- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Повышение эффективности управления учреждениями культуры и искусства на региональном уровне субъекта российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007555 |
Тема: | Повышение эффективности управления учреждениями культуры и искусства на региональном уровне субъекта российской федерации |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» Институт экономики и управления Кафедра экономической теории, государственного и муниципального управления ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой__________ Канд. полит. наук Дугарова А.А._________ «_____»__________ 2016 г. Дарижапова Оюна Александровна Повышение эффективности управления учреждениями культуры и искусства на региональном уровне субъекта российской федерации (на материалах ГАУК РБ Бурятского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. н. а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова) (выпускная квалификационная работа) Научный руководитель: К.э.н., доцент Родионова Д.Н. Автор работы: студент гр. 11145м Дарижапова О.А. Улан-Удэ 2016 Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы изучения управления сферой культуры Понятие сферы культуры и ее вклад в социально-экономическое развитие общества 1.2. Сущность и специфика государственного управления в сфере культуры 1.3. Принципы, цели и методы государственного управления культурой в регионе Глава 2. Особенности системы управления сферой культуры в Республике Бурятия 2.1. Общая характеристика сферы культуры в регионе 2.2. Система ресурсного обеспечения сферы культуры 2.3. Государственная поддержка как фактор развития сферы культуры Глава 3. Пути совершенствования сферы культуры на материалах Бурятский государственный академический театр оперы и балета 3.1. Модель управления учреждением культуры – Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. н. а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова 3.2. Анализ основных тенденций в системе государственного управления Бурятского государственного академического театра оперы и балета 3.3. Рекомендации по повышению эффективности государственного управления развитием сферы культуры Заключение Список литературы Приложения Введение Актуальность темы. Управление сферой культуры является важным направлением социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории. Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры. На протяжении всей истории России культурная деятельность являлась основополагающей частью духовного воспитания и жизнедеятельности общества в целом. Она выступает способом передачи духовного образа жизни народов, сложившегося на определенной территории новым поколениям. В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности. Обеспечить стабильное социально–экономическое развитие можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющим его место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей. Актуальность исследования определяется тем, что доступ населения к услугам сферы культуры характеризует и качество, и уровень его жизни. Поэтому сохранение и развитие объектов культуры является важнейшей государственной задачей. Город Улан-Удэ как столица Республики Бурятия играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала региона, обеспечения преемственности культурных традиций народов, населяющих Бурятию, культурного воспитания новых поколений горожан и интеллектуальной элиты республики. Однако экономическая ситуация в стране не позволила решить весь комплекс проблем, имеющихся в сфере культуры и сохраняющих свою актуальность. Бюджетное финансирование учреждений культуры города осуществлялось недостаточно. Возможность увеличения внебюджетных доходов ограничена социальными целями их деятельности и недостаточным уровнем благосостояния жителей города. Основная проблема городской отрасли культуры заключается в несоответствии между уровнем культурных запросов горожан и возможностями их удовлетворении учреждениями культуры. Решение этой проблемы невозможно без укрепления материально–технической базы учреждений культуры, без специальных программ социальной поддержки молодых специалистов в сфере культуры и повышения их профессионального уровня. Логически завершить абзац о том, что решение данной проблемы или проблем несомненно повысит эффективность управления данной сферой. Степень изученности темы. Проблема повышения эффективности управления учреждениями культуры и искусства, в тех или иных ракурсах нашла отражение в трудах отечественных исследователей, в частности в работах А.С. Балакшина, Е.В.Галаевой, И.И.Горловой, Н.В.Кротовой, Е.Я.Морозовой, Э.Д.Тихоновой, и др., накоплен значительный опыт исследования организационно-экономических проблем сферы культуры и смежных с ней отраслевых систем. Известен целый ряд исследований, в которых анализируется специфика хозяйствования и управления в сфере культуры в региональном аспекте. Это работы таких авторов, как С.Н. Горушкина, Д.В. Загоскин, Е.Л. Игнатьева, О.К. Луховская, К.Н. Ширко и др. Проблемы управления сферой культуры в условиях рыночных отношений исследовали в своих трудах Бабич А.М., Болотников И.М., Галуцкий Г.М., Егоров Е.В., Красильников Ю.Д., Кузнецов Ю.В., Лапшин Н.П., Маслова И.С., Мосалев Б.Г., Новаторов В.Е., Новаторов Э.В., Столяров И.А., Суслова И.М., Тулупов Г.П., Тульчинский Г.Л., Шишкин С.В., Чаган Н.Г., Якобсон Л.И. В широком контексте проблематика культурной политики нашла освещение в работах Л.Н. Галенской, О.И. Генисаретского, С.Н.Горушкиной, В.С.Жидкова, Г.А.Зайцевой, Т.В.Козловой, Н.А.Михеевой, Л.Перепелкина, Е.К.Пилиляна, Т.Размустовой, К.Б.Соколова, Н.Н.Ярошенко, и мн. др. ученых. Опыт работы культурно-просветительных работников в Бурятии, вопросы повышения эффективности деятельности учреждений культуры раскрыты в работах Л.А. Бройтмана, A.M. Герштейна, Б.Ш. Доржиева, С.А. Максанова, Е.В. Матвеевой, Е.Г. Санжиевой, А.Г. Соколова, С.П. Татаровой и др. Значительный вклад в изучение проблемы вносят материалы конференций, симпозиумов, круглых столов, организуемых ФГОУ ВО Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусств. Таким образом, анализ литературы показывает, что для решения заявленной проблемы сложились некоторые предпосылки. Однако вопросы повышения эффективности управления учреждениями культуры и искусства изучены еще недостаточно. Цель исследований. Целью работы является изучение состояния управления учреждениями культуры в современных условиях развития региона и выработка механизма повышения эффективности их деятельности на примере г. Улан-Удэ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Изучить теоретические основы изучения управления сферой культуры; 2. Рассмотреть особенности системы управления сферой культуры в Республике Бурятия; 3. Определить перспективные пути совершенствования сферы культуры в современных условиях развития региона. Объектом исследования данной работы является система управления деятельностью учреждений культуры и искусства. Предмет исследования: факторы повышения эффективности управления учреждениями культуры и искусства. Исследование базируется на использовании общенаучных методов, в том числе логического, сравнительного, системного подходов, а также методов анализа документов, социологического опроса, непосредственной количественной оценки с использованием методики экспертного опроса. Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретических и разработке методических рекомендаций по повышению эффективности управления развитием сферы культуры, а также впервые будут изучены проблемы эффективности управления учреждениями культуры и искусства в рамках города Улан-Удэ. Основные научные результаты, определяющие новизну исследования, заключается в следующем: - выявлены основные проблемы управления сферой культуры и обоснована необходимость его совершенствования в современных условиях развития региона; -обобщены методы и уточнены показатели оценки эффективности управления ресурсами учреждений культуры, позволяющие оптимизировать затраты на создание культурного продукта и повысить его конкурентоспособность; Разработаны методические рекомендации по повышению эффективности управления развитием культуры; Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными, региональными и местными органами управления в процессе целенаправленного развития сферы культуры, определении совокупности мероприятий, ориентированных на повышение культурного уровня жизни населения и удовлетворение потребностей. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении рассмотрена общая характеристика работы, обоснована актуальность темы исследования, показана степень изученности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определена научная новизна и практическая значимость работы. В первой главе «Теоретические основы изучения управления сферой культуры» рассматривается роль и значение сферы культуры и ее вклад в социально-экономическое развитие; понятие и сущность системы управления развитием сферы культуры; основные направления управления сферой культуры. Во второй главе «Особенности системы управления сферой культуры в Республике Бурятия» рассматривается общая характеристика и современное состояние сферы культуры в регионе; ресурсное обеспечение деятельности сферы культуры. В третьей главе « Пути совершенствования сферы культуры в современных условиях развития региона» рассматривается модель управления Бурятского Государственного Академического Театра Оперы и Балета им. н.а. СССР Г.Ц.Цыдынжапова г. Улан-Удэ: современное состояние и проблемы; разработаны методические рекомендации по повышению эффективности управления развитием сферы культуры; социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий. В заключении изложены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций по решению проблем управления сферой культуры в современных условиях развития региона. Глава 1. Теоретические основы изучения управления сферой культуры 1.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА За последние десятилетия в России произошли масштабные перемены, которые затронули разные сферы жизни общества. Среди них находится и сфера культуры. Сфера культуры и искусства – это сфера не материального, а, прежде всего, духовного производства. Ее продукты удовлетворяют не материальные, а интеллектуальные, эстетические и духовные потребности людей. Сфера культуры является неотъемлемым элементом социально-экономического развития территории. Она выполняет важные социальные функции, связанные с воспитанием, образованием, процессами социализации и многими другими аспектами становления и развития человеческой личности. Культура и искусство оказывает прямое влияние на общественную жизнь каждого региона. Культурные символы и традиции, язык, памятные места и даты, песни и т.д. составляют содержание культурной идентичности, самосознания, объединяющего людей и общество: работодателей и занятых, старшего и подрастающего поколения, мужчин и женщин, политиков и избирателей. Без такой консолидации, сознания общности и общей судьбы невозможны экономические и политические реформы, развитие общества в целом. Так же культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияющие на сознание людей, отношения между ними, способствующие духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала. Помимо этого сфера культуры вносит существенный вклад в экономику региона. Государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие организации, коммерческие структуры, частные фирмы, творческие коллективы и индивиды, действующие в сфере культуры и искусства, создают конкретные рабочие места по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциалом. Тем самым осуществляется непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона. Речь идет не только об обеспечении занятости, но и о налоговых и прочих отчислениях в государственные бюджеты, социальном страховании. В сфере культурных индустрий экономическая деятельность связана с определенной сферой культуры (дизайн, мода, танцы, музыка, реклама, фотография, издательская деятельность, ремесла), не затрагивая основные функции культурных учреждений. Такого рода культурно-экономическая деятельность не только способствует развитию бизнеса, но и влияет на финансовую устойчивость культурной среды, стабилизирует социокультурное пространство региона. Например, если мы поддержим развитие культурных индустрий путем создания дополнительных форм культурного досуга, ориентированного на молодежь, то нам будет легче удержать наиболее мобильную часть населения в провинции. Основными чертами культурных индустрий являются гибкость, локальность задействованного рынка, ориентация на новые организационные структуры, нестандартность культурного продукта. Сфера культуры и искусства выступает базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей, прежде всего - образования, СМИ, издательской деятельности, туризма, индустрии развлечений. По общемировой статистике свыше 75% объема туризма оставляет так называемый «культурный туризм», когда туристы посещают другие регионы и страны, чтобы ознакомиться с культурно-историческим наследием, участвовать в ярких событиях, набраться ярких непривычных ощущений, приобрести экзотические и художественно своеобразные сувениры. В истории существует масса примеров, когда культура становилась базисом для развития городов, для инновационных процессов. Например, город Кеми на севере Финляндии, который не имел ничего кроме снега, в результате экономического кризиса и безработицы стал использовать снег как основной ресурс, построив огромные ледяные дворцы и заставив людей со всего мира съезжаться сюда на снежные фестивали. Перед запуском масштабных проектов по развитию городов, первоначально необходимо создать культурную среду, способную изменить имидж города, социальные и ментальные категории горожан, содействовать притоку горожан, потребителей, туристов, привлечь дополнительные инвестиции. Причем речь идет именно о региональной культуре, способной либо создать условия для самореализации обычного человека, либо побуждать его искать более благоприятную социокультурную среду. С данными положениями тесно связаны и проблемы эффективного менеджмента культурного наследия. На этот вопрос обратила внимание группа российских ученых в рамках реализации одного из проектов по поддержке развития сферы культуры. Исследователи полагают, что в наше время меняются приоритеты в ресурсном обеспечении регионов, поскольку промышленное производство уступает место культурным, научным и образовательным ресурсам. Так, например, в рамках государственной программы Республики Бурятия «Культура Бурятии (2013-2020 годы)» общий объем финансирования из республиканского бюджета в 2014 году составил 650 756,1 млн. рублей, в 2015 году 658198,1 млн. рублей, в 2016 году 659 468,1 млн. рублей, а в 2017 году запланировано 729 468,1 млн. рублей. Однако, сегодня для нормального развития социально значимых объектов этого недостаточно. В Германии, например, только на господдержку учреждений культуры (музеев, театров, филармоний, библиотек) из бюджета выделяется до 8,5-10 млрд. долларов, то есть 2-4% бюджета. В России, к сожалению, в настоящее время сфера культуры не входит в число ключевых приоритетов государственной социальной и бюджетной политики, что приводит к негативным последствиям в виде сокращения бюджетных инвестиций в развитие производительных сил в культуре. Государственная составляющая инвестиций направленна на обеспечение текущей деятельности учреждений сферы культуры, необходимые меры для сохранения культурного наследия. Отсутствуют необходимая государственная поддержка научно-исследовательских проектов в области культуры, законотворческая активность в области культуры, адекватная потребностям реформируемого бюджетного сектора. И это несмотря на то, что культура и искусство являются социально значимыми сферами общества, аккумулирующими и транслирующими базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности. Культура обладает тремя уникальными ресурсами – творческим потенциалом ее создателей, накопленным веками и развиваемым из поколения в поколение; культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры. Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры в развитие современного общества, которые представлены на рис.1. Прямой вклад сферы культуры в экономику Косвенное экономическое влияние Прямое социальное влияние Косвенное социальное влияние Создание рабочих мест Создание базы и инфраструктуры для развития других отраслей Предоставление услуг для работников других отраслей Активное участие в формировании инфраструктуры деловой активности и политической жизни региона Обеспечение социально значимых видов деятельности Организация отдыха Раскрытие творческого потенциала человека Стимулирование творчества, повышение способности общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения Рисунок 1 - Связь между сферой культуры и социально-экономическим развитием общества Проанализировав данный рис. 1 можно сделать вывод, что культура является системообразующим фактором объединения и развития общества в национальном и региональном масштабе. В завершении хотела бы отметить, что сфера культуры может выступать как мощный региональный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс развитию территории, стать фундаментом её интенсивного развития. 1.2 Сущность и специфика государственного управления в сфере культуры В большинстве случаев специфику управления в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». Результаты политики в сфере культуры носят не вещественный характер, а имеют тесную взаимосвязь с феноменами сознания, их нельзя непосредственно подсчитать. Производство культурных ценностей в значительных случаях совпадает с потреблением (например, чтение книги, просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта и др.). Значительное различие между материальными и культурными ценностями в том, что продукты материального производства уничтожаются в процессе потребления, а продукты культуры, наоборот, при большом потреблении наращивают свою ценность (чем больше людей посмотрят спектакль или прочитают книгу, тем выше социальная значимость такой культурной ценности). Рассмотрение культуры как сферы государственного и муниципального управления осложняется той философской проблемой, что термин «культура» достаточно многозначен, и поэтому сфера культуры, с одной стороны, может быть ограничена только искусством, но, с другой стороны, она может в себя включать и шоу-бизнес, туризм и прочее. Поэтому определение сферы культуры в государственном и муниципальном управлении совершенно необходимо для понимания особенностей и роли управления в сфере культуры. Термин «культура» может быть рассмотрен с учетом его отношения к различным научным дисциплинам, таким как философия, экономика, лингвистика, политология, искусствознание, история, психология и, конечно же, культурология, предметом изучения которой и является культура[2]. Но существуют наиболее распространенные определения культуры. Их и необходимо отразить. Слово «культура» от лат. cultura – возделывание, обрабатывание. Первоначально оно употреблялось в значении обработки почвы – обрабатываемый, искусственно выращиваемый (о растениях) в противоположность дикому, дикорастущему. В научный оборот термин культура применительно к духовной жизни человека ввел в 45 г. до н.э. древнеримский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), который считал, что разум человека надо обрабатывать, как крестьянин обрабатывает землю. Под культурой он понимал обработку ума человека и получение нужных результатов. В дальнейшем слово культура стало употребляться в смысле просвещенности, образованности и воспитания человека. С этим значением оно вошло во все европейские языки, в том числе и русский во второй половине XVIII века. В современной научной литературе, по подсчетам исследователей, имеется более 250 определений культуры. Лапустин Б.С. указывает, что на сегодняшний день в науке существует около 300 определений культуры. Есть также определение отрасли культуры, принятое в Российской Федерации и отражённое в официальных документах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы» отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, циркового, музыкального), кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры». Законодательство Российской Федерации определяет правовое пространство в сфере культуры. К правовому пространству в сфере культуры относятся выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории культуры, все направления художественного творчества: кинематография; сценическое, музыкальное и пластическое искусство; литературная деятельность; архитектура и дизайн; фотоискусство, а также другие виды и жанры искусства, художественные народные промыслы и ремёсла, народная культура. Культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, которые объективированы в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и которые передаются последующим поколениям[3]. По вещественному показателю культуру можно подразделить на материальную и нематериальную. Материальная культура включает в себя технические разработки (компьютеры), предметы быта (столы, стулья), картины. Обобщить все это можно следующим образом: все, выполненное на материальном, ощутимом источнике, является объектом материальной культуры. Нематериальная культура включается в себя абстракции, созданные человеком. К примеру, произведения музыкального искусства, театральные постановки, ценности и верования. Рассмотреть понятие «культура» можно также в узком смысле слова. В таком аспекте культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Таким образом, в узком смысле слова в понятие культуры включают только нематериальные ценности (духовные) в отличие от указанного понятия в широком смысле слова. Для полного понимания данного определения необходимо определить значение понятия «духовная ценность». В большинстве случаев к духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Динамическое проявление культуры (частые изменения в данной сфере, создание новых ценностей, устаревание других ценностей) создает предпосылки для всестороннего изучения данной сферы с целью получения информации о культуре для своевременного управления, которое будет способно, отслеживая все изменения, создавать благоприятную среду для развития такой области. Все изменения в сфере культуры, также как и в любой другой сфере, обусловлены множественными факторами. Среди которых могут быть выделены следующие: слияние культур одной страны с другой вследствие тесного взаимодействия или захвата территорий, культурная диффузия, которая выражается в заимствовании некоторых специфических черт одной культуры с целью совершенствования или развития данной сферы в стране. Огромное влияние на культуру оказывают также природные ресурсы, социальные институты и организации, вырабатывающие нормы культуры. Культуры в различных странах разнообразны. Даже поверхностно оценив любую культуру, можно однозначно выделить уникальные черты, присущие только ей, которые выделяют ее в культурной среде среди других стран. Однако выделяют так называемые культурные универсалии, присущие всем обществам. Культурные универсалии — типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах[4]. Джордж Питер Мердок вместе с коллегами из Йельского университета разработали классификацию таких культурных универсалий из 88 общих поведенческих категорий. Они включают одежду, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, вероисповедание, социальную стратификацию, политическое поведение и т.д. Как полагают, культурные универсалии связаны с важнейшими биологическими потребностями человека: сохранение жизни, продолжение рода, здоровое потомство. Однако надо понимать, что конкретное содержание этих культурных универсалий может быть различным. Например, семья в том или ином виде существует у всех обществ, но некоторые общества предпочитают моногамию, другие — полиандрию, а третьи — полигинию. Также в каждом обществе могут быть выделены различные типы культур. Например, высокая, элитарная и массовая. Задачей государства является сохранение в стране всех типов культур с присущими им отличиями, а также обеспечение наименьших противостояний одного типа культуры другому. Таким образом, культура является духовной основой общества, в связи с чем изучение ее и своевременный грамотный контроль за данной сферой со стороны государства является крайне необходимым. Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно правовая регламентация в том или ином объеме распространяется на книгоиздание и библиотечное дело, телевидение и радиовещание, кинематографию, различные виды искусства. Главное при этом заключается в том, чтобы государственно-управленческая деятельность создавала условия для свободного развития культурной деятельности, для ее стимулирования и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры чуждых общественной нравственности веяний. Культура – многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни. Это учитывается при построении системы государственного управления, что находит свое выражение в функционировании нескольких отраслевых систем. Наиболее масштабна деятельность Министерства культуры РФ (Минкультуры России) – федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику в порученной, ему сфере[5]. Данную сферу в ее собственном смысле составляют учреждения театрального и художественного искусства, библиотеки, музеи и т.п. Минкультуры призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов Российской Федерации; обеспечивать охрану историко-культурного наследия и государственный учет его объектов; контролировать соблюдение установленного порядка использования этих объектов; осуществлять контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей. В литературе, отечественной и зарубежной, нередко высказывается мнение о том, что культура менее поддается институциональному упорядочению, государственному управлению. Между государством и культурой обычны трения и конфликты, в котором государство может одерживать верх, но, обладая собственными потенциями, культура больше оказывается более долговечной. Как показывает опыт постсоветского развития России, вмешательство государственных органов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, так как без властной поддержки они могут не выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, политических и т.д.) и перестают существовать. Вместе с тем государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом. В рамках советской системы существовало централизованное административное управление культурной деятельностью – через союзные и республиканские министерства, областные и районные управления, находившиеся в иерархической подчиненности центру. С распадом СССР и началом рыночных и демократических преобразований в России резко ослабла управленческая роль государства в управлении культурой. Только в начале XXI века в России стали возникать контуры новой культурной политики, основанной на понимании необходимости сочетания федерализма и регионализма, децентрализации управления культурой, переходом от директивных и административных к опосредованным, демократическим методам управления. Об этом свидетельствует, например, подготовленный для обсуждения на Государственном Совете РФ рабочей группой по приоритетам развития российской культуры доклад «Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации». В докладе четко звучит мысль о признании российским государством свободы творчества деятелей культуры, но и за собой власть оставляет право целенаправленно и активно через финансовые и правовые рычаги влиять на направленность и содержание социокультурных процессов в стране, «способствующих формированию в обществе позитивного мироощущения и благоприятного морально-нравственного климата». В докладе подводится своеобразный итог дискуссий, которые активно шли в стране в 90-е годы. В условиях становления новой российской государственности, ослабления роли центральных и местных исполнительных органов звучали те же два противоположных принципа, которые были упомянуты в самом начале этой главы: а) государство и его органы не должны вмешиваться в культурную жизнь, деятельность мастеров культуры, творчество которых формируется собственными внутренними законами; б) без поддержки и регуляции со стороны государства культура (искусство и наука) не могут выжить, и обречены на сокращение своих масштабов и функций. Каждая из этих противоречивых точек зрения имеет право на существование, но это право оправдано только в конкретно-историческом контексте. Истина, как всегда, лежит посередине. Когда государство экономически ослаблено, то поддержка культуры весьма ограничена, а значит, избирательна, управление культурой начинает сводиться к распределению скудных бюджетных средств, нередко основанному на политическом лоббизме, а то и корысти или некомпетентности чиновника. Так, большая часть средств, выделяемых в конце 90-х годов на поддержку отечественного кинематографа, уходила на проекты «главного» кинорежиссера страны. То есть, на эффективность государственного управления культурой сказывался и, разумеется, сказывается сейчас не только объективный фактор, но и субъективный, который «в управлении есть деятельность субъекта управления по обеспечению оптимального функционирования и развития системы, деятельность, прежде всего тех людей, которые компетентны и полномочны принимать решения». В каждом обществе государство, так или иначе, в том или ином объеме поддерживает сферу культуры, как через бюджетное финансирование, так и специальным законодательством или социальной политикой, однако осуществление принципов демократизации приводит к тому, что поддержка со стороны государства неизбежно ограничена. Поэтому культура во все большей степени функционирует во взаимодействии с другими сферами общественной деятельности и регуляции, прежде всего со сферой хозяйственной, рынком во всех его многообразных проявлениях, в том числе и рынком культуры. Но особыми сферами обеспечения сохранения и воспроизводства культуры являются образование и средства массовой коммуникации, через которые происходит соединение творчества со зрителем и потребителем, со всей массой населения. Другой круг проблем, который современная наука начала осваивать относительно недавно, это тема культурной политики. Этим во многом объясняется методологическая не проработанность многих важных для единого понимания сущности данной темы аспектов. На сегодняшний день в литературе нет однозначного понимания того, что такое культурная политика. Несмотря на то, что само понятие «культурная политика» прочно вошло в обиход, его конкретное содержание все еще остается неопределенным. Между тем, не определив понятия «культурная политика», мы не сможем решить проблему механизмов ее формирования и реализации. Попытку очертить границы этого понятия предприняли Иванова Е.Л., Каткова Л.П. .,беря за основу понятие «политика» - как сфера человеческой деятельности, в кот....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: