VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты учета, анализа и аудита расчетов по оплате труда.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000726
Тема: Теоретические аспекты учета, анализа и аудита расчетов по оплате труда.
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	6
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты учета, анализа и аудита расчетов по оплате труда	9
1.1. Понятие, классификация, цели, задачи учета и аудита                  расчетов по оплате труда	9
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов                              по оплате труда	14
1.3. Методика анализа и аудита расчетов по оплате труда	19
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УЧЕТА РАЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТУДА И ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ И АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ФЛ ЗАБ ОЦОР «Желдоручет»	28
2.1. Организационно-экономическая характеристика                               ФЛ ЗАБ ОЦОР «Желдоручет»	28
2.2. Документальное оформление и учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям	32
2.3. Анализ расходов на оплату труда	46
ГЛАВА 3. АУДИТ РАСчетов по ОПЛАТе ТРУДА и ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ в ФЛ ЗАБ ОЦОР «Желдоручет»	53
3.1. Планирование аудита расчетов по оплате труда	53
3.2. Аудит расчетов по оплате труда и прочим операциям	61
3.3. Рекомендации по совершенствованию учета и контроля расчетов по оплате труда и оптимизации расходов на оплату труда	72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	78
ПриложениЯ …	83








ВВЕДЕНИЕ

Один из основных видов расчетов, который ведут бухгалтера всех организации и практически все индивидуальные предприниматели – расчеты с персоналом по оплате труда.
Руководителю организациилибо индивидуальному предпринимателю при организации системы оплаты трудапредстоит решить множество вопросов: какую систему оплаты труда выбрать; как оплачивать работу в выходные дни; как рассчитать средний заработок и т. д. Причем сложность заключается еще и в том, что российское законодательство – налоговое, бухгалтерское и трудовое – очень часто меняется.
Учет труда и его оплаты должен обеспечить оперативный контроль за использованием средств, включаемых в фонд оплаты труда, и выплатам социального характера, количеством и качеством труда. 
Кроме того, за каждым расчетом по оплате труда подразумевается лицо, для которого оплата труда является основным и главным источником его жизнедеятельности, а для организации – это расходы прямо влияющие на конечный финансовый результат ее деятельности.
Таким образом, актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что с организацией оплаты труда связаны решения важнейших задач учета труда и оплаты труда: своевременно и правильно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной оплаты труда и отчисление органами социального страхования; своевременно (в установленные сроки) производить расчеты с персоналом организации по оплате труда (начисление оплаты труда и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки); собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимых расчетов.
Вопросы бухгалтерского учета,анализа и аудита оплаты труда рассматривались в трудах Бакаева А.С., Кондракова Н.П., Кулининой Т.В., Мельник М.В., Одинцова Б.Е., Островского О.М., Петровой В.И., Подольского В.И., Романова А.Н., Скобара В.В., Терехова А.А., Шеремета А.Д., Щадиловой С.Н. и др.
     Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету и аудиту расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, учебные пособия Н. Н. Абакумовой, А. С. Бакаева, П. С. Безруких, Н. Д. А. Д. Рамазанова и др., данные учета и отчетности исследуемой организации. 
     Объект исследования – расчеты с персоналом по оплате труда и прочим операциям.
     Предметом исследования выступает система бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.
Объект наблюдения– Забайкальский региональный общий центр обслуживания – структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - Филиала ОАО «РЖД».
     Период исследования: 2012-2014 гг.
     Целью исследования является изучение порядка бухгалтерского учета расчетов по оплате труда, проведение анализа и аудита расчетовпо оплате труда в исследуемой организации, предложение рекомендации по совершенствованию учета и контроля расчетов по оплате труда и оптимизации расходов на оплату труда
     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, классификацию, цели, задачи учета и аудита расчетов с персоналомпо оплате труда и прочим операциям.
2. Раскрыть нормативно-правовое регулирование учета расчетов по оплате труда.
3. Изучить методику анализа и аудита расчетов по оплате труда.
4. Дать организационно-экономическую характеристику ФЛ ЗАБ ОЦОР «Желдоручет».
5. Рассмотреть документальное оформление и учет расчетовпо оплате труда	.
6. Провести аудит расчетовс персоналом по оплате труда и прочим операциям.
7. Предложить рекомендации по совершенствованию учета и контроля расчетовпо оплатетруда и оптимизации расходов на оплату труда.
     В работе применялись следующие методы исследования: методы бухгалтерского учета (двойная запись, счета), методы финансово-экономического анализа и т.д.
     Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности ФЛ ЗАБ ОЦОР «Желдоручет» в целях совершенствования учета расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
    Во введении рассматривается предмет исследования, цель выпускной квалификационной работы, задачи исследования и методы исследования.
    В первой главе исследуются понятие, цели, задачи учета, анализа и аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, методика анализа и аудита расчетов по оплате труда.
    Во второй главе проанализировано документальное оформление и учет расчетов по оплате труда и прочим операциям.
    В третьей главе проведен аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям и предложены рекомендации по совершенствованию учета и контроля расчетов по оплате труда и оптимизации расходов на оплату труда.
    В заключении сформулированы основные выводы и предложения по выпускной квалификационной работе.   
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

1.1. Понятие, классификация, цели, задачи учета и аудита расчетовпо оплате труда

Одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета организации занимает учет расчетовпо оплате труда. Рассмотрим понятие расходов на оплату труда.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [2,с. 48].
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документально, и которые оформлены в соответствии с законодательством, либо в соответствии с обычаями делового оборота иностранного государства, на территории которого произведены расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
В состав расходов на оплату труда включаются любые начисления в денежной и (или) натуральной формах сотрудникам, премии, надбавки и стимулирующие выплаты, различного рода компенсации, поощрительные начисления выплачиваемые единовременно, расходы, связанные с обеспечениесотрудников различными благами, а также выплаты сотрудникам организаций, предусмотренные нормами законодательства РФ, коллективными или трудовыми договорами.
К расходам на оплату труда относятся, в частности [17, с. 24]:
      суммы, начисленные по должностным окладам, сдельным расценкам, тарифным ставкам или в процентах от выручки в соответствии с формами и системами оплаты труда в организации;
      выплаты стимулирующего характера, в т.ч.,надбавки за профессиональное мастерство, премии за производственные результаты, высокие достижения в труде и иные показатели;
      начисления компенсирующего или стимулирующего характера, связанные с условиями и режимом труда, в т.ч. надбавки за совмещение профессий, за работу в тяжелых условиях труда, за работу в ночное время, в многосменном режиме, работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу;
      стоимость бесплатно предоставляемых сотрудникампитания и продуктов, коммунальных услуг, бесплатного жилья;
      расходы на приобретение  форменной одежды и обмундированиявыдаваемых бесплатно либо продаваемых по пониженным ценам, которые остаются в постоянном пользовании сотрудников;
      сумма начисленного среднего заработка, сохраняемого на время выполнения государственных или общественных обязанностей;
      расходы на оплату времени отпуска, на оплату перерывов матерей для кормления ребенка, на оплату проезда к месту использования отпуска на территории РФ, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;
      денежные компенсации за неиспользованный отпуск;
      начисления сотрудникам в связи с сокращением штата, ликвидацией или реорганизацией организации;
      надбавки и вознаграждения за выслугу лет;
      надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в т.ч. начисления по коэффициентам за работу в тяжелых условиях и районным коэффициентам;
      надбавки за непрерывный стаж работы в районах Севера и приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми условиями; 
      стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа сотруднику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с сотрудником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия;
      расходы на оплату труда на время учебных отпусков, расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно;
      расходы на оплату труда за время выполнения нижеоплачиваемой работы или время вынужденного прогула;
      суммы взносов работодателей, уплачиваемых по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу сотрудников со страховыми организациями, а также в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»:
      выплаты за дни нахождения в пути от организации к месту работы и обратно, а также за дни задержки сотрудников в пути по метеорологическим условиям, начисленные в размере тарифной ставки или оклада, предусмотренные коллективными договорами;
      выплаты, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;
      выплаты по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам в порядке переподготовки кадров или во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации;
      расходы на оплату труда сотрудников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;
      расходы на оплату труда сотрудников, не состоящих в штате организации, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера;
      начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных организациях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы;
      доплаты к выплатам по оплате труда инвалидам;
      расходы в виде отчислений в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или в резерв на предстоящую оплату отпусков сотрудникам; 
      расходы на возмещение затрат сотрудников по уплате процентов по займам (кредитам) на строительство и (или) приобретение жилого помещения. При исчислении налога на прибыль организаций для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда. 
      другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных коллективным договором и (или) трудовым договором.
Целью бухгалтерского учета труда и расчетов по его оплате является получение информации, необходимой для контроля расходами на оплату труда, за использованием рабочего времени, производительностью труда, численностью сотрудников, обеспечение правильного начисления и своевременной выплаты оплаты трудасотрудникам, налоговых платежей и взносов во внебюджетные фонды, удерживаемых сумм  из начисленной оплаты труда и начисляемых на фонд оплаты труда [17, с. 84]. 
Исходя из постановленной цели, задачами бухгалтерского учета труда и его оплаты являются:
– своевременное документальное оформление и точный учет выработки и выполненной работы;
?контроль численности персонала и использования рабочего времени;
– достоверное и точное начисление оплаты труда, пособий и их выплата в установленные сроки;
– объективное отражение начисленной оплаты труда по объектам учета затрат;
– полнота и правильность удержания и начисления налогов и платежей по заработной плате и своевременное перечисление их в бюджет, внебюджетные фонды и другим получателям;
– своевременное составление отчетности по труду;
–контроль за целевым использованием средств фонда оплаты труда.
Целью аудита расчетовпо оплате труда является предоставление реальных, объективных и точных сведений о бухгалтерском учете расчетов по оплате труда и составе расходов на оплату труда и их соответствии законодательству РФ[24, с. 97].
К числу непосредственных задач аудита расчетов по оплате труда можно отнести:
      проверка правильности оформления трудовых отношений с сотрудниками организации;
      подтверждение достоверности расчетов начислений и удержаний из оплаты труда сотрудников по всем основаниям и их отражение в учете;
      соблюдение норм действующего законодательства в части начислений и удержаний из оплаты трудасотрудников по всем основаниям и отражение в бухгалтерском учете данных хозяйственных операций;
      сверка данных аналитического и синтетического учета;
      отражение данных бухгалтерского учета по расчетам с персоналом в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. 
Основной задачей аудита расчетов с сотрудниками по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Рационально организованный учет труда и его оплатыспособствует более оптимальному использованию рабочего времени; укреплению дисциплины труда; росту производительности труда сотрудников; своевременному выявлению резервов дальнейшего роста производительности труда; снижению себестоимости продукции и расходов на продажу; точному исчислению оплаты труда, причитающейся каждому сотруднику, и ее распределение по направлениям затрат; повышению качества выполняемой работы;контролю за правильностью и своевременностью расчетов с сотрудниками организации по оплате труда; контролю за расходованием фонда оплаты труда, выплатой премий и т. д. 

1.2. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов                              по оплате труда

В процессе начисления и выплаты сумм оплаты труда бухгалтеру организации нужно руководствоваться значительным числом законодательных и нормативных актов трудового, налогового и гражданского законодательства, основным из которых является Трудовой Кодекс РФ, а также локальными нормативными актами, разрабатываемыми в каждойорганизации.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»[5]устанавливает четыре уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета, в том числе и оплаты труда, представленные законодательствомфедерального уровня, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и локальными нормативными актами организаций. 
В связи с существующими отраслевыми и региональными особенностями, как условий труда, так и его оплаты, в целях расширительного толкования и решения спорных вопросов,осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учета, в  виде писем и приказов, разрабатываемых, прежде всего, Министерством финансов России, а также другими органами федеральной и региональной исполнительной власти. 
Кроме того, в каждой конкретной организации имеют место особенности, обусловленные управленческими, технологическими и иными условиями деятельности, что предполагает необходимость регулировать бухгалтерский учет и на уровне организации.
Можно выделить следующие уровни.
Первый уровень – законодательство Российской Федерации, включающее федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Федеральное законодательство на данном уровне представлено, прежде всего, Конституцией Российской Федерации[1].
Так в статьях 38-41 устанавливаются и гарантируются основные права и свободы человека, в том числе права и свободы, касающиеся труда, свободного использования своих способностей, гарантируются государственные пенсии и социальные пособия, обязательное медицинское и социальное страхование. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин страны обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации разрабатываются федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и бухгалтерский учет труда и его оплаты.
Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет являетсяФедеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»(ред. от 04.11.2014 г.). В нем установлены понятие бухгалтерского учета, установлены его объекты, определены основные задачи, раскрыты понятие синтетического и аналитического учета, плана счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая, введенные в действие Федеральными законами от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и 05.08.2000 г. № 117-ФЗ)[2]является основополагающим актом, регламентирующим налоговую систему РФ, дает понятие налога, сбора, участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, понятие организации как юридического лица и физических лиц, признаваемых налогоплательщиками или плательщиками сборов, устанавливает виды налогов и сборов.
Что касается оплаты труда, то в Налоговом кодексе РФ установлена обязанность физических лиц, получающих доходы от источников в Российской Федерации, уплачивать налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ); регламентирует особенности определения видов облагаемых налогом доходов, налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом; устанавливает правила учета и исчисления имущественных, социальных и стандартных налоговых вычетов, а также правила исчисления и уплаты налога на прибыль организации (в нашем случае в части включения в себестоимость расходов на оплату труда).
Основной правовой акт в сфере трудовых отношений – Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, закрепляет своими целями установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов сотрудников и работодателей. 
Основными задачами трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: трудоустройству у данного работодателя; организации труда и управлению трудом; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников непосредственно у данного работодателя, а также создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья, введенные в действие Федеральными законами от 30.11.1994 г. № 51 -ФЗ, от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ и от 26.11.2001 г. № 146-ФЗдает понятие юридического и физического лица, а также определяет порядок установления договорных отношений[4].
Основным нормативно-правовым актом по вопросам организации и оплаты труда является Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 г. № 197-ФЗ [3]. 
Трудовой кодекс РФ регулирует трудовые отношения всех сотрудников, содействуя повышению эффективности общественного производства и подъёму на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, улучшения качества работы, росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат сотрудникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Так, согласно статье 135 ТК РФ, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права устанавливаются системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования,
Второй уровень – разрабатываемые и утверждаемые Министерством финансов РФ стандарты (положения) по бухгалтерскому учету. Данные положения занимают особое место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В этих документах устанавливаются общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и организациями различных организационно-правовых форм. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н является основным документом данной системы разработанное на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» [5].
Кроме того, в настоящее время действуют 24 отдельных Положения по бухгалтерскому учету. Следует отметить, что в отличие от Международных стандартов финансовой отчетности в российском бухгалтерском учете до настоящего времени нет положения о бухгалтерском учете, регламентирующего порядок учета расчетов на оплату трудасотрудников.
Третий уровень – инструкции, указания, разъяснения, методические рекомендации, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства). 
Требования данных документов носят как характер ведомственной принадлежности, то есть обязательны к применению для организаций, осуществляющих деятельность в пределах полномочий соответствующих министерств и ведомств, так и общий характер, то есть обязательны к применению для всех организаций, ведущих бухгалтерский учет. 
Кроме того, в эту группу входят документы, разработанные Росстатом, касающиеся учета сведений о численности, оплаты и условий труда, деятельности организаций, а также унифицированные формы первичной документации по учету труда и его оплаты.
Четвертый уровень – внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или иными службами) организации и утверждаемые распорядительным документом – как правило, приказом руководителя организации. 
К таким документам относятся: учетная политика организации, формируемая как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета; штатное расписание, применяемое для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением) с указанием перечня структурных подразделений, наименования должностей, профессий с указанием квалификации, сведений о количестве штатных единиц;коллективный договор, в котором закрепляются основные положения, связанные с осуществлением сотрудниками своих трудовых прав и обязанностей, а также положения по оплате труда и премировании; график документооборота по организации; бюджеты затрат на производство продукции; должностная инструкция, содержащая подробную информацию по определенной должности, а также правах и обязанностях, предъявляемых к занятию данной должности; положение об оплате труда, разрабатываемое в развитие коллективного договора и содержащее основные сведения о применяемых формах и системах оплаты труда.
Регулирование социально-трудовых взаимоотношений и оплаты труда  между работодателем и сотрудниками на уровне отдельно взятой организации осуществляется в соответствии с принятыми в ней внутренними нормативными документами – коллективными договорами о труде, которые разрабатываются администрацией организации с участием представителей трудового коллектива.
Таким образом, организация как экономический субъект осуществляет бухгалтерский учет затрат, относимых к расходам на оплату труда, исходя из положений нормативно-правовых актов, руководствуясь при этом различными законодательными, нормативными и локальными актами, в первую очередь Налоговым и Трудовым кодексом РФ, иными актами трудового законодательства, включая коллективные и трудовые договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты.



1.3. Методика анализа и аудита расчетовпо оплате труда

Фонд оплаты труда является важнейшим объектом управления в любой организации, поскольку в значительной степени формирует общие расходыорганизации. Анализ фонда оплаты труда представляет собой одно из направлений учетно-аналитической работы системы управления организацией.
Анализ как фонда оплаты труда так и расчетов по плате труда проводят в тесной взаимосвязи с анализом использования трудовых ресурсов и уровнем производительности труда, т.к. при росте производительности труда создаются предпосылки для роста оплаты труда. 
Основными задачами анализа расходов на оплату труда являются выявление изменений показателей, происшедших в отчетном периоде, и причин, их обусловивших, изучение их состава и динамики, изучение направлений расходования и комплексная оценка эффективности использования расходов на оплату труда.определение влияния факторов на расходы на оплату труда. 
Источниками информации для проведения анализа расчетов по оплате труда и фонда оплаты труда являются следующие бухгалтерские документы:
       документы для учета личного состава, начисления и выплат оплаты труда (табель учета использования рабочего времени, штатное расписание, лицевые счета, расчетно-платежные ведомости, акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору,и другие аналогичные документы);
       формы бухгалтерской отчетности;
       документы синтетического и аналитического учета (главная книга, оборотно-сальдовые ведомости).
В процессе анализа устанавливается:
      сопоставление фактического уровня расходов на оплату труда с плановым или базисным. Уровень расходов на оплату труда определяется процентным отношением их суммы к сумме реализации товаров (работ, услуг);
      сумма относительной экономии (перерасхода) расходов на оплату труда путем умножения изменения уровня расходов на оплату труда  на фактическиек сумме реализации товаров (работ, услуг) и деления на 100;
      средняя оплата трударассчитывается путем произведения суммы расходов на оплату труда, относимых на расходы, на среднесписочную численность сотрудников организации;
      средний доход определяется путем деления всей суммы средств, направляемых на расходы на оплату труда, на среднесписочную численность сотрудников;
      соотношение темпов роста производительности труда сотрудников с ростом средней оплаты труда.
Анализ фонда оплаты труда должен обосновывать применение тех или иных форм оплаты труда, установить размеры средней оплаты за труд и динамику её роста, исследовать  рост оплаты труда и её соответствие росту производительности труда, изучить эффективность систем премирования. Результатом такого анализа должен стать дальнейший рост производительности труда, причём такой, который будет опережать рост оплаты труда. 
Анализ так же призван выявить случаи, как необоснованного снижения, так и необоснованного повышения оплаты труда.  Такие выводы делаются на основе сравнении оплаты труда в конкретной организации с оплатой труда соответствующих сотрудников по сходным отраслям. Периодичность такого анализа напрямую зависит от решаемых задач по формированию фонда оплаты труда. Предлогом для проведения такого анализа может быть текучесть кадров, или неудовлетворенность сотрудников оплатой труда, излишний расход фонда оплаты труда.
Анализ расхода фонда оплаты труда и социальных выплат сотрудникам предусматривает их сравнение с заложенными по плану показателями, с рыночными показателями цены труда, с общими расходами  по организации, с объемами реализованной продукции. 
Анализ фонда оплаты труда необходим, так как является стимулом для  поддержания рентабельности и конкурентоспособности организации.
Рост производительности труда и анализ использования трудовых ресурсов, необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются существенные предпосылки повышения его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его производительности и мотивации.
В связи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительно важное значение. В процессе его необходимо осуществлять систематический контроль за использованием фонда оплаты труда (далее – ФОТ), выявлять возможности его экономии за счет роста производительности труда.
При анализе использования ФОТ, в первую очередь рассчитывают абсолютное и относительное отклонение его фактической величины от плановой (базовой).
Абсолютное отклонение рассчитывается как разность между фактически использованными средствами на оплату труда и базовым ФОТ в целом по организации, производственным подразделениям и категориям сотрудников:
??ФОТ?_абс= ?ФОТ?_1-?ФОТ?_0                                                                      (1.1)
В процессе последующего анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по ФОТ.
Переменная часть ФОТ зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (Удi), удельной трудоемкости (ТЕ) и уровня среднечасовой оплаты труда (Отч). 
Постоянная часть ФОТ зависит от численности сотрудников, количества отработанных дней одним сотрудником в среднем за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой оплаты труда.
Важное значение при анализе использования ФОТ имеет изучение данных о средней заработной платесотрудников, ее изменении, а также о факторах, определяющих ее уровень. Поэтому далее должны быть проанализированы причины изменения средней оплаты трудасотрудников по организации, отраслям производства, подразделениям, категориям и профессиям.
В процессе анализа следует также установить соответствие между темпами роста средней оплаты труда и производительностью труда. Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда оплаты труда, повышение себестоимости продукции и уменьшение суммы прибыли.
Для оценки эффективности использования средств на оплату труда применяются такие показатели, как объем производства продукции и реализации товаров в действующих ценах, сумма выручки и прибыли на рубль оплаты труда и др. В процессе анализа следует изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню.
Рассмотрим методику проведения аудита расчетов по оплате труда.
Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. К основным методам аудита расчетов по оплате труда относятся две основные группы методов: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.
В состав методов организации аудита входят следующие методы: выборочная проверка, сплошная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, комбинированная проверка,аналитическая проверка.
Конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п. могут включать: устный опрос персонала, запрос, проверку документов, пересчет, проверку соблюдения правил учета отдельных операций, прослеживание (отражение данных первичных документов в регистрах учета), анализ и оценку полученной информации и другие.
Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерская отчетность, приказ об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, внутренние документы по учету труда и его оплаты.
Принимаются во внимание также договоры гражданско-правового характера (возмездного оказания услуг, подряда и др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит распоряжения, контракты и т. д.
Процесс проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап. Основной задачей аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям является подтверждение достоверности производимых выплат. Аудитору, прежде всего, следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с сотрудниками организации.
Взаимоотношения между сотрудником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами – Гражданским кодексом РФ и Трудовым кодексом РФ. В соответствии с этими законодательными актами трудовые отношения могут быть оформлены коллективным договором, трудовым договором (контрактом) или договором гражданско-правового характера.
Основной этап. На этом этапе при проверке сначала необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма № Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма № Т-5), увольнение с работы (форма № Т-8), предоставление сотруднику отпуска (форма № Т-6) и т.д.. На каждого работника заполняется личная карточка (форма № Т-2).
При проверке документального оформления договоров гражданско-правового характера аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных заверенных печатями и подписями сторон, с соблюдением всех реквизитов, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ.
Далее необходимо проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета. При этом выборочно на одну и ту же дату .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44