- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты психологической коррекции страхов у детей
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001564 |
Тема: | Теоретические аспекты психологической коррекции страхов у детей |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………………...……2 Глава 1. Теоретические аспекты психологической коррекции страхов у детей 1.1 Сущность страхов у детей дошкольного возраста………………………….6 1.2 Методы психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….18 1.3 Особенности арт-терапии , как метода коррекции страхов у детей дошкольного возраста…………………………………...…………………..26 Выводы по первой главе………………………………………………………...37 Глава 2. Исследование страхов у детей дошкольного возраста 2.1 Программа исследования ……….…………………………………………..39 2.2Результаты исследования и их интерпретация……………………………..45 Список используемых источников……………………………………………..56 Введение дошкольник страх арт терапия В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмыслeнный (адекватный) cтрах выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако, cледует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В данном исследовании в качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов. Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности (А.И. Захаров, 2004), «туннельного восприятия» (К.Э. Изард, 2008), но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией. Исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы с внушенными страхами, достаточно малочисленны и в своей основной массе имеют не столько исследовательскую, сколько практическую направленность. Иначе говоря, существует дефицит теоретико-практических исследований, направленных на изучение психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных страхов, а также на сопоставление различных психотерапевтических средств работы с внушенными страхами. Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии. В нашем исследовании делается акцент на игровой и изобразительной деятельности детей, так как в рассматриваемом нами дошкольном возрасте «ведущим видом деятельности является игра» (А.В. Запорожец, 1985), а важнейшей продуктивной деятельностью – рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции. Предпринятое рассмотрение суггестии и контрсуггестии описываются как психологические механизмы генезиса и коррекции внушенных страхов, соответственно, является актуальным и перспективным исследованием в контексте современной практической психологии. Недостаточная разработанность данной области исследования на теоретическом и методическом уровнях обусловила проблему данной работы: на основе анализа психологических механизмов генезиса и коррекции страхов определить наиболее адекватный метод психокоррекционной работы с внушенными страхами детей дошкольного возраста (игровые или арт-терапевтические упражнения). Цель исследования – исследовать теоретические и практические аспекты психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами арт-терапии. Задачи: * уточнить сущность страхов у детей дошкольного возраста; * определить методы психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста; * рассмотреть особенности арт-терапии как метода коррекции страхов у детей дошкольного возраста; * предложить программу исследования; * проанализировать результаты исследования и их интерпретация; * определить основные средства арт-терапии; * разработать программы арт-терапии по преодолению страхов у детейдошкольного возраста. Объект исследования – страхи детей дошкольного возраста. Предмет исследования –влияние игровых и арт-терапевтических упражнений на страхи и тревожность у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Арт-терапевтические и игровые упражнения снижают уровень страхов и тревожности, при этом эффективность преодоления внушенных страхов с помощью арт-терапевтических упражнений выше по сравнению с игровыми упражнениями. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - теоретические представления о развитии личности ребенка и его эмоциональной сферы, разработанные в отечественной общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др.); - психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются понятия «страх» и «тревога» (З.Фрейд, К.Изард, М.Кляйн, Р.Мэй, П.Тиллих, В.Франкл, К.Ясперс и др.); - психологические представления о специфике, видах и основных проявлениях детских страхов (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, С.В. Капранова, О.А. Карабанова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.); - социально-психологические представления о суггестии и контрсуггестии (Г.А. Гончаров, Б.Д. Карвасарский, М.Л. Липецкий, О.В. Овчинникова, А.В. Петровский, В.М. Погольша, Б.Ф. Поршнев, И.Ю. Черепанова, И.В. Юрова и др.); - теоретические и методологические разработки в области игровой и арт-терапии (Т.С. Абрамова, Л.С. Акопян, М.Е. Бурно, А.Я. Варга, М.Б. Дорохов, А.И. Захаров, А.И. Копытин, М.Наумбург, Г.Рид, Н.Роджерс, А.С. Спиваковская, А.Хилл, А.Фрейд, В.Экслайн, К.Юнг и др.). Методы сбора и обработки результатов: * Анализ справочной психолого-педагогической литературы. * Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). * Количественная и качественная обработка результатов. Для решения данной проблемы, нами было проведено исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» с. Солтон Солтонского района, в котором были задействованы 20 детей дошкольного возраста. Методики: М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» и методику выявления детских страхов А.И. Захарова, проективный тест «Сказка» (Сказка «Страх») Луизы Дюсс, методику «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова. Практическая значимость работы заключается в использование коррекционной программы в работе психологов и воспитателей дошкольных учреждений по профилактике возрастных страхов у детей дошкольного возраста. Глава 1. Теоретические аспекты психологической коррекции страхов у детей 1.1 Сущность страхов у детей дошкольного возраста Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха, беспокойство, тревоги. Страх, как отмечает А.И. Захаров такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливостью страхом, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Подавляющие большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют внешний характер.[46, с.67] Страх - неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события».[42, с.90] В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия. [12, с.165] Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. [30,с.45] Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности».[32, с.78] Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности»[26, с.78-79]. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, страхи могут, передаваться по наследству. Если мать в детстве до ужаса боялась темноты, этому же может, подвержена, быть и её дочь. К тому же, если взрослый человек испытывает тот или иной страх, ребенок это очень чутко чувствует и непроизвольно начинает бояться того же. По словам Фурманова И.А. страх условно делится на ситуативный и личностный [11,с.21]. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга. Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности. Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. По мнению А.И. Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при общении.[16,10-15] При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри всё «опускается», холодеет, тело становится тяжёлым ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве [14,с. 45]. При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия (там же). По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся»чувства [44, с.67]. Таким образом, мы можем отметить, что ряд параметров современной социально-информационной среды, в которой протекает развитие ребенка-дошкольника: дефицит и формализация общения с родителями, инволюция детской субкультуры, ограничение и упрощение игровых форм освоения действительности, избыточность неадекватной возрастным особенностям детей информации и т.д., – способствует возникновению и фиксации у детей различных негативных эмоциональных состояний. В том числе увеличивается число детей со страхами, беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью. Вместе с тем вполне очевидно, что нарастание страхов у ребенка-дошкольника всегда сопровождается той или иной степенью социальной дезадаптации и нарушения адекватного психического развития, что, в свою очередь, негативно влияет на становление его личности в целом. В специальной психологической и психотерапевтической литературе существует большое количество определений страха, выделяются его психологические и физиологические признаки, при этом подчеркивается психологическая и физиологическая целесообразность страха [17], [52]. Одни авторы определяют страх как психическое состояние (О.М.Дьяченко), другие как аффективное (З.Фрейд) и эмоциональное состояние (И.Раншбург, А.Роббер, Э.Эриксон). Исследователи связывают страх с такими понятиями как чувство (В.М. Блейхер, И.В. Крук, А.Фром), эмоция (С.Ю.Головин, А.И.Захаров, К.Э. Изард, К.К. Платонов, А.В.Петровский, Ч.Райкрофт, М.Г.Ярошевский), ощущение (С.Степанов), рефлекс (И.П.Павлов) (см., напр., [18], [19], [20]). Рассмотрев и сопоставив различные определения страха, мы сформулировали следующее рабочее определение: страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы биологическому или социальному существовании. Страх проявляется в четырех планах: 1) соматические (физиологические) признаки, 2) субъективные (эмоциональные) проявления, 3) особенности когнитивного функционирования и 4) поведенческий репертуар действий. Поведенческие проявления страха выражаются, в основном, в трех формах: нападение, бегство, ступор. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их, особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т.д. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой- либо патологией, обычно носит возрастной, переходящий характер, но и в тоже время сигнализирует в эмоционально- личностной сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства и имеют свои особенности. А.И. Захаров выделяет факторы, участвующие в возникновении страхов [18, с.78]: наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками; излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе; конфликтные отношения между родителями в семье; психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Страхи появляются по разным причинам. Одни ситуации вызывают страх у детей раннего и младшего дошкольного возраста и безопасны для детей 6-7 летних детей. Другие – только у подростков или типичны для детей с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы, а иногда они свойственны только городским детям и не встречаются у детей живущих в сельской местности. Но если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок [9, с.91]. По мнению А.И? Захарова существует четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположенность к нему: подражание; травма (как ранее говорилось); система «наказание-вражда-вина»; постоя?нно возобновля?ющийся? страх.[6,с.56] У?А?. Ф?росим отмечал, что причинами страхов у дошкольников я?вля?ется?: подражание - естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие наши страхи и наше отношение к ним. О?чень ч?асто ребенку достаточ?но увидеть, ч?то мать встревожена, как он нач?инает беспокоиться?. Е?сли все время? призывать ребенка к осторожнос?ти, непрес?танно напоминать, ч?то может прич?инить с?ебе боль, он ощутит неотвратимос?ть опас?нос?ти. Т?равма-ос?трое пс?ихич?ес?кое переживание, которое ос?тавля?ет проч?ный с?лед в нашем с?ознание. Т?о, ч?то может нанес?ти пс?ихич?ес?кую травму одному ребенку, не ос?тавля?ет ни какого с?леда в пс?ихике другого. О?дни с?луч?аи (падение с? кач?ели, укус? пч?елы и т.д.) надолго с?охраня?ютс?я? в эмоциональной памя?ти, другие быс?тро забываютс?я? в завис?имос?ти от характера малыша, ос?троты с?итуации, либо реакции родителей по поводу с?луч?ившегос?я?. С?ис?тема « Н?аказание-вражда-вина»- К?огда родители крич?ат на м?алыша, ем?у я?с?но только одно-они раздражительны и на врем?я? утратили любовь к нем?у. О?т этой м?ыс?ли он теря?етс?я?, так как нес?пос?обен так же отч?етливо, как родители поня?ть, ч?то же плохого было в его поведении. Е?с?ли на этого ребенка пос?тоя?нно кри?ч?ат, угрожают ем?у и? наказывают, в нем? пос?тоя?нно накапли?ваетс?я? вражда к роди?теля?м?, и?, как с?ледс?тви?е, он ощущает вражду, но ем?у трудно это делать. И? он нач?и?нает боя?тьс?я?с?ам?ого этого ч?увс?тва. М?ожет с?тать при?ч?и?ной с?траха и? нес?пос?обнос?ть ребенка с?разу выполня?ть при?казани?е роди?телей, и? тогда он оби?жаетс?я? на ни?х, и? в тоже врем?я?, ч?ем? больше он опас?аетс?я? потеря?ть любовь бли?зки?х, тем?с?и?льнее с?трах. И?ным?и?с?ловам?и?, как пи?шет А?. Ф?рос?и?м?ч?резм?ерные требовани?я? к детя?м?, м?огут с?оздать общую атм?ос?феру с?траха в с?ем?ье в двух с?луч?ая?х: когда ребенок опас?аетс?я?, ч?то роди?тели? от него откажутс?я?, и? не будут люби?ть; когда враждебная? реакци?я? нашего м?алыша по наши?м? требовани?я? зас?тавля?ет его ч?увс?твовать с?ебя?м?енее дос?тойным? любви? бли?зки?х, и? знач?и?т?, ощущат?ь ещё большую опас?нос?т?ь. [13,с?.45] М?ладши?е дошкольни?ки? нач?и?нают?с?т?раши?т?ьс?я? ни?м?ам?ы и? папы, а какого-ни?будь другого ч?еловека, с?вои?м? поведени?ем?и?ли? обя?заннос?т?я?м?и? похожего на ни?х (м?и?ли?ци?онер, вос?пи?т?ат?ель, а т?о и?Б?аба-я?га да К?ощей Б?ес?с?м?ерт?ный). П?ос?т?оя?нно возобновля?ющи?йс?я?с?т?рах- реч?ь и?дет? о т?ех с?луч?ая?х, когда с?т?рах парали?зует? нас?и? вызывает? желани?е зват?ь нас? на пом?ощь. С?т?рах делает? нас? безвольным?и?, зави?с?я?щи?м?и? от? други?х людей и? предрас?положеннос?т?и? к поя?влени?ю новых ужас?ов. Р?ебенок легко с?т?анови?т?ьс?я? жерт?вой с?т?раха, ес?ли? в его поведени?е проя?вля?ют?с?я?т?и?пи?ч?ные с?и?м?пт?ом?ы неувереннос?т?и? в с?ебе: грызет? ногт?и?; с?ос?ет? палец и?т?.д. К?огда какой- ли?бо и?з эт?и?х с?и?м?пт?ом?ов проя?вля?ет?с?я? ос?обенно с?и?ль?но, т?о леч?ени?е его будет? эффект?и?вным?, т?оль?ко в т?ом?с?луч?ае, ес?ли? пом?оч?ь? реб?енку и?зб?ави?т?с?я? от?с?воей неувереннос?т?и? [13, с?. 20]. Ч?ас?т?о дет?и?с?ам?и? вызывают? у с?еб?я? эм?оци?и?с?т?раха. Э?т?о подт?верждает?с?ущес?т?вовани?е у реб?енка пот?реб?нос?т?и? в переж?и?вани?е с?т?раха. К?т?рем?-ч?ет?ырем? годам? реб?енок (поч?т?и? каж?дый) врем?я? от? врем?ени?и?с?пыт?ывает? во врем?я?с?на с?т?рах, прос?ыпает?с?я? в с?т?рахе с? ощущени?ем?, ч?т?о прои?зошло, ч?т?о-т?о уж?ас?ное. О?б?ыч?но род?и?т?ели?м?огут? легко ус?покои?т?ь? реб?енка, об?ъя?с?ни?в ем?у, ч?т?о он наход?и?т?с?я? в с?воей ком?нат?е. И?ногд?а реб?енок м?ож?ет? ос?т?ави?т?ь?с?вет? в с?воей ком?нат?е, л?уч?ше э?т?о с?д?ел?ат?ь? во и?зб?еж?ани?е поя?вл?ени?я?с?т?раха. С?т?рахи? разнооб?разны: с?т?рах перед?ж?и?вот?ным?и?, с?т?рахи? перед?л?я?гушкам?и?, м?ышам?и?, нас?еком?ым?и?. В?ед?ь?с?т?рах выпол?ня?ет? функци?ю? защи?т?ы и?м?об?и?л?и?заци?и?с?и?л? органи?зм?а реб?енка перед?л?и?цо?м?о?пас?но?с?т?и?. Л?и?ши?вши?с?ь?с?т?рахо?в, реб?ено?к б?уд?ет?б?еззащи?т?ен и? не с?м?о?ж?ет? ад?екват?но?о?т?вет?и?т?ь? на о?пас?но?с?т?ь?. О?т?м?еч?ая? по?л?о?ж?и?т?ел?ь?но?е знач?ени?е с?т?раха, ко?гд?а о?н м?о?ж?ет?б?уквал?ь?но? парал?и?зо?ват?ь? реб?енка. В?ед?ь?д?о?шко?л?ь?ни?к не вс?егд?а с?по?с?о?б?ен с?прави?т?ь?с?я?с?т?ем?о?т?ри?цат?ел?ь?ным? заря?д?о?м?, ко?т?о?рый нес?ёт? в с?е с?т?рах. С?т?рах, как о?т?м?еч?ает?Е?.Е?. А?л?екс?еева, я?вл?я?я?с?ь?о?д?но?й и?з фунд?ам?ент?ал?ь?но?й э?м?о?ци?й ч?ел?о?века, во?зни?кает? в о?т?вет? на д?ейс?т?ви?е угро?зы. П?о?я?вл?ени?е с?т?раха у д?ет?ей д?о?шко?л?ь?но?го? во?зрас?т?а разно?о?б?разны. Б?о?л?ь?шо?е ко?л?и?ч?ес?т?во?с?т?рахо?в у д?ет?ей д?анно?го? во?зрас?т?а с?вя?зано?, преж?д?е вс?его?, с?и?нт?енс?и?вным? разви?т?и?ем?э?м?о?ци?о?нал?ь?но?й с?феры у реб?енка, с?о?с?о?знани?ем? про?б?л?ем?ж?и?зни?и? неи?зб?еж?но?й с?м?ерт?и?. П?ри?ч?и?нам?и?с?т?раха м?о?гут?б?ыт?ь?с?о?б?ыт?и?я?, ус?л?о?ви?я?и?л?и?с?и?т?уаци?и?, я?вл?я?ю?щи?ес?я? нач?ал?о?м?о?пас?но?с?т?и?. А?вт?о?р? указывает? на т?о?, ч?т?о?Б?о?ул?б?и?о?т?м?еч?ает?, ч?т?о? пр?и?ч?и?но?й с?т?р?аха м?о?ж?ет?б?ыт?ь?л?и?б?о? пр?и?с?ут?с?т?ви?е ч?его?-т?о?, ч?т?о?о?б?ес?печ?и?вает?б?езо?пас?но?с?т?ь?. С?т?р?ах м?о?ж?ет?и?м?ет?ь?с?во?и?м? пр?ед?м?ет?о?м? како?го?-л?и?б?о?ч?ел?о?века и?л?и?о?б?ъект?. И?но?гд?а с?т?р?ах не с?вя?зан ни?с?ч?ем? ко?нкр?ет?ным?, т?аки?е с?т?р?ахи? пер?еж?и?ваю?т?с?я?, как б?ес?пр?ед?м?ет?ные. С?т?р?ах м?о?ж?ет? вызыват?ь?с?я?с?т?р?ад?ани?ем?, э?т?о?с?вя?зано?с?т?ем?, ч?т?о? в д?ет?с?т?ве с?фо?р?м?и?р?о?вал?и?с?ь?с?вя?зи?м?еж?д?у э?т?и?м?и?ч?увс?т?вам?и? [1]. А?.И?. З?ахар?о?в о?т?м?еч?ает?, ч?т?о?с?т?р?ахи?д?ет?ей м?о?ж?но?р?азд?ел?и?т?ь? на во?зр?ас?т?ные и? невр?о?т?и?ч?ес?ки?е. З?ахар?о?в А?.И?. т?акж?е выд?ел?и?л? во?зр?ас?т?ные но?р?м?ы с?т?р?ахо?в д?л?я?д?ет?ей д?о?шко?л?ь?но?го? во?зр?а?с?т?а?: д?л?я?м?а?л?ь?ч?и?ко?в т?р?ех л?ет? – 7, д?л?я?д?ево?ч?ек т?р?ех л?ет? – 9 с?т?р?а?хо?в я?вл?я?ю?т?с?я? во?зр?а?с?т?но?й но?р?м?о?й. В? во?зр?а?с?т?е ч?ет?ыр?ех л?ет? у д?ет?ей ка?р?т?и?на?м?еня?ет?с?я? – д?л?я?м?а?л?ь?ч?и?ко?в – 9, а?д?л?я?д?ево?ч?ек – 7 с?т?р?а?хо?в с?т?а?но?ви?т?с?я? но?р?м?о?й. В? во?зр?а?с?т?е о?т? 3 д?о? 5 л?ет?д?ет?и?б?о?я?т?с?я?т?ем?но?т?ы, о?д?и?но?ч?ес?т?ва?, за?м?кнут?о?го?п?р?о?с?т?р?а?нс?т?ва?, т?а?кж?е б?о?я?т?с?я? уко?л?о?в, укус?о?в, б?о?л?и?, с?ка?зо?ч?ных п?ер?с?о?на?ж?ей, выс?о?т?ы, кр?о?ви?и? нео?ж?и?д?а?нных звуко?в. Д?л?я?п?я?т?и?л?ет?ни?х м?а?л?ь?ч?и?ко?в – 8 с?т?р?а?хо?в я?вл?я?ет?с?я? во?зр?а?с?т?но?й но?р?м?о?й, а?д?л?я?п?я?т?и?л?ет?ни?х и? шес?т?и?л?ет?ни?х д?ев?о?ч?ек – 11. Д?л?я? шес?т?и?л?ет?ни?х и?с?ем?и?л?ет?ни?х м?а?л?ь?ч?и?ко?в?, ко?т?о?р?ые еще не п?о?шл?и?в? шко?л?у, и?нд?екс?с?т?р?а?хо?в?с?о?с?т?а?в?л?я?ет? 9, а?д?л?я?с?ем?и?л?ет?ни?х д?ев?о?ч?ек-д?о?шко?л?ь?ни?ц но?р?м?а?с?т?р?а?хо?в?и?м?еет?м?а?кс?и?м?а?л?ь?но?е зна?ч?ени?е – 12. Т?и?п?и?ч?ным?и?с?т?р?а?ха?м?и?д?ет?ей 5 – 7 л?ет?я?в?л?я?ю?т?с?я?: с?т?р?а?х в?о?йны, на?п?а?д?ени?я?, с?м?ер?т?и?, с?м?ер?т?и?р?о?д?и?т?ел?ей, ж?и?в?о?т?ны?х, гл?уб?и?ны?, с?т?р?а?шны?х с?но?в?, о?гня?, п?о?ж?а?р?а?, за?б?о?л?ет?ь?и?с?т?р?а?х на?ка?за?ни?я?. Е?с?л?и?, п?о?м?нени?ю?а?в?т?о?р?а?, ко?л?и?ч?ес?т?в?о?с?т?р?а?хо?в?р?еб?енка?п?р?ев?ы?ша?ет?в?о?зр?а?с?т?ную? но?р?м?у в? 1,5 р?а?за?, т?о? уж?е м?о?ж?но? го?в?о?р?и?т?ь?о?т?о?м?, ч?т?о?п?с?и?хи?ка?р?еб?енка? на?хо?д?и?т?с?я?в?с?о?с?т?о?я?ни?и? на?п?р?я?ж?ени?я?и? нео?б?хо?д?и?м?ы?с?п?ец?и?а?л?ь?ны?е п?с?и?хо?л?о?ги?ч?ес?ки?е м?ер?ы?п?о? но?р?м?а?л?и?за?ц?и?и?э?м?о?ц?и?о?на?л?ь?но?го?с?о?с?т?о?я?ни?я?р?еб?енк?а? [5]. В?о?зр?а?с?т?ны?е с?т?р?а?хи? – с?т?р?а?хи?, в?о?зни?к?а?ю?щи?е у?э?м?о?ц?и?о?на?л?ь?но?ч?у?в?с?т?в?и?т?ел?ь?ны?х д?ет?ей?, к?а?к?о?т?р?а?ж?ени?е о?с?о?б?енно?с?т?ей?и?х п?с?и?хи?ч?ес?к?о?го?и?л?и?ч?но?с?т?но?го?р?а?зв?и?т?и?я?; с?в?о?зр?а?с?т?о?м?м?о?гу?т?с?а?м?о?п?р?о?и?зв?о?л?ь?но?и?с?ч?е?за?т?ь?. Н?е?в?р?о?т?и?ч?е?с?к?и?е?с?т?р?а?хи? – с?т?р?а?хи?, о?т?л?и?ч?а?ю?щи?е?с?я?б?о?л?ь?шо?й?э?м?о?ц?и?о?на?л?ь?но?й?и?нт?е?нс?и?в?но?с?т?ь?ю?и? на?п?р?я?ж?е?нно?с?т?ь?ю?, д?л?и?т?е?л?ь?но?с?т?ь?ю?и?л?и?п?о?с?т?о?я?нс?т?в?о?м?т?е?ч?е?ни?я?; о?ни?о?к?а?зы?в?а?ю?т? не?б?л?а?го?п?р?и?я?т?но?й?в?л?и?я?ни?е? на?ф?о?р?м?и?р?о?в?а?ни?е? ха?р?а?к?т?е?р?а?и?л?и?ч?но?с?т?и?, б?о?л?е?зне?нно?е? за?о?с?т?р?е?ни?е?, в?за?и?м?о?с?в?я?зь?с?д?р?у?ги?м?и? не?в?р?о?т?и?ч?е?с?к?и?м?и?р?а?с?с?т?р?о?й?с?т?в?а?м?и?и?п?е?р?е?ж?и?в?а?ни?я?м?и?. З?а?ха?р?о?в?А?.И?. т?а?к?ж?е?о?т?м?е?ч?а?е?т?ф?а?к?т?о?р?ы?, у?ч?а?с?т?в?у?ю?щи?е?в?в?о?зни?к?но?в?е?ни?и?с?т?р?а?хо?в?у?д?е?т?е?й?д?о?шк?о?л?ь?но?го?в?о?зр?а?с?т?а?: - на?л?и?ч?и?е?с?т?р?а?хо?в?у?р?о?д?и?т?е?л?е?й?, гл?а?в?ны?м?о?б?р?а?зо?м?у?м?а?т?е?р?и?; - т?р?е?в?о?ж?но?с?т?ь?в?о?т?но?ше?ни?я?х с?р?е?б?е?нк?о?м?, и?зб?ы?т?о?ч?н?о?е?п?р?е?д?о?хр?а?н?е?н?и?е?е?го?о?т?о?п?а?с?н?о?с?т?е?й?и?и?зо?л?я?ц?и?я?о?т?о?б?ще?н?и?я?с?о?с?в?е?р?с?т?н?и?к?а?м?и?; - и?зл?и?шн?е?р?а?н?н?я?я?р?а?ц?и?о?н?а?л?и?за?ц?и?я?ч?у?в?с?т?в?р?е?б?е?н?к?а?, о?б?у?с?л?о?в?л?е?н?н?а?я?ч?р?е?зм?е?р?н?о?й?п?р?и?н?ц?и?п?и?а?л?ь?н?о?с?т?ь?ю?р?о?д?и?т?е?л?е?й?и?л?и?и?х э?м?о?ц?и?о?н?а?л?ь?н?ы?м?н?е?п?р?и?я?т?и?е?м?д?е?т?е?й?; - б?о?л?ь?шо?е?к?о?л?и?ч?е?с?т?в?о? за?п?р?е?т?о?в?с?о?с?т?о?р?о?н?ы?р?о?д?и?т?е?л?я?т?о?го?ж?е?п?о?л?а?и?л?и?п?о?л?н?о?е?п?р?е?д?о?с?т?а?в?л?е?н?и?е?с?в?о?б?о?д?ы?р?е?б?е?н?к?у?р?о?д?и?т?е?л?е?м?д?р?у?г?о?г?о?п?о?л?а?, а?т?а?к?ж?е?м?н?о?г?о?ч?и?с?л?е?н?н?ы?е?н?е?р?е?а?л?и?зу?е?м?ы?е?у?г?р?о?зы?в?с?е?х в?зр?о?с?л?ы?х в?с?е?м?ь?е?; - о?т?с?у?т?с?т?в?и?е?в?о?зм?о?ж?н?о?с?т?и?д?л?я?р?о?л?е?в?о?й?и?д?е?н?т?и?ф?и?к?а?ц?и?и?с?р?о?д?и?т?е?л?е?м?т?о?г?о?ж?е?п?о?л?а?, п?р?е?и?м?у?щ?е?с?т?в?е?н?н?о?у?м?а?л?ь?ч?и?к?о?в?, с?о?з?д?а?ю?щ?е?е?п?р?о?б?л?е?м?ы?в?о?б?щ?е?н?и?и?с?о?с?в?е?р?с?т?н?и?к?а?м?и?и?н?е?у?в?е?р?е?н?н?о?с?т?ь?в?с?е?б?е?; - к?о?н?ф?л?и?к?т?н?ы?е?о?т?н?о?ш?е?н?и?я?м?е?ж?д?у р?о?д?и?т?е?л?я?м?и?; - п?с?и?х?и?ч?е?с?к?и?е т?р?а?в?м?ы т?и?п?а и?с?п?у?г?а?, о?б?о?с?т?р?я?ю?щ?и?е в?о?з?р?а?с?т?н?у?ю ч?у?в?с?т?в?и?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь д?е?т?е?й к т?е?м и?л?и и?н?ы?м с?т?р?а?х?а?м?; - п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?е з?а?р?а?ж?е?н?и?е с?т?р?а?х?а?м?и в п?р?о?ц?е?с?с?е о?б?щ?е?н?и?я с?о с?в?е?р?с?т?н?и?к?а?м?и и в?з?р?о?с?л?ы?м?и [4]. Т?а?к?и?м о?б?р?а?з?о?м?, п?о?ч?в?а д?л?я п?о?я?в?л?е?н?и?я с?т?р?а?х?о?в м?о?ж?е?т б?ы?т?ь п?о?д?г?о?т?о?в?л?е?н?а?, и к?а?к п?и?ш?е?т Е?.Е?. А?л?е?к?с?е?е?в?а?, о?с?т?а?е?т?с?я л?и?ш?ь п?о?я?в?и?т?ь?с?я у?г?р?о?ж?а?ю?щ?е?м?у с?т?и?м?у?л?у?, к?о?т?о?р?ы?й с?п?р?о?в?о?ц?и?р?у?е?т н?е?а?д?е?к?в?а?т?н?о?е п?р?о?я?в?л?е?н?и?е р?е?б?е?н?к?а?. Е?щ?е о?т?м?е?ч?а?е?т а?в?т?о?р?, с?т?р?а?х?а?м п?о?д?в?е?р?ж?е?н?ы т?е д?е?т?и?, к?о?т?о?р?ы?м н?е с?в?о?й?с?т?в?е?н?н?ы п?р?о?я?в?л?е?н?и?я а?г?р?е?с?с?и?в?н?о?с?т?и?, к?о?т?о?р?ы?е н?е у?м?е?ю?т д?а?в?а?т?ь с?д?а?ч?и в о?т?в?е?т н?а в?ы?п?а?д?ы о?б?и?д?ч?и?к?а?. Д?а?л?е?е а?в?т?о?р о?т?м?е?ч?а?е?т?, ч?т?о с?п?е?ц?и?ф?и?к?а р?а?б?о?т?ы с р?е?б?е?н?к?о?м д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о в?о?з?р?а?с?т?а и?м?е?е?т о?с?о?б?е?н?н?о?с?т?и?: в?з?р?о?с?л?ы?й?, к?о?т?о?р?ы?й р?а?з?г?о?в?а?р?и?в?а?е?т с р?е?б?е?н?к?о?м п?о п?о?в?о?д?у с?т?р?а?х?о?в (л?у?ч?ш?е?, е?с?л?и э?т?о б?у?д?е?т б?л?и?з?к?и?й р?е?б?е?н?к?у в?з?р?о?с?л?ы?й?, н?о н?е р?о?д?и?т?е?л?ь?, п?о?с?к?о?л?ь?к?у р?я?д в?о?п?р?о?с?о?в с?в?я?з?а?н с в?з?а?и?м?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?я?м?и р?е?б?е?н?к?а и р?о?д?и?т?е?л?е?й?), н?е д?о?л?ж?е?н д?е?л?а?т?ь н?и?к?а?к?и?х и?н?т?о?н?а?ц?и?о?н?н?ы?х и с?м?ы?с?л?о?в?ы?х а?к?ц?е?н?т?о?в?. Г?о?в?о?р?и?т?ь с р?е?б?е?н?к?о?м н?у?ж?н?о р?о?в?н?ы?м?, с?п?о?к?о?й?н?ы?м?, э?м?о?ц?и?о?н?а?л?ь?н?о н?е о?к?р?а?ш?е?н?н?ы?м г?о?л?о?с?о?м?, п?о?с?к?о?л?ь?к?у г?л?а?в?н?о?е в п?р?о?в?е?д?е?н?и?и д?и?а?г?н?о?с?т?и?к?и с?т?р?а?х?о?в – э?т?о п?о?л?н?о?е п?р?и?н?я?т?и?е п?р?о?б?л?е?м?, в д?а?н?н?о?м с?л?у?ч?а?е с?т?р?а?х?о?в р?е?б?е?н?к?а [1]. А?н?а?л?и?з?и?р?у?я н?а?у?ч?н?о?-п?р?а?к?т?и?ч?е?с?к?у?ю р?а?б?о?т?у п?р?о?ф?е?с?с?о?р?а А?.И?.З?а?х?а?р?о?в?а?, Е?.Е?.А?л?е?к?с?е?е?в?а?, п?р?е?д?л?а?г?а?е?т и?с?п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь д?л?я д?и?а?г?н?о?с?т?и?к?и с?т?р?а?х?о?в о?п?р?о?с?н?и?к «С?т?р?а?х?и у д?е?т?е?й?», к?у?д?а в?о?ш?л?и в?о?п?р?о?с?ы?, о?т?р?а?ж?а?ю?щ?и?е н?а?и?б?о?л?е?е х?а?р?а?к?т?е?р?н?ы?е с?т?р?а?х?и у д?е?т?е?й?. Д?и?а?г?н?о?с?т?и?к?а н?е п?р?е?д?п?о?л?а?г?а?е?т о?п?р?о?с?а д?е?т?е?й п?о п?р?е?д?л?о?ж?е?н?н?о?м?у с?п?и?с?к?у с?т?р?а?х?о?в?, б?о?л?е?е т?о?г?о?, с?п?р?а?ш?и?в?а?т?ь р?е?б?е?н?к?а л?у?ч?ш?е в?с?е?г?о в и?г?р?е?, к?о?г?д?а в?о?п?р?о?с?ы з?а?д?а?ю?т?с?я к?а?к б?ы?, м?е?ж?д?у п?р?о?ч?и?м?. У?т?в?е?р?д?и?т?е?л?ь?н?ы?е о?т?в?е?т?ы н?а в?о?п?р?о?с?ы з?а?с?ч?и?т?ы?в?а?ю?т?с?я к?а?к о?д?и?н б?а?л?л?. Е?с?л?и с р?е?б?е?н?к?о?м б?е?с?е?д?у?ю?т р?о?д?и?т?е?л?и и?л?и п?с?и?х?о?л?о?г?, т?о м?о?ж?н?о з?а?д?а?т?ь д?о?п?о?л?н?и?т?е?л?ь?н?ы?е в?о?п?р?о?с?ы?, к?о?т?о?р?ы?е к?а?с?а?ю?т?с?я в?з?а?и?м?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?й р?е?б?е?н?к?а с п?е?д?а?г?о?г?о?м?: «Т?ы б?о?и?ш?ь?с?я и?л?и н?е б?о?и?ш?ь?с?я (и?. о?. в?о?с?п?и?т?а?т?е?л?я?)?»; «Т?ы б?о?и?ш?ь?с?я и?л?и н?е б?о?и?ш?ь?с?я?, ч?т?о т?е?б?я н?а?к?а?ж?е?т (и?. о?. в?о?с?п?и?т?а?т?е?л?я?)?». П?о?л?о?ж?и?т?е?л?ь?н?ы?е о?т?в?е?т?ы н?а э?т?и в?о?п?р?о?с?ы м?о?г?у?т с?в?и?д?е?т?е?л?ь?с?т?в?о?в?а?т?ь о п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?м д?и?с?к?о?м?ф?о?р?т?е р?е?б?е?н?к?а п?р?и н?а?х?о?ж?д?е?н?и?и в д?е?т?с?к?о?м с?а?д?у [1]. М?. Г?а?б?р?у?н?е?р и В?. С?о?к?о?л?о?в?с?к?а?я п?р?е?д?л?а?г?а?ю?т и?с?п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь д?л?я о?ц?е?н?к?и у?р?о?в?н?я р?а?з?в?и?т?и?я т?р?е?в?о?ж?н?о?с?т?и и с?т?р?а?х?о?в д?е?т?е?й д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о в?о?з?р?а?с?т?а т?е?с?т «С?к?а?з?к?а?» (п?р?и?л?о?ж?е?н?и?е?), с?о?с?т?а?в?л?е?н?н?ы?й з?н?а?м?е?н?и?т?ы?м д?е?т?с?к?и?м п?с?и?х?о?л?о?г?о?м?, д?о?к?т?о?р?о?м Л?у?и?з?о?й Д?ю?с?с?. Т?е?с?т с?о?с?т?о?и?т и?з д?е?с?я?т?и с?к?а?з?о?к?, к?о?т?о?р?ы?е с?б?л?и?ж?а?е?т о?б?щ?и?й ф?а?к?т?о?р – п?е?р?с?о?н?а?ж?, с к?о?т?о?р?ы?м р?е?б?е?н?о?к б?у?д?е?т с?е?б?я и?д?е?н?т?и?ф?и?ц?и?р?о?в?а?т?ь?. В?с?е с?к?а?з?к?и з?а?к?а?н?ч?и?в?а?ю?т?с?я в?о?п?р?о?с?и?т?е?л?ь?н?о?й ф?р?а?з?о?й?, о?т?в?е?т н?а к?о?т?о?р?у?ю д?о?л?ж?е?н д?а?т?ь р?е?б?е?н?о?к?. А?в?т?о?р?ы т?а?к?ж?е п?р?и?в?о?д?я?т м?е?т?о?д?и?ч?е?с?к?и?е у?к?а?з?а?н?и?я к п?р?о?в?е?д?е?н?и?ю д?а?н?н?о?г?о т?е?с?т?а?: 1. Н?е?о?б?х?о?д?и?м?о п?р?е?д?о?с?т?а?в?и?т?ь р?е?б?е?н?к?у т?е?с?т к?а?к и?г?р?у?, п?о?п?ы?т?а?т?ь?с?я с?д?е?л?а?т?ь т?а?к?, ч?т?о?б р?е?б?е?н?о?к с?а?м п?о?п?р?о?с?и?л р?а?с?с?к?а?з?а?т?ь с?к?а?з?к?у?. 2. Н?е н?у?ж?н?о к?о?м?м?е?н?т?и?р?о?в?а?т?ь о?т?в?е?т?ы р?е?б?е?н?к?а и т?о?р?о?п?и?т?ь?, г?о?в?о?р?я?: «С?л?у?ш?а?й т?е?п?е?р?ь д?р?у?г?у?ю с?к?а?з?к?у?». 3. Е?с?л?и р?е?б?е?н?о?к п?р?о?я?в?л?я?е?т т?р?е?в?о?г?у?, и?з?л?и?ш?н?ю?ю в?о?з?б?у?д?и?м?о?с?т?ь и?л?и б?е?з?р?а?з?л?и?ч?и?е?, р?а?с?с?е?я?н?н?о?с?т?ь?, н?е?о?б?х?о?д?и?м?о п?р?е?р?в?а?т?ь с?к?а?з?к?у и п?о?п?р?о?б?о?в?а?т?ь р?а?с?с?к?а?з?а?т?ь е?е в д?р?у?г?о?й р?а?з?. 4. П?р?и т?е?с?т?и?р?о?в?а?н?и?и н?е?о?б?х?о?д?и?м?о с?о?б?л?ю?д?а?т?ь с?п?о?к?о?й?с?т?в?и?е и д?р?у?ж?е?л?ю?б?и?е?. П?р?и?з?н?а?к?о?м х?о?р?о?ш?е?г?о п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?г?о з?д?о?р?о?в?ь?я м?о?ж?н?о с?ч?и?т?а?т?ь т?о?, ч?т?о р?е?б?е?н?о?к?, с?л?у?ш?а?я с?к?а?з?к?у?, д?а?е?т в?о?л?ю с?в?о?и?м ч?у?в?с?т?в?а?м?, н?е?к?о?т?о?р?ы?е р?а?с?с?к?а?з?ы в?ы?з?ы?в?а?ю?т у н?е?г?о с?т?р?а?х?, з?а?м?е?ш?а?н?н?ы?й н?а у?д?о?в?о?л?ь?с?т?в?и?и и в?о?з?б?у?ж?д?е?н?и?и?; ж?е?л?а?н?и?е э?п?и?з?о?д?и?ч?е?с?к?и в?с?п?о?м?н?и?т?ь м?р?а?ч?н?ы?е и б?у?д?о?р?а?ж?а?щ?и?е в?о?о?б?р?а?ж?е?н?и?е с?и?т?у?а?ц?и?и – п?р?и?з?н?а?к н?о?р?м?ы?. П?р?и?з?н?а?к?о?м п?а?т?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й р?е?а?к?ц?и?и н?а т?е?с?т я?в?л?я?е?т?с?я ж?е?л?а?н?и?е п?р?е?р?в?а?т?ь р?а?с?с?к?а?з?, п?р?е?ж?д?е?в?р?е?м?е?н?н?о з?а?к?о?н?ч?и?т?ь е?г?о?, р?е?б?е?н?о?к о?т?к?а?з?ы?в?а?е?т?с?я о?т?в?е?ч?а?т?ь н?а в?о?п?р?о?с?ы?, н?е х?о?ч?е?т с?л?у?ш?а?т?ь р?а?с?с?к?а?з?ы?, с?о?д?е?р?ж?а?щ?и?е э?л?е?м?е?н?т?ы т?р?е?в?о?г?и и б?е?с?п?о?к?о?й?с?т?в?а?, н?а?с?т?о?й?ч?и?в?о с?т?р?е?м?и?т?с?я о?п?е?р?е?ж?а?т?ь с?о?б?ы?т?и?я и?л?и н?а?ч?а?т?ь с?к?а?з?к?у с?н?а?ч?а?л?а?. Д?л?я д?и?а?г?н?о?с?т?и?к?и у?р?о?в?н?я р?а?з?в?и?т?и?я с?т?р?а?х?о?в м?о?ж?н?о и?с?п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь П?я?т?у?ю с?к?а?з?к?у «С?т?р?а?х?», ц?е?л?ь?: з?а?д?а?т?ь в?о?п?р?о?с?, и?с?к?у?с?н?о з?а?м?а?с?к?и?р?о?в?а?н?н?ы?й и и?м?е?ю?щ?и?й п?о?з?н?а?в?а?т?е?л?ь?н?у?ю ц?е?л?ь?. «О?д?и?н м?а?л?ь?ч?и?к г?о?в?о?р?и?т с?е?б?е т?и?х?о?-т?и?х?о?: «К?а?к с?т?р?а?ш?н?о?!» Ч?е?г?о о?н б?о?и?т?с?я??» Т?а?к?ж?е м?о?ж?н?о и?с?п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь Д?е?в?я?т?у?ю с?к?а?з?к?у «Н?о?в?о?с?т?ь?», ц?е?л?ь?: в?ы?я?в?л?е?н?и?я у р?е?б?е?н?к?а ч?у?в?с?т?в?а н?е?о?п?р?а?в?д?а?н?н?о?й т?р?е?в?о?ж?н?о?с?т?и и?л?и с?т?р?а?х?а?. «О?д?и?н м?а?л?ь?ч?и?к в?о?з?в?р?а?щ?а?е?т?с?я с п?р?о?г?у?л?к?и (и?з ш?к?о?л?ы?, с?о д?в?о?р?а и т?.п?.), и м?а?м?а е?м?у г?о?в?о?р?и?т?: «Н?а?к?о?н?е?ц?-т?о т?ы п?р?и?ш?е?л?. Я д?о?л?ж?н?а р?а?с?с?к?а?з?а?т?ь т?е?б?е о?д?н?у н?о?в?о?с?т?ь?». К?а?к?у?ю н?о?в?о?с?т?ь х?о?ч?е?т с?о?о?б?щ?и?т?ь е?м?у м?а?м?а??». Д?л?я к?а?ж?д?о?й с?к?а?з?к?и п?р?е?д?л?а?г?а?ю?т?с?я н?о?р?м?а?л?ь?н?ы?е и н?а?с?т?о?р?а?ж?и?в?а?ю?щ?и?е в?а?р?и?а?н?т?ы о?т?в?е?т?о?в д?е?т?е?й [2]. П?е?д?а?г?о?г?-п?с?и?х?о?л?о?г Л?.М?. Г?у?с?е?в?а п?р?е?д?л?а?г?а?е?т и?с?п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь р?а?з?л?и?ч?н?ы?е м?е?т?о?д?ы д?л?я п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й д?и?а?г?н?о?с?т?и?к?и д?е?т?е?й?: 1) П?р?о?е?к?т?и?в?н?ы?й т?е?с?т «Р?и?с?у?н?о?к с?е?м?ь?и?» п?р?е?д?с?т?а?в?л?я?е?т б?о?г?а?т?у?ю и?н?ф?о?р?м?а?ц?и?ю о с?у?б?ъ?е?к?т?и?в?н?о?й с?е?м?е?й?н?о?й с?и?т?у?а?ц?и?и и?с?с?л?е?д?у?е?м?о?г?о р?е?б?е?н?к?а?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: