- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические и организационно-правовые основы управления муниципальными дошкольными общеобразовательными учреждениями в российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001496 |
Тема: | Теоретические и организационно-правовые основы управления муниципальными дошкольными общеобразовательными учреждениями в российской федерации |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………...4 Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы управления муниципальными дошкольными общеобразовательными учреждениями в российской федерации…………………………………………………………………….......9 1.1. Сущность и структура системы дошкольного образования в Российской Федерации………………………………………………………………………….…...9 1.2. Организационно-правовые основы управления системой дошкольного образования в Российской Федерации……………………………………..……...23 1.3. Экономические основы управления муниципальными дошкольными общеобразовательными учреждениями в Российской Федерации…………..…….29 Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В Г. ТВЕРИ………………………………………………………………………………... 33 2.1. Структурно-функциональный анализ отдела Управления образования Администрации г. Твери………………………………….……………………….....33 2.2. Анализ состояния и тенденция развития системы дошкольного образования г. Твери…………………………………………………………….…..45 2.3. Проблемы совершенствования экономического механизма управления дошкольными общеобразовательными учреждениями…………………………….47 Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Г. ТВЕРИ………………………………….………………..59 3.1. Совершенствование программно-целевого подхода в управлении дошкольными образовательными учреждениями г. Твери…............................... 59 3.2. Повышение эффективности экономического механизма управления дошкольными образовательными учреждениями г. Твери………………….…..69 3.3. Ожидаемая эффективность от предложений по совершенствованию экономических основ управления муниципальной системы образования г. Твери…………………………………………………………………………………71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...75 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………...……………………..78 ПРИЛОЖЕНИЯ.……………………………………………………………………..84 ВВЕДЕНИЕ Сегодня управление образованием определено как вид социального управления. При этом сущность управления образованием, в том числе дошкольным, заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Применительно к образовательным системам сегодня принято определять управление как целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий. Данное определение управления созвучно пониманию современного менеджмента. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. С развитием децентрализации государственного управления, которое привело к возрастанию экономической и политической самостоятельности регионов, значительная часть обязательств и полномочий по управлению образованием была передана на места, сформировались региональные образовательные системы, основанные на соответствующем правовом, административном и общественно-политическом обеспечении. В регионах возникли свои отлаженные образовательные структуры, появилось соответствующее законодательство, начали создаваться и реализовываться оригинальные образовательные программы. Дальнейшее развитие реформы государственного и муниципального управления в нашей стране привело в начале XXI века к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления, без которого невозможно создание полноценного гражданского общества. Муниципальный уровень управления образованием представляет в этом смысле наибольший интерес по нескольким причинам. Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики. Во-вторых, муниципальный уровень управления образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны. Т.е. муниципальный уровень завершает системный характер федерального образовательного пространства в нашей стране. В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень муниципалитетов управление образованием, со всем организационным и финансово-экономическим обеспечением этого процесса, а также кадровая политика в этой области, переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение муниципального уровня развития образования, но и повышает требования к нему. В связи с этим актуальным является теоретико-методологический анализ развития дошкольного образования на уровне города с позиции социологии, который предполагает не только определение его понятия, сущности, структуры и функций, но и исследование основных тенденций и противоречий его развития для разработки управленческих решений по его оптимизации. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что современное образование, в том числе дошкольное образование, в Российской Федерации находится на новом этапе развития - идет его модернизация, что предъявляет повышенные требования к качеству образования. Следовательно, необходима разработка теоретически обоснованных механизмов экономического управления и финансирования, повышающих его эффективность в вопросах обеспечения развития образования. Сегодня законодательно выделены и закреплены уровни управления образованием - федеральный, субъектов федерации (региональный), местный (муниципальный), а также уровень образовательных учреждений. При этом региональный уровень управления образованием, юридически закрепляет и методически конкретизирует централизованно внедряемые новации, а муниципальный уровень обеспечивает сочетание отраслевых и территориальных интересов в решении вопросов развития муниципальных образовательных учреждений и всей системы образования территории. Модернизация образования предполагаются и преобразования в области дошкольного образования, что связано с введением вариативности дошкольного образования, стремлением к обновлению содержания, и пониманием того, что дошкольное образование является первым и одним из важнейших звеньев в общей системе образования. В результате происходящих изменений возникла острая необходимость обновления не только знаний специалистов дошкольных учреждений, но и управлением всей системы дошкольного образования. Потребность в муниципальном управлении образованием как части социально-общественной системы потребовала смену его целевых ориентиров, связанных с обеспечением социальной функции образования. Значимость этой задачи повышается в связи с тем, что модернизация образования предполагает преимущественное стимулирование региональных инициатив, перенос в регионы центра тяжести инновационной активности. Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является муниципальная система образования. Предмет исследования – процесс управления муниципальной системой образования (на примере дошкольных образовательных учреждений г. Твери). Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ проблем и разработка мероприятий по совершенствованию экономических основ управления муниципальной системой образования. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - изучить организационно-правовые и экономические основы управления муниципальной системой образования в Российской Федерации; - проанализировать деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной системой образования; - разработать основные направления совершенствования экономических основ управления муниципальной системой образования г. Твери. В ходе исследования были использованы метод структурно- функционального анализа, социологические методы сбора и анализа информации. Информационной и нормативно-правовой базой исследования послужили: Конституция РФ, «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г.), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016г.), Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу с 01.01.2014г.) и иные нормативные правовые акты, а также статистические отчеты и другие документы в сфере дошкольного образования (в том числе положения, регламенты и порядки) органов местного самоуправления муниципального образования г. Тверь. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Сущность и структура системы дошкольного образования в Российской Федерации В целом под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений (дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений дополнительного образования, учреждения высшего, среднего и начального, профессионального образования) и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Принцип системного подхода к образованию предусматривает, что система образования страны включает в себя самостоятельные составляющие – подсистемы этой целостной и единой системы. В свою очередь, каждая из них, в своей области, представляет собой самостоятельную систему более конкретного уровня. Это системы профессионального и общего образования, высшего, среднего специального, среднего, начального, дошкольного, дополнительного образования. В настоящее время, в рамках модернизации сферы образования, успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами именно в системе образования. Как отмечают многие исследователи сегодня в развитии и совершенствовании современной системы образования наступил важнейший этап реального вхождения в сферу современных рыночных отношений со всеми вытекающими последствиями, а также проблемами и радикальными изменениями основ функционирования и определения дальнейшей стратегии развития. При этом модернизация образования является комплексным и именно всестороннем развитием и обновлением всех составляющих звеньев современной образовательной системы, а также всех сфер образовтельной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. При этом главная и основополагающая цель модернизации современного образования состоит в обеспечении конкурентоспособности Российской Федерации на мировом уровне. Необходимо повысить качество современного образования и прежде вего на основе обновления его структуры в целом, содержания и различных современных технологий обучения, а также привлечь в сферу образования высококвалифицированных и профессиональных специалистов, кроме того увеличить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. При этом, как отмечают многие автоы, управленческие аспекты модернизации современного образования в Российской Федерации включают в себя следующие основные аспекты: 1) создание целостной системы управления российского образования на уровне Российской Федерации и ее составляющих субъектов; 2) создание современной нормативно-правовой базы обеспечения широкого участия семьи, различных работодателей, общественных институтов в обсуждении и решении проблем современного образования всех уровней, а также основы развития многообразных договорных отношений в сфере образования; 3) формирование оптимальной отраслевой системы управления, в которой эффективно и четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех участвующих в ней субъектов современной образовательной политики; 4) развитие негосударственных форм образования и упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг, которые применяются и установлены сверх образовательного стандарта, при усилении контроля за надлежащим качеством реализации современных российских образовательных программ. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года особенно отмечена и подчёркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования, в том числе дошкольного, а также повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Сегодня современная Россия переживает довольно непростой период становления гражданского общества и в данном случае одной из основных отличительных особенностей современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. При этом встреча государственных ведомств с обществом происходит непосредственно и каждодневно, как в массовых масштабах так и в частных, и что делает сферу современного образования одним из важнейших пространств поиска оптимального сочетания государственного и общественного начал. Но одновременно при этом система образования является наиболее мощным институтом и инструментом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества, так как именно от нее во многом зависят темпы развития современного гражданского общества в нашей стране. Государственный характер управления системой образования подразумевает, прежде всего то, что в нашей стране проводится единая государственная политика в области современного образования, которая непосредственно закреплена и зафиксирована в действующем Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). При этом в статье 2 указанного федерального закона, современное образование понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессиональ-ного развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Основной идеей государственно-общественного управления современным образованием является то, чтобы объединить усилия государства и общества в решении сложившихся современных проблем образования, а также предоставить педагогам, детям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Так как именно выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений. Сегодня одной из основных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. При этом реализация основных образовательных программ осуществляется в соответствии с действующими федеральными госудасртвенными образовательными стандартами (далее – ФГОС), обеспечивающими следующее: 1) единство современного образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, а также среднего и высшего профессионального образования; 3) требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создание определенных предпосылок для наиболее объективного контроля за их деятельностью. То есть, в случае когда мы говорим о том, что федеральный государственный образовательный стандарт обеспечит единство в структуре программ, единство в условиях их реализации, единство в результатах как целевых ориентиров, то соответственно ни у кого не возникает вопросов, как ребенок из детского сада в Екатеринбурге сможет поступить в первый класс элитной московской школы. Таким образом внедрение новейших современных образовательных стандартов в российскую образовательную практику потребовало создания и иных соответсвующих условий качества образования. Решение задачи по созданию общероссийской системы оценки качества образования, которая направлена прежде всего на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений в целом, должна достигаться имннно совершенствованием механизмов контроля и управления на всех уровнях современного образования, а также обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о качественных параметрах образования в Российской Федерации, что подразумевает под собой следующее: - во-первых повышение уровня прозрачности современнорй системы образования и открытости для общества оценок качества образовательных услуг; - во-вторых расширение участия современной общественности в контроле над образовательными учреждениями через механизмы их публичной отчетности о собственной деятельности и итоговой аттестации учащихся; - в-третьих введение единой независимой системы оценки качества современного образования в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, а также - освоение современными образовательными учреждениями механизмов инновационного развития. При этом современная структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, которая сочетает в себе вертикальную организацию управления с распределением функций по уровням управления и при этом характеризуется следующими основными чертами: - наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего - решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих; - ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором - вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов; - возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении.1 В соответствии с действующим Законом об образовании, управление системой образования включает в себя следующее(ст. 89 данного Закона): 1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 2) осуществление стратегического планирования развития системы образования; 3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования; 4) проведение мониторинга в системе образования; 5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 6) государственную регламентацию образовательной деятельности; 7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию; 8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций. Государственное управление в сфере образования в пределах своих полномочий осуществляют: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы власти. Федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России), которое является центральным органом управления образованием в России. Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Цели его деятельности: 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. 2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования. 3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества. 4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала. 5. Создание условий для активизации инновационной деятельности. Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества. Государственные органы управления образованием субъекта Российской Федерации представлены такими службами, как Министерства, Комитеты, Департаменты (республиканские, краевые, областные), основная задача которых заключается в следующем: 1) нормативное правовое регулирование и разработка проектов законов и правовых актов субъекта федерации в областях дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка; 2) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка; 3) координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении органа исполнительной власти края. Администрации муниципальных образований в Российской Федерации, в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как Управления, Комитеты и т.д., в состав которых входят различные отделы (например, отдел по работе со школами, дошкольный отдел, территориальные отделы, централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационная контора и т.д.). Таким образом, система образования – один из наиболее крупных социальных институтов, являющийся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Анализ структур управляющих систем различного уровня позволяет сделать вывод о том, что управление образованием в РФ носит общественно-государственный характер. На всех уровнях оно осуществляется в процессе взаимодействия существующих в настоящее время социальных институтов (педагогической и научной общественности, семьи, властных структур, образовательных учреждений, органов управления образованием, общественных организаций, всех видов СМИ и т.д.). На функционирование и развитие системы образования влияет каждый из субъектов образовательных правоотношений, но в тоже время несет и свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России и эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты: - возможность посещения образовательного учреждения; - создание условий для образовательной деятельности; - содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами. - отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.2 Как отмечают многие авторы и исследователи, современная система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется и обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе об образовании поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами, в их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России данная идея приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. Сегодня современные российский дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (2011г.) (Приказ Министерства образования и науки РФ) (Минобрнауки России) от 27.10.2011г. № 2562), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. Данное Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов и в соответствии с ним: - Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. - Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. - Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; - воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности); - детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников); - детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях); - детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур); детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья); - детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании); - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое); - центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее - группа). Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями). Основные подходы к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования раскрыта в статье Л.А.Парамоновой. По мнению автора современное базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по следующим принципам: - развивающий характер образования, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка; - системный характер образования (обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе); - интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующем их возрасту; - мультикультурный характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду); - деятельностный характер образования (обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др.); - здоровьесберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровьесберегающей среды).3 В статьях Т.М. Бабуновой, В.И. Турченко основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностно-ориентированному взаимодействию, персонифицированному подходу, уваж....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: