VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы диагностики и коррекции страхов в детском возрасте.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001352
Тема: Теоретические основы диагностики и коррекции страхов в детском возрасте.
Содержание
Введение

     Актуальность: В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике со множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями, возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области — психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.
     Страх в современной психологической науке рассматривается в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций.
     H.И. Рейнвальд считает, что "потребность в самосохранении может, в зависимости от обстоятельств, выразиться в пассивно-обоpонительной эмоции - страхе".
     Таким образом, страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего "Я" личности. 
     Как правило, люди считают страхи личным делом и прибегают к выработке своих способов борьбы с ними. Но эти средства являются временными мерами. Однако существует множество методов работы со страхами и фобиями. Цель психологического консультирования - восстановление самоконтроля и адекватные реакции. Так существуют методы поведенческой психологии, которые доказали свою успешность в лечении страхов и  фобий, особенно простых и социальных фобий.
     В современном мире люди часто не обращают должного внимания на свои эмоции, в том числе страхам и фобиям. Пытаясь справится с ними сами люди часто усугубляют ситуацию и отдаляются от решения данной проблемы. Это может обернуться не только психическими проблемами, но и соматическими болезнями. Страхи и фобии порождают изменения в поведении, мышлении, восприятии и, даже, в его физическом здоровье.  В связи с чем необходимо подробно исследовать специфику психологического консультирования эмоциональных нарушений, таких как фобии и страхи. Искать новые методы по оказанию помощи людям с такими проблемами.  
     Объект исследования: психологическое консультирование людей со страхами и фобиями.
     Предмет специфика процесса психологического консультирования клиентов с фобиями и страхами.
     Цель выявление особенностей консультирования клиентов со страхами и фобиями.
     Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что детские страхи обусловлены повышеной тревожностью ребенка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности ребёнка, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению страхов ребёнка. 
     Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию процесса психологического консультирования. 
2. Изучить механизмы психологического воздействия в процессе психологического консультирования.
3. Изучить понятие страха, фобии, на основе методологического анализа литературы. Определить сущность страха и фобий.
4. Проанализировать основные принципы возникновения и развития страхов и фобий.
     Методологическая основа исследования: в работе были использованы такие  подходы как: исследования человеческой психики (Айзенк Г., Айзенк М.) , психологические теории тревожности (Айзенк Х.) , психология эмоций (Изард К.Э.) 
     Метод исследования: теоретико-методологический анализ литературы.
     Теоретическая значимость работы: данная работа расширяет и углубляет  имеющиеся знания о страхах и фобиях, и  консультировании  клиентов со страхами. 
     Практическая значимость: данного исследования заключается в возможности использования материалов исследования для проведения профилактической работы, направленной на коррекцию страхов клиентов. Рекомендации, данные в работе можно применять в работе практического психолога в работе с клиентами. Материалы исследования могут быть использованы при проведении семинарских занятий, научных конференций по проблемам изучения страхов.
     Структура работы: обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, трёх глав, шести  параграфов, заключения, списка источников и литературы, включающего 5 наименований. Общий объем работы составил 32 страницы.











I.Теоретические основы диагностики и коррекции страхов в детском возрасте
1.1 Психофизиологическая характеристика страхов.

    Страх можно считать физиологически обусловленным феноменом жизни человека, который так или иначе может влиять как на общественную жизнь отдельного субъекта, так и на общественное настроение в целом. На данном условно-теоретическом уровне феномен страха некоторые ученые определяют как инстинкт, драйв, базальную эмоцию.
    Психофизиологии склонны считать, что с возникновением ощущений у живых организмов появляются эмоции как своеобразный физиологический фон. Эта гипотеза закрепилась в большинстве учебников и словарях по психологии. К.К. Платонов придерживался иного мнения. По его мнению примитивные эмоции связаны с движениями, которые направлены на повышения контакта с полезным объектом. И.М. Фейгенберг считает боль и страх взаимосвязаны, так как боль вызывает чувство страха, состояние страха ощущение боли может возникнуть под влиянием таких раздражителей, которые обычно не вызывают боли. [Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Данилова Н.Н., Крылова А.Л. М.: Учебная литература, 1997. 432с; ]
    Первые попытки рационализировать представления человека о своих страхах осуществляли древнегреческие и римские мыслители Диоген, Сенека, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Цицерон. Они описывали причины возникновения и проявление страха. Одни описывали страх, другие тревожность. Существенный вклад в разработку проблемы страха внес Платон. Он выделил два вида страха, к которым склонен человек: это во-первых, боязнь зла, которое мы ожидаем, а во-вторых, страх посторонней мысли (Чтобы не узнали о наши плохие поступки и не воспринимали нас как плохих людей). Этот второй вид страха называют стыдом.
      Аристотель исследовал причины и основы страха. Рассматривая духовные изменения, он выделил в них аффекты, способности и приобретенные свойства. Аффектами, к которым Аристотель относит и страх, называет все то, что связано с удовольствием и страданием. Философ предлагает рассматривать страх как результат соответствующий социальным качествам, которыми являются семья, дружба, любовь, образ жизни, мировоззрение т.д. Но соглашаясь с таким мнением мы можем сделать вывод, что страх имеет и положительное значение как предупреждение о возможной потере ценностей, как средство стимулирующее деятельность человека на воссоздание их целостности в случае разрушения и, как сильный воспитательный фактор, реализуемый в соответствующих средствах.
      Очевидно, это может происходить только при условии рационального осознания и предвидения ситуации страха. Все это дает возможность высоко оценить вклад Аристотеля в установку и понимание категории «страх». Датский философ и теолог Серен Кьеркегор сосредоточивал внимание на том, что страх и тревога относятся к внутренним состояниям, он обращал внимание на разграничение объективного и субъективного страха. Он рассматривал взаимоотношения тревоги и свободы. По его мнению  право на свободу вызывает чувство тревоги . [ Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / Алексей Николаевич Леонтьев. М.: Педагогика, 1983, Т. 1. 392c.]
    С биологической точки зрения страх изучал Дарвин. Он рассматривал страх как универсальную характеристику как животных, так и людей. Страх развивался в ходе эволюции как реакция приспособления к опасным ситуациям. Как считал Дарвин, проявление страха, включает учащенное сердцебиение, дрожь, увеличение потоотделения и другие физиологические реакции, являющиеся результатом активизации вегетативной нервной системы. Однако, Б. Спиноза исходной категорией для объяснения феномена страха выдвигал желание, как сущность человека. В зависимости от возможности или невозможности осуществления желания выступают удовольствие, и неудовольствия. 
    Психологи давно занимаются изучением страха и сопутствующих ему физиологических процессов, однако, критериев страха до сих пор не обнаружено. Психология аффективных процессов не выработала четкой и признанной большинством ученых терминологии, что затрудняет изучение феномена страха как психологического явления. 
    Понимание страха как инстинкта прослеживается в работах Мак-Даугола. Особенность инстинкта страха, по его мнению, в том, что ему соответствует такой тип инструментальной активности как побег. [Риман Ф. Основные формы страха / Фриц Риман. М.: Алетейа, 1998. 336c.]
    Ряд ученых считают, что первичные эмоции в процессе эволюции усложняются и образуются вторичные эмоции производные от базальных.
Подобной точки зрения придерживаются Т. Рибо, З. Фрейд, Дж. Уотсон, Е.Клапаред, П.В. Симонов, А.Е. Ольшанникова и др. При этом база-приемная эмоции неотъемлема, при рождении индивида, и в ходе его субъективного развития дают жизнь другим, вторичным эмоциям.
    Разновидностями, или производными от страха, считаются чувства тревоги, вины (растерянность и застенчивость), стыда (угнетение) и даже такая категория, как совесть.
    Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон в своих исследованиях рассматривает страх как фундаментальную, врожденную эмоцию. В качестве стимулов, которые вызывают реакции похожи на страх у новорожденных, он рассматривал потерю опоры, шум, громкие звуки, прикосновение в виде легкого толчка в период засыпания или пробуждения.
    Большинство исследователей сходятся на том, что проблема тревоги и страха как проблема психологическая была впервые выдвинута и нуждается в специальном анализе в исследованиях З. Фрейда. Он одним из первых рассматривал вместе и страх и тревогу и соединил их в одно anxiety . В психоаналитической литературе проблема эмоций рассматривается через понятие аффекта. Источником аффектов есть биологические поезда, вместилище которых есть Оно  несознательное. По мнению З.Фрейда, страх это состояние аффекта, это объединение определенных ощущений ряда удовольствие неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха двойное: страх, как прямое следствие травмирующего фактора; как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора. Страх осуществляет вытеснение и отвечает вытесненном желании, но не эквивалентен ему.
    З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную.  Он считал, что тревога играет роль сигнала, который предупреждает  Эго об опасности.
    При этом в научной литературе наблюдается распределение между тревожностью как чертой личности и тревожностью как психическим состоянием. Можно говорить также о страхе как особенность личности, и как тревожность, как переходное психическое состояние.
    Подобно Фрейду трактует тревогу К. Роджерс. Основой его теории является Я концепция восприятие индивидом самого себя относительно своего Я, организованная в целостный и интегральный феномен, которому придается большое значение. Критикуя Я-концепцию, индивид склонен к страху или принятия принадлежит комплексной позиции. Таким образом, появляется невод-соответствие между Я-концепцией и переживаниям, и человек погружается в осознанную или неосознанную тревогу, что приводит к различных психических расстройств . [ Парафиян А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М.Парафиян // Психологическая наука и образования. 1998, № 2. С. 20-23]
    Основой теории современного немецкого психолога Ф. Римана является концептуальная точка зрения С. Фрейда и К. Роджерса. Он выделил четыре основные формы страха, что существуют в рамках четырех основополагающих импульсов человека, которые находятся в постоянном взаимодействии с человеческого Я. По мнению Ф.Римана, первая форма страха связана со стремлением личности к самостоятельности и неповторимости. Вторая форма страха является доминантой стремление личности активно участвовать в жизни общества. Третья форма связана со стремлением человека к определенной неизменности и длительности, устойчивости Я и окружающего мира. Но любая, даже малая обстоятельство, направленная на разрушение этого убеждения, имеет обратную сторону страх. Четвертая форма страха, по теории Ф. Римана, определен вечным стремлением человека к изменению, развитию и преодолению старого, уже познанного, укорененного. Это страх перед новым и одновременно страх перед инертностью будней, что сковывает творческие возможности человека. Охарактеризовав формы страха, Ф. Риман утверждает, что основные человеческие стремления встречаются парами, которые дополняют и противоречащие друг другу: как импульсы самосохранения и отделения с противоположным стремлением к изменениям и риска. Каждому стремлению присущ страх перед противоположным стремлением. [Риман Ф. Основные формы страха / Фриц Риман. М.: Алетейа, 1998. 336c.]
    Следовательно, правомерно сделать вывод, что Ф. Риман относит страх к основополагающему и закономерному, постоянно присутствующему феномену людского существования.
    Из анализа научных источников известно, что ребёнок начинает вздрагивать через несколько суток после рождения от резкого звука или вспышка яркого света. В этой реакции видели базальный страх. На 6 месяце после рождения ребенок реагирует на неизвестное лицо: ученые трактуют это как испуг. Теряя опору, ребенок также испытывает страх  [А.В. Семенович/ Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия// Изд. Генезис, М. 2009;]
    Все эти факты дают основание еще раз подтвердить гипотезу об условно-рефлекторный характер страха. Но не все психологи являются сторонниками идеи врожденности эмоций. Американский физиолог Х. Дельгадо отрицает идею врожденности эмоций и возможности наблюдать эмоции у новорожденных. [ Е.Д. Хомская//Нейропсихология. 4-е издание// Изд.Питер, Санкт-Петербург 2012.]
    Советский психолог В.С. Дерябин считал, что существуют различные градации страха, которые выражаются у человека в разных формах, в зависимости от обстоятельств и мотивов самой личности. До градаций страха он относил: ужас, панику, боязнь, тревогу, боязливое ожидание, запугивание, забитость. Объясняя ощущения ужаса, В.С. Дерябин определяет его как сильнейшее внезапное и быстродействующее чувство страха, которое является степенью страха.
    Французский ученый Ж. Годфруа близкий к выше указанным взглядам, утверждает, что с точки зрения физиологии, тревога не отличается от страха. Основное отличие в том, что тревога вызывает активизацию организма до того, как происходит ожидаемое событие. Тревога представляет собой переходное состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией.
    Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального. Нужно отметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, что одна из составляющих тревожности страх. Тревога это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях опасности и, проявляющееся в при неблагоприятном развитии событий.
    Амбивалентное взаимодействие тревоги и страха включена в единую природу феномена страха. С одной стороны, страх и тревога тесно переплетаются и не представляют друг без друга. С другой стороны это разные психологические состояния человека, которые зависят от силы и интенсивности переживаний, ценностной качества объекта или невозможности достижения поставленной цели. Их объединяет общий компонент в виде чувства беспокойства.
    Итак, феномен страха внутренне имеет тональный диапазон (ряд), которая начинается с беспокойства, волнения, страха, тревоги, страха и завершается ужасом. Каждый из этих психологических состояний включает в себя феномен страха разной интенсивности, и одновременно они включены в этот феномен. Но в момент своего временного существования, непосредственного психологического акта, каждое из перечисленных явлений как бы вытекает из единой шкалы феномена страха и существует как самостоятельный психологическое состояние, явление, которое может сливаться с другими эмоциями и ощущениями. 
    Учитывая все вышесказанное, можно считать страх единственным метафизическим, трансцендентно-психологическим и социокультурным феноменом, который имеет множество состояний и реакций на угрозу жизни, социальные и нравственные ценности, самооценку человека, которая охватывает все сферы бытия человека. Страх может существовать в широком часовом измерении и действовать с разной энергетической силой, имеет универсальную многофункциональную природу и множество типов, функций, видов. В силу того, что человек постоянно находится в нескольких сферах жизни физиологической, социокультурной, идеальной и экзистенциональной, страх действует в каждой из сфер, но его проявление обнимает все существование человека, таким образом, сливая эти сферы в единый трансцендентный феномен метафизический страх. В это время человек находится в состоянии вызова-выбора, возможности невозможного, абсурдности своего воплощения, что имеет как негативно-разрушающий, так и положительно-образующий направления развития своего Я. [Риман Ф. Основные формы страха / Фриц Риман. М.: Алетейа, 1998. 336c.]
1.2 Особенности эмоционального развития в детском возрасте

      Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
      В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Но ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако, он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
      В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе ребёнок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются ценности,  интересы, весь уклад жизни. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [Обухова, Л. Ф. Возрастная психология  / Л. Ф. Обухова: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.].
      Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, выделившийся исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования [ Колпакова Г. Дети из оранжереи // Школьный психолог.- 2011.- № 12.- с.6-8.].
      Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. Значение игры долго недооценивалось в психологии детей школьного возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. В школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя деятельностями: игра начинает подчиняться учебной деятельности [Володина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью  / Н. Г. Володина: Уч. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.].
      В этом возрасте ребенок способен сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального “Я” и возникновение на этой основе внутренних позиций, то есть целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления. Из этого следует, что младший школьник уже знает, чего он хочет и к чему стремится [Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л Кряжева: Уч. Пособие. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. –192 с.].
      Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний [Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Крюкова: учебно-метод. пособие. – М.: Генезис, 2003.- 204с].
      В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей. Во взаимоотношении игры и учебной деятельности в дошкольном возрасте доминирующее значение имеет игра. Неправильно думать, что игра в школьном возрасте полностью теряет свое значение, она сохраняется, но происходят значительные изменения в характере самой игровой деятельности. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игры с достижением известного результата [Захарова, Ю. А. Семейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка / Ю. А. Захарова: Психологический практикум. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 256 с.].
      В результате, игра к концу этого периода перестает полностью удовлетворять ребёнка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать потребность порождает кризис семи лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта [ Колпакова Г. Дети из оранжереи // Школьный психолог.- 2011.- № 12.- с.6-8.].
      Социальная ситуация в младшем школьном возрасте складывается следующим образом. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
      Отчетливо виден социальный смысл учения. Мотивация достижения становится доминирующей. Происходит смена распорядка дня. Укрепляется новая внутренняя позиция. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Границы психологического пространства становятся осязаемыми, даже случайное разрушение их вызывает у ребенка бурю чувств [Дружинин, В. Е. Психическое здоровье детей / В. Е. Дружинин: Уч. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с].
      Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения, но большее значение имеет и расширение сферы общения [Немов, Р. С. Общяя психология: краткий курс / Р. С. Немов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.].
      С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях [ Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996 – 528с.].
      В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры.  Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношения процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, по-прежнему преобладает процесс возбуждения. Повышается точность работы органов чувств [Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров: Уч. Пособие. – СПб.: Речь, 2010. – 313 с.].
      Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время, остротой и свежестью. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
      Характерной особенностью младшего школьного возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозных процессов. Однако этим детям вполне доступно сохранять внимание в течение 30—35 минут. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно только благодаря волевым  усилиям и высокой мотивации [Громова, Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой / Т. В. Громова: Методическое пособие. – М.: УЦ "Перспектива", 2002. - 48 с.].
      Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от эмоционально-образного  к абстрактно логическому, во взаимосвязи с речью. Мышление ребенка начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
      В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер и имеет преимущественно наглядно-образный характер. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная [ Психология / Под ред. Б. А. Сосновского: Уч. Пособие. – М.: Юрайт, 2011. – 800 с.].
      Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала [Рубцов В.В. Психологическая служба современной школы // Экология и жизнь. – 2007. – № 10. – С. 32-36].
      Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна, выразительна. Словарь ребенка также достаточно богат (до 7 тысяч слов). Он может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению, пробует делать выводы. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь является показателем уровня развития ребенка [Смирнова Н. Мама я расту // Пока не поздно. – 2007. – № 34. – С. 3].
      В письменной речи различают правильность орфографическую, грамматическую  и пунктуационную [ Волков, Б. С. Психология развития человека / Б.С. Волков, Н.В. Волкова: Уч. Пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 224 с.].
      К началу занятий детей в школе их воображение очень живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение, оно становится более реалистическим, более управляемым. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – репродуктивное, на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
      Этот возраст  является  сензитивным периодом для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению) [Диагностика и коррекция психического развития дошкольника  / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск: Университет, 1997. - 237с.].
      Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой [Зотова Ф.Р., Завирова Л.М. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 163.].
      Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта, осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности
      Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смысловая ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам, или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах [Обухова, Л. Ф. Возрастная психология  / Л. Ф. Обухова: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.].
      Школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребенка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития. Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического пространства ребенок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребенка с другими людьми. Одновременно это связано со структурированием своего психологического пространства – дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции.
      Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность [Далман-Джонс Э. Природа познавательного интереса ребенка // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 7].
      К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу» [Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения  / Г. М. Бреслав: Уч. Пособие. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.].
      Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
      Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности [Волков, Б. С. Психология развития человека  / Б.С. Волков, Н.В. Волкова: Уч. Пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 224 с.].
      Страх – это одна из базовых эмоций, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленной на источник действительной или воображаемой опасности в ответ на проявление угрожающего стимула. Эмоция страха основана на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.  Известный  физиолог И. П. Павлов  считал  страх проявлением естественного   рефлекса,   пассивно-оборонительной   реакцией  с  лёгким  торможением коры    больших   полушарий  В   самом  общем  виде эмоция страха    возникает  в  ответ   на  действие  угрожающего   стимула.
      Функция страха – защитить от излишнего риска и опасности, в связи с чем,  воспитание ребенка, который ничего не боится и способен на любое безрассудство, не лучшая перспектива и боязливый ребенок, так как он осторожен, причиняет родителям меньше волнений. Но следует отметить, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом, мешающим ребенку жить, очень размыта.
      Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений – психологии эмоций.
      В "Современном психологическом словаре" страх трактуется как эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности [Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко: Уч. Пособие. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 640 с.].
      Таким образом, страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего "Я" личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх – явление динамичное.
      Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это дает возможность построить такой динамический ряд страха:
* Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии – оценочная. Модели о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44