VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологическая помощь в определении траектории профессионального развития старшеклассников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011432
Тема: Психологическая помощь в определении траектории профессионального развития старшеклассников
Содержание
Психологическая помощь в определении траектории профессионального развития  старшеклассников

Содержание

Введение

Глава I.Теоретические основы исследования проблемы определения траектории профессионального развития старшеклассников в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………………….

1.1. Траектория профессионального развития старшеклассников как объект психолого-педагогических исследований………………………………………

1.2.Особенности личностного развития старшеклассников………………….

1.3.Возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению  в определении траектории профессионального развития старшеклассников….

Выводы по главе I…………………………………………………………………

Глава II. Психологическая помощь в определении траектории профессионального развития старшеклассников

2.1. Анализ опыта психологического обеспечения по определению траектории профессионального развития старшеклассников в условиях МБОУ СШ№14 г.Арзамаса

 2.2.Программа психологического обеспечения по определению траектории профессионального развития старшеклассников………………….

2.3.Психологические условия успешного обеспечения в определении траектории профессионального развития старшеклассников………………….

Выводы по главе II………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………….







Введение

Актуальность определяется, тем, что  главной целью перед общеобразовательной  школой является организация условий для успешной адаптации школьников и оптимального выбора траектории профессионального развития выпускниками школ. Цель повышения действенности профориентационной  деятельности находит отражение в официальных документах разного уровня. 

В частности, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы стратегической целью является – «организация условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития государства» [39].

 Основной задачей Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. на старшей ступени образовательной школы является создание системы специализированной подготовки  юношей и девушек через организацию профильного обучения. Данная задача требует переосмысления и модификации подходов, связанных с созданием  единой  системы профессионального самоопределения выпускника через  раскрытие и использование способностей, личностной  инициативности, раскрытия мотивации и жизненной ориентации  обучающихся старшего школьного возраста [29].

         В  Федеральном  государственном образовательном  стандарте  (ФГОС)  нового поколения анализируется  установка на  успешного в  профессиональном самоопределении  выпускника, выделяется ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения [58].

Проблема траектории профессионального развития старшеклассников весьма остра. К ней обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. Изучение понятия «траектория профессионального развития» старшеклассников и молодежи, берет начало с исследований жизненных путей поколений как социального и исторического феномена (М. Коли, Г. Элдер, К. Майер), образовательных и  профессиональных карьер (С. Горард, Э. Хьюз, М. Блумер, П. Хадкинсон, С. Спайлерман, Ф. Белхем, Б. Кроссан). [28].

Э.Ф Зеер, подчеркивал, что  траектория профессионального развития- поэтапное, неравномерное  индивидуальное и  профессиональное развитие  приводящее к вершинным достижениям в профессиональной деятельности сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления [21].

Однако, в современном обществе в связи с развитием идей психологии и педагогики назрела необходимость в дальнейших совместных усилиях педагогов и психологов для решения проблем по следующим направлениям: эффективный психолого-педагогический контроль за интересами, способностями и требованиями избираемой специальности юношества, специальная работа по развитию у них необходимых профессионально важных качеств, учет социально-психологического климата в учебном коллективе при решении учебно-воспитательных задач.

Анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволил выявить существующее противоречие между их интересами, способностями и требованиями избираемой специальности; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения рабочих мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; стремлением заранее попробовать себя в избираемой профессиональной области и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией.

Недостаточная разработанность проблемы в науке и психолого-педагогической практике обусловили выбор темы исследования «Психологическая помощь в определении траектории профессионального развития старшеклассников».

В связи с выбранной темой в условиях современной действительности актуализируется изучение проблемы, сформулированной следующим образом- каковы возможности психологической помощи в определении траектории профессионального развития старшеклассников.

Цель исследования: на основе анализа опыта работы общеобразовательного учреждения разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу психологического обеспечения по  определению траектории профессионального развития старшеклассников.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в  системе среднего общего образования.

Предметом исследования: выступают психологические условия по успешному определению траектории профессионального развития старшеклассников.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что определению траектории профессионального развития старшеклассников будет способствовать формирование психологически благоприятной и безопасной учебно-воспитательной среды, позитивное отношение к  профессиональной деятельности, развитие  профессиональной мотивации, формирование эффективной профессиональной идентификации выпускников, если:

	раскрыта сущность траектории профессионального развития старшеклассников;

	определены возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению в определении траектории профессионального развития старшеклассников;

	в ходе разработки и реализации  программы психологического обеспечения по определению траектории профессионального развития старшеклассников учитываются особенности и трудности определения траектории профессионального развития старшеклассников;

	определены и реализуются в учебно-воспитательном пространстве общеобразовательной школы психологические условия успешного обеспечения в определении траектории профессионального развития старшеклассников.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1)Изучить теоретические основы исследования проблемы определения траектории профессионального развития старшеклассников в работах отечественных и зарубежных авторов;

2)Проанализировать особенности личностного развития старшеклассников и рассмотреть возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению в определении траектории профессионального развития старшеклассников;

 3) На основании изученного опыта работы МБОУ СШ №14 г.Арзамаса  разработать, обосновать  и экспериментально апробировать программу  по психологическому обеспечению в  определении траектории профессионального развития старшеклассников;

 4) Выявить и экспериментально проверить психологические  условия успешного обеспечения в определении траектории профессионального развития старшеклассников.

Методологическими основами исследования являются основные положения культурно-исторической теории, согласно, которой социальная среда является источником развития психики человека; принцип учета индивидуальных особенностей в рамках возрастного периода; принцип единства процессов развития, обучения и воспитания; идеи организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. 

Теоретические основы исследования составили труды отечественных отечественных и зарубежных авторов, раскрывающие:

       - концептуальные положения траектории профессионального развития (Э.Ф Зеера, Д.Л. Константиновского, Г.А. Чередниченко, Э. Хьюза, С. Спайлермана, Ф. Белхема и др);

        -   особенности личностного развития старшеклассников (В.Е. Клочко, И.В.Шаповаленко, В.С. Мухиной,  Е. И. Исаева,  В.И. Слободчикова, Г. Крайга, Д. Бокума и др.);

- исследования, посвященные проблемам психологического обеспечения по определению траектории профессионального развития в системе среднего общего образования (О.В. Галустовой, Э.Р. Саруханова, Е. М. Павлютенкова, Е.В. Гудковой, А. П. Чернявской, Н.С. Пряжникова, Н.В.Афанасьевой и др.).

В соответствии с целью и задачами был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и экспериментальных методов исследования: теоретические методы (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов в области образования); эмпирические методы (опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование:

1.Методика «Профиль»  (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока).

        2.Тест Дж. Голланда по определению типа личности.

3. Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)

Констатирующий и формирующий эксперименты; качественные и количественные методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужило МБОУ СШ №14 г.Арзамаса Нижегородской области. Всего в экспериментальном исследовании участвовало 30 человек в возрасте от 17 - 18 лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной психолого-педагогической науке траектория профессионального развития трактуется как деятельность, ориентированная на профориентацию, самоопределение молодежи, определение эффективной траектории профессионального развития, с учетом интересов, склонностей и способностей старшеклассников.

2.Обеспечение работы общеобразовательной школы по психологическому обеспечению в определении траектории профессионального развития осуществляется в ходе формирования психологически благоприятной и безопасной учебно-воспитательной среды, позитивного отношения к  профессиональной деятельности, развитию  профессиональной мотивации, формирования эффективной профессиональной идентификации выпускников и эффективного освоения выбранной обучающимися профессии. Для этого используется комплекс  необходимых методов и форм: методы, ориентированные на решение информаиионных задач профконсультирования; методы, ориентированные на осуществление профессионального консультирования; методы профессиональной диагностики; методы обучения основам профессии, профориентационный урок, профориентационная беседа, профориентационные игры, профориентационные стенды, профориентационная экскурсия на предприятие, профориентационная встреча, организация исследовательской работы по составлению описания профессии, ярмарка профессий. 

3. Программа психологического обеспечения по определению траектории профессионального развития  старшеклассников, разработанная с учетом интересов, склонностей и способностей старшеклассников, направленная на: формирование актуальной для старшеклассников «профессиональной траектории развития»; обеспечение старшеклассников средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию; формирование мотивов саморазвития, личностного профессионального роста, способствует личностному развитию на начальном этапе профессионализации и в последующей самостоятельной профессиональной деятельности.

4. Совокупность условий психологического обеспечения в определении траектории профессионального развития обучающихся в системе среднего общего образования представляет собой:

- учет в образовательном процессе среднего общего образования особенностей и трудностей траектории профессионального развития на начальном этапе профессионализации и в последующей самостоятельной профессиональной деятельности;

          - содействие осознанию выпускниками  школы ответственного выбора по проблеме определения и построения успешной траектории профессионального развития;

 - разработка и реализация программ психологической помощи обучающимся в определения траектории профессионального развития старшеклассников.

  Исследования проводились в два этапа:

Первый этап (2015-2016 гг.) – определение проблемы исследования; изучение педагогической, психологической, научно-методической литературы; определение методологии и выбор методов исследования; изучение опыта работы МБОУ СШ №14 г.Арзамаса Нижегородской области, разработка программы психологического обеспечения по определению траектории профессионального развития старшеклассников.

Второй этап (2016-2017 гг.) – апробация разработанной программы психологического обеспечения определения траектории профессионального развития обучающихся  общеобразовательного учреждения; завершение формирующего эксперимента, обработка и интерпретация результатов итоговой диагностики, обобщение и систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление материалов магистерской диссертации. 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

- уточнена психолого-педагогическая сущность понятия   «Траектория профессионального развития» старшеклассников;

-     выявлены особенности личностного развития старшеклассников;

- раскрыты возможности учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы по психологическому обеспечению в определении траектории профессионального развития старшеклассников;

-     разработана программа психологического обеспечения по  определению траектории профессионального развития старшеклассников, выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены психологические условия успешного обеспечения в определении траектории профессионального развития старшеклассников.

	Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем: 

         -    на основании изучения опыта учебно-воспитательной деятельности МБОУ СШ №14 г.Арзамаса нами определены возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению в определении траектории профессионального развития старшеклассников;

       - подобран и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий изучить траекторию профессионального развития старшеклассников;

        - разработана и экспериментально апробирована программа психологического обеспечения по определению траектории профессионального развития старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

		  Полученные в исследовании материалы могут быть использованы для практического применения в успешном обеспечении определения траектории профессионального развития старшеклассников, а также для разработки курсов по выбору в процессе профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-психологов  общеобразовательных учреждений.  Материалы будут полезны в рамках проведения таких дисциплин как «Самоопределение и профессиональная ориентация», «Основы профориентологии».

	Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение полученных результатов: основные положения диссертационного исследования и полученные материалы сообщались на научно-практических конференциях разного уровня: ІХ Международная научно-практическая конференция: «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» г. Москва, 2017; X Всероссийская научно-практическая конференция «НАУКА МОЛОДЫХ»,Арзамас, 2017 г; публиковались в научных журналах (Молодой ученый, 2016 г.); обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития Арзамасского филиала им. Н.И. Лобачевского, в ходе работы семинара магистрантов.

		Структура магистерской диссертации соответствует логике проведенного научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.















Глава I.Теоретические основы исследования проблемы определения траектории профессионального развития старшеклассников в работах отечественных и зарубежных авторов

1.1 Траектория профессионального развития старшеклассников как объект психолого-педагогических исследований

Изучение траекторий профессионального развития старшеклассников и молодежи, началось с исследований жизненных путей поколений как социального и исторического феномена (М. Коли, Г. Элдер, К. Майер), образовательных и  профессиональных карьер (С. Горард, Э. Хьюз, М. Блумер, П. Хадкинсон, С. Спайлерман, Ф. Белхем, Б. Кроссан) [28].

 В современной психолого-педагогической науке траектория профессионального развития трактуется как деятельность, ориентированная на профориентацию, самоопределение молодежи, определение эффективной траектории профессионального развития, с учетом интересов, склонностей и способностей старшеклассников [53].

По мнению Э.Ф Зеера траектория профессионального развития- поэтапное, неравномерное  индивидуальное и  профессиональное развитие  приводящее к вершинным достижениям в профессиональной деятельности, сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления [21].

Продолжительное время траектории профессионального развития анализировались исходя из понятия «карьера». Согласно, Э. Хьюзу карьера-  последовательность статусов и конкретных должностей, которые принимают форму типичных этапов, позиций, достижений, ответственных поручений [61].

Данный термин отправляет к последовательности профессиональных позиций, которые личность занимает в течение жизни. С. Спайлерман отмечает, что карьеры подразумевают под собой истории работы или последовательности профессиональных позиций, характеризующихся уровнем зарплаты, качеством условий трудовой деятельности, отношением к власти и престижу [61].

Ж-Р. Треанон карьеру  сравнивает с рабочей жизнью, профессиональной биографией и связывает данный  термин с капитализацией времени [60].

Ф. Бехлмен выделяет следующие особенности профессиональных карьер: нельзя перейти с позиции младшего служащего на позицию представителя высших кадров, не побывав на позиции служащих среднего звена; невозможно достичь высших позиций на предприятии или в учреждении государственной службы, не пройдя серию институционально организованных  стадий, маркирующих известную и ясно распознаваемую дорогу восходящей мобильности [11].

Начиная с 1970-х гг. наблюдается эрозия карьер, характеризующаяся  увеличением возможных переходов и стадий, меньшей благожелательностью работника по отношению к своему работодателю и существенном увеличении путей, не вписывающихся в восходящую перспективу. В результате эрозия карьер выражалась во все большей непредсказуемости профессиональных траекторий  [61].

С этого момента в социологических исследованиях появляется термин «профессиональная траектория» под которым понимаются нелинейные, прерывистые, непредвиденные, извилистые пути в профессиональной деятельности.

В  отечественной науке термины «образовательная и профессиональная траектории» в пореформенное время стали применяться в виде социологических исследовательских концептов для определения лонгитюдного присутствия молодых людей в образовательной и профессиональной системах в момент перехода от школы к состоянию стабильной профессиональной занятости и первых лет трудовой деятельности [61].

Специфика обучения рабочей специальности молодых рабочих с 9-летним школьным образованием заключается в том, что они получают своеобразное «двойное обучение» - в процессе предварительной профессиональной подготовки и затем на рабочем месте или в учебном центре, когда приходят на производство. Приход в рабочие после окончания 11 классов школы обеспечивает молодежь ресурсом, который после краткосрочной подготовки на рабочем месте делает возможным достижение позиции квалифицированного рабочего [59].

Особенно актуальна проблема профессиональной траектории развития для учащихся 8-11 классов школы, так как ими осуществляется выбор профессиональной траектории, для которого свойственны следующие особенности:

1.по данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения значительная доля неопределенности в том, что касается будущей образовательной траектории –примерно у четверти выпускников вообще не сформирован ни один вариант действий после окончания школы [59].

2.выборы учащихся 9-11 классов сосредотачиваются в основном на престижных и высокооплачиваемых специальностях, что на наш взгляд является, во-первых,  признаком их неопределенности, во-вторых, показателем сильного влияния со стороны общества. 

3.выборы  учащихся 9-11 классов рациональны – наблюдается прямая зависимость между успехами в школьных предметах и предполагаемой профессией, а также посещением кружков и репетиторов и определяемый  выбором профессиональной траектории дальнейшего развития [59].

Для профессиональных выборов учащихся 9- 11 классов,  характерно: получение полного среднего образования, ориентация на дальнейшее продолжение обучения в вузе или  получение  среднего профессионального образования.

Для  осознанного выбора траектории профессионального развития необходимо: иметь ясное представление о самом себе, своих достоинствах, недостатках, интересах; получить многомерное представление о мире профессий, о тех требованиях, которые предъявляются в большинстве сфер профессиональной деятельности; соотнести собственные характеристики с теми специфическими требованиями, условиями, которые предъявляют выбираемые профессии [25].

          Выделяют наиболее типичные траектории профессионального развития, называемые «горизонтальная», «вертикальная», «прогрессирующая».

Для «горизонтальной» траектории свойственен  низкий уровень образования, обучение рабочей специальности в профессиональных училищах и на рабочем месте, дает возможность к достижению наиболее массовых и низких квалификационных разрядов. Представители данной траектории  являются на промышленных предприятиях рабочей силой низкой и средней квалификации. «Горизонтальная» траектория не  обеспечивает быстрого профессионального продвижения и не ориентирована на выход из рабочей специальности. Именно подобным образом происходит создание наиболее стабильных кадров. При этом  трудящиеся отмечают высокую удовлетворенность работой при относительно низкой заработной плате. 

В данной траектории, предваряющая приход на производство учеба, в профессиональном училище осуществляет, в определенной мере функцию социализации: оставляет подростков в  профессиональном училище до более зрелого возраста (вместо 14 лет они приходят на предприятие в 16 - 17), приобщает к культуре промышленного труда, дает возможность получить полное среднее образование  и тем самым гарантирует большую готовность юноши к обучению рабочей специальности на производстве.

Для «прогрессирующей» траектории  характерен большой объем школьного капитала и более интенсивное накопление образовательно- профессиональных ресурсов. Среди ее трудящихся больше тех, кто получил среднее профессиональное образование, обучился в  учебных центрах предприятия, а также, кто прошел  курсы квалификации. Данная траектория приводит порой до весьма высоких квалификационных разрядов.

Для данной категории свойственны ограниченные технологические возможности производства. В результате происходит создание частично «стабильных» рабочих кадров и «транзитных», которые потребность в профессиональном росте реализуют путем учебы без отрыва от производства в вузах и ссузах.

«Вертикальная» траектория наблюдается у гораздо меньшей части молодых рабочих. Трудящихся отличает наличие полного среднего образования, полученного, как правило, в дневной школе или в ссузе, и интенсивное повышение квалификации. Данная траектория формирует сектор наиболее квалифицированной рабочей силы. Большой объем общеобразовательного ресурса формирует у данной части рабочей молодежи образовательные амбиции, реализуемые в  получении без отрыва от производства высшего (или среднего специального) образования. Это может сопровождаться сменой  специальности рабочего, стать условием социально-профессионального продвижения к должности техника или инженера, т.е не означает полного ухода из промышленной сферы. Предоставляемая им доступность обучения в вечерних и заочных ссузах и вузах обеспечивает подготовку специалистов, которые мотивированно, выбрали промышленный труд [59].

Согласно Э.Ф. Зееру для траектории профессионального развития личности характерно изменение направленности вектора развития, обусловленное нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления и образованием моментов неустойчивости т.е. точек бифуркаций [19]. 

Этапы траектории профессионального развития отражают разные особенности деятельности и для, которых, свойственны различные требования к субъекту.

На первом этапе отправной точкой траектории профессионального развития служит формирование профессионально-  ориентированных интересов и склонностей у учащихся под влиянием ближайшего окружения, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.

На втором  этапе происходит зарождение профессиональных намерений, которое заканчивается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным  выбором профессиональной траектории развития. Данный этап в определении профессиональной траектории развития личности называется оптация. Социальная ситуация развития на данном этапе, характеризуется тем, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью  старшеклассников является учебно-профессиональная. В  рамках  ведущей деятельности складываются познавательные и профессиональные интересы, строются жизненные планы. Траектория профессионального развития личности характеризуется поиском своего места в профессиональном мире, которая, отчетливо проявляется в решении вопроса о профессиональном выборе.

Следующий этап становления характеризуется поступлением в профессиональное учебное заведение. Для социальной ситуации свойственны новая социальная роль личности, новые взаимоотношения в коллективе, большая социальная автономность, политическое и гражданское совершеннолетие. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение, конкретной профессии.

Четвертый этап  является этапом профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом видоизменяется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иной социальный  статус, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивную направленность. Профессиональная траектория развития личности направлена на социально-профессиональную адаптацию.

На следующем этапе по мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Устойчивость профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а для профессиональной деятельности характерно наличие индивидуальных личностносообразных технологий выполнения. Наступает этап первичной профессионализации и становления специалиста.

Для  шестого  этапа характерно дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда ведет к переходу личности на  следующий уровень профессионализации, на котором осуществляется становление профессионала. На данном этапе профессиональная траектория развития индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. В целом любому работнику присущ собственный устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

Заключительный этап  является этапом профессионального мастерства и становления акме-профессионалов. Для данных работников свойственны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Вступление на  этап мастерства видоизменяет социальную ситуацию, направленность выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная траектория развития проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, желание выйти за пределы себя. Достижение вершин профессионализма или акме – свидетельствует о том, что личность состоялась [63].

Проектирование своей индивидуальной траектории профессионального развития позволяет создать образ будущего. Кроме этого, любая составленная траектория профессионального развития личности служит моделью, которая может конструироваться, детализироваться, устанавливать системы социальных связей, а также иметь определенный прогноз на успешность и перспективу в целом [57].

Способность осознанно проектировать траекторию профессионального развития является залогом успешного решения тех задач, которые ставит перед собой личность на определенном этапе своего профессионального выбора. Например, в период обучения выбранной специальности задачей молодого человека является успешное окончание образовательного учреждения, которое в дальнейшем во многом определяет удачное трудоустройство и высокую конкурентоспособность на рынке труда [31].

Для эффективного построения траектории профессионального развития обязательно создание идеального образа этого объекта, способного стать целевым ориентиром в предстоящей деятельности. Идеальный образ может выступать в качестве модели, идеала, перспективы жизнедеятельности и отражает предварительные представления о целях и конечном продукте проектной деятельности, впоследствии они могут видоизменяться и корректироваться. На данном этапе проектируется «модель выпускника» [4].

Также нужно, обратить внимание на то, что у проблемы  траектории профессионального развития весьма огромное понятийное поле, но мы ограничимся, категориями «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения индивидума в социуме, один из главных выборов в процессе социализации.

В психолого- педагогической литературе, имеются различные вариации  термина «профессиональный выбора», объединяет, их то, что профессиональный выбор- выбор, осуществляемый вследствие анализа внутренних возможностей субъекта и соотношения их с требованиями специальности. Профессиональный выбор -  процесс, включающий  ряд стадий, длительность которых обуславливается  внешними факторами и личностными особенностями субъекта выбора специальности.

Содержание определения подразумевает двусторонность явлений  профессионального выбора: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора).  Субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления профессионального выбора [45].

Профессиональное самоопределение —  предпочтительное отношение личности к миру специальностей в общем и к конкретной выбранной специальности. Центром профессионального самоопределения служит осмысленный выбор специальности с учетом собственных особенностей и возможностей, требований специальности и экономических факторов. Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни: личность непрерывно рефлексирует, пересматривает свою профессиональную деятельность и самоутверждается в специальности.

В отечественной психологии нет единого взгляда на то, как зарождается профессиональный выбор, и какие факторы влияют на данный процесс. По данному  вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации профессионального выбора [20].

Отличительным признаком профессионального выбора, является, то, что «это выбор, охватывающий лишь ближайшую жизненную перспективу выпускника», который может быть сделан «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий сделанного выбора» и «в последнем случае выбор  специальности в достаточной мере, жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями [20].

Ряд ученых придерживается распространенной точки зрения на профессиональный выбор как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение  в данном случае рассматривается как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, профессиональный выбор сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии [66].

Занимаясь вопросом профессионального самоопределения личности, Н.С. Пряжников разработал  следующую его содержательно-процессуальную модель.

1.Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки  личности к профессиональной деятельности.

2.Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемой профессии.

3.Общая ориентировка в мире профессий и выделение профессиональной цели или мечты.

4. Определение ближайших целей как этапов профессионального пути.

5.Информированность о содержательной стороне профессий и специальностей, соответствующих умениях, знаниях и местах трудоустройства.

6. Представления о препятствиях в достижении профессиональных целей и о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов на случай неудачи.

8. Начало реализации  личного профессионального плана и их корректировка по принципу обратной связи  [21].  

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показал, что изучение понятия «траектория профессионального развития» старшеклассников и молодежи, началось с исследований жизненных путей поколений как социального и исторического феномена, образовательных и  профессиональных карьер.

Под траекторией профессионального подразумевается  деятельность, ор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44