- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность регионального потребительского рынка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002011 |
Тема: | Сущность регионального потребительского рынка |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………… 3 1. Сущность регионального потребительского рынка……………………………………………………………. 4 1.1. Потребительский рынок в структуре регионального рынка 4 1.2. Понятие регионального потребительского рынка………… 4 1.3. Комплекс отраслей по производству товаров народного потребления………………………………………………………. 8 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ…………………….. 18 2.1. Инфраструктура регионального рынка………………………. 18 2.2. Тенденции развития товарных рынков………………………. 21 Заключение…………………………………………………………. 35 Список литературы………………………………………………… 38 ВВЕДЕНИЕ В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Региональные рынки - рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров Формирование региональных рынков должно осуществляться с учетом функций и особенностей различных типов субъектов региональных рыночных отношений. При этом следует отметить, что рыночные отношения являются не единственно возможным средством регулирования взаимоотношений субъектов в региональной экономике. Деятельность субъектов в новых условиях регулируется системой экономических, административных и правовых норм. Эффективному управлению на региональном уровне препятствует отсутствие четкой системы регулирования регионального воспроизводственного процесса. Поэтому одна из главных задач в сфере управления экономикой региона на современном этапе развития – объединение имеющихся отдельных элементов в единую систему управления. Отсутствие единой системы регулирования региональных рынков приводит ко многим негативным последствиям, связанным с нарушением нормального воспроизводства товарных и денежных ресурсов региона. В последнее время возникает немало дискуссий по проблемам регулирования региональных рынков. И одно из важнейших мест в них отводится проблеме государственного регулированиям регионального потребительского рынка. 1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 1.1. Потребительский рынок в структуре регионального рынка Потребительский рынок страны является совокупностью региональных потребительских рынков. В региональной экономике, как и в экономике в целом, наряду с потребительским рынком, действуют рынки труда, товаропроизводителей, капитала, топливно-энергетических ресурсов и т.д. Каждый из них отличается определенной структурой организации, механизмом взаимодействия с другими категориями рынков, функциональным назначением и другими признаками в общей структуре экономики региона. Однако по своей социальной и экономической значимости потребительский рынок товаров и услуг занимает особое место. Современный период развития рыночного механизма характеризуется переходом к экономической самостоятельности региональных систем в условиях укрепления рыночных отношений и ослабления распределительных функций центральных органов управления. В связи с этим, необходимо использование системы регулирования, обеспечивающей эффективное развитие потребительского рынка в условиях демократизации управленческих функций, действия рыночных механизмов мотивации и изменения методологии регионального управления. Товары и услуги – важнейший социально-экономический критерий оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения. В рыночной экономике товары и услуги реализуются и воспроизводятся в условиях конкурентной среды на рынке потребления. 1.2. Понятие регионального потребительского рынка Региональный потребительский рынок – это действующая модель для разработки и реализации социально-экономической политики в регионе. В рыночной экономике политика любой демократической страны декларируется как социально ориентированная, то есть приоритет социально-экономического развития страны отдается ее гражданам-потребителям. По состоянию потребительского рынка судят об уровне развития экономики и положения населения. Поэтому деятельность потребительского рынка должна быть в центре внимания законодательной и исполнительной властей всех уровней, а политика в области его развития – понятна потребителям и всем участникам связанных с ним процессов. Поэтому проблема нормального функционирования и развития рынка весьма актуальна и должна рассматриваться в различных аспектах развития рыночной экономики и с позиций его государственного регулирования. Системный подход к проблемам экономики и управления потребительским рынком позволяет в целом свете увидеть в его деятельности многое, подлежащее планомерному и обоснованному совершенствованию и реформированию. Потребительский рынок, с одной стороны, является одной из отраслей рыночной экономики страны, взаимодействующей с остальными отраслями по правилам, установленным государством, с другой – автономной системой, в которой отношения между участниками взаимосвязаны и регулируются, прежде всего, государственными правовыми актами. Такая система не может функционировать и развиваться на основе саморегулирования. Государство обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для развития предпринимательства, для цивилизованной конкуренции проектов, товаров, предприятий, для соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов демократизации общества и либерализации экономики. Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка. Региональная политика развития потребительского рынка является решающим условием обеспечения баланса интересов его участников. Государственное регулирование и общую координирующую функцию деятельности рынка на данном этапе развития рыночных отношений должны осуществлять органы исполнительной власти во взаимодействии с общественными институтами предпринимателей и потребителей и под их контролем. Органы исполнительной власти должны обеспечивать единую для всех участников нормативно-правовую базу деятельности на потребительском рынке, создавать экономические условия для развития конкуренции среди продавцов товаров и производителей услуг, содействовать развитию наиболее эффективных организационных форм деятельности участников рынка и обеспечить соблюдение действующего законодательства и защиты прав потребителей. Существующий бюрократический режим деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях без централизованной системы общественного контроля не только сохраняет, но и усиливает коррупцию и теневую экономику. Независимый общественный контроль отсутствует по всем направлениям деятельности потребительского рынка: при разработке нормативно-правовых документов и их исполнении, при решении финансовых, социально-экономических и организационных вопросов развития предпринимательства, при организации и проведении контрольно-надзорной деятельности, при разрешении конфликтных ситуаций и споров. Это все еще раз подтверждает идею о не достаточном применении принципов государственного регулирования и общественного контроля. В будущем приоритет этой функции в деятельности и развитии потребительского рынка должны быть за общественными организациями предпринимателей и потребителей, созданными на профессиональной основе и действующими при поддержке государства. Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения. Рынок промышленных товаров, как и потребительский рынок, в целом можно подразделить на огромное количество рынков товаров по отраслевому признаку. В централизованно управляемой советской экономике этот рынок был в значительной степени огосударствлен, рыночная свобода сохранилась лишь на вещевых рынках, так называемых толкучках, частично в комиссионной торговле да еще в не меньшей степени в форме индивидуальных служебно-домашних продаж на нелегальных «бытовых» рынках. Объемы таких продаж и виды продаваемых товаров были такими, что правомерно перенести на них модное на Западе название «блошиные рынки». По мере перехода к рыночной экономике российский рынок промышленных товаров становится не только свободным, но и приобретает цивилизованное лицо. Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения. Чаше всего субъектами этого рынка выступают предприятия и фирмы, производящие услуги, но велика роль государства в качестве заказчика, а иногда и продавца таких услуг, как образование, здравоохранение, оборона. Пользователями этих услуг выступают домашние хозяйства, фирмы, иногда само государство. Характерно, что рынок услуг пустил глубокие корни еще в российской экономике советского периода. Не менее половины услуг, считавшихся государственными, бесплатными, были реально платными для их потребителей. Теневой рынок услуг процветал практически во всех сферах обслуживания, с ним вынуждены были смириться и власть предержащие и население. Поэтому переход к свободному рынку бытовых коммунальных услуг в России во многом означал лишь снятие с них полуфиктивного государственного «покрывала». 1.3. Комплекс отраслей по производству товаров народного потребления Легкая промышленность объединяет группу отраслей обеспечивающих население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления. В последние годы ситуация в этой отрасли сложилась очень серьезная. Ее удельный вес в структуре промышленности РФ заметно снизился. Сократилось производство отечественной продукции, при этом увеличился импорт товаров народного потребления, в том числе западноевропейских стран, США и Китая (табл. 1). Легкая промышленность имеет тесный контакт с сельским хозяйством, особенно на стадии первичной обработки сырья. На размещение предприятий оказывают влияние потребительский и сырьевой факторы, а также наличие трудовых ресурсов. Кроме сельского хозяйства сырьевой базой для легкой промышленности служит химия (органический синтез) при производстве искусственных и синтетических материалов (искусственный шелк и кожа, химическое волокно, синтетический каучук и др.). Таблица 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности1 Производство 1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г. 20011 Ткани всех видов, 6,9 7,5 8,4 1,4 млрд. м В том числе: хлопчато- 5 5,3 5,6 1,2 2,1 бумажных 0,06 шерстяных 0,5 0,5 0,5 0,07 льняных и пеньково- 0,6 0,5 0,6 ОД I,1 джутовых 1,2 11 9 шелковых 0,8 1 1 0,2 Обувь, млн. пар 350 351 385 52 В составе легкой промышленности самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых является текстильная промышленность. Исторически она сложилась в Центральном районе и на Северо-Западе (на привозном сырье, главные факторы — потребительский и наличие трудовых ресурсов), а затем получила развитие и в других районах России. Только в Центральном районе в начале 90-х годов вырабатывалось до 70% всех хлопчатобумажных тканей (основные центры: Иваново, Москва, Ярославль, Орехово-Зуево, Ногинск, Тверь и др.), до 80% льняных (Кострома, Вязники), около 30% шелковых (Москва, Нарофоминск и др.), до 60% шерстяных (Москва и др.). Используя привозное сырье, Центральный район большую часть готовой продукции вывозил в другие районы РФ. В настоящее время, из-за конкуренции с импортными товарами, широко ввозимыми в Россию, а также в связи с резким сокращением поставок сырья из среднеазиатских республик (которые поставляли в Россию хлопок), хлопчатобумажная промышленность испытывает очень большие трудности. В некоторых городах производство почти полностью остановлены. Аналогичные процессы отмечаются и во всех других подотраслях легкой промышленности России. Пищевая промышленность включает в себя производства, обеспечивающие население продуктами питания. Она больше чем другие отрасли связана с сельским хозяйством, так как получает от него сырье (зерно, молоко, картофель сахарную свеклу и др.) и входит в состав агропромышленного комплекса. Большое значение имеют межотраслевые связи пищевой промышленности с машиностроением, энергетикой и другими отраслями промышленности. Одна группа производств пищевой промышленности — предприятия сахарной, маслодельной, винодельной крупяной а также чайной, консервной и рыбной промышленности -размещается ближе к источникам сырья (сельскохозяйственному сырью). Так, например, предприятия по консервированию овощей, фруктов находятся на Северном Кавказе в Поволжье. Мясокомбинаты создаются в местах, где развито скотоводство, так как выгоднее перевозить мясо, а не живой скот т.д. Заводы по производству рыбных консервов размещаются в портовых городах. Ценные сорта рыбы, крабов, икру Россия экспортирует. Однако в последние годы вылов морепродуктов значительно сократился. В крайне тяжелом положении после распада СССР оказалось рыболовное хозяйство и рыбная промышленность России. Большинство лучших рыболовных судов остались в портах приписки. И фактически на морских «угодьях» Мирового океана нет больше рыболовного флота России. Да и в ближних морях Севера и Дальнего Востока его позиции (в том числе в 200-мильной экономической зоне РФ) становятся все более слабыми под натиском рыболовных судов других государств. Потребительские товарные рынки Большая группа отраслей хозяйства производит предметы личного и коллективного непроизводственного потребления (продукты питания, одежду, обувь, мебель и т. д.), составляющие основу жизнеобеспечения общества, удовлетворения его непосредственных Потребностей. Потребительские межотраслевые комплексы состоят из отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности {агропромышленный комплекс), легкой промышленности и производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (комплекс промышленных товаров потребления). Это важнейшая часть так называемого второго подразделения общественного производства, а в промышленности — группа «Б». Весь потребительский комплекс формирует 3/5 суммарной продукции промышленности и сельского хозяйства. Потребительские отрасли представлены в крупных масштабах почти во всех экономических районах, но половина производства комплекса приходится на Центр, Поволжье и Урал. Их основное звено — агропромышленный комплекс (АПК), обеспечивающий страну продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и во многом определяющий уровень жизни народа и социально-экономический прогресс. Интеграция сельского хозяйства и предприятий, перерабатывающих его сырье, преодолевает пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции. Структура сельского хозяйства, особенности размещения его отраслей, сильно зависящие от природного фактора, изменяются и под влиянием исторических и экономических условий. В связи с освоением целинных и залежных земель (50-е годы) увеличился удельный вес восточных районов в производстве зерна; за десятилетия многие культуры продвинулись на север; расширились ареалы земледелия в южных районах; получили развитие пригородные базы сельскохозяйственного производства и т. д. Научно обоснованное размещение сельского хозяйства требует учета не только многообразия естественных условий производства, оказывающих воздействие на состав и объем продукции, затраты труда и т. д., но и повсеместных потребностей населения в продуктах, промышленности в сырье земледелия и животноводства, а также специфики сельскохозяйственного производства. Последняя заключается в эффективном сочетании различных земледельческих и животноводческих отраслей при выделении одной или двух-трех профилирующих. Размещение потребительских комплексов, особенно АПК, относительно повсеместно, однако при существенных различиях зональной специализации. Под воздействием различных факторов размещения земледелия сложились зоны преимущественного распространения его отраслей: в зерновом хозяйстве — основе товарного сельскохозяйственного производства — наибольшее значение приобрели степные и лесостепные районы юга и юго-востока Европейской России и юга Сибири; на Северный Кавказ и Центральное Черноземье приходится 1/3, на Урал и Поволжье — 1/3, на Западную Сибирь - около 1/5 всего валового сбора зерна (при прямых затратах труда в 2—3 раза ниже средних); наряду с этим расширяется производство зерна в Нечерноземной зоне; в производстве технических культур важную роль для льноводства играют влагоизбыточные районы Нечерноземной зоны (Европейский Север, Северо-Запад, Центр, Волго-Вятка); в выращивании сахарной свеклы — обеспеченные теплом и влагой районы юга России (Центральное Черноземье, Северный Кавказ), где затраты на эту культуру в 1,5-2 раза ниже средних; для культивирования подсолнечника - как засушливые степные районы Поволжья, так и увлажненные районы Центрального Черноземья и Северного Кавказа; все технические культуры к тому же трудоемкие (по сравнению с зерновыми подсолнечник — в 1,5—2 раза выше); в картофеле- и овощеводстве, распространенных почти повсеместно, наиболее эффективно выращивание культур в западных и центральных нечерноземных (картофель) и южноевропейских и нижневолжских (овощи) районах. При современном уровне механизации возделывание этих культур в 10-35 раз более трудоемко, чем зерновых. Размещение животноводства сильно зависит от кормовой базы в регионах (кормовые корнеплоды, зерно, сеяные травы, отходы пищевых производств, естественные корма на пастбищах). Зона интенсивного молочного и молочно-мясного скотоводства охватывает районы Центра, Европейского Севера, Северо-Запада, Центрального Черноземья, а также Урала и Западной Сибири (пастбишно-стойловое содержание скота с использованием естественных и полевых кормов, комбикормов и т. п.). Мясо-молочное и мясное скотоводство (преимущественно на пастбищных кормах) распространено в засушливых степных районах юга, юго-востока и востока (степное Заволжье, Зауралье, Забайкалье и др.). При относительно равномерном размещении перерабатывающих отраслей АПК (пищевая промышленность) наблюдаются их неоправданная, чрезмерная концентрация в отдельных районах и центрах (производство кондитерских изделий, сахара-песка, растительного масла и т. д.) и недостаточный уровень развития в местах, богатых сельскохозяйственным сырьем. Предприятия (хлебопекарные, кондитерские, молочные, пивоваренные, сахарорафинадные и др.), производящие скоропортящуюся и нетранспортабельную продукцию, целесообразно размещать в районах ее потребления. Они, как правило, обеспечивают суточную потребность городов и городских районов в хлебе, молоке и молочных продуктах (для города с 0,5 млн жителей требуется в сутки 2000 т хлеба и 325 т молока и молочных продуктов). Предприятия, перерабатывающие нетранспортабельное и не выдерживающее длительного хранения сырье, дислоцируются в зонах его производства (консервная, молочная, винодельческая, рыбная и другие отрасли). В районах сырьевых баз находятся и предприятия, отличающиеся сырьеемкостью производства (сахарные, маслобойные и др.)- Для выработки 1 т сахара-песка требуется 5—6 т сахарной свеклы, 1 т растительного масла — 3—4 т маслосемян. Принимаются во внимание и другие особенности: транспортабельность сырья, развитие холодильной техники и т. д. Так, предприятия мукомольн о-крупяной промышленности размещают не в районах сбора сырья, а в местах потребления муки, поскольку зерно более транспортабельно. Прогресс в рефрижераторной технике позволяет создавать мясокомбинаты в районах интенсивного животноводства, откуда продукция в охлажденном или замороженном виде перевозится на большие расстояния. Среди специализированных районов по производству продуктов питания выделяются Поволжский, Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный (выработка сахара-песка, овощных и плодовых консервов, растительного масла, вин и безалкогольных напитков и др). Крупная и разнообразная пищевая промышленность функционирует в столичных и областных центрах. Особенности межрайонных связей и территориальных границ рынков по продукции АПК определяются, с одной стороны, повсеместностью ее потребления, с другой — концентрацией производства, вызванной региональной специализацией. Средняя дальность перевозок по железным дорогам зерна и продуктов перемола составляет свыше 1 тыс. км. Комплекс промышленных товаров потребления, вырабатывающий ныне менее половины объема продукции группы «Б», в дальнейшем будет в ней доминировать. В 1999 г. производство тканей составило 1666 млн м2, обуви -30 млн пар, телевизоров - 281 тыс. (1993 г. — 4 млн) шт., холодильников и морозильников - 1,2 млн шт., что значительно меньше наивысшего уровня в 1988-1989 гг. (по тканям - почти в 6 раз, обуви — в 10, по телевизорам - в 17 раз и т. д.). Территориальная организация легкой промышленности обусловлена влиянием потребительского и сырьевого факторов. На стадии первичной обработки волокнистого сырья (льна, конопли и др.) производство тяготеет к сырьевым базам. В отличие от этого животноводческое сырье подвергается первичной обработке вдали от мест образования (мойка шерсти и т. п.). Размещение кожевенного производства зависит от мясной промышленности. Крупной сырьевой базой легкой промышленности служат химические материалы, полученные из продуктов органического синтеза, применение которых быстро увеличивается. Производство готовой продукции характеризуется более сложным размещением. Все отрасли легкой промышленности (за исключением первичной обработки сырья) по характеру размещения подразделяются на три группы: 1) с одновременной ориентацией и на сырье, и на потребителя - хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, пенькоджутовая, трикотажная; 2) тяготеющие к потребителю — обувная и швейная; 3) с ориентацией на сырье — льняная. В составе легкой промышленности самая крупная по объему продукции и по числу занятых — текстильная промышленность. Главную роль в выработке тканей (3/4 всего объема) играет Центральный район, где исторически сформировался один из крупнейших очагов текстильного производства. Среди новых текстильных районов — Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ. Из-за больших затруднений с получением среднеазиатского хлопка после разрушения СССР хлопчатобумажная промышленность Центра впала в глубокий кризис, обостренный скоплением десятков предприятий в отдельных регионах (особенно Ивановская и Владимирская области), зачастую в моноспециализированных пром-центрах, и занятостью на предприятиях почти исключительно женской рабочей силы. Не миновали трудности и новых текстильных центров. Например, в Сибири они испытывают дефицит кадров из-за сложности привлечения (при пониженной заработной плате) лучше материально обеспеченных вторых членов семей шахтеров и металлургов, а также из-за конкуренции новых, более привлекательных «женских» отраслей (производство химического волокна и др.). Это вызвало еше в советские годы хроническую недогрузку производственных мощностей (большие текстильные комбинаты необдуманно построили в расчете на использование якобы свободных женских рабочих рук). Неуклонно возрастает значение в производстве предметов потребления отраслей, выпускающих товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Данная тенденция усиливается с налаживанием эффективных рыночных отношений. Массовым и серийным выпуском этой группы товаров заняты предприятия всех отраслей тяжелой промышленности, прежде всего гражданской машиностроительной и оборонной (радиотехнической, электронной, оптико-механической, часовой, электротехнической, автомобильной), а также металлургической, химической, лесоперерабатывающей и т. д. Вследствие массовости потребления многих товаров, их транспортабельности (в упаковке), технической и технологической сложности производства (наукоемкость, трудоемкость) предприятия такого рода обычно сосредоточены s крупных промышленных и научно-технических центрах, располагающих квалифицированными кадрами, солидной научно-исследовательской и проектно- конструкторе кой базой и имеющих хорошие транспортные связи со смежниками. Основные мощности часовой промышленности размещены в Центральном и Поволжском районах; по выпуску радио-, телетоваров и видеоаппаратуры — в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Уральском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском; бытовых машин и приборов — в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском, Восточно-Сибирском; мебели - в Центральной и Южной России, в Сибири и других районах. Актуальными проблемами форсированного подъема потребительских отраслей и улучшения их региональной структуры являются: • повсеместная активизация потребительского сектора народного хозяйства с целью полного обеспечения населения товарами народного потребления, а промышленности — сельскохозяйственным сырьем; коренное улучшение качества и ассортимента выпускаемой продукции, учитывая технико-экономические (трудоемкость, прибыльность) и региональные особенности отраслей; Таблица 2. Сдвиги в региональной специализации на продукции потребительских межотраслевых комплексов хозяйства (индексы локализации, РФ = 1) Экономические районы Межотраслевые комплексы агропромышленный1 промышленных товаров потребления 1985 г. 1995 г. 1985 г. 1995 г. Северный Северо-Западный Центральный Волго-Вятский Центрально-Черноземный Северо-Кавказский Поволжский Уральский Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный 0,46 0,79 1,00 1,52 1,74 1,02 1,25 1,13 1,10 1,03 1,34 1,85 1,17 1,14 1,40 1,40 1,05 1,27 1,41 1,48 1,95 2,45 1 Сельское хозяйство и пищевая (с мукомольной) промышленность; специализация определена по удельному весу АПК в суммарной продукции промышленности и сельского хозяйства. • всемерная интенсификация сельскохозяйственного производства в различных регионах на машинной и агротехнической основе, для чего необходимо в аграрной политике отдавать приоритет развитию крупных хозяйств различных форм собственности, превращая их в высокотоварные и низкозатратные при расширении различных видов производственной и снабженческо-сбытовой кооперации; • развитие и укрепление мерами государственной поддержки рациональной специализации сельского хозяйства по природно-хозяйственным зонам как важного условия роста производительности труда и товарности производства; • особое внимание к наполнению рынка товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения, где отставание потребления от мирового уровня наиболее заметно; улучшение технических, потребительских и эстетических свойств выпускаемой продукции, прежде всего бытовой техники, облегчающей труд и сокращающей затраты в домашнем хозяйстве; упор на выпуск не отдельных изделий, а целых комплектов такой техники; • более широкое использование при развитии и размещении потребительских отраслей преимуществ территориального разделения труда взамен господствующей концепции, рассматривающей их только как обслуживающие подразделения региональной экономики; усиление зональной специализации сельского хозяйства; организация систем устойчивых межотраслевых сельскохозяйственных комплексов по макрозонам (Европейская часть, Восток), совершенствующих территориальную структуру АПК и гарантирующих от пагубного влияния неблагоприятных погодных условий; • переход в легкой промышленности от распространенных комбинированных производств к кустовому размещению узкоспециализированных предприятий в компактных ареалах городов и районов с кооперированием основных производств (несколько прядильно-ткацких фабрик с центрально-отделочным производством и т. п.) в составе производственных объединений. Это обеспечивает улучшение использования трудовых ресурсов в малых и средних городах и дает другие экономические выгоды. В ближайший период приоритетными отраслями российской экономики, помимо ТЭК, могут быть сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство потребительских товаров длительного пользования (на базе ВПК), строительство, особенно жилищное. Они отвечают растущему спросу на рынке и быстрой окупаемости капитала. Следовательно, районами наиболее интенсивного развития в этот период будут те, которые располагают свободными производственными мощностями, кадрами и инфраструктурой указанных отраслей. В средне- и долгосрочной перспективе упор должен быть сделан на развитие передовых, наукоемких отраслей ведущих комплексов и разнообразных отраслей потребительских комплексов с выпуском широкого ассортимента высококачественных товаров. Во всех регионах, с учетом территориального разделения труда, предстоит добиваться как высокого научно-технического уровня производства, так и нового качественного уровня личного потребления. В последние годы проблемы перестройки экономики и вопросы конкуренции с зарубежной продукцией коснулись и пищевой промышленности России. Производство продукции существенно снизилось. Страна импортирует широкий ассортимент продовольственных товаров. Так, например, одной из наиболее часто обсуждаемых проблем является вопрос импорта мяса и мясной продукции. По мнению специалистов, если мы не будем защищать свой рынок, то десятки тысяч тонн замороженной говядины будут приходить из стран ЕС, а мясо птицы из США и т.д. Это фактически разрушит внутренний рынок. При этом не следует забывать, что у отечественной мясной продукции есть неоспоримые преимущества. На Западе при выращивании скота и птицы широко применяют антибиотики. У нас такой метод не применяется, соответственно, отечественное мясо (как и многая другая продовольственная продукция) экологически чистое и безопасное для здоровья населения. 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ 2.1. Инфраструктура регионального рынка Региональный товарный рынок имеет инфраструктуру в виде организаций материально-технического снабжения и сбыта2: • товарные биржи, аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические информационно-маркетинговые центры, оптовые базы и склады, магазины и т. д., • региональные структуры специальных государственных органов (контрактной, антимонопольной систем и т. п.). В инфраструктуру внешней торговли входят торговые коммерческие центры, торгово-промышленные палаты, торговые дома, выставки, ярмарки и др. Региональные товарные и товарно-сырьевые биржи образуются с целью создания условий для осуществления покупателями и продавцами товаров торговых, коммерческо-посреднических и иных операций (сделок). Они проводят торги и аукционы, продажу контрактов, заключение хозяйственных договоров на поставку продукции, предоставляют клиентам информационные, рекламные и другие коммерческие услуги. Оптовая купля-продажа проводится по образцам товаров или по стандартам, товарная биржа регулирует цены на региональном товарном рынке. В 1913 г. в России была 91 товарная биржа, в том числе специализированные (хлебные, мясные, нефтяные и т. д.); во времена нэпа в СССР действовала 101 товарная биржа. В 1994 г. функционировало 105 товарно-сырьевых, товарных и товарно-фондовых бирж. Больше всего их в Центральном (24), Дальневосточном (15), Северо-Кавказском (14) и Поволжском (10) районах. Торговля как общественная форма обмена продуктами труда, услугами и как отрасль хозяйства, осуществляющая посредническую деятельность по купле-продаже товаров составляет неотъемлемую часть народного хозяйства, а в рыночной экономике ей принадлежит ключевая роль. Она — связующее звено между потреблением и производством, рыночным спросом и предложением. Рост товарного обращения и материальной базы торговли служит важнейшим показателем формирования рынка и рыночной среды. Торговый потенциал регионов определяется масштабами развития и структурой их оптовой и розничной торговли, мощностью товаропроводящей сети (емкостью инфраструктуры торговли) и объемами товарных ресурсов (запасы товаров) и торгового оборота. Оптовая торговля организует реализацию крупных масс товаров производственного сектора, поставляя их розничной торговле (через товарные биржи, частные и государственные оптово-торговые организации и объединения). Удельный вес реализации товаров при посредничестве оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25%, уровень снабженческо-сбытовых надбавок оптовой торговли — 23%, в том числе частной — 31%. Розничная торговля — конечное торговое звено на пути к непосредственному потребителю. Торговля связывает районы производства товаров с районами их потребления и является крупным сектором хозяйственных комплексов регионов. Именно от размещения товаропроводящей сети, а не от производственных мощностей, зависит, в первую очередь, снабжение хозяйства и населения различных регионов необходимыми товарами. Например, тканями жителей обеспечивает не текстильная фабрика, будь она даже в том же регионе, а магазины по их продаже. Розничная торговая сеть насчитывает почти 200 тыс. магазинов с торговой площадью свыше 28 млн м2, 68 тыс. предприятий общественного питания с 5 млн мест (....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: