VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности функционирования регионального рынка труда и занятости

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007535
Тема: Особенности функционирования регионального рынка труда и занятости
Содержание
ВКР Магистратура

Региональная политика занятости (на примере субъекта РФ)



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА



1.1 Теоретические и методологические аспекты и основные характеристики рынка труда и занятости населения…….………………………



1.2 Особенности функционирования регионального рынка труда и занятости…………………………………………………………………………….



1.3 Методика анализа регионального рынка труда и занятости населения на примере Челябинской области………………………………………… …

2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ



2.1 Оценка динамики структуры занятости и безработицы в Челябинской области……………………………………………………



2.2 Анализ эффективности государственного регулирования занятости населения……………………………………………………









3 ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

3.1 Мониторинг выполнения государственной программы Челябинской области «Содействие  занятости  населения Челябинской области на 2015-2019 годы»… ……………………………………………………………………

3.2 Мероприятия по совершенствованию политики занятости населения в Челябинской области………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Неотъемлемой частью рыночной экономики выступает рынок труда, на котором происходит взаимодействие работников и работодателей, где они достигают взаимоудовлетворяющих условий труда. В его рамках задействовано большинство человеческих ресурсов общества. Рынок труда выступает одним из важнейших элементов хозяйственного механизма экономики страны. Вопросы занятости и безработицы являются главными составляющими рынка, их динамика и уровень отражают сложившуюся ситуацию в регионе, как в положительном, так и в отрицательном русле. Работа посвящена этой актуальной теме – мониторинг регионального рынка труда на примере Челябинской области.

Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию политики занятости в Челябинской области.

Задачи работы:

изучить теоретические подходы в понимании регионального рынка труда, его виды, структуру, особенности, раскрыть основные компоненты, механизм функционирования;

рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие современного регионального рынка труда;

рассмотреть основные особенности функционирования регионального рынка труда;

разработать методику анализа регионального рынка труда;

провести анализ состояния и динамики рынка труда Челябинской области;

провести анализ государственного регулирования рынка труда;

провести мониторинг выполнения государственной программы Челябинской области «Содействие занятости населения Челябинской области на 2015 – 2019 годы»;

выявить существующие проблемы на региональном рынке;

предоставить рекомендации по сокращению безработицы;

В данной работе объектом исследования является рынок труда и занятости на примере Челябинской области.

Результат работы является рекомендательным для включения его в политику занятости населения Челябинской области для повышения эффективности занятости населения, профилактики безработицы и обеспечения социальной защиты населения Челябинской области от безработицы; содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.








1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА



1.1 Теоретические и методологические аспекты и основные характеристики рынка труда и занятости населения

Одной из важнейших сфер жизни социума с социально-экономической точки зрения является сфера труда и занятости. Согласно 37 статье Конституции Российской Федерации, каждый «имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1]. Политика государства в сфере занятости выражает конституционные права граждан на использование своих способностей к труду и возможностей определения выбора деятельности. 

В настоящее время для России характерна переходная экономика. В данных условиях проблемы в сфере труда и занятости населения являются актуальными и затрагивают такие процессы как: функционирование рынка труда, подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, создание и сохранение рабочих мест и другие. 

Государство отводит большое значение политике в сфере занятости. На сферу труда и занятости оказывают влияние многочисленные факторы. Государственная политика занятости включает в себя систему мер, которая реализуется государственными органами власти в отношении сферы труда и занятости. 

Рынок труда и занятости является составной частью рыночной экономики. Государство, учитывает ситуацию на рынке труда и занятости населения,  как с точки зрения спроса (интересов работодателей), так и с точки зрения предложения (наемной рабочей силы). 

В широком понимание рынок труда представляет собой систему трудовых, социальных, правовых и экономических отношений между работодателем и наемным работником в целях учесть интересы двух сторон рынка, а также обеспечения воспроизводства рабочей силы и эффективного использования трудового потенциала работника.

В узком понимании рынок труда рассматривается как система общественных отношений с согласованными интересами между работниками и работодателем.

На настоящий момент существует множество взглядов на понимание понятия «рынок труда» (Таблица 1.1)

Таблица 1.1 – Взгляды на понимание понятия «рынок труда»

Автор

Определение

А.И. Рофе

«Рынок труда — это составная часть структуры рыночной экономики, которая функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления, услуг, жилья, ценных бумаг и др».

Н.А. Волгин

«Рынок труда— совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы»

А. Кашепов

система «общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда»

И.С. Маслова

рынок труда – «система отношений, формирующихся на стоимостной основе между работодателями - собственниками средств производства, и наемными рабочими - владельцами рабочей силы по поводу удовлетворения спроса первых на труд как предпринимателей и потребностей вторых в работе по найму как источнике средств существования»

А.А. Котляр

«это сложная система отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда»

В.В. Леонтьев

«систему социально – экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, владельцами средств производства, предъявившими спрос на наемную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения»



К субъектам рынка труда и занятости относятся:

наемные работники, а также их объединения;

работодатели и их объединения;

государство и его органы.

К категории наемных работников относят граждан, которые продают свою рабочую силу на рынке труда.

К категории «работодатель»- лиц, нанимающих на работу одного или более человек.

Государство представлено органами власти федерального регионального уровней и отраслевыми органами управления. В качестве субъекта рыночных отношений, государство выполняет следующие функции:

Социально- экономические, выражающиеся в создании рабочих мест, что, в свою очередь, обеспечивает полную занятость на рынке труда;

Законодательные: разработка юридических норм и правил, регулирующих рыночные отношения;

Защитная, выражающаяся в защите субъектов рынка труда;

Ролевые, которые связывают с функциями, выполняемыми работодателями.

Следующей категорией рынка труда является рыночная инфраструктура, под которой понимается совокупность институтов, содействующих занятости. 

В узком смысле инфраструктура – это совокупность основных элементов инфраструктуры рынка труда, гарантирующих полную и обоснованную занятость населения, а также достижения взаимосогласованных интересов субъектов рынка.

Особое место в инфраструктуре рынка труда занимают государственные структуры. Как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, что создание социально-ориентированной экономики, которая неразрывно включает в себя занятость населения страны, невозможно без государственного вмешательства или поддержки, именно поэтому государство берет на себя выплаты пособий по безработицы, а также осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Основным элементом инфраструктуры рынка труда является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которая осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центр занятости населения) во взаимодействие с органами местного, регионального управления.

Территориальным органом в Челябинской области, регулирующим вопросы рынка труда и занятости населения является Главное управление по труду и занятости населения, которое оказывает следующие виды услуг:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

информирование о положении на рынке труда Челябинской области;

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

психологическая поддержке, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация проведения оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие самозанятости безработных граждан;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Негосударственные структуры – это частные агентства, осуществляющие свою деятельность на основание лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти Российской Федерации, оказывающие в основном большой спектр консультационных услуг, связанных с выявлением потребностей и возможностей потенциального работника или работодателя, а также публикующих информацию о свободных вакансиях в своих печатных изданиях.

Для нормального функционирования рынка труда и занятости населения также необходимы юридические нормы и социально-экономические программы, которые составляют нормативно-правовую среду, которая обеспечивает наиболее эффективное и рациональное функционирование рынка труда. Она заключена в законодательных актах, нормах, правилах, которые регулируют взаимоотношения между субъектами рынка и определяют их права. Такие нормы определены в Конституции Российской Федерации, в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в Трудовом Кодексе РФ и в других законах, которые конкретизируются в указах Президента РФ и в решениях правительства.

На региональном уровне деятельность рынка труда и занятости населения регламентируется как Федеральными нормативно-правовыми актами, так и региональными.

Все перечисленные компоненты способствуют равновесию спроса и предложения на рынке труда и реализации конституционного права  людей на свободный труд. [Таланова]

Механизм рынка труда – это совокупность взаимосогласованных разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, выражающего интерес в работе по найму на основе информации в виде цены на труд, заключавшаяся в структуру (рисунок 1.1). 



Рисунок 1.1 – Структура механизма рынка труда

Из структуры видно, что рынок труда развивается по законам спроса и предложения, которые не обходят стороной не один рынок в экономике. Спрос на рабочую силу как элемент механизма функционирования рынка труда заключается в потребности работодателей в работниках на любой момент времени для производства товаров и услуг, гармонирующий со спросом в экономике.

Общий спрос на труд представляет собой сумму занятых и имеющихся вакантных рабочих мест. Сумма занятых составляет величину удовлетворенного или реализованного спроса на труд. Количество вакантных рабочих мест – это нереализованный спрос (резервный). Также существует эффективный спрос на рынке труда, который определяется как разность между общим спросом и величиной излишней численности работников. Для нормального функционирования экономики возникает необходимость определения потенциального спроса на труд с учетом перспектив развития. 

Определенные рабочие места связаны с конкретными видами деятельности, с профилем предприятия. Они определяют структуру спроса на труд. То есть спрос на труд дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видов деятельности.

По признаку квалификационного уровня нанимаемых работников структуру спроса можно представить следующим образом:

спрос на квалифицированных работников,

спрос на работников средней квалификации,

спрос на работников низкой квалификации,

спрос на неквалифицированных работников.

В современной экономике смешанного типа кроме рыночного сектора существует нерыночный (государственный), который можно разделить на две группы:

спрос в сфере материального производства,

спрос в сфере нематериального производства.

К первой группе относятся сферы экономики, которые регулируются государством постоянно: рынок труда, рынок товаров, финансы и кредит, конкуренцию, малый бизнес, условия труда и трудовые отношения.

Ко второй группе относятся отрасли нерыночного характера: образование, здравоохранение, культура и др. Также сюда относятся отрасли государственной службы на всех уровнях.

Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, можно сказать, что существуют следующие ограничители спроса на труд:

научно-технический прогресс,

рост производительности общественного труда,

внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция,

цены на продукцию предприятия.

Между ростом цен на продукцию предприятия и расширением спроса на труд существует взаимосвязь. При оценке роли цены в формировании спроса на труд учитывают:

Эластичность спроса.

Границы движения цен.

Цену спроса на труд.

Второй важный компонент из структуры функционирования механизма рынка труда является предложение рабочей силы.

Предложение рабочей силы – это предложение нанимаемого принадлежащей ему способности к труду, которая выступает на рынке труда в качестве товара – покупателю-работодателю за определенную заработную плату на определенный период времени. Как экономическая категория предложение труда выражает отношения собственности двух товаровладельцев: работодателя как собственника средств производства и нанимаемого как собственника рабочей силы. Они являются юридически равноправными, но неравноправны экономически, при этом взаимосвязаны и взаимозависимы.

Время, которым мы располагаем можно распределить на две части: первая – то, время, которое мы тратим на работу; вторая – время, которое мы тратим на досуг.

Мы работаем и получаем свою заработную плату в соответствии с отработанным временем. Наш доход состоит не только из заработной платы, но и других видов доходов, которые не связаны с работой. Мы потребляем набор благ, которые можем приобрести на общий доход. При этом досуг является благом, нормой жизни. Мы увеличиваем полезность от потребляемых нами благ. Таким образом, модель предложения труда можно рассматривать как максимизацию функции полезности индивида. Данная модель «труд-досуг» показывает, что индивид извлекает полезность либо из товаров, приобретенных на свой доход, либо из своего свободного времени.

Когда индивид вступает на рынок труда, он несет некоторые затраты, еще не получив заработную плату за свою работу. К таким денежным издержкам могут относиться: оплата общественного транспорта, оплата прохождения медицинской комиссии, покупка специальной одежды и др. В связи с этим некоторые группы населения выбирают работу в домашнем хозяйстве, где таких издержек нет. Также существуют временные затраты на проезд на работу и обратно. В связи с этим работа является менее привлекательной, чем досуг.

Существование таких издержек ведет к уменьшению нетрудового дохода (например, может прекращаться выплата пособий индивидам, имеющим доход ниже прожиточного минимума). 

Рассмотрим эффекты, которые возникают при изменении масштабов труда. Если досуг – нормально благо, следовательно изменение общего дохода будет оказывать влияние на число часов досуга и работы. Изменении количества часов работы при изменении общего дохода при неизменной ставке зарплаты и предпочтениях – это эффект дохода. При возрастании общего дохода предпочитаемый объем предложения труда уменьшается, при уменьшении возрастает. Таким образом, эффект дохода предложении труда имеет знак «-».

Когда изменяется ставка заработной платы при постоянном общем доходе, меняются альтернативные издержки досуга, что влияет на спрос, досуг и мотивацию к работе. Изменение предложения труда в ответ на изменение ставки заработной платы при постоянном доходе - это эффект замещения. Он имеет положительный знак, то есть при увеличении ставки заработной платы предложение труда возрастает, при уменьшении – снижается. 

Спрос и предложение на труд являются одинаково важными факторами в деле формирования рыночной цены труда. Цена труда – это категория рынка труда, которая формируется и зависит от соотношения спроса и предложения труда (рисунок 1.2).





Рисунок 1.2 – Спрос и предложение на рынке труда

Пересечение кривых спроса и предложения показывают, что есть равновесная цена (w0), при которой интересы субъектов рынка труда совпадают, иными словами рынок находится в равновесии. Это означает, что все работодатели согласны платить реальную заработную плату w0 ,и их спрос удовлетворен. Также в положении равновесия полностью трудоустроены все лица, желающие получить работу. Графически изображены изменения в равновесной заработной плате. Например, если цена опуститься до w1, являясь положительным фактором для работодателя, то для работников нет, поэтому работодателям приходится повышать ставку до удовлетворяющей обе стороны. Если она вырастит до w2, то это станет толчком для конкуренции между работниками за лучшие условия работы (высокая заработная плата), спрос на рабочую силу будет падать и под таким давлением работодатели придут к равновесной цене на труд.

Одним из важных критериев развития рынка труда является занятость, которая представляет собой активную часть трудовых ресурсов страны в возрасте от 15 до 72 лет, в рассматриваемый период выполняющая оплачиваемую работу по найму, на семейных предприятиях, временно отсутствовавшая на работе, а также занимавшаяся в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для продажи или обмена.

В статье 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как законодательно разрешенная деятельность граждан, связанная с удовлетворением общественных и личных потребностей, приносящая им как минимум доход, который бы обеспечивал приемлемый уровень благосостояния.

Занятость также определяют в виде сферы действительности, которая заключается в противоречиях между предложением труда и ограниченным количеством рабочих мест в экономике.

В соответствии с Федеральным Законом №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 2), занятыми считаются следующие категории граждан:

работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу, включая временные и сезонные работы;

самостоятельно обеспечивающие себя работой – лица не работающие, но имеющие предприятие, такие как: фирма (ИП), ферма или предприятие обслуживания;

члены производственных кооперативов;

избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;

временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами);

трудоспособные учащиеся на очной форме обучения в любых учебных заведениях, а также лица, проходящие обучение от Центра занятости населения.

Анализ рынка труда является не полным без исследования безработицы, которая рассматривается в прямой  взаимосвязи с занятостью. Согласно статье 3 ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».

С экономической теории безработица представляет собой превышение предложения над спросом на рабочую силу (рисунок 1.3).



Рисунок 1.3 – Рынок труда. Безработица

На настоящий момент существует множество взглядов на понимание понятия «безработица» (Рисунок 1.4)



Рисунок 1.4 – Определения безработицы



В соответствии с методологическими принципами, выработанными Международной организацией труда, которые используются с незначительными модификациями в большинстве стран мира, к безработным относят лиц, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям: 

• не имели работы (доходного занятия); 

• занимались поиском работы: обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д., или предпринимали шаги к организации собственного дела; 

• были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.

Безработица, с одной стороны, является как бы обратной стороной занятости, с другой стороны - испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость. Тем не менее, безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости, как правило, снижает безработицу, тогда как сокращение — увеличивает ее.

В современной экономической литературе нет единого подхода к классификации безработицы.

Так, В.Я. Иохин выделяет естественную и вынужденную безработицу. В свою очередь, естественная безработица подразделяется на фрикционную, добровольную и институциональную, а вынужденная – на технологическую, структурную и региональную. 

Ряд отечественных ученых классифицирует безработицу на фрикционную, структурную и циклическую, отмечая, что имеется также специфический тип безработицы – скрытая. Отдельно авторы выделяют «экстремальный» тип безработицы, присущий российской экономике. Сферой распространения экстремального типа безработицы они определяют районы интенсивной миграции населения, «горячие точки» и т.д. 

О.С. Белокрылова и Е.В. Михалкина классифицируют безработицу в зависимости от экономических причин, порождающих ее на четыре типа: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную. Отдельно авторы выделяют вынужденную, добровольную и скрытую безработицу.

С.Ю. Рощин и Т.О. Разумова связывают фрикционную безработицу с процессом поиска работником рабочего места. В связи с этим предлагают использовать модель поиска работы. Соотношение между объемами безработицы и вакансиями, существующими в экономике, позволяет проанализировать структурную составляющую безработицы. 

Циклическую безработицу или спросодефицитную авторы определяют как безработицу, возникающую при недостаточном макроэкономическим совокупном спросе, а следовательно, и недостаточном спросе на труд. Спросодефицитная безработица иногда еще называется кейнсианской. 

Ю.М. Остапенко утверждает, что, кроме традиционных видов безработицы, существуют еще следующие: технологическая, конверсионная, добровольная, вынужденная, частичная и др. Отдельно автор выделяет молодежную безработицу, обуславливая ее тем, что выпускники высших и средних специальных учебных заведений не находят спроса на свой труд в силу отсутствия квалификации, опыта работы или других причин.

О.А. Попазова считает, что молодежная безработица возникает, когда выпускники учебных заведений не находят спроса на свой труд (например, в силу недостаточности опыта). 

Колосницина М.Г. за основу выделения различных причин и типов безработицы берет принципиально разные взгляды сторонников неоклассиче- ской и кейнсианской экономической теории. Если экономисты-неоклассики объясняют безработицу несовершенством рынка труда (то есть микроэконо- мическими причинами), то кейнсианцы объясняют безработицу макроэконо- мическими причинами, т.е. дефицитом агрегированного спроса на труд в экономике. Далее автор отмечает, что безработицу классифицируют по следу-ющим типам: фрикционная, структурная, сезонная, безработица избыточного предложения и циклическая.

Ряд современных экономистов классифицируют безработицу по видам: фрикционная, сезонная, структурная, институциональная, циклическая и безработица избыточного предложения. По мнению авторов, институциональная безработица вызвана недостаточно эффективным функционированием инфраструктуры рынка труда (отсутствие, неполная или несвоевременная информация о вакансиях, завышенные пособия по безработице, подрывающие стимулы к трудоустройству, неразвитость программ переподготовки кадров).

В.И. Плакся классифицирует безработицу по различным критериям (степени учета, характеру проявления, причинам возникновения и пр.). Он считает, что такая конкретизация особенно необходима при исследовании проблем, возникающих по поводу безработицы, а также для разработки системы социальной защиты и путей минимизации объема безработицы. Молодежная безработица рассматривается здесь, как разновидность безработицы, классифицируемой по социально-экономическому составу безработных. 

В.А.Павленков классифицирует безработицу на добровольную, вынужденную, фрикционную, структурную, циклическую, скрытую классическую, застойную, длительную, институциональную, хроническую, женскую. Молодежную безработицу В.А.Павленков рассматривает как разновидность функциональной безработицы, определяемой по возрастному признаку. Молодежная безработица, согласно его трактовке – это, прежде всего, безработица выпускников школ, не имеющих профессионально-квалификацион-ной подготовки, а также выпускников специальных средних и высших учебных заведений, что характерно для современного состояния рынка труда в условиях реформируемой экономики России.

М.Е.Сорокина выделяет скрытую форму безработицы, которая, в свою очередь, делится на официальную и неофициальную. Кроме того, автор, основываясь на классификацию безработицы, описанную К. Марксом в труде «Капитал», также рассматривает текучую и застойную форму безработицы. 

Таким образом, проведенный выше анализ показывает, что большинство экономистов выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Назовем их «традиционными». 

Кроме традиционных, определяются такие виды безработицы, как добровольная и вынужденная, скрытая и открытая, институциональная, застойная, хроническая, экстремальная и т.д. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема скрытой безработицы. Такие российские экономисты как В.А.Павленков, В.И.Плакся, М.Е.Сорокина в своих исследованиях особое внимание уделяют вопросу скрытой безработицы: раскрывают сущность, причины, последствия, характеризуют новые виды скрытой безработицы.



1.2 Особенности функционирования регионального рынка труда

Характеристика и анализ любого показателя или рынка экономики строится на данных статистической отчетности в Российской Федерации, которая в свою очередь строится на основе выделения субъектов Федерации. С учетом этого региональный рынок труда можно объяснить как систему взаимоотношений между работодателями и наемными работниками в рамках конкретного субъекта страны, имеющего свои исторические, этнические, экономические особенности.

Локальный рынок труда представляет собой процесс общественных отношений между продавцами и покупателями рабочей силы на территории городов, районов и муниципальных образований, имеющих совпадение с административно-территориальным делением, в результате чего формируется уровень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на местном уровне.

Российские локальные рынки представляют собой составляющие рынка труда на национальном уровне, которые по своему уникальны, где-то территориальная особенность характеризует рынок труда, где-то отраслевая, но только детальное рассмотрение каждого регионального рынка в совокупности иллюстрируют исключительность российского рынка в целом.

Развитие локальных рынков труда на территории России характеризуются неравномерностью, что обусловлено историческими темпами становления рыночных отношений. После распада СССР в России была зафиксирована безработица, но, в момент проведения макроэкономических реформ, в стране выявились регионы с высоким уровнем безработицы, который превышал средний по стране.

Для локальных (региональных) рынков труда существует проблема их замкнутости и ограниченности. Существуют регионы с высоким уровнем замкнутости локальных рынков, обычно в них зафиксированы точечные поселения со слаборазвитой сетью населенных пунктов, большими расстояниями между ними, низкой плотностью населения (в Восточной Сибири и Дальнего Востока), именно такие условия не будут благоприятными для формирования локальных рынков труда. Стоит выделить самый локальный рынок труда, который в большей степени является интегрированным и периферийным среди других – это локальный рынок труда Москвы.

Как отмечалось выше, существует разные подходы к пониманию локальных рынков. Некоторые авторы представляют локальные рынки как отдельные территории внутри региона, причинность появления которых объясняется аналогично региональным.

Для характеристики особенности локальных рынков труда, как регионального, так и отдельной территории внутри данного региона, используются два показателя: уровень безработицы и местоположение (рисунок 1.5).



Рисунок 1.5 – Показатели характеристики локальных (региональных) рынков труда



Локальные рынки российского рынка труда представляют собой корневую систему национального рынка страны, которые заключает в себе не только экономику каждого региона, но уникальные особенности, которые делают его особенным по-своему на фоне других административно-территориальных делений.

Для оценки рынка труда по уровню межфирменной мобильности трудовых ресурсов можно воспользоваться понятиями «открытого», «закрытого» и промежуточного типов рынков труда. 

	«Открытый» тип рынка труда  характеризуется высокими показателями межфирменной мобильности трудовых ресурсов, профессионально-квалификационный уровень которых, позволяет быстро адаптироваться к изменениям потребностей производства и экономической конъюнктуры; для «закрытого» типа рынка труда свойственна низкая межфирменная мобильность трудовых ресурсов, ригидность и «медлительность» восстановления в ситуациях экономических колебаний; применение понятия «промежуточный» рынок труда, обусловлено ситуацией отсутствия в территориальных образованиях доминирования того или иного типа рынка труда.

	Теоретически отличия «открытого» и «закрытого» типа рынка труда проявляются в следующем:

	межфирменная мобильность рабочей силы; «открытому» типу рынка труда свойственна высокая межфирменная мобильность и свободный перелив рабочей силы в связи с перспективой более высокой оплаты труда, карьерного роста и лучших условий труда; «закрытый» тип рынка труда характеризуется низкой межфирменной мобильностью рабочей силы, в силу ориентации на фирменные специальности и технологии; оплата труда и карьерный рост зависят от стажа работника;

	общий профессионально-квалификационный уровень работников; на рынке труда «открытого» типа доля занятых с высшим образованием, выше, чем на «закрытом» рынке труда, что позволяет работникам рынка труда «открытого» типа быстрее адаптироваться к изменениям потребностей производства и экономической конъюнктуры; на рынке труда «закрытого» типа ситуация обратная;

	межотраслевая мобильность рабочей силы; на «открытом» рынке труда относительно высокая из-за универсальности рабочей силы, на «закрытом» – низкая, в силу специфической профессиональной подготовки;

	востребованность услуг служб занятости и продолжительность поиска работы; на рынке труда «открытого» типа безработные активно пользуются услугами службы занятости населения и относительно короткое время тратят на поиск работы, «закрытый» тип рынка труда характеризуется низкой востребованностью услуг службы занятости населения в силу ограниченности предложений по узким специальностям, вследствие чего длительность поиска работы увеличивается;

	реакция на колебания экономической конъюнктуры; для рынка труда «открытого» типа характерна существенная реакция на колебания экономической конъюнктуры, для «закрытого» типа – слабая реакция.

	Межфирменная мобильность работников имеет существенное отличие по отраслям экономики, а регионы отличаются отраслевой структурой экономики и занятости, что в свою очередь влияет на общий уровень межфирменной мобильности трудовых ресурсов субъектов РФ. Таким образом, наличие региональных рынков труда «открытого», «закрытого» и промежуточного типов определяется действием комплекса факторов микро-, мезо- и макроуровня.

	Тип рынка труда («открытый»/«закрытый») определяется, прежде всего, специфическими условиями и особенностями содержания трудовой деятельности на предприятиях, соответственно, имеет отраслевую локализацию, и зависит от факторов микроуровня: 

	1) масштаба и диверсифицированности трудовых ресурсов предприятий;

	2) требований к профессиональной подготовке кадров (ориентация на законченную профессиональную подготовку или обучение и подготовка непосредственно на предприятии или рабочем месте); 

	3) специфики контрактных отношений (формирование долгосрочных трудовых отношений, основанных на привязанности и разделении персоналом миссии, целей и корпоративной культуры фирмы, значительных социальных гарантий, зависимость заработной платы от выслуги; либо напротив, формализованная структура управления и контроля, карьера и оплата о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44