- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001709 |
Тема: | Теоретические основы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. В настоящее время ребенок попадает под воздействие большого количества неблагоприятных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других, которые способны обусловить задержку развития вероятных возможностей личности. Перемены, произошедшие в нашем обществе за последние десятилетия, отразились на жизни дошкольников: изменились игры и игрушки (среди них можно встретить вампиров, монстров, «гробы для невест», скелеты, черепа и др.), появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают другие жизненные ситуации, что способствует появлению страхов у детей. Вследствие того, что страх возникает в ситуации утраты состояния комфорта и безопасности, он является наиболее распространенной эмоцией в дошкольном возрасте. Проблема страхов у детей является актуальной и занимает немаловажное место в современной психологии. Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов Л. И. Божович, А. А. Бодалёва, В. С. Мухиной и др., которые отмечают рост количества детей с различными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. По их мнению, ребёнок подвержен разного рода негативным воздействиям, так как является уязвимой частью общества. Психическое развитие ребенка зависит от его эмоционального благополучия. Тем не менее, среди характерных детских эмоций нередко значительное место занимают как положительные, так и отрицательные эмоции, которые оказывают негативноевлияние, как на общее психологическое состояние ребенка, так и на его деятельность. Вследствие этого, во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом комплексе, который охватывает сознание ребенка фактически целиком и тем самым обуславливает его деятельность и поведение. Вопросами страхов занимались различные исследователи, такие как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. И. Захаров, А. М. Прихожан, Б. И. Кочубей, С. Холл, Р. Мэй, З. Фрейд, И. С. Жуковская, В. А. Гурьева, Т. П. Симеон, В. И. Гарбузов и В. В. Лебединский. И. М. Сеченов и И. П. Павлов определили физиологическую основу страха. С. Холл выделил особенности страхов, соответсвующих различным возрастным периодам. Рассматривая причины страхов в детском возрасте, Р. Мэй говорил о врожденной природе страхов. Н. С. Жуковская указывала на реактивные состояния с ведущим синдромом страха, переходящими в панический страх. В. А. Гурьева исследовала невроз страха, который носит навязчивый характер. Т. П. Симеон говорил о факторе неожиданности в возникновении детских страхов. А. И. Захаров, A. M. Прихожан, Б. И. Кочубей отмечают необходимость рассмотрения личностных особенностей в качестве причин возникновения страхов. Выявлению возрастной специфики детских страхов, их причинам посвящены работы В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, В. В. Лебединского и др. В работах исследователей данной проблемы специфика детских страхов представлена в общих чертах, но конкретно в старшем дошкольном возрасте исследований не достаточно. В научно-исследовательских работах недостаточно представлены средства коррекции страхов, используемые в старшем дошкольном возрасте. Отечественная и зарубежная психология (З. Фрейд, М. Клейн, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, B. И. Гарбузов, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, В. В. Ветрова и др.), накопила большой опыт использования различных методов, применяющихся для коррекции детских страхов. В. В. Антипина, Т. П. Симпсон и др. отмечают, что старший дошкольный возраст характеризуется сенситивным (особо чувственным) периодом в социальном развитии человека. При оказании на ребенка в этом возрасте негативных психологических воздействий, одновременно с тревожностью и напряжением возникают страхи, которые при длительном течении и отсутствия контроля за ними, могут перейти в патологическую форму. Для того, чтобы страх не перешел в патологическую форму необходима своевременная профилактика, а в некоторых случаях коррекция уже имеющихся детских страхов. Изучение страхов на разных возрастных этапах детства важно для раскрытия сути данного явления. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития детей. Не зная причин возникновения страха, механизмов его развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь. Старший дошкольный возраст это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Все вышеперечисленное позволяет сказать, что именно в старшем дошкольном возрасте необходима и более успешна коррекция страхов у детей. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью средств, необходимых для успешной реализации данного процесса. Обнаруженное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске средств, способствующих успешной коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства, способствующего коррекции детских страхов можно использовать сказкотерапию (А. В. Гнездилов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, Д. Соколов). Авторы указывают на различные аспекты использования сказкотерапии для коррекции страхов детей дошкольного возраста, отмечая ее огромные педагогические возможности. В связи с тем, что сказкотерапия является одним из наименее травмоопасных и безболезненных способов коррекции, она может использоваться для снижения страхов у старших дошкольников. Сказкотерапия позволяет идентифицировать способы поведения старшего дошкольника со сказочными персонажами, у него появляется возможность изменить эмоциональное отношение к проблеме, посмотреть на ситуацию, вызывающую страх с другой стороны, что помогает ребенку в преодолении страха. Актуальность исследования и выявленное противоречие определили выбор темы нашего исследования: «Сказкотерапия как средство коррекции страхов у старших дошкольников». Объект исследования: страхи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: дать теоретическое обоснование сказкотерапии как средству коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: вероятно, использование сказкотерапии для коррекции страхов у детей старшего дошкольного будет наиболее успешным, если применять разные виды сказок (авторские, волшебные и психокоррекционные) и формы работы с ними (интерпретация, рассказывание, переписывание, сочинение, сказочное рисование), позволяющие преобразовать негативные переживания и опасения в позитивные эмоции. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи: 1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. 2. Описать сказкотерапию как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать психолого-педагогический проект, направленный на коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение. - эмпирические:беседа, наблюдение, тестирование. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка», г. Качканар, Свердловская область. Практическая значимостьзаключается в том, что разработанный нами психолого-педагогический проект по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии может быть востребован педагогами-психологами, воспитателями в дошкольной образовательной организации. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. ГЛАВА 1. Теоретические основы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Детские страхи как психологический феномен Нет в мире человека, который никогда бы не ощущал чувство страха. Если человек легко поддается страхам, начинает зависеть от них, происходит изменение его поведения. Страхи, с которые не в силах справится как взрослый, так и ребенок называют неустойчивыми. Такие страхи могут привести к появлению отличных от нормы черт характера. Под влиянием страха в организме происходят физиологические изменения. Защитный характер и инстинкт самосохранения являются основой страха.Ответом на воображаемую или реальную опасность является возникновение страха. Большинство страхов появляется в процессе жизни, что является результатом реакции на травмирующий опыт (испуг, боль, болезнь, неудачи). Из множества всех эмоций страх является самой опасной.Значительные области исследований, которые посвящены страху, являются основанием для последующего понимания этой важной эмоции. Страх является психологической эмоцией, которая изучалась во многих психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н. Ланге, К. Изард, С. Холл, З. Фрейд и др.). В теории дифференцированных эмоций К. Изарда, страх— это базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным личным переживанием»[18, с.54]. По мнению исследователя А. С. Спиваковской, страх относится к специфически острому эмоциональному состоянию; это реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызван конкретной близкой опасностью, которая уже наступила [37]. С точки зрения исследователя А. И. Захарова, страх является «аффективным (эмоционально заостренным) отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [10, с.8]. Страх — это эмоция, которая возникает в такой ситуации, как угроза биологическому и социальному существованию индивида и эта эмоция направлена на источник действительной или воображаемой опасности [6]. Эмоциональный и физиологический ответ центральной нервной системы на серьезную угрозу благополучия человека является страхом [47, с.287]. Так же страх как особое состояние, возникаетв тех ситуациях, когда основание избегания не может быть осуществлено. Страх появляется в том случае, когда человек имеет основание и конкретно поставленную цель для выхода из этой ситуации, но продолжает оставаться в ней под влиянием внешних факторов. Исследователь и физиолог И. П. Павлов интерпретирует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [32, с.78]. Страх является эмоциональным процессом, который отрицательно окрашен и свидетельствует о неблагополучном развитии эмоциональной сферы [25, с.113]. Выделяются несколько форм страха, такие как: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный. Крайние формы выражения страха (ужас, эмоциональный шок, потрясение), в основном возникают из-за серьезного эмоционального неблагополучия. Эти формы имеют полное отсутствие контроля со стороны сознания; затяжное, труднопреодолимое течение; неблагоприятное воздействие на формирование черт характера. Они влияют на отношения с окружающими и способность приспособливаться к внешнему миру. В отличие от боли и прочих видов страданий, вызываемых реальным действием опасных факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы, интенсивность и специфика переживания страха, разнообразит в разных степенях: опасение, испуг, ужас. Опасение является предчувствием или предвидением того, что определенная ситуация может доставить неприятность или принести беду [25, с.86]. Состояние неожиданной, внезапной опасности называется испугом. Согласно З. Фрейду, испуг подчеркивает действие опасности, в том случае, когда нет готовности к страху. Определенное состояние человека, имеющее в своей основе подавленность (оцепенение), дрожь, отсутствие активной реакции для устранения источника страха называется ужасом. Ужас появляется под влиянием сильного страха. Все вышеперечисленное является состояниями человека, которые появляются под воздействием страха. От переживания страха следует отличать состояние тревоги и тревожности. В отличие от страха, тревога это переживание отдаленной и неясной опасности. Если существует реальная объективная опасность, то можно говорить о страхе, а при переживании опасения, которое не имеет объективной опасности, можно говорить о тревожности [25, с.118]. Д. Уотсон в качестве основания для различия тревоги и страха рассматривал разный характер действий, воплощающие данные эмоциональные состояния в поведении. При страхе выделяют такие поведенческие реакции, как: борьба или уход от ситуации. При тревоге наблюдается недифференцированная поисковая активность человека [4]. Рассматривая страх, можно отметить, что он является предупреждением о предстоящей опасности, позволяет заострить внимание на ее источнике, заставляет искать пути ее избегания. Когда страх становится паническим или переходит в ужас, он способен навязать нормы поведения — бегство, оцепенение, защитную агрессию. В социальном развитии человека страх является средством воспитания — например, страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Следуя из этого, формирование устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха, которые наблюдаются при различных психических заболеваниях называются фобиями. Согласно З. Фрейду, страх является состоянием аффекта, объединением определенных ощущений ряда «удовольствие–неудовольствие» с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, прежде всего, невротического, может просматриваться репродукция травмы рождения. Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха может являться как прямым следствием травматического фактора, так и сигналом о появлении угрозы повторения этого фактора. З. Фрейд видит начало как детских, так и взрослых страхов в не нашедшем применения либидо, которое не может оставаться в свободном состоянии и переходить в страх [38]. Согласно А. Адлеру, происхождение страха идет от подавления агрессивного влечения, которое играет важную роль в обычной жизни и в неврозе. К факторам, влияющим на появление страха можно отнести фантазии человека, внушение, а так же, физиологические изменения в организме. В детском возрасте фантазия непосредственно влияет на появление страхов у детей. Сознательное запугивание детей взрослыми происходит под влиянием внушения. Это происходит иногда от того, что учителя, родители ленятся объяснять детям, по каким причинам что-то нельзя делать. Люди, которые испытывают состояние депрессии, подвергаются большей вероятности получения какого-либо страха, что напрямую связано с физиологическими изменениями в организме, болезнями и психологическими проблемами. Проблема детских страхов, причины их возникновения, особенности проявления являются предметом исследования как отечественной, так и зарубежной психологии. Русские физиологи И. М. Сеченов, И.П. Павлов, В. М. Бехтерев и др. внесли весомый вклад в разрешение проблемы страха. По мнению И. М. Сеченова и И. П. Павлова, сложная рефлекторная реакция организма на внушение или внешние раздражители, которые представляют настоящую или мнимую опасность, является физиологической основой страха. Согласно мнению И. П. Павлова, различные состояния, такие как: страх, тревога, боязнь, являются различными вариантами тормозного процесса. Детский страх — эмоциональная реакция детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемая ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться [51]. Детские страхи — это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как «страшное». Между тем, в каждом конкретном страхе есть и записанная реакция, и алгоритм внутреннего поведения [50]. Исследователь А. И. Захаров делил детские страхи на возрастные и невротические. Возрастные страхи — это те страхи нормально развивающегося ребенка, которые характеризуются определенной стадиальностью, проходят в процессе перехода на следующую возрастную ступень. Невротические страхи, это те страхи, которые характеризуются крайними степенями проявлений (ужас, паника), невозможностью контроля со стороны ребенка, неблагоприятным влиянием на характер и поведение дошкольника. Отличительными чертами данных страхов являются: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение. Невротические страхи — это результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов [48, с.21]. Исследователи (А. И. Захаров, A. M. Прихожан, Б. И. Кочубей) в качестве причин возникновения страхов обозначают необходимость рассмотрения личностных особенностей. Условно, страх делится на ситуативный и личностный. Согласно мнению А. И. Захарова, ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей человека обстановке, например при нападении собаки, стихийном бедствии и др.В большинстве случаев, страх появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач [10, с.56]. Личностный (личностно-обусловленный) страх появляется в непривычной и незнакомой обстановке, при новых знакомствах. Этот страх определен характером человека, например, его повышенной мнительностью. По классификации А. И. Захарова, условно страхи можно поделить на такие группы, как «врожденные» и «приобретенные» [12, с.248]. «Врожденными» называю те страхи, которые сопровождают определенный возрастной период развития. В то время, когда проходит трёхлетний возраст, начинается бурное развитие фантазии, воображения, образного мышления, дети ещё очень наивны и внушаемы. Маленьким дети свойственно всего бояться. Страх появляется от любого резкого звука, темноты, игрушки. Не смотря на то, что ребенок мог пережить определенную пугающую его ситуацию без всяческого вреда для себя, то спустя короткое время у него могут появиться страхи. Страхи «приобретенные» появляются в результате: - определенного события, случая, в действительности произошедшего с ребенком. Например, ребенок испытывает страх, когда пытается зайти в лифт (или в другое замкнутое пространство), из-за того что в нем уже застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. - определенного объекта, лица. Это страхи отрицательных персонажей и «нехороших» людей. Такие страхи легче, чем другие поддаются коррекции и если нежелательные события не повторяются, то обычно проходят сами по себе. - запугивания в воспитании — внушённые страхи. Те дети, которые воспитываются в конфликтных семьях чаще, чем другие дети их возраста испытывают чувство страха по отношению к животным, природным стихиям, заболеваниям, смерти. Таким детям ночные кошмары снятся чаще. - информации, которую ребенок получает из средств массовой информации. Помимо средств массовой информации, важное значение имеет литература и литературные источники, с которыми знакомится ребенок. От того, что возраст ребенка меньше, впечатление производимое на него от чтения больше. Весомое значение в формировании страха у детей имеют детско-родительские отношения. На данный факт указывает и исследователь А. С. Спиваковская. Ощущение страха у детей происходит в разное время, как днем так и ночь. Именно по этому исследователь А. И. Захаров делит страхи на дневные и ночные [10]. Дневные страхи— это особое, заостренное эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, которая происходит в опасной ситуации. Страх наступает в результате конкретной наступившей в данный момент опасности. Сны у детей могут предвосхищать опасность, но намного чаще они отражают то, что уже действительно произошло. Можно сказать, что сны являются подсознательной переработкой ранее имевших место переживаний. У детей больше страхов и ночных ужасов. Исследовать их труднее: часто дети не любят о них говорить, в основном отделываясь использованием односложных фраз для ответа. Часто дети совсем не хотят вспоминать страхи, забывают, вытесняют их. З. Фрейд описал такие виды страха, как: 1) страх животных (страх фобии животных) — неизменный кастрационный страх — страх реальный, который появляется перед опасностью реальной или понимаемой как реальная. В данном случае вытеснение создается страхом, а не наоборот. 2) Инфантильный страх — детский страх, который в своей основе является лишь выражением того, что недостает любимого человека. Данный вид страха наблюдается так же у взрослых как страх невротический, порожденный непосредственным преобразованием либидо в страх. 3) Невротический страх — различные формы «бесцельного страха» невротиков; такой страх возникают из-за отвлечения либидо от естественного применения, либо из-за отказа психических инстанций. 3. Фрейд считал, что страх — это аффект, возникающий в ситуации субъективного неудовольствия, когда это неудовольствие невозможно устранить или с ним невозможно справиться путем удовлетворения либидозных стремлений. Данная ситуация является для ребенка травмирующей, и страх в таком случае возникает как прямое следствие этой ситуации. Либо в качестве предвосхищения возможного повторения травматической ситуации. Согласно теории рекапитуляции С. Холла, ребенок, проходя в оногенезе все стадии филогенеза, в процессе своего развития испытывает все страхи, которые были характерны сначала для животных, а затем для людей на протяжении их исторического развития. В основе доказательств он приводит необъяснимые и иррациональные страхи детей, говоря, что они являются отголосками страхов первобытных людей, (например страх животных), т. к. их наличие невозможно объяснить ни особенностями индивидуального развития, ни индивидуальным опытом ребенка. Такие виды страха автор назвал «инстинктивный страх». Кроме этой формы страха, детские страхи обусловлены и деструктивным личным опытом, и влиянием социального окружения. При этом С. Холл считал, что детские страхи возможно корректировать, «приводя ребенка в границы здоровой реальности» [49, с..]. Исследуя страхи, Р. Мэй утверждает, что говорить о врожденных страхах нельзя, основным источником страха является научение и воспитание. Понятие об «инстинктивном страхе», имеющим наследственную основу, присутствовало во многих зарубежных теориях. Так, Д. Селли утверждал, что «инстинктивный страх свойственен ребенку в раннем возрасте и с процессом развития транформируется и замещается страхом «по опыту», то есть социальным» [39, с.235]. Психика ребенка отличается повышенной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или сильных психических потрясений, часто происходящих на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Следовательно невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Поведение ребенка характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В отечественной психологии исследования детских страхов велись в направлении изучения невроза и невротического развития личности. В исследованиях Н. С. Жуковской говорится о неврозе страха как о группе реактивных состояний с ведущим синдромом страхов, характеризующейся паническим страхом. В. А. Гурьева пишет о неврозе страха, возникающем из сильной аффективно-шоковой реакции, который носит навязчивый характер. В исследованиях Т. П. Симеон большая роль при рассмотрении возникновения детских страхов отводится фактору неожиданности.Автор считает, что любое неожиданное явление может стать причиной возникновения страха у ребенка. Выявлению возрастной специфики детских страхов, их причинам посвящены работы В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, В. В. Лебединского и др. Исследуя специфические особенности детских страхов, В. И. Гарбузов считал, что все детские страхи — это маскировка осознаваемого или неосознаваемого страха смерти. Экспериментальные исследования А. И. Захарова показали, что для детей дошкольного возраста характерно большее количество страхов, чем для младших школьников. Количество страхов зависит от места проживания детей и семейных отношений. Дошкольники, чьи матери занимают доминирующее место в семье ипыиываю страхов больше, чем другие дети. Большие нервно-психические перегрузки испыиывают дети из семей, в которых супруги имеют конфликтные отношения. По данным А. И. Захарова, в дошкольном возрасте доминирующее место занимают страхи одиночества, уколов, темноты, боли, сказочных персонажей. В старшем дошкольном возрасте происходит осознание детьми смерти как феномена прекращения жизни, ребенок испытывает потрясение от данного открытия, испытывает сильный страх смерти, потом как бы «успокаивается», но страх смерти не проходит, а трансформируется в страх смерти родителей. Также для старших дошкольников является характерным страх животных, сказочных персонажей, страх войны, пожара, нападения. Но все же связующим звеном в данном возрасте является страх смерти. По данным исследователя А. И. Захарова, страх смерт тесно связан со страхом войны, пожара, нападения [12]. Современные исследования детских страхов указывают на их предопределенность социокультурной ситуацией. В работе И. А. Бурлаковой, Л. А. Ибахаджиевой изучалась специфика объектов, которые воспринимаются чеченскими дошкольниками как угрожающие и страшные, а также был произведен сравнительный анализ с результатами полученными при анализе объектов, воспринимающихся как страшные, московскими детьми. В итоге авторвми были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что на протяжении дошкольного возраста постепенно возрастает определенность и осознанность объектных страхов. Страшными в объекте становятся не столько внешние неприятные характеристики, сколько их угрожающие действия [2]. В дальнейшем детские страхи могут представлятьсобой неожиданные ситуации в более старшем возрасте. Это могут быть невротические проявления, которые возникают из-за не изжитых вовремя детских страхов. Дети большую часть информации принимают не вербально, в основном ориентируясь на язык органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой в этом возрасте информации не осознается и остается (иногда на всю жизнь) на бессознательном уровне. Согласно А. И. Захарову, понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В таких случаях можно говорить о появлении травмирующего опыта, психологическом заражении страхом от окружающих ребенка лиц и о непроизвольном обучении с их стороны определенному типу эмоциональных реакций. Исходя из этого, можно говорить об условно-рефлекторной мотивации страха, поскольку в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. А. И. Захаров эмоцию страха в детском возрасте рассматривал как основную движущую силу невротического развития личности. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [10, с.85]. Таким образом, в детском возрасте отмечается большое количество страхов, связанных с различными причинами их возникновения, разными проявлениями в поведении, что предполагает изучение страхов в дошкольном возрасте и особенностей их коррекции. 1.2. Особенности коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст — это один из этапов психического развития, в отечественной периодизации, который занимает место между этапом раннего возраса и младшего школьного возрастома — от 3 до 6?7 лет. Дошкольный возраст имеет очень принципиальное значение для развития как психики так и личности ребенка. Рассматривая дошкольный возраст, можно выделить такие периоды, как: младший дошкольный возраст — это 3?4 года; средний дошкольный возраст — это 4?5 лет; старший дошкольный возраст — это 5?7 лет [30, с]. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие не только всех психических процессов ребенка, но и развитие его личности. Развитие личности ребенка невозможно без изменений в познавательной сфере, которая влияет на личностные особенности ребенка в том числе и страхи. Внимание, память, мышление в на этапе старшего дошкольного возраста становятся более произвольными. Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но со временем оно становиться более устойчивым. В то время, когда происходит переломный момент в развитии внимания, дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Возможности новой формы внимания — произвольного внимания — к 6?7 годам уже достаточно большие. Но не смотря на то, детям дошкольного возраста пока трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для детей игры внимание может быть достаточно устойчивым. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6?7 лет немного снижается, но прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через большой промежуток времени. В старшем дошкольном возрасте воображение увеличивает возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, а так же служит вместе с мышлением средством познания действительности. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. При выполнении волевых действий большое место занимает подражание, не смотря на то, что оно становится произвольно управляемым. В этом возрасте довольно большое значение приобретает словесная инструкция взрослого, которая побуждают ребенка к определенным действиям. Для игры требуется заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в большей степени побуждает совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. В основе первоначальной самооценки лежит умение сравнивать себя с другими детьми. Для детей шести лет характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту самооценка ребенка дифференцируется и несколько снижается. Происходит появление отсутствующей до этого оценки сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6?7 лет рассматривает оценку взрослого как результат определенного действия, как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно находиться на самом низком уровне. Иначе у детей этого возраста появляется заниженная самооценка и неуверенность в своих силах [31]. Обобщая, можно сказать, что в возрасте 6?7 лет, дети отличаются высоким уровнем умственного развития. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. В старшем дошкольном возрасте формируются не только особенности познавательной и личностной сферы ребенка, но и особенности эмоциональной сферы. С учетом изменений в познавательной сфере детей происходят и изменения эмоционального реагирования ребенка на новые факты, которые он получает от окружающего мира. Одним из важных видов эмоций является страх, который проявляется в отсутствии контроля со стороны сознания, а так же в плохой приспособлении ребенка к внешнему миру и отношениям с окружающими. В старшем дошкольном возрасте для части детей становятся самыми «страшными» непредсказуемые ситуации и события. Источником страхов дошкольников являются в большей мере реальные и нереальные ситуации, которые они «проживают» при знакомстве с художественной литературой, кинофильмами и др. Рассматриваяу дошкольников объекты страха, можно сказать, что в них проявляются не только познавательные особенности детей, но и ситуации (реальные и нереальные), в основном символические, породившие негативные эмоции и воспринимаемые как пугающие. Появление у детей старшего дошкольного возраста воображаемых страхов сопровождается и напрямую зависит от развития фантазии. В 6?7 лет у ребенка дошкольника наивысшей точки достигает страх смерти. В данном возрастном периоде у ребенка начинает формироваться чувство времени и пространства, он начинает понимать, что жизнь является не бесконечной, а люди как рождаются, так и умирают. Данный факт будет касаться и его семьи. Это новое понимание ребенка дошкольника может подкрепиться тем, что из жизни может начать уходить старшее поколение и ребенок принимает первую семейную утрату. Перечисленные страхи носят название — возрастные. У обычного ребенка такие страхи проходят через определенное время, но если ребенок эмоционально чувствителен эти страхи могут трансформироваться и закрепляться. Исследование, проведенное Л. А........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: