- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы двустороннего сотрудничества государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002428 |
Тема: | Теоретические основы двустороннего сотрудничества государства |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы двустороннего сотрудничества государства 8 1.1. Понятие международного сотрудничества и его виды 8 1.2. Роль международного сотрудничества в торгово-экономических отношениях на современном этапе 17 1.3. Особенности торгово-экономического сотрудничества Россия и КНР 29 Глава 2. Анализ сотрудничества России и КНР в области машиностроения 46 2.1. Исторические аспекты развития сотрудничества России и КНР в области машиностроения 46 2.2. Особенности сотрудничества России и КНР в различных отраслях машиностроения 58 2.3. Анализ российско-китайского экспорта и импорта продукции машиностроения 68 Глава 3. Оценка влияния внешних и внутренних факторов на развитие сотрудничества КНР и РФ в области машиностроения 84 3.1. SWOT анализ развития сотрудничества в области машиностроения 84 3.2. Оценка перспектив развития отрасли в рамках сотрудничества государств в будущем 97 Заключение 117 Список использованных источников и литературы 121 Приложение 1 Введение Актуальность обращения к проблемам торгово-экономических отношений обуславливается интегративными и глобалиазционными процессами развития мира. На современном этапе развития, в рамках мирохозяйственных связей особое значение имеет двустороннее взаимодействие и сотрудничество. Двустороннее взаимодействие строится на совместных интересах государств в различных областях, во многом, обусловленных региональной интеграцией. В этом отношении Китай и Россия не являются исключением. Продолжающаяся трансформация роли Китая в системе региональной политики однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление его статуса. Важным фактором укрепления позиции Китая на региональном уровне и в целом в мире является успешное экономическое развитие последних лет, и как следствие, использование потенциального рынка стран регионального уровня для его растущей экономики. Учитывая процессы региональной интеграции, общность позиций Китая и России по внешнеполитическим вопросам, обе страны давно являются партнерами отношений во многих областях. В последние годы Россия и Китай активно развивают взаимоотношения в различных сферах в рамках двустороннего сотрудничества. Одним из важных аспектов двустороннего сотрудничества особое место имеет взаимодействие стран в области машиностроительной отрасли. Значимость исследования обусловлена следующими факторами. Во-первых, ростом влияния Китая, как в региональной так и в мировой политике, что обусловлено экономическим развитием и наращиванием военной мощи. Интегративные процессы ставят задачи по более тесному сотрудничеству со странами регионального уровня, в частности с Россией. Во- вторых, проблема сотрудничества России и Китая в области машиностроения является многоаспектной, что связано с возможностями сотрудничества стран в автомобилестроении, строительной технике, в машиностроении вооружений и проч. Сотрудничество стран в области машиностроения нацелено не только на уровень инвестиционного развития, но и сотрудничество в рамках конкретных организаций и объединений стран регионального уровня, на совершенствование приграничного сотрудничества Китая и России, а также взаимодействия отдельных субъектов РФ и провинций КНР. Целью исследования является изучение проблемы развития двусторонних торгово-экономических отношений России и Китая в машиностроении: оценки существующего положения и перспектив развития в будущем. Задачами исследования, в соответствии с поставленной целью будут являться: - уточнить понятие международного сотрудничества и его виды; - выявить роль международного сотрудничества в торгово-экономических отношениях на современном этапе; - раскрыть исторические аспекты развития сотрудничества России и КНР в области машиностроения; - определить особенности сотрудничества России и КНР в различных отраслях машиностроения; - проанализировать российско-китайский экспорт и импорт продукции машиностроения; - сформировать SWOT анализ развития сотрудничества в области машиностроения; - оценить перспективы развития отрасли в рамках сотрудничества государств в будущем. Объектом исследования являются общественные отношения, по установлению двустороннего сотрудничества между государствами. Предметом исследования является международное сотрудничество между Россией и Китаем в области машиностроения. Нормативно-правовая база работы: законодательные и другие нормативно-правовые акты КНР и РФ, соглашения и договоры о международном торгово-экономическом сотрудничестве в целом и в машиностроении в частности, статистические данные по проблематике, материалы РФ, официальные документы двухсторонних договоров в области образования, науки и искусства, информационной сфере. Методы исследования. В работе будет использованы методы: описания, анализа, статистического анализа, сравнение, моделирование, метод прогнозирования. В результате выполнения аналитической деятельности будут разработаны и сформулированы: - вопросы влияния сотрудничества РФ и КНР в машиностроении на современном этапе. - характеристика основных сфер сотрудничества по отраслям машиностроения, оценка эффективности взаимодействия стран. - оценка имеющейся нормативно-правовой базы двухстороннего сотрудничества. - проекты развития дальнейшего развития отношений России и Китая в машиностроении. Теоретическая разработанность проблемы. Проблема торгово-экономического между Россией и КНР сотрудничества начала подробно разрабатываться в советский период времени, с момента установления тесных взаимосвязей в 1949 г. между СССР и КНР. Начиная с 50-х гг. ХХ в. с момента подписания первых соглашений в конце 40-х гг. ХХ в. стоит говорить об обращении исследователей как российских, так и китайских к данной проблеме. Особое значение для исследователей постсоветского времени имела проблема в рамках системы устойчивого развития. Однако стоит отметить, что комплексных исследований, посвященных проблеме машиностроения России и Китая до сих пор нет. Разработанность проблемы представлена фрагментарными статьями, отдельными главами в научных исследованиях. Новизна исследования обусловлена тем, что исследование имеет узкоспециализирвоанный характер, а также основано на данных последних пяти лет. Научно-практическая значимость исследования основывается на возможности дальнейших разработок по данной проблематике, а также использования работы в качестве комплексного подхода к развитию сотрудничества в машиностроении в будущем. Практическая значимость работы заключается во-первых, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем торгово-экономического сотрудничества стран в целом, так и отдельно проблем совершенствования инвестиционного, технологического и инновационного сотрудничества. Структура работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, новизна, практическая значимость исследования, методическая основа и структура работы. В первой главе работы рассматриваются теоретико-методологические основы международного сотрудничества, а именно рассматриваются методологические основы международного сотрудничества, исследуются вопросы основ торгово-экономического сотрудничества между КНР и РФ. Во второй главе работы проводиться анализ торгово-экономического сотрудничества между КНР и РФ в области машиностроения, проводиться анализ основных отраслей сотрудничества, анализируются экспортно-импортная политика между странами. В третьей главе исследования оцениваются как положительные черты, так и проблемы, а также угрозы сотрудничеству в области машиностроения. Также оцениваются перспективы развития сотрудничества между РФ и КНР в области машиностроения. В заключении приводятся основные итоговые выводы по все главам работы. В списке литературы приводятся использованные источники и литература. Глава 1. Теоретические основы двустороннего сотрудничества государства 1.1. Понятие международного сотрудничества и его виды В рамках развития глобализационных и интегративных процессов современного мира, расширения мирохозяйственных, культурных и политических связей основной задачей стран в рамках взаимодействия со является углубление сотрудничества и расширение различного рода возможностей в рамках областей общественного развития. В первую очередь необходимо определиться с понятием международного сотрудничества. Достигнутый уровень интеграционного сближения стран дает основания рассматривать международное сотрудничество как один из важных признаков современного развития. По мнению П. Цыганкова под международным сотрудничеством стоит понимать институт «взаимодействия двух или нескольких субъектов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов»1 По мнению К.А.Задумкина, С.В.Теребовой под сотрудничеством стоит понимать некую совместную деятельность в рамках решения конкретных задач, проблем или оказания взаимопомощи2. По мнению Е.В.Старостина, Д.Б.Фролова международное сотрудничество государств базируется на договорно-правовом (конвенциальном) и институциональном (внутри международных организаций) механизмах3. По мнению Н.А.Мунтян, международное сотрудничество является процессом «взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия»4, и которое нацелено на совместную реализацию возможностей государств в рамках каких-либо интересов. Международное взаимодействие строится на общих и специальных принципах международного права. При этом всякое сотрудничество должно осуществляться без вмешательства во внутренние дела государства. Договорно-правовое сотрудничество реализуется путем: - универсальных международных договоров; - многосторонние соглашения; - региональных многосторонних соглашений; - решений ООН и других межправительственных органов; - двусторонних соглашений государств. Таким образом, в рамках классификации международного сотрудничества следует выделять несколько критериев, например по количеству субъектов выделяют: - двустороннее; - многостороннее сотрудничество. Двусторонне сотрудничество означает, что во взаимодействии по тому или иному вопросу участвуют два государства, между которыми заключается конкретный договор. Многостороннее сотрудничество предполагает взаимодействие нескольких стран по тем или иным вопросам. Так, примером многостороннего сотрудничества является БРИКС, объединяющая взаимодействие пяти государств. Наличие разветвленной системы многостороннего межправительственного сотрудничества является одной из наиболее ярких особенностей современных международных отношений. «Появление международных межправительственных организаций (ММПО) в новейшей истории стало следствием расширения международного сотрудничества в различных областях жизни и необходимости регулирования и согласования данного сотрудничества на межгосударственном уровне. Международные организации являются вторичными субъектами международного права, они являются субъектами в том объеме прав, которыми их наделили государства-участники»5. Таким образом, деятельность международных организаций является отражением тех экономических, социальных, политических и иных процессов, которые происходят в странах-участницах международных организаций. В рамках международных организаций все чаще определяются общие цели и общие направления сотрудничества (как, например, в АТЭС), но скорость продвижения стран к достижению этих целей зависит от индивидуальных особенностей и возможностей национальных экономик. В результате возникает сотрудничество с разной глубиной включенности стран в эти процессы. По мере того как экономика стран растет и развивается, страны все в большей степени подсоединяются к процессам, происходящим в рамках организации. Интересным в деятельности новых форматов международного сотрудничества является то, что международные форумы порой становятся площадками, на которых вырабатываются стратегические подходы к развитию, и, опираясь на эти подходы, страны разрабатывают национальные стратегии развития. По уровню официальности: правительственное и неправительственное. Правительственное сотрудничество основывается на сотрудничестве высших исполнительных органов власти. По мнению М.Н. Марченко, «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов».6 Понятие «механизм государства» определяется в научной и учебной литературе как более широкое, чем государственный аппарат. По мнению А.М. Астафурова, «механизм функционирования государства представляет собой действующую в рамках правового режима систему государственных и негосударственных институтов, призванных решать стоящие перед государством задачи на определенном этапе его развития, реализуя тем самым его социальное назначение».7 Государственный аппарат является важнейшей частью институционального блока, входящего в состав механизма функционирования государства. Однако, исходя из вышеперечисленных точек зрения, нельзя просто ставить знак тождества между понятием механизма государства и государственными органами. Соответственно, важное значение, для более полного понимания механизма государства, имеют его признаки, к которым стоит относить следующие. В последнее время в рамках межгосударственного сотрудничества усилилась роль неправительственных международных организаций, в рамках которых осуществляется сотрудничество. На сегодняшний день, международные неправительственные организации оказывают содействие государствам и межправительственным организациям в различных сферах деятельности международного сообщества и, в частности, в решении таких глобальных проблем человечества как разоружение, международная безопасность, охрана окружающей среды, защита прав человека, борьба с опасными болезнями и т.п. По признаку первичной кооперации международное сотрудничество может быть: - в виде переговорного процесса; - имеющее соответствующую правовую основу – договорную базу; - сотрудничество, имеющее неявный характер, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений без договоров; - сотрудничество навязанной той или иной стороной; - в рамках специальных организаций (например, институтов ООН)8. В основе критерия классификации международного сотрудничества может быть сфера сотрудничества или область. В рамках этого критерия выделяют международное сотрудничество в политической сфере, экономической и культурной деятельности. Рассматривая теоретические основы международного сотрудничества, стоит отметить, что сотрудничество основывается на определенных принципах. Например, многие исследователи говорят о том, что межгосударственное сотрудничество невозможно без соблюдения принципа взаимности во взаимодействии. Принцип взаимности в межгосударственных отношениях означает, что от степени взаимного доверия зависит степень открытости государств и, следовательно, их готовность к столь высокой стадии сотрудничества как интеграция. «Высокое доверие, доверительные отношения, общность, единство, сплоченность или, обобщённо - доверительность, объективно является важнейшей и неотъемлемой характеристикой интеграции и интеграционной организации» 9. Можно было бы поставить знак равенства между степенью транспарентности государств (т.е. степенью интегрированности организации) и степенью внутреннего доверия. Международное сотрудничество является выражением международно-правового принципа взаимности и как таковая реализуется уже в самых разных правовых формах и механизмах. Международный элемент показывает, что отношения стран носят транснациональный характер, подчиняются нормам международного регулирования и развиваются в рамках международных институтов. Специфика международных отношений заключается в следующем: - международные отношения охватывают территории, которых выходят за рамки национальных границ; -в рамках взаимодействия, в международных отношениях участвуют различные субъекты, начиная от государств и заканчивая различными правительственными и неправительственными организациями; - они связаны с интернационализацией; - у международных отношений существует специальная институциональная основа: конкретные институты и организации, а также международно-правовое регулирование. Характеризуя международные отношения, стоит говорить о трех уровнях: микроуровень, макроуровень и наднациональный уровень отношений. На микроуровне происходит взаимодействие разнообразных организаций. Макроуровень предполагает взаимосвязь национальных комплексов, таких как публичные органы государственной власти. Наднациональный уровень фактически раскрывается через взаимодействие международных организаций. Современные международные отношения во многом зависят от экономической составляющей. Глобализация мировой экономики стала следствием непрерывного развития международных отношений на протяжении нескольких веков.10 На сегодняшний день, именно глобализация и интеграция диктует условие развития мировой политики. Глобализация расширяет возможности для взаимодействия не только различных государств по их уровню (развитых, развивающиеся страны), но и в рамках интеграционных объединений. На сегодняшний день существует множество примеров интеграций, которые выступают как отдельные полноправные субъекты международных экономических отношений, например Европейский Союз (далее ЕС). В русле интеграции России можно назвать ЕАЭС- союз России, Белоруссии и Казахстана Киргизии и Армении, участие России в ВТО. Именно интеграция позволяет достичь максимальных успехов в развитии международных экономических отношений, так как стираются границы между государствами, повышается уровень обмена товарами и услугами. Значимость международных отношений обуславливается наличием механизмов для ее урегулирования, в частности специальных организаций, которые не только вырабатывают различного рода унифицированные нормы в области международных отношений. Акторность мировой политики диктует условия развития мирового рынка, взаимодействия государств в рамках международных экономических отношениях. Так, например, позиционирование США как актора мировой политики диктует множество условий. США влияет на взаимодействие многих государств. Процессы глобализации и интеграции последних лет позволяют констатировать тот факт, что влияние в международном мире смещается в большей степени на Восток, нежели на Запад. Анализ современной ситуации в мире показывает, что нарастание мощи некоторых государств приводит к изменению политики основных акторов. В условиях глобализации происходит нарастание взаимной зависимости между государственными и негосударственными акторами. Характер связей, устанавливаемых между акторами в данном процессе, носит транснациональный характер, что подрывает национальный суверенитет государств и приводит к эрозии Вестфальской модели международных отношений. В результате формирования сложной сети транснациональных связей автономия государств становится невозможной; размывается граница между внешней и внутренней политикой; решения и поведение одного актора становятся важным фактором политики остальных акторов. На сегодняшний день, существует множество угроз современному миропорядку, которые провоцируют доминирование положения отдельных стран. Несмотря на выработанные нормы международного права, практика показывает, что эти нормы нарушаются, усиливаются межрегиональные конфликты между государствами. В современных условиях международного развития, на сотрудничество между странами влияет ряд факторов, в частности: 1. Политические – данные факторы носят многоаспектный характер, в частности начиная от государственных органов и заканчивая общественно-политическими движениями. Прежде всего, стоит выделять факторы внутриполитического и внешнеполитического влияния. К общим факторам политического развития относится форма правления государства, его территориальное устройство, в рамках которых и происходит выстраивание сотрудничества. В рамках внутреннеполитических факторов стоит сказать также о высших органов власти: главе государства, исполнительных и представительных органах власти. Влияние также оказывают партийные организации, существующие в той или иной стране, а также экономическая ситуация, а также экономические возможности для сотрудничества. 2. Экономические факторы. В большинстве своем подразумеваются макроэкономические показатели, которые влияют на сотрудничество, в этом смысле имеет значение достижения экономики страны, уровень ВВП, инфляции, развитие отдельных отраслей производства. Эти факторы имеют значение как с точки зрения финансового обеспечения сотрудничества, так и с точки зрения развития конкретных отраслей экономики. 3. Информационно-коммуникативные факторы, на современно этапе развития, данные факторы являются наиболее актуальными и значимыми, так как именно благодаря данным факторам происходит активное взаимодействие между государствами, и конкретными субъектами сотрудничества. На сегодняшний день посредством Интернет становится проведение онлайн различного рода конференций, семинаров, встреч. При этом не стоит забывать и то, что в настоящее время ИКТ является одной из приоритетных отраслей сотрудничества многих стран. 4. Языковые и культурные факторы. Многие культуры являются ассмилированными, во многих культурах наблюдается взаимопроникновение, а также большое значение имеет культурный обмен в целом между странами. 5. Географические факторы также влияют на международное сотрудничество, что связано с тем, что например геополитиччески близко расположенные страны быстрее интегрируются в совместные пространства, быстрее идет культурный обмен между странами. В современных условиях активно развивается сотрудничество между конкретными территориями, например регионами, местными сообществами. 6. Факторы глобализации также оказывают огромное влияние на сотрудничество, в частности, например в рамках отражения глобальных угроз миру. 7. Социально-психологические факторы также оказывают влияние. Так, например, в данном аспекте большое значение имеют такие показатели как социально-экономическая защищенность населения той или иной страны, уровень жизни, качество жизни. На международном уровне существуют специальные критерии измерения данных уровней. Таким образом, подводя итог параграфу стоит отметить, что международное сотрудничество имеет важную роль в развитии отношений между государствами. Международное сотрудничество представляет собой совместные деятельности государств в рамках взаимных интересов. Различают двустороннее и многосторонне сотрудничество. Любой вид сотрудничества развивается на основании международно-правовых договоров. В современных условиях развития международного сотрудничества важное значение имеют принципы построения взаимоотношений между странами, среди которых стоит назвать принцип взаимности, доверия, дружелюбности, в целом транспарентности отношений. Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что под международным сотрудничеством стоит понимать совместную деятельность, реализуемую на двусторонней либо на многосторонней договорной основе, имеющей своей целью решение каких-либо проблем, достижение определенных целей и задач, развитие определенных сфер. Современное международное сотрудничество основывается на принципах взаимности, транспарентости, уважения и доверия. Большое влияние на современные процессы взаимодействия между государствами оказывают процессы глобализации и интеграции. 1.2. Роль международного сотрудничества в торгово-экономических отношениях на современном этапе Международные экономические отношения (далее МЭО) на современном этапе развития активно развиваются. На сегодняшний день, стоит констатировать, что сформирована как институциональная, так и нормативно-правовая основа МЭО. В современных условиях развития большое влияние имеют конкретные международные организации и международные механизмы развития мировой экономики. Сформированная система МЭО позволяет активно участвовать в мирохозяйственных связях не только развитым, но и развивающимся странам. Современный мир динамичен и расширение позиций стран в МЭО меняет соотношение сил стран имеющих определенный статус на мировой арене. Характерным для современных МЭО является появление новых акторов экономической политики, например Китая, усиление позиций России. Сегодня мир находиться в процессах глобального и интегративного развития, в связи с чем, возникает как множество преимуществ, так и проблем мирохозяйственной деятельности. Актуальным, на сегодняшний день является роль факторов, влияющих на международные экономические отношения. Определяя понятие МЭО, стоит выделять два элемента: международный и экономический. Международный элемент показывает, что экономические отношения носят транснациональный характер, подчиняются нормам международного регулирования и развиваются в рамках международных экономических институтов. Экономические отношения как элемент МЭО показывает специфику отношений, складывающихся в области производства, распределения, обмена и потреблении благ.11 Рассматривая понятие МЭО, в науке сложилось понимание в широком и узком смысле. В широком смысле «МЭО представляют собой систему хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, представленными не только непосредственно хозяйствующими субъектами, но и международными экономическими организациями, финансовыми центрами».12 В узком смысле под МЭО стоит понимать определенные формы взаимодействия различного рода государств в области производства, распределения и обмена. Специфика МЭО заключается в следующем: - МЭО охватывают территории, которых выходят за рамки национальных границ; -в рамках взаимодействия, в МЭО участвуют различные субъекты, начиная от государств и заканчивая компаниями, фирмами; - они связаны с интернационализацией результатов производства; - у МЭО существует специальная институциональная основа: конкретные институты и организации. Характеризуя МЭО, стоит говорить о трех уровнях: микроуровень, макроуровень и наднациональный уровень отношений. На микроуровне происходит взаимодействие предприятий, фирм, банков, разнообразных финансовых организаций. Макроуровень предполагает взаимосвязь национальных комплексов, таких как публичные органы власти, Центробанк и т.п. Наднациональный уровень фактически раскрывается через взаимодействие международных организаций в области экономического развития, например, через Всемирную торговую организацию, Международный валютный фонд и др. Развитие МЭО и мировой торговли характеризуется усложнением всей системы международного торгово-экономического обмена.13 Современная мировая торговля, характеризуется следующими параметрами: - динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития; - при общем росте внешней торговли ее динамика в отдельных страна и регионах различна; - внешняя торговля растет более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран; - выросли экспортная и импортная квоты многих стран; - географическая конфигурация мировой торговли характеризуется ассиметричностью14. Государство во всех странах мира регулирует внешнюю торговлю. Государственное регулирование внешней торговли – это система закрепленных нормативными актами методов государственного воздействия на внешнеторговые операции субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемая в соответствии с задачами экономической политики государства и направленная на достижение определенных целей. Формирование МЭО как в прошлом, так и в будущем происходит под влиянием определенных факторов. В частности, к таковым факторам стоит отнести следующие: - либерализацию внешней торговли, национальной политики отдельных государств; - увеличение объемов товаров, а также их ассортимента; - расширение сферы действия мирового финансового рынка в силу глобализации и интеграции; - улучшение инвестиционной политики и практик; - изменение в международной системе разделения труда; - роль международных корпораций; - изменение политической обстановки в мире, смена акторов; - кризисные моменты мировой экономики. Обоснованием теоретических подходов к институтам МЭО на современном этапе является либерализм как свобода торговли. Концепция свободной международной торговли, обоснованная теорией сравнительного преимущества, в сущности, имеет один чрезвычайно веский аргумент: беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, в большей степени увеличивает потенциально реальный (натуральный) национальный продукт всех стран и создаёт возможность повышения уровня жизни на всём земном шаре. В либерализме можно выделить следующие базовые принципы: 1) принцип свободы; 2) принцип индивидуализма и защиты индивидуальных прав; 3) принцип защиты свободного рынка и частной собственности; 4) принцип либерального демократизма. Особое значение для развития теории либерализма в экономическом понимании сыграл выход в 1776 г. труда Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» – одна из немногих экономических книг, которую читали не только специалисты. Идея свободы, политического и экономического либерализма и трудовая концепция стоимостного богатства – вот две основополагающие мысли книги, на базе которых создается не вполне стройная, но гениальная теория. Адам Смит отмечает, что «всякая торговля является заведомо невыгодной, если она производится с помощью государственной опеки»15. Другим основанием либеральной идеологии является индивидуализм. Либеральные теории отталкиваются от понимания общества как собрания индивидов, способных и обладающих правом принимать автономные решения о своей жизненной стратегии. Особое значение в данном принципе с экономической точки зрения играет предпринимательство, право частной собственности. Глобализация мировой экономики стала следствием непрерывного развития МЭО на протяжении нескольких веков.16 На сегодняшний день, именно глобализация и интеграция диктует условие развития МЭО. Глобализация расширяет возможности для взаимодействия не только различных государств по их уровню (развитых, развивающиеся страны), но и в рамках интеграционных объединений. На сегодняшний день существует множество примеров интеграций, которые выступают как отдельные полноправные субъекты МЭО, например Европейский Союз (далее ЕС). В русле интеграции России можно назвать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, участие России в ВТО. Именно интеграция позволяет достичь максимальных успехов в развитии МЭО, так как стираются границы между государствами, повышается уровень обмена товарами и услугами, а также возрастает роль институциональных образований МЭО. Значимость МЭО обуславливается наличием механизмов для ее урегулирования, в частности специальных организаций, которые не только вырабатывают различного рода унифицированные нормы в области международной торговли, но и осуществляют определенный контроль за сделками. К таковым организациям относятся: - ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле); - ВТО (Всемирная торговая организация); - ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами); - ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). На протяжении нескольких лет существования ГАТТ многосторонние переговоры на основе взаимности были основным способом снятия торговых барьеров. Для установления новых внешнеторговых ограничений требовалось проведение повторных переговоров. Так, ГАТТ-1947 давало каждой стране автоматическое право вступить в новые переговоры по поводу сокращения ею барьеров через три года. В течение многих лет конструкция ГАТТ была настолько абстрагирована от действительности, что развалилась, не успев скрепить подписями соглашение очередных переговоров. По существу, она служила форумом для урегулирования и либерализации торговых отношений и споров. Соглашение об учреждении ВТО17 предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений, включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Организация имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения её членами. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Главной задачей этой влиятельной международной организации является либерализация (снисходительность) мировой торговли. Особое значение имеют принципы, которые используются в применении защитных мер. Принципы выступают основополагающим началом, стержневой структурой, которые устанавливают приоритетные направления в области применения защитных мер. Основополагающими принципами и правилами как Генерального соглашения по тарифам и торговле, так ВТО являются: торговля без дискриминации, тарифное регулирование; отказ от использования количественных и иных ограничений (например, квот); открытость торговой политики; разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров и т. д. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединяемых термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения, система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли в рамках стран-членов ВТО. В рамках регулирования международной торговли спецификой отличается торговля услугами, что регулируется специальным соглашением ГАТС. В отличие от товаров, услуги не образуют единого рынка. Регулирование международной торговли услугами осуществляется на международном, отраслевом, региональном и национальном уровнях. ГАТС устанавливает определенные правила: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Важное значение в рамках международного сотрудничества имеет интернацио....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: