VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические ситуации как средство формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001569
Тема: Педагогические ситуации как средство формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Содержание
   Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
   высшего образования
   «Иркутский государственный университет»
   ( ФГБОУ ВО «ИГУ»)
   Педагогический институт
   Кафедра психологии и педагогики начального образования
   
   Направление:44.03.01
   Педагогическое образование
   Профиль: Начальное образование
   Форма обучения: очная
   
   Шапарева Вероника Федоровна
Педагогические ситуации как средство формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников  во внеурочной деятельности

Выпускная квалификационная работа бакалавра

Студент _________В.Ф. Шапарева                        Руководитель: 
к. пед. н., доцент 
М.И. Скоморохова



Работа защищена «____»_______________2016 г.
с оценкой____________________________
Протокол №______







Иркутск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни»…………………………………………………..

7
1.2Характеристикауровня культуры здорового образа жизни у младшего школьника…………………………………………………….

14
1.3Условия формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников, через педагогические ситуации во внеурочной деятельности…………………………………………………………………


16
Выводы по первой главе…………………………………………………….

21
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

2.1Результаты исследования культуры здорового образа жизни у младших школьников на констатирующем этапе ……..

23
2.2Реализация программы формирования культуры здорового образа жизниу младших школьников во внеурочной деятельности через педагогические ситуации…………………………………………………….


34
2.3Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах……………………………………

42
Выводы по второй главе…………………………………………………….
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….
48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………….
52


ВВЕДЕНИЕ

     В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте выделены требования к формированию культуры здорового образа жизни младших школьников. Это связано с тем, что проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. 
     Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [2], Брехман И.И. [4], Л.Г. Татарникова [36] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер.  В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников медицинскими работниками было установлено, что у большинства детей обнаружено снижение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний.  Дети признаны практически нездоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
     Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни младших школьников. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.      
     В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками. При этом часто в семье присутствуют не один, aсочетание нескольких факторов.
     У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
     Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых (И.И. Брехман [4], Л.С. Выготский [8], Г.К. Зайцева [12], П.Ф. Лесгафт [23], Н.И. Пирогов [29], В.А. Сухомлинский [35], Л.Г. Татарникова [34] и др.) на разных этапах развития начального образования. 
     Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг. двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
     С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [15, 16], гигиену обучения и воспитания школьников [20], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [25], школьную валеологическую работу [12, 19].
     При организации учебного процесса в соответствии СанПиНом(2011г.) рекомендовано формировать в работе по ценностям здоровья, здоровый образ жизни и культуру здорового образа жизни. 
     Изучение психолого-педагогической  и медицинской литературы позволило нам выделить следующие противоречия:
     1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по программе формирования культуры здорового образа жизни выделены требования к формированию культуры здорового образа жизни, а в практике недостаточно разработаны условия достижения этой цели.
     2. В нормативных документах рекомендовано формирование культура здорового образа жизни во внеурочной деятельности, но недостаточно разработаны технологии, в том числе педагогические ситуации.
      Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них культуры здорового образа жизни.
     Исходя из этого, можно сформулировать проблему исследования: Как правильно организовать формирование культуры здорового образа жизни  у младших школьников через педагогические ситуации во внеурочной деятельности. 
     Тема нашего исследования: «Педагогические ситуации как средство формирования культуры  здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности».
     Цель работы: изучить и выявить психолого-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников через педагогические ситуации.
     Объект исследования: культура здорового образа жизни во внеурочной деятельности.  
     Предмет исследования:  формирование культура «здорового образа жизни» во  внеурочной деятельности через педагогические ситуации.
      Мы сформулировали гипотезу исследования:Использование педагогических ситуаций во внеурочной деятельности будет положительно влиять на формирование культуры здорового образа жизни младших школьников, если соблюдать  следующие условия:
* введение разнообразных педагогических ситуации (проблемные, исследовательские, познавательные).
* организация  проблемных ситуаций и  игровых ситуаций на мотивационном этапе во внеурочной деятельности.
     Для достижения цели исследования необходимо решить основные задачи:
     1. Изучить теоретические и методологические основы проблемы формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности через педагогические ситуации.
     2. Выявить критерии и уровни сформированности культуры здорового образа жизни у младших школьников.
     3. Разработать и апробировать программу экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
     4. Выполнить анализ результатов исследования младших школьников на констатирующем и контрольном этапах.
     Методологической основой исследования являются: труды В.Ф. Базарного, А. М.Митяева в области здоровья и здорового образа жизни; программа по ФГОС культура здорового образа жизни; работы (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, И. И. Брехман) в области здоровья и здорового образа жизни.  
     Полученные в результате исследования данные могут быть использованы педагогами начального образования.
     Методы исследования:изучение анализ психолого-педагогической литературы, документов по проблеме исследования, программа по ФГОС, анкетирование, тестирование, наблюдение.
     База исследования: МБОУ с. Новожилкино СОШ №11

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯКУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни»

     Здоровье –это основная ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. В специальной литературе существуют разнообразные определения понятия «здоровье».
     По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».
     Основываясь на данном определении, авторы выделяют следующие компоненты здоровья:
     ·здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой  (А. Шувалов, 2009);
     ·здоровье социальное - это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде (Э. М. Казин, Н. А.Литвинова);
     · здоровье физическое - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. ( П. Эгглетона)
     И. И. Соковня-Семенова определяет здоровье человека, как его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.). [34,с. 5].
     Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье", "здоровый образ жизни" и ''культура здорового образа жизни'', которые широко используются в системе понятий современного образования.
     Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет.
     Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно- нравственного. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям.
     Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.
     В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых отмечено:выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
     Учащимся должны быть созданы условия для получения личностных результатов образования по ФГОС:  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
     Стандарт предусматривает формирование у обучающихся  первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
     - овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
     - формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
     Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, к своему здоровью и здоровому образу жизни с наибольшим успехом осуществляется в курсах окружающего мира, литературного чтения, технологии, а также русского языка, музыки.
     Н.М. Амосов указывает, что «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [1].
     С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма»[]. В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.
     С эволюционной и экологической позиций Д.Д. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде [6].
     С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру[3]. Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей [4].
     В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека [28].
     Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.
     Понятие «здоровье» связано с понятием «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [39].
     Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора [40].
     Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [9].
     По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.
     Отсюда следует, что здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
     «Культура здорового образа жизни» – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
     «Формирование культурыздорового образа жизни» – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. 
     Согласно Н.С.Злобину, культура –  это творческая, созидательная деятельность организации, как прошлая, воплощенная в ценностях традициях, нормах, так и настоящая, основывающаяся на опредмечивании этих ценностей, норм и традиций [14].
     Н.М. Амосов и И.И. Брехман отмечают, что понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни»  образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.
     Итак, исходя из анализа литературы можно отметить, что понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни» являются сложными. 
     Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.
     Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.
     Третье включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура здорового образа жизни определяется не только внешними, но и внутренними факторами.
     Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, всех педагогических коллективов при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.
     Климова В. И. дает следующее определение понятию «здоровьесберегающая среда». Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду [18].
     Итак, под здоровьесберегающей средой мы будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важность характеристики образовательной среды, с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся, а именно:
     факторы внешней среды, способные оказывать негативное влияние на состояние здоровья учащихся (экологические, экономические, социальные и т.п.);
     факторы школьной среды - качественная оценка школьных знаний, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требования санитарных правил.
     
     1.2Характеристика уровня культуры здорового образа жизни у младшего школьника
     
     В данном параграфе мы рассмотрим особенности здоровья младших школьников.  Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития данный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
     В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе младший школьникприобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
     С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии.
      Оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
     Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. В детском возрасте у 40 % детей закладываются психические и физиологические заболевания взрослых. 
     В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.Рассмотрим каждый из них подробнее.
     Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством.
     Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.
     В возрасте 6—8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9—10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими. 
     Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10—15 раз сильнее, чем на организм взрослого. Следует отметить, что этот компонент мы считаем важным в формировании здорового образа жизни младшего школьника – это пример родителей и педагогов.
     Итак, младший школьник сензитивен для формирования культуры здорового образа жизни. В данном параграфе мы рассмотрели особенности младших школьников, насколько готовы дети к формированию у них культуры здорового образа жизни и выяснили, что данный возраст является наиболее эффективным уровнем культуры здоровья. В этом возрасте дети узнают много интересного и познавательного.
     
     1.3Условия формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников через педагогические ситуации во внеурочной деятельности
     
     Большую роль в формировании здорового образа жизни играет внеурочная деятельность младшего школьника. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. 
     Одним из компонентов формирования здорового образа жизни  у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.
     Знания здорового образа жизни формируются в ходе внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей.
     Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия. Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о здоровом образе жизни выступили:
     1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний. 
     2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении. 
     3. Овладение навыками, приемами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
     4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации, получаемой из газет и журналов, радио, телевидения, интернета. 
     5. Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.
     Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании здорового образа жизни младшего школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения.
     Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.
     Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
     При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
     Одним из важных факторов в развитии здорового образа жизни  младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
     Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности.  Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. (О.А. Бахчиева)
     Внеурочная деятельности – является часть учебно – воспитательной работы. Суть ее определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)
     Педагогические ситуации – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону. 
     Педагогическая задача – это результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом. Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности. Задачи возникают всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению».
     Педагогическая ситуация определяется Н.В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них» (Психология – производству и воспитанию. – Л., 1977. –С.212).
     В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.
     В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.
     В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.
     Виды педагогических ситуаций и конфликтов:
     -ситуации (конфликтов) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
     -ситуации (конфликтов) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
     -ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
     Педагогу целесообразно использовать такие формы воспитания, как информирование и стимулирование. Информирование влияет на представление ученика о возможных перспективах его развития в случае принятия за основу норм здорового образа жизни. Организация педагогического взаимодействия состоит в движении информации от педагога к ученику- от «согласия» через «интерес» к «принятию решения». Этот процесс предполагает ряд этапов. [40]
     1-й этап - принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранению здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности учителя, его приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у учеников (как и его внешний вид, личностные свойства, включая авторитет, манеры, ценностные ориентации).
     2-й этап-рассмотрение и обсуждение понятий «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Педагог, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесберегающей  деятельности, сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, учёных, политиков, знаменитых спортсменов, высказывания личного мнения). 
     Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
     Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей [10].
     Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что большое внимание уделяется педагогическим ситуациям. В нашей работе мы решили сконцентрировать свое внимание именно на организацию педагогических ситуаций. На наш взгляд, педагогические ситуации являются эффективным способом формирования здорового образа жизни младших школьников именно во внеурочной деятельности.Использование педагогических ситуаций во внеурочной деятельности будет положительно влиять на формирование культуры здорового образа жизни младших школьников, если соблюдать  следующие условия: введение разнообразных педагогических ситуации (проблемные, исследовательские, познавательные.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.