VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические характеристики профессионального определения старшеклассников.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001723
Тема: Теоретические характеристики профессионального определения старшеклассников.
Содержание
     Содержание
     
     Содержание	2
     Введение	3
     Глава 1. Теоретические характеристики профессионального определения старшеклассников	6
     1.1 Система профессионального становления старшеклассников	6
     1.2 Семья как ключевой фактор в профессиональном становлении старшеклассников	10
     Выводы	14
     Глава 2. Практическое исследование воздействия родителей на профессиональное становление старшеклассников	16
     2.1 Влияние родителей на профессиональное становление старших дошкольников	16
     2.2 Опытно-экспериментальная работа по определению уровня воздействия родителей на профессиональное становление подростков	20
     Выводы	24
     Заключение	26
     Список литературы	29
     Приложение	31
     
     
     
     Введение
     
     Большая часть выпускников в современном мире, по данным органов управления образованием, не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Очень часто выпускники представляют весьма смутно содержание той профессии, которую им придется выбрать. 
     В такой ситуации особое внимание уделяется учащимся старших классов, которые находятся на пороге выпуска и выбора своей будущей профессии, а действующие учебные программы современных рыночных потребностей не учитывают.
     Как показывают исследования, учащиеся не получают знания о современном рынке труда, а также о стандартных построениях удачной профессиональной карьеры, о своих обязанностях и правах в сфере трудовых отношений. Молодые люди пока еще не могут выступать в качестве субъекта рынка и успешно на нем конкурировать.
     Самостоятельный выбор профессии является очень важной задачей каждого человека. От того, насколько правильно будет выбран жизненный путь, зависитпсихологическое и физическое здоровье, общественная ценность человека, его место в обществе, удовлетворение работой.
     По статистике, большее число выпускников не имеют ярко выраженной жизненной перспективы, примерно 30% находится в состоянии стресса, одной из причин которого выступает чувство социальной незащищенности. Многие специалисты средних специальных и высших учебных заведений оказываются, в последние годы, невостребованными организациями и предприятиями, по причине чего им приходится работать не по специальности.
     Недостаток знаний о мире профессионального труда, как и ограниченный опыт проверки собственных наклонностей в определенной профессиональной деятельности, у учащихся порождает трудности при выборе профессионального пути и его реализации.
     В системе непрерывного образования в настоящее время отсутствует систематическая и целенаправленная психолого-профессиональная работа, которая должна оказывать содействие в профессиональном самоопределении, учитывая как потребности и возможности, так и ситуацию на рынке труда. Ситуация усложняется также и отсутствием системы комплексного взаимодействия социальных институтов, которые должны решать задачи занятости и профессионального самоопределения.
     Актуальность данного исследования обусловлена тем, что важная роль при выборе профессии отводится семье, хотя подростки этого и не осознают. Очень часто они делают попытки ориентироваться на профессии родственников, создавая примеры трудовых династий, когда в семье несколько поколений работает по одной специальности. 
     Семья является пространством, в котором формируется отношение к работе и профессиональной деятельности. У каждого взрослого есть представления о работе, которые они, порой даже не замечая, передают ребенку. 
     Таким образом, цель данного исследования состоит в том, чтобы провести изучение такого вопроса, как влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассников.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
     – рассмотреть принципы системы профессионального становления старшеклассников;
     – определить значение семьи в качестве важного элемента при профориентации старшеклассников;
     –  изучить влияние родителей на профессиональный выбор подростков;
     – провести эксперимент по изучению уровня влияния родителей на выбор профессии у старшеклассников.
     Гипотеза исследования: в выборе профессии у старших дошкольников огромную пользу оказывает помощь родителей. Но такая помощь может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от поступков родителей. Именно поэтому родители должны иметь ввидуто, что для детей их помощь может стать решающим фактором при выборе профессии.
     Теоретическую основу работы составили анализ научных статей и литературы по психологии и педагогики, а также исследования специалистов, которые занимались изучением профессионального становления старшеклассников.
     Методы исследования: анализ, эксперимент, обобщение, классификация, формализация, моделирование, аналогия.
     Новизна исследования и теоретическая значимость предполагают возможность получения новых знаний в области профессиональной ориентации подростков.
     Практическая значимость обуславливается возможностью применения полученных теоретических знаний на практике. 
     
     Глава 1. Теоретические характеристики профессионального определения старшеклассников.
     1.1 Система профессионального становления старшеклассников.
     
     Проблема профессионального самоопределения, становления и закрепления профессиональной деятельности в избранной сфере была всегда актуальна для молодежи и до сих пор является предметом изучения социологов, психологов, педагогов и философов. Такая проблема особенно остро встает сейчас – в эпоху коренных социально-экономических перемен, которые происходят в стране [9,c.39]. Причин этому много, некоторыми из которых являются следующие:
     – формирование в обществе новых экономических отношений, то есть появление класса предпринимателей, собственников, на основе чего наблюдается резкое расслоение общества на бедных, малоимущих, богатых и имущих;
     – изменение психологии мышления людей, особенно у молодых. Предпринимательская психология смогла проникнуть во всей области деятельности и изменить стиль деловых отношений;
     – в обществе увеличиваются потребности в полной информированности, то есть становится вопрос о возможностях в доступе к важной информации;
     – увеличились в значительной степени потребительские запросы у населения. 
     В профессиональной деятельности самоопределение личности является сложным, длительным и противоречивым процессом, который изучался многими отечественными и зарубежными исследователями. Накоплен огромный практический опыт в оказании психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионализма к профессиональному и жизненному самоопределению [16,c.246].
     Профессиональное самоопределение стоит рассматривать в качестве сложного динамического процесса формирования личностной системы базовых отношений к профессионально-трудовой среде, самореализации и развитию духовных и физических возможностей, а также разработке жизненных намерений, планов и становлению реалистического образа профессионализма.
     Формирование профессионального самоопределения старшеклассников следует рассматривать в качестве одного из важных компонентов жизненного самоопределения, действия которого связаны с определением значимых и характерных для личности жизненных ориентиров, реализация которых происходит одновременно с практическим освоением социального опыта[14,c.280]. При этом полагается, что формирование профессионального и жизненного самоопределения может происходить целенаправленно в совместной и индивидуальной деятельности всех субъектов образовательного процесса на основе субъект-субъективных отношений, учитывая возможности их самореализации.
     В решение такой проблемы основной недостаток научного поиска состоит в ориентации на профессиональную среду, а не на человека, то есть его приспособление к такой среде. Данный процесс порождает увеличение обобщенной модели профориентации, недооценку комплексного подхода к формированию профессионального самоопределения. Также не учитывается и долговременный характер процесса его развития, и преемственность содержания методов и форм на различных этапах становления личности, в связи с чем декларируется подход к личности в качестве субъекта профессионального развития [2,c.234]. 
     В концепции профессиональной ориентации необходимо формирование у школьников осознанного мотива выбора профессии в соответствии с потребностями в кадрах. При этом, как правило, кадровые потребности не планируются ни на перспективу, ни на текущий момент. При таком подходе потребности и интересы личности не являются приоритетными в качестве профессионального выбора, а также при заказе на профессионала[7,c.349].
     В старшем школьном возрасте результат профессионального самоопределения заключается в выборе будущей профессии. В правильном выборе профессии помощь учащимся предполагает необходимость специальной подготовки их деятельности, которая включает следующие компоненты:
     – получение знаний о себе;
     – получение знаний о мире профессионального труда;
     – соотнесение знаний о профессиональной деятельности и о себе.
     Это является основой процесса профессионального самоопределения на этапе выбор профессии.
     В профессиональное просвещение включается профессиональная агитация, пропаганда и информация. Такие элементы между собой взаимосвязаны. Их цель состоит в сообщении школьникам информации о наиболее массовых профессиях, информирование их об условиях и способах овладения ими, а также пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых испытывают потребности в настоящий момент экономические регионы [4,c.201-203]. 
     За неправильным информированием следуют моральные потери. Если подросток будет получать ложную информацию, которая не соответствует его возможностям, то он выберет в соответствии с этим профессию, но никогда не сможет делать должным образом свое дело.
     Также в качестве важного компонента профориентации выделяется развитие склонностей и интересов учащихся в различных направлениях профессиональной деятельности. Оно формируется на основе таких важных элементов, как воспитание и развитие профессиональных интересов, воспитание любви к труду, уважения к данной профессии, а также психологической готовности к работе.
     Успешная реализация профессиональной ориентации способствует обеспечению школ профессиограммами различных профессий. Профессиография является одной из ведущих отраслей профессиологии, изучающая профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии включено описание специальностей и профессий, основных требований, предъявляемых к человеку, его физических и психофизиологических качеств, а также факторы, которые обуславливают успешность и удовлетворенность личности определенной деятельностью.
     В старших классах профилизация обучения соответствует структуре жизненных и образовательных установок многих старшеклассников, которые уже сделали выбор в будущей профессии. Направлено профильное обучение на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, который позволит [17,c.314]:
     – расширить возможности постройки учеником индивидуальной образовательной траектории;
     – формировать умение адаптироваться к новым условиям жизни;
     – оценивать критически и искать пути решения появляющихся проблем;
     – проводить анализ ситуации, изменяя адекватно свою деятельность;
     – владеть средствами коммуникации [8, c.312].
     При профессиональном самоопределении учащихся также можно встретить определенные препятствия, которые возникают по причине решения задач по выбору профессии.
     Основу составляет несколько групп противоречий: 
     – между необходимым и личным уровнем умений и знаний, которые обеспечивают реализацию целей, встающих перед учащимися;
     – связанные с оценкой и определением собственной жизненной перспективы;
     – между возможностью себя проявить в определенных видах деятельность и необходимостью провести самоорганизацию собственных потребностей;
     – между способностями и интересами;
     – между особенностями характера, здоровья и требованиями, которые предъявляются к профессии.
     Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками и трудностями людей при профессиональном самоопределении выступают следующие ошибки:
     – использование неадекватных источников информации о профессии, вследствие чего вырабатывается искаженное представление о ней;
     – не умение систематизировать всю имеющуюся информацию и выделять в ней второстепенное и главное;
     – неумение соотносить собственные возможности и потребности профессии;
     – преобладание эмоционального компонента при принятии решения [18, c.79].
     Довольно синтетическим характером также обладает и типология проблемных ситуаций профессионального выбора, представленная Е.А. Климовым. Здесь можно выделить следующие типы:
     – низкая самооценка, трудности при построении профессионального плана, слабые склонности;
     – затруднения при построении профессионального плана, слабые склонности и заниженная самооценка;
     – трудности при построении профессионального плана, заниженная самооценка, высокая требовательность к себе;
     – выраженные склонности, завышенная самооценка, трудности при построении профессионального выбора, а также конфликт между возможностью овладеть желаемой профессией и самой профессией.
     Для устранения таких трудностей будет весьма полезна помощь психологов, педагогов и, конечно же, родителей.
     Негативные последствия, которые возникают вследствие неверного выбора профессии, касаются не только самого человека, а также и его социального окружения. Человек, который работает не по призванию, тяготится собственной работой, в большинстве случаев, не может достигнуть оптимального творческого режима деятельности, очень часто вымещает собственную неудовлетворенность работой на членах семьи. Индивидуальные особенности человека в целом при верном профессиональном выборе совпадают с требованиями профессии.
     В большинстве случаев проблема профессионального самоопределения остается актуальной, как для молодых людей, так и для сформировавшихся специалистов. Вместе с изменениями человека происходят также изменения в его профессиональных предпочтениях и планах [19,c.58].
     Пути профессионального выбора на каждом этапе могут сопровождаться различными трудностями, которые связаны с личностными особенностями и ситуацией на рынке.
     Такие трудности могут быть весьма незначительными, а иногда могут также отражаться на всем жизненном пути самоопределяющегося субъекта. Именно поэтому важно заниматься проблемой профессионального самоопределения, понимать особенности данного процесса с различных позиций, дабы снизить ее распространенность и актуальность.
     
     1.2 Семья как ключевой фактор в профессиональном становлении старшеклассников
     
     Важно понимать тот факт, что выбор, сделанный ребенком сейчас, не будет окончательным. Нельзя предсказать, как изменится жизнь лет через 10 и какая будет ситуация на рынке. Возможно, что профессии, которые являются сейчас высокооплачиваемыми, станут непопулярными. По различным причинам многие люди кардинально изменяют профессии в течение жизни, а некоторые остаются на одной профессии на протяжении многих лет.
     Но оба эти пути не являются единственно верными, также нельзя точно знать, какой путь выберут дети.
     Можно говорить о том, что влияние и эффективность самооценки и самосознания в процессе выработки профессии находятся в зависимости от того, насколько они соответствуют требованиям определенной социальной сферы, являющейся совокупностью отдельных сфер, где человек проявляет свои личные свойства, а также не может осуществлять собственные социальные функции.
     Такие сферы являются эталонными группами, в которых личность самоутверждается.
     В конечном счете, это не может отражаться на выборе им профессии. Именно поэтому, когда уровень самооценки с ее положением не совпадают, появляются конфликты [12,c.314].
     В основу социального самоопределения положена социальная позиция личности, а профессиональная ориентированность подростка основывается на его социальной ориентированности. Отношение к различным профессиям составляют ценности, в первую очередь такие, как умственный и физический труд, отношение к труду в общем, отношение к социальному статусу [20,c.74].
     При анализе теоретического материала совместно с психологическими исследованиями по данному вопросу, было установлено то, что на его успешность оказывает воздействие совершенно различные факторы, одним из которых выступает отношение родителей и детей. На формирование личностных особенностей детей, как и на общее успешное развитие жизни в профессиональном и личностном плане оказывает большое влияние семья. 
     Родительское влияние на профессиональный выбор – сложный психологический феномен, который интегрируется посредством нескольких модельных ситуаций: 
     – трудности у старшеклассников при осуществлении профессионального выбор;
     – осуществление профессионального выбора автономно без наставлений родителей и профессионального примера;
     – влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассников;
     – родительские наставления при профессиональном становлении старшеклассников.
     Две названные модели, в которых родители оказывают помощь детям и в которых такое влияние нарушено. Воздействие со стороны родителей на профессиональный выбор – негативный или благоприятный фактор его осуществления [8,c.143]. 
     Осуществляется профессиональный выбор старшеклассников под воздействием двух групп психологических условий, которые транслируются родителями: успешность их профессионального самоопределения и развитием их индивидуально-психологических проявлений. Каждое условие имеет свои особенности влияния на профессиональный выбор старшеклассников.
     Очень часто правильному выбору профессии мешают установки родителей, которые желают сделать все, чтобы их дети смогли компенсировать их недостатки в будущем в той деятельности, в которой они себя не смогли реализовать в свое время [11,c.149].
     Выбор карьеры и профессии определен во многом семейным воспитанием. Некоторые родители стараются познавательно «прожить» в своих детях свою вторую жизнь. В таком случае, они тянут их в профессии, которые им совершенно не интересны. Зависимый и послушный ребенок соглашается и расплачивается за выбор, сделанный родителями вместо него, а независимый ребенок будет стараться стоять на своем и пытаться добиться возможности сделать такой выбор самостоятельно.
     Среди условий успешного взаимодействия родителей и детей можно выделить следующее:
     – естественное и нестандартное общение с детьми;
     – умение сотрудничать при достижении цели;
     – знания родителей о потребностях и интересах ребенка.
     
     
     
     Выводы
     
     Проблема профессионального самоопределения, становления и закрепления профессиональной деятельности в избранной сфере была всегда актуальной для молодежи и до сих пор является предметом изучения социологов, психологов, педагогов и философов. 
     Формирование профессионального самоопределения старшеклассников следует рассматривать в качестве одного из важных компонентов жизненного самоопределения, действия которого связаны с определением значимых и характерных для личности жизненных ориентиров, реализация которых происходит одновременно с практическим освоением социального опыта.
     В основу социального самоопределения положена социальная позиция личности, а профессиональная ориентированность подростка основывается на его социальной ориентированности. Отношение к различным профессиям составляют ценности, в первую очередь такие, как умственный и физический труд, отношение к труду в общем, отношение к социальному статусу.
     Осуществляется профессиональный выбор старшеклассников под воздействием двух групп психологических условий, которые транслируются родителями: успешность их профессионального самоопределения и развитием их индивидуально-психологических проявлений. Каждое условие имеет свои особенности влияния на профессиональный выбор старшеклассников.
     
     Глава 2. Практическое исследование воздействия родителей на профессиональное становление старшеклассников
     2.1 Влияние родителей на профессиональное становление старших дошкольников
     
     Выбор профессии является «вторым рождением человека», так как от того, насколько правильно он выберет жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его удовлетворенность работой, место среди других людей, психологическое и физическое здоровье, а также будущие успехи в жизни.
     Старшеклассники имеют существенные отличия друг от друга, как по характеру и темпераменту, так и по своим интересам, стремлениям, потребностям, способностям, а также и по гендерным признакам. Проявляются индивидуальные особенности также при выборе жизненного пути [7, c.98].
     Можно выделить 8 возможных направлений выбора профессии, так как старшеклассник обращает внимание как на сведения об особенностях различных профессий, так и на массу прочей информации:
     – личные интересы;
     – способности;
     – информативность;
     – уровень притязаний на общественное признание;
     – позиция старших членов семьи;
     – позиция товарищей.
     Основную позицию родителей касательно профессионального будущего их детей можно разделить на несколько видов.
     Позитивная активная позиция. При такой позиции родители стараются детям помочь в выборе, учитывая их индивидуальные психофизические особенности.
     Жесткая активная позиция. Родители в ультимативной форме, безапелляционно предлагают ребенку свой выбор учебного заведения и профессии. Индивидуальные особенности ребенка, при этом, как и его отношение к ситуации, учитываются минимально или же игнорируются без объяснения причины.
     Пассивная позиция. Родители предоставляют детям возможность самостоятельно формировать свой профессиональный план. Такая позиция иногда вызывается негативным опытом со старшим ребенком, когда жестокой позицией были вызваны негативные последствия.
     Очень часто правильному профессиональному выбору мешают установки родителей, которые стараются сделать так, чтобы дети смогли компенсировать в будущем их недостатки в той деятельности, в которой они не смогли преуспеть сами. Им кажется то, что их ребенок сможет проявить в этой области себя лучше их самих [13,c.178].
     Среди условий успешного взаимодействия родителей и ребенка выделяют следующие:
     –   умение наказывать, поощрять и требовать;
     – умение управлять своими чувствами, поведением, грубостью, исключить во взаимоотношении с детьми панибратство, авторитетность и грубость.
     В соответствии со многими исследованиями, которые проводятся в данной области, можно говорить о том, что по отношению к образованию у старшеклассников прослеживается их четкая ориентация на семью. Для большинства детей мнение родителей – решающее и наиболее значимое в данном вопросе. 
     Но, как показывают наблюдения и исследования в повседневной жизни, очень часто бывают такие ситуации, в которых родители пытались изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки желаниям и склонностям ребенка.
     Вместе с этим, полная самостоятельность тоже делает профессиональное самоопределение затрудненным. У подростков весьма ограниченный жизненный опыт, а его представления о профессиональной деятельности имеют довольно часто нереалистический и неполный характер. К примеру, многие старшеклассники говорят о том, что собираются стать менеджерами, но что представляет собой эта работа – они не могут сказать. У ребенка могут появиться трудности при решении вопроса о содержании профессиональной деятельности, об уровне зарплаты, месте возможной работы. Дети, находясь в такой ситуации выбора, довольно часто нуждаются в поддержке и испытывают растерянность. Хотя подростки и не говорят об этом прямо, но для них большую важность имеет мнение взрослых [14,c.146].
     Также очень важно не отказываться от советчика. Родитель может быть в роле эксперта и делиться известной ему информацией, может рассказывать, где найти работу, что представляет собой определенная профессия, а также какие ограничения она накладывает.
     Данную информацию лучше всего предоставлять в нейтральной форме, чтобы подросток смог сделать выбор самостоятельно. Лучшим способом будет дача простых советов или предоставление примеров удачного выбора профессии в ненавязчивой форме. Для подростков будет особенно ценно то, если взрослые будут делиться с ними собственным опытом самоопределения, своими переживаниями по этому поводу и сомнениями. Такие рассказы,как правило,производят на подростков огромное впечатление.
     Но нельзя ограничиваться лишь разговорами и рассказами. Всем известно то, что очень часто подростки скептически относятся к мнению взрослых, в частности, к родителям. Большую важность будет иметь непосредственный опыт. Здесь большое впечатление может производиться общением со специалистами той профессии, которую предстоит выбрать подростку. К примеру, если он думает о профессии экономиста, а среди знакомых родителей есть экономисты, то ребенку будет полезно пообщаться с таким человеком, чтобы из первых рук узнать все особенности и характеристики данной профессии. Также опыт подобного общения может подтолкнуть подростка к выбору профессии, а также заставить его задуматься о том, насколько он сможет действительно работать по данной специальности [15,c.196-200].
     В некотором смысле, ситуация выбора профессии схожа с игрой в рулетку. Если поставить на одно-единственное поле, то вероятность выигрыша будет мала, но если сделать несколько ставок, то вероятность возрастет в несколько раз. Хорошо, когда у подростка ситуация выбора профессии имеет запасной вариант. Сами подростки, как правило, не задумываются о таком варианте, поэтому именно тут задача родителей состоит в том, чтобы поставить перед своим ребенком вопрос о том, как и что они будут делать в том случае, если им не удастся реализовать по каким-то причинам свои планы. Наличие запасного варианта и правильная установка родителей на такой план даст возможность снизить напряженность в ситуации выбора профессии, а также снизить у подростка тревогу.
     
     2.2 Опытно-экспериментальная работа по определению уровня воздействия родителей на профессиональное становление подростков
     
     Цель исследования заключается в том, чтобы провести изучение влияния родителей на профессиональный выбор старшеклассников, а также уделить внимание гендерным различиям в профессиональном выборе.
     В качестве методик были использованы следующие:
     Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой.
     Карта интересов.
     Анкета изучения личностных профессиональных планов Н.С.Пряжникова.
     Тест для родителей по определению уровня их влияния на профессиональное становление старшеклассников.
     Анкета оптанта. 
     В исследовании приняли участия учащиеся 11-х классов.
     При изучении результатов «Опросника профессиональной готовности» было установлено, что девушки и юноши имеют ярко выраженные различия в профессиональных предпочтениях, которые согласуются с их гендерными целями.
     Для изучения профессиональных и познавательных интересов подростков использовалась «Карта интересов». Результаты диагностики указали на то, что имеются существенные различия между девушками и юношами в качестве выраженности познавательных и профессиональных интересов. Большинство юношей предпочитают предметы технического характера, а девушки – гуманитарного. Очевидным является то, что такие различия в интересах могут обуславливать также и различия в профессиональных намерениях подростков.
     Изучение личных профессиональных планов посредством анкеты Н.С. Пряжникова помогли сделать следующие выводы:
     От девушек юноши отличаются более высокими характеристиками такого показателя, как «самостоятельность в принятии решения». Это характеризует их в качестве более независимых и самостоятельных при принятии решений о выборе профессии. По-видимому, такой результат связан с тем, что в таком возрасте юноши уже больше осознают свою самодостаточность и делают попытки быть независимыми от педагогов и родителей.
     Девушки же, в силу большей ориентации на семью и ближайшее социальное окружение, подвергаются их влиянию на собственный выбор профессии.
     Изучение психологической готовности старшеклассников к выбору профессии дало возможность установить то, что во влиянии на профессиональный выбор семьи имеются определенные гендерные различия. 
     Юноши характеризуются более выраженными умениями к прогнозированию и планированию своего будущего, нежели девушки, а также умениями принимать самостоятельно решения и большей информированностью о профессиях.
     Девушки же, в свою очередь, в силу большей социальной ориентированности и эмоциональности характеризуются меньшей самостоятельностью и независимостью в планировании собственного профессионального будущего.
     Анализируя ответы на вопросы анкеты о том, к кому подростки обращаются за советом при выборе профессии, наглядно свидетельствуют, что на выбор профессии девушек оказывало большее влияние семья, а также ближайшее социальное окружение, а на профессиональный выбор юношей – более разнообразные факторы.
     Изучая анкету оптанта также можно сказать, что 56,6% опрошенных обращались за советом при выборе профессии к родителям, 35,5% ответили, что родители не советуют им ничего, а 7,9% отметили то, что родители им предложили выбирать ту профессию, которая им нравится. С одной стороны, это дает им возможность проявить самостоятельность, а с другой – при определенных случаях позволяет родителям снять с себя ответственность и просто самоустраниться.
     Одновременно с этим тест по профориентации был предоставлен и детям исследуемых родителей. Цель теста состояла в том, чтобы установить, какую роль отводят себе родители в профессиональном становлении их детей (приложение 1).
     Параллельное анкетирование родителей и детей позволяет установить искаженные представления первых о личности их детей, а также определить уровень понимания общей ситуации профессионального выбора. Учитель на основе полученных данных может также провести сопоставление мнения ребенка и оценки родителей со своими представлениями о семье. В случае несовпадение следует установить его причину. 
     Опрашивать по такой анкете можно группой, но обсуждать результаты следует исключительно индивидуально. При анкетировании ребенок и родители отвечают на поставленные вопросы независимо друг от друга. Смысл состоит в том, чтобы родители смогли сравнить свое мнение и мнение своего ребенка касательно вопросов подготовки к будущей профессии.
     По данным проведенного исследования было установлено, что 57% родителей оказывают поддержку своим детям в выборе профессии, 13% предпочитают настаивать на своем выборе для профессии своего ребенка, а 30% предоставляют детям свободный выбор профессии.
     Расхождение в ответах с детьми прослеживались у 7% опрошенных. Так, родители указывали на то, что они оказывают детям поддержку, а дети отмечали, что родители либо давят на них при выборе профессии, либо не оказывают помощи вообще. 
     Анализируя психологические исследования и теоретический материал по изучаемой проблеме профессионального самоопределения, можно говорить о том, что на успешность оказывают влияние различные факторы, одним из которых являются детско-родительские отношения. На формирование личностных особенностей и успешное развитие ребенка, как и на построение его личного профессионального плана и жизни в целом, довольно сильное влияние оказывает семья. Наше исследование подтвердило позицию о том, что роль семьи при выборе профессии старшеклассниками очень важна. При этом имеются также определенные различия в том, насколько сильно и каким образом родители оказывают влияние на профессиональный выбор подростков. 
     На профессиональное самоопределение более существенное воздействие оказывают родители на девушек, чем на юношей, проявляющих большую независимость и самостоятельность в построении личного профессионального плана.
     Конечно же, для подростков особую важность имеет то, чтобы они старались стать самостоятельными, чувствуя, при этом, поддержку со стороны родителей. Также для детей имеет большую важность то, что они идут по трудному пути не одни, а вместе с родителями, которые им помогут, поддержат и поправят при ошибке. Таким ощущением придается уверенность в силах и просыпается побуждение к профессиональным достижениям. 
     
     Выводы
     
     Выбор профессии является «вторым рождением человека», так как от того, насколько правильно он выберет жизненный путь, зависит ход его жизни.
     В соответствии со многими исследованиями, которые проводятся в данной области, можно говорить о том, что по отношению к образованию у старшеклассников прослеживается их четкая ориентация на семью. Для большинства детей мнение родителей – решающее и наиболее значимое в данном вопросе. 
     Но, как показывают наблюдения и исследования в повседневной жизни, очень часто бывают такие ситуации, в которых родители пытались изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки желаниям и склонностям ребенка.
     Анализируя психологические исследования и теоретический материал по изучаемой проблеме профессионального самоопределения, можно говорить о том, что на успешность оказывают влияние различные факторы, одним из которых являются детско-родительские отношения. На формирование личностных особенностей и успешное развитие ребенка, как и на построение его личного профессионального плана и жизни в целом, довольно сильное влияние оказывает семья.
     Конечно же, для подростков особую важность имеет то, чтобы они старались стать самостоятельными, чувствуя, при этом, поддержку со стороны родителей. Таким ощущением придается уверенность в силах и просыпается побуждение к профессиональным достижениям. 
     
     Заключение
     
     Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
     Проблема профессионального самоопределения, становления и закрепления профессиональной деятельности в избранной сфере была всегда актуальной для молодежи и до сих пор является предметом изучения. Такая проблема особенно остро встает сейчас – в эпоху коренных социально-экономических перемен, которые происходят в стране.
     Профессиональное самоопределение стоит рассматривать в качестве сложного динамического процесса формирования личностной системы базовых отношений к профессионально-трудовой среде, самореализации и развитию духовных и физических возможностей, а также разработке жизненных намерений, планов и становлению реалистического образа профессионализма.
     Концепции профессиональной ориентации необходимо формирование у школьников осознанного мотива выбора профессии в соответствии с потребностями в ка.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44