VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы формирования коммуникативной культуры подростков.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016158
Тема: Теоретические основы формирования коммуникативной культуры подростков.
Содержание
Глава1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры подростков 

1.1 Понятие коммуникативной культуры 

    Человек является социальным существом, он не способен жить вне социума. Каждому человеку необходимо общение, познание нового, обмен информаций, новые знакомства, что и является коммуникацией.
    Философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения. Каждый ученый столкнувшись с ними понимал, что проблема коммуникации является чуть ли не самой запутанной.
    Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое общество.
    С помощью коммуникации человек удовлетворяет свои потребности: выживание; личные потребности; сотрудничество с другими; поддержание отношений; убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом; объединение организаций и обществ в единое целое; осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда); проявление воображения и творческой натуры; осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).
    В российской системе образования изучается межкультурная коммуникация, инициаторами которой стали преподаватели иностранных языков, которые первыми поняли, что для эффективного общения с представителями других языков недостаточно одного владения иностранного языка. Идеи коммуникативного образования выражается в разработке конкретных моделях учебного процесса, что связывается с тем, чтобы научить специалистов гуманитарного профиля эффктивно строить общение. При таком подходе коммуникация вводится в образование как отдельное дисциплинарное поле знания с целью подготовки будущего специалиста к тому, чтобы быть «грамотным коммуникатором», что может рассматриваться как важная задача в процессе профессионализации и преобразования социальных отношений.
    Если для российской системы образования теория коммуникации — сравнительно новая учебная и научная дисциплина, то за рубежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самостоятельной академической дисциплины эта область научного знания сформировалась в середине XX в. и стала развиваться столь же быстрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуникативная революция. В течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сложился круг авторитетных специалистов и школ, издается большое количество учебной и научной литературы.
    К началу 1960-х гг. только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что сегодня таких определений существует на порядок больше.
    Приведены лишь некоторые определения встречающиеся в литературе:
    Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (*/. Кули).
    Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).
    Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Чер\т).
    Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной (М. Каган).
    Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей... Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).
    Коммуникация - это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).
    Коммуникация (биол.) —это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гпуэр).
    Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).
    Что же значит коммуникативная культура? На сайте spiritual_culture.academic.ru дано определение: Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.
    Следовательно, коммуникативная культура – это правильное употребление языка, и подстраивание общения под ситуацию, в которой оно происходит. А еще это такое поведение, которое будет лучшим для разговора.
    Если грамотно и правильно говорить, строить свою речь так, чтобы она была уместной и приятной для собеседника – значит коммуникативная культура развита и во время общения сумеем подобрать самые подходящие способы взаимодействия с человеком.Конечно, такое умение не появляется вдруг, просто так. Формирование коммуникативной культуры и ее развитие происходит тогда, когда мы много и часто общаемся, учимся следить за собой и за реакцией своих партнеров, улучшаем свое поведение. 
    Основами коммуникативной культуры являются:
* Грамотное построение фраз и доступная речь. Использование простых слов, выражение своих мыслей ясно и конкретно, понятно для собеседников. Но не понижение при этом своего уровня: говорить грамотно, не искажая произношения, не нарушая правил речи.
* Соблюдение адекватного тона беседы. Можно повысить или понизить голос, использовать его силу, выразительность и интонации, но не нужно срываться на крик. 
* Психоэмоциональная саморегуляция. Стоит следить за своим настроением и поведением, контролировать себя, свои жесты и мимику. Учитеся расслабляться в разговоре, не позволяя грубости, резкости, импульсивности разрушить его ровное течение и уважительное отношение друг к другу.
    Грамотно пользоваться языком и достойно вести себя в любых ситуациях и обстоятельствах – образец коммуникативной культуры общения, самый высокий ее уровень. Для этого надо уметь подать себя и применять правила этикета в зависимости от типа общения – светское или приятельское, деловое или интимное и т.д. Стоит помните, что лишь начав разговор и не успев сказать и пары фраз, мы уже создаем о себе первое впечатление – самое сильное. И произвести его во второй раз уже невозможно.

1.2 Стили педагогического общения и требования в современных условиях 

    Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).
    Педагогическое общение развивается в двух направлениях: организация отношений с учащимися  и управление общением в детском коллективе. Это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
    Педагогическое общение имеет классификацию стилей донного общения. А именно: авторитарный, демократический и попустительский.
    Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
* коммуникативные возможности педагога; 
* сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; 
* творческая индивидуальность педагога; 
* особенности учащихся.
    Авторитарный стиль общения – это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Что касаемо авторитарного стиля общения в педагогике, так  это то, что при таком стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.      Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.      Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.
    Особенность демократического стиля общения – взаимопритие и сотрудничество. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:
    * активно-положительное отношение к учащимся; 
    * адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач; 
    * им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения; 
    * умение прогнозировать развитие личности школьника. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 
    По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.
    Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами окружающих. В педагогике данный стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.      Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
    Что касается педагогического общения в современных условиях, так это то, что опытный специалист должен создавать необходимую непринужденную обстановку во время занятий. Существует также понятие «педагогическая интуиция». Это качество должен развивать в себе каждый учитель. Ведь оно позволяет чутко воспринимать атмосферу в коллективе, быстро определять изменение настроения учеников, находить правильный подход даже к самым проблемным детям.
    Стоит отметить также, что общение не должно быть однонаправленным потоком информации от учителя к коллективу. Педагог должен именно общаться с детьми, внимательно выслушивать их предположения. Ведь именно такая технология дает возможность развить у ребенка способность мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение и не бояться отстаивать его.
    Учитель должен понимать, что работа с детским коллективом подразумевает и наличие конфликтов. Поэтому педагог должен иметь познания в детской психологии, которые дадут возможность вовремя замечать и правильно решать какие-то недопонимания, устранять враждебность, прививать уважение друг к другу.
    В современной педагогике принято выделять два основных стиля коммуникации:
* Перспективное взаимодействие позволяет учителю общаться с детьми во время совместной работы или творческой деятельности, строить дружеские отношения.
* Неперспективные формы. Сюда можно отнести так называемое общение-устрашение.
    Хотя отношения между педагогом и учеником должны быть дружескими и доверительными, стоит сохранять определенную дистанцию. Учителю следует быть авторитетной личностью для ребенка.

    Глава2. Научно практические основы формирования коммуникативной культуры подростов
    
2.1Проблемы формирования коммуникативной культуры у подростов
  Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что ему действительно интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.
  Д. Б. Эльконин выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12 -14 лет), в котором ведущей деятельность является интимно-личностное отношение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15 – 17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность.
  Дети данного возраста перестают быть покладистыми, становятся центром возникновения конфликтов в школе, среди друзей и в семье. Им хочется стать независимыми, выйти из окружения опеки и стать взрослыми. Подростки перенимают поведение взрослых, ходят на свидания, заводят отношения, попадают в различные компании для самоутверждения. Между подростками возникают симпатии и антипатии.
  Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.
  Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.
  В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.
  Подростки всячески стараются подчеркнуть свою взрослость, через подражание поведению взрослых. Этот процесс сопровождается конфликтами с окружающими, т.к. желание подростка быть взрослым и его готовность быть взрослым не всегда совпадают.
  Каждый подросток сам выбирает критерий взрослости, который ему импонирует. Он стремится к соответствию выбранному критерию взрослости, периодически сравнивая и оценивая свой внешний вид и поведение выбранному критерию.
  Для кого-то критерием взрослости выступает физическая сила. Соответственно, подросток оценивает свою взрослость по уровню развития собственной физической силы.
  Если подросток выбрал в качестве критерия взрослости наличие какого-либо умения, то и себя он будет оценивать по степени достижения этого умения.
  Некоторые подростки выбирают в качестве показателей уровня взросления только внешние признаки поведения взрослых, к сожалению, не самых хороших. В результате, они начинаю активно пользоваться матом, жаргоном, пить и курить.
  Коммуникация занимает основное место во всех периодах возраста. Коммуникативной культуре обучают ребенка с раннего возраста. Но владение коммуникативной культурой в подростковом возрасте становится проблемным. Это можно наблюдать из особенностей такого возраста. Поскольку подросток хочет выйти из окружения опеки, он не захочет слушать наставления о культуре поведения, общения и т. д. Но для подростка отношения с друзьями имеет особую важность. Не смотря на то, что подросток старается ровняться со взрослыми, он стремиться подражать своим сверстникам в чем-то взрослее его. Отношения со сверстниками стоят в центре всего, а отношения с семьей уходят на второй план.
  Поскольку обучение и общение основные виды деятельности, то подросток получает основные коммуникативные навыки в школе, общаясь с одноклассниками.
  Коммуникативная культура подростков имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми:
  1) в общении со сверстниками подросток проявляет себя так, как не проявил бы себя со взрослыми: он спорит, хитрит, флиртует, обманывает…
  2) в общении с товарищами подростки более эмоциональны. Их эмоции выражают самые различные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности до гнева.
  В общении со взрослыми подростки придерживаются определенных общепринятых норм поведения. При взаимодействии с ровесниками школьники используют самые различные неожиданные действия и движения: прыгают, кривляются, сочиняют разные небылицы. Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры подростков необходимо учитывать психолого-педагогические особенности, поэтому в процессе становления и развития коммуникативной культуры подростков нужно подросткам помогать, направлять их буйную энергию в правильное, не приносящее вреда обществу и самому подростку, русло, потому что подростковый возраст представляет собой один из наиболее важных и сложных периодов в жизни ребенка. В процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые изменяют личность школьника.
  В подростковом возрасте ребенок имеет потребность в признании и уважении сверстников. Подросток старается привлечь внимание других, чутко довит в их взглядах и мимике отношение к себе. В этот период они очень ревностно относятся к успехам своих сверстников, огорчаются, когда поощряют не их, а их товарищей, радуются неудачам одноклассников. Поэтому педагогам надо быть предельно внимательными и справедливыми при оценке деятельности подростков и стимулировать всех к тому, чтобы достичь высоких результатов в разных видах деятельности, сглаживая моменты неудач и промахов.

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44