеупомянутая функция может служить мощным источником развития личности и ее самосовершенствования. Такую же позитивную роль несет в групповых и межгрупповых отношениях конструктивная функция. Она способствует предотвращению застоев, служит источником чего-то нового, приводит к развитию новых действий, идей, норм, ценностей и целей. Также стоит упомянуть, что конфликт может выполнять интегративную функцию. Во время внешней опасности, проблем, будет увеличиваться сплоченность группы, повышаться ее функциональность. После описания функций конфликта, будет логично приступить к анализу мнений относительно динамики протекания конфликта. Конфликт, являясь социально-психологическим явлением, имеет определенные фазы, стадии своего возникновения, протекания и завершения. Проанализировав литературу на данную тему, можно сделать вывод, что существует большое количество мнений, относительно динамики конфликтов. Основной трудностью при рассмотрении данного вопроса является то, что довольно сложно поставить границы между переходами от одной стадии в другую. Отечественные и зарубежные исследователи имели разные мнения насчет стадий развития конфликта. По мнению Е.Е. Вендрова, конфликт проходит через 5 стадий конфликта: — «появление причин конфликта; — возникновение чувства неудовлетворенности (обиды, возмущения); — предложение устранить причины конфликта; — невыполнение этого требования; — конфликт». А.И. Китов относительно динамики конфликта склонялся к выделению ряда этапов, отличающихся друг от друга: «фоновое состояние, осознание конфликтной ситуации как предконфликтного состояния, конфликтное состояние, переходное состояние, со стояние закрепления результата конфликта в сознании». К этапам протекания конфликта, А.Д. Сергодеев добавил так же фазы. Первым этапом хода конфликта он назвал «предконфликт», который включает фазы «скрытого развития противоречий, выявление противоречий и обострение противоречий». Вторым этапом он обозначит сам конфликт, который в свою очередь включает в себя фазы «столкновения и затухания конфликта». И последний, третий, этап развития конфликта Анатолий Дмитриевич описывает как период, который включает в себя все последствия конфликта. Таким образом, мы можем заключить, что конфликт – сложное динамическое образование, со своими временными границами, с индивидуальным содержанием и этапами. 1.3. Особенности поведения подростков в конфликтной ситуации Как уже было упомянуто ранее, подростковый период один из самых сложных и важных стадий развития и становления личности. Во время этого периода психика человека, как и его организм, перегружена различными изменениями. И поведение подростка часто вызывает вопросы, проблемы и конфликтные ситуации. «Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным». В подростковом возрасте наблюдается существенные изменения норм поведения, происходит отторжение от общечеловеческих понятий нравственности, протестующее поведение по отношению к взрослым, агрессивность, повышенная тревожность и жестокость. Может наблюдаться различные формы девиантного поведения: хулиганство, употребление наркотических и алкогольно-табачных средств. Также в данный период может так же наблюдаться различные расстройства личностных качеств и свойств. Все эти негативные явления могут привести к опустошению внутреннего мира подростка, к разрушению его хрупкой психики. В современном обществе образовалась тенденция к всеразличным формам протеста среди подростков: образование неформальных объединений, молодежных субкультур, политических организаций экстремистского свойства. Наблюдаются акты вандализма в различных проявлениях. Особенностью данного возраста считается то, что обычные повседневные жизненные ситуации могут быть интерпретированы подростком с негативной точки зрения и повлечь за собой различные конфликты. В таких случаях чаще всего преобладает ситуативное поведение, направленное на снижение психологического напряжения, возникшего при какой-либо конфликтной ситуации. Также выделяют защитное, описываемое как самое эмоциональное поведение, при котором подросток, стараясь улучшить свое внутренне состояние и защитить его, кричит, включает громко любимую музыку, всячески старается уйти от конфликта и хлопает дверьми. И конструктивное поведение, при котором ориентация идет на нормы и правила, употребляемые в социуме, которые также одобрены взрослыми. В силу своего эмоционального и неустойчивого поведения, подростку так же очень важно уметь постоять за себя. И, казалось бы, что самым лучшим и продуктивным выходом из конфликтной ситуации будет поиск взаимно-удовлетворяющего решения, это не всегда может помочь, а также требует большого количества времени, и для подростка важно уметь дать отпор, защитить свою точку зрения, свою честь и достоинство. Таким образом, мы можем заключить, что подростковый возраст характерен чрезмерным количеством конфликтов в различных сферах, но как было уже сказано ранее, конфликт неотъемлемая часть нашей жизни и без них невозможно становление и воспитание личности, так как во время него происходит скачок, так называемый прогресс. Глава 2. Особенности возникновения конфликтов в семейной жизни подростков 2.1. Основные причины возникновения конфликтов у подростков Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится агрессивным и недовольным, он постоянно ввязывается в конфликтные ситуации из-за неадекватной реакции на слова учителей, взрослых, а также своих сверстников. Различные изменения, происходящие во время переходного возраста, гормональные, физиологические, кардинальные изменения внешности и образа ребенка, все это нередко опережает развитие психологических и поведенческих реакций. Это приводит к излишней критичности к себе и другим людям, различным недовольствам и гиперэмоциональсти, ранимости, а также к агрессии и неадекватным реакциям. У подростка из-за неравномерного психофизиологического развития и возникают внутренние конфликты, которые ведут к межличностным. Чаще всего конфликты возникают по следующим причинам: контроль родителей за подростком, замечания учителей об учебе и успеваемости, неодобрение родителями друзей и знакомых, с которыми общается подросток. И на взгляд современных психологов, основными причинами возникновения конфликтов – это жесткий, авторитарный контроль над ребенком и игнорирование его мнения при решении каких-либо семейных вопросов, и полное отсутствие этого контроля, когда ребенок предоставлен самому себе, на «воспитание улицей». В переходном возрасте подросток желает иметь свое личное пространство, и начинает ревностно оберегать его от окружающего мира. Подросток начинает быть самостоятельным и начинает «примерять» на себя различные роли. У него появляется личная жизнь, друзья и знакомые, появляется интерес к противоположному полу. Когда подросток входит в коллектив, также появляются определенные проблемы: у каждого из сверстников, в силу такого же переходного периода, сложные характеры, и рано или поздно начинается борьба за лидерство в группе. В этой борьбе после определения лидера можно стать либо другом лидирующего подростка, либо изгоем. Подросток-изгой через определенное количество времени становится замкнутым, некоммуникабельным. При общении со сверстниками, такой подросток будет всегда испытывать стресс, не будет уверен в собственных силах. Это может повлечь за собой серьезные психологические проблемы, которые могут повлиять на дальнейшее формирование личности. Желание угодить лидеру может привести подростка к необдуманным, спонтанным и ситуативным действиям, которые могут повлечь за собой определенные проблемы для подростка. Он может попасть в плохую компанию, что тоже чревато своими последствиями: употребление наркотических средств, алкогольно-табачной продукции или же подростковое хулиганство. Эти проблемы уже намного сложнее решить. Выделяют еще один внутриличностный конфликт у подростков. Неуверенность в своем внешнем виде всегда волновала большинство подрастающих девочек. Лишний вес, проблемная кожа из-за смены гормонального фонда в организме и многие другие проблемы всегда проводили к неуверенности и комплексам. Они могут повлечь за собой ряд серьезных проблем, связанных с низкой самооценкой, или же различные конфликтные ситуации на почве оскорблений или унижений со стороны сверстников, а также минимум материнского внимания по отношению к девочкам, которые так нуждаются в этом внимании в данном возрасте. Чаще всего родители не учитывают новых потребностей ребенка, что проводит к конфликтам внутри семьи. 2.2. Особенности возникновения конфликтов между родителями и подростками в условиях современной семьи Подросток, находясь в начале переходного возраста, начинает ощущать свою самостоятельность и взрослость, и ребенок все чаще норовиться проявить себя с новой стороны. Родителям же наоборот сложно привыкнуть к резким изменениям в их ребенке, еще несколько недель назад он был послушным, ласковым и спокойным, но вдруг становиться зачастую агрессивным, проявляет резкую настойчивость, доказывая правоту своих действий, а также становится скрытным и замкнутым по отношению к родителям. Родители не успевают за изменениями в их ребенке, а зачастую не видят смысла пересматривать свое отношение и свое поведение с ребенком. Традиции, установившиеся в семье после рождения ребенка, не изменились с наступлением переходного возраста, что чаще всего вызывает серьезные конфликтные ситуации на самых разных почвах. Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, как отмечают Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис в своей книге «Психология и психотерапия семьи», что малейшие изменения в одной из сфер семейной жизни может повлечь за собой изменения в другой сфере деятельности подростка. В «отчужденной» семье отношение к подростку не меняется после наступления переходного периода, как и в детстве, заботятся о его физическом благополучии, не обращая пристального внимания на состояние душевное. В таких семьях не принято разговаривать с ребенком об его насущных проблемах и переживаниях. Родители держаться отчужденно, на расстоянии. Воспитание в такой среде на ребенке может сказаться следующим образом: он может перенять такой же отчужденный стиль общения, пассивный стиль поведения, агрессия и неадекватные реакции на происходящие события в семье, а также может выработаться комплекс неполноценности. Подросток, чувствую себя лишним звеном в такой семье, будет все больше замыкаться в себе и искать общения на стороне со своими сверстниками. Конфликты в таких семьях будут возникать на почве непонимания родителями самого ребенка, его поведения и его личностных измененных качеств. Также конфликтные ситуации будут возникать при решении каких-либо семейных вопросов, если ребенок в детском возрасте не проявлял интереса к процессу принятия решений, то в подростковом возрасте у него появляется собственная точка зрения, с которой, как он считает, родители должны считаться. В семье «авторитарного воспитания по сложившимся стереотипам» родители, по установившимся правилам, также требовательны к ребенку, как и в детстве. И если в детстве родители могли отшлепать ребенка, то в подростковом возрасте они также могут дать подзатыльник. Из-за такого воспитания подросток не сможет развить свои качества ответственного и взрослого человека, он будет не уверен в себе, как и в детстве. Ребенок может перенять от родителей авторитарный характер, и будет взаимодействовать с людьми так же, как с ним взаимодействуют родители, это может привести к столкновению родительского недовольства относительно неподчинения их правилам подростка. Конфликтные ситуации будут возникать из-за малейших споров или неудовлетворенности противоположных сторон. С другой стороны, ребенок может потерять уверенность в себе, не развить свои качества, будет пассивен, некоммуникабелен. Семья «с попустительским отношением» характеризуется вседозволенностью, подросток, не контролируемый родителями, не ограничен в действиях, он хорошо освоил навыки манипулирования ими. Такие слова, как «я хочу», «я сказал», подросток использует довольно часто, и если родители попытаются взять «бразды правления» в свои руки, будет образовываться конфликт. Так как совершенно не привыкший к воспитательным приемам подросток будет противостоять этому всеми возможными способами. В «гиперопекающей» семье подросток всегда излишне опекался родителями, под их пристальным вниманием. Родители, из-за своих собственных комплексов и нереализованных целей, стараются привить ребенку те навыки или качества, которыми подсознательно хотели бы владеть сами. И в силу тех изменении, которые происходят во время переходного возраста, ребенок будет стремиться вырваться из-под гиперопеки родителей, будет искать общения со сверстниками, с которыми возможно будет попробовать что-то новое, возможное опасное или запрещенное. Конфликтные ситуации будут назревать из-за нежелания родителями признать самостоятельность ребенка, его желания самостоятельно познавать мир, учиться навыкам общения со сверстниками, получать свой начальный жизненный опыт. Ребенок будет все больше противиться и отдаляться от родителей, что также проведет к конфликтам. В семьях, где подростки всячески пытаются противостоять родителям, принимающим алкоголь или наркотические средства, очень часто приходится сталкиваться с конфликтами. Ссоры с родителями из-за их пристрастий мешает ребенку нормально социализироваться в обществе, развиваться в силу своего возраста. К сожалению, дети, выросшие в «деградирующих» семьях, сами часто подвержены влечению к запрещенным веществам. В семьях, где чаще всего нет отца, так называемых «неполных» семьях, ребенок особенно чувствует себя неполноценно и неуверенно. Конфликты с матерями еще больше усугубляют положение. Они могут образовываться из-за обвинений в адрес матери, что семья неполноценна, также ребенок может выражать это в негативных поступках. Люди, взявшие на опеку подростков с возможным дальнейшим усыновлением (удочерением), рискуют погрузиться в сложнейший период в их жизни. Дети-сироты, переживающие подростковый возраст и все изменения, характерные им, дополнительно испытывают определенные чувства из-за их сложного детства. Сильнейшее чувство неполноценности, неуверенности в себе добавляют в характер подростков дополнительные проблемы. Когда ребенок начинает жить в семье приемных родителей, большинство конфликтов возникает из-за того, что ребенок просто не привык к семейному образу жизни, к его установкам, правилам и порядкам. Если в этой семье уже есть дети, то подросток по привычке расценивает их как конкурентов. Начинается дележка материальных благ семьи и личного внимания родителей. Но бывают и такие семьи, в которых родители вовремя заметили перемены в ребенке, и стали также перестраиваться на новые отношения с ним. Родители, видя, что их ребенок меняется и взрослеет, начинают выстраивать новое поведение по отношение к нему. Родители так же проявляют внимательность к ребенку и показывают ему это, но не лезут к нему жизнь, не контролируют каждый его шаг, дают определенную свободу в некоторых действиях, показывая тем самым свое уважение к его пространству и его миру. Разумеется, конфликтов не избежать. Элементарные домашние обязанности могут вызвать в подростке негативные эмоции, протест и нежелание делать дело. Дефицит общения между родителями и подростками крайне усложняет процесс формирования личности, ведь подросток еще не взрослый человек, а ребенок, развитие которого только начинается. Домашняя атмосфера в доме очень важна для подростка и его психики. Дружеские отношения с родителями или хотя бы с одним из них всегда благоприятно сказывались на развитие ребенка и его душевном равновесии. Корректное поведение родителей упростит жизнь не только им самим, но и избавит подростка от стресса, нормализовав тем самым его внутреннее состояние. 2.3. Основные направления психологической работы по снижению конфликтных ситуаций между подростками и членами его семьи Вывод 1. Ребенок, находящийся в подростковом возрасте, очень чувствительно воспринимает окружающую его среду. Все проблемы и конфликты он впитывает и переводит на себя. Подросток находится в сложнейшем периоде, когда психика перегружена многими мыслями, желаниями, проблемами, переживаниями и чувствами. И главной задачей взрослого человека, родителя, родственника или учителя, это правильно понять подростка и корректно построить с ним взаимоотношения. Запреты, упреки, ор, ссоры – все это не приведет к атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. Требуя, чтобы подросток отчитывался обо всех своих мыслях и поступках, взрослый человек рискует утратить ту связь с ребенком, которая действительно может помочь в разрешении конфликтных ситуаций. И для облегчения жизни подростка и для укрепления связи с ним, стоит чаще общаться с ребенком, без каких-либо лекций и наставлений, уроков и правил, а как настоящий друг, как человек, который выслушает, который всегда поймет и будет на его стороне. И возможно тогда, ребенок сам захочет впустить взрослого в свой внутренний мир. 2 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: