- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002779 |
Тема: | Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности |
Содержание
Введение Характерной чертой современности является проблема мирного сосуществования представителей различных национальностей в поликультурном обществе. Все чаще на различных площадках звучат слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Проблема межнационального общения стала важнейшим элементом социальной и политической реальности в международном масштабе. Научные источники подтверждают, что население России составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен. Это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России, разных и непохожих. Во многих работах обосновываются причины возникновения проблемы межнационального общения. Отмечается, что, пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре приводит к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, понижает национальное самосознание детей и молодежи. Это приводит к тому, что, вырастая, дети остаются равнодушными и к собственным этническим корням, и к культурному многообразию той земли, которая является их малой родиной. Младший школьный возраст – важнейший период в социальном развитии ребенка. Дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, у них формируется идентичность в своей этнической группе, они осваивают различные социальные роли, т.е. проходят этап становления национального самосознания. Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а иногда и нежеланием понять и принять другого, непохожего на них. В них не сформировано понимание, что это представители другой культуры со своей собственной, особой логикой поведения. Как показывают исследования В.С. Собкина, в начале XXI века отмечается высокая степень распространения среди школьников межэтнических конфликтов [15]. Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание у школьников уважения к истории и культуре и своего народа, и к культуре других народов, формирование у них культуры межнационального общения. Вопросам формирования культуры межнационального общения детей были посвящены труды основоположников русской педагогики – П.П. Блонского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др. На современном этапе известны работы А.В. Беляева, С.В. Бобрышова, Т.В. Казаковой, О.Б. Лобановой, Е.М. Плехановой и др. Во многих исследованиях подчеркивается, что социально-экономические и политические преобразования во всех сферах российского социума, современная ситуация в стране с эпизодическим проявлением межнациональной напряженности со всей остротой ставят задачу формирования культуры межнационального общения с детского возраста. В младшем школьном возрасте наряду с учебной для детей продолжает оставаться актуальной игровая деятельность (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.И. Фришман и др.).Игровые технологиив формировании культуры межнационального общения младших школьников имеют некоторые особенности использования во внеурочной деятельности, что и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Использование игровых технологий в формировании культуры межнационального общения младших школьников во внеурочной деятельности». Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность использования игровых технологий в формировании культуры межнационального общения младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: культура межнационального общения младших школьников. Предмет исследования: формирование культуры межнационального общения младших школьников с использованием игровых технологий во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: формирование культуры межнационального общения у младших школьников с использованием игровых технологий во внеурочной деятельности будет осуществляться успешно тогда, когда учитель начальных классов: – диагностирует и учитывает в своей работе исходный уровень культуры межнационального общения у младших школьников; – для занятий во внеурочной деятельности подбирает материал, включающий этнический компонент культуры народов, представители которых обучаются в классе; – организует занятия в игровой форме, предполагающие диалог детей разных национальностей. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и раскрыть содержание понятия «культура межнационального общения». 2. Раскрыть психолого-педагогические особенности формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста. 3. Изучить и описать возможности игровых технологий в формировании культуры межнационального общения младших школьников во внеурочной деятельности. 4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования игровых технологий в формировании культуры межнационального общения младших школьников во внеурочной деятельности. Методологическая основа исследования: –теоретические положения И.А. Кондакова, М.И. Лисиной, С.Ю. Головина, В.А. Кольцовой по проблеме общения; А.Г. Абсалямовой, Н.Г. Маркова, В.Г. Красько и др. о культуре межнационального общения в современном мире; –теоретические позиции А.К. Байтурина, Н.В. Бахаревой, И.А. Новиковой, Т.Г. Стефаненко, Н.Н. Назаренко, В.И. Матис об этнопсихологических вопросах взаимодействия представителей разных национальностей; –теоретико-методические разработки А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконина, Т.П. Авдуловой, М.Г. Ермолаева, Н.П. Аникеевой и др. об использовании игр в учебно-воспитательном процессе; во внеурочной деятельности (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, А.Н. Антонова, Е.В. Советова и др.). –требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о внеурочной деятельности и ее организации в начальных классах. Методы исследования: теоретические методы: анализ и синтез, обобщение, формулирование выводов; эмпирические методы: педагогический эксперимент, включающий диагностические методики «Сестрёнки», «Угости конфетой» (Э. Суслова); интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных данных. Теоретическая значимость состоит в том, что в дипломной работе систематизирован научно-методический материал по проблеме формирования культуры межнационального общения младших школьников, сформулированы выводы и методические рекомендации. Практическая значимость заключается в представленных практических материалах, которые могут быть использованы учителями начальных классов и студентами во время педагогической практики для проведения занятий по формированию культуры межнационального общения младших школьников с использованием игровых технологий во внеурочной деятельности. База исследования: МБОУ «Баян-Талинская СОШ», Республика Тыва. В исследовании приняли участие учащиеся вторых классов. Общее количество испытуемых составило 28 человек: экспериментальный класс – 2 «А» – 14 человек (учитель Монгуш Айлаана Монгеевна), 2 «Б» контрольный класс – 14 человек (учитель Ондар Зоя Анай-ооловна). Структура работы: представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением. Объем текста составляет 53 страницы. Глава 1. Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности 1.1. Межнациональное общение, его сущность и содержание в научной литературе В психолого-педагогической литературе существует много определений деятельности общения. Одно из них таково: «Общение – это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей [35, с. 20]. В исследованиях Р.И. Кусарбаева общение определяется как «процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личности), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» [22]. По мнению В.А. Кольцовой, «общение – это взаимодействие людей как субъектов. В этом специфика общения как межличностного взаимодействия, в котором каждый из партнеров выступает субъектом и объектом воздействия» [16, с. 467-468]. В.Л. Венген пишет: «Общение –это взаимодействие между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений общение – форма их реализации, обеспечивающая, наряду с предметными опосредованиями, воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности» [9]. Как показывает анализ литературы, понятие «общение» используется не только для характеристики взаимодействий между различными социальными группами, но и в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. Общение существует и между различными культурными системами, между людьми различных национальностей («межнациональное общение», «общение культур»). Ученые подчеркивают, что в любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные, межличностные контакты, взаимодействия, взаимоотношения. М.И. Лисиной отмечается, что «общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения, по мнению Лисиной, определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности» [24]. В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным для многих ученых представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон, либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (межличностного восприятия). С.Ю. Головин отмечает, что «общение полифункционально, оно отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий «коммуникация» и «общение»» [12]. С.Ю. Головин выделяетследующие стороны общения: 1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации; 2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния» [12]. Другая классификация функций общения, принадлежащая П.К. Бранову, выделяет: 1) инструментальную функцию общения как основную, рабочую, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; 2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении малых и больших групп людей; 3) трансляционную функцию – для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; 4) функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей) [8]. По критерию цели общения И.А. Кондаков выделяет восемь функций общения: «1) контактная, цель которой –установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель которой – обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями; 3) побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий; 4) координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной; 5) функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний; 6) функция установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид; 7) функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности» [17]. А.Г. Абсалямова называет общение взаимодействием двух (или более) людей, направленным на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как равноправные субъекты. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие. Оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. А.Г. Абсалямова подмечает следующие особенности межэтнического взаимодействия, подчеркивая мысль о том, что как отдельно взятый человек не может существовать вне общения с другими людьми, так и этнические общности не могут полнокровно жить и развиваться без эффективного взаимодействия, плодотворного обмена ценностями и опытом. «Потребность в межэтническом общении – одна из базовых в жизни этнических сообществ и их субъектов». В процессе межэтнического общения между людьми происходит обмен материальными и духовными ценностями, опытом, заимствованиями достижений культур и особенностей образа жизни и быта разных народов-этносов. В то же время могут сталкиваться различия в традиционных представлениях, взглядах, интересах, традициях и ценностях взаимодействующих народов. Межэтническое общение – один из важных факторов, который обусловливает поведение индивида в полиэтнической среде, по мнению А.Г. Абсалямовой. В этом контексте люди, по её мнению, выступают не только как представители тех или иных этнических общностей и групп, а еще и как носители этнического самосознания, специфических черт этнической культуры, образа жизни, традиций и интересов соответствующей группы [1]. В работе Н.Г. Маркова отмечается, что межэтническое общение – одна из наиболее сложных, противоречивых, хрупких сторон общественно-политического, социально-культурного взаимодействия, и оно нуждается в специальном политико-правовом, моральном, социально-психологическом регулировании, социальном контроле за поведением людей в сфере межэтнических контактов. Одним из важнейших условий, способных эффективно регулировать повседневное межэтническое общение, Н.Г. Марков считает наличие высокой поведенческой культуры. При отсутствии должного политико-правового, морального регулирования, подчеркивает автор, межэтнические противоречия могут перерастать в межэтническое противостояние, конфликт, уже не на межличностном, а на групповом межнациональном уровне. По определению Н.Г. Маркова, «межнациональное общение – это определенные взаимосвязи и взаимоотношения в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и морали» [25]. Другой исследователь данной проблемы в области образования Р.А. Орлова пишет о том, что в настоящее время во всем мире с каждым годом в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Поэтому, пишет автор, возрастает количество как межличностных, так и межэтнических конфликтов. Наличие такой черты у молодежи, как агрессивность, является одной из серьезных опасностей в любом обществе, в том числе в нашей стране. Наблюдается вредное влияние агрессивности на личностное развитие ребенка, а, значит, на межличностное и межнациональное общение. «Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе» [34]. В этнопедагогическом словаре дано следующее определение понятию «культура межнационального общения».Культура межнационального общения – совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [18]. В.Г. Красько характеризует культуру межнационального общения как«контакты людей различных национальностей в трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой сферах жизнедеятельности, основанные на принципах гуманизма, взаимного уважения и доверия, дружбы и взаимопомощи» [18]. По его мнению, культура межнационального общения предполагает: – «чуткость и такт в отношениях между людьми различных национальностей, уважение национального достоинства; – проявление уважения к языку, национальным традициям, культурным ценностям каждого народа; – общение в быту и личной жизни с представителями различных национальностей – готовность оказать помощь и поддержку человеку независимо от его национальностей; – нетерпимость к проявлениям национализма, национального эгоизма» [там же]. Ученые-педагоги отмечают, что объектом педагогики межнационального общения являются исторически сложившиеся общности людей. Предметом педагогического изучения культуры межнационального общения являются отношения общения, взаимодействия и взаимосвязи между этническими группами или отдельными их представителями во всех сферах общества. В предмет педагогики межнационального общения входят не только теоретическое осмысление проблем и перспектив развития этой сложной сферы, но и формулирование практических рекомендаций для совершенствования культуры межнационального общения и межнациональных отношений в целом. И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения заключаются в необходимости способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. М.А. Куранов выделяет наиболее типичные черты личности человека с развитой культурой межнационального общения. Это: – «навыки общения в многонациональном коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; – уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; – непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; – умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; – уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает» [21]. Важной содержательной формой формирования культуры межнационального общения является проведение специальных практических и тренинговых занятий. Этим и занимается педагогика межнационального общения, имеющая различные вариации в дисциплинах: культура межнационального общения, история и культура народов региона, проблемы толерантности в младшем школьном возрасте и др.Все они преследуют решение схожих задач. Таким образом, в содержательном плане педагогика межнационального общения включает: – знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, или выработку их во взаимных интересах; – соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения; – социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; – потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; – способность противостоять антиподам культуры межнационального общения – национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и эгоцентризму, национальному тщеславию. На основе изученной литературы мы пришли к выводу, что культура межнационального общения включает в себя систему нравственных представлений и ценностей, форм и способов поведения, различных видов деятельности личности, которые осуществляются для установления взаимопонимания и взаимодействия между людьми разных национальностей, разных национальных культур. Формирование культуры межнационального общения – это педагогическая деятельность, которая предполагает необходимость с раннего возраста воспитывать в детях уважение к истории, языку и культуре как своего народа, так и других народов, живущих рядом, прививать навыки и привычки позитивного межэтнического взаимодействия. Современная система общего образования, общеобразовательная школа призваны создавать педагогические условия для формирования человека, способного к жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде нашей страны. Формирование культуры межнационального общения – это важнейшая государственная задача, стоящая перед российским образованием. 1.2. Психолого-педагогические особенности формирования культуры межнационального общения младших школьников Во многих научно-педагогических источниках подчеркивается, что для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, следует решать ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на нравственные общечеловеческие ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей. Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями при условии правильной ее организации. Воспитательная работа с детьми должна быть направлена на развитие понимания того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, находясь в поликультурном обществе, не должен замыкаться впределах определенной религии и своей национальной культуры, под влиянием которой он формировался. Общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального общения. В настоящее время можно встретить термин «веротерпимость», который означает терпимость к чужой религии, признание ее права на существование. Воспитание веротерпимости является составной частью воспитания культуры межнационального общения и направлено на формирование уважения религиозных взглядов другого человека. Наиболее активное усвоение, «присвоение» образцов деятельности и поведения, социальных норм межкультурного взаимодействия происходит в процессе социализации личности в младшем школьном возрасте. Вместе с тем в это время дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении, сопоставлении образцов нравственно-этического поведения и реального поведения со сверстниками других национальностей. И в этом отношении народные традиции, культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Знание культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что и является основой развития этнокультурных взаимодействий. В работах по этнопедагогике подчеркивается, что национальные ценности образования и воспитания органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и наоборот. Национальные ценности образования и воспитания, как и общечеловеческие не статичны, а историчны, т.е. находятся в постоянном изменении, развитии под влиянием перемен в обществе, социально-экономических и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения национальной культуры, литературы и искусства, науки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного образования приобретают значение национальных ценностей, которые активно влияют на воспитание подрастающих поколений. Одним из решающих условий такого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и полное, решительное размежевание с любыми проявлениями национализма и шовинизма. Культура межнационального общения невозможна без сформированности у субъектов воспитательного процесса такого качества личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Формирование культуры межнационального общения тесно связано с таким понятием, как «толерантность». В своем широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Толерантность – это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность – это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматриваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятельности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаимопонимании и взаимоуважении. Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности как составляющей культуры межнационального общения у учащихся. Основными признаками толерантного общества являются: * общественные отношения, * общественный порядок, * политические процессы, * отношение к меньшинствам, * культурные традиции, * отношение к религии, * средства массовой информации, * язык. Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения. Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности. Главным в решении этой проблемы можно считать, прежде всего: * всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры; * обучение младших школьников правам человека и миролюбию; * формирование представлений о многообразии культур в России и мире; * воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; * создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; * формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; * воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. К. Фопель указывает на средства, которые способствуют формированию культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста, их толерантности. К средствам воспитания в духе толерантности он относит традиции, общение, художественную литературу, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры с использование национальных атрибутов, произведения искусства и др. [41]. При организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных сообществ. Воспитание культуры межнационального общения происходит через образование и приобщение личности к культуре: родной (национальной), российской и мировой. Возникает необходимость проектировать содержание деятельности институтов образования так, чтобы восприятие, освоение и воспроизводство национальных культурных ценностей проходило в контексте общероссийской и мировой культуры, что ведет к взаимообогащению культур при сохранении лучших черт самобытности. И.А. Новикова в содержание деятельности институтов образования и воспитания включает следующие уровни: – всеобщий (глобальный), предполагающий ориентацию на мировые ценности, вобравшие в себя все лучшее, что создано человечеством; – общий (государственный), основанный на культурных достижениях российского общества, но вобравший в себя культурные ценности различных народов; – частный (региональный, национальный, местный), охватывающий местные этнические культуры, обычаи, традиционные виды деятельности; – единичный, представляющий собой синтез всего положительного, ценностного в личности, позволяющий раскрыть и реализовать потенциальные возможности каждого в отдельности и помогающий быстрой адаптации в любом поликультурном окружении» [32]. Для этого решающее значение имеют внешние условия, проявляющиеся в мегаусловиях, когда межгосударственные и международные отношения, стратегия, тактика, политика ведущих стран мирового сообщества благоприятствуют мировому сотрудничеству, способствуют взаимодействию во всех сферах общественной жизни. Другой формой внешних условий являются макроусловия – общие условия, складывающиеся внутри государства, касающиеся в первую очередь межнациональных отношений, а также образовательной и культурной политики государства. Далее следует переходные условия, включающие мезоусловия, что означает региональные, местные, национально-этнические особенности. Эти условия должны учитывать многообразие специфику проживающих в регионе этносов, их взаимоотношения, наличие или отсутствие национально-культурных образований, соблюдение национальных обычаев, традиций. По мнению И.А. Новиковой, для культуры межнационального общения большое значение имеют социально-психологические аспекты общения на личностном уровне. Поэтому необходим учет разного рода жизненных ситуаций, в которых оказываются представители различных национальностей, и воспитание в каждом человеке таких качеств (общительность, сдержанность, такт), которые важны в многонациональном коллективе. Автор особо акцентирует внимание на том, рост культуры межнационального общения во многом зависит от расширения знаний об особенностях психологии разных народов, их образе жизни, обычаях на принципах взаимного обмена духовными национальными ценностями. Высокая культура межнационального общения, как правило, результат целенаправленной национальной политики, утверждения гуманных норм и интернационалисткой этики в межличностных отношениях. «Культура межнационального общения предполагает также и микро условия –внутренние условия, включающие индивидуальные, социально-психологические факторы подготовленности отдельной личности к восприятию и освоению иной культуры» [32]. Н.Н. Назаренко отмечает, что «культура межнационального общения представляет собой совокупность нескольких компонентов: – когнитивный – единство знаний об истории и культуре своего этноса, его традиций. Без социальной памяти нет и не может быть национальной культуры. Молодежь не знает своих корней и своей истории и не имеет порой даже элементарных сведений в области религии, плохо знает выдающихся деятелей культуры; – эмоционально-оценочный – знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения. В условиях поликультурного общества особенно важными являются знания народных обычаев и обрядов, праздников и народных традиций, танцев, пословиц, сказок, народной педагогики – всего, что связано с духовной культурой, что может уберечь от некомпетентности, ошибок при принятии решений и удержит от необдуманных поступков; – мотивационно-потребностный – знание роли своей национальной культуры роли культуры этноса. Это одно из важнейших условий оценки явлений общественной жизни и формирования культуры межнационального общения; – поведенческий – знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии, что также позволит избежать ошибок в общении. По....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности
- Педагогические ситуации как средство формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
- Теоретические основы использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений МВД России