VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Новые технологии бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006518
Тема: Новые технологии бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства
Содержание
Образовательное учреждение





Кафедра______











ДИПЛОМ

По дисциплине: Финансы и кредит

На тему: «Новые технологии бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства»





Выполнил(а) студент(ка)			

Курса 		группы			

ФИО							

Факультет						

Руководитель					





Санкт-Петербург

2015


СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА	5

	1.1 Полномочия органов власти и управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и зарубежных странах	5

	1.2 Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории	18

	Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВАИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА	26

	2.1 Анализ состава и структуры расходов консолидированного бюджета РФ на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012-2014 гг.	26

	2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012-2014 гг.	34

	Глава 3. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ	34

	3.1 Совершенствование финансирования  жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории в Российской Федерации и Санкт-Петербурге	42

	3.2 Новые технологии бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства	44

	3.3  Фонд на капитальный ремонт, как одна из новых технологий финансирования жилищно-коммунального хозяйства	44

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	60

	Библиографический список	65

	ПРИЛОЖЕНИЕ	70






ВВЕДЕНИЕ



Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является крупнейшей отраслью современной экономики России и зарубежных стран. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) расходы федерального бюджета РФ на отрасль ЖКХ сопоставимы с расходами на национальную оборону страны, правоохранительную деятельность, государственную безопасность и управление. 

Жилищно-коммунальные услуги представляют собой результат деятельности, которая направлена на обеспечение условий проживания в соответствии с нормативами, нормами, стандартами, порядками и правилами.

Ввиду ориентации проводимой политики государства на социально-ориентированную политику, возрастает важность обеспечения нормального и достойного уровня жизни граждан. Так, эффективность финансирования жилищно-коммунального хозяйства определяет уровень жизни и её качество для десятков миллионов людей нашей страны. В свою очередь, эффективность финансирования жилищно-коммунальных услуг зависит от взаимодействия управляющих компаний с потребителями жилищно-коммунальных услуг. Этим определена актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы – проанализировать особенности применения новых технологий бюджетного финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве (на примере Санкт-Петербурга). 

В процессе исследования решаются следующие задачи:

	определить теоретические основы финансирования Жилищно-коммунального хозяйства;

	провести анализ финансирования Жилищно-коммунального хозяйстваиз консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджета Санкт-Петербурга;

	охарактеризовать новые технологии в системе бюджетного финансирования Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территориив Российской Федерации и в Санкт-Петербурге.

	Вопросы организации эффективной системы ЖКХ в секторе финансирования нашли широкое отражение как в трудах отечественных, так и у зарубежных авторов. Ориентация научных исследования и изучения данной темы интересна, как уже было выяснено, ввиду того, что экономика России, как и экономика зарубежных стран, определена вектором социальной и несоциальной ориентированности (в работе использовались труды следующих авторов:Агуревич С.Ю., Азалиев М.Д., Аруч Б.А., Азаров О., Азнахин Д.Г., Аруч Б.А., Биннер Х., Блинов С.Л., Буланов Л.Г. и др.).

Практическая значимость определена тем, что в ходе исследования представилась возможность проанализировать результаты финансирования ЖКХ на примере г. Санкт-Петербурга, выявить проблемы. 

	Дипломнаяработа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.








Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА



1.1 Полномочия органов власти и управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации



Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются 2 основных направления. Согласно первому, приоритет отдается экономии бюджетных средств и перекладыванию высоких издержек ЖКХ на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения.

Важнейшей целью реформирования и развития ЖКХ Петербурга является повышение качества обслуживания населения в соответствии с действующими стандартами путем перевода данной сферы в систему социально-ориентированного рыночного хозяйствования. В городе определены следующие основные пути реформирования ЖКХ: повышение эффективности системы управления; формирование конкурентной среды в данной сфере; стимулирование энергоресурсосбережения; упорядочение тарифов на плату жилищно-коммунальных услуг и решение проблем финансирования жилищного сектора. В рамках первого направления формирования предусматривается разделить функции управления и хозяйствования в жилищной системе, выделить экономическое поле действий для заказчика услуг, работ и подрядных организаций. Одновременно с этим предполагается развитие договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и усилие функций государственного (муниципального) регулирования и контроля в жилищной сфере. Особую значимость приобретает такая форма договорных отношений, как концессия. 

Создание конкурентной среды предусматривается путем формирования городского (муниципального) заказа на выполнение работ и услуг и размещения его на конкурсной основе, привлечение в данную сферу подрядчиков различных форм собственности и развития негосударственного сектора в жилищной системе, а также проведения антимонопольной политики. 

Для проведения ресурсосбережения предусматривается целые комплекс мер экономического, организационного и технологического характера, но в первую очередь решаются вопросы экономического стимулирования, проведения организационных мероприятий и привлечения инвестиций для перехода к ресурсосберегающим технологиям. 

Совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг предполагает переход к экономически обоснованным тарифам, обеспечивающим полное покрытие издержек жилищно-коммунальных организаций. Предусматривается оплата населением расходов на капитальный ремонт жилых зданий и плата за наем жилых помещений (для неприватизированных квартир). Социально поддержка населения при этом включает: меры по разработке стандартов качества на услуги жилищно-коммунального характера; применение федеральных и региональных по оплате жилья и коммунальных услуг; формирование рациональной системы компенсаций затрат малоимущим слоям населения с учетом доходов семьи в пределах установленных социальных норм; упорядочение системы льгот по оплате данных услуг.

За время реформ 1991-2005 гг. изменилась структура жилищного фонда по формам собственности-доли приватизированного жилого фонда на начало 2006 г.достигло 77%. Тем не менее в настоящее время это самая «неразгосударствленная»  отрасль экономики РФ, что сдерживает реализацию в ней рыночных механизмов хозяйствования [1, c.56]. 

На федеральном уровне в России к органам исполнительной власти, осуществляющим управление и государственное финансирование ЖКХ, относятся Правительство РФ, Минрегион России, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации.

На более низких уровнях управления наиболее проблемными вопросами являютсяфинансовая государственная поддержка и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и физического состояния жилого фонда. Дело в том, что большинство предприятий, отвечающих за развитие ЖКХ, либо приватизированы, либо проданы частным владельцам. Однако коммунальные сети по-прежнему находятся в муниципальной собственности, а потому возникает проблема совмещения интересов муниципалитетов и собственников энергокомпаний. Аналогичная ситуация и в отношении транспортной инфраструктуры. Получается, что дороги и развязки в основном государственные или муниципальные, тогда как транспорт – частный. Соответственно, возникает вопрос о том, как оптимально финансировать эти отрасли экономики.

Муниципальное управление в сфере оказания услуг ЖКХ - одна из разновидностей управления муниципалитета. Сам термин «муниципальное управление» указывает на управленческую сущность. Как уже отмечалось, под управлением понимается всякое целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую. Когда же речь идет о самоуправлении, то налицо воздействие управляющей системы самой на себя. Происходит превращение местного сообщества из участника управления в его первичный субъект, иными словами, совпадение объекта и субъекта управления, что способствует повышению эффективности и результативности управления [2, c.56].

Муниципальное управление в сфере оказания услуг ЖКХ базируется [3, c.148]:

	на общеметодологических принципах;

	на частных теориях;

	на науках, исследующих организационно-управленческие и социально-технологические принципы построения сложных систем, их проектирование и развитие.

Надо учитывать, что все виды управления (и муниципальное управление в сфере оказания услуг ЖКХ не является исключением) [4, c.159]:

а) подлежат правовому регулированию;

б)  взаимосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливают или ослабляют друг друга;

в)  призваны обеспечить необходимый уровень управляемости всех явлений, отношений и процессов в обществе.

Муниципальное управление в сфере оказания услуг ЖКХ реализует следующие функции:

	анализ и оценку организации деятельности муниципальных образований в сфере ЖКХ;

	поддержание и развитие социальной и производственной инфраструктур в сфере ЖКХ;

	рациональное расходование бюджетных средств на ЖКХ;

	владение и распоряжение муниципальной собственностью в сфере ЖКХ, рациональное её использование;

	налаживание и укрепление экономических и производственных связей с другими муниципальными образованиями.

Минстроем России осуществляется контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Центры общественного контроля созданы в 83 субъектах Российской Федерации.

Общественный контроль в сфере ЖКХ осуществляется в следующих формах [5, c.51]:

	мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ;

	проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона;

	осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан;

	оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде;

	проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней;

	формирование общественных рейтингов управляющих организаций;

	осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

Некоммерческие организации, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, существуют во всех субъектах Российской Федерации. НП «ЖКХ Контроль» составлен реестр данных организаций, размещенный в свободном доступе на сайте gkhkontrol.ru -http://gkhkontrol.ru/2014/01/14285. Реестр издан в виде справочника, в который вошли 323 профильные некоммерческие организации. 

Для региональных органов власти подготовлены следующие материалы по осуществлению общественного контроля [6, c.212]: 

	методические рекомендации для региональных органов власти;

	рекомендации для информирования собственников по вопросам капитального ремонта и вовлечению собственников в контроль за капитальным ремонтом МКД;

	регламент общественных проверок домов, построенных по программам переселения граждан из аварийного жилья;

	проект Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

	Основные направления деятельности сети общественного контроля в сфере ЖКХ в 2015 году:

	масштабная просветительская кампания. Распространение методической литературы и реализация образовательных проектов для активных собственников жилья и профильных НКО;

	создание муниципальных представительств региональных центров общественного контроля в ЖКХ;

	постоянный общественный мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья;

	проведение общественной экспертизы региональных и федеральных нормативных правовых актов;

	проведение ежеквартального мониторинга основных проблем в сфере ЖКХ;

	мониторинг осуществления лицензирования управляющих организаций и контроль за соблюдением интересов собственников домов, чьи управляющие организации не прошли процедуру лицензирования.

За первое полугодие 2015 года в приемные региональных центров и в адрес НП «ЖКХ Контроль» поступило более 16 тысяч обращений. На основании анализа обращений граждан, поступивших в общественные приемные региональных центров, а также через единый сайт Общероссийского центра, ежеквартально составляется потребительский рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ. 

Организована работа по общественному контролю за программами переселения граждан из аварийного жилого фонда, в том числе фотофиксация строящихся объектов. Также проведена проверка качества уже построенных домов. Всего общественниками проверено 532 многоквартирных дома. В результате проведенного мониторинга представители региональных центров представили замечания по качеству 201 дома, построенного в 2014 году по программам переселения граждан из аварийного жилья. Все выявленные замечания взяты на контроль. 

Организована работа по общественному контролю за программами капитального ремонта (выборочная проверка сведений, размещаемых региональными органами власти на сайте «реформа ЖКХ», выборочное анкетирование собственников в домах, которых прошел капитальный ремонт). 

Введена практика проведения он-лайн семинаров, в ходе которых федеральные эксперты освещают наиболее актуальные вопросы организации управления жилым фондом, осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ, разъясняются новеллы федерального законодательства. За 2014 и первую половину 2015 года проведено 36 таких семинаров.

Ежеквартально обобщаются и распространяются лучшие практики общественного контроля в сфере ЖКХ. На сайте НП «ЖКХ Контроль» сформирована библиотека лучших методических пособий в сфере ЖКХ, подготовленных в различных субъектах Российской Федерации. 

В 54 регионах созданы Общественные Советы при органах исполнительной власти, в которые вошли представители региональных центров. Представители профильных НКО также вошли в состав лицензионных комиссий.

В данной части дипломной работы также интересно представить зарубежный опыт, который позволит повысить качество услуг ЖКХ. Будем ориентироваться на выявление основ качества предоставляемых  жилищных и коммунальных услуг отрасли ЖКХ на примере США, Великобритании и Германии.

Успешное развитие отраслей и секторов хозяйства Великобритании в целом, ЖКХ, в частности, приведет к росту конкурентоспособности экономики, к усилению позиций страны. Это позитивно скажется на развитии всего общества, позволит решать многие социально-политические и социально-экономические проблемы, что, в конечном счете, позволит стране сохранить достойное место среди ведущих развитых мировых держав [7, c.82].

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Великобритании является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Сфера городского хозяйства в Великобритании в основном находится в ведении административно-территориальных единиц Великобритании. 

В Великобритании государство активно поддерживает сектор ЖКХ, постоянно совершенствуя законодательную и правовую основу в данной области. Для предприятий сектора ЖКХ действуют различного рода налоговые льготы, предоставляются гарантированные займы и кредиты, имеет место система создания бизнес – инкубаторов, сформирована эффективная система повышения квалификации и переподготовки кадров [8, C.54].

В Великобритании сформирована эффективная система управления качеством предоставляемых  жилищных и коммунальных услуг конкретных УК муниципалитетом и общественными структурами, которая ориентирована на постоянное совершенствование и динамичное развитие преимущественно за счет развития нормативно-законодательной базы.

Интересен опыт Германии: в стране контроль за качеством услуг ЖКХ осуществляется на уровне государства и отдельных единиц (такой подход позволил сформировать самую высокоразвитую в Европе систему отслеживания качества услуг ЖКХ) [9, c.96].

В качестве вывода отметим, что по состоянию на 2015 год сектор ЖКХ Германии – самый развитый в Европе.

В стране сформирована эффективная система качества услуг сектора, которая контролируется и регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. 

Важно отметить также, что система управления качеством предоставляемых  жилищных и коммунальных услуг конкретных УК муниципалитетом и общественными структурами в Германии ориентирована на эффективный контроль внутри самих организаций, предоставляющих услуги ЖКХ. Возможность самоорганизации предприятий и организаций указанного сектора стало возможным благодаря менталитету немецкого народа.

Итак, в Германии все предприятия сферы ЖКХ приватизированы и не являются собственностью государства или муниципального образования. Опираясь на законодательную базу, немецкие коммунальные хозяйства организую контрольную деятельность изнутри, обеспечивая тем самым эффективность и высокое качество услуг сферы ЖКХ [10, c.84].

Система ЖКХ в США является эффективной. В США реформа ЖКХ стартовала около 30 лет назад. Различия в сфере финансирования ЖКХ Система ЖКХ в США и Великобритании существенны: доля расходов на ЖКХ составляет в Великобритании – в среднем 5,2 % от ВВП, в США максимальное значение - 19,8 % по состоянию на 2014 год [11, C.104]. 

Принципы организации системы жилищно-коммунального хозяйства в каждой стране имеют свои особенности. Рассмотрим, как организовано ЖКХ за океаном – в США. Дать точное название коммунальной системы Америки очень сложно, скорее всего, она представляет собой «коммунальный кластер» (КК). Так один такой кластер может включать в себя несколько многоквартирных домов, в которых может быть до нескольких сотен квартир, находящихся в частной собственности. При этом в данный КК входят также различные коммуникационные сети, бассейн, прачечная, спортивный комплекс, парковка, лужайки и различные зеленые зоны.

Весь данный комплекс обслуживается подрядными организациями, в том числе и поставщики различных ресурсов, которые отбираются, на основании открытого конкурса. Вместе с этим оперативный контроль над каждым кластером ведется небольшим числом сотрудников: менеджером, который следит за общедомовыми расходами коммунальных услуг, и несколькими рабочими. При этом на рабочий компьютер менеджера, при помощи автоматизированной системы учета, постоянно поступает информации об объемах потребленного электричества, воды, тепла и т.д.  Данная система позволяет оперативно реагировать и быстро устранять возникающие утечки, которые определяются резким увеличением среднесуточных расходов ресурсов. Помимо всего прочего коммунальщики в Америки получают дополнительные средства от продажи вторсырья, которое выбрасывается жильцами кластера. Необходимо отметить, что сбор отходов в США раздельный, то есть под каждый вид мусора имеется свой контейнер, а послушные американцы сами сортируют свои отходы.



Ведущим принципом, на котором основывается вся коммунальная система, является следующие правило – не доставлять тепло и горячую воду извне, так как данная практика влечет за собой довольно большие расходы. Данные ресурсы производятся самим коммунальным кластером. Так, например, бойлер с насосным оборудованием, который, как правило, устанавливается в подвале или на крыше, обеспечивает горячей водой целое здание. Отапливаются дома несколькими способами:

при помощи теплового вентилятора, который может использоваться для обогрева, как отдельной квартиры, так и всего дома. Обычно такие вентиляторы работают на газу или на электричестве;

в новых домах в стены, не редко также потолок и пол, монтируют гибкие провода-тэны, при этом газа в таких жилищах обычно нет, а кухонные плиты работают на электричестве;

довольно редко дома в коммунальных кластерах отапливаются при помощи котельных. Однако проложенные для этого коммуникации образуют дополнительные расходы, поэтому данным способом пользуются достаточно редко. При этом даже в таких небольших котельных уже с давних пор не ставят паровых котлов, а устанавливают парогазовое оборудование, которое может вырабатывать не только тепло, но и электричество. Кроме того коммунальщики пользуются достижениями альтернативной энергетики. Так, особенно в южных частях страны, на крышах домов монтируются солнечные панели;

в штатах, где бывает достаточно холодно, в отопительной системе дома применяются тепловые насосы, которые отапливают квартиру, при этом охлаждая почву вокруг здания или водоем. Кроме того подобные насосы обеспечивают также подачу горячей воды.        

Создать подобные кластеры возможно и в нашей стране, центром подобной коммунальной системы могла бы стать котельная, обслуживающая до нескольких десятков домов.

Можно отметить, что как в США, так и в Великобритании государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на таких принципах [12, c.208]:

ориентация на обеспечение развития населенных пунктов;

ориентация на формирование конкурентной среды населенных пунктов для целей их развития;

ориентация на обеспечение баланса бюджета и т.д.

В целях стимулирования развития отрасли ЖКХ как в США, так в Германии и Великобритании, прежде всего, органы власти ориентированы на рост финансирования указанной области экономики [13, c.307].

Вторым важным направлениям развития отрасли можно считать передачу прав регулирования отрасли и содействия развитию преимущественно на региональный уровень.

Правительство США и Великобритании в условиях современного развития экономики ориентировано также на необходимость поддержки сектора ЖКХ с ориентацией на активизацию инновационного предпринимательства.

Например, автономное и бюджетное учреждение может быть профинансировано посредство субсидирования. Казенные учреждения финансируются за счет доходов, полученных ими от той или иной деятельности.

Отличием автономного учреждения можно назвать то, что оно может открывать счета в кредитных организациях (подобной возможности казенные и бюджетные организации лишены, они вправе открывать счета только в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях). Также автономные учреждения, в отличие от казенных и бюджетных, вправе размещать средства на депозитах коммерческих банков [14, c.24].

Государственные учреждения функционируют в разных отраслях и секторах экономики, в частности, в сфере ЖКХ, при этом, для России интересен зарубежный опыт. В сфере управления качество услуг ЖКХ США и Великобритании, как было выяснено, можно выделить ряд схожих черт [15, c.152]:

Во-первых, и в США, и в Британии государство активно регулирует сектор ЖКХ, в частности, в аспекте повышения качества предоставляемых услуг.

Во-вторых, важно отметить, что сектор ЖКХ как США, так и Великобритании, ориентирован на внедрение инновационных технологий в целях повышения качества предоставляемых услуг.

В-третьих, в средне и долгосрочной перспективах как США, так и Великобритании, предполагается повышение уровня финансирования сектора ЖКХ в целях повышения качества предоставляемых услуг.

Для России опыт США и Великобритании немаловажен. В США, к примеру, действует Закон «О жилищно-коммунальном хозяйстве и услугах». Подобные законы функционируют и в прочих государствах Запада (Германии, Италии, Испании, Великобритании и проч.).

В Великобритании действует Закон «О жилищно-коммунальном хозяйстве».

В России основными законодательными актами в сфере ЖКХ являются [16, c.207]:

	Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, определяет требования к качеству воды систем горячего и холодного водоснабжения, регулирует отношения в сфере систем горячего и холодного водоснабжения) [17];

	Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (закон регулирует отношения, связанные с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем) [18];

	Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте) [19];

	Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определяет правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности) [20];

	Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на организацию ЖКХ) [21];

	Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (закон ориентирован на тарифное регулирование ЖКХ) [22];

	Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики) [23].

	

1.2 Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории



Тарифная политика в сфере ЖКХ Российской Федерации осуществляется исходя из основных положений и принципов Законов РФ. Основным законодательным актом выступает Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Также положительную роль в ценовой политике отрасли сыграл Федеральный закон  от 29.06.2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новым этапом реализации государственной политики ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон  от 29.06.2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Их позитивная роль – конкретизация источников финансирования расходов на текущий, капитальный ремонт и обслуживание жилья всех форм собственности. 

Так, в соответствии с Федеральным законом  от 29.06.2015 г. №176-ФЗ Жилищный кодекс дополнен следующими положениями:

	определен порядок привлечения кредитных и иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 

	уточнен порядок проведения общих собраний, в том числе введена очно-заочная форма, установлены дополнительные обязательства исполнителей коммунальных услуг (КУ);

	усилена финансовая ответственность исполнителей КУ, введены штрафы в отношении исполнителей КУ в пользу потребителей КУ;

	стоимость коммунальных услуг включена в состав платы за содержание и ремонт;

	введена новая коммунальная услуга «обращение с ТКО»;

	внесены изменения в части формирования фонда капитального ремонта;

	внесен ряд других существенных изменений.

Нормативными актами определены перечень жилищных и коммунальных услуг, оказываемых потребителям, в т. ч. населению, методы расчета цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, условия их пересмотра. Введение обязательной процедуры независимой экспертизы позволило регулирующим органам на местах от чисто политических решений перейти к экономически обоснованным.

Одной из причин тормозящих реформирование жилищно-коммунального хозяйства является неэффективная тарифная политика, в связи с чем, большое значение приобретает проблема формирования экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и их регулирование по времени.

Поэтому вопрос ценообразования и регулирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ имеет исключительно важное значение [24, C.42].

Тарифы ? расценки (ЖКУ) устанавливаются исполнительными органами государственной власти, региональными энергетическими комиссиями, местными властями, в соответствии с законодательством РФ [25].

С применением тарифов на услуги ЖКХ, утвержденных на 2015 год в соответствующем порядке, рассчитывается стоимость услуг, оказанных предприятиями ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) населению с целью комфортного проживания граждан в многоквартирных домах и частных жилых домах.

К тарифам ЖКХ относят следующие виды тарифов:

тарифы на воду (горячее и холодное водоснабжение);

тарифы на газ (газоснабжение);

тарифы на теплоснабжение;

тарифы на электроэнергию;

тариф на содержание жилья, пользование лифтом, вывоз ТБО;

благоустройство территории и капитальный ремонт [26].

На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно росли, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране. На протяжении последних лет Правительство пытается разработать варианты привязки роста тарифов к официальной инфляции, которая составляют 7-8% в год, однако, не исключается и рост с опережением инфляции на пару процентных пунктов.

В 2014 году впервые за 7 лет ситуация несколько изменилась – инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Однако это не улучшило ситуацию, а скорее усугубило и так сложное положение. Резкий рост цен на товары первой необходимости (около 20%) заставил граждан увеличить долю расходов на них, сократив средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года на услуги ЖКХ приходилось больше 9% всех трат, в 2013 году – уже 11,5%, в 2014 году – около 17%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в 2014 году повысились на 9,4% после роста на 9,8% в 2013 году [27].

Устойчивый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ.

В настоящее время предпринимаются законодательно-организационные инициативы как, в общем, по стране, так и в регионах. Происходит совершенствование тарифов на услуги, внедряются различные методы экономического управления (на государственном, муниципальном и предпринимательском уровнях) [30, C.63-67]. В соответствии с действующим российским законодательством за каждым из уровней регулирования закреплены свои полномочия, реализуемые в процессе тарифной политики.

Ключевой инновацией в сфере регулирования тарифного ценообразования является переход к долгосрочному тарифному регулированию. От регулируемых тарифов будет происходить переход к фиксированным на 3–5 лет. Никто теперь не имеет права в течение периода регулирования пересматривать установленные параметры.

Органом государственной власти, определяющим основные тенденции тарифной политики в ЖКХ и энергетики в России и предельные индексы роста тарифов ЖКХ, платы за коммунальные услуги является Федеральная служба по тарифам РФ.

Распоряжением Правительства от 1 ноября 2014 года РФ № 2222 «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» были утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015 - 2018 годы.

Индексация платы за ЖКУ зависит от множества факторов:

	условия развития российской экономики;

	главные показатели социально-экономического развития страны, собственно, на 2015 год и прогнозы на плановый период, соответственно ? 2016 и 2017 годов;

	сведения, которые предоставляют органы власти субъектов Федерации.

	Новые индексы платы за услуги ЖКХ на 2015 год установлены дифференцированно на два периода:

	с 1 января по непосредственно 30 июня 2015 года, предусматривается нулевое значение индекса, то есть плата повышаться не будет;

	с 1 июля по соответственно 31 декабря 2015 года. Предусмотрены различные индексы для разных регионов России. Повышать размер платы выше предельных индексов не разрешено.

В то же время, согласно одобренным правительством РФ в сентябре 2015 года решениям, индексация тарифов для населения на электрическую и тепловую энергию должна составить в 2016 году с 1 июля 8,5%, а по газу ? 7,5%.

Из распоряжения правительства следует, что в 2016 году минимальное значение индексац.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%