VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000957
Тема: Теоретические основы бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства
Содержание
АННОТАЦИЯ


Сальникова Н.В. Особенности бюджетного финансирования ЖКХ. –2015, 86 с., 12 рис., 17 табл., библиогр. список - 42 наим., 3 приложения
     Использование денежных средств бюджетов конкретными распорядителями предшествует их предоставления соответствующим юридическим лицам. Предоставление денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на условиях невозвратности и бесплатности с целью обеспечения социально-экономического развития общества, управления производством. Суть бюджетного финансирования заключается в том, что с его помощью налаживаются денежные отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и субъектами хозяйствования всех форм собственности – с другой, относительно направления денежных средств бюджетов. Своевременность и полнота финансирования в значительной мере зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.
     Тема выпускной квалификационной работы – Особенности бюджетного финансирования ЖКХ (на примере МУП «Жилищно-коммунальное предприятие» ЗАТО Локомотивного округа).
     В ходе проведения исследования был осуществлен анализ деятельности предприятия, рассчитаны основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, в результате чего был разработан ряд рекомендаций по оптимизации деятельности МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивного городского округа. Оценка разработанных мероприятий показала эффективность их внедрения для МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивного городского округа.

     СОДЕРЖАНИЕ
     
     
Введение……...……………………………………………………………………………7
Глава 1 Теоретические основы бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства………………………….……………………………………10
1.1 Жилищные и коммунальные услуги как вид экономической деятельности……………………………………………………………..………………10
1.2 Особенности механизма финансирования программ модернизации жилищно-коммунальных хозяйств…………………………………………………………………21
Глава 2 Анализ финансово–хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивного городского округа……………………………………………………..29
2.1 Организационно-техническая характеристика МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа…………………………………………..……………………………29
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа……………………………..…………………………………………43
Глава 3 Разработка направлений по оптимизации деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа............................…………………………………..62
3.1 Проблемные ситуации в деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа………………………………………………………………………...…..….……62
3.2 Разработка мероприятий по оптимизации деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа и их экономическое обоснование……..………..67
Заключение………..……………………………………………………………………...74
Список литературы………….……………………………………………….…………..77
Приложение А……….…………………………………………………………………...81
Приложение Б……………………………………………………………………………83
Приложение В……………………………………………………………………………85
     

     ВВЕДЕНИЕ
     
     
     Отрасль жилищно-коммунальных хозяйств имеет большую значимость для социально-экономического развития страны, поскольку напрямую влияет на уровень и качество жизни населения. Современные экономические отношения в сфере ЖКХ охватывают широкий спектр вопросов социального и экономического характера и представляют собой самостоятельную теоретическую и практическую проблему. Это подчеркивает особую социальную значимость и роль данного вида услуг в сфере обслуживания в целом, в связи с чем, проблема качества жилищно-коммунальных услуг приобретает особую актуальность. 
     Актуальность выбранной темы заключается в том, в настоящее время возникает много спорных вопросов в части бюджетного финансирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса являются муниципальными, что в значительной мере усложняет любую их модернизацию. Принятая Стратегия развития ЖКХ предусматривает почти полный отказ от дотаций из бюджетов всех уровней. Этот факт исключает сразу несколько сценариев модернизации отрасли: в скором времени коммунальные предприятия смогут рассчитывать только на свои финансовые средства, а также частные инвестиции.
     Неудовлетворительное финансовое положение, отсутствие стимулов для снижения издержек и конкурентной среды, изношенность основных фондов – вот только некоторые проблемы жилищно-коммунального комплекса России. Игнорирование воспроизводственных задач, особенно в части коммунальной инфраструктуры, независимо от того, как складывается финансовый баланс доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства, рано или поздно приводит к тяжелым последствиям: жилищно-коммунальное хозяйство деградирует, его возрождение необходимо вывести на новый уровень национального проекта.
     Цель исследования – предложить основные направления по оптимизации деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивный в современных условиях хозяйствования жилищно-коммунального хозяйства и рассчитать экономическую эффективность рекомендаций.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     – исследовать сущность «жилищных и коммунальных услуг» как вид экономической деятельности;
     – исследовать особенности механизма финансирования программ модернизации жилищно-коммунальных хозяйств;
     – дать организационно-техническую характеристику МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа;
     – проанализировать и дать оценку финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа;
     – выявить проблемные ситуации в деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа;
     – дать оценку и обосновать эффективность разработанных мероприятий по оптимизации деятельности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа.
     Объектом исследования является МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивного городского округа – коммерческое предприятие, созданное муниципальным образованием (администрацией) для качественного обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения, инженерных сетей и сооружений.
     Предмет исследования – изучение бюджетного финансирования МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивного городского округа.
     Теоретической основой данной работы в современных условиях стали труды ведущих отечественных ученых-экономистов, раскрывающие закономерности развития в области бюджетного финансирования, такие как: Г. В. Савицкая, С. А. Сироткин, Л. А. Чадаева, И. Ф. Готовчиков., Т. И. Григорьева, С. В. Дыбаль и другие.
     Источником информации для практического исследования послужили документы бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа за период 2012-2014 гг., а также нормативные, законодательные и инструктивные документы. 
     Методологической основой исследования явились такие общенаучные методы как анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей, способ абсолютных разниц, метод цепных подстановок, коэффициентный анализ.
     В работе предпринята попытка структурировать имеющийся теоретический материал с целью формирования более четкого понимания особенностей бюджетного финансирования предприятий ЖКХ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
     
     
     1.1 Жилищные и коммунальные услуги как вид экономической деятельности
     
     
     Новая парадигма развития сферы жилищных и коммунальных услуг в Российской Федерации включают обоснование общественно значимых целей, совершенствование метод экономической оценки и критериев развития жилищных и коммунальных услуг для муниципальных образований, новые подходы к экономическому регулированию предоставления ЖКУ, поиск новых источников эффективного финансирования этой сферы. Необходима тщательная разработка мер по совершенствованию существующей системы предоставления жилищных и коммунальных услуг [35, с. 38].
     Реформирование организации оказания услуг населению в сфере ЖКХ должно носить комплексный характер и охватывать все стороны взаимодействия органов власти с населением.
     Под жилищно-коммунальными услугами принято понимать услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, необходимые для обеспечения комфортных условий проживания в зависимости от степени благоустройства жилого дома.
     Сущность жилищных услуг выражается в обеспечении установленного технического и санитарного состояния, а также восстановлении ресурсов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, и, кроме того, сбор и отведение отходов жизнедеятельности [4, с. 25].
     Современные экономические отношения в сфере ЖКУ охватывают широкий спектр вопросов социального и экономического характера. Экономические отношения в этой сфере могут быть изучены с позиции анализа категории потребности. Экономические потребности – это часть человеческих нужд для удовлетворения, которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. В экономической теории, все то, что человек использует для удовлетворения своих потребностей, называется благом. К благам первой необходимости (естественные), наряду с воздухом, водой, продуктами питания и одеждой, относится жилище, которое является первичной потребностью человека и как предмет потребления многофункционально. Второй ряд благ – экономические – это продукты, необходимые для жизнедеятельности общества, творцом которых является человек. При этом изготовляются два вида экономических благ: предметы потребления и средства производства (условия созидательной деятельности) [26, с. 66].
     Общественный характер деятельности в коммунальном хозяйстве является аргументом для усиления ответственности органов власти за обеспечение потребителей качественными ЖКУ в необходимом количестве, за регулирование процессов производства и потребления и их финансирование [10, с. 48]. Экономические отношения в сфере ЖКУ являются составной частью производственных отношений. Представленный подход позволяет определить экономическую систему жилищных и коммунальных услуг как совокупность процессов, отношений и связей, возникающих при удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей.
     В целях описания национальной экономики используется общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), объектами классификации которого являются виды экономической деятельности. 
     Однако в структуре ОКВЭД нет таких отраслей, как «жилищно-коммунальное хозяйство», «непроизводственные виды бытового обслуживания» и других, что существенно затрудняет решение таких задач как: 
     – классификация и кодирование видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами в сфере ЖКУ при регистрации;
     – определение основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности данных хозяйствующих субъектов;
     – разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования экономической деятельности в этой сфере;
     – количественное описание отраслевой структуры современной экономики;
     – обеспечение потребностей органов власти и управления в информации о результатах экономической деятельности хозяйствующих субъектов в сфере ЖКУ и др.
     Чтобы исправить упущение, по мнению исследователей, необходимо внести в данный классификатор соответствующие изменения [2, с. 3].
     Для классификации указанных услуг существенное значение имеет Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). Согласно данного классификатора к коммунальным услугам относятся: услуги электроснабжения, водоснабжения и канализации, газоснабжения, теплоснабжения, а также услуги дорожно-мостового хозяйства и инженерной защиты, санитарно-гигиеническая очистка территорий городов и других поселений, услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству; а к жилищным услугам причислены: предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности, услуги по приватизации жилых помещений, содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт, сбор бытовых отходов, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, санитарная очистка и обработка территорий.
     Жилищно-коммунальные услуги – услуги длительного и непрерывного пользования в отличие от большинства других товаров и услуг, использование которых является разовым или длится некоторый определенный отрезок времени. Причем для них характерна слабая степень заменяемости и локальный характер предоставления.
     Большинство исследователей склонны к трактовке, что ЖКУ – это конкретный результат экономически полезной деятельности, выражающей отношения между производителями и потребителями по производству, восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального назначения, проявляющейся либо в виде товара, либо в виде действий или деятельности [5, с. 23].
     Понятие жилищно-коммунальных услуг было впервые определено в ГОСТ 51617-2000 как «действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов, подаче электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды». Данное определение устанавливает обслуживающий характер деятельности по предоставлению жилищных и коммунальных услуг.
     В ГОСТ Р 51929-02 дана практически аналогичная трактовка понятия жилищно-коммунальных услуг, однако они рассматриваются уже не как действия или деятельность исполнителя, а как услуги исполнителя [16, с. 77]. Трактовка следующая: «жилищно-коммунальные услуги: услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды».
     Таким образом, понятие ЖКУ обладают следующими признаками:
     – являются общественно значимой деятельностью;
     – осуществляются муниципальными учреждениями или предприятиями, либо субъектами другой правовой формы собственности при участии органов власти;
     – имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими;
     – являются индивидуальным благом;
     – носят необязательный характер;
     – предоставляются любому пользователю услуги, обратившемуся за ее предоставлением в заданный срок, с установленным качеством и по регулируемым органами власти ценам [6, с. 21].
     Для проведения анализа жилищных и коммунальных услуг, вполне можно использовать методику обследования функций и состава государственных услуг (таблица А.1).
     Анализируя содержание таблицы, можно сделать следующие выводы. Во многом жилищные и коммунальные услуги схожи, так как имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими (возможности определяются возможностями коммунальной инфраструктуры конкретного поселения).
     Услуги носит обязательный характер только в случае заключения договора с поставщиком услуги, но тогда – и для поставщика, и для потребителя, вне зависимости от того, все ли потребители, пользующиеся данной услугой добросовестно и своевременно ее оплачивают (даже без заключения индивидуального договора поставки услуги), в случае неоплаты услуги поставщик не прекращается предоставление услуги, а возмещает потери через суд или при помощи заказчика: в случае недопоставки услуги или поставки ненадлежащего качества потребитель имеет право ее не оплачивать, оформив предварительно соответствующие документы или через суд [8, с. 40].
     Все жилищно-коммунальные услуги являются общественно значимой деятельностью поставщиков услуги. Единицу услуги определить достаточно сложно, а единица измерения услуги для оплаты не всегда соответствует логике потребителя. «Частота предоставления единицы услуги» – осуществляется в постоянном режиме с поправками на конкретную услугу и предоставляются любому пользователю услуги, обратившемуся за ее предоставлением, в заданный срок, с установленным качеством [9, с. 4].
     Инициатором услуги для муниципального жилого фонда является муниципалитет и управляющая компания; для приватизированного жилья – управляющая компания или само ТСЖ, а услуги предоставляются муниципальными учреждениями или предприятиями, либо частными предприятиями.
     Предоставление всех ЖКУ утверждено нормативными актами. Несмотря на это, сроки исполнения услуги по заявке потребителя в аварийной ситуации, при попустительстве контролирующих органов большей частью сроки не выдерживаются без серьезных последствий для поставщика. Процедуры и регламенты предоставления указанных услуг в большинстве случаев не введены [15, с. 233].
     Стандарты (нормативы) предоставления услуги утверждены нормативными актами, однако при отсутствии должного контроля со стороны организатора услуги (в том числе контролирующих органов) распространена некачественная поставка ЖКУ.
     Следует отметить, что общераспространенное понятие «жилищно–коммунальная услуга» не соответствует современному содержанию. По мнению практиков, необходимо различать и жилищную и коммунальную услугу, так как жилищная услуга – это осуществление непосредственно работ на объекте по технической эксплуатации жилищного фонда, а коммунальная услуга – это доведение до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая, вода, газ и т.д.), вырабатываемых другими производителями.
     Таким образом, под жилищными и коммунальными услугами следует понимать услуги жилищно–коммунального назначения, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием муниципальными предприятиями и учреждениями или иными юридическими лицами по ценам (тарифам), установленным в порядке, определенном органами власти [10, с. 142].
     А под предоставлением жилищных и коммунальных услуг – комплекс работ, выполняемых поставщиком при участии и контроле организатора (заказчика) по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей.
     Существующие системы классификации ЖКУ не в полной мере отражают комплексный характер воздействия данного вида деятельности на состояние муниципального образования, что не позволяет рассматривать сферу ЖКХ как единое целое, направленное на реализацию задач, сводящихся к главной цели развития муниципальных образований – повышение качества жизни населения.
     Виды жилищно–коммунальных услуг на законодательном уровне пока не установлены, но в общем по своему составу и структуре их можно разделить на следующие группы: жилищные, коммунальные, а также организационно-административные в сфере ЖКХ [1, с. 14].
     Жилищные услуги, в свою очередь, делятся еще на два блока: жилищные услуги по содержанию и ремонту жилья, оказываемые эксплуатирующими организациями, и жилищные административные услуги, оказываемые органами власти и другими структурами. Рассмотрим эти услуги подробнее.
     1. Жилищные услуги:
     1.1) жилищные услуги по содержанию и ремонту жилья, оказываемые эксплуатирующими организациями, включающие:
     – содержание и эксплуатацию жилья, ремонт лифтового оборудования;
     – содержание и ремонт мусоропроводов;
     – сбор и вывоз мусора, бытовых и пищевых отходов;
     – уборка мест общего пользования;
     – уборка и благоустройство придомовой территории;
     – капитальный и иной ремонт жилых помещений;
     – содержание площади жилья сверх социальной нормы.
     1.2) жилищные административные услуги, оказываемые органами власти и другими структурами:
     – управление жилой собственностью;
     – проведение конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом;
     – предоставление жилого помещения, отселение, заключение договоров (социального и коммерческого найма и др.);
     – постановка на учет для получения жилой площади;
     – оформление документов на право предоставления и пользования площадью и возврата жилой площади;
     – оформление прав собственности на жилое помещение;
     – продажа и приватизация жилой площади;
     – регистрация по месту пребывания гражданина;
     – проведение паспортизации жилых помещений;
     – дача согласия на обмен или продажу жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние;
     – признание жилых помещений аварийными или непригодными для проживания;
     – переустройство, перепланировка, переоборудование жилой площади и др. [12, с. 127].
     2. Коммунальные услуги включают в себя:
     – водоснабжение и водоотведение;
     – горячее водоснабжение;
     – отопление;
     – электроснабжение;
     – сетевое газоснабжение;
     – банные услуги.
     3. Организационно-административные услуги в сфере ЖКХ:
     – определение стандартов оплаты жилищных и коммунальных услуг (к примеру, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном семейном доходе);
     – определение льготных категорий потребителей;
     – определение категорий граждан, которым могут быть выданы субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
     – определение социальной нормы площади жилья;
     – установление нормативов предоставления коммунальных услуг;
     – определение платежей за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений за площадь, превышающую установленную норму;
     – содействие гражданам в организации ТСЖ;
     – утверждение методических рекомендаций, к примеру, по расчетам за жилищные и коммунальные услуги или по проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
     – регулирование тарифов жилищно-коммунального комплекса и информирование о тарифах потребителей и др. [14, с. 29].
     В связи с последним, необходимо отметить, что в зависимости от порядка утверждения цен (тарифов) жилищно-коммунальные услуги разделяются на три основные группы:
     1. ЖКУ, цены (тарифы) на которые утверждают органы исполнительной власти.
     2. ЖКУ, тарифы, на которые утверждают органы местного самоуправления.
     3. ЖКУ, тарифы, на которые определяются договоренностью сторон [20, с. 56].
     Процедура тарифообразования является «камнем преткновения» во многих регионах и муниципальных образованиях; прозрачность тарифообразования наиболее выражена во второй и третьей группах.
     Перечни жилищных и коммунальных услуг и их состав в зависимости от функционального назначения определяются органами исполнительной власти, и кроме того, зависят от уровня благоустройства соответствующего дома.
     По периодичности потребления и оказания ЖКУ делятся на:
     – постоянные, потребляемые и оказываемые ежедневно (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, водоотведение, удаление мусора, услуги лифта);
     – периодические (уборка лестниц и придомовых территорий, работы по техническому обслуживанию и ремонту).
     Эксплуатация жилищного фонда включает техническое и санитарное содержание зданий, текущий и капитальный ремонт жилых объектов. Основные виды работ по содержанию, ремонту и преобразованию жилищного фонда представлены в таблице 1 [18, с. 42].
     
Таблица 1 – Основные виды работ по эксплуатации и развитию жилищного фонда
Техническое обслуживание
Санитарное состояние
Текущий ремонт
Капитальный ремонт
Реконструкция и модернизация
      Контроль технического состояния (то есть осмотры)
Уборка мест общего пользования зданий
Устранение текущих дефектов конструкций
Ремонт конструкций
Перепланировка жилых помещений
      Регулирование систем инженерного оборудования
Уборка придомовой территории
Ремонт инженерного оборудования, кровли, подвалов, фасадов
Инженерного оборудования
Повышение уровня благоустройства
      Аварийно-диспетчерское обслуживание
Сбор и вывоз мусора твердых бытовых отходов
Ремонт мест общего пользования
Комплексный капитальный ремонт
Надстройки, пристройки
      

Продолжение таблицы 1
Подготовка к сезонной эксплуатации
Уход за зелеными насаждениями
Планово-предупредительный ремонт
Замена конструкций
-
           
     Техническое обслуживание и текущие ремонты обеспечивают предотвращение преждевременного износа, а капитальный ремонт направлен на снижение физического износа зданий. В целях совершенствования технико-эксплуатационных и потребительских качеств жилья проводится реконструкция и модернизация жилищного фонда.
     Так, особенностями жилищных услуг являются:
     – отсутствие у потребителя выбора исполнителей услуг;
     – практическое отсутствие возможности отказа от приобретения услуг;
     – отсутствие оценки качества услуг [15, с. 224].
     Коммунальные услуги имеют также свои отличительные признаки:
     – использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.);
     – неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
     – невозможность для потребителя услуг отказаться от получения этих видов услуг на длительный срок;
     – невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет более интенсивного их предоставления в другой период;
     - необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;
     - тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий [19, с. 71].
     Таким образом, жилищно-коммунальные услуги должны отвечать следующим требованиям:
     – отвечать строго определенным потребностям заказчика (то есть потребителя);
     – соответствовать действующим стандартам, техническим требованиям или условиям договора;
     – отвечать требованиям общества;
     – жилищно-коммунальная услуга должна предлагаться потребителю на основании экономически обоснованного тарифа;
     – жилищно-коммунальная услуга должна быть выгодной для исполнителя и доступной для потребителя [25, с. 52].
     Жилищно-коммунальные услуги должны предоставляться потребителю бесперебойно, за исключением времени перерывов на:
     1) проведение ремонтных и профилактических работ поставщиком услуг по графику, согласованному с местными администрациями в соответствии с действующими нормами и правилами;
     2) межотопительный период для систем отопления, решение о начале и окончании которого принимается местными администрациями, исходя из климатических условий, с соответствующими нормами и правилами, правилами технической эксплуатации и другими нормативными документами;
     3) ликвидацию последствий, связанных с действием непреодолимой силы [34, с. 104].
     Экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг обуславливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере ЖКХ, реализуемых в целях повышения уровня обеспеченности потребителя ЖКУ; рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания ЖКУ различных социально-демографических групп населения; создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.
     Важно отметить, что жилищные и коммунальные услуги занимают особое место в сфере услуг, определенное их спецификой: общественный характер, слабая степень заменяемости и локальность предоставления, длительность и непрерывность использования [35, с. 61].
     Одна из функций ЖКУ – социальная, поскольку они непосредственно обеспечивают жизнедеятельность граждан и предоставляются за счет средств бюджета. В настоящее время нормативное законодательство акцентирует внимание в основном на социальные функции ЖКУ, но при этом уделяется недостаточно внимания другим – экономическим функциям. В современных условиях при существенном дефиците финансовых средств на местах возрастает необходимость активного государственного вмешательства в решение проблем предоставления качественных жилищных и коммунальных услуг.
     
     
     1.2 Особенности механизма финансирования программ модернизации жилищно-коммунальных хозяйств
     
     
     Одним из важнейших направлений деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства (далее Фонд) является предоставление субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, которая оказывается преимущественно через субсидирование с использованием средств Фонда процентных ставок по кредитам, привлекаемым для этих целей [32, с. 201].
     При первоначальном определении механизмов участия Фонда в финансировании региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее программы модернизации) ставилась задача удешевления стоимости заемных средств, привлекаемых с рынка для финансирования таких программ, подразумевая, что основная проблема отсутствия ликвидности в отрасли для этих целей заключалась в высокой стоимости таких займов [26, с. 124].
     Закладывался механизм уменьшения стоимости кредитных средств путем субсидирования процентной ставки по привлекаемым на реализацию программ модернизации кредитам, что, как предполагалось, должно было мотивировать масштабное привлечение частными операторами коммунальной инфраструктуры инвестиций в коммунальную сферу.
     Вместе с тем практика функционирования такого механизма в течение нескольких лет и анализ подготовки региональных программ модернизации показали, что главными причинами, препятствующими привлечению инвестиций в отрасль, являются имеющиеся в отрасли проблемы, носящие системный характер.
     В условиях низкой инвестиционной привлекательности коммунальной сферы использование субсидирования процентной ставки в качестве основного инструмента государственной поддержки отрасли оказалось недостаточной мерой для решения задачи масштабного привлечения инвестиций на реализацию проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Механизм субсидирования процентной ставки, безусловно позволяющий сокращать финансовую нагрузку на получателей кредитов, в целом не обеспечивает снижение для коммерческих банков соответствующих рисков до необходимого уровня с учетом долгосрочности кредитов [29, с. 301].
     Действующий механизм финансирования программ модернизации с участием Фонда не учитывает наличие ярко выраженных «провалов рынка» в отрасли, характеризующихся тем, что в подавляющем большинстве случаев не обеспечивается возможность привлечения заемных средств по причине имеющихся следующих проблем системного характера:
     – значительность требуемых капитальных вложений на модернизацию системы коммунальной инфраструктуры с учетом высокой степени ее износа;
     – недостаточная инвестиционная привлекательность коммунального сектора экономики для частного бизнеса с учетом значительности сроков окупаемости проектов и критического уровня финансовых показателей организаций, работающих в этой сфере;
     – ограниченность возможностей действующих на территории Российской Федерации коммерческих банков по кредитованию проектов с учетом условий и принципов их деятельности;
     – несовершенство тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере [30, с. 144].
     И при этом механизм участия Фонда в программах модернизации через субсидирование процентной ставки обеспечивает покрытие за счет средств Фонда только 6–8 процентов от общей стоимости затрат на реализацию программ, что с учетом значительных сроков окупаемости проектов в этой сфере и наличия существенных рисков их реализации представляется малопривлекательным для потенциальных инвесторов.
     Региональные власти ограничены как в возможности увеличения тарифов, так и в возможности финансировать капитальные вложения за счет бюджетов (по причине ситуации с бюджетной обеспеченностью). Финансирование программ развития коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета минимально и на порядок отстает от объемов бюджетного финансирования электроэнергетики и газоснабжения.
     В условиях ограничения роста тарифов и недостаточной государственной поддержки частные инвесторы также не вкладывают свои средства в коммунальную инфраструктуру [40, с. 15].
     В результате, несмотря на все усилия по созданию современной нормативной правовой базы и переходу к установлению долгосрочных тарифов, необходимые условия для дальнейшего развития и улучшения качественного состояния коммунальной инфраструктуры в полной мере не сформированы.
     Влияние указанных системных проблем, в которых в настоящее время существует отрасль, в первую очередь касается малых городов, в которых, с учетом значительности требуемых для модернизации коммунальной инфраструктуры капиталовложений, с одной стороны, и ограниченности количества потребителей коммунальных услуг, ограничений по росту тарифов, с другой стороны, проекты модернизации становятся окупаемыми в лучшем случае только по прошествии весьма длительного периода времени.
     Именно наличие указанных системных проблем и явилось основной причиной того, что с 2013 года по настоящее время субъектами Российской Федерации подготовлено крайне незначительное число заявок на предоставление финансовой поддержки Фонда для реализации программ модернизации, соответствующих всем предъявляемым требованиям (только 9 заявок от 7 субъектов Российской Федерации на общую сумму 485,7 млн. рублей) [41, с. 14].
     Указанные недостатки модели финансирования программ модернизации с участием средств Фонда в настоящее время усугубляются влиянием экономических санкций со стороны США и Европейского союза. В результате введения таких санкций доступ к заемным средствам еще более сузился. Для многих организаций западный рынок капитала фактически закрыт. С ограничениями сталкиваются как кредитные организации, так и операторы коммунальной инфраструктуры. Ужесточение кредитно–денежной политики Центрального Банка также не способствует повышению эффективности капитальных вложений для организаций коммунального комплекса [37, с. 24].
     Сложившаяся ситуация требует принципиально новых подходов к определению механизмов государственной поддержки проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, которые должны учитывать имеющиеся в отрасли проблемы системного характера, препятствующие привлечению инвестиций в данную сферу.
     Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»» (далее законопроект) ориентирован на совершенствование и расширение механизмов предоставления Фондом финансовой поддержки для реализации проектов в сфере модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с учетом принципов проектного финансирования.
     Законопроект направлен на повышение эффективности использования федеральных средств, направляемых на поддержку модернизации коммунальной инфраструктуры. Обеспечивается переход от предоставления средств на безвозмездной и безвозвратной основе в виде субсидий на их предоставление на платной и возвратной основе (займы) на льготных условиях [39, с. 83].
     Законопроектом ус.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44