VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристики профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004355
Тема: Характеристики профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт гуманитарных и социальных наук

Факультет истории, политических наук и культурологии

Кафедра социальной работы и молодежной политики

Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)

по направлению подготовки
 39.03.02 Социальная работа
(код, наименование)


 На тему  «Характеристики профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций»
                                             
                                             
                                             
                                             Выполнил студент гр.СРб-4201-51-00
                                              Глазырина Е.В.
________________________________
                                                                                                                             (подпись)
                                             Научный руководитель  
Бородатая М.Н., к.пед.н., доцент кафедры социальной работы и молодежной политики ________________________________
                                                                                                                             (подпись)

Допущено к защите в ГЭК:   ______________

Заведующий кафедрой социальной работы и молодежной политики

_________________________				                      М. И. Лучинина
        	( подпись)					


Декан факультета истории, политических наук и культурологии


_________________________				                      Е. А. Юшина
        	( подпись)					

Киров
2017
Оглавление
Введение	3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций	7
1.1	Профессиональное выгорание: сущность, этапы формирования	7
1.2	Причины и факторы профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций	14
Выводы по 1 главе	21
Глава 2. Эмпирическое исследование характеристик профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций	22
2.1	Характеристика базы и инструментария исследования	22
2.2	Анализ характеристик профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций города Кирова	27
2.3	Программа по профилактике профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций	47
Выводы по 2 главе	53
Заключение	54
Библиографический список	58
Приложение А	65
Приложение Б	68

     


     Введение
     Как известно объектом социальной работы в его широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
     Вместе с тем население структурировано по разным основаниям. В нем выделяют людей, группы и слои, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы. Социальная защита различных групп населения должна быть обеспечена во всех сферах профессиональной деятельности человека. 
     К одной из таких сфер можно отнести гражданскую оборону. Деятельность сотрудников Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий протекает в экстремально опасных для жизни и здоровья специалиста условиях. Постоянное столкновение со стрессовыми факторами, связанными с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, спасение людей, с одной стороны, предъявляют высокие требования к профессиональной готовности специалиста, с другой стороны, приводят к развитию профессионального выгорания.
     Существует множество определений выгорания. Обобщение этих определений позволяет охарактеризовать синдром выгорания как общее физическое и эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного перегруженностью в профессиональном взаимодействии с людьми и необходимостью принимать участие в решении их проблем.
     Основной целью сотрудника МЧС является осуществление помощи людям, с которыми произошла беда, а также сохранение их жизни и здоровья. Но в то же время, в условиях социально-экономической нестабильности социальных стрессов, помощь может понадобиться и самому специалисту.
     Психологические исследования на современном этапе, касающиеся работников МЧС России, показывают подверженность их к профессиональным деформациям, то есть психологической дезориентации личности, формирующейся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящей к формированию специфически-профессионального типа личности.
     Далеко не каждый специалист такого профиля может справляться со стрессовыми ситуациями, адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, что приводит к развитию социальной дестабилизации, нарушению психологического ритма человека, увеличению числа конфликтов с коллегами и близкими людьми, приглушению эмоций, потерю ценности жизни и утрату веры в себя.
     Успешность любой профессии определяется не только профессиональными знаниями, но и умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных важных и личностных качеств. 
     Синдром профессионального выгорания сотрудников экстремальных профессий изучен недостаточно. Поэтому, актуальным представляется изучение характеристик «выгорания» у специалистов такого рода профессий, в том числе работников служб чрезвычайных ситуаций, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.
     Данное положение стало основанием для определения проблемы исследования: каково содержание характеристик профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций?
     Объект: профессиональное выгорание.
     Предмет: содержание характеристик профессионального выгорания.
     Цель исследования – изучить содержание характеристик профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций.
     Гипотеза: мы полагаем, что у специалистов служб чрезвычайных ситуаций наиболее выраженными являются такие характеристики профессионального выгорания как эмоциональное истощение и редукция личных достижений. 
     Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
     1. Изучить сущность и этапы формирования профессионального выгорания.
     2. Рассмотреть причины и факторы профессионального выгорания у специалистов служб чрезвычайных ситуаций.
     3. Провести опрос специалистов служб чрезвычайных ситуаций города Кирова.
     4. Выявить зависимость характеристик профессионального выгорания от возраста, должности и стажа работы.
     5. Разработать программу по профилактике профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций.
     Теоретическая база: теоретической основой данной работы являются труды К. Черниса, Дж. Эделвича, Р. Бродски, Л. Холлстена, П. Брила, Д. Диеза и К. Р. Херрера, В. Шауфели, А. Пайнса, К. Кондо, А. Лэнгле, М. Буриша, А.А. Реан, Б.Д. Новикова А. Н. Густелева, В. Н. Димова, Н. В. Мальцева, А. А. Рукавишников, Л. Н. Юрьева, С.Е. Борисова, А.К. Маркова, С.П. Безносова, Ю.А. Юдчиц, Е.Д. Юрченко; В.В. Бойко, Н.Е Водопьянова, К. Маслач (опросники профессионального выгорания).
     Методы исследования: 
     * теоретические: теоретический анализ и обобщение научной литературы; синтез; 
     * эмпирические: опрос; беседа со специалистом; анализ личных дел; сравнительный анализ, метод ранговой корреляции Пирсона.
     Изучение содержания характеристик профессионального выгорания осуществлялось с помощью методики К. Маслач «Опросник на определение уровня психического выгорания». Практической базой исследования стало Главное Управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области. В исследовании приняло участие 155 человек.
     Практическая значимость состоит в том, что получены эмпирические данные о содержании характеристик профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций. На основе анализа эмпирических данных составлена программа по профилактике профессионального выгорания сотрудников служб чрезвычайных ситуаций, которые могут использоваться руководителями и специалистами, работающими в структуре МЧС России.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, 12 диаграмм, 15 таблиц, 2 приложений. 
     


     Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций
     1.1 Профессиональное выгорание: сущность, этапы формирования
     В современных условиях «помогающие» профессии обладают огромной социальной важностью. Вопросы сохранения профессионального здоровья специалистов этого профиля особенно актуальны сейчас, когда рынок труда, ориентируя личность на достижения, «на конкретный результат» предъявляет высокие требования к продуктивности профессионала, его психической и физической выносливости.
     В последнее время широкое распространение получили исследования феномена «выгорания» в различных профессиональных группах. Очевидно, что наиболее подвержены «выгоранию» специалисты помогающих профессий. Это обусловлено спецификой труда, которая отличается высокой насыщенностью рабочего дня общением, большим количеством разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов, высокой ответственностью за результат общения.
     Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен возрастающими проблемами, связанными с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень дорого обходятся организации.
     В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout. В переводе с английского это обозначает сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил американский психолог Герберт Дж. Фройденбергер. В 1974 году вышла его статья о волонтерах, которые столкнулись с одними и теми же симптомами – постоянной усталостью, нервным истощением, частыми болезнями. Исследование показало, что изначально все эти люди занимались волонтерской деятельностью с восторгом, но постепенно их чувства и эмоции изменились на противоположные. 
     Внимательное, заботливое отношение к людям, требующим помощи, стало грубым, негативным, отвергающим. Стремление к общению с коллегами и другими людьми сменилось полной закрытостью, нежеланием вступать в какие-либо отношения. Фройденбергер назвал такое состояние эмоциональным выгоранием и серьезно занялся его изучением. 
     Данный феномен изучается в контексте профессионального становления личности и рассматривается как динамический процесс, который развивается во времени и характеризуется нарастанием его проявлений. Авторы связывают начало выгорания с напряжением, появляющимся вследствие противоречия между ожиданиями, намерениями идеалами и повседневной реальностью (К. Чернис, Дж. Эделвич, Р. Бродски, Л. Холлстен, М. Буриш и др.), и подчеркивают, что оно возникает при наличии у сотрудника сильной начальной мотивации и определяются длительным стрессом, негативной трудовой средой [44].
     В современной отечественной психологии наблюдается терминологическая путаница: для обозначения феномена выгорания используются различные понятия («эмоциональное выгорание», «психическое выгорание» и «профессиональное выгорание»). Анализ более чем 30 определений данных понятий, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами (П. Брил, Д. Диез и К. Р. Херрера, К. Маслач и С. Джексон, К. Маслач и Т. Марек, В. Шауфели, А. Пайнс и Е. Аронсен, К. Чернис, К. Кондо, А. Лэнгле, Н. Е. Водопьянова, А. Н. Густелева, В. Н. Димова, Н. В. Мальцева, В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, Л. Н. Юрьева и др.), показал, что в большинстве из них выгорание понимается как профессиональный феномен, представляющий собой комплекс негативных (деструктивных) симптомов, включающий три компонента [44]:
     •	эмоциональное истощение как основную составляющую «профессионального выгорания». Оно проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или в эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии; 
     •	деперсонализацию, проявляющуюся в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам); 
     •	редуцирование личных достижений, которое проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.
     Стоит отметить основные свойства профессионального выгорания как специфической разновидности профессиональных деструкций (структурных изменений личности) [17]:
     1) связано с эмоциональной опустошенностью и усталостью, вызванные собственно работой;
     2) приводит к циничному отношению к труду и его объектам;
     3) сопровождается недооценкой специалистом своих профессиональных достижений, что связано с возникновением чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, акцентуации внимания на неудачах;
     4) является сугубо профессиональным, т. е. фиксируется и проявляется в специфических условиях профессиональной деятельности и развития;
     5) оказывает негативное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая, в конечном счете, эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом;
     6) является необратимым – его нельзя полностью преодолеть в ходе специальных форм воздействия, можно только затормозить развитие;
     7) представляет собой регресс профессионального развития, так как затрагивает личность в целом, разрушает ее и оказывает отрицательное влияние на эффективность трудовой деятельности;
     8) является общепрофессиональным феноменом и не ограничено лишь одной профессиональной сферой, а проявляется и во «внепрофессиональной» жизни;
     9) осознается субъектом – это проявляется в воссоздании им основных его симптомов и стремлении сменить работу, а также реализации этого стремления;
     10) оказывает существенное влияния на основные параметры профессиональной деятельности и профессиональной идентичности;
     11) может появиться в начале профессионального становления как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности.
     Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [10].
     Выделяют три основных вида стрессов, возникающих в трудовой деятельности. [27]:
     * Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с работой, условиями труда, местом работы.
     * Профессиональный стресс, возникающий из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности.
     * Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.
     Основными причинами стресса могут выступать: события, которые оказывают влияние на развитие психической напряженности, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, дефицит времени, конфликт с руководством, индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта, несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида. 
     Специфика стресса зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности и оценки ситуации, в которой он находится. Поэтому и трудовая деятельность, и та или иная производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. При этом истинные причины стресса кроются в личностных особенностях человека: его мировоззрении и установках, потребностях, мотивах и целях, стереотипах восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стрессоустойчивости или особенностях внутриличностной динамики.
     В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии профессионального выгорания.
     В.В. Бойко выделяет такие три этапа развития синдрома выгорания как: истощение, резистенция и напряжение [18]. Синдром выгорания в данном контексте представлен следующим образом.
     Фаза напряжения, характеризующаяся переживанием психотравмирующих ситуаций; низкой степенью удовлетворенности собой; состоянием безвыходности ситуации; ощущением тревоги.
     Для фазы резистенции, то есть сопротивления, характерны такие проявление как: неадекватность эмоциональных реакций; дезориентация эмоционально-нравственного характера; снижение фокусировки на прямых профессиональных обязанностях.
     Фаза истощения проявляется наличием эмоциональной неудовлетворенности и отстраненности; равнодушием или деперсонализацией; психосоматическими и вегетативными нарушениями. 
     Что касается поведенческих проявлений симптомов выгорания, то фаза напряжения характеризуется повышенной нервной возбудимостью, и, наблюдаясь на первоначальных этапах выгорания, представляет собой его переходную стадию к более сложным и тяжелым формам. 
     Для фазы «резистенции» характерно то, что здесь в действие вступают защитные механизмы организма, наблюдается сопротивление внешним негативным воздействиям. 
     При наступлении фазы истощения человеку свойственно ослабление нервной системы и иммунитета, наблюдается снижение общего жизненного тонуса, как в моральном, так и физическом состоянии. Эта стадия сопровождается эмоциональным дефицитом и отстраненностью; деперсонализацией; психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
     Аналогичный подход к определению профессионального выгорания представлен в работе Л.В. Куликова и О.А. Михайловой. Исследователи рассматривают выгорание как постепенно развивающийся во времени профессиональный стресс, характеризующийся увеличением числа негативных установок по отношению к себе, к работе, к окружающему миру [37].
     Контакты становятся формальными, «бездушными», «обезличенными», сужается сфера активности личности. Возникающие негативные установки по отношению к клиентам могут иметь скрытый характер и поначалу проявляться во внутреннем раздражении, чувстве неприязни, которое сдерживается. Постепенно могут возникать эмоциональные вспышки [46].
     Американский психолог Джордж Гринберг предлагает рассматривать профессиональное выгорание как пятиступенчатую систему.
     Первая стадия профессионального выгорания или «медовый месяц». Она характеризуется оптимистичным отношением специалиста к текущей работе. Но с нарастанием рабочих стрессов наблюдается упадок сил и снижение позитивного настроения. Процесс трудовой деятельности приносит все меньше благопроиятных эмоций и радости.
     Вторая стадия: «недостаток топлива». Наблюдается снижение внимания, упадок сил, возникает нарушения сна. Для сохранения прежней заинтересованности в работе и ее продуктивности необходимо дополнительное поощрение и мотивация. Часто возникает нарушение трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. В случае высокой заинтересованности человек может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
     Третья стадия наступает при больших перегрузках и отсутствии качественного отдыха. Она возникает у индивидов склонных к трудоголизму или страдающих от невротического перфекционизма (люди, которые не могут нормально относиться к неудачам), при этом формируется так называемый синдром хронической усталости. Проявляется в состоянии крайнего истощения морального и физического состояния человека, может наблюдаться повышенная раздражительность и чрезмерная негативная эмоциональность в поступках.
     При наступлении четвертая стадии (кризис) у личности развиваются или усиливаются хронические заболевания, в ходе которых может произойти частичная или полная утрата работоспособности. Усиливаются негативные переживания, связанные с собственным «Я» человека.
     Пятая стадия: «пробивание стены». В этой стадии происходит глобальное усугубление проблем, носящее как психологический, так и физический характер. Возможно развитие заболеваний, представляющих существенную угрозу для жизни «выгорающего», в том числе заболеваний сердца и сердечнососудистой и нервной системы.
     Опираясь на модель, предложенную М. Буришем, протекание синдрома выгорания проходит через несколько стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. При этом необходимо учитывать, что процесс эмоционального выгорания может иметь свои неспецифические особенности, обусловленные как рабочими условиями, так и характером мотивационной сферы [8].
     По мнению М. Буриша именно выраженная склонность к работе и неспособность грамотно сочетать ее с другими областями жизни и приводит в итоге к состоянию эмоционального выгорания со всеми вытекающими проблемами психофизиологического характера [8]. 
     Таким образом, термин «профессиональное выгорание» употребляется в отношении представителей самых разных профессий, наряду с такими понятиями как «психоэмоциональное (эмоциональное) выгорание», «эмоциональное истощение» и другие. Самыми распространенными симптомами профессионального выгорания являются: повышенная утомляемость, апатия, раздражительность и агрессивность, нежелание работать, перекладывание ответственности, отсутствие контакта с коллегами и клиентами, раздражительность и агрессивность, повышенное чувство жалости к себе, ощущение собственной невостребованности. Рассмотренные подходы в определении стадий профессионального выгорания дают понимание того, что данный синдром формируется на протяжении длительного времени и имеет различные причины и факторы, рассмотренные в параграфе 1.2 данной работы. 

   1.2 Причины и факторы профессионального выгорания специалистов служб чрезвычайных ситуаций
     Психологическая адаптация к условиям жизнедеятельности – ключевой фактор выживаемости, конкурентоспособности и успешного выполнения профессиональных обязанностей. Это утверждение в полной мере справедливо по отношению к лицам рискоопасных профессий, включая сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Психологические перегрузки, усталость, связанная с выполнением профессиональной деятельности, снижают не только показатели здоровья спасателей и пожарных, но и ограничивают их профессиональную готовность. Последнее связано с эффектами эмоционального выгорания, проявлениями которого могут стать случаи пренебрежения личной безопасностью, а также действия, идущие вразрез с профессиональными задачами [48].
     Нарастание числа природных и техногенных катастроф, неуклонное
увеличение количества пострадавших от различного рода чрезвычайных ситуаций, волны миграционных потоков повышают требования к стрессоустойчивости пожарных и спасателей, их способности успешно адаптироваться к психогенным факторам. Устойчивая и эффективная деятельность в этих условиях предполагает минимизацию психофизиологических затрат на выполнение широкого круга профессиональных задач, а не только факт технической подготовленности и специальной обученности спасателей.
     Отличительной особенностью профессиональной деятельности сотрудников МЧС России является постоянное столкновение с опасностью, что создает условия, связанные с угрозой не только для их жизни, физического и психологического здоровья, но и для окружающих. Сложность деятельности работников МЧС заключается в воздействии различного характера экстремальных ситуаций, разнообразии профессиональных задач, существенной физической и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности сотрудника. Во время и после экстремальных ситуаций возникают различные негативные психические состояния, для которых характерны острые или хронические эмоциональные переживания. Эти переживания (страх, паника, отчаяние, ужас) могут иметь такую степень интенсивности, что начинают оказывать на человека дезорганизующее воздействие. Интенсивность и напряженность работы специалистов МЧС проявляются, прежде всего, на психологическом уровне, в возникновении насыщенных отрицательных эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, последствием чего является эмоциональное и умственное истощение, физическое утомление, избирательное реагирование, редукция профессиональных достижений, то есть формирование синдрома профессионального выгорания.
     Комплекс физических, химических и биологических факторов окружающей среды (ненормированный график работы, контакт с телами погибших, работа в средствах индивидуальной защиты и в специальном снаряжении, резкая смена климатических поясов, общение с пострадавшими, физическая нагрузка, усталость, недостаток сна, критические температуры) в сочетании с сильными психогенными раздражителями (угроза жизни и здоровью, вид погибших, обгоревших и травмированных людей), а также дефицит информации и времени на обдумывание, ответственность за результаты деятельности, боязнь совершить ошибку, необходимость принятия адекватного решения, высокая ответственность за выполнение задачи, наличие неожиданных, внезапно возникающих препятствий вызывают у специалистов сильный эмоциональный стресс, нервно-психические расстройства, что является причиной заболеваний, травматизма и гибели.
     В виду ситуации, сложившейся в России и в мире в целом (многочисленные природные и техногенные катаклизмы), работа спасательных и пожарных формирований все более и более востребована. Деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дает возможность людям чувствовать себя социально защищенными. Важно исследовать особенности людей, занятых в деятельности такого рода, поскольку от результатов их работы зависят жизнь и здоровье людей. 
     В экстремальной психологии Ю.С. Шойгу выделены объективные, субъективные и социально-психологические факторы риска развития выгорания сотрудников. К объективным факторам относятся: условия труда спасателей и пожарных, ответственность за жизнь и здоровье людей; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Субъективные факторы включают в себя сдержанность эмоций, интенсивность восприятия события, иррациональные убеждения, слабую мотивацию к профессии, нравственные дефекты личности. Социально-экономическая ситуация в регионе, имидж профессии, дестабилизирующая организация деятельности относятся к социально-психологическим факторам риска развития выгорания. Специфика профессиональной деятельности предъявляет вполне конкретные требования к психологическим качествам и состояниям ее сотрудников [20].
     Н.Е. Водопьянова к профессиональным факторам риска выгорания относит [10]:
     * когнитивно-сложные и/или эмоционально-насыщенные коммуникации;
     * высокие требования к саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;
     * высокую ответственность за выполняемое дело и других людей;
     * высокую динамичность и значительный объем профессиональных коммуникаций;
     Профессиональными факторами развития психофизического выгорания Л. В. Новикова считает неадекватную зависимость от работы, ролевые факторы риска выгорания и организационные характеристики. 
     Среди ролевых факторов риска выгорания различают ролевую перегруженность, ролевой конфликт и ролевую неопределенность.
     Ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания от специалиста превышают уровень его ожиданий и возможностей. Ролевой конфликт характеризируется противоречивостью в требованиях к работнику.
     Ролевая неопределенность – это нечеткость профессиональных требований к специалисту. Взаимосвязь между ролевыми факторами и профессиональным выгоранием возникает как следствие попытки специалиста соответствовать ролевым ожиданиям. 
     Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
     Среди организационных характеристик, которые могут провоцировать развитие симптомов профессионального выгорания, выделяют график работы, стиль управления, социально-психологический климат в коллективе, уровень ответственности и другое.
     Развитие синдрома профессионального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель – подчиненный», так и между коллегами.
     В значительной части исследований делается акцент влияния стажа работы в данной профессии, возраста и личностных особенностей специалиста. Следует отметить, что индивидуальные черты характера работника в большей степени влияют на развитие синдрома выгорания. 
     Так, Бойко В.В. отмечает, что развитию синдрома профессионального выгорания способствуют такие качества, как склонность к эмоциональной холодности и к интенсивному переживанию негативных обстоятельств [9].
     К. Кондо считает наиболее уязвимыми к выгоранию тех, кто предпочитает в стрессовых ситуациях стратегию соперничества, при преодолении ведет себя несдержанно, а иногда и агрессивно, а также – «трудоголиков» [46]. 
     Среди личностных факторов развития синдрома выгорания Новикова Л. В. предлагает рассматривать локус контроля, поведения типа «А» и предпочитаемую стратегию преодоления кризисных ситуаций [16].
     Локус контроля – это качество, которое характеризирует способность человека перекладывать ответственность за результаты деятельности на себя или внешние силы (начальство, рабочий коллектив, общество). Внутренний локус контроля, когда человек свои успехи и достижения объясняет собственными способностями и усилиями, способствует предотвращению профессионального выгорания. Поведение типа «А» является типом реакций на стрессогенные факторы и характеризируется переживаниями чувства подавленности, унынья, разочарования. Такая неспособность бороться со стрессом способствует развитию профессионального выгорания.
     При изучении синдрома рассматривается состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. 
     Развитие синдрома профессионального выгорания происходит постепенно. Вначале начинают расти напряженность в общении с коллегами, трудности в отношениях с начальством, конфликты в семье, физические и эмоциональные перегрузки. Человек все чаще тревожится и чувствует себя зависимым от работы. Эмоциональное переутомление переходит в физическое. Нередко это сопровождается головной болью и простудой. Обычно после небольшого отдыха эти неприятные симптомы уменьшаются, однако при возвращении в прежнюю рабочую ситуацию вспыхивают с новой силой. В целом, необходимо отметить, что профессиональное выгорание возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы.
     Следствием нарастающего напряжения при развитии синдрома эмоционального выгорания может стать: неадекватное, избирательное реагирование на происходящее; ухудшение психического здоровья; раздражительность; утомление; головные боли; рост конфликтности с собеседниками; негативные установки по отношению к клиентам.
     Последствия эмоционального выгорания можно разделить на: физические, эмоциональные, межличностные, установочные и поведенческие. Данные проявления эмоционального выгорания могут негативно сказаться не только на работе, но и на личности профессионала в целом.
     Таким образом, профессиональное выгорание наступает под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Отличительной особенностью деятельности специалиста МЧС является постоянное столкновение с опасностью, что создает условия угрозы их жизни. Сложность деятельности является фактором профессионального выгорания. Воздействие экстремальных ситуаций, больших физических и психических нагрузок предполагает высокие требования к личности сотрудника. Рассмотренные факторы профессионального выгорания дают возможность более детального рассмотрения этой проблемы и упрощения ее дальнейшей корректировки.

     Выводы по 1 главе
     Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.
     Профессиональное выгорание сотрудников МЧС вызвано рядом особенностей экстремальных профессий, таких к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44