VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы антимонопольной политики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001076
Тема: Теоретические основы антимонопольной политики
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Высшая школа экономики и управления
Кафедра «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление»



Теоретические основы антимонопольной политики
   
   
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»




Руководитель, доцент
Петрова Н.С.
«____»____________20__ г.
Автор работы
Студент группы ЭиУ-154
Иванова М.И.
«____»____________20__ г.
Работа защищена
«____»____________20__ г.
с оценкой ___________



Челябинск 2016
АННОТАЦИЯ






Королева Н.С. Теоретические основы антимонопольной политики. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-154, 2016. -33 с., 2 ил., 4 табл., библиографический список – 6 наим., 5 прил.

     В курсовой работе раскрыты теоретические основы антимонопольной политики, сущность и виды монополии, определение объёмов производства и цены фирмой-монополистом.
     Рассмотрена экономическая природа антимонопольной прибыли, общественные издержки монопольной власти. Проанализированы цели, направления и методы антимонопольной политики. Выявлены особенности антимонопольного регулирования и политике во всем мире.








ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ…………………………………………………………………...6
 1.1 Представление и виды монополии………………………..………6
 1.2 Установление объемов производства и цены фирмы – монополистом………………………………………………….………….…9
 1.3 Общественные издержки монопольной власти…………………12
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
    2.1 Цели и направления антимонопольной политики………………….14
    2.2 Методы антимонопольной власти……………………………………17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…..23
    3.1 Антимонопольное регулирование с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………………..23
    3.2 Особенности антимонопольной политики в мире……………..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...........................................................................27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………29







ВВЕДЕНИЕ
     Антимонопольное регулирование страны – важная проблема. Она значима для постановления целей и решения проблем в любой экономической стране. Для предотвращения последствий на рынке монополий были созданы, да и до сих пор создаются определенные законы.
     Государство в праве наказывать любые компании, которые вовлечены в монополизацию, для этого и созданы определенные законы. Оно создает определенные организации по борьбе и контролю, которые, в свою очередь, обязаны следить за событиями на рынках страны и обнаруживать их монополизацию.
     В Российской Федерации это делает Государственный антимонопольный комитет.
     Три важных элемента эффективности:
     - последовательность;
     - трактовка законов судами;
     - характер законов.
     Эти элементы часто меняются, а значит, и изменяется нутро антимонопольной политики.
     Из-за этого изучение антимонопольного регулирования становится значимым для расширения темы об экономическом развитии.
     Цель работы: исследовать вопросы возникновения, регулирования и и развития антимонопольной политики.
     Задачи:
     - изучить литературу по этому вопросу;
     - проанализировать влияние антимонопольной политики;
     - проанализировать цели, направления и методы регулирования антимонопольной политики.
     Актуальность. Антимонопольная политика, конечно, очень важна для российской экономики. Меры по регулированию монополии, которые хорошо продуманны – развивают конкуренцию и стабильность на рынке. Эта тема очень важна для российской экономике, поэтому я выбрала именно эту тему для написания курсовой работы.
     Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения и библиографического списка литературы.

















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
1.1. Представление и виды монополии
      Под монополией понимают юридическое лицо, которая регулирует на рынке или занимает определенную долю рынка. Она вносит свои законы и вопросы.
      Иногда монополия – некая структура рынка. Монополия – некая абстракция, ведь не существует продуктов, не имеющих заменителей. Происходит фальсификация товарного оборота. Редко, когда на рынке существует только один продавец. Например, в маленьких городах такое существует, там как раз и возникает чистая монополия. Но в этом случае их дееспособность регулируется вышестоящими государственными органами.
      Виды монополий зависят от много, в основном от структуры рынка и конкурентной формы.
      Обычно выделяют пять основных вида монополий:
      - естественная;
      - административная;
      - экономическая;
      - открытая;
      - государтсвенная.
Вид монополии
Характеристика
Естественная
Возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей сте??ни удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая сте??нь монополизации. Классическими примерами естественных на федеральном уровне являются ??редача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные ??ревозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. (см. приложение 1).Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков. в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.
Отличительная особенность таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электро??редачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. В связи с этим необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при кото?ы? происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно с??цифичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко ??реориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обес??чивается с достаточной сте??нью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами. 

Административная
Адми???тративная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, ми???терствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно адми???тративная монополия, прежде всего монополия всесильных ми???терств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. (см приложение 2).

Экономическая
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в ус??шном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. (см приложение 3). 
Открытая
На рынке может возникнуть ситуация, когда какая-либо компания начинает выпуск абсолютно нового товара. Но в отличие от чистой монополии, государство не защищает ее от возможных конкурентов. В таком случае возникает открытая монополия, которую можно отнести к одному из видов монополии чистой. Какой-то промежуток времени фирма является единственным поставщиком нового товара. Конкуренты таких компаний появляются на рынке несколько позже. Если приводить примеры открытой монополии, то стоит вспомнить компанию Apple, которая первой предложила потребителю технологию тач. (см приложение 4).
Государственная
Ее создание осуществляется с помощи законодательных барьеров. В правовых документах определяются товарные границы субъекта монополии и формы контроля над ним. При этом одним компаниям предоставляется исключительное право на осуществление того или иного рода деятельности. Эти организации являются государственными. Они находятся в подчинении главков, министерств и т.д. Государственная монополия группирует предприятия одной отрасли. Это приводит к отсутствию конкуренции на рынке сбыта. Существуют государственные монополии в России. Примеры деятельности, регулируемой законодательными актами, приведены ниже. В них входит: деятельность, которая связана с оборотом психотропных и наркотических средств; работа в сфере военно-технического регулирования; эмиссия наличных денег и организация их обращения на территории России; клеймение и опробирование изделий из драгоценных металлов; производство и оборот этилового спирта; экспорт и импорт отдельных товаров. (см приложение 5).










1.2. Установление объемов производства и цены фирмы – монополистом
     Монополисты определяют цену сами и не участвуют в конкуренции. Такие фирмы или другие организации хотят увеличить прибыль до максимального значения, следовательно, продукция, которой они торгуют должна содержать спрос и издержки.
     А раз монополист – производительно в единичном случае, то и его спрос становится равным спросу на рынке. Чтобы прибыль была максимальной, монополисту приходится устанавливать цену в зависимости от объемов продаж и производства.
     Рассмотрим кратко схему, которая представлена на рисунке 1.
     
Рис. 1. Определение цени и объема производства фирмой – монополистом


     MR – предельный доход, величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.
     МС – предельные издержки, прирост общего объема расходов при увеличении объема производства на единицу продукции.
     По графику можно сделать вывод: чтобы получить максимальную прибыль, необходимо снизить цену до АСм и увеличить объем выпуска до максимальных единиц.
     Кривая спроса является убивающей кривой, а значит, объем продаваемого товара можно увеличить лишь в том случае, если снизить цену на товар.
     Для того, чтобы цена была максимальной, фирме-монополисту необходимо:
     - рассчитать величину одобренного выпуска, пользование предельным доходом;
     - решение: производить или не производить данный товар, получивший положительный выпуск.
     На рисунке видно, что если предельный доход завышает предельные выдержки производства, то общий доход растет, а значит, и растет прибыль фирмы. 
     Предельный доход может быть равен издержкам. Это происходит в том случае, если одобренный объем выпуска товара максимизировался, но фирма не прекращает производства, то есть МР=МС.
     А значит, монополист сам устанавливает и регулирует цену, чтобы избежать больших потерь производства и увеличить товарооборот на в рыночной экономике.
     Есть два вида периодов производства:
     - краткосрочный;
     - долгосрочный.
     Единственное отличие между ними, что долгосрочный период имеет долгосрочные предельные выдержки, возмещаются как постоянные, так и переменные издержки производства. В краткосрочном периоде все наоборот.




















1.3. Общественные издержки монопольной власти
     Цена обычно соответствует предельным издержкам на рыночной экономике. А монопольная власть сравнивает ее так, что предельные издержки значительно ниже цены. Раз монополии увеличивают цены на производство и на продажу товара и уменьшают объем производства, то происходит заметное ухудшение благосостояния рыночной экономики и покупателей. Для этого необходимо разобраться, на самом ли деле монопольная политика ухудшает состояние страны или нет.
     Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сравнить излишки производства и излишки потребителей.
     На рисунке 2 показаны кривые издержек монопольной политики, а так же среднего и максимального дохода покупателя.
     
     
     Рис.2. Чистые убытки производства и потребителя
     Чтобы прибыль была максимальной, необходимо максимальный доход приравнять к предельным издержкам. Рм – монопольная цена, Qм – объем производства. Цены должны равняться максимальным издержкам.
     При монопольной политике цена на товар значительно выше, а,  следовательно, продукции покупается меньше. Заштрихованная область А – потеря излишка товаров, которые покупает потребитель. Те потребители, которые купили товар дороже, тоже теряют издержки потребления – заштрихованная область В. Значит, общая потеря производства и потребления составляет А+В. Но производитель даже с этого имеет выгоду, это происходит потому, что фирма-монополист производит товар в крупных масштабах, а скупаемость потребителем его значительно меньше, чем производство. Отсюда прибыль производства = А-С, а это и есть чистые убытки потребителя, а В+С – чистые убытки фирмы монополиста. Даже если платить налоги государству, например, за аренду помещения, за электроэнергию и т.д., все равно объем производства будет ниже из-за такой монополии, нежели в условиях свободной конкуренции.
     Так же могут возникнуть некие дополнительные издержки производства. Расходы могут быть различными:
     - баннеры;
     - реклама на ТВ;
     - создание сайта и т.д.
     Вывод: чем больше излишек производства переходит от потребителя к монополисту, тем больше общие общественные издержки монополии.


ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
    2.1 Цели и направления антимонопольной политики
    Антимонопольная политика государства – политика, направленная на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и на защиту конкуренции.
    Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют технологические олигополии, естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся и фирмы-лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправдана.
    Цель антимонопольной политики. Цель антимонопольной политики государства – пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
    Направления антимонопольной политики. В антимонопольное регулирование входят два направления:
Направление
Характеристика
структурное
связано с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
функциональное
связано с содействием развитию конкуренции на товарных рынках, с запрещением действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей продукции.

    В рамках первого проводится контроль деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке. По российскому законодательству доминирующим на рынке признается фирма, если ее доля на рынке превышает 50%. Такие фирмы заносятся в реестр монополистов. Фирмы, включенные в реестр:
    - должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства;
    - не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данный рынок.
    Также антимонопольные органы осуществляют контроль слияний и поглощений фирм: если объединяются несколько фирм, совокупная доля которых на рынке позволяет занять будущей фирме доминирующее положение на рынке, то антимонопольные органы вправе запретить подобное слияние.
    Для пресечения деятельности монополиста антимонопольный комитет может применить принудительное разукрупнение фирм.
    Также проводится политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.
    В рамках второго направления запрещаются действия фирм, направленных на ограничение конкуренции, например изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких или низких (демпинговых) цен и т.д.
    Также применяется контроль деятельности фирм, использующих рычаги нечестной конкуренции, такие как: препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности и т.д. При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд.
    Антимонопольная политика осуществляется с учетом как мирового опыта антимонопольного регулирования, так и особенностей развития экономики отдельных стран.
    Контроль деятельности естественных монополий. Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. Сформирован реестр естественных монополий, в который включены предприятия, занимающиеся:
    - транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    - транспортировкой газа по трубопроводам;
    - железнодорожными перевозками;
    - услугами транспортных терминалов, портов, аэропортов;
    - услугами общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
    С выходом из экономического кризиса доходы естественных монополий возрастают, так как увеличивается емкость внутреннего рынка, а также возникнет возможность черпать дополнительные доходы за счет использования положительного эффекта масштаба.
        2.2.  Методы антимонопольной власти
    1. Ограничительные предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
     Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
     Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. Предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка.
     Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во- вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
     2. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает: в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений; когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
     Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда: лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании; одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество; лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.
     Российское антимонoпольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммeрческой организации, если негативные антиконкурeнтные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и междунарoдном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмaми.
     Создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.
     3. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
     Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
     Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления:
   - заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
   - самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
   - совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.









ГЛАВА 3. ПРАКТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1. Антимонопольное регулирование с развитой рыночной экономикой
     Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития любой страны.
     В странах с развитой рыночной системой ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики.
     Правовое регулирование процесса смягчения экономических возможностей существует практически в любой стране. Антимонопольные государства приняты для того, чтобы регулировать государственную экономику страны. Сейчас суть этих государств состоит в том, что они направлены на защиту олигополии. 
     Олигополия – тип рыночной конкуренции, в которой существует несколько фирм-монополистов.
     Цели антимонопольного регулирования следующие:
- свобода в плане экономической деятельности;
- единая денежная единица;
- экономическое пространство на рынке экономики;
- свободное использование и перемещение товаров на территории страны;
- соблюдение прав юридических и гражданских прав на потребление и реализацию товаров.

    3.2 Особенности антимонопольной политики в мире
    В области применение антимонопольного законодательства существует ряд проблем:
Проблема
Характеристика
Нелегальная практика
Расширение перечня нелегальной практики вместе с повышением санкций означает рост риска ошибок I рода (неправомерного признания нелегальными действий, не ограничивающих конкуренцию) и повышение издержек таких ошибок для участников рынка.

Конкуренция
В системе государственного управления антимонопольное законодательство стало рассматриваться не только (а зачастую и не столько) как способ защиты конкуренции на отдельных рынках, но и как инструмент решения актуальных экономических, социальных и политических проблем.
Спрос
Спрос на применение антимонопольного законодательства предъявляют не только беневолентные участники рынка и органы государственной власти, но часто и недобросовестные бизнес партнеры и/или лоббистские группировки. Чем больший простор для ошибочного применения предоставляет содержание законодательства, тем выше спрос на него со стороны тех, чьи задачи не совпадают с целями разработки и принятия подобного законодательства.
    
    Достижения антимонопольной политики в мире:
    - ужесточение санкций;
    - введение штрафов;
    - введение программы освобождения от ответственности.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Изучая данную тему, можно сказать, что для экономики власть монополистов – одна из отрицательных черт всей рыночной экономики.
     Важнейшей задачей антимонопольной власти является ужесточение и контроль за отдельными фирмами, которые имеют определенную власть на мировом рынке. Государство выполняет некоторые важные функции:
     - защита прав и свободы жизни на рынке;
     - компенсация рыночного механизма;
      - защита рынка от монополизации, как фактор, исходящий из первых двух задач.
     Антимонопольная политика играет важную роль в развитии всех стран мира. Она регулирует цены и издержки производства на рынке, заставляя увеличивать качество производства, а также объем производства и продаж определенного товара. Важнейшим качеством – является контроль за фирмами-монополиями на рынке экономики. Следовательно, можно сделать вывод о том, что антимонопольная власть оказывает положительное влияние на развитие и тенденции многих стран всего мира.
     В данной курсовой работе были рассмотрены следующие задачи:
     - теоретический обзор литературы по монополистским фирмам и антимонопольной политики;
     - проведен анализ влияния антимонопольной политики;
     - проанализированы цели, направления и методы регулирования антимонопольной политики.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции. Электронный ресурс; федеральный закон: [принят Государственной Думой 26 июля 2006 г., N 135] Доступ из справочника правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч1. Изд-во ИГЭА, 1998. - С. 182.
3. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С.137-151.
4. Никифоров А. «Выявление антимонопольной политики государства» Саратов, 1994.
5. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. Гл. XVI, XVII.
6. Стародубровская И. "Основ антимонопольной политики”, Омск, 1990.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пример естественной монополии. Передача нефти и газа


















ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример административной политики. Компания «Дженерал –Электрик»














ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример экономической монополии. Монополист – собственник.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Пример открытой монополии. Технология тач.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Пример государственной монополии. Производство лекарственных средств.











30


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44