VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сказкотерапия как средства диагностики и коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014375
Тема: Сказкотерапия как средства диагностики и коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..……
3
1 Теоретические основы диагностики и коррекции страхов у детей дошкольного возраста методом сказкотерапии……………………………...

7
1.1 Анализ проблемы  исследования страхов детей дошкольного возраста 
7
1.2 Возможности сказкотерапии в работе воспитателя со страхами детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...

18
2 Опытно – экспериментальная работа по выявлению особенностей взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в диагностике и коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста ………………..


28
2.1 Обобщение опыта работы педагога-психолога и воспитателя по диагностике и  коррекции  страхов детей старшего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида 
г. Горно- Алтайска» …………………………………………………………...


28
2.2 Анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста ………………………………………


37
Заключение……………………………………………………….. …………...
44
Список использованной литературы……………………….…………….…..
46
Приложение………………………………………….………….……..……….
51











ВВЕДЕНИЕ

     Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии благополучной эмоциональной сферы, основу которой составляю положительные эмоции.
     Государственная политика в области дошкольного образования убеждает обратить особое внимание на здоровье дошкольников. «Одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» - говорится в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. [34]
     В настоящее время экономическое и социальное положение в обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Дети дошкольного возраста как самая чувствительная часть социума подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. По данным экспериментальных исследований последних лет, возрастает количество детей, испытывающих тревожность и страхи, не являющиеся возрастными (И.В. Дубровина, В.И. Долгова, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, А.П. Повловская и другие).
     На основании анализа литературных источников можно сделать вывод, что детские страхи являются актуальной психолого-педагогической проблемой и чаще всего формируются под влиянием взаимоотношений в семье, особенностей семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками, а также в результате опыта переживания острых психотравмирующих событий.
     Исследования ряда авторов показывают, что детские страхи, закрепленные в психике человека в раннем возрасте, могут негативно сказаться на дальнейшем психологическом и эмоциональном развитии ребенка. Именно поэтому очень важно, вовремя скорректировать страхи дошкольников и не дать им перейти на следующий этап развития.
     Эффективное решение данной проблемы возможно лишь в условиях межпрофессионального взаимодействия воспитателя и педагога-психолога. Данное взаимодействие на сегодняшний день является неотъемлемой частью современной организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В первую очередь это обусловлено усилением интегративных процессов в образовании, профессиональной деятельности педагогов, а также проникновением идей синтеза в практику системы дошкольного образования.
     Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки, в основе которых лежит общее понимание, страха как одной из фундаментальных эмоций человека, возникающей в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленна на источник действий или воображаемой опасности (П.К. Анохин, В.С. Дерябин, Е.А. Калинин, А.С. Зобов). 
     Особенности детских страхов исследовали Ю.Е. Алешин, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.А. Панфилова, А.С. Спиваковская, А. Фросим, С.Г. Файберг, Б.Г. Херсонский, Г. Эберлейн и другие. Учеными установлено, что для каждого возрастного периода психического развития ребенка характерны своеобразные страхи. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что страхи современных детей имеют возрастные и гендерные различия.
     Проанализировав различные подходы по проблеме диагностики и коррекции страхов у детей дошкольного возраста, было выявлено: «Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является сказкотерапия» - утверждает Д. А. Георгиевская. [9]
     В педагогике и психологии имеются разнообразные исследования, посвященные использованию сказкотерапии для диагностики и коррекции страхов у детей дошкольного возраста (М.Г. Буняковой, В.М. Водовозовой, И.В. Вачкова, Н.В. Гавриша, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.Е. Кулинцовой, М.И. Струниной, О.С. Ушаковой и других авторов).
     Исходя из анализа многочисленных работ по исследуемой проблеме использования сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста можно заключить, что достаточно широко в данных исследованиях представлены именно дидактические и коррекционные задачи. Накопленные знания уже сегодня позволяют воспитателю в тесном взаимодействии с педагогом-психологом достаточно эффективно корректировать страхи у дошкольников. Однако проблема диагностики страхов детей посредствам сказкотерапии на сегодняшний момент недостаточно разработана.
     Актуальность работы определяется тем, что недостаточная психолого-педагогическая поддержка ребенка, подверженного страхам, приводит к тому, что страхи становятся устойчивой эмоцией и влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. Это обуславливает необходимость использования различных методов коррекции страхов, в том числе сказкотерапию, как наиболее эффективный метод для данного возрастного периода. 
     Цель работы: исследование сказкотерапии как средства диагностики и коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
     Задачи: 
     1. Проанализировать проблему страхов детей старшего дошкольного возраста.
     2. Выявить возможности взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в работе со страхами детей старшего дошкольного возраста.
     3. Составить и апробировать программу коррекции страхов старших дошкольников с использованием сказкотерпии совместно с педагогом-психологом.
     4. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
     Объект: коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет: сказкотерапия как средство диагностики и коррекции страхов детей дошкольного возраста в деятельности воспитателя.
     Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение (по А.И. Белоусову), анкетирование, тестирование (методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, проективный тест «Сказка» Л. Дюсс), методы математической статистики (G-критерий знаков).
     База исследования: МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска».
      Практическая значимость: программа может быть использована в работе педагога дошкольного образования, педагога – психолога, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, а так же родителями.
     Апробация исследования: выступление на межрегиональной конференции «Дополнительное профессиональное образование: региональный опыт и перспективы развития в условиях формирования национальной системы учительского роста» с докладом по теме: «Использование метода сказкотерапии в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста» г. Горно-Алтайск, май 2018 года.
      Этапы исследования:
     1 этап - теоретический анализ литературных источников по теме исследования, работа над понятийным аппаратом, определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
     2 этап - сбор эмпирического материала, подбор методов и методик исследования, формирование экспериментальной группы, проведения экспериментального исследования
     3 этап - анализ, обобщение и систематизация полученных данных, формулирование выводов, оформление квалификационной работы.
     
     

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
     1.1 Анализ проблемы  исследования страхов детей дошкольного возраста

     На протяжении всего развития человека одной из важных характеристик его личностной сферы явились эмоции. К основным, базовым эмоциям большинство психологов относят эмоции радости, гнева и страха. 
     Актуальность исследования страха обусловлена его ролью в жизни человека. Наблюдения за эмоциональными проявлениями человека показывают, что страх сопровождает всю его жизнь, выступая основополагающей энергетической составляющей поведения, определяя содержание личности и ее жизненного пути. Феномен страха – это одна из актуальных проблем, которой занимаются учёные, и всегда будет ей оставаться, так как пока существует человек, вместе с ним будет существовать и страх. Логика нашего исследования, предполагает обратиться к обширным областям научных изысканий, посвященных страху.
     Изучение теоретических источников показало, что существует множество определений страха. Так, в словаре С.И. Ожегова страхи определяются «как эмоциональное состояние, которое проявляется в случае сознания человеком надвигающейся опасности» [31, С. 66].
     В. Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» толкует страх как «страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия» [11, С.165].
     «Большой толковый медицинский словарь» объясняет страх «как эмоциональное состояние, вызванное угрожающей опасностью и обычно характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями. Сопровождающие страх физиологические изменения в организме могут включать учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, усиление потоотделения и т.д. Изменения в поведении человека связаны с тем, что он старается избегать предметов и ситуаций, которые вызывают у него страх» [3].
     «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности» - даётся определение в психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского [28].
     В отечественной психологии можно выделить ряд работ, посвященных конкретному исследованию страха, как эмоции. Работы таких исследователей, как В.С. Дерябин, Е.А. Калинин, А.С. Зобов посвящены изучению причин страха. Разработке классификаций страха и описанию его основных видов и форм посвящены работы А.И. Захарова, Н.Е. Осипова и др. Также представлены современные исследования содержания детских страхов (В.И. Долгова, Н.А. Ежкова, Н.Ф. Иванова и др.).
     Таким образом, анализ основных подходов к исследованию страхов в трудах в работах ученых позволил сделать вывод, что страх – одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий или воображаемой опасности.  В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики.
     Обращение к проблеме детских страхов показывает, что она волнует не одно поколение родителей, следовательно, и исследователей: педагогов и психологов. Особенно актуальной она стала в последнее время, что, по-видимому, связано со значительным ускорением динамики жизни в нашей стране в конце прошлого тысячелетия и экономической нестабильностью, вызвавшей увеличение количества неврозов у взрослого населения страны. И здесь, по нашему мнению, прослеживается прямая зависимость, ведь ребенок – это зеркальное отражение нас самих, взрослых.
     Само по себе наличие страхов у дошкольников не является, как правило, какой-либо патологией, а имеет, как правило, возрастной, переходящий характер. Вместе с тем проявление страхов сигнализирует о проблемах в эмоционально-личностной сфере ребенка.  Страхи, не связанные с возрастными особенностями, возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства и имеют свои характерные признаки.
     Наличие устойчивых страхов у детей, по мнению А.П. Павловской, говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их.  Известно, что когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, они не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [32].
     Как показывает наблюдение, объекты детских страхов имеют большую вариацию и бесконечно разнообразны. Их особенности прямо пропорциональны жизненному опыту ребенка, уровню развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т.д.
     Проведя анализ литературных источников по проблеме детских страхов, можно сделать вывод, что специалисты выделяют четыре основных вида страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.
     1. Навязчивые страхи. Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится:
- Гипсофобия – страх высоты.
- Клаустрафобия – боязнь закрытого пространства.
- Агорафобия – боязнь открытого пространства.
- Ситофобия – боязнь принимать пищу и т.д.
     2. Бредовые страхи. Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился. Бредовые страхи часто указываю на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах.
     3. Сверхценные страхи. Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.
     4. Ночные страхи у детей. Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.
     Исследуя возрастные особенности детских страхов, считаем целесообразным осветить основные виды страхов в соответствии с возрастом ребенка (таблица 1). Как показывают исследования, в этом возрасте страхи имеют гендерные различия.  
Таблица 1 – Основные виды страхов детей дошкольного возраста

Название страха
Мальчики
Девочки

3 года
4 года
5 лет
6 лет 
7 лет
3 года
4 года
5 лет
6 лет 
7 лет
1.Остаться дома в одиночестве



*
*



*
*
2.Нападения



*
*



*
*
3.Заболеть, заразиться


*




*


4.Умереть



*
*



*
*
5.Смерть родителей










6.Чужих людей
*


*


*

*
*
7.Потеряться
*
*



*
*



8.Мамы и папы


*




*
*

9.Наказания



*






10.Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и т.д.
*
*
*


*
*



11.Страшных снов

*

*


*
*


12.Темноты
*
*

*

*
*


*
13. Животных

*

*



*


14.Транспорта


*




*


15. Стихийных бедствий
*



*


*

*
16.Высоты


*

*



*
*
17.Глубины




*



*
*
18.Маленьких темных помещений




*
*

*


19.Воды

*




*
*


20.Огня
*




*
*


*
21.Пожара

*


*

*














                                                                                          Продолжение таблицы 1
22.Войны


*





*

23.Больших помещений, улиц







*


24.Врачей
*


*

*


*

25.Уколов
*
*



*


*
*
26.Боли




*


*
*


     Психолого-педагогические причины детских страхов находят отражение в работах исследователей: Р. Вердербер [7], В.И. Долговой [13], А.И. Захарова [16], А.П. Павловской [33], М.А. Панфиловой [34], Т.Н. Шишовой [47] и др. 
     Впервые в мировой практике А.И. Захаров рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Так же им были приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов участвующих в возникновении страхов: наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность в отношении с ребенком, избыточное оберегание его от опасности и изоляция от общения со сверстниками; крайне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, что порождает проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе; конфликтные отношения между родителями в семье; психические травмы, например,испуг, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [16, с.78].
     По мнению А.И Захарова: «существует четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположенность к нему: подражание; травма; система «наказание-вражда-вина»; постоянно возобновляющийся страх» [17, с.56]
     Т.Н. Шишова также отмечала: «причинами страхов у дошкольников является: подражание – естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие наши страхи и наше отношение к ним. Очень часто ребенку достаточно увидеть, что мать встревожена, как он начинает беспокоиться. Если все время призывать ребенка к осторожности, непрестанно напоминать, что может причинить себе боль, он ощутит неотвратимость опасности» [48].
     «Травма – острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. То, что может нанести психическую травму одному ребенку, не оставляет никакого следа в психике другого. Одни случаи (падение с качели, укус пчелы и т.д.) надолго сохраняются в эмоциональной памяти, другие быстро забываются в зависимости от характера малыша, остроты ситуации, либо реакции родителей по поводу случившегося» - отмечает А. П. Павловская [32].
     Система «Наказание – вражда – вина» - когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно – они раздражительны и на время утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, так как неспособен так же отчетливо, как родители понять, что же плохого было в его поведении.
     Если на этого ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают, в нем постоянно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает вражду, но ему трудно это делать. И он начинает бояться самого этого чувства.
     Иными словами, как указывает Е.И Рогов: «завышенные требования к детям могут создать общую атмосферу страха в семье в двух случаях: когда ребенок опасается, что родители от него откажутся, и не будут любить; когда враждебная реакция нашего малыша по нашим требования заставляет его чувствовать себя менее достойным любви близких, и значит, ощущать ещё большую опасность» [34].
     Также исследователи сходятся во мнении, что младшие дошкольники начинают страшиться ни мамы и папы, а какого-нибудь другого человека, своим поведением или обязанностями похожего на них (полицейский, воспитатель, а то и Баба-яга да Кощей Бессмертный).
     По мнению М.А. Панфиловой: «ребенок легко становиться жертвой страха, если в его поведение проявляются типичные симптомы неуверенности в себе: грызет ногти; сосет палец и т.д. Когда какой- либо из этих симптомов проявляется особенно сильно, то лечение его будет эффективным, только в том случае, если помочь ребенку избавится от своей неуверенности» [34, С. 20].
     Установлено, что часто дети сами вызывают у себя эмоции страха. Это подтверждает мысль о том, у ребенка существует потребность в переживание страха.
     К трем-четырем годам ребенок (почти каждый) время от времени испытывает во время сна страх, просыпается в страхе с ощущением, что произошло, что-то ужасное. Обычно родители могут легко успокоить ребенка, объяснив ему, что он находится в своей комнате. Иногда ребенок может оставить свет в своей комнате, лучше это сделать во избежание появления страха.
     Исследуя детские страхи, А.С. Спиваковская считала: «неблагоприятные детско-родительские отношения одна из причин возникновения страхов. Их формированию так же способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них. Такая ситуация может возникнуть вне связи с уровнем достижений ребенка. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности» [40].
     Мы согласны с мнением, Н.Ф. Ивановой: «в дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости» [21, c. 19]. 
     Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы: «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь. Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства. 
     «Страхи у детей младшего дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы» - сказано в работе В. И. Долговой [12]. 
     Итак, анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития. Поводом их возникновения являются: 
     - Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория – внушаемые страхи (такие как: Баба Яга, Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания. 
     - Тревожность в обращении с ребёнком. 
     - Избыточное предохранение от опасности. 
     - Большое количество запретов. 
     - Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье
     - Психологическая травма типа испуга, шока. 
     - Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие вынужденной подмены семейных ролей. 
     - Конфликтные ситуации в семье. 
     Также страхи бывают «приобретенные». Их возникновение может быть вызвано множеством причин. Первая причина – это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и «нехороших» людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Третья причина – это запугивание в воспитании – внушённые страхи.  Причем, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники, боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.  
     Как показывают исследования: «дополнительным источником страхов могут являться СМИ и литературные источники. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него увиденное в телевизоре и услышанное при восприятии художественного произведения» [13]. 
     Итак, появление страхов в возрасте от 3 до 7 лет – абсолютная норма.  Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Отмечая положительное значение страха, вместе с тем необходимо подчеркнуть его негативное влияние на детскую психику, так как страх может буквально парализовать ребенка. Ведь дошкольник не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несёт в себе эта отрицательная эмоция. 
     Таким образом, анализируя психолого-педагогические причины возникновения страхов у детей, пришли к выводу, что можно выделить особую чувствительность к формированию страхов, причиной которых становятся близкие взрослые – родители, осуществляющие не всегда корректный и подходящий для дошкольников тип межличностного взаимодействия с ребенком.
     Подводя итог изложенному в данном параграфе, можно отметить, что проблема страхов, в том числе и детских, находит достаточное отражение в трудах исследователей: определено понятие «страх», классифицированы его виды и причины возникновения в каждом возрастном периоде, представлены пути диагностики и коррекции детских страхов. Вместе с тем изучение проблемы детских страхов показало, что исследование ее теоретических и практических аспектов не завершено и требует дальнейшего развития, которое может осуществляться посредством сказкотерапии в работе со страхами детей старшего дошкольного возраста.

     1.2 Возможности сказкотерапии в работе воспитателя со страхами детей старшего дошкольного возраста

     В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели большое значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.
      Все чаще диагностико-коррегирующую функцию относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи).
     В большинстве случаях дети справляются со своими страхами, благодаря поддержке и помощи родителей. Но бывают такие группы детей, которым необходима специальная коррекционная работа для преодоления страхов. Коррекция представляет собой форму психолого-педагогической деятельности, направленной на оказание специальной психологической помощи. 
      При этом исследователи полагают, что при выборе диагностических и коррекционных мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, которая обусловливает выбор и построение методов [44, С.34].
      Вот почему при работе, с дошкольниками, большое распространение получили методы коррекции, в основе которых лежит игра, различные варианты игротерапии, сказкотерапии (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Лебединский, О.С. Олихейко, А.С. Спиваковская).
     «Одним из эффективных методов, способствующих коррекции страхов детей дошкольного возраста является сказкотерапия» - считает А.Ю. Капская [23]. Такие исследователи, как А.И. Захаров [16;17;18] и Л.Д. Короткова [26] и др. утверждают, что именно сказкотерапия помогает бороться с детскими страхами. 
     «Сказкотерапия – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, он у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни» - говорится в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль [10, с.7].
     Анализ литературы показал, что появившийся на рубеже 60-70-х годов ХХ века метод сказкотерапии был теоретически обоснован М. Эриксоном и получил дальнейшее развитие в трудах его ученика В. Росси.  В России же метод сказкотерапии начал зарождаться только с начала 90-х годов XX века. 
     Приверженцы данного метода И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер первыми заговорили о результативности данной методики.  По их мнению, именно сказкотерапия помогает решению личностно-эмоциональных и поведенческих проблем ребёнка и может применяться при коррекции агрессивного, тревожного состояния ребенка, побеждая застенчивость, неуверенность и страхи в его поведении.
     Согласно точке зрения самого авторитетного на сегодняшний день отечественного сказкотерапевта Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой: «сказкотерапия – это прежде всего набор различных способов «передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека», и кроме того это воспитательная система, сообразная духовной природе человека» [19]. 
     В работе будем использовать понятие сказкотерапии, как педагогический процесс взаимодействия ребенка и взрослого, при котором основным условием становится личностно-ориентированная модель отношений, признание роли взрослого лишь как создателя условий для лечебного, реабилитационного или коррекционно-развивающего процесса.
     Используя в психологической практике сказки, как правило, говорят о сказкотерапии. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева представляет сказкотерапию как:
     - лечение;
     - процесс поиска смысла (знание о мире);
     - образование между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
     - объективизацию проблемных ситуаций;
     - активизацию ресурсов, потенциала личности;
     - образование и воспитание ребенка;
     - улучшение внутренней природы, - терапию средой, сказочной обстановкой, в которой может раскрыться личностный потенциал [19, с.125].
     По мнению И.В. Вачкова: «сказкотерапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверительные отношения с окружающими. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого. Во время работы над сказкой ребенок получает способы борьбы с собственными страхами, его эмоциональный мир становится более ярким и радужным. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, сказка помогает найти выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов. Все это положительно влияет на коррекцию страхов дошкольников. Многие исследователи говорят о том, что сказка помогает справиться и со стрессовыми нагрузками. Знакомство дошкольника со сказкой, инсценировка сюжета способствуют развитию психических функций и творческих способностей ребенка, помогает избавиться от страхов, агрессии и тревожности" [5, с. 44].
     Важная роль при работе со страхами детей дошкольного возраста, несомненно, принадлежит воспитателю. В повседневной деятельности, в процессе взаимодействия с детьми воспитатель совместно с педагогом-психологом, способен успешно реализовать метод сказкотерапии. 
     Применение данного метода в работе воспитателя осуществляется через решения дидактических и коррекционных задач, в процессе реализации следующих технологий метода сказкотерапии: чтение и проигрывание сказок, рисование, использование элементов песочной терапии и другие. 
     Проанализировав достаточное количество работ психологов и педагогов по проблеме использования сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста, можем заключить, что достаточно широко в данных исследованиях представлены именно дидактические и  коррекционные задачи. Вместе с тем диагностический аспект сказки находит отражение в очень небольшом количестве работ и практически не разработан для детей младшего дошкольного возраста.
     Известно, что перед тем, как обращаться к психокоррекционным технологиям, необходимо определить источник проблем, т.е. провести диагностику. Именно диагностика позволяет на научной основе реализовать дифференцированный подход, позволяющий выявить наличие страхов у детей и их причины. Вместе с тем, диагностика – трудоемкое, ответственное и деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение.
     Основная сложность психолого-педагогической диагностики в дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому специалисты рекомендуют использовать для диагностики страхов обычные для детей виды деятельности:
     1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок детского сада, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
     2. Придумывание ребенком сказки о его любимом сказочном персонаже (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
     3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%