VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты регионального рынка труда

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000861
Тема: Теоретические аспекты регионального рынка труда
Содержание
Содержание

Введение	3
Глава 1. Теоретические аспекты регионального рынка труда	5
1.1 Сущность и основы локального рынка труда	5
1.2 Влияние миграции на региональные рынки труда	13
1.3 Система управления занятостью населения и  ее развитие	18
Глава 2. Анализ рынка труда Центрального федерального округа Российской Федерация	30
2.1 Характеристика Центрального Федерального округа России	30
2.2 Анализ рынка труда и занятости населения Центрального федерального округа	36
2.3 Влияние трудовой миграции на рынок труда регионов Центральном федеральном округе	44
2.4 Анализ и оценка управления занятостьюв Центральном федеральном округе	56
Глава 3. Рекомендации по развитию рынка труда и совершенствованию занятости населения Центрального федерального округа России	61
3.1 Мероприятия по подготовке и переподготовке безработных в сфере промышленности	61
3.2 Разработка мероприятий по подготовке и переподготовке безработных в сфере жилищно-коммунального хозяйства Центрального федерального округа	67
3.3 Пути совершенствования управления занятостью в Центральном федеральном округе	74
Заключение	78
Вывод	80
Список литературы 	81



Введение
      
      Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема занятости и безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое явление экономической жизни.
      В наши дни безработица становится все более  непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания населения, и научной общественности. Сегодня вопросы решения борьбы с безработицей, выступает, как главное звено, большое внимание, стали уделять к подготовке и переподготовке безработных граждан.
      Перед профессиональным обучением безработных граждан возник целый ряд немало  важных проблем,зависимыых потребностями адаптации граждан к качеству работы.
      Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются, третьи изменяются.
      В настоящее время встают вопросы: как в таких  условиях организовать обучение, по каким профессиям вести подготовку и переподготовку, каким должно быть учебно-методическое обеспечение, где найти источники финансирования, какова роль государства в поддержке обучения и его регулировании. Необходимость решения этих вопросов ощущается всё острее предприятиями и службами занятости.
      В современных рыночных отношениях появляется новое значение сферы образования и подготовки граждан, в широком плане они являются значительным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических и научно- технических реформирований. Профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристиками того или иного человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда. 
      Целью выпускной квалификационной работы является развитие рынка трудазанятости населения на примере Центрального федерального округа России (ЦФО). 
      Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 
      1. Рассмотреть теоретические основы регионального рынка труда в современных условиях;
      2. Провести исследование рынка труда и занятости населения в ЦФО страны; 
      3. Предложить мероприятия по повышению занятости нарегиональном рынке труда ЦФО. 
      Объектом выпускной квалификационной работы являются вопросы занятости населения в России. 
      Предметом выпускной квалификационной работы рынок труда и занятость населения Центрального федерального округа. 
      В работе использовались методы исследования: аналитический, индуктивный, дедуктивный, анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, метод экспертных оценок, графический метод, сравнительный метод. 
      Теоретическая база выпускной квалификационной работы представлена отечественными и зарубежными научными трудами таких авторов как: Кибанов А.Я, Боровик В.С., Лежнева Ю.А., Зайцева Н.А., Блинова Т.В и др. 
      Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, составляющие основную часть работы, заключение и список литературы и информационных источников. 
Глава 1. Теоретические аспекты регионального рынка труда
      
1.1 Сущность и основы локального рынка труда
      
      Поиски нового сотрудника или, наоборот, вакансии на предприятии объединяют две стороны в экономическую среду –рынок труда, где работодатели и специалисты взаимодействуют каждый для реализации своих целей. Здесь действуют законы конкуренции, в результате которых формируется спрос и предложение, устанавливается объем занятости и оплата труда, которая удовлетворяет обе стороны. Также оценивается рабочая сила, устанавливаются условия найма и труда, профессиональный рост и т.д.
      Важность такой среды заключается в функциях, которые она выполняет, исходя из того, что труд для общества является необходимым производственным ресурсом1:
      * Социальная функция заключается в том, что работающие люди воспроизводят свои способности, обеспечивая при этом свое благосостояние;
      * Экономическая – состоит в том, что труд, как ресурс, вовлекается, распределяется, регулируется и используется в процессе выполнения определенных действий.
      Идеального состояния, при котором спрос и предложение рабочей силы в нашей стране были бы одинаковы, не может быть достигнут. Ситуация складывается так, что предложение превышает спрос. Причиной этому служит необходимость резерва рабочей силы как одного из ресурсов для развития национальной экономики. Если занятость достигает максимума, экономика уже не достигает новых высот, а остается на прежнем месте своего развития.
      Все население по отношению крынку трудаделят на 2 части2:
      * Экономически неактивное – те люди, которые в силу недостатка физических возможностей или нетрудоспособного возраста, не выполняют никакой экономической функции;
      * Экономически активное – население, принимающее активное участие в экономической деятельности страны, региона, имеет физические возможности и находится в трудоспособном возрасте.
      Именно вторая часть и формируетрынок труда, на который оказывают влияние следующие факторы (см. рис. 1.1.).
      
      Рис. 1.1. Факторы, оказывающие влияние на рынок труда
      
      Определимся с понятием «локальный рынок труда». В современной научной литературе отображены три подхода к пониманию данного термина. Первый подход -  локальный рынок труда представляет собой рынок труда на уровне предприятия и идентифицируется с понятиями «корпоративный» и «внутрифирменный» рынок труда (B.C.Буланов, Н.А. Волгин, И.В. Гуськова, П. Деренгер, М. Пайор, Г.М. Романенкова, И.С. Маслова и др.).Сторонники второго подхода (Л.П. Киян, С. Устинова и др.) считают, что локальный рынок труда включает в себя города и населенные пункты, имеющие единую экономическую базу, транспортные связи, социально-демографическую структуру населения, природные факторы и т.д3. 
      В ходе третьего подхода под локальным рынком труда понимается относительно замкнутый, независимо и автономно развивающийся территориально обособленный рынок, границы которого совпадают с границами административно-территориального деления (А.М. Сергиенко и др.). В своей практической деятельности мы придерживаемся третьего подхода4. 
      Это связано, во-первых, с наличием контактной статистической базы для анализа процессов развития и функционирования локальных рынков труда; во-вторых, с тем, что именно в границах муниципальных образований создаются программы, направленные на решение проблем занятости и безработицы. 
      Отметим, что исследования локального рынка в контексте привязки к конкретной территории являются традиционными в отечественной экономической литературе. При этом «признаком для выделения отдельных групп локальных рынков труда являются характеристики отдельных населенных пунктов и степень близости их друг к другу»5. 
      Для сегментирования локальных рынков труда многие исследователи используют два ключевых показателя: уровень безработицы на рассматриваемой территории по отношению к среднему по региону и местоположение локального рынка труда6. 
      По уровню безработицы отведены следующие типы территорий (см. рис. 1.2)7.
      
      Рис. 1.2. Типы территорий по уровню безработицы
      
      По местоположению выделены четыре типа локальных рынков труда: 
      1) рынок труда областного центра; 
      2) рынок труда населенных пунктов, находящиеся в пределах транспортной доступности от областного центра. Отличительная особенность этой группы рынков труда связана с тем, что работники при отсутствии рабочих мест в своем населенном пункте могут найти работу в областномцентре, не меняя места жительства
      3) рынок труда населенных пунктов, которые отдалены от столицы области, но имеют транспортное сообщение. Их расположение в транспортной доступности друг от друга позволяет работающим при необходимости ездить на работу из одного населенного пункта в другой; 
      4) эту группу формируют практически полностью локализованные рынки труда – населенные пункты дальней и средней удаленности, жители которых без изменения места жительства не могут работать в другом в населенном пункте.
      Сегментирование локальных рынков труда позволяет точно определить вектор управленческих решений для улучшения ситуации на определенной территории и выбрать оптимальные способы их реализации для полученияопределенного результата в условиях ограниченности ресурсов. 
      Состояние рынка труда в России – индикатор, позволяющий судить о социально- экономическом развитии страны. Качество рынка труда во многом обусловлено занятостью населения, которая в социальном аспекте помогает субъектам рынка адаптироваться к рыночным отношениям. 
      Занятость – это одновременно и материальная дифференциация, и расслоение населения по статусу в условиях изменения государственной парадигмы управления, происходящие путем поощрения дополнительной занятости трудоспособного населения и принудительного вовлечения населения в малый бизнес. Необходимость дополнительной занятости вызвана тем, что заработная плата не обеспечивает необходимого уровня дохода населения и недостаток компенсируется в том числе и в частном секторе экономической занятости. 
      Занятость в современных условиях характеризуется качественными изменениями в отношениях собственности: на смену единственной государственной форме собственности пришло множество ее форм. Следовательно, на предприятиях происходит процесс образования коллективных или корпоративных единств, отличных друг от друга. Приоритет в нем занимают наиболее действенные группы управленцев и собственников. 
      При этом седиментация по доходам и общественному положению воспринимается как естественный процесс, при котором невозможно социальное равенство. Постепенно происходит подмена понятий в сознании работников с социального равенства на стремление к единству корпоративных коллективов для достижения общих, коллективных целей, влияющих на благополучие предприятий или соответствующих подразделений, а значит, и благополучие каждого в отдельности работника. 
      Данный вывод подтверждает верность теоретических положений, представленных в работах П. Сорокина. Исследователь рассмотрел устойчивость социальной системы как зависимость двух основных параметров: уровня жизни населения и степени дифференциации доходов. Дополняя свои выводы примерами из истории развития общества, он показал, что чем выше дифференциация финансовых и материальных доходов населения страны, тем интенсивнее возникают призывы к революционному изменению социального порядка в обществе8. 
      Современные процессы реформирования в России характеризуются наличием серьезных экономических и социально-политических изменений (социальная структура – формированием среднего класса, регулирование рынка труда и социально-трудовых от- ношений – оформлением рыночного механизма спроса и предложения) и является подтверждением выводов ученого. Общество меняется и складывается гиперконкурентным, а также сгруппированным по корпоративному признаку. Преимущество в достижении цели имеют мобильные корпоративные группы, которые представляют интересы среднего класса, поскольку, располагая оперативной информацией, именно они оптимально и своевременно ее реализуют для достижения цели. 
      Развитие предпринимательства с постоянной нацеленностью на инициативу, внедрение инноваций, новых рабочих мест, с учетом влияния конкуренции, обеспечивает как социально-экономическую, так и общественную выгоду. Именно осознание этого факта обществом и выводит предпринимательство в разряд основных субъектов рыночного взаимодействия. Изложенные факты обусловили необходимость и важность исследования состояния спроса и предложения на рынке труда и занятости. 
      Исследование спроса и предложения труда с целью его регулирования производится различными способами. Самый распространенный способ исследования – использование эконометрической модели, отображающей функцию занятости. Данная модель выявляет зависимость отраслевой занятости и экономического состояния на макроуровне. При согласовании динамики текущего спроса на труд, выражаемого количеством вакансий, и его предложения, с учетом перемещения населения и трудовых ресурсов, существуют различные идеи и теории поддержания сбалансированности спроса и предложения.
      Прирост потенциальных работников поддается лишь неявному и незначительному управлению факторами, влияющими на его величину; к таким факторам относятся рождаемость, смертность, миграция. Значит, необходим поиск других источников поддержки и регулирования баланса спроса и предложения на рынке труда. Складывающаяся ситуация заставляет поставить вопрос о включении в схему исследования показателей характеризующих динамику эффективной политики занятости. 
      При этом необходимо оценивать не только социально-экономическую политику на рынке труда и занятости, но и правильно оценить уровень безработицы в том или ином социальном слое или группе населения, а также установить факторы, влияющие на их состояние. Регулирующая роль государства должна обеспечивать сбалансированность социальных и экономических факторов, в том числе в процессе формирования бюджетно-налоговой политики. 
      Суть роли государства состоит в обеспечении постоянных связей и взаимодействий в экономической и социальных сферах его субъектов. Создаваемая система локальных рынков труда с внешними и внутренними ограничениями подлежит органической взаимосвязи и взаимодействию между собой. Локальные рынки не должны существовать отдельно и функционировать индивидуально. Они должны быть тесно переплетены взаимосвязями, которые будут обеспечивать взаимодействие субъектов рынков9. 
      Следовательно, основным отличием таких рынков труда от планового распределения рабочей силы является возможность выбора из множества вариантов при непосредственном удовлетворении интересов работников и работодателей путем установления взаимоприемлемых условий согласования предложения и спроса. 
      Цель функционирования локальных рынков – создание различных возможностей обеспечения предприятия необходимыми кадрами на основе оптимального сочетания стабильности и мобильности кадров при возникающих условиях дисбаланса. Отметим, что значение этой методики на макроуровне велико: она позволяет регулировать занятость в национальных масштабах и разрабатывать вариантные прогнозы ключевых параметров рынка труда и занятости населения в зависимости от сценариев развития экономики на макроуровне. 
      Анализ функционирования рынка труда, исследование тенденций социально-экономического развития, итоги социологических исследований, а также данные статистики состояния рынка труда и перспектив его развития обращают внимание на создание механизма управления формированием, сохранением и воспроизводством кадрового потенциала рынка служащих. 
      При этом в рыночных условиях государственное регулирование приобретает локальный характер. Государственная локальность рынка труда основана на перспективной динамике расчета рынка труда, основанной на различных вариантах развития экономики, одним из которых является инновационно-активный. Этот вариант развития исходит из превалирования в экономике самозанятости, развития предпринимательства и развития экономических и социальных инноваций. В структуре трудовой миграции самозанятость представляется как эффективное средство борьбы с бедностью и обнищанием в стране. Данный вариант коррелируется с теорией экономического развития, предложенного нобелевским лауреатом, ученым-экономистом М. Фридменом. 
      Современная система правового, социального государства и исторический опыт показывают, что экономически эффективным является свободный рынок, в котором государство предусматривает не противодействующий принципам рыночной саморегуляции механизмы обеспечения социальных гарантий и занятости населения10. 
      Анализ социально-поведенческих явлений безработицы позволяет предположить, что современные российские условия близки к германской модели социальной защиты, основы которой были заложены в конце ХVIII в. О. Бисмарком. Однаков связи с изменившимися размерами социальных выплат и пособий нуждающимся, происходит снижение эффективности социальной защиты, которые не обеспечивают действительного минимального уровня жизни. Это подтверждается статистическими данными о падении общего уровня благосостояния, равно как и региональными социологическими исследованиями качества жизни населения. На современном этапе развития отечественная наука и практика управления осуществляют поиск модели занятости, основанной на равной ответственности государства и граждан за свое социальное и экономическое положение, а также материальное благосостояние11. 
      В настоящее время определились две основные модели занятости: либеральная и патерналистская. Остановимся на их основных отличиях. Либеральная модель предполагает естественный ход развития отношений, минимальное вмешательство государства в процесс регулирования. Индивид сам решает собственные проблемы и призывает для этого силы и возможности семьи. Государство не берет на себя заботу об основных вопросах социального воспроизводства. В научной литературе и мировой практике эта модель рассматривается в связи с функционированием «этической культуры рынка», принципы которого – доверие, социальная ответственность и солидарность. Доверие определяет уровень развития общества и складывающуюся в нем степень солидарности. 
      Патерналистская модель основана на социальном контракте и социальном государстве в форме трипартизма, принятом в государстве всеобщего обеспечения12. Солидарность в части общества, которое нуждается в социальной защите, определяет социальные расходы, уровень и структуру занятости,трудовую мотивацию,темпы экономического роста. Такая модель социальных отношений, представленная в основном в государствах социал-демократического типа, в большей части снимает с людей заботу о решении собственных социальных проблем. В первом случае регулирование государством, которое считается необходимым для социально-экономического развития, – нежелательно, но неизбежно из за слабого развития механизмов саморегуляции рыночных сил, и потому решение о модели социальных отношений и социальной защите принимается в рамках «парадигмы компромисса». 
      Для достижения социального равенства пренебрегают темпами экономического роста и эффективности. 
      Во втором случае паритет отношений в рамках социального контракта сдерживает регулирование экономики рыночными рычагами и результат отношений, основанных на принципе социального контракта, таким образом, вступает в разногласие с требованиями предприятий по поддержанию их конкурентоспособного состояния. Анализ изложенных тезисов, в проекции на сложившуюся систему взаимоотношений субъектов рынка труда в условиях рыночной экономики, приводит нас к выводу о том, что либеральная модель занятости не эффективна и не способствует развитию. 
      Государственная политика регулирования локальных рынков труда должна представлять из себя систему взаимосвязанных институтов, объединенных механизмами обратной связи и регуляции. Система управления локальными рынками труда, в аспекте баланса спроса и предложения, должна включать методы взаимодействия работодателей и профессионального образования, предусматривающие следующее13: 
      – механизмы координации спроса работников различного уровня квалификации в зависимости от предложения соответствующих вакантных мест; 
      – учет изменений предъявляемых требований работодателей к качественной профессиональной подготовке в охватываемой сети образовательных учреждений; 
      – форматы представительства и влияния работодателей на деятельность системы профессионального образования для обеспечения баланса спроса и предложения, в том числе и по качественно-количественным параметрам. 
      Государственная политика управления локальными рынками труда должна представлять собой институционализацию, то есть закрепленные в регламентах деятельности государственных структур, функции, регулирующие рынок труда и занятости с целью поддержания их баланса. Деятельность государственных структур, регулирующих рынок труда и занятости, должна предусматривать механизмы обратной связи субъектов рынка занятости, которые и будут обеспечивать баланс рынка.
1.2 Влияние миграции на региональные рынки труда
      
      Международный рынок труда представляет собой совокупность национальных рынков труда, поэтому есть основание полагать, что интеграция на микро- и макроуровнях оказывает влияние и на международный рынок труда. Подтверждается это тем, что международный рынок труда утрачивает свою замкнутость и обособленность. Из этого следует, что экономическая интеграция оказывает непосредственное влияние и на международный и национальный рынки труда. 
      Однако в большей степени воздействию интеграционных процессов подвержен национальный рынок труда. Влияние интеграционных процессов на национальный рынок труда целесообразно рассмотреть через активизацию таких процессов, как расширение сферы деятельности транснациональной компании (ТНК), развитие оффшоринга, внешней торговли, интенсивность международных миграционных перемещений. Активизация деятельности ТНК в регионах повышает спрос на рабочую силу, обладающую уровнем конкурентоспособности, соответствующим международным стандартам. Концентрация ТНК в регионах происходит согласно сложившейся здесь системе оплаты труда (учитываются среднемесячная заработная плата и минимальный порог установленной заработной платы для региона)14.
      Наличие в стране дешевого рабочего труда является основным условием для создания компаний. Принимаются во внимание как дешевизна рабочего труда, так и качество труда, качество производимой продукции и цели производства. Качество труда в регионе определяется спросом зарубежных потребителей на продукцию, изготавливаемую в регионе. Деятельность ТНК обусловила создание пространственных моделей разделения труда, а также новых «товарных цепочек», в которых преобладают новые конфигурации вещественного и личностного факторов в производстве. Интересы ТНК концентрируются на включении в процесс производства как неквалифицированных или малоквалифицированных работников, так и высококвалифицированных специалистов, поскольку ТНК заинтересованы в создании «мозговой фабрики», обеспечивающей развитие инновационных секторов экономики. 
      Постсоветские страны, которые располагают квалифицированной рабочей силой, являются поставщиками высококвалифицированных кадров для ТНК. Интересы ТНК в размещении своего производства в том или ином регионе связаны с присутствием там экспортно-производственных зон или зон свободной торговли. По данным литературы, занятость в экспортно-производственных зонах с учетом размещения там ТНК возрастает в сотни раз, но, как правило, увеличивается спрос непосредственно на низкоквалифицированных работников, так как деятельность в большинстве экспортно-производственных зон связана с трудоемким производством. Это страны Африки, Южной Америки, Южной Азии. Положительное влияние ТНК на национальный рынок труда заключается в увеличении рабочих мест. За последние 30–35 лет, по статистике ЮНКТАД, количество рабочих мест, созданных за счет активизации деятельности ТНК, выросло примерно в 4 раза15. 
      Таким образом, расширение сферы деятельности ТНК в экономиках принимающих стран таит в себе немало особенностей, связанных с влиянием их на национальный рынок труда. С одной стороны, занятость в регионе, где создана ТНК, с другой – возникает угроза экономической зависимости принимающей страны от установленных особенностей функционирования ТНК. Кроме того, ТНК может создаваться не «с нуля», а путем слияния нескольких компаний, что способно привести к сокращению рабочих мест. В этом случае падает конкурентоспособность товаров местных производителей, что приводит к сокращению их производства и увольнению работников. Таким образом, реакция национальных рынков труда зависит от многих макроэкономических факторов, связанных с размещением ТНК. Следующей особенностью процесса интеграции и его влияния на рынок труда является быстро развивающийся в мире международный оффшоринг. Развитие современных технологий также является результатом интеграционных процессов. Так, многие высококвалифицированные работники предпочитают продавать свои идеи, результат своего умственного труда, зарубежному работодателю, при этом оставаясь в границах своей страны, но работая через Интернет на другое государство. 
      При оффшоринге также идет перемещение отдельных этапов производства товаров или услуг в другие страны. Чаще всего оффшоринговые компании заинтересованы в трудовых ресурсах из развивающихся стран, так как цена труда там ниже. Это выгодно и развивающимся странам (создаются новые рабочие места), и развитым (уменьшается стоимость производства), но, по мнению экспертов, данный процесс, несмотря на признанную эффективность его использования, вызывает большие опасения, в силу того что, по последним исследованиям, оффшоринг оказывает негативное действие на динамику занятости и тем самым на развитие рынка труда через эффект относительных цен и эффект предложения рабочей силы. 
      При эффекте относительных цен оффшоринговые работы изменяют уровень оплаты труда внутри страны. По мере снижения стоимости оффшоринговых работ падает относительная заработная плата и у других работников, с которыми конкурируют работники оффшоринговых компаний. При эффекте предложения рабочей силы происходит перемещение части производства в другую страну, а рабочие внутри своей страны в данных отраслях экономики остаются без работы, возникает безработица, что является толчком для увеличения предложения рабочей силы в определенных сферах экономики. 
      Например, США за последнее время с учетом перемещения части производства в развивающиеся страны потеряли приблизительно 1 млн рабочих мест внутри своей страны. По данным EuropeanRestructuringMonitor, за период с 2001 по 2009 г среди европейских стран в качестве причины сокращения рабочих мест оффшоринг находится на третьем месте (4,9%). Таким образом, оффшоринг оказывает неоднозначное влияние на национальный рынок труда в целом. Следующая особенность процесса интеграции – открытая внешняя торговля, также оказывающая влияние на развитие национального рынка труда. Оценка занятости населения обусловливается экспортно-импортными отношениями: экспорт товаров и услуг создает рабочие места; импорт, наоборот, их сокращает16. 
      Однако необходимо учитывать, на каких трудовых ресурсах основывается производство в стране, где экспорт преобладает над импортом. Если это низкоквалифицированный труд, то следует заключить, что данная национальная экономика не может быть эффективной, хотя выявить непосредственное влияние внешнеторговой либерализации на национальный рынок труда достаточно сложно. Это можно сделать в краткосрочной перспективе. Либерализация внешней торговли одновременно способствует и созданию рабочих мест, и их ликвидации. 
      По мнению экспертов, стоит учитывать особенности производства отраслей экономики. Например, в США в 1970-е годы была создана попытка сократить импорт автомобилей из Японии, что привело к тому, что американские автопроизводители лишились конкуренции своей продукции. В результате возросшая цена повлекла сокращение спроса на автомобили, что послужило основанием сокращения производства и привело к ликвидации рабочих мест. В связи с этим либерализация внешней торговли должна основываться на гибкой заработной плате и на гибкости самого рынка, что способствует предотвращению массовой безработицы. В странах с гибкими рынками труда с учетом либерализации внешней торговли наблюдается рост занятости, несмотря на возникающие вспышки безработицы (Австралия, Канада, Дания) по сравнению со странами, где рынок труда жестко регламентирован (Великобритания)17. 
      Таким образом, либерализация внешней торговли – это один из основных показателей процесса интеграции, который отражается на создании рабочих мест в государстве, но, по мнению экономистов, рассмотреть его влияние на уровень заработной платы, производительность, безработицу в долгосрочной перспективе невозможно, так как необходимо учитывать особенности социально-экономического и политического развития каждого государства, а также возможности развития отраслей национальной экономики. 
      Наряду с либерализацией внешней торговли и транснационализацией капитала, на интеграционные процессы и развитие рынка труда оказывает и международная миграция рабочей силы. 
      Трудовая миграция в разное время приобретала различные масштабы и чаще всего порождала социальные проблемы, что стало поводом для ее международного регулирования. На процесс миграции могут оказывать влияние различные факторы: наличие или отсутствие рабочих мест в стране, разница в уровне заработной платы, политическая и экономическая ситуация в стране, комфортные условия работы, перспективы трудовой деятельности, разрыв в условиях труда и т.д. К особенностям процесса миграции можно отнести то, что одни страны заинтересованы в мигрантах из других стран, другие к этому процессу относятся с настороженностью (Бельгия, Дания, Великобритания). При этом можно выделить определенные группы стран, в которых миграция не оказывает заметного влияния на национальный рынок труда; страны с ограниченным миграционным потенциалом; страны с расширенным миграционным потенциалом и преобладанием мигрантов в национальной экономике. 
      К первой группе стран можно отнести страны Африки, где чаще всего миграция абсолютно не влияет на национальный рынок труда, но говорить о полном ее отсутствии нельзя, так как миграция в данном случае все равно присутствует, она вызвана политической ситуацией в некоторых странах и носит региональный характер. Ко второй группе стран относятся страны с ограниченным миграционным потенциалом, сюда можно отнести Россию. Специфика этой группы состоит в том, что в странах отсутствует четкое и проработанное законодательство в области приема и адаптации мигрантов, хотя они заинтересованы в зарубежной рабочей силе, как квалифицированной, так и неквалифицированной. 
      Последняя группа включает страны, где их уровень ВВП создается за счет приезжих мигрантов. Число мигрантов здесь может достигать 70–80% от общего числа местных жителей, при этом страны полностью заинтересованы в привлечении иностранных работников. Рассматривая трудовую миграцию, необходимо заметить, что мигрировать в страну могут как высококвалифицированные кадры, так и неквалифицированные. Если страна будет привлекать только низкоквалифицированных рабочих, это будет способствовать развитию низкооплачиваемого труда и приведет к отсталости государства на мировом уровне. 
      Следовательно, государствам необходимо выбрать правильную политику в области трудовой миграции, потому что миграционные процессы влияют на экономику государства как положительно (удовлетворяют потребности в рабочей силе), так и отрицательно (мигранты имеют низкую квалификацию, большинство из них незаконно находятся на территории страны, провоцируют различные межнациональные конфликты и т.д.). В целом миграция является исторически сложившимся фактором, влияющим на национальные рынки труда, так как приезжие мигранты представляют собой огромный трудовой потенциал. Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что любая из национальных экономик в той или иной степени вовлечена в международный миграционный обмен. 
      Статистика выделяет около 22% стран, наиболее активно включенных в мировой рынок труда. Естественно, что наибольшее влияние испытывают национальные рынки труда, имеющие расширенный потенциал миграционных процессов, а степень влияния определяется сложившимся законодательством в данной сфере и определенными факторами, характеризующими рынки труда. Миграция способствует территориальным перемещениям работников и в определенной мере решает проблемы сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда определенных государств. В связи с этим осуществляется изменение структуры занятости на национальных рынках труда, пересматривается численность работников в той или иной сфере реального сектора экономики, совершенствуется качество трудовых ресурсов.
      
      
1.3 Системы управления занятостью населения и ее развитие
    
      Основные направления развитиязанятости определяютсяфакторами,усугубляющимиэту сложнуюситуацию,аименнокрупномасштабнымиизменениямивдемографическойсфере.Чтобыподдерживать на постоянномуровне занятостьвглобальноммасштабеопределеннойдолинаселениятрудоспособноговозраста,необходимо,чтобыв2020годурабочихместбылопримернона 600млн.больше,чемв2005году–главнымобразом,встранахАзиииАфрики кюгу отСахары.
      Еслив некоторыхстранах имеетместосущественноевозрастаниечисленности рабочейсилы–ссередины 1990-хгодовнарыноктрудав Китаеежегодновыходятдополнительнопо8млн.человек,авИндии–по7 млн.,тодругиестраны сталкиваются ссокращениемчисленностинаселения. Так, например,согласно некоторымоценкам,трудовыересурсыУкраинысокращаются примернона160000человек вгод.
      Быстрыйростгородовизменяетструктуру занятости.Какожидается,к2020 году болееполовинынаселенияразвивающихсястранбудетпроживатьвбольшихималыхгородах.В результатетемпы прироста рабочейсилывнесельскогохозяйства будутмногократнопревышать темпы приростатрудовыхресурсов всельском хозяйстве.Впромышленно развитыхстранахтакиеструктурныеперемены длилисьдесятилетиями,асегоднявразвивающихсястранахони разворачиваются втечение жизниодногопоколения. Структурные переменыспособныобеспечитьпоразительноеповышениеэффективности,инекоторые развивающиесястранысмогли быстросузить разрыввуровнях производительности с индустриальноразвитыми странами.
      ВРоссиидо90-хгг.ХХв.системауправленияз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44