VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы бухгалтерского учета в розничной торговле

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001132
Тема: Теоретические основы бухгалтерского учета в розничной торговле
Содержание
     Содержание

     Введение	3
     1. Теоретические основы бухгалтерского учета  в розничной торговле	6
     1.1 Экономическая сущность розничной торговли, ее виды и формы	6
     1.2 Цели, задачи и информационная база учета товаров в розничной торговле	10
     1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета товаров	11
     2. Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей в организациях розничной торговли	18
     2.1 Порядок оценки товаров	18
     2.2 Бухгалтерский учет товаров и тары	20
     2.3Организационно-экономическая характеристика АО МСК «Электрокомплектсервис»	29
     3. Методика учета товаров и тары в АО МСК «Электрокомплектсервис»	37
     3.1 Документальное оформление товаров и тары	37
     3.2 Синтетический учет товаров и тары	42
     3.3 Аналитический учет товаров и тары	46
     3.4 Инвентаризация товаров и тары	51
     Заключение	56
     Список литературы	59
     Приложения	62
     
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     Торговля- это особая деятельность, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
     Торговля выполняет общественно необходимую функцию — доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля подразделяется на оптовую, мелкооптовую, розничную и мелкорозничную. Кроме того, одним из видов торговли можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.
     С точки зрения предпринимательства торговля - это вид деятельности, связанный с получением прибыли, где объектом действий служат товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.
     Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, т. е. подчинено определенным правилам. Отступление от них влечет за собой серьезные ошибки в бухгалтерской отчетности при исчислении финансовых результатов деятельности организации, а также служит поводом для злоупотреблений со стороны материально-ответственных лиц и т. п. В связи с этим для данных предприятий является актуальным вопрос учета товарных запасов.
     Процесс движения товаров состоит из трех основных стадий: поступление товарно-материальных ценностей в организацию (на этой стадии производится принятие к учёту и стоимостная оценка), их хранения и выбытие.
     При формировании учетной политики в отношении товароворганизация решает два вопроса:
     1) по какой цене учитывать товары;
     2) по какой цене и в каком порядке их списывать.
     
     Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с товарами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями, положениями и другими нормативными документами. В системе учета товаров часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом, бухгалтерский учет товаров является жизненно необходимым для организации, ведущей свою финансово-хозяйственную деятельность.
     Большинство современных предприятий вынуждено регулярно проводить инвентаризацию собственных материально-технических ценностей с целью обеспечения их сохранности и создания достоверных данных бухгалтерского учета. Как правило, данная процедура осуществляется в сроки, установленные законодательством, и в обязательном присутствии лиц, материально ответственных за имущество организации.
     Цель работы - изучить организациюбухгалтерскогоучета движения товаров в розничной торговле.
     Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
     1) дать определение и экономическую сущность и роль розничной торговли;
     2) изучить теоретические основы учета товаров в розничной торговле;
     3) провести оценку бухгалтерского учета товаров и тары на примере организацииАО МСК «Электрокомплектсервис»;
     4) по результатам исследований сделать выводы и предложения.
     Объектом исследования выступает торговая организация АО МСК «Электрокомплектсервис».
     Предметом исследования - бухгалтерский учет товаров и тары в АО МСК «Электрокомплектсервис».
     
     Теоретической основной дипломной работы являются: Налоговый и Гражданский кодексы Российской Федерации, Федеральный закон 
     «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету, другие нормативные документы, законодательные акты по вопросам бухгалтерского учета, труды и публикации по теме исследования, специальные литературные источники.
     Методологической основой являются общенаучные и классические методы исследования, методы отдельных отраслей знания, диалектический метод.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Теоретические основы бухгалтерского учета  в розничной торговле
1.1Экономическая сущность розничной торговли, ее виды и формы. 
     С начала действия экономических реформ, розничная торговля в России превратилась в один из важнейших двигателей экономики нашей страны. Наибольшее влияние на рост розницы оказывает потребительский спрос. Рост потребительского спроса на внутреннем рынке страны помогает сгладить экспортные направления.
     При развитии розничной торговли, крупные игроки вытесняют мелких и входя на рынок, в кратчайшие сроки формируют и развивают всю инфраструктуру местности. Что также выгодно государству. При этом привлекая иностранные инвестиции и создавая благоприятные условия для развития и подъёма экономики регионов. Розничная торговля не только зависит от состояния экономики, но и принимает участие в ее формировании. 
     Для государства это также один из способов решения вопроса, о безработице, создавая новые рабочие места, привлекая к занятости население регионов, поднимая внутренние экономические вопросы страны. Именно эта область способна обширно предоставить рабочие места различному уровню трудоспособных людей. По официальным источникам в этой сфере задействовано около 5,5 млн. человек, что составляет около 20 процентов всего занятого населения страны. 
     В связи с увеличением рынка сбыта, при росте спроса населения не целесообразно покрывать потребностей только лишь импортом, а следовательно, появляются предпосылки открытия местных производств пищевой промышленности, что и развивает направление легкой промышленности внутри страны. 
     Москва является крупнейшим потребительским рынком России и Европы. Обеспеченность торговыми площадями на 2013 год составляет 780кв.м на тысячу жителей. Здесь насчитывается более 34 тысяч объектов розничной торговли, из которых одна тысяча- это гипермаркеты, 
     более четырех тысяч- мини-маркеты и магазины с товарами ежедневного потребления.
      Объём розничного рынка вырос в 2 раза с 2009 по 2014 гг. Объем розничного рынка в Москве на 2014 год достиг 4,4 трл. руб. (рис. 1.1).
     
     Рис. 1.1. Оборот розничной торговли
     
     На долю Москвы приходится 17% оборота российской розничной торговли. На данный момент, Москва занимает 5 место по наличию крупнейших объектов розничной торговли среди городов мира.
     Столь стремительное развитие логично, так как Москва характеризуется устойчивым платежеспособным спросом. Рост реальных денежных доходов населения значительно опережает рост розничного товарооборота.
     Розничная торговля напрямую связывает звенья потребителя и производителя, при помощи операторов для товарно-денежного обмена с максимальной экономической выгодой. Так как розничная торговля связана с вопросами денежных источников, то соответственно и формирует бюджет страны и влияет на различные аспекты.
     Розничная торговля в России зародилась с 1970 гг. с открытием первого крупного универсального магазина «Фрунзенским» в Ленинграде. В Москве это были универмаги ГУМ, ЦУМ, «Первомайский». 
     В начале 90-х годов в России начинает развиваться торговля, объединённая в отрасли. После принятия указа «о мерах по либерализации цен» в конце 1991 года 90% розничного рынка освобождаются от государственного регулирования цен. Это привело к повышению цен в сотни, а затем и в тысячи раз. В тот период покупательская способность снизилась, так как из-за инфляции население осталось без средств. Многие предприятия сократили свои обороты, появилась безработица. Стремление государства справиться с инфляцией приводило к дефициту. 
     С 1992 года вышел указ «О свободе торговли», который основательно повлиял на рынок розничной торговли. 
     В 1998 году во времена дефолта, многие крупные на данный момент компании начали переориентироваться на розницу и открывать свои первые магазины, как ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит»). Самым популярным форматом стал дискаунтер-это магазины с минимальной наценкой, которая формируется за счет сокращения издержек. 
     Настоящим событием для России становится появление западных торговых сетей на рынке, таких как ИКЕА и Метро Кэш энд Керри. Эти компании показывают уровневую и организованную торговлю. Результатом прихода иностранных компаний на Российский рынок стало снижение цен. Низкий уровень наценки компенсируется масштабными оборотами, а концентрация бизнеса позволяет экономить на логистике, оформлении документов и прочих расходах. 
     По мере ускорения развития розничных компаний, для развития и поддержания темпов роста сети приходят к такому процессу, как франчайзинг. За счет этого удается увеличить количество торговых площадей, соблюдая все требования компании. 
     Оборот розничной торговли РФ в 2014 году на 90,5% формировался за счёт торговых предприятий, а также лицами, ведущими свою деятельность вне рынка. 
     На российском рынке расширяются и развиваются наиболее крупные компании, усиливая свои позиции, это в основном как местные, так и зарубежные ритейлеры. Однако в приоритете рынка до сих пор отечественные розничные компании, которые продолжают развиваться не только в России, но и выходят на рынок стран СНГ. 
     Проанализировав цифры не остается сомнений, что розничная торговля, одна из основных отраслей поддерживающих и обеспечивающих стабильность экономики на внутреннем рынке. Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России, опережающим по темпам роста другие отрасли. 
     В сравнении динамики продаж продовольственной и непродовольственной группы продаж, за последние четыре года сохраняются более высокие показатели продуктов питания. 
     Структура товарных ресурсов розничной торговли состоит из собственного производства, равным немногим более половины от общего количества и поступлений по импорту, приближающимся к 50%, но постепенно снижающемся в показателях в отношении продуктов собственного производства. Можно отметить, что данная ситуация кардинальным образом сменилась в текущем году в пользу собственного производства, в связи с введенными санкциями. 
     Таким образом, розничная торговля представляет собой отношения, возникающие между продавцом и покупателем в процессе передачи и оплаты товара. Кроме того, розничная торговля в экономике страны выполняет важные функции: осуществляет связь между производителями продукции и потребителями, создает рабочие места, обеспечивает вопросы денежного обращения в стране и др.
     Отличительной особенностью розничной торговли является процесс товародвижения который формируется в розничный товарооборот.
     
     
     1.2 Цели, задачи и информационная база учета товаров в розничной торговле.
     Торговые предприятия – одни из самых многочисленных, а среди малого и среднего бизнеса розничная торговля занимает лидирующее место. Торговля, подразумевает постоянное движение товара: приход, расход, списание и продажа. 
     Правильный и точный бухучет дает руководителю абсолютно верный инструмент оценки деятельности его фирмы в целом и каждого из отделов и сотрудников. С помощью данных бухгалтерского учета формируется политика дальнейшей работы предприятия и прокладывается будущий курс развития.
     Так как розница связана с продажей товаров широкого потребления, их реализация происходит с помощью контрольно-кассового аппарата и выдается кассовый чек, а дневная выручка заносится в книгу учета.
     При торговле мелкой розницей с лотков и в других мелких точках стоимость единицы товара фиксируется в накладной прихода-расхода. 
     Кассир формирует ежедневный отчет для создания необходимых проводок. Из проводок можно узнать количество общих продаж и посчитать объем выручки. Бухгалтером по итогам месяца осуществляется учет НДС, если предприятие его плательщик, и списываются расходы.
     Важнейшим фактором для бухучета в рознице является учет потерь. Это касается тех товаров, которые перед выставлением в торговый зал должны освободиться от обертки, тары, обвязочных материалов и пр. Иногда необходимо зачистить грязные поверхности, обветренные части и т.д. Такие отходы можно списать двумя способами – за счет торгующего звена либо за счет поставщика.
     В договорах с поставщиками сразу указываются нормы компенсации, возмещаемой им за отходы.
     Некоторые отходы объект розничной торговли реализует сразу на месте. Это могут быть кости, рыбьи головы, плавники и т.д., а пожелтевшие жиры сдают на переработку, что компенсируют перерабатывающие организации.
     В торговой точке, где есть открытая товарная выкладка, часть потерь происходит от использования товаров посетителями и их неоплаты. Эти потери списываются, как расходы на продажу.
     Самый проблемный вопрос в бухгалтерском учете – учет тары. При транспортировке некоторых товаров происходит изменение веса тары, как, например, при перевозке соленой рыбы в бочках. По нормам бочка весит определенное количество килограммов, а по факту получается совсем другое число из-за впитанного рассола. Такая разница обозначается термином – завес тары. Если такой завес произошел не по вине продающей организации, он компенсируется за счет ответственных лиц.
     Важный вопрос бухгалтерского учета в рознице – учет скидок. Крупные торговые точки – супермаркеты и гипермаркеты постоянно заявляют привлекательные скидки для покупателей. Но бухгалтерский учет должен все эти скидки учитывать.
     Перерасчет стоимости не производится для скидочных товаров, а расчеты производятся без учета скидок. Эти скидки учитываются после, при отображении валового дохода и уменьшении дохода от реализации.
     
     1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета товаров
     Как известно, в настоящее время в России существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. 
     1. Законодательный уровень регулирования. 
     2. Нормативный уровень. 
     3. Методический уровень. 
     4. Организационный уровень.
     Название первого уровня регулирования говорит само за себя: данный уровень включает различные законодательные акты, в том числе Конституцию, федеральные законы и кодексы, постановления и указы, и многие другие нормативные документы, являющиеся общеобязательными на всей территории страны. Наибольшую роль, конечно же, играет закон «О бухгалтерском учете», представляющий собой своего рода фундамент для ведения учета в организациях.
     Следующий уровень представлен Положениями по ведению бухгалтерского учета. На данном этапе утверждены и действуют 24 положения. Некоторые из них дорабатываются и изменяются с течением времени и изменением экономической ситуации. Смысл ПБУ заключается в том, что они раскрывают аспекты учета, а также его вариативность по отдельным объектам учета. Однако при этом ПБУ имеют общий характер, не раскрывая конкретных механизмов. Именно поэтому в нормативное регулирование бухгалтерского учета включается третий уровень, названный методическим. 
     Этот уровень представлен различными методическими указаниями по совершению каких-либо хозяйственных операций, к примеру, по проведению инвентаризации. Кроме того, важную роль на данном уровне отводят особому документу – плану счетов. Принцип применения двойной системы указан в сопряженном документе – инструкции по его применению. К данному уровню относятся и такие документы, как инструкция по заполнению форм отчетности, различные указания по оценке финансовых обязательств и инвентаризации имущества, рекомендации по бухучету затрат, которые входят в издержки обращения, финансовых результатов на предприятии общественного питания и так далее. 
     Следует отметить, что нормативное регулирование бухгалтерского учета нередко предусматривает вариативность отражения тех или иных операций. Поэтому, основываясь на документах вышеуказанных уровней, организации составляют свою учетную политику, которая относится к четвертому уровню регулирования. 
     Четвертый уровень регулирования составляет организационно-распорядительная документация, формирующая учетную политику конкретной организации. Эти документы разрабатываются консультационными фирмами по заказу организации или непосредственно самой организацией. К документам этого уровня относят приказы, рабочие инструкции, распоряжения, указания по учету определенных операций или объектов. В рамках учетной политики предприятие вправе выбрать из предложенных способов ведения учета наиболее оптимальный для себя вариант, разработать на основе общего плана счетов собственный, который бы учитывал специфику деятельности предприятия. Также можно разработать собственные первичные документы, удовлетворяющие определенным требованиям.
     В отличие от прежнего Закона "О бухгалтерском учете" в Законе №402-ФЗ регулированию бухгалтерского учета посвящена целая глава, причем принципы регулирования выделены в отдельную статью (ст. 20 "Принципы регулирования бухгалтерского учета").
     Ранее требования к системе регулирования (принципы регулирования) бухгалтерского учета были изложены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. В частности, в указанном документе были перечислены такие требования:
     1) разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества и распределение функций между ними;
     2) обеспечение единства системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации;
     
     3) целенаправленность ее развития;
     4) учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей;
     5) преемственность.
     Таким образом, часть из этих требований реализована в новом Законе
     "О бухгалтерском учете". 
     Второй уровень системы нормативного регулирования представлен положениями по отдельным вопросам учета имущества, обязательств, капитала, определяющими единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
     Для более структурированного понимания того, сколько положений прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет товаров, составим таблицу 1.1.
     Таблица 1.1 - Нормативные акты бухгалтерского учета, прямо или косвенно регулирующие учет товаров
Номер, год принятия
Дата принятия
Номер приказа
Наименование нормативного акта
Раздел, пункт, абзац
1998
29.07.1998
№ 34н
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Пункты 25, 28, 32,40, 54, 56,66, 69, 70, 77, 78, 79, 80, 81,82,83
ПБУ 1/2008
06.10.2008
№ 106н
Учетная политика организации
Весь акт
ПБУ 3/2006
27.11.2006
№ 154н
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
Пункты 13,18, 19, 22
ПБУ 4/99
06.07.1999
№43н
Бухгалтерская отчетность организации
Разделы 3 и 5
ПБУ 5/01
09.06.2001
№44н
Учет материально-производственных запасов
Пункт 25
ПБУ 7/98
25.11.1998
№56н
События после отчетной даты
Пункт 9
ПБУ 9/99
06.05.1999
№32н
Доходы организации
Весь акт
ПБУ 10/99
06.05.1999
№33н
Расходы организации
Весь акт
ПБУ 8/01
28.11.2001.
№96н
Условные факты хозяйственной деятельности
Весь акт
ПБУ 15/2008
06.10. 2008
№ 107н
Учет расходов по займам и кредитам
Раздел 3
ПБУ 18/02
19.11.2002
№ 114н
Учет расчетов по налогу на прибыль
Весь акт
     
     Выделим основные законодательные и нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при организации бухгалтерского учета и налогообложения в торговых организациях, являются следующие: 
     а) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, утв. Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая, утв. Федеральным законом от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ); 
     б) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) 
     «О бухгалтерском учёте»; 
     в) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, утв. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая, утв. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ); 
     г) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н); 
     д) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н); 
     е) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н) ; 
     ж) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н); 
     з) Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н); 
     и) Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г № 114н); 
     к) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н). 
     л) Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н); 
     м) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н); 
     н) Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. приказом Роскомторга от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2 по согласованию с Минфином РФ); 
     о) Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5); 
     Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. 
     Так, согласно статье 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» регулирование отношений в области торговой деятельности  осуществляется:
     1) Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301; 29.01.1996, № 5, ст. 410, с изменениями от 07.04.2015г.);
     2) Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381 –ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации»;
     3) Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, № 15, ст. 766) и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     4) Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.01.2015) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования;
     5)Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5 
     6) Другие нормативные документы.
     Однако, следует отметить, что применение новых рыночных инструментов в сфере торговли и переход к новым технологиям управления торговой деятельностью изменили обычаи соответствующего делового оборота. Возникло большое количество сделок, которые не попадают в обычный перечень торговых операций и не получили достаточного освещения в нормативных правовых актах в области бухгалтерского учета, применимых для ведения учета торговых операций, и в профессиональной литературе. 
     
     
     
     
     
     
     2. Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей в организациях розничной торговли.
     2.1 Порядок оценки товаров.
     Каждый день торговые организации осуществляют множество хозяйственных операций, связанных с оборотом товаров. Основой торговой деятельности является учет доходов и расходов, связанных с приобретением и реализацией товаров. Наибольшую часть расходов торговая организация несет при приобретении товаров.
     Для торговой организации важно правильно определиться с правилами ведения учета приобретения товаров и формирования их фактической стоимости, так как от этого зависит прибыль, полученная от их реализации, и в целом финансовое положение организации. Конкретную методологию учета таких расходов организация должна установить для себя самостоятельно, закрепив выбранные способы ведения учета в приказе об учетной политике.
     Товары принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости их приобретения, которая включает сумму фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     Общие правила определения фактической себестоимости товаров ничем не отличаются от правил определения фактической себестоимости всех остальных видов МПЗ.
     При этом все же есть ряд особенностей.При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам, разница между стоимостью приобретения и продажной ценой (наценка) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей. 
     Иначе говоря, принятие на склад товаров осуществляется по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика ми» и 42 «Торговая наценка». 
     Заметим, что указанная норма бухгалтерского стандарта не является обязательной для организаций розничной торговли. Наличие в пункте 13 ПБУ 5/01 слова «разрешается» означает, что организация розничной торговли имеет право вести учет товаров как по покупным ценам, так и по продажным. Так как бухгалтерское законодательство предполагает два возможных варианта, то организация торговли должна сама определить метод оценки товаров, предназначенных для розничной продажи, и закрепить свой выбор в приказе по учетной политике. 
     Главным принципом применения продажных цен в качестве учетных является использование в организации стоимостной схемы учета товаров. То есть стоимостная схема учета применяется в целом по всем товарам, без под разделения по наименованиям. Учет товаров по покупным ценам предполагает натурально-стоимостную схему, когда движение и остатки товаров учитываются по каждому наименованию товаров. Как только организация розничной торговли переходит на эту схему учета, она обычно сразу начинает учитывать товары по стоимости приобретения. 
     Справедливости ради отметим, что если при розничной продаже каких-либо видов то варов народного потребления (бытовая техника, мебель и тому подобное) учет товаров по цене приобретения более или менее реален, то организовать натурально-стоимостную схему учета товаров в организации, торгующей в розницу продуктами питания, крайне сложно. 
     Ведь, как правило, в таких организациях ассортимент продаваемых товаров велик, идут ежедневные поставки то варов, документооборот громадный, то есть проблем вели кое множество. Кроме того, возникают определенные сложности и при инвентаризации, из-за того что складские цены покупные, а в торговом зале товар представлен по продажной цене, указанной в ценнике. Поэтому нередко розничные организации торговли используют именно продажные цены. 
     Использование продажных цен в сегодняшних условиях, когда организации наряду с бухгалтерским учетом обязаны вести еще и налоговый учет, дело очень неблагодарное, так как в целях налогообложения налогоплательщики вправе списать либо контрактную стоимость товара, либо стоимость приобретения товаров, сформированную по новым правилам. 
     Если учет товаров ведется по стоимости приобретения, то покупные товары учитываются на счете 41 по фактической себестоимости, которая складывается из суммы фактических затрат на их приобретение.
     При выбытии товаров (продаже, ином списании) их стоимость может быть определена одним из трех возможных способов:
     -по стоимости единицы товара;
     -по средней стоимости;
     -по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
     При этом для целей бухгалтерского учета организация может установить различные методы оценки для разных групп товаров. Выбранный метод необходимо применять в течение отчетного года.
     Однако для целей налогового учета устанавливается единый метод оценки стоимости списания покупных товаров. 
     Таким образом, имеются существенные различия формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете. Выбор метода оценки товаров в учете обосновывается индивидуальными особенностями каждого конкретного предприятия.
     
     2.2 Бухгалтерский учет товаров и тары
     Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, относящиеся к материально-производственным запасам, приобретенным для перепродажи. Учет товаров в торговых организациях ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Для целей налогового учета товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.
     В плане счетов предусмотрены следующие типовые субсчета к счету 41 «Товары»
     41-1 «Товары на складах» - используется организациями оптовой торговли и общественного питания для учета наличия и движения товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, а также в овощехранилищах, холодильниках и т. д.;
     41-2 «Товары в розничной торговле» - применяется организациями розничной торговли для учета наличия и движения товаров в магазинах, палатках, ларьках, киосках, а также в буфетах организаций общественного питания и т. д. На этом субсчете ведется учет стеклянной тары;
     41-3 «Тара под товаром или порожняя» - предназначен для учета наличия и движения как покупной тары, так и тары собственного производства, а также тары под товарами или порожней, кроме стеклянной;
     41-4 «Покупные изделия» - используется для учета товаров на предприятиях, осуществляющих промышленную или иную производственную деятельность, которые приобрели товары с целью их дальнейшей перепродажи.
     При смешанной оптово-розничной торговле в бухгалтерском учете могут быть использованы оба субсчета 41-1 и 41-2.
     Все указанные субсчета являются типовыми субсчетами 1-го порядка, кроме того, счет 41 «Товары» может иметь субсчета 2-го и 3-го порядка. Например, при импортных поставках товаров открывают следующие субсчета 2-го порядка:
     41-11 «Товары российские на складах»;
     41-12 «Товары импортные на складах» и т. д.
     Поступление товаров ведется с учетом НДС, для которого в настоящее время предусмотрены две основные ставки:
     1) 10 % на товары для детей и продовольственные товары, кроме подакцизных продовольственных товаров;
     2) 18 % на все остальные товары, работы и услуги, включая подакцизные товары.
     Схема счета 41 «Товары» представлена на рисунке 2.1.
Дебет
Кредит
Сальдо начальное (Сн) — остаток
товаров на складе на начало отчетного периода

Оборот по дебету (Од) — сумма
операций, связанных с поступлением товаров на склад
Оборот по кредиту (Ок) — сумма
операций, связанных с выбытием
товаров со склада
Сальдо конечное (Ск) — остаток
товаров на складе на конец отчетного периода

     
     Рисунок 2.1 -Схема счета 41 «Товары»
     Если торговая организация покупает товары по разным ставкам НДС, их учет в части отражения НДС ведется раздельно, например:
     41-111 «Товары российские с НДС 10 %»;
     41-112 «Товары российские с НДС 18 %» и т. д.
     Учет товаров может вестись и без выделения суммы НДС. Например, когда товары приобретаются у поставщиков, освобожденных от уплаты НДС, сумма НДС включается в стоимость покупных товаров.
     В этом случае торговая организация может к счету 41 «Товары» открывать субсчета для разделения учета товаров с НДС и без него.
     Аналитический учет по счету 41 «Товары» в торговых организациях должен вестись в отношении каждого материально-ответственного лица, а также по наименованиям, сортам, партиям и местам хранения товаров.
     Учет товаров, которые не являются собственностью торговой организации, но временно находятся в ее распоряжении, ведется на забалансовых счетах:
     002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» - для товаров, принятых на ответственное хранение;
     004 «Товары, принятые на комиссию» - для товаров, принятых на реализацию по договору комиссии.
     Таким образом, это основные (типовые) операции по учету товаров в организации. Существует ряд операций, которые имеют свои отличительные особенности, в том числе при бухгалтерском учете данных операций, но в последнее время все чаще используемых в торговых организациях, таких как приобретение товаров на условиях коммерческого кредита, скидки при приобретении товара и др.Рассмотрим их подробнее.
     1. Приобретение товаров на условиях коммерческого кредита.
     Получение коммерческого кредита торговыми организациями в виде отсрочки или рассрочки оплаты товаров может являться одним из условий возможно в рамках договора поставки, заключаемого между субъектами хозяйственной деятельности (ст. 823 ГК РФ). При этом если за предоставление коммерческого кредита предусматривается уплата процентов поставщику, то их размер и порядок уплаты устанавливается договором (ст. 809 ГК РФ). В зависимости от условий договора проценты могут выплачиваться ежемесячно до дня погашения кредита, или в общей сумме на момент погашения кредита или в ином порядке, предусмотренном в договоре.
     Суммы процентов отражаются в бухгалтерском учете на основании договора и расчета начисления процентов следующим образом:
     На дату приемки товаров: 
     Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - приняты к учету товары по фактической себестоимости их приобретения. 
     Фактическая себестоимость приобретения товаров формируется на основании стоимости их приобретения (п. 13 ПБУ 5/01). Для торговых организаций стоимостью приобретения товаров может являться их покупная цена. В организациях розничной торговли допускается производить оценку фактической себестоимости приобретенных товаров по продажным ценам с отдельн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.