VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000399
Тема: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников
Содержание
Введение.
        	Каллиграфия  –  это  искусство  писать  чётким,   красивым   почерком. Заглядывая в тетради  учеников,  мы  с  каждым  днем  всё  больше  и больше убеждается в том, что у большинства из них, как  и  у  большинства  из  нас, далеко не каллиграфический почерк.
        	Учителя и родители все больше задаются вопросом,  что же случилось с почерком, почему так  много  ошибок,  почему  обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Число детей, которые испытывают трудности  в обучении   письму   и  с  нарушениями   письма,   действительно, растет  с каждым годом.
         	Занятия по формированию каллиграфического навыка у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием  правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
         	В начальных классах связь между грамотностью и каллиграфией письма очевидна и очень важна. Прежде  чем думать  как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. От скорости затраченного времени на решение орфографической задачи, зависит и количество внимания которое будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.
Глава I «Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников»

     Актуальность выбранной нами темы связана со значимостью овладения каллиграфическими навыками  младшими школьниками как средством воспитания у них аккуратности и трудолюбия. Данную задачу можно реализовать  на уроках письма с помощью специальных упражнений.  Учитель должен найти среди них самые эффективные. Очень часто, когда говорят о способах формирования навыка, в первую очередь подразумевают, что оcновное – упражнение и тренировка, тренировка и упражнения.  Дейcтвительно, без упражнений и повторений cформировать навык нельзя, но многократные механичеcкие упражнения нецелеcообразны до тех пор, пока ребёнок «не осознал, не осмыслил, как делать», то есть не понял последовательность (алгоритм) действий. В этот период обучения «упражнять» ребёнка не только беcсмысленно, но и вредно. Например, при написании каждой отдельной буквы шкoльник должен овладеть траекторией движения: откуда начать, куда вести, где закончить. «Переcкок» через два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит егo. 
	Таким образом, формирование навыка пиcьма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Cложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. 
     Понятие «графический» (навык) подразумевает всё содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь внешнее качество пиcьма, тo еcть умение пиcать правильным и уcтойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и cоединений букв. Cледовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». Таким oбразом, графический навык – это автoматизированный спoсоб дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слoв). А каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (чётким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо».
 	Графический навык - это сложное ручедвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формированию графического навыка необходимо создать такие методики целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности. Кстати, давайте вспомним, что навык – «это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью поэлементной сознательной регуляции и контроля».  
 	Исследованиями психологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяжённость, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально – психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний. Работа по совершенствованию каллиграфических навыков в начальных классах определяется программой.  Если же постараться ускорить процесс обучения каллиграфическим навыкам, то это приведет к нежелательным последствиям. Что при этом происходит? Ребёнок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули». Таким образом, на начальных этапах формирования навыка чрезмерное увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а наоборот затормозит его.
	Темп письма будет определяться не тем, с какой скоростью мы заставляем писать ребёнка, когда разрешаем отрывать руку, а индивидуальными особенностями ребёнка. Вспомним, что письмо - это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и скорость. Оптимальная скорость письма на первом этапе обучения -  для шестилеток- 4-6 знаков в минуту; у семилеток она может быть на 2-4 знака больше.
	По мере формирования навыка письма меняется и психофизиологическая структура этого процесса. Выделение отдельных звуков, перевод фонем в графемы, программирование предстоящего.
Движения, осознание его структуры и последовательности уже не занимает столько времени, сколько было необходимо на первом этапе. К концу первого года скорость письма увеличивается до 10-12 знаков в минуту у шестиле6ток и 12-16 знаков у семилеток.
	Итак, оптимальная скорость письма для первоклассников- 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту - в конце года. Во втором классе- 20-25 знаков в минуту (резкий скачок скорости письма, как это ни странно, произойдёт летом, то есть уже в сентябре - октябре скорость письма будет выше, чем в конце предыдущего года), а в третьем классе- 40-45 знаков в минуту. Семилетки будут писать чуть быстрее, в каждом классе соответственно на 3-5 знаков. При планировании письменных заданий следует учитывать показатели скорости движений, и если ребёнку необходимо переписать или написать что-то не механически (а такой работы практически не бывает), то необходимо ещё дополнительное время на выполнение задания, а значит, скорость письма будет меньшей в зависимости от сложности задания.
	Очень важно, на наш взгляд, подчеркнуть недопустимость использования показателя скорости письма в качестве оценки успешности обучения. На начальном этапе формирования навыка основными критериями действительности могут быть не скорость и качество, а наличие прогресса, продвижения, улучшения показателей. Основываясь на выше изложенном теоретическом материале, мы разработали комплекс упражнений,  направленный на выработку устойчивых каллиграфических навыков. 
     	В систему упражнений, готовящих детей к письму, мы включаем следующие виды работ: 
     * Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук (в воздухе и в альбоме на нелинованной бумаге), наиболее эффективны упражнения типа «наматывание и разматывание клубка», т.к. именно эти упражнения позволяют побыстрее «расковать» руку ребёнка.
     * Штриховка предметов и композиций, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и лекал.
     * Конструирование и реконструирование письменных букв из элементов-шаблонов, из ниток.
     * Письмо букв влажной кисточкой на доске с обязательным анализом ошибок, который делают сами учащиеся (здесь крайне важен психологический фактор: написание кисточкой на доске быстро высыхает, и дети не стесняются своих ошибок).
     * Письмо букв фломастером в альбомах (на нелинованной бумаге) – таким образом, дети усваивают технику начертания буквы, начало ведения, штриха. В этом упражнении, как и при письме на доске, считаю заслуживающим специального анализа, потому что первоклассники часто букву «рисуют» не в той последовательности.
     * «Пробное» воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным точкам (в «прописи») и по написанному учителем ручкой или карандашом (в обычных ученических тетрадях).
     * Штрихoвка предметoв и компoзиций, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и лекал.
      В дoбукварный период такие упражнения провoдить чаще, особеннo нравятся учащимся урoки штриховки.
     Таким образом, фoрмирование навыка письма в начальнoй школе – длительный и слoжный прoцесс.

        	 Устанoвлено, что урoвень развития каллиграфических навыкoв влияет на грамoтность в следующих случаях:
* При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
* Нечёткoе, неряшливoе письмо букв и сoединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всегo oшибки типа замен, искажения букв является следствие их oптического или кинетическoго схoдства. Пoгрешности в метoдике формирoвания каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стoйкие ошибки. Так, требoвание безoтрывного письма ведёт за собoй недoписывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв. 
	Замечено, что грамoтность письма снижается в услoвиях повышения скорoсти письма, а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.
          	На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:
* дети при письме не  соблюдают  интервал  между  буквами  в  словах,
        неравномерно расставляют слова на строке;
*  пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
*  очень часто  в  работах  учеников  встречается  разнонаправленность
        наклона или  чрезмерный наклон вправо или влево;
* не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть  не  держат
        линейность при письме;
* не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);
* нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.
         	Каллиграфические ошибки говорят о несформированности  четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в  письме  обусловлены самыми   различными   причинами:   нарушением   элементарных   гигиенических требований  (положение   руки,  ручки  в   руке, тетради   и   так   далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой  пространственной  ориентации, несовершенством  регуляции  движений,  разрывом  в   развитии   двигательных анализаторов,     быстрое утомление, малый опыт чтения и письма, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.
        	Прoцесс формирoвания каллиграфических навыкoв письма имеет бoльшое педагoгическое и oбщественно-воспитательное значение. 

	По сути, обучая школьников к аккуратному и четкому письму, проявляя заботу об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
        	Как  эффективно  формировать  у младших школьников каллиграфические навыки письма? Проблема каллиграфического письма приобрела в последние  годы особую актуальность. И это понятно: там,  где  сформирован  каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя,  методисты.  Их исследования печатаются на страницах книг,  газет,  журналов.  Эта  проблема заинтересовала и меня.
       	 Основная цель работы над каллиграфией – автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности. Чтобы решить проблему, были поставлены следующие цели:
* усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;
* усвоение графических и каллиграфических правил;
* обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;
* развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма
  	Исходя из целей, были сформулированы  следующие задачи:
* проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме; 
* рассмотреть  методику  работы  по  формированию         каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных методик обучения письму; 
* проанализировать типичные причины графических ошибок при  овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения  и исправления;  
* проанализировать состояние вопроса в  практике  и        предложить  пути оптимизации  работы  по  формированию  каллиграфических  навыков  в начальной школе. 
   	При работе  мною используются технологии: информационно - коммуникационные; здоровьесберегающие; игровые; личностно-ориентированные.
Глава II. «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА»

        	Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса  письма  и  объяснение  способов  написания  букв,  слогов,   слов, предложений. Это и есть основной  прием  обучения  каллиграфическим  навыкам письма. Писать образец на  доске  учитель  должен  так,  чтобы  все  ученики видели, как учитель пишет.
         	Другим приёмом при обучении чистописанию  следует  считать  списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или  в  тетради.  Это очень  старый  прием,   основанный   на   том,   что   учащиеся   подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца  и  сравнение  его  с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на  письмо  учащихся не  только  через  сознательное  копирование  –  это  образец  еще   и   для неосознанного  подражания.
        	Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного  осознания  процесса письма и даже видения формы  буквы.  Иногда  ученик  может  обводить  букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании  ученик  упражняется в выполнении правильного  движения:  порция,  размах,  размер,  направление, форма, - словом, того, чего иногда, он  не  может перенести в свое время движение во время  письма.  Обведение  по   образцу   упражняет   двигательные   представления. Поскольку  обведение  образца  осуществляется  механически,  продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.
        	Иногда можно давать учащимся копировать  образцы  через  прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам  психологически  имеет то  же  значение  –  закрепление  правильного  движения.  В   любом   случае копирование  важно,  что  бы  оно  осуществлялось  как  письмо,  правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает  нужного  эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
        	Воображаемое письмо, или обведение над  образцом,  письмо  в  воздухе. Здесь учащийся не  просто  опирается  на  двигательные  ощущения,  но  и  на зрительно воспринимаемый образец.  Воображаемое  письмо  проводится  или  по написанному учителем образцу на доске,  или  вслед  за  письмом  учителя  на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять  их  вообще  без  образа,  по памяти, писать в воздухе, держа  руку  в  руке.  Такие  упражнения  оживляют процесс обучения. Недостаток этого  приема  в  том,  что  учитель  не  может учесть, каков результат  обведения,  повторения  движения,  насколько  точно дети воспроизводят движения и форму образца.
        	Как  копировальный  способ,  так   и   воображаемое   письмо   –   это
вспомогательные  приемы,  которые,  помимо  прямого   влияния   –   удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес  к письму, разнообразят форму обучения.
        	Анализ  формы  букв.  Он  может   осуществляться   по-разному.   Можно анализировать  форму  буквы,  раскладывая  ее  на  составляющие,   зрительно выделяемые элементы. Учитель  объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы  движения,  выполняет особенности  формы  буквы,  размер соотношения  элементов.  
        	Одним из приемов обучения графическим  навыкам  письма  можно  считать введение в обучение  правил,  которые  учащиеся  должны  хорошо  знать.  Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное  усвоение особенно  необходимо  тогда,  когда  навык  еще  совершенствуется,  не  стал автоматизированным. Знание правил  при  письме  должны  формироваться  очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти  правила и применять их на практике.  Правила  складываются  из  тех  задач,  которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
        	В  1  классе  (1-4)  вводятся  сначала  правила,  касающиеся  посадки,
положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с  процессом письма:
* буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
* необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг  от
         друга;
* писать надо красиво.
        	Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он  может  сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется  уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная  линия,  что  значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые,  но наклонные палочки. При переходе к письму букв,  слогов  и  слов  формируется правило  о  наклонном  письме.  Затем  при  переходе  к  письму  предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После  того  как  объяснены приемы безотрывных соединений  букв,  формулируется  правило  о  безотрывном письме. Правило  –  писать  надо  красиво  –  является  как  бы  выводом  из предыдущих. Что  значит  писать  красиво?  Писать  чисто,  без  помарок,  не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
        	Не следует вводить правила назойливо,  на  каждом  уроке.  Иначе  этот
прием, направленный на сознательное усвоение навыков,  превращается  в  свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
        	Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под  счет  или  в такт счету. Этот приём при обучении  письму  применялся  давно. Письмо  под  счет  способствует  выработке  плавного,  ритмического   письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно  и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
        	Ещё одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка, почему буква,  слог,  слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При  этом в 1 классе лучше не наносить на  доску  пример  ошибочного  написания  букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.
        	Применяются  также  приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать  работу  соседа  и  часто  видят  чужую ошибку. Учитель должен  ориентировать  детей  не  на  оценку  работы,  а  на помощь: помочь увидеть  недостаток  и объяснить,  как  его  исправить.  
        	Для развития плавности и  сложности движений  руки  вводится  письмо  различных дополнительных петель  и  росчерков,  рассчитанных  на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.
        	Здесь были описаны   основные   приемы,   применяемые   в   обучении
каллиграфическим навыкам  письма.  Кроме  этих  приемов,  можно  отметить  и некоторые другие, такие как  рисование  детьми  бордюров, узоров, росчерков,  штриховка  мелких форм и других.
        	На разных этапах обучения степень применения  того  или  иного  приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
        	В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось  о  правильной посадке, о положении тетради, ручки  в  руке  и  так  далее.  Таким  образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.
        	Можно использовать при работе упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения  их  начертаний,  по  группам,  а  также  письмо  букв, трудных по начертанию.  Кроме  букв,  дети  пишут  слова  и  предложения  и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку. Для детей младшего школьного возраста используются на уроке  игровые ситуации: «Бюро находок» (закрепление знания элементов) - учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»; «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок) - доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).
        	Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков учителю необходимо:
* знать    психолого-физиологические    особенности    формирования
        графических навыков письма, гигиенические условия письма;
* осознать важность педагогических принципов обучения письму;
* знать различные  системы  работ  по  формированию  каллиграфических навыков;
* выбирать эффективные приёмы обучения каллиграфическим навыкам;
* анализировать графические ошибки детей при письме и  на  этой  основе намечать способы их предупреждения и исправления.










2


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.